Сломалась рябина как ее сделать

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Агапкина Татьяна Алексеевна

Статья основана на восточнославянских языковых, фольклорных и этнографических материалах, касающихся символики и мифологии дерева рябины (Sorbus). Этот образ существенно отличается от других, также релевантных для славянской мифологии. Для образа рябины важны лишь несколько моментов (связь рябины с женской символикой ; апотропеическая функция; частое использование рябины в магии, особенно в народной медицине). Все другие аспекты этого образа представлены очень схематично, что необычно для развитых символов деревьев в славянской народной культуре. Эти особенности образа , собранные вместе, приводят автора к заключению о том, что образ рябины занимает маргинальное положение среди других славянских образов деревьев, что доказывает субстратный характер этого образа в восточнославянской мифологии.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Агапкина Татьяна Алексеевна

СИМВОЛИКА ДЕРЕВЬЕВ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ СЛАВЯН: РЯБИНА1

В славянском народном дендрарии насчитывается не так много деревьев, значимых для описания традиционной картины мира и одновременно представляющих собой относительно цельные культурные образы. Как правило, для выстраивания такого образа необходимо привлечение общеславянского материала (хотя бы в некотором его объеме). Однако, приступая к описанию символики рябины, приходится констатировать, что русский (и вообще восточнославянский) материал в количественном отношении настолько преобладает над всем остальным, что даже указание на славянский фон в данном случае выглядит определенной натяжкой. Единственным оправданием может, по-видимому, служить тот факт, что символика рябины, известная в основном по русским (и более того -преимущественно по северно- и центральнорусским) материалам, находит множественные параллели у неславянских народов Европейской России, преимущественно финно-угорских (у карел, вепсов, мордвы, мари, удмуртов, чувашей и др.), а также у целого ряда народов Балтии и Скандинавии (у финнов, латышей, литовцев, шведов, германцев и др.). Иными словами, с одной стороны, в образе рябины просматриваются явные общеславянские параллели и мифопоэтические универсалии, с другой же - выбор именно рябины как субъекта и объекта этих мифологических воззрений и ритуалов, а также ее почитание у русских в значительной мере обусловлено иными (не славянскими) культурными традициями .

Языковой образ. Sorbus domestica. В славянских языках (за исключением болгарского и македонского) широко представлены названия, восходящие к *егфъ-, *агфь- (рус. рябина, укр. горобина, веребина, пол. ]а^фта, чеш. уёгаЬ) со значением ‘рябой, пестрый’ (Фасмер 3: 534-535; ЭССЯ 1: 73), что сближает их с

1 Статья впервые опубликована на болгарском языке: Симболика на дърветата в традиционната култура на славяните: офика (рябина) // Български фолклор. 2006. № 3-4. С. 32-46.

2 В основе работы - предложенная нами схема описания символики и мифологии деревьев в традиционной культуре славян, см.: (Агапкина 1996).

орнитонимами типа рябчик, jarzqbek (ср. польское представление о том, что рябчик любит питаться ягодами рябины, Гура 1997: 743; Янышкова 2006: 470); с названиями веснушек (типа рябины) и восточнославянским выражением рябинная (рябиновая) ночь, обозначающим ночь с сильной грозой, молниями и зарницами, т.е. ‘рябую, пеструю ночь’. В Полесье рябина фигурирует в мифологических рассказах о чудесах купальской (рябиновой) ночи, в которых замещает папоротник (в эту ночь единственный раз в году цветет рябина; если найдешь ее цветок, будешь все знать) (Агапкина, Топорков 1989). У южных славян более разработан символический образ близкого ботанического вида ^огЬш Шгтта^), серб. брекиъа, болг. брекиня, рус. берека.

Происхождение рябины и иные легендарные сюжеты. Немногочисленные связанные с рябиной легенды распадаются на две группы: первая представлена текстами, определяющими отношение рябины к библейским персонажам, вторая имеет сугубо фольклорный характер. Эти легенды обычно функционируют не самостоятельно, а в качестве мотивации правил обращения человека с деревом; связанные с рябиной легенды часто объясняют общее (положительное или отрицательное) отношение к дереву. У сербов в окрестностях Сока Бане известна легенда о проклятии рябины: Христос был распят на рябине (которая - в отличие от других деревьев - не сломалась под тяжестью его тела), отчего ягоды рябины не едят, а ветки не используют в практических целях (Чаjкановиfi 1985: 52). У белорусов красный цвет ягод рябины связан с эпизодом грехопадения: когда Бог изгнал Еву из рая, из глаз у нее стали капать кровавые слезы, из которых позже выросла рябина (Никифоровский 1897: 129). На юге Польши рябину называли juda, judaszina, полагая, что на ней повесился мучимый раскаянием Иуда (Катюка 1973: 137), хотя в большинстве славянских традиций эта легенда, как известно, относится к осине; легенда объясняет популярный в этих местах запрет использовать рябину для бытовых нужд, а также сажать ее возле дома. Ср. аналогичное диал. болгарское название рябины дяволско дърво, дявол (Усачёва 2000: 260), также указывающее на негативное восприятие дерева и его связь с отрицательными персонажами библейского предания. Напротив, чехи считали, что в первые века христианства венки из рябины вешали на двери домов, где прятался апостол Бартоломей, чтобы гонимые христиане могли найти к нему дорогу (СД 1: 142).

Вторая группа этиологических преданий связывает происхождение рябины с женщиной (вероятно, благодаря грамматическому роду названий рябины). Белорусы и сербы считали, что

Более популярен у славян балладный сюжет о том, как мать заклятием превратила невестку (дочь, сына) в дерево, широко известный восточным и западным славянам в двух основных версиях (западнославянская - превращение дочери/сына, восточнославянская - превращение невестки); по мнению Ю.И. Смирнова, у южных славян именно такой сюжет не известен (Смирнов 1988: 133).

Да й стань у бару ребинаю.

Ой, рубнув я в други раз - аж кров пошла.

(Чубинский 5: 706, № 308);

Ты стань, сноха, там рябиною,

Там рябиною да кучерявою,

Отростками - малы детушки.

Не рябину сечешь ты - молоду жену,

Не кудрявую - с малыми детками! (Соболевский 1: 130, № 80, Орловская губ.);

Иды, иды, да невесточка, от меня проч,

Не садыся у моему дому господынею,

Да иды садысь у чистое поле рабынею.

Йихаты да мой миленькой с Украины Да побачиты рабинушку за три мили.

Приехав вун ко рабиносци,

Стала к ему рабинушка хылитыся.

Пришов вун до матёнки хвалытыся.

— Ой, возьми, сынушка , сокирушку-топорушко Да сечи-рубай рабинушку на дровушка.

Ой, як сикнув он раз - тело било,

Ой, як сикнув ода вун другий раз - кров канула,

Ой як сикнув он третий раз - промолвила.

(Смирнов 1978: 233).

Stvor ’ me, boze, na polju brekinju!

Bilo tilo - brekinovo deblo,

Параллельно с балладами (и обычно на тех же территориях) бытуют поверья о том, что рябина - это заклятая в дерево девушка. Эти поверья, как уже упоминалось, часто производят впечатление

Мировое дерево. Рябина в целом не принадлежит к деревьям, в образе которых подробно разрабатывается мифологема мирового дерева. Тем не менее приведенное выше польское поверье указывает, что в славянской мифологии через рябину может моделироваться образ времени, когда отдельные части дерева соотносятся с разными фрагментами времени (сезонами, месяцами и т.д.). Кроме того, надо отметить, что в достаточно редких восточнославянских заговорах, связанных с рябиной, это дерево маркирует мифологический центр, место, где совершается лечебный ритуал или куда по необходимости ссылают носителя зла, ср.: «Есть святое море окиян, на море окияне есть белои камень, на

История этой пошехонской рябины - при всех ее специфических деталях - на самом деле повторяет многочисленные легендарные рассказы о культовых местах, славящихся тем, что там случались многочисленные исцеления и другие чудеса. У восточных (и отчасти южных) славян отличительной чертой такого культового комплекса является соединение христианских и дохристианских

(языческих) элементов, получившее особенно широкое распространение на Русском Севере, в центральнорусских и поволжских областях. Рядом с природным объектом (деревом, колодцем, источником, камнем) помещалась икона, устанавливались крест или часовня, день освящения которой или какой-нибудь другой праздник становился днем массового посещения святыни; посещения сопровождались жертвоприношением и молитвами об исцелении. Комплексы святынь формировались обычно за пределами поселения, часто в лесу. Выбор места был обусловлен наличием там маркированного природного объекта (старого дерева, чаще всего дуба, сосны, березы, липы, ели, лиственницы, дерева с необычным стволом или формой кроны и др., камня-следовика), а также реального или легендарного места захоронения мученика или праведника.

В целом обращение к рябине в заговорах от зубной боли, по опубликованным и архивным данным, известно на обширных

восточнославянских территориях: в северо-западнорусских,

центрально- и южнорусских областях (Новгородская, Ленинградская, Нижегородская, Ярославская, Ивановская, Владимирская, Калужская, Орловская, Саратовская, Воронежская губ.), в Белоруссии и на Украине. Заговоры, аналогичные вышеприведенным, могли читаться и от других болезней, чаще всего от лихорадки. Близкие заговоры (включающие аналогичную формулу обмена и обращенные к бузине) встречались в заговорах от зубной боли у западных славян и немцев (см. подробнее: ПЗ 2003: коммент. А.Л. Топоркова к № 539; Агапкина, Топорков 1988).

Рассматривая эти магические ритуалы, можно с уверенностью говорить о том, что в данном случае мы имеем дело с таким состоянием заговорной традиции, когда короткий заговорный текст непосредственно включен в обрядовое действие и содержательно соотнесен с ним. Следует напомнить, что такое слияние ритуального действия и заговорной формулы предшествует оформлению заговора как самостоятельного текста и отделению его от ритуального действия.

Рябина в отношении к сфере народной демонологии. Наши наблюдения показывают, что даже при отсутствии прямых свидетельств о связи того или иного дерева с демоническими существами, в мифологии любого дерева обязательно есть мотивы, определяющие его позицию по отношению к нечистой силе. Это наблюдение вполне применимо к рябине.

Как и в лечебных ритуалах, в других сферах магии люди прибегали к помощи рябины в тех случаях, когда им нужно было установить контакт с нечистой силой. Белорусы в том случае, если у коровы стало неожиданно убывать молоко, полагали необходимым отстричь у нее со спины немного шерсти и отнести ее под рябинку, надеясь тем самым добиться расположения домового, ведающего благополучием скота (ПА, Лисятичи Пинского р-на Брестской обл.).

Впрочем, на Русском Севере рябина была опасна не только для леших. В Заонежье срезанным на перекрестке рябиновым прутом зааминивали окна и двери, чтобы черти не имели доступа к человеку, а потом бросали эту ветку в болото, чтобы помешать лешему передвигаться во владениях человека (Логинов 1993: 32-33). Рябиновой палочкой зачерчивали на земле круг, в котором в купальскую ночь сидел человек, ожидавший цветения папоротника и

Однако, в отличие от многих других деревьев и кустарников, рябина используется не только в качестве оберега от демона, но в функции действенного апотропея в других областях магии (в семейной, хозяйственной и календарной), причем практически без ограничений, что заметно отличает ее, например, от осины, для которой (в силу нечистоты последней) некоторые семейные виды магии (свадебная, например) оказываются закрыты. Приведем ряд характерных примеров.

Завершая обзор преимущественно восточнославянских материалов, раскрывающих символику и мифологию рябины, следует обратить внимание еще на одно отличие этого фитообраза от ряда других, значимых для описания славянской картины мира. Это бросающаяся в глаза избирательность, явная ограниченность сюжетов, мотивов и мифологем, проигрываемых в пространстве исследуемого символа. Как легко было заметить, для раскрытия образа рябины существенны лишь несколько позиций (связь фольклорного образа рябины с женским началом; апотропеическая функция, мотивируемая красным цветом ее ягод; активное использование рябины в магии, особенно лечебной). Все остальные аспекты образа представлены крайне схематично, что в целом нехарактерно для развитых фитосимволов славянской народной культуры. Очевидно, это указывает на маргинальную роль этого символа у славян и еще раз подтверждает субстратный характер многих связанных с рябиной сюжетов и мотивов, зафиксированных на восточнославянской территории.

Агапкина 1996 - Агапкина Т.А. Символика деревьев в традиционной культуре славян: осина (опыт системного анализа) // Кодови словенских култура. Београд, 1996. Бр. 1. Билке. С. 7-22.

Агапкина, Топорков 1988 - Агапкина Т.А., Топорков А.Л. Славянские заговоры, обращенные к бузине, в сопоставлении с германскими // Этнолингвистика текста: Семиотика малых форм фольклора. Тез. и предварит. мат-лы к симп. М., 1988. Ч. 1. С. 59-60.

Агапкина, Топорков 1989 - Агапкина Т.А., Топорков А.Л. Воробьиная (рябиновая) ночь в языке и поверьях восточных славян // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы. М., 1989. С. 230-253.

Барсов 2 - Барсов Е.В. Причитания Северного края. М., 1882. Ч. 2.

БВКЗ 1993 - Быт великорусских крестьян-землепашцев. Этнографическое бюро князя В.Н. Тенишева. СПб., 1993.

Бернштам 1983 - Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX - начале XX в. Этнографические очерки. Л., 1983.

ВФЗИ 1994 - Вятский фольклор. Заговорное искусство. Котельнич, 1994. Гура 1997 - Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.

Елеонская 1914 - Елеонская Е.Н. Сборник великорусских частушек / Под ред. Е.Н. Елеонской. М., 1914.

Ефимова 1997 - Ефимова Е.С. Поэтика страшного: мифологические истоки. М., 1997.

Житие Адриана Пошехонского - Житие Адриана Пошехонского // Рукописный отдел Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Собр. ОЛДП, Q. 100. Л. 35-36 (рукопись

Зеленин 1914 - Зеленин Д.К. Описание рукописей Ученого архива Имп. Русского географического общества. Т. 1. Пг., 1914.

Костров 1879 - Костров Н.Н. Колдовство и порча между крестьянами Томской губ. // Зап. Западно-Сибирского отделения ИРГО. Омск, 1879. Кн. 1. С. 1-16.

Логинов 1993 - Логинов К.К. Материальная культура и производственно-бытовая магия русских Заонежья. СПб., 1993.

Маторин 1931 - Маторин Н. Женское божество в православном культе. М., 1931.

МП 1995 - Мифология Пинежья. Карпогоры, 1995.

Никифоровский 1897 - Никифоровский Н.Я. Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах. Витебск, 1897.

ОЧР 2002 - Отреченное чтение в России ХУП-ХУШ веков / Отв. ред. А.Л. Топорков, А.А. Турилов. М., 2002.

ПА - Полесский архив Института славяноведения РАН. Москва

Передрієнко 1984 - Лікарські та господарські порадники XVIII ст. / Під-гот. до видання В.А. Передрієнко. Київ, 1984.

ПЗ 2003 - Полесские заговоры (в записях 1970-1990-х гг.) / Сост., подг. текстов и примеч. Т.А. Агапкиной, Е.Е. Левкиевской, А.Л. Топоркова. М., 2003.

РДС - Русский демонологический словарь / Сост. Т.А. Новичкова. СПб., 1995.

Рыбников 4 - Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. СПб., 1867. Т. 4.

СД 1 - Славянские древности: Этнолингв. словарь / Под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 1. М., 1995.

Седакова 2007 - Седакова И.А. Балканские мотивы в языке и культуре Балкан. Родинный текст. М., 2007.

Смирнов 1978 - Смирнов Ю.И. Эпика Полесья // Славянский и балканский фольклор. Генезис, архаика, традиции. М., 1978. С. 219-269.

Смирнов 1981 - Смирнов Ю.И. Эпика Полесья (по записям 1975 г.) // Славянский и балканский фольклор. Обряд. Текст. М., 1981. С. 224269.

Смирнов 1988 - Смирнов Ю.И. Восточнославянские баллады и близкие им формы. Опыт указателя сюжетов и версий. М., 1988.

Соболевский - Соболевский А.И. Великорусские народные песни. Т. 1-7. СПб, 1895-1902.

СофриЙ 1912 - СофриЙ П. Главнще биле у народном вероваау и певаау код нас Срба. Београд, 1912.

Срезневский 1913 - Срезневский В.И. Описание рукописей и книг, собранных для Имп. Академии наук в Олонецком крае. СПб., 1913.

Сумцов 1897 - Сумцов Н.Ф. Личные обереги от сглаза // Сб. Харьковского историко-филологического общества. Харьков, 1897. Т. 9. С. 93-112.

Толстой 1986 - Толстой Н.И. Невестка стала в поле тополем // Славянский и балканский фольклор. М., 1986. С. 39-43.

ТФЛ 2000 - Традиция в фольклоре и литературе. СПб., 2000.

ТФНО 2001 - Традиционный фольклор Новгородской области. Сказки. Легенды. Предания. Былички. Заговоры (по записям 1963-1999 г.) I Изд. подгот. М.Н. Власова, В.И. Жекулина. СПб., 2001.

Усачева 2000 - Усачева В.В. Мифологические представления славян о происхождении растений II Славянский и балканский фольклор. М., 2000. С. 259-302.

Фасмер - Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1964— 1973. Т. 1-4.

ФКГ - Фольклор Калужской губернии. Вып. 1. Народные обряды и поэзия. М., 1997.

ЧаікановиЬ 1985 - ЧаікановиЬ В. Речник српских народних веровала о билкама. Београд, 1985.

Черепнин 1929 - Черепнин Л.В. Из истории древнерусского колдовства XVII в. II Этнография. 1929. № 2. С. 86-109.

Чубинский 5 - Чубинский П.П. Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский край. Материалы и исследования. Т. 5. СПб., 1874.

Шейн 1898, 1900 - Шейн П.В. Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. СПб., 1898. Т. 1. Вып. 1. 1900. Вып. 2.

ЭССЯ - Этимологический словарь славянских языков I Под ред.

О.Н. Трубачева. Москва, 1974-.

Янышкова 2006 - Янышкова И. Названия рябины в славянских языках II Ad fontes verborum. Исследования по этимологии и исторической семантике. К 70-летию Ж.Ж. Варбот. М., 2006. С. 467-478.

Bartos 1891 - Bartos Fr. Lid a narod. Velke Mezina, 1891.

Federowski 1 - Federowski M. Lud Bialoruski na Rusi Litewskiej. Krakow, 1897. T. 1.

Karwicka 1973 - Karwicka T. Zakazy zwi^zane z drzewami i motywuj^ce je wierzenia II Etnografia Polska. 1973. T. 17. Z. 1. S. 131-140.

Kopernicki 1887 - Kopernicki J. Przyczynek do etnografii ludu Ruskiego na Wolyniu II Zbior wiadomosci do antropologii kraiowei. Krakow, 1887. Т. 11. S. 130-228.

Moszynski 1929 - Moszynski K. Polesie Wschodnie. Materialy etnograficzne z wschodniei czesci b. powiatu mozyrskiego oraz z powiatu rzeczyckiego. Warszawa, 1929.

Moszynski 1968 - Moszynski K. Kultura ludowa Slowian. T. 2. Cz. 1. Warszawa, 1968.

Niebrzegowska 2000 - Niebrzegowska S. Przestrach od przestrachu: Rosliny w ludowych przekazach ustnych. Lublin, 2000.

Ключевые слова: традиционная культура, славяне, символика, рябина, образ, субстрат.

Рябина: народные приметы и суеверия

Народные приметы о рябине

  • Раннее цветение рябины — к жаркому и сухому лету.
  • Листья на рябине желтеют и опадают летом — к суровой и долгой зиме.
  • Если цветы на рябине опадают, не раскрывшись до конца, следует ожидать поздней зимы.
  • Если листья рябины не опадают полностью, а вянут, оставшись на ветках, то февраль будет лютым и морозным.

pic

Много красной рябины: верные приметы

Рябина во все времена считалась крайне необычным деревом. В ранних погребальных обрядах славян использовались ее ягоды, а ветки рябины вешали над дверью, чтобы защитить дом от мертвецов, проклятий и болезней.

  • Если ягод рябины уродилось много, то следует ждать затяжную и суровую зиму.
  • Рано созревшие ягоды говорят о долгих холодах и поздней весне.
  • Ягоды падают с веток, не созрев — к богатому урожаю и дождливому лету.
  • Большой урожай красной рябины сулит холодную и долгую зиму.

pic

Рябина во дворе: приметы и поверья

Считается, что три рябины, посаженные вокруг дома, уберегут его от пожаров, воров и иных неприятностей.

Одна рябина во дворе способна вернуть здоровье любому хворому человеку, находящемуся в доме больше трех дней. Для этого необходимо приготовить отвар из листьев, цветов или ягод дерева и давать больному пить его три раза в день до выздоровления.

Две рябины у крыльца, по поверьям, отгоняют от дома незваных гостей и людей, пришедших в дом со злым умыслом.

Считается, что одна рябина, растущая возле забора родового дома, указывает на наличие магических способностей у женщин из этой семьи.

pic

Народные приметы о рябине в доме

Согласно поверьям и приметам, букет с ягодами рябины, подаренный девушке, говорит о скорой свадьбе.

Веточка рябины, повешенная над оконной рамой, поможет уберечь дом от порчи, сглаза и недобрых пожеланий.

Согласно народным поверьям, девушке, желающей сохранить свою молодость и красоту, следует сделать бусы из созревших ягод рябины и носить их на себе.

Рассыпавшиеся ягоды рябины — к большому счастью с любимым человеком.

Не пропустить момент, когда радость и везение постучатся в ваш дом, помогут проверенные народные приметы о счастье.

созревает рябина

Существуют разные способы размножения рябины. Все они эффективные, если придерживаться несложных рекомендаций. Правильная заготовка посадочного материала и соответствующий уход – залог красивого и обильно цветущего деревца.

Рябина обыкновенная: описание растения

рябина обыкновенная

Это самое известное растение, которое обладает хорошими декоративными качествами. Ягоды данного деревца применяют как в пищевой промышленности, так и в медицине. Помимо этого, плоды рябины служат кормом для птиц в зимний период года. Данный вид растения выращивают во многих странах мира. Прекрасно деревцо развивается не только в европейских государствах, но и в Средней Азии.

посадка саженца рябины

Предпочитает рябина обыкновенная умеренный климат, питательные почвы и много света. Произрастает зачастую одиночно, не создавая заросли. Преимущество деревца в том, что оно прекрасно соседствует с разными видами растений. Деревца рябины не требовательны в уходе. Поэтому вырастить на своем участке сможет каждый желающий.

Размножают рябину:

  • черенками;
  • семенами;
  • прививанием;
  • отводками;
  • корневыми отпрысками.

Корневая система хорошо развитая. Поэтому взрослые экземпляры не нуждаются в поливе. Вырастает деревцо до 12 м высотой. Крона имеет круглую форму, ажурная. Молодые побеги сероватого оттенка, но со временем приобретают коричневый цвет.

Лиственные пластины зеленые, матовые. Ближе к зиме они меняют свой окрас на золотисто-красный. Бутоны белые, образуют пышные соцветия. Плоды круглой формы, насыщено-красные. С одного дерева можно собрать до 100 кг ягод, которые используют для приготовления разных настоев, компотов.

Способы размножения рябины: семенами

Сбор посадочного материала проводят поздней осенью. Из спелых ягод извлекают зерна, промывают их под проточной водой и тщательно высушивают. Готовые семена держат во влажном песке при температуре воздуха около +5 0 С.

Посев зерен проводят ранней весной. Для этого делают канавки до 8 см глубиной. Размещать семена нужно равномерно. Сверху все засыпать влажным песком толщиной в 1,5 см.

На 1 м 2 , следует размещать около 250 зерен рябины.

После посадки грядку тщательно полить. Для этого рекомендуется использовать мелкое сыто, чтобы не допустить вымывание семян.

Первое прореживание осуществляется после того, как ростки покажутся над поверхностью грунта. Расстояние между всходами должно быть в 3 см. После появления 5 листиков, процедуру повторяют. В этом случае расстояние между всходами должно быть не менее 7 см.

рябина из семечка

Поливать сеянцы следует только после того, как верхний слой почвы хорошо высохнет. Делать это следует от 2 до 3 раз в неделю. Также не стоит забывать о рыхлении грунта и удалении сорняков.

Для тех, кто хочет получать постоянный обильный урожай рябины, рекомендуется высаживать на участке несколько разных сортов растения.

Правильный уход за всходами включает в себя и своевременные подкормки. Для этого используют жидкое органическое удобрение. На 1 м 2 следует добавлять до 5 кг навоза. Пересадку сеянцев на постоянное место произрастания проводят осенью следующего года.

Прививка рябины на рябину

прививка рябины

Для обыкновенного сорта, лучше всего подходит способ прививки врасщеп. Чтобы осуществить эту процедуру потребуется заготовить черенки. Отделять участки от побегов рекомендуется в январе. Заготовленные черенки связать в пучок и прикопать в землю на глубину не больше 15 см.

Прививка рябины проводится весной. Использовать необходимо самый сильный черенок, на котором появились почки. Перед тем как его привить, следует очистить нижнюю часть от почвы и обрезать в виде клинка. С обратной стороны потребуется срезать небольшой участок черенка под углом до первой почки.

Для быстрого укоренения, необходимо привой обработать садовым отваром.

В верхней части основного растения сделать расщеп глубиной в 3 см и поместить в него привой. Место, где соединяются два элемента, обмотать полиэтиленом и тщательно завязать ниткой.

Привитый саженец поместить в парник. Заглублять в землю его необходимо до места соединения. Лучшим грунтом в данном случае будет смесь из песка и торфа. Другие виды почвы использовать не рекомендуется, так как они не способны хорошо пропускать воздух.

Для того, чтобы саженец правильно развивался, следует систематически увлажнять не только субстрат, но и воздух. Как только элементы успешно срастутся, можно высаживать рябину на постоянное место произрастания. Но перед тем как провести процедуру, потребуется срезать все ростки на подводе.

Размножение рябины черенками

черенки рябины

Данный метод часто применяют садоводы. Чтобы вырастить новое растение, потребуется использовать зеленые либо одревесневшие побеги. Конечно, предпочтение лучше отдавать первому виду веточек, так как они намного быстрее укореняются.

Размножение зелеными черенками

Посадочный материал заготавливают в первую неделю лета. Каждый черенок должен быть от 10 до 15 см длиной и с наличием нескольких здоровых почек.

Срез рекомендуется делать исключительно под углом.

Перед посадкой черенок замочить в стимуляторе роста. Держать в жидкости необходимо около 6 часов.

Высаживать экземпляр, следует на заранее подготовленный участок. Первое, что нужно сделать – это вскопать землю. Сверху обильно посыпать сухим речным песком. Его слой должен быть в пределах 10 см.

Для того чтобы черенок лучше укоренился, следует в нижней части сделать несколько маленьких надрезов и один сверху, над самой почкой.

В августе, укоренившейся экземпляры, необходимо пересадить на постоянное место произрастания. Сверху черенки накрыть полиэтиленом и держать в таком состоянии до появления первых признаков развития.

Уход за посадочным материалом подразумевает периодическое проветривание парника, а также систематический полив. Как только саженцы укоренятся, надо осуществить подкормку. Для этого разводят 30 г аммиачной селитры в 8 л воды. Удобрять рекомендуется один раз в две недели.

Размножение одревесневшими черенками

укоренение одревесневших черенков

Для того чтобы осуществить данный метод, необходимо использовать черенки только из однолетних побегов. Нарезать их следует во второй части сентября. Срезанные черенки должны иметь длину от 15 до 20 см с несколькими почками.

Высаживать экземпляры необходимо в день их заготовки. Черенки размещают в рыхлую почву на расстоянии 15 см между элементами и 70 см между рядами. Затем участок обильно поливать и мульчировать торфом.

Размножение рябины отводками

размножение отводками

Перед тем как вырастить рябину из ветки, нужно помнить, что используют в данному случае только однолетние побеги. Для этого верхнюю часть веточки надо наклонить к заранее подготовленной канавке. По всей длине зафиксировать ее металлическими скобами. Верхнюю часть побега рекомендуется прищипнуть.

После появления первых ростков (10 см), следует укрыть их перегноем. Повторить процедуру, как только побеги достигнуть 15 см. в высоту.

Проводить процедуру лучше всего весной, когда почва хорошо прогреется.

Отделять отводки нужно только следующей весной. В это время и проводится пересадка саженца на постоянное место произрастания.

Размножение рябины корневыми отводками

размножение рябины корневыми отводками

Ежегодно вокруг красноплодной рябины появляется множество отпрысков. Именно они являются прекрасным вариантом для выращивания молодого деревца. Для этого их отделяют и помещают в отдельную канавку.

Глубина ямочки должна быть в пределах 80 см, а расстояние между экземплярами около 6 метров. Каждую канавку надо заполнить составом из навоза, древесной золы, садовой земли. После посадки, каждое растение потребуется обильно полить водой комнатной температуры.

Все саженцы, которые прижились, обрезать. Для этого с помощью острого ножа удаляется верхняя часть центрального ствола. Боковые веточки срезают весной.

Размножение рябины обыкновенной является несложной процедурой. Чтобы достичь желаемого результата, и вырастить на своем участке это красивое деревцо, нужно придерживаться всех рекомендаций. Только тогда, ваш сад заиграет новыми красками.

Автор: Колесникова Татьяна Сергеевна, учитель трудового обучения, ГКОУ РО школа-интернат V вида, г. Зернограда.
Назначение: веточку рябины можно использовать в качестве подарка.
Возраст: мастер класс предназначен для учеников старших классов, родителей, педагогов дополнительного образования.
Задачи:
- Познакомить учащихся с новым материалом - фоамираном, способами его обработки.
- Развивать творческие способности детей, мелкую моторику, воображение, аккуратность.
- Воспитывать эстетический вкус.



1. Скатайте шарик из массы для лепки, её можно заменить полимерной глиной.Отрежьте проволоку длинной 5 см, загните край петелькой.Проденьте проволоку сквозь шарик.






2. Покрасьте каждую ягодку смесью: гуашь оранжевая+красная+клей ПВА.( клей ПВА создает тонкую защитную пленку для того, чтобы не испачкать руки)



Затем покройте каждую ягодку акриловым глянцевым лаком. Этот лак не имеет сильного запаха, дает красивый глянец, поэтому им пользоваться могут даже дети.






3.Приступаем к изготовлению листиков и веточки.
Возьмите лимонный или жёлтый фоамиран. Вырежьте из него 5-7 листочков, сделайте листик резным.







7.Возьмите любой "супер клей" налейте его немного на картон, возьмите проволоку, обмакните её в клей и приложите к обратной стороне листика.

Осенью,в конце сентября, созревают ягоды рябины.

Рябина-любимый персонаж русского фольклора. Она воспевается в песнях, о ней сложены стихи, пословицы и загадки.

Вот и поспела рябина в саду.

Красные гроздья в руке я держу!

К осеннему празднику,мы с ребятами разучивали хоровод "Вокруг рябинки". Для танца

использовали настоящие кисти рябины. Номер понравился всем!

Было предложено выступить на городском мероприятии в октябре. Но со временем ягоды рябины стали терять форму. И встал вопрос о замене натуральных ягод на бутафорские.

Я долго выбирала материал из чего сделать ягоды,что бы кисти рябины были прочными,легкими,яркими.

Решение нашлось неожиданно. Когда я на кухне мыла посуду, в руках была яркая, красная губка. Вооооот, обрадовалась я, материал для работы-легкий,яркий,прочный!

Предлагаю посмотреть мастер-класс по изготовлению рябины.

Шаг №1 вам понадобится


Шаг №2 отделите нижний цветной слой (зеленый) для листьев.


Шаг №3 разрежьте губку на три части и каждую часть еще пополам (выходит 6 поролоновых кубиков)


Шаг №4 у поролоновых кубиков обрежьте все уголки,что бы получился шар (ягодки)




шаг №5 нанизать ягодки на проволоку,соединить в гроздья.




Шаг №6 вырезать листья из зеленой части поролона,нарисовать прожилки листовые и склеить между собой в форме рябинового листа.



Шаг №7 прикрутить проволокой к ягодкам. Рябиновая гроздь готова!


Читайте также: