Снос ветхого жилья своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Снос домов может интересовать риэлторов как часть работ по снятию объектов с кадастрового и регистрационного учетов.

До недавнего времени чтобы снять снесенный дом с учета было необходимо предоставить: акт обследования кадастрового инженера, решение собственника о сносе, заявление в Росреестр.

С 04 августа 2018 г., когда были внесены поправки в Градостроительный кодекс (ст.55.31), собственники индивидуальных жилых домов на землях населенных пунктах для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства на приусадебных участках уже не могут сносить их по своему усмотрению. Что необходимо выполнить до, в процессе и после сноса.

1. Снос осуществляется в соответствии с проектом организации работ, после отключения дома от сетей инженерно-технического обеспечения.

2. Работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только ИП или юрлицами, которые являются членами саморегулируемых организаций (СРО) в области строительства. (Какие-то послабления с возможностью нечленства в СРО есть для госкорпораций и прочих госструктур, при объеме заказа на снос до 1 млн. руб. или если застройщик (собственник) сам является членом СРО в области строительства. То есть в каких-то неинтересных для индивидуальных собственников случаях. Как правило, самостоятельный снос запрещен. На практике, скорее всего, собственники это требование будут игнорировать, и возможно, что их за это даже не успеют наказать).

3. Застройщик или технический заказчик подает в орган местного самоуправления уведомление о планируемом сносе не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ. К уведомлению прилагаются следующие документы: 1) результаты и материалы обследования объекта капитального строительства ( в том числе, акт отключения коммуникаций); 2) проект организации работ по сносу объекта.

4. Застройщик или технический заказчик не позднее 7 рабочих дней после завершения сноса подает в орган местного самоуправления уведомление о завершении сноса.

Описанный порядок сноса не касается садовых или индивидуальных жилых домов, находящихся на садовых (дачных) земельных участках, а также гаражей и прочих вспомогательных строений.

Уведомлять о начале работ по сносу не требуется, если работы по сносу объекта капитального строительства, не связанному со строительством или реконструкцией на месте снесенного объекта, начаты до 04.08.2018 ( п. 8 ст.16 ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ).

Если снос дома происходит по сложному сценарию (с проектом, уведомлениями, актом отключения коммуникаций), надо чтобы кадастровый инженер вложил в акт обследования уведомления о планируемом сносе и о завершении сноса. Если он это не сделает, то будет приостановка регистрационного действия. Для кадастровых инженеров акты обследования-редкий вид работ, поэтому что-то они могут и не знать.

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Вправе ли администрация города требовать у собственников жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме сноса признанного аварийным жилья? Каков общий порядок (процедура) выкупа жилых помещений у собственников?

Администрация города (орган местного самоуправления или межведомственная комиссия) обязана потребовать у собственников жилых помещений осуществить снос или реконструкцию дома в разумный срок за счет их собственных средств.

Общий порядок таков:

  1. Признание дома аварийным;
  2. Требование к собственникам о сносе или реконструкции дома;
  3. Изъятие земельного участка и квартир, находящихся в собственности в случае, если собственники дома не осуществили его снос или реконструкцию;
  4. Некоторые вопросы изъятия помещений в аварийном доме путем выкупа или представления иного жилья.

1. Признание дома аварийным

Многоквартирный жилой дом признается межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу.

2. Требование к собственникам о сносе или реконструкции дома

Признание аварийным дома является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. Такое "требование" органа выглядит так (на примере Омска):

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2010 г. N 615-п

О СНОСЕ И РАССЕЛЕНИИ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ

На основании заключений межведомственной комиссии города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 16 июня 2010 года N N 493 - 495, руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", Уставом города Омска, постановляю:

1. Признать многоквартирные дома, указанные в приложении "Перечень многоквартирных домов" к настоящему постановлению (далее - многоквартирные дома), подлежащими сносу.

2. Определить срок отселения физических и юридических лиц - до 30 января 2012 года.

3. Рекомендовать собственникам жилых помещений в многоквартирных домах в срок до 30 января 2012 года принять меры к сносу многоквартирных домов.

4. Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска после истечения срока, установленного в пункте 3 настоящего постановления, в установленном порядке подготовить проекты правовых актов Администрации города Омска об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, собственники жилых помещений в которых не осуществили их снос, а также об изъятии принадлежащих им на праве собственности жилых помещений.

5. Департаменту жилищной политики Администрации города Омска в срок до 30 января 2012 года предложить гражданам, проживающим в жилых помещениях на условиях договора социального найма, расположенных в многоквартирных домах, жилые помещения для расселения.

6. Управлению информационной политики Администрации города Омска опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра города Омска Т.А. Вижевитову.

Мэр города Омска
В.Ф.Шрейдер

На практике, разумеется, собственники жилых помещений не сносят за счет собственных средств свои же дома по причине дороговизны данного мероприятия, притом что смысла самим же сносить дом граждане, очевидно, не видят и не понимают, что и неудивительно, ибо какая-либо выгода (финансовая или какая иная) от самостоятельного сноса дома сомнительна.

См. также "План мероприятий по изъятию жилых помещений для муниципальных нужд в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Омске"

3. Изъятие земельного участка и квартир,
находящихся в собственности в случае, если собственники дома
не осуществили его снос или реконструкцию

В случае, если собственники в установленный в требовании о сносе срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением муниципальных жилых помещений. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление Росреестра по субъекту Федерации).

Постановление об изъятии земельного участка выглядит так:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2010 г. N 642-п

ОБ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

В связи с неосуществлением собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, их сноса в установленный срок, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Омска, на основании постановления Мэра города Омска от 14 декабря 2007 года N 942-п "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов", постановления Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года N 991-п "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов", постановления Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года N 992-п "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов", постановления Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года N 994-п "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов", постановления Мэра города Омска от 29 декабря 2007 года N 995-п "О сносе и расселении многоквартирных жилых домов", постановления Администрации города Омска от 14 апреля 2009 года N 282-п "О сносе и расселении многоквартирного дома" постановляю:

1. Изъять для муниципальных нужд земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов:

1) с кадастровым номером 55:36:16 01 03:3056, площадью 835 кв.м, местоположение земельного участка: город Омск, улица 2-я Тепловозная, дом 1, в Ленинском административном округе города Омска, с разрешенным использованием: для жилищных нужд;

2) с кадастровым номером 55:36:16 01 03:436, площадью 207 кв.м, местоположение земельного участка: город Омск, улица 2-я Тепловозная, дом 5А, в Ленинском административном округе города Омска, с разрешенным использованием: для жилищных нужд;

2. Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска в установленном порядке осуществить необходимые юридические действия, связанные с изъятием земельных участков, указанных в пункте 1 настоящего постановления.

3. Управлению информационной политики Администрации города Омска опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Мэр города Омска
В.Ф.Шрейдер

Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Такая правовая позиция отражена также в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2009г", утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25 ноября 2009 года):

"Вопрос 3. Является ли соблюдение процедуры, установленной ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, предшествующей изъятию у собственника жилого помещения, обязательным, и вправе ли суд по заявлению заинтересованных лиц признать неправомерным бездействие органа местного самоуправления, уклоняющегося от совершения указанных действий в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу?

Ответ. В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. "

Согласно данным, имеющимся в распоряжении Минстроя РФ, на конец 2019 года в нашей стране насчитывалось более 54 тысяч многоквартирных жилых домов, которые были признаны опасными для проживания в них. По приблизительным подсчетам, это порядка 16 миллионов квадратных метров жилплощади, на которых проживают сотни тысяч граждан.

Аварийное жилье не только характеризуется, как правило, отсутствием необходимых коммуникаций и низким уровнем комфорта для жизни, но и значительной опасностью для жильцов, поскольку аварийность дома предполагает колоссальный износ основных конструкционных элементов строения.

В этой связи федеральные и региональные власти ведут планомерную законотворческую и практическую работу по скорейшему расселению аварийного жилья и снижению их доли в жилом фонде.

Законодательная база

Вопросы, связанные с расселением непригодного для жизни жилья, являются весьма сложными с точки зрения организации данного процесса в масштабах страны. В этой связи их нормативно-правовое регулирование должно быть комплексным, рассматривающим как тонкости их финансового обеспечения, так и процедурный порядок осуществления соответствующих работ на местах.

Согласно данному нормативно-правовому акту был создан специальный государственный фонд, в задачу которого входит аккумулирование бюджетных средств для решения вопросов, связанных с капитальным ремонтом жилых зданий и расселением МКД, которые признаны аварийными. Этот правовой документ определяет порядок финансирования различных целевых программ как федеральных, так и региональных, которые направлены на ликвидацию негодных для обитания многоквартирных жилых домов.

Кроме этого, жилищные права граждан при расселении устанавливаются и нормами Жилищного кодекса РФ. В частности, установлено, что жители изъятых для сноса зданий и сооружений должны получить аналогичное по площади жилое помещение. А если жилец был собственником, то в таком случае он вправе выбрать – получать ли ему новую квартиру или рассчитывать на сообразную денежную компенсацию.

Вопросы, связанные непосредственно с порядком признания строения непригодным к дальнейшему проживанию, включая соответствующую процедуру и сроки расселения, рассматриваются специальным Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года.

Справка! Существующие программы расселения, разработанные с учетом обозначенных правовых актов, распространяются исключительно на жителей многоквартирных жилых домов. Граждане, которые проживают в индивидуальных домах, несут бремя по его содержанию исключительно за свой счет самостоятельно.

Кроме представленных выше правовых актов, существует большое количество и иных нормативных, технических и методических документов, которые затрагивают отдельные аспекты, связанные с расселением аварийного жилья.

Государственные программы расселения

Для скорейшего решения вопросов, связанных с модернизацией жилого фонда в РФ, был разработан специальный федеральный проект со сроком действия до 2025 года, который предполагает значительное увеличение финансирования регионов в части переселения граждан из аварийных квартир.

При этом денежные средства направляются в субъекты федерации на основании специальных программ. Порядок их формирования определяется статьей 16 Федерального закона № 185-ФЗ.

Данный документ формируется и утверждается администрацией субъекта федерации и должен содержать, помимо прочего, следующее:

  • перечень МКД (с адресами);
  • сроки переселения граждан из указанных МКД в новые благоустроенные дома;
  • объем требуемых средств федерального финансирования, а также имеющиеся средства, выделенные на эти цели региональным бюджетом, а также иными источниками;
  • обоснование необходимости привлечения федеральных средств.

Важно! Общегосударственная программа расселения предполагает, по большей части, долевое финансирование – как за счет федерального, так и за счет регионального (местного) бюджетов.

Критерии ветхости и аварийности жилья

Кроме прочего, в данном документе содержатся критерии, по которым МКД может быть признан аварийным.

  1. Физический износ и невозможность реконструкции. Все возводимые строения и здания со временем изнашиваются с утратой эксплуатационных свойств. Однако сам по себе физический износ не является критерием для признания дома аварийным как таковой. Непригодный для жизни МКД имеет значительный износ перекрытий, фундамента и несущих стен, совмещенный с невозможностью проведения восстановительных работ.
  1. Повреждение дома в результате события техногенного или природного характера. Если жилой дом был поврежден вследствие природного ЧП или при взрыве, пожаре, обрушении, то специальная комиссия оценивает возможность проведения восстановительных работ. Если последние являются нецелесообразными, то МКД признают аварийным и подлежащим сносу.

Дом могут признать аварийным и даже в том случае, если физический износ не настолько велик. Основанием для этого может служить нахождение здания в зоне, которая подвержена различным природным катаклизмам.

Варианты переселения из ветхих домов

Действующее законодательство предполагает следующие формы расселения жильцов аварийных домов:

  1. Предоставление иных жилых помещений в новых домах, которые были построены в рамках данной целевой программы или выкуплены у застройщиков для этих целей.
  2. Выплата денежной компенсации для приобретения собственником квартиры в аварийном доме жилья самостоятельно.
  3. Предоставление субсидий для приобретения или строительства.

Жилищное законодательство предполагает, что новое жилье должно быть равным по площади изымаемому, а также быть пригодным для проживания, что включает в себя подведение необходимых коммуникаций и чистовую отделку помещений. Кроме этого, жилье выдается в пределах того же муниципального района, где и находился аварийный дом. В отдельных случаях возможна выдача квартиры в ином муниципальном образовании (районе), но только при согласии гражданина.

Порядок переселения

Если дом находится в региональной адресной программе, то расселение будет осуществляться не сразу, а в несколько этапов и по определенным правилам:

  1. Уведомление собственников о начале строительных работ. Местная администрация обязана уведомить жильцов о начала процедуры фактического расселения не менее, чем за год.
  1. Предоставление документов в местную администрацию для получения нового жилья или компенсации. Жильцы дома предоставляют в администрацию документы, удостоверяющие личность, правоустанавливающие бумаги, на основании которых им в последующем будет выделяться новое жилье.
  1. Выезд из старого жилья. По направлению муниципалитета жильцы въезжают в новые квартиры. Однако нередки ситуации, когда возводимый для них МКД находится в стадии строительства, поэтому в этот период граждане могут быть переселены во временное жилье маневренного фонда.
  1. Получение права собственности. После въезда в новые квартиры жильцам необходимо оформить право собственности на жилье в Росреестре. Для лиц, проживавших по социальному найму, имеется обязанность по заключению нового договора.

Если дом не признан ветхим, но жильцы не могут проживать в связи с непригодными для жизни условиями

Если дом не участвует в программе, то жильцам необходимо осуществить следующее:

  1. Подать коллективное заявление в муниципалитет на предмет признания дома аварийным.
  2. Дождаться формирования межведомственной комиссии.
  3. Дождаться заключения межведомственной комиссии.

На этом этапе дом может быть признан или ветхим или аварийным. В первом случае жильцы вправе рассчитывать на капитальный ремонт (с возможным временным переездом в маневренный фонд). Если же жилье признается аварийным, то жильцам объявляются примерные сроки переселения, после чего дом включается в соответствующий реестр.

Если жильцы не согласны с решением межведомственной комиссии, то они вправе оспорить его в суде. Однако для этого предварительно необходимо провести независимую экспертизу, которая подтвердит доводы жильцов.

Внимание! Наниматели перед расселением обязаны предоставить подтверждение количества членов семьи. В период переезда между муниципалитетом и квартиросъемщиком заключается новый договор социального найма, на основании которого возможно проживание на новой жилплощади.

Популярные вопросы и ответы

Вопрос: Законно ли требование администрации самостоятельно снести дом?

Ответ: В силу отдельных статей жилищного законодательства жильцы имеют право на снос дома в самостоятельном порядке. Однако в случае отказа от этого муниципалитет обязан произвести его за свой счет.

Вопрос: Законно ли предложение администрации переехать в маневренный жилой фонд после выселения из старых квартир?

Ответ: В отдельных случаях, когда проживание в МКД представляет реальную опасность, администрации может начать расселение в форсированном порядке. И если новое жилье не готово, то жильцов переселят в маневренный фонд.

Вопрос: Возможна ли продажа квартиры в доме, признанным аварийным?

Ответ: Собственник вправе осуществлять сделки купли-продажи недвижимого имущества в аварийном МКД при отсутствии обременений.

Полезное видео

Какие новые схемы предлагает Госдума для расселение аварийного жилья:

Заключение

Расселение аварийного жилья является одной из важнейших государственных задач. На сегодняшний день в регионах страны действуют различные программы, направленные на выполнение данной цели. Расселение осуществляется только при условии, что дом признан на официальном уровне аварийным и включен в соответствующую региональную программу.

По последним официальным данным в России порядка 16 млн. кв. м. жилой площади признаны аварийными, из них 10 млн. приходится на жилье в многоквартирных домах. И это только официальные цифры, а, сколько еще ветхих домов, чиновники умалчивают.

Аварийное жилье


Маргарита Шигина. Старый дом. 2009

К сожалению не все проживающие в старых и разрушающихся домах знают, что в России действует федеральная целевая программа переселения жильцов из старых домов в новое жилье за счет бюджетных средств. Только, для участия в этой программе, необходимо, чтобы жилье получило статус непригодного для проживания. Давайте попробуем разобраться, кто же имеет право на новые квартиры, и какое жилье должно признаваться непригодным для проживания согласно действующему законодательству.

Аварийное жилье

Что подразумевается под термином аварийное жилье? В России критерии жилья, непригодного для проживания, установлены в постановлении Правительства от 28.01.2006г. №47. Как следует из его содержания, основанием для переселения граждан является аварийное состояние жилого объекта, которое представляет определенную опасность для проживания, или угрозу для здоровья людей. Под данное определение подпадают подлежащие сносу аварийные дома.

Пункт 34 этого постановления гласит, что аварийными, непригодными для проживания и подлежащими сносу признаются жилые помещения, которые расположены в полносборных, каменных и кирпичных домах, а также в деревянных и домах, возведенных из местных материалов, которые имеют серьезные деформации несущих конструкций, фундаментов, стен, а также значительный процент биологического повреждения деревянных конструкций, что свидетельствует об исчерпании их несущей способности и потенциальной опасности для людей в силу обрушения здания.

Официально же признать или не признать дом аварийным могут только специальные районные/городские межведомственные комиссии. При этом главным критерием, влияющим на итоговое заключение, является не общий процент износа несущих конструкций объекта, а грозящее обвалом состояние несущих стен, фундамента, основных перекрытий.

Аварийное жилье по закону подлежит обязательному расселению, а вот ветхое жилье власти могут не спешить расселять.

Помните, что орган местного самоуправления должен признавать непригодным для проживания не только муниципальное жилье, но и жилые помещения, находящиеся в собственности жильцов, если они находится в аварийном состоянии.

Ветхое жилье

Главное отличие аварийных и ветхих домов — относительная безопасность проживания, так как последние не грозят жильцам обрушиться в любую секунду. Тем не менее, ветхое жилье также имеет вышедшие из строя несменяемые конструкции, и общий износ таких зданий чаще всего близок или превышает 70%.

Ветхое жилье


Аристарх Васильевич Лентулов. Солнце над крышами. Закат. 1928

Как правило, именно собственники и наниматели ветхого жилья испытывают самые большие проблемы, так как государство их не расселяет, в отличие от аварийных домов, поскольку в ветхом жилье проживать относительно безопасно, по крайней мере, какое-то время, а признавать дом аварийным власти не торопятся.

При этом тут же возникает и другая проблема, во многих регионах существуют постановления, которыми установлено, что проведение капитального ремонта в домах с износом свыше 70% за счет бюджетных средств не предусмотрено.

Основные признаки непригодности здания для жилья

Давайте все-таки отметим основные признаки, которые позволяют признать помещение непригодным для жилья:

  1. В помещении серьезно превышены основные показатели санитарно-эпидемиологической безопасности по нескольким физическим и санитарно-эпидемиологическим факторам;
  2. Здание расположено в потенциально опасных зонах схода снежных лавин, селевых потоков, оползней, в зонах техногенных катастроф, также на территориях ежегодно затопляемых паводковыми водами;
  3. Дом находится в непосредственной близости от ЛЭП;
  4. Помещение расположенное в многоквартирном доме, получившем серьезные повреждения в результате пожаров, взрывов, аварий, землетрясений, просадки грунтов и прочих геологических явлений;
  5. Если окна квартиры выходят на магистрали, когда уровень шума превышает предельно допустимые нормы;
  6. Помещения, над которыми или смежно с которыми расположено приспособление для промывки и очистки мусоропровода.

Также отметим, что помещение обязаны признать непригодным, если инженерными и проектными методами снизить влияние обнаруженных вредных факторов на здоровье жильцов невозможно.

В свою очередь, не служит основанием для признания помещения непригодным для жилья:

  • отсутствие в доме выше 5 этажей мусоропровода и лифта, если он по причине физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии, и при этом капитальному ремонту и реконструкции не подлежит;
  • отсутствие в 1- и 2-этажном доме централизованной горячего водоснабжения и канализации.

Что надо сделать, чтобы жилье признали аварийным

В первую очередь надо получить заключение специализированной организации о состоянии дома. Если вы проживаете в Москве, то необходимо подать в префектуру округа, в котором находится ваш дом, заявление о признании объекта непригодным для проживания. Приложите к заявлению:

  • копии правоустанавливающих документов на квартиру, обязательно заверенные нотариусом;
  • план помещения,
  • технический паспорт квартиры,
  • также можно приложить заявления или письменные жалобы ваши и/или соседей на несоответствующие нормативам условия проживания.

Чиновники должны в течение 30 дней создать специальную комиссию для обследования всех квартир и технического состояния дома. В эту комиссию обязательно включаются представители пожарной инспекции, санитарно-эпидемиологической службы и других инстанций. Комиссия должна провести комплексную оценку технического соответствия жилого помещения установленным в Постановлении №47 требованиям. После чего специалисты признают жилое помещение пригодным, или непригодным для проживания. Также комиссия выносит решение о признании (или не признании) оцениваемого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Комиссии по результатам исследований должна вынести вердикт: существует ли реальная угроза вашей безопасности, жизни и здоровью. Окончательное решение (акт) должны выдать жильцам на руки в пятидневный срок с момента его составления.

Что надо сделать, чтобы жилье признали аварийным


Аполлинарий Михайлович Васнецов. Развалины дома. 1900

Если комиссия признала дом аварийным и подлежащим сносу, то договоры найма и аренды находящихся в нем жилых помещений должны быть расторгнуты. Отметим, что договоры на непригодные для проживания помещения, могут быть расторгнуты в судебном порядке по требованию любой из сторон.

Также следует помнить, что решение о не признании дома аварийным органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления жильцы могут обжаловать в судебном порядке, если они с ним не согласны.

Если же у вас имеется на руках акт о признании вашего дома непригодным для проживания, а местные чиновники все еще продолжают тянуть с переселением в новое жилье, не теряя времени, нужно обращаться в суд. В иске надо требовать от суда обязать орган исполнительной власти (в Москве это Департамент жилищной политики и жилищного фонда) выделить вам вместо аварийного жилого помещения новое благоустроенное жилье.

Если же вы считаете, что ваше жилье также соответствует всем признакам аварийности и не пригодно для проживания, то следует отстаивать свои права. Если чиновники не идут вам навстречу, необходимо провести независимую экспертизу технического состояния дома и обращаться с этим документом в суд.

Читайте также: