Скрижали своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Не просто так давались имена. В них заключался смысл. Особо это было характерно для древности. Глубокий смысл сокрыт и в имени великого пророка.

И вырос младенец, и она (Иохавед, мать его) привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его ( Исх. 2:10 ).

Имя Моисея-пророка изъясняется как на основе еврейского языка, так и на основе египетского. На египетском оно имеет даже два значения.

1.1 Еврейская этимология имени пророка Моисея

Так говорит Ягве: народ, уцелевший от меча, нашел милость в пустыне; иду успокоить Израиля.

Издали явился мне Ягве и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя.

В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас.

Так говорит Ягве: народ, уцелевший от меча, нашел милость в пустыне; иду успокоить Израиля. Издали явился мне Ягве и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя.

Иисус Христос (Иешуа га-Машиах):

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим сия есть первая и наибольшая заповедь;

вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Слушай, Израиль: Ягве, Бог наш, Ягве един есть; и люби Ягве, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими.

В пустыне неопаляемо возгорелся куст.

Закрыв лицо руками, стоял пораженный пастух. То был Моисей (Моше). Он пас овец. Освещаемый пламенем, босым он приблизился к кусту. Явилась любовь Божия. Явилась любовь вечная. Не та, которой любит человек, а та, которой любит человека Бог.

Когда обычным образом горит куст, искорки огня взлетают вверх и гаснут. Они устремлены к небу, но не достигают его. Так пытается любить и так любит человек немощными силами души своей и сердца. Любовь человеческая устремляется к Богу, так и не достигая Его..

Так бывает обычно. Это много раз видел Моисей. Но на этот раз он закрыл лицо руками. Такого он не видел и хотя пожелал рассмотреть, но увидеть так и не смог. Бог возлюбил человека. Бог, возлюбив, избрал Себе народ. Куст горел, но не сгорал. Огонь устремлялся не к небу, но пришел с небес и достиг земли. В пустыне возгорелся благодатный огонь любви Божией.

Вера Израиля явилась не в том, что израильтяне были особо верующими людьми, – этого-то как раз и не было, – а в том, что Бог открыл Себя этому народу, избрав праотца Авраама, пастуха из Ура Халдейского. Восемь раз явился пастуху-праотцу Бог. Вера Израиля в ее богооткровенности. Бог Авраама – Бог, явившийся человекам, а не Бог чувствуемый или даже измышляемый ими. Подобно и любовь Израиля не в том, что израильтяне особо любили Бога, а в том, что Бог возлюбил их. Жених любит невесту не потому, что она лучше других, и не потому, что она полюбила его. Безответная тайна – почему он возлюбил именно ее, а далее его любовь воспламеняет и в ней ответную. Издали явился Господь пастуху в Синайской пустыне и сказал: любовию вечною Я возлюбил тебя. Народ Божий может сказать: В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас. Вера Израиля была в ее богооткровенности, а любовь – в том, что Бог возлюбил Свой народ. Не о человеческой, не о народной любви к Богу пойдет речь – она сгорает, – а о любви Божией, которая горит и не сгорает.

Явившийся миру Бог избрал, нашел Авраама пастуха.

Любовь Божия нашла в Синайской пустыне пастуха Моисея.

Вера Израиля – вера Авраама, любовь Израиля – закон Моисея. Христос, исполнение закона, скажет, что весь закон в любви к Богу и ближним. Любовь Господа – это слава Его и имя, явленные в несгораемом кусте, купине неопалимой. Слава Ягве осенила возлюбленную Его, на ней нарек Он имя Свое – она им осиянна и носит имя Его. Ответная любовь возлюбленной или народа Божия – это исполнение заповедей Возлюбившего, это декалог или десять заповедей, а также все 613 предписаний Торы. Таков Древний или Ветхий Завет.

Любовь Божия, любовь Израиля раскрывается на образе великого пророка Моисея. Он – носитель и избранник Божьей любви, как Авраам – веры. Любовь Божия будет раскрыта в таинственном учении о славе Ягве и Его неизреченном имени. Они – источник закона Моисеева. Ответная любовь народа Божия, народа Израильского в его богослужении, богослужении богооткровенном, в его жертвах и исполнении заповедей Закона.

Закроем руками наши лица суетного человеческого мудрования, немощного чувствования и приблизимся к благодатному огню Божией любви, приблизимся страницами Священного Писания в толковании богомудрых и святых отцов.

Моисей – центральная личность Ветхого Завета. Вся предыдущая священная история вела к нему, вся последующая – раскрывала его.

Не было в Израиле пророка равного Моисею. Об этом говорит само Св. Писание: И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Ягве знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам. и по руке сильной. ( Втор. 34:10–12 ). Нет и ничего большего любви Божией, а она явлена была Израилю чрез Моисея.

И нарекла ему имя םשה (Моше).

Встает вопрос – кто нарек имя пророку – его мать Иохавед или дочь фараона? Исходя из текста Исх.2,10 , как правило, утверждается, что имя было наречено дочерью фараона. Это вполне согласуется с синодальным переводом: И нарекла (дочь фараона) имя ему: Моисей (Моше), потому что, говорила она, я из воды вынула его. Та, которая вынула из воды младенца и нарекла ему имя, и есть дочь фараона. А дочь фараона навряд ли стала бы нарекать младенца еврейским именем. Гораздо естественнее считать, что имя она дала египетское.

Получается, что имя было наречено матерью пророка, а потому оно вполне могло быть еврейским.

Моше – избавитель израильского народа. Явно не случайно созвучие таких слов: םשה (Моше) – מושיע (Мошийа) – םשיה (Машиах), означающих Извлекатель – Спаситель – Мессия (Помазанник). Имя Моше, слова Спаситель и Мессия-Помазанник где-то в основе своей единокоренные. И не только грамматически, а глубинно богословски. Великому пророку надлежит быть спасителем своего народа от египетского рабства и прототипом грядущего Мессии.

1.2 Египетская этимология имени пророка Моисея

Более соответствующей библейскому тексту и распространенной среди экзегетов является египетская этимология имени пророка. Если имя пророку, а тогда еще младенцу, извлеченному из вод Нила-реки, дала все-таки дочь фараона, то оно скорее всего и было египетским. Так думали в древности Филон Александрийский (I в.), Иосиф Флавий (I в.), Климент Александрийский (III в.), Евстафий Антиохийский.

Кстати, возможно не случайно, что семьдесят толковников, записавшие имя пророка как Μωυσῆς, составляли свой перевод именно в Александрии Египетской, где была понятна египетская этимология этого слова.

Египетское происхождение имени пророка отмечает также Климент Александрийский (нач. III в.). К тому же, на основании свидетельств Филона Александрийского (I в. по Р.Х.), Климент указывает на совершенно другое имя пророка, полученное им при обрезании, а также на еще иное имя его на небесах.

Тогда царевна сказала: «Ты, женщина,

И в память того, что нашла меня

На берегу реки, она назвала меня Моисеем [там же].

1.3 Другое египетское значение имени пророка Моисея

Если справедливо, что имя пророка Моисея египетского происхождения, а не еврейского, то весьма знаменательно, что великий законодатель Израиля сам имел имя языческого происхождения. Закон отрезал израильский народ от других народов, а имя законодателя как бы смиряло богоизбранных людей. Израиль никогда не мог быть вполне вне других народов. Имя законодателя было призвано устремлять сознание израильтян к мессианской перспективе, когда благодать Божия и спасение будут даны всем народам. А потому и лучше находить в имени великого пророка отзвуки смыслов как еврейского, так и египетского, ведь во Христе-Мессии, Пророке, как Моисее, нет различия народов, языков и племен, Он во всех.

1.4 Прообразовательное значение имени пророка Моисея

Моше – извлекающий, избавляющий. Моисей извлек свой народ, спас его от египетского рабства, как, впрочем, и сам был спасен от фараона и гнева египтян.

Пророк Моисей– избавитель в Ветхом Завете. Пророка. как меня, воздвигнет тебе Ягве, Бог твой ( Втор. 18:15 ), – говорит Моисей народу. Этот пророк, как Моисей, есть Мессия (Христос) – Избавитель в Новом Завете, спасающий народ от греховного рабства и диавольского гнева.

Моисей – взятый из воды, спасенный из воды. Здесь указание на Пасху, на спасение Израиля из вод при переходе через Чермное море. Христос из вод крещения изымает сынов Своих, рождая их от воды и духа.

Мосе – Сын. Моисей – сын, и Израиль – первенец Божий. Так говорит Ягве: Израиль есть сын Мой, первенец Мой ( Исх. 4:22 ). И об этом первенце и спасении его из Египта говорит Господь устами пророка Осии: Когда Израиль был юн, Я любил его, и из Египта вызвал сына Моего ( Ос. 11:1 ). И это же сказано о Христе-Младенце (Мосе = дитя), спасаемом от гнева Ирода-царя в Египте, а по смерти тирана возвращенного в Обетованную Землю ( Мф. 2:13–15 ).

И еще. Мосе – сын, и Пророк, как Моисей, Христос – Сын! Сын Божий и Сын Человеческий.


Скрижа́ли Заве́та или Скрижали свидетельства (от ивр. לוּחוֹת הַבְּרִית ‎, лухот а-брит) — две каменные плиты, на которых, согласно Библии, были начертаны Десять заповедей.

Содержание

Заключение Завета

Заключение Завета с еврейским народом происходило в три этапа.

  1. Затем Моисей вторично восходит на гору, где получает ещё много указаний, в частности, детальное описание как и из чего надлежит сделать Ковчег Завета, в котором потом надлежит хранить скрижали.
  1. После этих происшествий Господь вновь обратился к Моисею:


Передача скрижалей — знаковый момент в истории народа. Считается, что с этого момента был заключен союз между Богом и еврейским народом. Это событие произошло 10 тишрея по еврейскому календарю. С тех пор этот день получил название День Искупления (Йом Кипур) — наиболее священный еврейский праздник.

История Скрижалей

Скрижали Завета хранились в Ковчеге Завета, который находился в Скинии. Впоследствии, Ковчег Завета был установлен Соломоном в построенном им Иерусалимском храме [2] . По талмудической традиции, разбитые скрижали также хранились в Ковчеге [3] , и сыны Израиля носили их с собой, идя на войну [4] . Царь Иосия (Иошияху), предвидя разрушение Храма, спрятал Ковчег со скрижалями, чтобы предотвратить их осквернение руками врагов [5] .

Скрижали в культуре и искусстве



Изображение Скрижалей Завета стало излюбленным еврейским символом; его помещают над ковчегом со свитками Торы в синагоге; на нём обычно пишут первые десять букв еврейского алфавита или первые слова Десяти заповедей.

Согласно Талмуду, форма скрижалей — квадратная (или прямоугольная). Изображения скрижалей такой формы можно найти в старых изданиях еврейских книг. Однако под влиянием христианского искусства итальянского Ренессанса почти во всех странах скрижали Завета стали изображаться как страницы раскрытой книги дугообразной сверху формы ( ). Тем не менее многие раввины выступают против изображения скрижалей такой формы и иногда даже постановляют заменить уже существующее изображение скрижалей [источник не указан 650 дней] .

Сноски и источники

Ссылки

  • Библия
  • Иудаизм
  • Христианство
  • Моисей

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Скрижали Завета" в других словарях:

Скрижали Завета — (Лухот hа брит) Когда кончил Господь говорить с Моисеем на горе Синай, Он дал ему две скрижали откровения . каменные скрижали, исписанные перстом Божьим (Исх. XXXI, 18). Эти две С, на которых выбиты были десять заповедей, стали основой Завета … Энциклопедия иудаизма

Скрижали Завета — (Исх.24:12 , Втор.4:13 , 2Кор.3:3 , Евр.9:4 ). Под сим названием разумеются две каменные доски, на которых самим Господом были начертаны 10 заповедей Закона Божия. Четыре первые заповеди, написанные на одной доске, содержат в себе познание и… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Скрижали Завета — каменные плиты, переданные Богом пророку Моисею, на которых Самим Богом были начертаны десять заповедей (см. Заповеди Божии) … Православный энциклопедический словарь

Скрижали Завета — две каменные плиты, на которых Сам Господь написал десять заповедей Закона Божьего. Первые четыре заповеди были написаны на первой доске, а остальные – на второй. Так Господь Сам разделил данный Им Закон на две части, так как в них заключено… … Православная энциклопедия

Скрижали — Скрижали[1] или поматы (от греч. крышки) нашиваемые на мантию архиерея спереди вверху и внизу прямоугольники из материи красного или зелёного цвета. Описание Внутри верхних скрижалей изображаются кресты или иконы, в нижних скрижалях могут… … Википедия

Скрижали — евр. лухот. Скрижали из различных материалов употреблялись раньше, как письменная принадлежность. Две скрижали завета, на которых были вырезаны 10 заповедей Божиих, были сделаны из камня (Исх. 34:1). Две первые были сделаны самим Богом и… … Словарь библейских имен

Скрижали — две каменные плиты, на которых выбито было десятословиеили десять заповедей . В связи с ними в Библии впервые упоминается описьменности; отсюда старые экзегеты выводили предположение, что тут Богвпервые открыл людям искусство письма.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Скрижали — – под Скрижалями разумеются каменные доски, на которых самим Богом начертаны были заповеди закона. Призывая Моисея на гору для получения сих скрижалей, Господь сказал: Взойди ко Мне на гору, и будь там, дам тебе скрижали каменные и закон и… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Скрижали — две каменные плиты, на которых выбито было десятословие, или десять заповедей (см. Заповеди). В связи с ними в Библии впервые упоминается о письменности; отсюда старые экзегеты выводили предположение, что тут Бог впервые открыл людям искусство… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ковчег завета — Ковчег Завета. Художественная реконструкция XIX века, включающая стилистические элементы эпохи Возрождения. Херувимы представлены в виде ангелов. Ковчег Завета … Википедия

Скрижали Моисея — возможно, самая ценная для христиан и иудеев реликвия. Если отталкиваться от Библейской истории, то можно предположить, что Сам Бог вручил эти таблички в руки ветхозаветного пророка.

Это интригует, хочется взглянуть на столь ценную для верующего человека вещь. Но где же её найти? Быть может, в Библии есть подсказка? Или же ценность Скрижалей совсем не в том?

В книге Исход рассказано, что Бог дал Скрижали евреям через Моисея

О Скрижалях мы знаем из книги Исход. Библейская предыстория такова. Потомки патриарха Израиля переселились в египетские земли, где со временем превратились в угнетаемых египтянами рабов.

Безымянный фараон очень не хотел отпускать еврейский народ из рабства, хотя Моисей (человек не последний при египетском дворе) настоятельно рекомендовал это сделать.

В итоге всё обернулось очень плохо для египетского народа — произошли 10 казней египетских.

Сейчас не будем углубляться в историю, это ни к чему. Лишь два интересных факта:

Как бы то ни было, израильский народ оказался за пределами Египта, в пустынях Синайского и Аравийского полуострова.

Там Моисей стал вводить порядки, законы, обычаи. Одним из этапов становления освобождённого (или изгнанного) еврейского народа и стало появление Скрижалей Моисея.

Моисей получил скрижали на горе Синай

Для общения с Богом Моисей поднялся на гору. В этом нет ничего нового для традиций Аравийских народов. Ещё предки Авраама, жившие в Месопотамии, общались с богами именно на возвышенностях.

Гора — это место условного соединения неба и земли, а небо — это самое отдалённое от нашего мира места, которое ассоциируется с обителью божьей.

В Месопотамии не было гор. Но там строили зиккураты. Та самая Вавилонская башня — это искусственная гора для общения с Богом. Стоит ли напоминать, как много раз в Библии люди восходят именно на гору?

  1. Иисус произносит нагорную проповедь на горе
  2. Иерусалимский храм возводят на горе
  3. Авраам чуть не приносит в жертву сына на горе
  4. Преображение Господне происходит во время молитвы на горе
  5. Ноев ковчег находит пристанище на горе, там Ной общается с Богом
  6. Даже Иисуса Христа в итоге казнят на Голгофе, и это место становится культовым для христиан

Вот и Моисей действует в рамках своей же традиции — общается с Богом на горе Синай. Где именно она расположена? Мы не имеем ни малейшего понятия.

Еврейская традиция не сберегла её местоположения. Есть две популярные версии:

Джабал-Муса — это место почитается как Синай с IV века. Разумеется, христиане IV века знали о местонахождении Синая не больше нашего. Почти 20 веков отделяло их от даты исхода!

Джабаль-эль-Лауз — одна из современных версий местонахождения Синая. Если традиционный вариант — это Синайский полуостров, то в этом случае Синай перемешён на Аравийский полуостров.

Энтузиасты приводят и другие версии.

О самих обстоятельствах вручения Скрижалей Завета Библия рассказывает так:

Наконец, Моисей создал Скрижали:

Моисея со Скрижалями по ошибке изображают с рогами

Известно много изображений, где Моисей со Скрижалями в руках оснащён ещё и внушительными рогами.

Это ошибка, причём досадная. Дело в том, что еврейские тексты писали без гласных. Бывает, это затрудняет интерпретацию. Например, до сих пор спорят, как же правильно читать имя Божие.

Скульптура Микеланджело изображает Моисея не только со Скрижалями, но и с рогами. Это ошибка перевода: по оригинальному тексту Библии, лицо пророка сияло, но никак не обладало рогами

Скульптура Микеланджело изображает Моисея не только со Скрижалями, но и с рогами. Это ошибка перевода: по оригинальному тексту Библии, лицо пророка сияло, но никак не обладало рогами

Образ быстро подхватили. Дошло до абсурда — богословы даже нашли интерпретации, почему у Моисея должны быть рога. Всё это глупости.

Моисей два раза делал Скрижали Завета, так как первые разбил

По Библейскому рассказу, евреи не дождались Моисея внизу Синайской горы. Они ждали чудес и обещанную землю обетованную, а остались в неведении и бездействии. Свои силы они бросили на сооружение идола — Золотого Тельца.

Моисей, когда спускался, разозлился на народ Израиля, взял две каменные скрижали и разбил. Так что впоследствии ему пришлось вернуться на вершину Синая, чтобы получить ещё одни.

Эта история вызывает немало вопросов:

  1. Почему не только остальные евреи, но даже Аарон взялись делать идола?
  2. Как за столь короткий срок удалось сделать золотое изваяние в условиях пустыни?
  3. Почему Моисей разгневался за создание Золотого тельца?

Археологи сообщают, что бык — древний символ Бога, который использовали и иудеи при поклонении Богу Яхве (или Элохиму), так что пророка должно было разозлить нечто другое. Последний вопрос надо пояснить.

Культ Золотого тельца традиционен для еврейских народов.

Археологические находки подтверждают, что это не просто некий идол со стороны, а одно из изображений Бога евреев. Сегодня оно не используется, но во времена Моисея это могло быть распространённой практикой.

Статуэтки Бога-быка широко известны, пусть в Библии эти изображения и выставлены в негативном свете.

На Скрижалях содержались десять заповедей

Скрижали содержали 10 законов Божиих, десять заповедей. В Библии они изложены дважды с разночтениями. Вот текст по книге Исход (20:1–17):

1. Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.

4. Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.

Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты.

И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний.

5. Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.

Это не единственные законы Бога.

В Пятикнижии много других наставлений, Евангелие пересматривает и расширяет эти правила. Но общий фундамент иудее-христианских религий укладывается в эти десять правил.

Скрижали хранили в Ковчеге Завета в Скинии Собрания, на сегодня они утрачены

Для Скрижалей соорудили специальный ящик из золота — Ковчег Завета. Это был странный предмет, способный летать и обладающий разрушительной силой.

К нему допускались лишь определённые лица из числа священников-левитов.

Ковчег Завета хранился в святая святых Скинии собрания — переносного шатра кочующих иудеев. Затем его поместили в Иерусалимский храм.


Одна из сотен реконструкций облика Ковчега Завета, в котором хранились Скрижали Моисея

Во время разрушения храма вавилонскими захватчиками Ковчег Завета пропал, ни одна в нём хранимая Скрижаль поныне не найдена.

Периодически в прессе сообщают о том, что Ковчег Завета всё же нашли, но подтвердить это никто не пытается. Один из самых известных его искателей — Рональд Элдон Уайетт, любитель-археолог.

Тоже утверждал, что видел Ковчег Завета, но доказать это никак не смог.

При этом никто не заявляет, что нашёл те самые Скрижали Завета. Хотя это важная христианская реликвия, ценность для всех представляет именно Ковчег, как нечто мистическое и дорогое.

Для верующего человека же самое важное из всей этой истории — десять заповедей. Это главный подарок Бога, который учит нас жить праведно, не причиняя вреда себе и окружающему нас миру.

Скрижали, что это и как они понимаются в настоящее время

Произнося слово скрижали, возникает ассоциация с другими понятиями, такими, как манускрипты, свитки, писмена, книги. Чем же отличаются это понятие от других источников информации?

Что такое скрижали?

  • Это памятные каменные, в дальнейшем деревянные, бумажные таблички, на которых изложены значимые даты, имена события.

Примерно такое определение встречается при объяснении этого понятия. Здесь-то и возникает вопрос, чем же отличается это понятие от других древних и современных источников и носителей информации, тех же манускриптов, свитков, писмён и книг. При детальном анализе нам придется понять и принять, что скрижали не являются простым источником и носителем информации, а обладают в своем значении неким скрытым смыслом.

Разберём более подробно.

Читаем, что же было написано на табличках.

  1. Бог один и нет других богов, но понятие бог не определенное, то есть это всё, что было, есть и будет, существующая абсолютная реальность, поэтому
  2. Не может быть других изображений Бога, что так и есть, потому что он просто Есть.

Далее, идут этические законы жизни, начертанные в идеальной форме, как универсальные и непреложные.

  • Скрижали – это не просто каменные пластинки, а непреложные законы истины, начертанные Высшим и в Высшем или камне истины.

dzhordzhiiskie-skrizhali-ili-10-zapovedei-mirovogo-poryadka-uvyyzva.jpg

И были написаны другие скрижали, уже более мирские, но помещённые в деревянный ковчег, чтобы никто более не смог их разрушить. Они стали символом присутствия высшего в жизни каждого дня, как определяющий фактор защиты для тех, кто способен открыть и прочитать скрижали начертания законов жизни.

  • Скрижали – это законы Высшего и в высшем значении Духа Истины, укрытые в ковчеге Завета от разума человеческого.

В более поздних толкованиях часто встречаются такие выражения, что то, или иное утверждение для людей начертано на скрижалях Завета, то есть, как непреложный факт или закон жизни.

Разбить скрижали Завета

img-3625.jpg

Это говорит только о том, что человеку необходимо собрать эти осколки божественных законов в себе и тогда ковчег законов Завета откроется всему человечеству для прочтения (понимания) и обретения.

Иисус Христос, по всей вероятности, знал об этом и собрал разбитые осколки скрижалей Ветхого Завета и ему открылись законы (заповеди) Нового Завета.

Именно, это утверждение указывает на открытие скрижалей Нового Завета, как ковчег спасения, и этот ковчег, отныне, открыт для каждого человека жертвой Иисуса Христа, который готов и способен воспользоваться ключом, которым является Новый Завет.

Дважды врата не открываются и жертва Иисусова – это жертва во имя всего человечества, а не его части.

Разбить скрижали Завета, значит найти скрижали Нового Завета, которые укрыты были до времени Великой Жертвы в ковчеге спасения в копях царя Соломона. В копях царя Соломона – значит в недрах горы, в глубинах человеческого существа.

Выводы и анализ значения понятия скрижали

s06-ep14-17.jpg

Вспомним, что есть такие понятия, как изумрудные скрижали или золотые, что открывает нам, в некоторой степени, тайну понятия. А тайна заключается не в самом слове, а в его тайном смысле. Моисею бог начертал законы на каменных плитках, то есть знания, необходимые для жизни в обществе того времени. И эти знания откроются только тому, кто готов с усердием грызть гранит науки (познание мира).

Иисус принял другие законы – Новый завет, которые открывают человеку путь через любовь, но написаны они были на золотых табличках, к чему это привело мы уже сейчас можем понять. Это небольшое пояснение понятия.

Каждая эпоха жизни общества открывает человеку свои законы, в зависимости от конкретного момента времени и запросов этого времени. Мы сейчас пишем свои законы, вот где мы их пишем, зависит от уровня нашего развития. Понять необходимо, что мы пришли не для того, чтобы нарушить закон, но исполнить уже новый закон, актуальный для нашего времени и написанный на изумрудных (духовных) скрижалях.

Скрижали – это напутствие человечеству в грядущее свершений, и пишутся они сейчас на изумрудных табличках, что означает не только исполнение закона, но и сотворение его самим человеком. И эти письмена уже даны человечеству, но люди пока смотрят только то, что написано на воде вилами.

Законы старого мира разрушены в гневе, но только для того, чтобы явились новые законы, написанные на изумрудных табличках.

*
*
*
*
*
*

Поль Гюстав Доре. Моисей со скрижалями Завета.

Поль Гюстав Доре. Моисей со скрижалями Завета.

Изложенная в Священном писании история израильского народа полна драматических моментов. Один из таких эпизодов — обретение десяти заповедей. В Книге Исход рассказано, как пророк Моисей взошел на гору Синай и получил от Бога две каменные доски — скрижали, на которых были изложены те самые предписания, что стали нравственной основой жизни на земле. Библия описывает, как происходило общение пророка со Творцом. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блистали молнии. Голос Создателя, покрывая шум разбушевавшейся стихии, произносил заповеди, а Его невидимый перст отображал их на камне.

Когда Моисей после сорокадневного пребывания на горе спустился со скрижалями в руках, он увидел, что народ, выведенный им из египетского плена, поклоняется идолу — золотому тельцу, забыв о Боге. Гнев охватил пророка при виде разнузданного языческого разгула, и он разбил о скалу каменные доски с заповедями. Когда же израильтяне покаялись, Господь повелел Моисею изготовить новые скрижали, и вновь нанес на них те же письмена. И воссозданные доски, и осколки разбитых стали святыней иудеев. В течение многих лет они хранились в специально созданном золочёном сундуке — Ковчеге Завета, который был центром сначала скинии — походного храма-шатра, а затем храма величественного, выстроенного царем Соломоном.

До наших дней уцелело немало правовых материалов древнейших времен — это шумерские, вавилонские, хеттские, ассирийские своды законов. Из них особенно известен кодекс Хаммурапи — начертанный клинописью на стеле за несколько веков до событий Исхода, он был открыт французами в 1901 году на территории Персии. Кодекс Хаммурапи состоит главным образом из примерных решений различных проблем и конфликтов. Как и прочие языческие законодательства, он основан на прецедентном праве — предлагает наказания, предусмотренные за различные преступления, но не формулирует нравственные нормы и не указывает на недопустимость определенных поступков. Право, представленное в Десяти заповедях, называется аподиктическим — оно запрещает одни формы поведения и призывает к другим. Таких предписаний не встретишь ни в одном законе древнего Ближнего Востока. А вот международные договоры того времени, наоборот, изобилуют категорическими требованиями. То есть, сама аподиктическая форма Декалога определяет его не как правовой документ, не как закон, а как договор между Богом и человеком.

Из Библии известно, что Декалог и в первый, и во второй раз Господь начертал на двух досках. В связи с этим ученые издавна пытаются ответить на вопрос — скрижали дублировали одна другую, или же заповеди были распределены на них, по пять на каждой? Почётный профессор израильского университета Бар-Илана Мешулам Маргалиот, разделяя взгляды американских коллег на Декалог, как на образец договора, предлагает в поиске ответа на этот вопрос опираться также на археологические данные.

Договоры на древнем Ближнем Востоке составлялись в двух экземплярах. В качестве самого известного примера здесь можно привести соглашение между египетским фараоном Рамзесом Вторым и царём хеттов Хаттусили Третьим — одна копия договора между этими правителями была обнаружена археологами на раскопках в Египте, а другая — в хеттском архиве в деревеньке Богазкёй на севере современной Турции. Логично предположить, что и Синайское соглашение между Богом и еврейским народом было продублировано на двух скрижалях, поскольку один его экземпляр предназначался Творцу, а второй — иудеям. Образец, принадлежащий Господу, мог быть помещен только в месте Его присутствия — в скинии, в Святом ковчеге. Но почему и вторая скрижаль хранилась там же? Здесь опять следует проанализировать практику заключения договоров на древнем Ближнем Востоке. Если соглашение принимали стороны с неравным статусом, например, правитель и вассал, то последний оставлял свою копию в храме своего бога — это считалось присягой, священной клятвой. Таким образом, помещая свой экземпляр договора с Создателем в скинии, евреи не только принимали данные Им заповеди, но присягали Ему на верность.

Гипотеза о Декалоге как договоре позволяет также объяснить причину, по которой Моисей разбил скрижали. На Ближнем Востоке существовала еще одна традиция — расторгая соглашение, и хетты, и шумеры, и ассирийцы разбивали таблички, чаще всего глиняные, на которых оно было составлено. Вероятнее всего, увидев горькую картину уклонения израильского народа в язычество, пророк, названный в Библии кротчайшим, не просто предался справедливому гневу, но, руководствуемый Духом Божиим, указал, что вершится трагедия — человек вновь теряет связь с Создателем, лишается завета с Ним. И потом, когда после покаяния договор с Богом был восстановлен, разбитые скрижали хранились в Ковчеге завета, как предостережение от измены Творцу.

Исследуя законы мира, в который был погружен богоизбранный израильский народ, ученые воссоздают, казалось бы, навсегда утраченные детали событий, происходивших десятки веков назад. И помогают своим современникам постигнуть глубины Священного Писания!

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.



Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Читайте также: