Скульптор влюбившийся в дело рук своих

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 19 пигмалион

Пигмалио́н - в греческой мифологии легендарный скульптор, царь Кипра, влюбившийся в созданную им статую Галатеи. Афродита по просьбе Пигмалиона оживила статую, и Галатея стала его женой. Переносное - человек, влюблённый в своё творение.

ПИГМАЛИОН - ПИГМАЛИО́Н, в греческой мифологии легендарный скульптор, царь Кипра, влюбившийся в созданную им статую Галатеи. Афродита (см. АФРОДИТА) по просьбе Пигмалиона оживила статую, и Галатея (см. ГАЛАТЕЯ (в мифологии)) стала его женой. В переносном смысле - человек, влюбленный в свое творение.

ПИГМАЛИОН - в греческой мифологии легендарный скульптор, царь Кипра, влюбившийся в созданную им статую Галатеи. Афродита по просьбе Пигмалиона оживила статую, и Галатея стала его женой. В переносном смысле - человек, влюбленный в свое творение.

ПИГМАЛИОН - имя двух персонажей классической мифологии. Более известен Пигмалион, который, согласно греческой легенде, был царем Кипра и влюбился в созданную им самим статую. Он обратился к Афродите с просьбой дать ему жену, похожую на эту статую, и богиня оживила статую. Пигмалион женился на деве, и она родила ему сына Пафоса, по имени которого назван город Пафос. Поздняя традиция присваивает ожившей статуе имя Галатея. Другой Пигмалион был братом Дидоны и убийцей ее мужа Сихея.

Пигмалион. Скульптурная группа Э.М. Фальконе Пигмалион и Галатея. 1763. Лувр.

Пигмалион. Скульптурная группа Э.М. Фальконе "Пигмалион и Галатея". 1763. Лувр.

ПИГМАЛИОН, в греческой мифологии царь Кипра, скульптор, влюбившийся в созданную им статую Галатеи. Афродита по просьбе Пигмалиона оживила статую, и Галатея стала его женой. В переносном смысле - человек, влюбленный в свое творение.

Из древнегреческой мифологии. В мифе о скульпторе Пигмалионе рассказывается, что однажды он открыто заявил о своем презрении к женщинам. Услышав это, богиня любви Афродита решила его наказать - сделать так, чтобы он не только влюбился, но и испытал муки безответной любви. Богиня заставила Пигмалиона влюбиться в каменную статую, над которой он в то время работал. Скульптор полюбил каменную Галатею (по имени девушки, которая служила ему натурщицей), и чувство его было столь сильным, что, повинуясь ему, статуя ожила и мастер смог испытать счастье взаимной любви.

Пигмалион и Галатея. Книжн. О человеке, влюблённом в свое творение. Восходит к древнегреческому мифу. БМС 1998, 446.

Пигмалион был царем острова Кипр, сын Бела и Анхинои. Он высек из слоновой кости статую и полюбил её. Дарил ей подарки, одевал в дорогие одежды, но статуя продолжала оставаться статуей, а любовь безответной. Во время праздника, посвящённого Афродите, Пигмалион обратился к богине с мольбой дать ему жену столь же прекрасную, как и выполненная им скульптура. Осмелиться попросить оживить холодное изваяние Пигмалион не решился. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая стала женой Пигмалиона [2]. Этот миф, возможно, ввёл в литературу Неанф из Кизика. Золотая Пигмалионова олива хранилась в Гадирах.

По одному из вариантов, жена родила от Пигмалиона сыновей Пафоса, Кинира и дочь Метарму. Согласно Овидию, Кинир был сыном Пафоса. Также известен вариант, согласно которому Пафос не сын, а дочь Пигмалиона.

По древнегреческому мифу Пигмалион - скульптор, который так влюбился в свою скульптуру прекрасной девушки, что попросил богов оживить её. Боги исполнили желание мастера, девушка ожила.

Пигмалион (греч. Πυγμαλίων) — в греческой мифологии скульптор, создавший прекрасную статую из слоновой кости и влюбившийся в своё творение

Пигмалион - герой дневнегреческого мифа. Это скульптор, создавший статую прекрасной девушки и ожививший её силой своей любви. Бернард Шоу использовал этот сюжет в своей пьесе, которая так и называется "Пигмалион". Там профессор обучает красивую, но не очень грамотную девушку правильной речи, ну и.. . Далее по сюжету мифа. Есть мюзикл и фильм по этой пьесе, которые называются "Моя прекрасная леди".

ВСЕЛЕННАЯ ЛЮБВИ. ВЕЛИКАЯ МЕТАМОРФОЗА - ПИГМАЛИОН И ГАЛАТЕЯ.

Обычный человек редко отдает себе отчет, сколь многим мы обязаны древнегреческой цивилизации. Именно оттуда берут начало наши политика и философия, живопись и скульптура, поэзия и театр.

К древнегреческому мифу о скульпторе Пигмалионе и созданной им прекрасной Галатее неоднократно обращались художники, поэты и музыканты

Вот в чем же все-таки секрет?


Он выдумал ее -
Округлость линий, прелесть тела,
Улыбку на губах, игравшую несмело.
Мечту он в камне воплотил резцом,
Явилась миру совершенства образцом.
Он полюбил ее. И что любить?
Глаза пустые или руки,
Которым не дано обнять с разлуки.
Но Мастер видно настоящий был.
Он из своей души две сотворил
И ей одну отдал.
И ожила она -
Округлость линий, прелесть тела,
С улыбкой на губах, игравшею несмело.
Завидуем мы часто мастерам,
Совсем не зная что удастся нам,
Коль в руки взять резец.

..Давайте вспомним сам миф.

Пигмалион - легендарный царь Кипра, искусный в ваянии.

Жил одиноко, избегая женщин Кипра, торговавших своим телом. В своем уединении однажды Пигмалиону удалось вырезать из драгоценной слоновой кости статую молодой женщины удивительной красоты. Чем чаще любовался Пигмалион своим творением, тем больше находил в нем достоинств.

Ему стало казаться, что ни одна из смертных женщин не превосходит его статую красотой и благородством. Ревнуя к каждому, кто мог бы ее увидеть, Пигмалион никого не пускал в мастерскую. В одиночестве - днем в лучах Гелиоса, ночью при свете лампад - восхищался юный царь статуей, шептал ей нежные слова, одаривал цветами и драгоценностями, как это делают влюбленные. Он назвал ее Галатеей, одел ее в пурпур и посадил рядом с собой на трон.

Во время праздника Афродиты, отмечавшегося всеми островитянами, Пигмалион в загородном святилище богини принес ей жертвы с мольбой:
- О, если бы у меня была жена, похожая на мое творение.
Много жарких молитв услышала богиня в свой день, но снизошла к одному Пигмалиону, ибо знала, что нет на всем Кипре человека, любившего так горячо и искренне, как Пигмалион. И трижды вспыхнул в алтаре жертвенный огонь в знак того, что Афродита услышала Пигмалиона и вняла его мольбе.

ВСЕЛЕННАЯ ЛЮБВИ. ВЕЛИКАЯ МЕТАМОРФОЗА - ПИГМАЛИОН И ГАЛАТЕЯ.

Не чуя под собой ног, помчался царь во дворец. И вот он в мастерской, рядом со своей рукотворной возлюбленной.
- Ну что же ты еще спишь! - обратился он к ней с ласковым упреком.- Открой глаза, и ты увидишь, что уже взошла солнечная колесница Гелиоса, и он сообщит тебе добрую весть. Лучи легли на лицо из слоновой кости, и Пигмалиону показалось, что оно немного порозовело. Схватив свою подругу за кисть руки, он почувствовал, что кость уступает давлению пальцев, увидел, что кожа на лице становится белее и на щеках проступает румянец. Грудь расширилась, наполнившись воздухом. И Пигмалион услышал спокойное и ровное дыхание спящей. Вот приподнялись веки, и глаза блеснули той ослепительной голубизной, какой блещет море, омывающее остров Афродиты.

ВСЕЛЕННАЯ ЛЮБВИ. ВЕЛИКАЯ МЕТАМОРФОЗА - ПИГМАЛИОН И ГАЛАТЕЯ.

Весть о том, что силой любви оживлена кость и родился не слон, которому она принадлежала, а прекрасная дева, за короткое время облетела весь остров. Огромные толпы стекались на площадь перед дворцом, счастливый Пигмалион уже не боялся завистливых взглядов и пересудов. Он вывел новорожденную, и, увидев ее красоту, люди упали на колени и громогласно вознесли хвалу владычице Афродите, дарующей любовь всему, что живет, и могущей оживлять камень и кость во имя любви и для любви.
Тут же на глазах у всех Пигмалион провозгласил девушку царицей Кипра и покрыл ее благоуханные волосы царской короной. В пурпурном одеянии с сияющим от обретенного счастья лицом она была прекрасна, как сама Афродита. Галатея стала женой Пигмалиона по имени Галатея и родила ему дочь Пафос, ставшую эпонимом города на южном берегу Кипра, центра культа Афродиты.

ВСЕЛЕННАЯ ЛЮБВИ. ВЕЛИКАЯ МЕТАМОРФОЗА - ПИГМАЛИОН И ГАЛАТЕЯ.

Миф связан с культом Афродиты (или Астарты), жрецом которой был Пигмалион.
По некоторым данным, Пигмалион тождествен с кипрским Адонисом-Пигмайем, возлюбленным Афродиты и персонификацией весны. По другой версии мифа, Пигмалион влюбился в изображение самой Афродиты.

ВСЕЛЕННАЯ ЛЮБВИ. ВЕЛИКАЯ МЕТАМОРФОЗА - ПИГМАЛИОН И ГАЛАТЕЯ.

Овидия очень интересовал так называемый феномен любви, которому он уделил немалую часть своего произведения, и его значение в судьбе человека. Он сравнивает любовь богов и людей, а также демонстрирует нам разнообразнейшие примеры, случаи страсти — от патологических до возвышенно-романтических — и показывает, как растёт постепенно к концу поэмы содержательность и одухотворенность внутренней жизни героев.

Вот так звучит эта прекрасная легенда в изложении Куна Н.А.

Основа текста - Кун Н.А. "Легенды и мифы Древней Греции"
Источник сюжета - Овидий, "Метаморфозы"

Прекрасная нереида Галатея любила сына Симефиды, юного Акида, и Акид любил нереиду. Не один Акид пленился Галатеей. Громадный циклоп Полифем увидел однажды прекрасную Галатею, когда выплывала она из волн лазурного моря, сияя своей красотой, и воспылал он к ней неистовой любовью. О, как велико могущество твое, златая Афродита! Суровому циклопу, к которому никто не смел приблизиться безнаказанно, который презирал богов-олимпийцев, и ему вдохнула ты любовь! Сгорает от пламени любви Полифем. Он забыл своих овец и свои пещеры. Дикий циклоп начал даже заботиться о своей красоте. Он расчесывает свои косматые волосы киркой, а всклокоченную бороду подрезает серпом. Он даже стал не таким диким и кровожадным.

Как раз в это время приплыл к берегам Сицилии прорицатель Телем. Он предсказал Полифему:

- Твой единственный глаз, который у тебя во лбу, вырвет герой Одиссей.

Грубо засмеялся в ответ прорицателю Полифем и воскликнул:

- Глупейший из прорицателей, ты солгал! Уже другая завладела моим глазом!

Далеко в море вдавался скалистый холм, он круто обрывался к вечно шумящим волнам. Полифем часто приходил со своим стадом на этот холм. Там он садился, положив у ног дубину, которая величиной была с корабельную мачту, доставал свою сделанную из ста тростинок свирель и начинал изо всех сил дуть в нее. Дикие звуки свирели Полифема далеко разносились по морю, по горам и долинам. Доносились они и до Акида с Галатеей, которые часто сидели в прохладном гроте на морском берегу, недалеко от холма. Играл на свирели Полифем и пел. Вдруг, словно бешеный бык, вскочил он. Полифем увидал Галатею и Акида в гроте на берегу моря и закричал таким громовым голосом, что на Этне откликнулось эхо:

- Я вижу вас! Хорошо же, это будет ваше последнее свидание!

Испугалась Галатея и бросилась скорее в море. Защитили ее от Полифема родные морские волны. В ужасе ищет спасения в бегстве Акид. Он простирает руки к морю и восклицает:

- О, помоги мне, Галатея! Родители, спасите меня, укройте меня!

Настигает Акида циклоп. Он оторвал от горы целую скалу, взмахнул ею и бросил в Акида. Хотя лишь краем скалы задел Полифем несчастного юношу, все же весь он был покрыт этим краем и раздавлен. Потоком текла из-под края скалы алая кровь Акида. Постепенно пропадает алый цвет крови, все светлее и светлее становится поток. Вот он уже похож на реку, которую замутил бурный ливень. Все светлее и прозрачнее он. Вдруг раскололась скала, раздавившая Акида. Зазеленел звонкий тростник в расщелине, и струится из нее быстрый, прозрачный поток. Из потока показался по пояс юноша с голубоватым цветом лица, в венке из тростника. Это был Акид - он стал речным богом.

Триумф Галатеи. худ. Raphael Sanzio

Вот какие страсти вокруг прекрасной мифической красоты И имя ее - Галатея!

И вот здесь речь уже идёт не о возлюбленной Пигмалеона! И перессказ ведут уже наши современники))

Здесь Галатея - дочь Нерея, персонификация спокойного моря, возлюбленная прекрасного юноши Акида (или Акис), сына Пана. Влюбленные встречались на Сицилии, в укромных бухтах острова, гуляли по ее лесистым берегам и не подозревали, какая опасность подстерегает их. Была бы счастлива их любовь, если бы сицилийский киклоп Полифем не положил на Галатею свой единственный глаз.

Да, это тот самый Полифем, к которому попал в западню хитроумный Одиссей и лишил его в результате греховодного органа зрения. По молодости он еще был пылок и горяч, хотя характером уже тогда отличался не мирным. Полифем воспылал страстью к Галатее, но соперник его раздражал бемерно.

И вот, грубое животное, Полифем подстерег Акида и раздавил его огромной скалой. Галатея превратила текущую из-под скалы кровь в прозрачную чистую речку.

Но есть и счастливый конец истории. Акид и Галатея успели, якобы, броситься в море, когда услышали топот приближающегося великана, превратились в двух рыб и уплыли, оставив киклопа стоящим на берегу в недоумении. Он вообще был туповат. Как и все киклопы.

А рыбы были помещены на небо в память об этом событии.

Другая же легенда утверждает, что Галатея вовсе не была возлюбленной Акида, а принадлежала именно Полифему и даже родила ему сыновей - Галата, Кельта и Иллидора, ставшими родоначальниками и эпонимами трех народов. Но есть мнение, что это придумали сами сицилийские киклопы, напившись сицилийского вина, которое они по грубости натуры, не разбавляли водой!

ВСЕЛЕННАЯ ЛЮБВИ. ВЕЛИКАЯ МЕТАМОРФОЗА - ПИГМАЛИОН И ГАЛАТЕЯ.

Тем не менее, я проиллюстрирую эту версию замечательной картинкой художника Александра Данилова.

Александр Данилов. Полифем и Галатея.

ВСЕЛЕННАЯ ЛЮБВИ. ВЕЛИКАЯ МЕТАМОРФОЗА - ПИГМАЛИОН И ГАЛАТЕЯ.

Пигмалион из слоновой кости Галатею вырезал.. . Но миф молчит о том, что хоть Афродита и оживила статую, все равно она как и слоновая кость холодна осталась.. . Вот и мы, создаем образ в голове, встанет наше изваяние перед выбором и увидишь - статуя.

"Из всех способов нанести вред самому себе самые болезненные — те, где затронута Любовь. Мы всегда умудряемся страдать, когда кто-то нас бросил, или, наоборот, кто-то от нас никак не отвяжется. Если мы остаемся одни, то страдаем от одиночества, если мы женимся, то превращаем брак в рабство."
Пауло Коэльо. "Дневник мага"

ГАЛАТЕЯ И ПИГМАЛИОН

Обыденно, обидно обеднеет
Без прежних крыльев праздничность души.
Летящий шаг ожившей Галатеи
Собьётся, и паденье завершит
Попытку жить в отсутствие дыханья –
Забыл свою любовь Пигмалион.
Туманной, зябкой ранью, грань за гранью
Ваял её самозабвенно он.
И раб, и царь, служака и владыка
Изгиба шеи, линии бедра
И не лица – божественного лика,
Сиявшего с утра и до утра.
Устал богине клясться и молиться.
Есть женщины для будничных забав –
И грешницы, и светские блудницы.
Свободен он, единожды солгав.
А образ совершенства вновь тревожит,
Когда пустой мерцает постамент, –
Всё та же под рукой прохлада кожи,
Всё тот же сердца аккомпанемент.

Кун Н.А., Нейхардт А.А. "Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима" - СПб.: Литера, 1998

На Кипре грек Пигмалион
Однажды изваял резцом,
Из дорогой слоновой кости,
Девицу, пусть увидят гости!

К показу, всё давно готово,
А он молчит, не скажет слова,
Сам очарованный скульптурой
С античным ликом и фигурой.

Влюбившись сразу-же, мгновенно,
В прекрасный образ совершенный,
Сказать точнее — неземной,
Наш мастер потерял покой.

Одев любимую по царски,
Он начал делать ей подарки
И стал общаться с идеалом,
Ну а красавица, молчала…

Любви Богиню стал молить,
Уже не мог спокойно жить,
Послать ему жену такую,
Как статуя, но чтоб живую!

Пришла на помощь Афродита,
Что красотою знаменита,
Влюблённым всем благоволила,
И вмиг творение оживила!

Ещё не веря в своё счастье,
Пигмалион, горя от страсти
И от волнения став бледнее,
Обнялся с чудной Галатеей.

Женился сразу же на ней,
Где он найдёт ещё милей!?
Любовь во все века прекрасна,
И этот миф, он не напрасно.

Ведь каждый же любви достоин:
Моряк, купец, и раб, и воин,
Поэт, певец, кузнец и жнец,
Седой философ и мудрец.

Хоть даже здесь не говори,
От чувств страдали и цари,
Не будем к государям строги,
Влюблялись на Олимпе Боги!

Всем помогала Афродита,
Кто не любил на тех сердита!
Как хорошо, что небеса
Нам смертным дарят чудеса!
11.01.2017

Примечание:
Пигмалион — в греческой мифологии скульптор, создавший прекрасную статую — девушку Галатею — из слоновой кости и влюбившийся в своё творение.
Тронутая такой любовью, Богиня любви - Афродита оживила статую, которая стала женой Пигмалиона.

1) Брат Дидоны, царь Тира, убивший ее мужа Сихея, после чего она бежала и на берегу Африки основала Карфаген.

2) Царь на о. Кипр, влюбившийся в сделанное им самим изваяние девушки. По его молитве, Афродита оживила статую, и Пигмалион женился на ней.

ПИГМАЛИОН
( Πυγμαίων ), в греческой мифологии: 1) легендарный царь Кипра (Apollod. Ill 14, 3). Жил одиноко, избегая женщин Кипра, торговавших своим телом. В своём уединении П. сделал из слоновой кости статую прекрасной женщины и влюбился в неё. Он обратился с мольбой к Афродите, чтобы богиня вдохнула жизнь в статую. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую; она стала женой П. по имени Галатея и родила ему дочь Пафос, ставшую эпонимом города на южном берегу Кипра, центра культа Афродиты. Миф связан с культом Афродиты (или Астарты), жрецом которой был П. (Ovid. Met. X 243 след.). По некоторым данным, П. тождествен с кипрским Адонисом-Пигмайем, возлюбленным Афродиты и персонификацией весны (Nonn. Dion. XXXII 212). По другой версии мифа, П. влюбился в изображение самой Афродиты (Clem. Alex. Protr. XLIV 32).
м. б.

В изобразительном искусстве сюжет разработан Я. Понтормо, Ж. Б. Ван-лоо, Ф. Буше, П. Пикассо и др., в скульптуре - Э. М. Фальконе. Литературные обработки сюжета: Ж. Ж. Руссо, А. Шлегель, У. Моррис, Б. Шоу, Р. Грейвс, Г. Кайзер, Е. А. Баратынский.
2) Легендарный царь Тира, брат Дидоны (Элиссы). Убил мужа своей сестры Сихея (или Акербаса), чтобы завладеть его богатством, после чего Дидона бежала в Африку, где основала на земле Ярба Карфаген (Ovid. Fast. Ill 574 след., Verg. Aen. I 343 след.).

1) Царь Кипра, сын Бела.Влюбившись в Афродиту, он высек из мрамора ее статую и обратился к богине с мольбой вдохнуть в холодное изваяние жизнь. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая под именем Галатеи стала женой Пигмалиона. По одному из вариантов Галатея родила от Пигмалиона сыновей Пафоса, Кинира и дочь Метарму. Согласно Овидию, Кинир был сыном Пафоса. Также известен вариант, согласно которому Пафос не сын, а дочь Пигмалиона и Галатеи.

2) Царь Тира, брат Дидоны (Элиссы). Он убил Сихея (Акербаса), мужа Дидоны, чтобы завладеть его богатством, после чего Дидона бежала в Африку, где основала город Карфаген.

Афродита дарит счастье тому, кто верно служит ей. Так дала она счастье и Пигмалиону, великому кипрскому художнику. Пигмалион ненавидел женщин и жил уединенно, избегая брака. Однажды сделал он из блестящей белой слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как живая, стояла эта статуя в мастерской художника. Казалось, она дышит, казалось, что вот-вот она двинется, пойдет и заговорит. Целыми часами любовался художник своим произведением и полюбил, наконец, созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные ожерелья, запястья и серьги, одевал ее в роскошные одежды, украшал голову венками цветов. Как часто шептал Пигмалион:

Наступили дни празднества в честь Афродиты. Пигмалион принес богине любви в жертву белую телку с вызолоченными рогами; он простер к богине руки и с молитвой прошептал:

— О, вечные боги и ты, златая Афродита! Если вы можете дать все молящему, то дайте мне жену, столь же прекрасную, как та статуя девушки, которая сделана мной самим.

Пигмалион не решился просить богов оживить его статую, он боялся прогневать такой просьбой богов-олимпийцев. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя перед изображением богини любви Афродиты; этим богиня как бы давала понять Пигмалиону, что боги услышала его мольбу.

Вернулся художник домой. Он подошел к статуе, и, о, счастье, о, радость: статуя ожила! Бьется ее сердце, в ее глазах светится жизнь. Так дала богиня Афродита красавицу-жену Пигмалиону.

Пигмалион и Галатея.

Пигмалион и Галатея.
Скульптурная группа Э. М. Фальконе.
1763.
Париж.
Лувр.

Читайте также: