Сковорода из глины своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

глиняная посуда

Глина настолько прочно вошла в строительное дело, что даже в наш железобетонный век в глинобитных жилищах обита­ет треть населения планеты. И это не считая домов из обожженных кирпичей.

В руках талантливых мастеров обычные вещи превращались в истинные произведения деко­ративно-прикладного искусст­ва. Высокого развития искус­ство керамики достигло в Древнем Египте, Ассирии, Ва­вилоне, Греции и Китае. Мно­гие музеи мира украшает посу­да, изготовленная древними гончарами. Старые мастера умели лепить посуду порой ги­гантских размеров. Поражают высоким техническим мастер­ством греческие пифосы — со­суды для воды и вина, достига­ющие высоты двух метров. Именно в сосуде-пифосе, а не в бочке, как принято считать, жил древнегреческий фило­соф Диоген.

В наше время утрачены многие секреты, которыми владели древние мастера. Несмотря на высокое развитие производст­ва, современные керамисты еще не сумели раскрыть тайну приготовления глазури, кото­рая покрывает две большие ва­зы, обнаруженные при раскоп­ках китайскими археологами. Когда в найденные вазы нали­ли воду, глазурь тут же потем­нела и изменила цвет. Стоило только вылить воду, как сосу­ды вновь обрели свою первона­чальную белизну. Хо

тя эти удивительные вазы-хамелеоны были сработаны китайскими гончарами более тысячи лет назад, они не утратили своих удивительных свойств. Славилась керамикой и Древ­няя Русь. Из мастерских гон­чаров выходили чаши, блюда, кувшины, кубышки, рукомои, печные горшки и даже кувши­ны-календари. Каждый кален­дарь представлял собой кув­шин, на котором штампиками наносились определенные зна­ки в прямоугольнике, отведен­ном каждому месяцу. Кроме календарей, рассчитанных на круглый год, были сельскохо­зяйственные календари, охва­тывающие срок с апреля по ав­густ, то есть от посева до жат­вы хлеба. На таком календаре особыми знаками указывались важнейшие языческие празд­ники, сроки полевых работ и даже дни, когда нужно было у неба просить дождя или вёдра (солнечной погоды). В сам же кувшин-календарьзаливалась освященная вода, которой крапили поля во время молебна. Столовую посуду русские гон­чары расписывали специаль­ными керамическими краска­ми либо ангобами (жидкими цветными глинами), покрыва­ли стекловидной поливой — глазурью. Особенно много выделывалось чернолощеной по­суды. Слегка подсохшие изде­лия натирали до блеска лощи­лом (гладким камнем или от­полированной костью), а за­тем обжигали на коптящем пламени без допуска в горн ки­слорода. После обжига посуда приобретала красивую сереб­ристо-черную или серую по­верхность, одновременно она становилась более прочной и менее влагопроницаемой. Глиняная посуда есть в каж­дом современном жилище, хо­тя трудно поверить, что свер­кающие белизной фарфоро­вые чашки и тарелки — родст­венники закоптелых печных горшков, горлачей и всевоз­можных махоток, вылеплен­ных из темной глины. Но по­суда из белой и темной гли­ны — не соперники, каждая хо­роша для своего назначения.

Самый ароматный чай можно заварить только в фарфоро­вом чайнике, а самый вкусный варенец из коровьего молока можно приготовить лишь в глиняном горлаче да еще и в русской печи.

В современном городском жи­лище глина присутствует так­же в виде всевозможных обли­цовочных плит, ванн, раковин.

Словом, глина всегда совре­менный материал, без которо­го невозможно обойтись ни в настоящем, ни в будущем. Издревле глина служила чело­веку не только как сырье для керамики и строительства. На­родные целители применяли глину как своеобразное целеб­ное средство. Например, растя­жение жил лечили пластырем, приготовленным из желтой глины, разведенной в уксусе. Для того чтобы унять боли в пояснице и суставах, наклады­вали на больные места пла­стырь из глины, разведенной в горячей воде с добавлением керосина. Знахари отдавали предпочтение печной глине, используя ее при ворожбе, на­шептывании от сглаза и лече­нии лихорадки. В качестве ме­дицинского оборудования в ход шла различная глиняная посуда. В одних сосудах гото­вили снадобье, в других храни­ли сушеные травы и коренья. А самые маленькие горшочки, которые за свои небольшие размеры назывались махотка­ми, использовались при про­студах как обычные медицин­ские банки. Вероятно, первая медицинская грелка также бы­ла глиняной. Сначала в каче­стве грелки применяли кув­шин с узким горлышком, в ко­торый наливали горячую воду. Потом по заказам лекарей гон­чары стали изготавливать спе­циальные медицинские грелки в виде низкой посудины с пло­ским широким дном и плотно закрывающимся горлышком. Даже обычный красный кир­пич, как говорят, был постав­лен на службу здоровья. Его накаляли в печи, затем сыпали сверху луковую шелуху, вды­хая в себя появляющийся при этом дым. Современная меди­цина подтверждает, что подоб­ная ингаляция помогает при простудных заболеваниях. С помощью раскаленного кирпи­ча можно также продезинфи­цировать помещение, изгнать из него комаров и мух. Только в этих случаях вместо луковой шелухи использовалась по­лынь и ветки можжевельника.

Глина, встречающаяся в при­роде, настолько разнообразна по составу, что в земных не­драх фактически можно найти готовую глиняную смесь, при­годную для изготовления лю­бого вида керамики — от свер­кающей белизной фаянсовой посуды до красного печного кирпича. Разумеется, крупные залежи ценных видов глины встречаются редко, поэтому около таких природных кладо­вых возникают фабрики и за­воды по производству керами­ки, как, например, в Гжели под Москвой, где в свое время бы­ла обнаружена белая глина. У каждого уважающего себя де­ревенского гончара тоже были хотя и небольшие, но свои за­ветные месторождения, а про­ще — ямы-копанцы, где он до­бывал глину, пригодную для ра­боты. Порой за нужной глиной приходилось ездить за многие версты, извлекая ее из глубоких ям с невероятными трудностя­ми. Мало того, одного месторо­ждения было не всегда доста­точно, поскольку для разных изделий требовался различный состав глины. Так, например, для чернолощеной керамики подходит лучше всего жирная железистая глина. Она отлича­ется высокой пластичностью, прекрасно формуется на гон­чарном круге, а после подсыха­ния ее можно выгладить до зер­кального блеска. Посуда из та­кой глины не пропускает влагу и отличается высокой прочно­стью. Одна беда: жирная глина при сушке и последующем об­жиге легко трескается. У изде­лий изтощей глины, содержа­щей значительное количество песка, — шероховатая поверх­ность, к тому же они сильно впитывают влагу. Зато при суш­ке и обжиге тощая глина трес­кается очень редко. Для хоро­шей глины предпочтительна зо­лотая середина, когда она имеет среднюю жирность.

Жирной считается глина, со­держащая менее 5% песка, в то время как тощая включает в себя до 30% песка. В глину средней жирности входит 15% песка.

Глину, пригодную для лепки, можно с успехом заготовить даже в большом городе. Ведь всегда где-нибудь неподалеку строители роют котлованы для нового дома либо идет ре­монт водопровода или газо­провода. При этом глиняные пласты, залегавшие на боль­шой глубине, оказываются на поверхности.

Определить пригодность глины для лепки можно довольно про­стым способом. Из небольшого комка увлажненной глины, взя­той для пробы, скатайте меж­ду ладонями жгут толщиной примерно с указательный па­лец. Затем медленно согните его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их совсем мало, то глина вполне пригодна для работы и, по всей вероятно­сти, в ней содержится 10— 15% песка.

Многовековая практика народ­ных мастеров показала, что чем больше вылеживается гли­на, тем лучше ее качество…

Глину, содержащую много пес­ка и посторонних примесей, перед проминкой обязательно очищают просеиванием и отмучиванием.

Если вы решили просеять глину, то разложите ее небольшими комками на деревянном на­стиле и высушите на солнце (рис. 1.1). Зимой глина хоро­шо сушится на морозе, разло­женная под навесом, куда не попадает снег. Небольшое ко­личество глины можно высу­шить в помещении, на теплой печи или на батарее централь­ного отопления. Разумеется, чем меньше будут комки, тем быстрее высохнет глина. Вы­сохшую глину ссыпьте в тол­стостенный деревянный ящик и разбейте трамбовкой — мас­сивным отрезком древесного ствола с укрепленными сверху ручками (1.2). Образовавшую­ся глиняную пыль просейте через мелкое сито и удалите из нее всевозможные примеси в виде камушков, щепок, были­нок и крупных песчинок (1.3). Перед лепкой глиняный поро­шок замешивают так же, как тесто для хлеба, доливая время от времени воду и тщательно перемешивая руками глиня­ную массу. Часть глиняного порошка желательно хранить на тот случай, если глиняное тесто необходимо быстро сде­лать более густым, а времени на подсушивание и выпарива­ние нет. В жидкое глиняное те­сто подсыпают необходимое количество порошка, а затем хорошо вымешивают.

При отмучивании глина не только очищается, но и становится более жирной и пластичной. Поэтому чаще всего отмучивают глину, содержащую много песка, имеющую низкую пла­стичность.

Отмучивать глину нужно в высокой посудине, например в ведре.

Одну часть глины залейте тре­мя частями воды и оставьте на ночь. Утром глину тщательно размешайте мутовкой до полу­чения однородного раствора. Затем дайте раствору продол­жительное время отстояться. Как только сверху вода вы­светлится, осторожно слейте ее с помощью резинового шланга. Но не так-то легко слить воду, не замутив ее. Поэ­тому еще в древности было придумано простое и остроум­ное приспособление, которое до сих пор применяют япон­ские гончары (рис. 1.4). В де­ревянной кадке на небольшом расстоянии друг от друга свер­лят по вертикали несколько отверстий. Каждое отверстие перед заполнением кадки жид­ким глиняным раствором за­тыкают деревянной пробкой. Более тяжелые песчинки и разного рода камушки оседают на дно в первую очередь. За­тем, после отстаивания, вниз опускаются частицы глины. Постепенно вода сверху свет­леет и становится наконец прозрачной (1.4а). Как только уровень светлой воды кажется чуть ниже верх­него отверстия, пробку вытас­кивают, и осветленная, отсто­явшаяся вода выливается из бочки (1.46). Через какое-то время вынимают пробку, рас­положенную ниже. Так посте­пенно сливается вся отстояв­шаяся вода. Чтобы ускорить процесс оседания глины, в рас­твор предварительно добавля­ют горькую английскую соль (примерно одну щепоть на вед­ро). Вместо деревянной кадки можно использовать подходя­щую металлическую посудину. На разных уровнях в нее впаи­вают короткие трубки, кото­рыезатыкают пробками.

заготовка: отмучивание глины

После удаления отстоявшейся воды осторожно вычерпайте жидкую глину, оставляя нетро­нутым нижний слой, в котором находятся осевшие на дно ка­мушки и песок. Глиняный рас­твор вылейте в широкий дере­вянный ящик или таз и по­ставьте его на солнце, чтобы из глины быстрее испарилась лишняя влага (1.5). Как только подсохшая глина потеряет те­кучесть, время от времени пе­ремешивайте ее лопатой. После того как глина приобре­тет консистенцию густого теста и перестанет прилипать к ру­кам, ее закрывают полиэтиле­новой пленкой или клеенкой и хранят до начала лепных работ.

При из­готовлении крупных изделий в жирную глину вводят так на­зываемые отощающие добавки, которые способствуют умень­шению усадки при сушке и об­жиге, предотвращая тем самым появление на изделии трещин и коробление.

Еще в древности при изготов­лении больших сосудов, пред­назначенных для хранения продуктов, в глиняное тесто добавлялась дресва — крупный песок, получаемый дроблени­ем камня-песчаника. Но самым распространенным отощающим материалом всегда был мелкий песок. Чтобы удалить из песка посторонние включе­ния, его несколько раз промы­вают чистой водой, а затем су­шат. Иногда в глину добавля­ют другие отощающие матери­алы, придающие ей дополни­тельные свойства. Керамика станет более легкой и порис­той, еслив глиняное тесто вве­сти немного опилок. Народные мастера Средней Азии вместо опилок добавляют в глину пух тополя и болотного растения — рогоза, а также измельченную шерсть животных. Примесь так называемого ша­мота делает керамику более ог­неупорной. Шамот можно при­готовить из огнеупорного кир­пича, который предварительно толкут и просеивают через си­то, удаляя керамическую пыль. Оставшиеся в сите крошки размером не более просяного семени и есть шамот. Его доба­вляют в глиняное тесто не бо­лее 1/5 общей массы.

Наряду с шамотом для получе­ния огнестойкой керамики ис­пользуется бой истолченной и просеянной керамической посуды.

перебивание глины, гончарная струна

Обработать глиняное тесто можно также с помощью плот­ницкого струга или же большого ножа (рис. 3). Ком глины тщательно уплотняют с помо­щью массивной деревянной колотушки (3.1). Затем его с силой прижимают к столу или верстаку и срезают стругом (3.2а) или ножом тончайшие пластинки (3.26). Попадаю­щиеся под лезвие всевозмож­ные инородные включения от­брасывают в сторону. Чем тоньше срезаемые пластинки, тем чище и однороднее стано­вится глиняное тесто. Полу­ченные после строгания пла­стинки снова собирают в еди­ный ком и уплотняют коло­тушкой до тех пор, пока он не станет монолитным (3.3). Под­готовленный таким способом ком глины снова строгают. Эти приемы повторяют до тех пор, пока глиняное тесто не станет однородным и пластич­ным.

заготовка и обработка глины

Это послед­няя стадия подготовки глиня­ного теста, предназначенного для лепки. В руки берут ком глины (рис. 4.1) и раскатыва­ют его так, чтобы получился удлиненный валик (4.2). За­тем валик сгибают пополам (4.3) и обминают его так, что­бы опять получился округлый ком (4.4). С этого момента все операции промина повторяют в той же последовательности несколько раз.

Пластичность глиняного теста зависит не только от однород­ности его структуры и состава, но и влажности.

подготовки глиня­ного теста, перемин глины

Если глина слишком сухая, ее перед каждым последующим перемином обильно сбрызгива­ют водой.

Определяют пластичность глины уже известным вам спо­собом. Небольшой комок гли­ны (4.5а) раскатывают между ладонями (4.56). Полученный жгут сгибают пополам. Если глина имеет высокую пластич­ность, то на изгибе жгута не появится ни единой трещины (4.5в).

Наличие трещин говорит о том, что глина слишком пере­сохла и ее необходимо увлаж­нить (4.5г).

подготовка глины, хранение глины

Сушка глиняных изделий

Сушка — довольно длительный процесс. Поспешность может свести на нет всю предыдущую работу: при быстрой сушке изделие покрывается многочисленными трещинами и коробится. На первом этапе сушки влага из изделия должна испаряться как можно медленнее. В первые дни посуду и игрушки народные мастера сушат в помещении или под навесом в тихом заветренном месте, где не бывает сквозняков. На предварительную сушку уходит двое-трое суток. После этого изделия досушивали на протопленной печи. Чем лучше высохнет глина, тем больше надежды на то, что при обжиге не возникнет брак.

Изделие, имеющее сложную форму с множеством деталей, сушить нужно с особой осторожностью, например, опустив в какую-либо металлическую посудину или коробку, прикрыв ее сверху газетным листом. Крупное изделие можно покрыть сверху сухой тряпкой. На вторые сутки тряпку снимают, но продолжают сушить изделие в тени. Примерно на четвертые сутки средних размеров изделие можно досушивать на печи или на батарее центрального отопления. Высохшая глина приобретает достаточно высокую прочность, необходимую для дальнейшей обработки. Перед тем как подвергнуть обжигу, каждое изделие нужно тщательно осмотреть. Если будут обнаружены трещины, их необходимо тщательно заделать. Трещину смачивают водой и замазывают мягкой глиной. Кроме трещин, на изделии могут оказаться всевозможные неровности, случайные наслоения, приставшие к поверхности глиняные крошки и мелкие царапины. Испорченные участки нужно обработать циклей и зачистить мелкозернистой наждачной бумагой, а затем удалить глиняную пыль широкой кистью или щеткой.

Для придания изделию блеска применяют лощение. Один из древних способов лощения очень прост. Поверхность подсохшего изделия натирают любым гладким предметом, уплотняя верхний слой глины до появления блеска.

После обжига блеск становится сильнее. Лощеную посуду можно смело использовать в хозяйстве, так как она достаточно влагоустойчина. На Руси лощеную посуду с декоративной целью дополнительно подвергали чернению. Для этого в конце обжига в печь бросали какое- нибудь дымящее топливо, например, вар. Впитывая дым, сосуды становились черными, сохраняя блеск. Есть еще один способ чернения посуды. Раскаленную керамику бросают в опилки или в рубленую солому.

Древнерусские гончары врезали свой горн в склон холма. Как это выглядело, вы можете видеть на рисунке, на котором горн нарисован в разрезе.

Глиняная посуда

Особенности и преимущества глиняной посуды

Используя глиняную посуду, необходимо соблюдать некоторые правила, тогда керамика прослужит долго и не потеряет свой внешний вид. Перед применением новую утварь замачивают в воде на 10-15 минут. Обычно такая посуда применяется в духовке, причём ставят её в холодную печь, тогда она равномерно прогреется, и еда качественно приготовится.

В уходе керамическая кухонная утварь более требовательна: мытьё должно проходить в горячей воде с добавлением соды или моющего средства с обильным полосканием. Если посуда не покрыта глазурью, её необходимо хорошо просушить. Хранение происходит в открытом виде, без крышек и в проветриваемом месте, иначе неприятного запаха не избежать.

Важно обращать внимание на указанные особенности, чтобы посуда прослужила длительное время.

Преимуществ применения много:

  • экологичность материала изготовления;
  • долговечность использования;
  • легко переносит как высокую, так и низкую температуру: возможно применение в духовой и микроволновой печи, в морозильной камере;
  • ко дну не пригорает пища;
  • на поверхности не образуется накипь;
  • не выделяет запаха и примеси;
  • способность сохранения максимума полезных элементов готовящихся продуктов;
  • может использоваться как термос;
  • при длительном хранении продуктов на них не появляется плесень.

Из чего делают керамику и где взять материалы для работы

Керамика представляет собой обожжённую глину, из которой керамист изготовляет посуду и другие изделия. Натуральная глина отличается от полимерной своим происхождением. Её добывают из недр земли и не подвергают химической обработке.

Для изготовления керамики применяется только жирная глина без примеси камней и других частиц, иначе готовый предмет может растрескаться во время запекания. Масса для лепки должна храниться в специальных условиях и при определённой влажности. Натуральная порода бывает белой, красной, фарфоровой, голубой и чёрной (тёмно-коричневой).

Самая распространённая – белая глина, которая после обжига даёт изделию добротный оттенок слоновой кости.

Красный цвет изготовленному предмету даёт красная глина. Сырой материал зеленоватого оттенка из-за находящегося в составе оксида железа. Такая глиняная смесь податливая, не рассыпается на крошки, поэтому применяется для скульптур и крупных предметов.
Фарфоровая глина позволяет сделать изящные, белые после обжига поделки.

Голубая глина используется в основном в косметических и медицинских целях.

Чёрная или керамическая масса тёмно-коричневая является наиболее твёрдым сырьём из всех перечисленных. После нахождения в горячей печи предметы становятся изысканного оттенка слоновой кости.

Ещё глину разделяют по температуре обработки:

  • легкоплавкая;
  • среднеплавкая;
  • тугоплавкая.

Для новичка в гончарном деле лучше всего приобрести готовую для работы керамическую массу: она снабжена дополнительными добавками (формовка, гончарный круг), облегчающими подготовку к творчеству. При выборе материала ориентируются на размер фракции, желаемый цвет после тепловой обработки и стоимость. Цена во многом зависит от производителя, но также фасовки и фактуры.

Глина для посуды

Кроме глины, необходимо докупить глазурь и эмаль для покрытия готового изделия, а также цветной пигмент для декора. Улучшить свойства сырья и придать ему фактуру можно при помощи различных добавок. Чтобы склеить детали, применяется шликерная масса. Это специальный клей для глины. Просто соединить глиняные детали можно, но есть вероятность раскола изделия при обжиге. Все необходимые инструменты, добавки и материалы можно приобрести в магазинах для ремесленников.

Для серьёзной работы с глиной понадобятся более дорогие приспособления – гончарный круг и печь. Такое оборудование недешёвое, но оно является профессиональным, и изделия, произведённые на нём, станут ещё более красивыми и добротными.

Техника работы с глиной вручную

Превращение глиняной массы в изысканное творение – настоящее искусство. Есть несколько способов, как делают глиняную посуду:

  1. Лепка. Это, пожалуй, самое доступное домашнее творчество из глины. Изделие вылепляют из глиняной массы подобно пластилину, применяя стеки или подручные приспособления.
  2. Гончарное дело. Более серьёзное занятие, требующее специального оборудования, например, гончарного круга. С его помощью можно создать вазу или кухонную утварь.
  3. Отминка. Такой способ представляет собой выкладывание глиняной массы в гипсовую форму. После застывания изделие извлекается и обжигается. Отлично подходит для начинающего керамиста, создания плитки.
  4. Литьё. Способ подобен предыдущему, различие лишь в формах. Полученные заготовки высушивают в формах, после извлечения раскрашивают.

Не важно, каким способом было выполнено творение, завершающим этапом всегда является обжиг. Совершают его в гончарной печи, при температуре более 1000 градусов. Затем можно покрыть предмет акриловой краской или специальной глазурью для керамики. Если изделие прошло обработку глазурью, то обжиг повторяется.

Если изделие планируется выполнить в естественном цвете, то используют молочение. Такой приём подразумевает покрытие неокрашенной запечённой работы молоком в несколько слоёв, а затем повторное запекание при более низкой температуре.

Только отработав технику, можно добиться по-настоящему достойных результатов. Не стоит новичку сразу садиться за гончарный круг. Опытные мастера настоятельно советуют начать практику с более простого, например, с лепки.

Лепка

Лепка известна с давних времён, но мастера постоянно модернизируют имеющиеся приёмы, вносят что-то новое. Так, лепка бывает:

  • ручная из цельного куска глины;
  • ленточно-жгутовая техника;
  • пластиковая (текстильная техника);
  • отминка в готовую форму;
  • отливка в гипсовую форму;
  • вытягивание предмета на гончарном круге.

Ручная лепка не исключает вытягивание на гончарном круге. Многие мастера производят свои изделия только методом ручной лепки. Чтобы понять смысл и принцип работы, можно попробовать мастерить с пластилином.

Лепка посуды

Гончарный круг

Гончарный круг используется для лепки круглого предмета. Для новичка необязательна покупка такого оборудования.

Круг бывает с ручным, ножным и электрическим управлением.

Электрические считаются самыми удобными и практичными. Именно их обычно и покупают керамисты. Интересный факт: работу на электрическом круге можно освоить за несколько часов. Инструмент с ручным управлением поддаётся мастеру только через месяцы тренировок.

Гончарный круг различается по типу двигателя:

  1. Коллекторный – самый простой и популярный в компактных моделях. Он мягко переключает скорость вращения, работает тихо.
  2. Асинхронный – вращается в обе стороны, меньше шумит. Такой прибор требует определённого навыка для регулировки скорости.
  3. Бесщеточный двигатель постоянного тока предназначен для профессиональной работы. Он надёжен, при работе издаёт тихий звук.

Неплохой первоначальный опыт можно получить на детской модели круга. Начиная работу, главное, понять, как правильно ставить руки и почувствовать уверенность, проработать основные технические моменты.

Отминка

Отминка пользуется популярностью у начинающих мастеров. Техника проста в понимании и в учебных пособиях подробно иллюстрируется. Гипсовая форма для отминки выбрана неслучайно. Гипс способен впитывать лишнюю влагу, и изделие хорошо застывает.

Отминка глины

Литьё

Литьё отличается от отминки используемыми формами. В этом случае изделие выполняется с тонкой, изящной стенкой. Прочность поделки возрастает только после обжига.

Литье

Материалы и инструменты

В специальных магазинах для ремесленников представлен ассортимент материалов и инструментов для работы с глиной. Начинающему мастеру лучше присмотреться к более простым и недорогим, а практикуясь, обновлять инвентарь в соответствии с новыми требованиями.

Инструменты

Главный инструмент керамиста – это руки. Однако не обойтись и без специальных предметов:

  • гончарный круг – основной инвентарь для изготовления круглых изделий, посуды;
  • струна – необходима для среза готовой работы с гончарного круга;
  • турнетка – вертящаяся металлическая подставка, необходимая для зачистки, выравнивания формы и росписи готового произведения;
  • иглы или шило, скалки, гончарные гребешки и стеки – инструменты для моделирования и придания фактуры предмету.

Где и какую глину взять

Чаще всего материал для работы покупают в специализированном магазине. Конечно, можно добыть сырьё самостоятельно в овраге или карьере, но такое под силу не каждому, да и глина может оказаться неподходящей для моделирования. Она должна быть пластичной, без примесей, подготовленной к работе руками или на гончарном круге. Как указывалось выше, любое лишнее вкрапление в материале может испортить всю работу: изделие или потрескается в печи или станет неожиданного оттенка.

Как подготовить к работе

Чтобы подготовить глину к работе, следует растворить её в большом количестве воды. Удобнее это делать в эмалированном тазу. Раствор оставляется на некоторое время настаиваться, затем перемешивается и начинается процесс перемятия. Инородные тела, а также появившиеся пустоты можно удалить из материала промятием. Рабочее тесто из глины должно быть эластичным и однородным.

Технология работы с глиной вручную

Перед тем как приступить к работе с глиной, её разминают, надавливая на кусок пальцами. Научиться правильно отщипывать просто: нужно прищипнуть маленький кусочек, затем оторвать его. Добиться плоского элемента можно с помощью сплющивания куска пальцами или прижимая его ладонью к столу.

Существует ещё необходимые для лепки приёмы:

  • скатывание – формирование шарообразных заготовок;
  • раскатывание – создание жгутов;
  • разрезание – разделение куска стеком;
  • заострение – оттягивание пальцем куска для придания ему остроты.

В процессе работы творение регулярно осматривается и поправляется в плане пропорциональности и симметричности.

Как слепить тарелку из глины своими руками

Для изготовления глиняной посуды своими руками потребуются следующие инструменты и материалы:

  • замешанная, подготовленная глина;
  • скалка;
  • ёмкость с водой;
  • деревянная лопатка;
  • лист бумаги;
  • ровная поверхность.

Приступая к работе, необходимо вымесить глину, чтобы она стала эластичной и нелипкой. Когда материал стал податливым, можно начинать творить. Первый шаг – это формирование шара диаметром около 10 сантиметров. В центре делается углубление. Аккуратно надавливая на углубление, повернуть шар по часовой стрелке, тем самым растягивая и увеличивая изделие.

Тарелки из глины

Чтобы было удобнее делать вращательные движения, заготовку можно поместить на лист бумаги. Изделие уже напоминает пиалу. Деревянной лопаткой или мокрыми пальцами формируются ровные, правильные края. Чтобы выполнить описанный шаг, нужно правильно держать будущую тарелку и инструмент. Лист вращайте по кругу, а приложенная перпендикулярно лопатка или пальцы работают на выравнивание.

Далее следует обильно смочить руки водой и сгладить изделие внутри. Работа выполнена. Она может быть не совсем идеальна и иметь погрешность в симметрии, но она сделана самостоятельно, в ней тепло и энергия рук мастера.

Как слепить кружку из глины своими руками поэтапно

Для лепки кружки своими руками потребуются следующие инструменты и материалы:

  • готовая для лепки глина;
  • кисть;
  • ёмкость с водой;
  • шпатель.

Первый шаг для выполнения керамической кружки – это формирование шара 15-20 сантиметров в диаметре. Подобно работе с тарелкой в шаре делается углубление, и заготовка вращается вокруг пальца другой руки. Далее следует начать вылепливание чашки со дна вверх.

Для выровнивания края и внутренней части творения необходимо воспользоваться шпателем. Чтобы сделать нижнюю часть гладкой и ровной, чашечку вращают и разглаживают материал влажными руками. Возможно, для удобства работы пригодится плоская, твёрдая подставка.

Сушка и обжиг изделия

Готовое изделие обязательно нуждается в сушке. Обычно на это уходит не менее 24 часов. Далее идёт процесс обжига. Новички могут воспользоваться обычной духовкой, а для профессионалов необходима муфельная печь.

Декорирование

Декорирование – творческая часть изготовления глиняной посуды. Существует множество методов декора:

Любой выбранный вариант превратит изделие в необычное, уникальное произведение искусства.

Как правильно пользоваться глиняной посудой

Следуя следующим правилам и советам, можно сохранить керамическую посуду на долгое время:

  • избегать резкого перепада температуры. Нельзя ставить блюдо в горячую духовку. Следует поставить его в холодную, а затем включить. Таким образом, нагрев будет равномерным и не навредит посуде;
  • недопустим контакт с открытым пламенем. Кухонная утварь растрескается от резкого нагрева;
  • для заваривания чая или травяного напитка керамическую посуду обдают кипятком;
  • разграничение кухонной посуды. Пористая глина хорошо впитывает запахи, поэтому не следует в одной и той же посуде подавать мясные и сладкие блюда;
  • нельзя применять агрессивные моющие средства. Мыть керамику можно в тёплой воде с добавлением соды или мыла. Глина может впитать вредные химические вещества;
  • тщательное просушивание изделий без крышки после мытья.

Заключение

Посуда из керамики, сделанная своими руками, всегда останется самой дорогой сердцу, даже несмотря на погрешности во внешнем виде или дизайне. Изделие сохранит тепло и энергию мастера, будет напоминать об увлекательном процессе лепки. Керамическая посуда всегда будет актуальной, изысканной и впишется в любой интерьер.

Так вот, лет не помню сколько тому назад я купила упаковку шамотной глины и про нее забыла. Вспомнила лишь недавно, решила употребить, попробовать что-то сделать из нее на гончарном круге. Обоженная глина в шамоте была мелкого помола, но при работе на круге все равно драла руки, получился пилинг Я сделала турку для кофе, кастрюльку, ну и банку заодно. Что характерно, сырой шамот был горчичного цвета. Каким он станет после обжига, было совершенно непонятно. А стал он красно-коричневым! Я удивилась.

Теперь надо было испытать изделия. Хотя бы турку, потому что я очень люблю кофе и прочитала, что у приготовленного в керамических турках кофе особый вкус. Сначала я просто вскипятила в этой турочке воду. Получилось. Затем перешла к кофе. Кофе нагревалось значительно медленнее, чем в металлической турке. А когда появились первые пузырьки я предусмотрительно сняла турку с огня, так она продолжала варить, уже стоя на столе! Это видно на фото справа.

Изделия из жаропрочной глины, фото № 1

А кофе действительно получился очень вусным! Поскольку эта турка была тестовым образцом, то я ее не стала особенно украшать, на будущее планирую делать турки с аппликациями из той же глины - как на банке на фото ниже и справа.

Еще один жаропрочный предмет - это кастрюлька для запекания в духовке. Результат понравился мне самой, я не стала ее тестировать, уверена, что готовить в ней будет удобно, а еда получится вкусной.

Изделия из жаропрочной глины, фото № 3

Изделия из жаропрочной глины, фото № 4

Справа от кастрюли - банка из той же самой глины, ее я не собиралась испытывать на открытом огне, просто решила сделать вот такую банку с настоящей пробковой пробкой. Мне давно нравится делать керамические банки, но для серьезного хранения нужно было решить проблему герметичности. Даже хорошо подогнанные керамические крышки этой проблемы не решали. Тогда я решила использовать настоящие пробковые пробки. Они работают отлично. Теперь я в этой банке храню кофейные зерна, а кофе варю в керамической турке. В планах сделать из этой глины чайник и подставку для греющей свечи под него.

Керамические вазы, горшки, чайные наборы, подсвечники, тарелки, свистки и даже музыкальные инструменты – все это можно создавать самостоятельно.

Чтобы научиться делать керамику своими руками, главное – желание. Перед тем как стать керамистом, попробуйте слепить из глины простейшую безделушку, и вы поймете, стоит ли тратить деньги на покупку оборудования для работы. Если что-то не получилось – не беда, размочите брак и сделайте из него новую фигуру, до запекания изделие можно видоизменять бесконечно.


Из чего делают керамику и где взять материалы для работы

Керамика – это обожженная глина, которая и является главным материалом в работе керамиста. В отличие от полимерной глины, натуральная имеет природное происхождение, ее добывают из недр земли, не подвергая химической и другим видам обработки.


Опытные мастера в целях экономии добывают и готовят сырье самостоятельно. Этот процесс включает несколько этапов и вряд ли заслуживает внимания, если вы только начинаете свой путь и живете в городе.

Глина для изготовления керамики должна быть жирной и без вкраплений камешков и прочего мусора, иначе поделка растрескается в процессе запекания. Готовую массу хранят при определенных условия влажности.

Натуральная глина бывает разных видов:

  • Белая – наиболее распространенная, изначально имеет сероватый оттенок, а после термической обработки обретает приятный оттенок слоновой кости.
  • Красная – содержит оксид железа, придающий сырью зеленоватый тон. Основной цвет сырца – коричневый, после обжига изделия становятся красными. Хорошо поддается лепке, не крошится, идеальна для скульптур и крупных изделий.
  • Фарфоровая – серая в сыром виде и белая после запекания.
  • Голубая – чаще используется в косметологии и народной медицине.
  • Черная или темно-коричневая керамическая масса – самая твердая глина, приобретающая оттенок слоновой кости после обработки в печи.

Красная глина

Также глины для керамики классифицируют по температуре обработки на легкоплавкие, среднеплавкие, тугоплавкие.

Удобнее всего покупать готовую гончарную глину, ориентируясь на размер фракции, цвет после обжига при разных температурах и другие характеристики и качественные показатели. Стоимость зависит от производителя, фасовки, фактуры. Есть уже готовые массы с добавками для облечения разных задач – лепки, формовки, гончарного круга.

Помимо глины, нужны глазури и эмали для покрытия изделий, пигменты для придания сделанной своими руками керамике нужного оттенка, специальные добавки для улучшения свойств и температурной обработки.


Для склеивания деталей используют шликерную массу – своеобразный клей из разведенной глины. Если просто соединить элементы, они могут отвалиться при нагреве. Все это продается в специализированных магазинах для керамистов.

Способы изготовления керамических изделий

Существует несколько способов превращения глиняной массы в красивое керамическое изделие.

Лепка – самый доступный способ изготовления изделий из керамики своими руками в домашних условиях. Сувениры, скульптуры, посуду, игрушки или другие поделки лепят руками, словно из пластилина, помогая себе специальными стеками или подручными приспособлениями.


Гончарное дело требует наличия вращающегося круга. С помощью этого древнего ремесла и сегодня создают вазы, кувшины, горшки, тарелки, чашки.


Отминка – наиболее простой вариант изготовления керамики для начинающих. В работе используют гипсовую форму, в которую выкладывают мягкую глину, а после застывания извлекают фигурное изделие. Гипсовые формы привлекательны тем, что впитывают излишнюю влагу, помогая глиняному изделию отвердеть и просохнуть.

Литье – здесь тоже используют формы, но другого плана. Разведенную глину разливают по формам, высушивают заготовки, извлекают и раскрашивают.


Глиняная поделка обретает прочность только после обжига – обработки в гончарных печах при температуре от 900 до 1300 градусов. Готовые сувениры покрывают акриловыми красками или специальной стекловидной глазурью для керамики. В случае с глазурью требуется еще один обжиг после окрашивания.

Если хочется получить естественный оттенок, используют молочение – покрывают неокрашенную запеченную керамическую фигурку молоком в несколько слоев и еще раз запекают при более низких температурах.


Гончарная печь – виды и предпочтения

Раньше печи для обжига керамики представляли собой вырытые в земле горны и разогревались исключительно дровами. Современные гончарные печи бывают газовыми, электрическими и дровяными. Последние, как правило, изготавливаются собственноручно, они подходят для эксплуатации в частных домовладениях. В условия квартиры удобнее всего работать с электропечами, для больших объемов можно подобрать газовую.


В металлическом корпусе таких печей скрывается огнеупорный кирпич или другой материал, удерживающий тепло и не боящийся нагрева. Для отвода влаги предусмотрены вентиляционные отверстия, управление процессом обжига керамики осуществляется программным регулятором. Электрические гончарные печи – недешевое удовольствие. Цена зависит от производителя, объема, мощности.

В продаже есть модели с вертикальной и горизонтальной загрузкой и колпаковые. По типу расположения нагревательного элемента гончарные печи подразделяют на муфельные и камерные. В муфельных он находится вокруг емкости из огнеупорного материала (муфеля). В камерных нагреватель расположен внутри, что сокращает потери тепла и делает оборудование более экономичным.


Если немного постараться, можно сделать печь для обжига керамики в домашних условиях своими руками, взяв за основу огнеупорный кирпич и что-то для корпуса, например, старую стиральную машину.

Запекание – самый важный процесс, который не прощает ошибок. Иногда даже опытные мастера видят вместо ожидаемого шедевра негодный брак. Изделия никогда не достают сразу, они должны остыть в печи.


Как выбрать гончарный круг

Гончарные круги нужны для лепки круглых предметов, поэтому этот инструмент необязательно покупать сразу же. Если вы только осваиваете керамику, начинайте с лепки или отминки. Круги бывают с ручным, ножным и электрическим управлением.

Последние – самые удобные и практичные, их чаще всего и покупают керамисты, занимающиеся изготовлением керамики в домашних условиях. Чтобы научиться работать на электрическом круге, нужно несколько часов. Для освоения инструмента с ручным управлением уйдет несколько месяцев.

При выборе гончарного круга важно обратить внимание на тип двигателя:

  • Коллекторный – самый простой и часто встречается в компактных моделях, плавно регулирует скорость вращения, но сильно шумит.
  • Асинхронный – вращается в обе стороны, меньше шумит, но требует навыков для регулировки скорости.
  • Бесщеточный двигатель постоянного тока – лучший выбор для серьезных работ. Отличается надежностью и низким уровнем шума.

Модификации различаются по диаметру планшайбы, частоты ее вращения, мощности двигателя, габаритам оборудования. Цена также зависит от производителя.

Выбирая гончарный круг для изготовления домашней керамики своими руками, обратите внимание на удобство положения рук во время работы и сидения за ним. Если у вас нет персональной мастерской, не забывайте про компактность. Желательно не полагаться на рекламу, а попросить совета у тех, кто уже давно занимается керамикой.


Неплохое оборудование можно найти даже среди детских моделей, на них получится делать полноценные, хоть и небольшие изделия.

Польза и удовольствие от керамического хобби

Изначально керамикой занимались в основном мужчины, но сегодня, благодаря автоматическим кругам и электронным печам, – это женское хобби, требующее терпения, творческого настроя, художественного таланта.

Гончарное дело нельзя назвать очень прибыльным, тем более с учетом покупки дорогостоящего оборудования. Скорее, им занимаются ради удовольствия. Лепка успокаивает, а созерцание работы на гончарном круге действует магически.



Продавать керамику, сделанную своими руками, конечно, можно. Спросом пользуются сувениры, посуда, предметы декора. Однако обогатиться на этом увлечении вряд ли получится – времени на изготовление уходит много, а цены на изделия ручного труда способны оценить только те, кто понимает разницу между штамповкой и индивидуальной работой мастера.


Если вы хотите попробовать лепку, но не готовы покупать печь, начните с холодного фарфора, полимерной глины или соленого теста. Конечно, эти материалы не годятся для изготовления посуды, но зато из них получаются очень красивые сувениры и украшения, например, колье или ожерелье.

Ну а если решили стать керамистом, то начните с теории, смотрите видео-уроки, учитесь на опыте мастеров. Удачи вам и творческих успехов в этом и других женских увлечениях.

Читайте также: