Социальный проектирование как сделать лучше общество

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

О социальном проектировании заговорили не так давно, предпочтительнее было писать о социальном планировании и программировании. Но появление класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительстве, дизайне среди прочих типов социально-инженерной деятельности выделили социальное проектирование.

Содержание

Введение
Глава 1. Социальное проектирование
1.1. История развития социального проектирования
1.2. Этапы социального проектирования
1.3. Методы социального проектирования
Глава 2. Форсайт
Заключение
Список использованных источников

Введение

О социальном проектировании заговорили не так давно, предпочтительнее было писать о социальном планировании и программировании. Но появление класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительстве, дизайне среди прочих типов социально-инженерной деятельности выделили социальное проектирование.

В современных условиях возрастающей потребностью становится проектирование социальных систем, которое в принципе сводится к определению будущего состояния конкретного социального объекта, процесса, явления в пределах определенной программы и плана.

Социальное проектирование столь необходимо при планировании социально значимых проектов, задействующих большое количество людей, крупных проектов с большой финансовой ответственностью. Грамотное социальное проектирование способно помочь избежать неэффективности, на этапе планирования отсеять невыполнимые задачи, создать необходимые условия для реализации целей, определить средства и так далее. Всё это даёт возможность получить наилучший результат или научным путём убедиться в необходимости корректировки цели.

Тема социального проектирования не может не быть актуальной, с развитием общества меняются условия, и то, что было невозможным десять лет назад, сейчас вполне доступно. Информация – это главное условие проектирования, и объём информации постоянно растёт. К тому же в рамках научной действительности это понятие довольно молодо и оправдывает интерес к себе со стороны людей, занимающихся социологией, политологией, психологией, менеджментом и др.

Глава 1. Социальное проектирование

1.1. История развития социального проектирования

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Проектирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Проектирование означает определение версий или вариантов развития того или иного явления.

Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат.

Субъект социального проектирования — это тот, кто осуществляет проектирование с целью преобразования социальной действительности. В качестве субъекта выступают: различные носители управленческой деятельности – отдельные личности и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. д. Необходимая черта субъекта проектирования — его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования.

Объект социального проектирования – это тот, на ком осуществляется процесс проектирования. Это могут быть объекты самой различной природы:

1) человек как индивид и субъект деятельности со своими потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, семейно-бытовые, межличностные, трудовые и т.п.);

4) элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т. п.).

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Изучение объекта и субъекта позволяет накопить определённый объём информации (информационный массив), что является необходимым условием и источником социального проектирования. Анализ информации, материала различных социологических исследований позволяет осуществить проектирование и сделать это так, чтобы оно отвечало заданным целям.

Основная цель социального проектирования — создание с помощью информационного массива социальных проектов. Социальный проект представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные и научно обоснованные характеристики, дающие конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей и наличии определенных условий: финансовых, трудовых, материальных, энергетических, интеллектуальных и других.

В последующие годы предпочитали рассуждать скорее о социальном планировании, программно-целевых методах или нововведениях, нежели о социальном проектировании как таковом. Вместе с тем появление в 1970-е гг. класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, политики, духовной жизни, а также градостроительства и дизайна, в полной мере продемонстрировавших, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ, потребовало выделения социального проектирования в качестве самостоятельной технологии реализации социологического знания. [10, с. 96]

Однако, существует ещё две интересных точки зрения относительно возникновения социального проектирования.

И ведь, действительно, человеку всегда хотелось заглянуть в будущее, и даже в далёком прошлом, когда полученную информацию о будущем невозможно было верифицировать – различного рода предсказания, гадания, шаманизм. А в настоящее время, используя накопленные знания и опыт, применяя оправдавшие себя методы и методики, можно получить данные, от которых будут зависеть дальнейшие действия субъекта процесса. Можно ли сравнить проектирование с профессиональным чутьём – однозначно нет, даже при том условии, что результаты обоих процессов могут быть идентичными. Проектирование – это сложный многоуровневый процесс, в котором хоть и присутствует доля субъективизма (всё же проектированием занимается субъект), всё же он призван минимизировать эмоциональное отношение к прошлому опыту. Для этой цели весь процесс разбивается на несколько этапов, применяются определённые методики, учитываются все условия — система социальных явлений и процессов, оказывающая определенное влияние на проектную деятельность (отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т. п.).

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Существует также точка зрения, что социальное проектирование формируется только сейчас, поскольку в настоящее время произошло осознание социального проектирования, формируется база методов проектирования. На основании представлений о социальном проектировании, сформированных ранее, развиваются положения положения о социальном проектировании, идущие в рамках управленческой науки.

В настоящее время реально сложились следующие подходы к раскрытию сущности социального проектирования. Первый подход рассматривает проектирование как специфическую деятельность, результатом которой является разработка научно обоснованных вариантов (моделей) прогнозируемого и планируемого развития новых объектов, социальных явлений и процессов в контексте решения определенных задач. Важной составной частью социального проекта выступает прогнозная деятельность. Второй подход трактует социальное проектирование как директивное (нормативно-целевое) определение будущего состояния конкретного объекта социальной среды, связывая его с реализацией долгосрочных программ и планов развития. Третий подход характеризует социальное проектирование как один из видов социального планирования.

социальное проектирование / социальный субъект / бессубъектность / социальная технология / ответственность / культура / структурно-конфигуративный паттерн культуры / эпистемологический контекст / случайность / управляющий класс / элита.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Митрошенков О. А.

Проблема субъектности и бессубъектное состояние России в контексте экономоцентричности современной эпохи

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕДЕЛЫ

Ключевые слова: социальное проектирование, социальный субъект, бессубъектность, социальная технология, ответственность, культура, структурно-конфигуративный паттерн культуры, эпистемологический контекст, случайность, управляющий класс, элита.

1. Субъектное измерение социального проектирования

Сначала о том, что автор понимает под субъектом. Поскольку речь идет о социальном проектировании, должно говорить именно о социальном субъекте.

Под социальным субъектом здесь понимаются общности, институты (социальные) или личности, способные самостоятельно принимать социально (а не личностно) значимые решения, реализовывать их и нести за них ответственность в виде заранее предусмотренных и известных санкций или неотвратимо наступающих последствий. Например, если правительство или отдельные министры принимают неудачные решения и экономическая ситуация ухудшилась, а реформы неэффективны - они должно уходить в отставку. В ином случае (т.е. если общности, институты или личности не способны принимать такие решения, реализовывать их и нести ответственность) речь может идти об зависимых массах людей, учреждениях, акторах, действующих лицах и исполнителях, часто о сенаторах, конгрессменах, депутатах (например, Госдумы и законодательных собраний губерний в России), ораторах, лекторах, экспертах, консультантах, советниках, т.е. различных несамостоятельных группах, образованиях, персонажах, но не о социальных субъектах.

Уровень и масштаб субъектности зависит от глубины воздействия на общество и его сегменты, используемых социальных технологий и степени их эффективности, влияния ответа социума на социальный субъект.

Исторически субъектом социального проектирования в макропространстве является прежде всего государство, а также социальные институты и общности. Это очевидно. Они в лице лидеров, управляющего класса, части элиты проектируют социальные проекты, они их и реализуют, обеспечивая целеполагание, организацию, мобилизацию, управление, контроль и т.д.

2 Автор отдает отчет в том, что не только указанные авторы разрабатывали эти проекты.

3 Персонажи российской политической и экономической жизни 1990-2010-х гг.

В масштабах планеты такую субъектность приобрел глобальный управляющий класс, который успешно проектирует и конструирует реальность под себя (разваливая страны, экономики, культуры, надувая финансовые пузыри, выкачивая ресурсы и т.д.). В этом случае о каких-либо национальных интересах речь вообще не идет. Глобальный управляющий класс легко может пожертвовать и европейским проектом, и интересами США, собственной цитадели, если ему это будет выгодно, и перенести свою штаб-квартиру куда угодно, на любые заранее купленные острова. Ска-

занное - вовсе не дань теории заговора, а отражение реальности .

В той мере, в какой признаки, права и возможности субъектности концентрируются у государства и бюрократии, а также глобального управляющего класса, эти признаки, права и возможности утрачивают все прежние классические социальные субъекты. Строго говоря, в России сегодня отсутствует элита и контрэлита (в субъектном плане они замещены бюрократией), в социальном противостоянии которых и в интеллектуальном напряжении между которыми способно реализоваться социальное конструирование более высокого порядка.

Поэтому вести сегодня речь о субъектах социального проектирования в традиционной системе координат и несерьезно, и бессмысленно. По одной простой причине - современный мир сегодня отчетливо, очевидно бессубъектен. Эта мысль сегодня все больше осознается и распространяется. Бессубъектность эта формируется управляющим классом разными способами. Автору уже приходилось писать об этом подробнее, правда, в несколько другом контексте4. Среди этих способов (напоминаю без экспликации тезисов):

1 Семья эволюционирует и выступает одновременно и объектом государственного конструирования. Например, в угоду политическим соображениям принимаются законы, поддерживающие однополые браки и усыновление однополыми семьями детей. Эта тенденция набирает силу вопреки мнению большинства.

2 Бюрократия стала социальным субъектом практически повсеместно, во всем мире, а не только в России.

Подробнее см., в частности: Митрошенков О.А. Об одной ключевой тенденции в современном управлении (социально-философский анализ) // Личность. Культура. Общество. 2012. - № 4; Митрошенков О.А. Глобальный управляющий класс как мировая элита (социально-философский анализ) // Управление мегаполисом. 2013. - № 1; Делягин М. Глобальный управляющий класс // Свободная мысль. - М., 2012. - № 1-2.

4 См.: Митрошенков О.А. Об одной ключевой тенденции в современном управлении (социально-философский анализ) // Личность. Культура. Общество. 2012. - № 4; Митрошенков О.А. Глобальный управляющий класс как мировая элита (социально-философский анализ) // Управление мегаполисом. 2013. - № 1; см. также: Делягин М. Глобальный управляющий класс // Свободная мысль. - М., 2012. - № 1-2.

б) нейтрализация возможностей появления любого субъекта протеста;

в) сдерживание технологического прогресса. Управляющий класс порождает монополии, которые никто (или почти никто) не регулирует и которые находятся вне конкуренции и по этой причине не нуждаются в технологическом прогрессе, поскольку он ослабляет степень монополизации. По этой же причине управляющий класс стремится не форсировать его и даже сдерживать;

К этим способам формирования бессубъектности (социальное антипроектирование) социума, в т.ч. российского, следует добавить еще два наиболее очевидных.

Вести разговор в отсутствие реальных субъектов социального проектирования о влиянии на развитие мира, на процесс социального проектирования - очередная спекулятивно-умозрительная затея и свидетельство обмельчания социально-гуманитарных наук в целом и философии и философов в частности, которыми последние и так грешат последние несколько десятков лет во всем мире1. Как выразился Н.Луман, «не следует, конечно, игнорировать достижения философии субъекта; но их понимать надо как глубины, которые не должны поглотить судно общественной тео-

И еще один момент.

В синергетике есть понятие русел и джокеров в пространстве возможных состояний системы. Областям русел соответствуют эволюционные процессы с большим горизонтом прогноза. В области джокера горизонт прогноза невелик, состояние системы характеризуется множеством факторов, переменных, акторов, которые при эволюционном течении вообще не играют никакой роли. В случае джокера важными становятся субъективные, игровые, ситуативные моменты. Большую роль играют случайности, малые причины и факторы могут привести к большим последствиям. Смыслы, ценности, воля, энергетика отдельных групп и/или людей способны оказаться решающими. Ситуация не

просчитывается, можно говорить лишь о сценариях, их вероятностях, различных возможностях саморазвития системы .

1 В этом, среди прочего, заключается одна из причин скепсиса по отношению к философии со стороны власти, бизнеса, науки, общества. Автор статьи уверен, что философия как способ постижения и освоения мира, самосознания человека и человечества не может уйти в небытие по причине потребности человека и человечества в метафизическом и трансцендентном. Но то, что она должна выйти на иной уровень, адекватный вызовам времени и потребностям общества - вещь очевидная.

Луман Н. Самоописания. - М., 2009.

3 См., в частности: Проблема сборки субъектов в постнеклассической науке / Отв. ред. В.И. Аршинов, В.Е. Лепский. - М.,

4 См.: Проблема сборки субъектов в постнеклассической науке. - С. 50.

2. Пределы и возможности субъекта социального проектирования

Сегодня общенаучная парадигма подходит к случайности иначе и рассматривает ее как принципиальный момент нелинейного, многомерного, в существенных моментах непредсказуемого развития и, в частности, социальных трансформаций. Неравновесно-неустойчивое состояние общества многократно усиливает эти характеристики.

По этой причине социальный субъект, инициирующий реформы, не может ограничиваться благими установками и обязан просчитывать их (реформ) последствия: 1) если хрупкое равновесие в социуме и любой его подсистеме можно легко нарушить, то вернуться назад и реставрировать прежнее состояние невозможно, поскольку новый статус случайности делает любой процесс невоспроизводимым и, следовательно, необратимым; 2) последствия этих реформ могут быть непредсказуемыми и трагичными - история России в ХХ (и не только) веке это подтверждает.

Социальный субъект, неизбежно ориентированный на социальное проектирование, пребывает в противоречивой экзистенциально-эпистемо-логической ситуации.

В этом отношении и по этой причине любые попытки спроектировать и тем более реализовать в рамках уникальной культуры проекты, выросшие в рамках структурно-конфигуративного паттерна другой культуры, бессмысленны и обречены на провал. Это онтология. Речь может идти лишь о частичном, уникальном, точечном, ювелирном вписывании отдельных элементов этого инородного паттерна в уникальную культуру, в той мере, в которой они не противоречат ей, а не механическом и грубом перенесении в нее чужих моделей и проектов (социокультурных, политических, экономических, правовых и т.д.) в чистом и неизменном виде. Поэтому, например, попытки США привнести на почву Афганистана, Ирака, Ливии, Египта, Грузии и т. д. либерально-демократические модели западного типа, вопреки предсказаниям Ф.Фукуямы1, еще долго будут терпеть неудачи (хотя и назвать их совершенно бессмысленными тоже нельзя). Слишком грубыми, не точечными и не ювелирными выглядят эти попытки, имея интенцию разрушить генотип реципиентной (адресной) культуры. Равно как и попытки построить общество западного типа на российской почве. Разрушать социум эти размашистые попытки могут, отстраивать - никогда. А с учетом того, что отечественная система образования утратила свои сильные стороны и качество и находится в тяжелом кризисе, трудно ожидать, что она сумеет готовить элиту, управляющий класс (разумеется, они формируются не только системой образования, но и всей культурой и вырастающими из нее социальными практиками), обладающие адекватной рациональностью и способные к ювелирно-точечной конструирующей, проектирующей, управленческой деятельности.

Исследовательская точность и корректность требует все же заметить, что общество, сама социальная реальность неизбежно противостоит и сопротивляется попыткам (власти, управляющего класса) формирования абсолютной социальной бессубъектности. Полная бессубъектность невозможна, поскольку означает распад социума. Социальные субъекты, в том числе новые, неизбежно будут отвоевывать себе место в обществе. Проблема заключается в степени этой субъектности, ее масштабах и уровне, возможностях влияния на общество.

1 Впрочем, Ф.Фукуяма уже давно существенно скорректировал свою точку зрения относительно безоговорочной победы либерально-демократического проекта в мировой истории, заняв гораздо более сдержанную и реалистически-вменяемую позицию

Презентация

Презентация "Социальное проектирование"

Презентация

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ: Социальная проба Социальная практика Социальный проект Получение и присвоение информации о социальных объектах и явлениях Процесс освоения и отработки социальных навыков Создание нового социально ­ значимого продукта Опыт социального взаимодействия Познание и проблематизация Преобразование социального объекта

Презентация "Социальное проектирование"

Презентация

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Проектный цикл

Презентация на тему: " СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Лекция 5. Социальный проект - это программа (комплекс мероприятий), в соответствии с которой будет осуществляться деятельность." — Транскрипт:

1 СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Лекция 5

2 Социальный проект - это программа (комплекс мероприятий), в соответствии с которой будет осуществляться деятельность организации по решению социально-значимой проблемы с полным ее обоснованием и оценкой результатов. Социальный проект: Это универсальный инструмент для четкого стратегического планирования деятельности любого общественного объединения; Это воплощение любой Вашей идеи в реальность; Это возможность рассчитывать свои шаги к цели с точностью до дней и часов; Это умение правильно использовать ресурсы своей организации и привлекать ресурсы из разных источников; Это решение социально-значимых проблем местного сообщества; Это имиджевая и финансовая устойчивость вашей организации; Умение разрабатывать социальный проект делает работу вашей организации более качественной.

3 Из чего состоит социальный проект? Исследование – Проблема – Цель – Задачи – Методы – Шаги – Бюджет – Оценка Если Вы научитесь правильно использовать эту формулу, считайте, что Вы на пути к Успеху!

4 Каждый этап – это логический шаг в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована объективными данными, выявленными путем исследования. Цель (конечный результат) должна плавно вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия и иметь конкретные количественные и качественные результаты. Каждый метод – это инструмент с помощью которого решается задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того, чтобы оценить результат нужна шкала оценки.

6 методы задачи цель проблема результат изменение среда Этот круговорот и есть процесс стратегического планирования деятельности молодежного общественного объединения.

7 Пример логической таблицы для составления проекта. Вопросы для заполнения. Компоненты проекта Объективные свидетельства (данные, показатели, обоснования) Внешние условия (факторы, предпосылки, допущения) Постановка проблемы 1. Почему возникла необходимость в выполнении проекта? 2. Почему решение данной проблемы – приоритетная задача? 1. Какие источники информации (статистическая и аналитическая информация, публикации в прессе, материалы конференций, постановление администрации и т.п.) помимо самого заявителя свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить? 1. Насколько реально достижение поставленной цели в условиях данного региона (позиция администрации, наличие законодательной базы, доступность дополнительных ресурсов, наличие специалистов и т.п.)?

8 Пример логической таблицы для составления проекта. Вопросы для заполнения. Компоненты проекта Объективные свидетельства (данные, показатели, обоснования) Внешние условия (факторы,предпосылки, допущения) Цель 1. Какова цель, на достижении которой направлена деятельность в рамках проекта? Насколько ее достижение решит или снизит остроту поставленной проблемы? 2. Кто выиграет в результате достижения цели проекта? 1. Каковы средства проверки достижения цели проекта? 2. Каким образом проверяющие организации/лица смогут убедиться, что проект внес ожидаемый вклад в продвижении к цели ? 3. Предусматривается ли проектом сбор информации/данных, позволяющих измерить степень продвижения к цели? Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы: - выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели; - достижение запланированных результатов проводило бы к выполнению задач.

9 Компоненты проекта Объективные свидетельства (данные, показатели, обоснования) Внешние условия (факторы,предпосылки, допущения) Задачи Ожидаемые результаты каковы конкретные шаги (этапы) на пути к достижению цели проекта ? Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для выполнения поставленных задач? Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей? (мероприятия, проводимые в ходе проекта). 1. Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что поставленная задача решена? 2. Каковы конкретные количественные методы измерения результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту? 3. Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих контролировать и корректировать ход выполнения работ? Пример логической таблицы для составления проекта. Вопросы для заполнения.

10 Компоненты проекта Объективные свидетельства (данные, показатели, обоснования) Внешние условия (факторы, предпосылки, допущения) Методы Какими методами будут решаться обозначенные выше задачи проекта? Насколько оптимально (адекватно) используемые методы ведут к получению указанных в проекте результатов? Насколько экономически эффективны используемые методы? 1. Почему выбраны именно эти методы ? 2. Как можно обосновать необходимость (целесообразность) использования именно этих методов? 3. Из какого набора методов был сделан выбор? 4. Какие количественно измеримые продукты будут получены в процессе реализации проекта? 2. Применение указанных в проекте методов (проведение мероприятий) гарантировало бы получение ожидаемых результатов. Пример логической таблицы для составления проекта. Вопросы для заполнения.

11 Компоненты проекта Объективные свидетельства (данные, показатели, обоснования) Внешние условия (факторы, предпосылки, допущения) Ресурсы 1. Какие ресурсы – кадры, оборудование, услуги и др. – должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте? 2. Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничающие и поддерживающие организации, правительство, фонды и т.д.)? Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств? 1. Выделение необходимых ресурсов приводило бы к проведению мероприятий (применению указанных методов) 2. Каковы возможные препятствия на каждом из этапов реализации проекта? Результат – эффект Какой конкретный эффект может быть достигнут во время выполнения проекта, т.е. если проект будет выполнен, то какого конкретно улучшения или изменения следует ожидать в связи с решаемой в рамках проекта проблемой? Пример логической таблицы для составления проекта. Вопросы для заполнения.

12 Постановка проблемы. Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Покажите причины этого негативного явления и его последствия. Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). В хорошо построенном проекте обязательно присутствуют исходные данные – индикаторы, т.е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.

13 Постановка проблемы. Опишите, предпринимались ли организацией попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами. Именно в этом разделе нужно описать категорию благополучателей – целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Организация должна показать знание их проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией. Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.

14 Постановка проблемы. Проблема Цель

15 Цель и задачи проекта. Цель – общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации. Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.

16 Цель и задачи проекта. Фактически цель – это уникальное решение проблемы организацией, обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин. Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.

17 Задачи, которые предполагается решить для достижения поставленных целей. Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.

18 Признаки хороших задач: Являются логическим следствием проблемы; Напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь); Сформулированы четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта; Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта.

19 Внимание! Не путайте задачи и методы! Пример плохой задачи: Пример хорошей задачи: Проведение стажировки для руководителей детских и молодежных организаций Это метод! Повышение уровня профессионализма руководителей детских и молодежных организаций… А дальше можно продумывать методы, с помощью которых возможно решить данную задачу.

20 Методы реализации проекта. Метод – это инструмент, с помощью которого достигается цель проекта. Один из самых объемных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект. В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта. Организация должна ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их реализацию, какие ресурсы будут использованы. Самое главное – чтобы у эксперта не возникло никаких вопросов.

21 При описании методов необходимо обратить внимание на следующее: Соответствие стратегий и механизмов цели и задачам проекта; Соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности; Соответствие деятельности заявленным результатам; Реалистичность мероприятий, учитывая временные рамки и бюджет; Инновационность / возможный риск; Определены ли различные функции и как они распределяются среди сотрудников и исполнителей проекта; Являются ли взаимосвязанными виды деятельности по проекту.

22 Календарный план. Календарный план – это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты: Наличие плана – графика реализации проекта или поэтапного описания проекта (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы); Реалистичность, выполнимость плана; Наличие достаточного количества сотрудников и их профессиональный опыт; описание того, кто будет ответственным за проведение каждого мероприятия, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения; Возможность выполнения проекта в заявленные сроки.

23 Пример план – графика Период Мероприятие Дата / период проведенияответственный Мес.дата сентябрь

24 Ожидаемые результаты. – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьезно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта. Основные характеристики результатов: Соответствие результатов цели, задачам проекта; Измеряемость (количественные и качественные показатели); Реалистичность; Выполнимость / достижимость.

25 Мониторинг и оценка проекта. Сильные и опытные организации используют мониторинг и оценку не только в рамках отдельных проектов, но и в текущей деятельности для определения прогресса. В полноценном проекте мониторинг и оценка присутствуют во всех разделах. Если требуется отдельный раздел, это должно быть обобщение уже отраженных в заявке моментов. Ценность отдельного раздела заключается в возможности показать определенные методологические системы оценки, то есть, как и кем (организацией или независимым экспертом) будет проводиться промежуточная и итоговая оценка, какова роль систем мониторинга в управлении проектом, и т.д. План оценки должен быть хорошо разработан, описаны ее инструменты. Критерии оценки должны быть адекватны результатам, количественные и качественные индикаторы (исходные данные для сопоставления) должны быть убедительными и обоснованными.

26 БЮДЖЕТ, РЕСУРСЫ Важным этапом создания социального проекта является описание бюджета. Каждый этап реализации проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов. Поэтому важно после описания методов и шагов точно просчитать сколько будет стоить каждый метод и каждый шаг вашего проекта. Для того, чтобы эксперт не задавал много вопросов, стоит после описания бюджета дать комментарии к бюджету, т.е. пояснить на что тратится та или иная сумма.

27 БЮДЖЕТ, РЕСУРСЫ Мероприятие по проекту Требуется Имеется у организаци и Всего 1.Стажировка Зарплата

Читайте также: