Символы беларуси своими руками

Обновлено: 08.07.2024

Российский журнал "Огонек" развлек читателей статьей, в которой автор оригинально сформировал десятку наиболее узнаваемых символов России. Во всяком случае, по мнению редакции, именно в этих брендах заключается особенность страны для простого иностранного туриста. Вот эти символы: медведь, матрешка, водка, шапка-ушанка, самовар, балалайка, Спасская башня, березка, тройка, КГБ.

Мы попробуем (с поправкой на субъективность, конечно) сформировать аналогичный рейтинг для Беларуси. Как вариант он может быть таким:

1. Зубр

На сегодняшний день, пожалуй, самый растиражированный национальный символ и сувенир – удобен в графическом исполнении, хорошо рисуется на этикетках. К тому же в самом понятии заключен немалый элемент экзотики, прямого указания на особенность – доисторический зверь обитает только у нас, да еще несколько экземпляров в Польше, с которой у нас, похоже, до неприличия много общих символов. В настоящее время исполинских размеров муляжи этих суровых животных, стоящие вдоль трасс, частично заменяют нам объекты придорожного сервиса.

2. Беловежская пуща

Вековой дремучий лес, предмет восхищения и белой зависти корректных европейцев, которые на своих равнинах давно превратили лесные массивы в вылизанные лесопарки и образцовые частные угодья, где сосны и ели стоят, как основательно прореженные морковки на грядках у аккуратной хозяйки.

3. Бульба

Картошка – это и элемент фольклора, и основной продукт питания, и своеобразная ментальная основа, на которую лепятся остальные составляющие национального характера. Соответственно, "бульбаш" – это не просто марка популярной водки, это характер – неприхотливый, негордый, толерантный.

4. Аист

Символ национальной чистоты. Также неплохо отражен в сувенирной продукции. И если зубров можно видеть только в неволе, то аисты в белорусской деревне – на всех столбах, приспособленных общими усилиями людей и птиц под большие, невероятно развесистые гнезда.

5. Василек

Именно этот синий полевой цветок увековечен в логотипе Беларуси как страны привлекательной для туризма (если кто не знает). Васильков у нас действительно много, впрочем, еще больше одуванчиков и люпина, но от них немудрено впасть в фрустрацию, а от васильков, считается, впору удариться в поэзию.

6. Трасянка

Вот это на самом деле нечто уникальное. Местный суржик, собранный минимум из двух языков да еще снабженный таким произношением, которое окутывает неповторимым колоритом любое самое простецкое словечко. Принцип словообразования в данном случае заключается в соединении частей слов из русского и белорусского языков. Например, понятие, близкое въездному туризму: приедет (русск.) – "прыедзе" (белорусск.). Берем основу белорусскую, добавляем русский суффикс, получается – "прыедеть" (в окончании не забываем о самом главном нашем принципе: смягчать).

7. Трактор "Беларус"

Символ индустриальной мощи страны, крепко стоящий на сельскохозяйственных угодьях многих "братских республик", разбросанных по разным континентам. Конечно, не настолько гламурный технический бренд, как автомобиль "Мерседес", мотоцикл "Ямаха" или телевизор "Сони", но зато вряд ли у какой другой страны отыщется трактор с национальностью.

8. Лукашенко

Тут, как говорится, ни прибавить, ни убавить. На сегодняшний день единственная фамилия, связанная с Беларусью, способная в массовых масштабах вызвать эмоции у иностранцев. Эффект узнаваемости достигался планомерно и целеустремленно – еще бы, столько лет у власти.

9. Радзивиллы

Тоже личностный символ, но восходящий к историческому прошлому. Фамилия в силу звучности и значимости оказалась закрученной как в объекты инфраструктуры, так и в гастрономические бренды – хлеб, шампанское, рестораны.

10. Болота

Именно так – во множественном числе и прямом смысле. Иначе получится тоже символ, но негативный. Известно, что Беларусь занимает первое место в Европе по площади этой и так и сяк обыгрываемой в различных контекстах природной достопримечательности – на вид не весьма привлекательной, но, между прочим, выделяющей в 15 раз больше кислорода, чем аналогичный по площади участок леса. Как данную драгоценность использовать для привлечения привередливых туристов – пока еще не решено, но, без сомнения, эти огромные топкие и непроходимые просторы выделяют нас на фоне остальной Европы, и осушать мы их больше не собираемся.

P.S. За кадром десятки остались два наиболее часто упоминаемых в отзывах иностранцев белорусских символа – чистые улицы и красивые девушки. Но, пожалуй, не стоит их вставлять в рейтинг – слишком интимно, к тому же жалко замыкающих список Радзивиллов и болота.

Возможно, вы представляете себе по-другому десятку символов Беларуси.

Ручная вышивка – одно из самых распространённых и доступных видов женского творчества. Пожалуй, сложно найти такой народ, чей национальный костюм не был бы отделан орнаментом. Возникшее очень давно, данное искусство создало у разных национальностей присущие только им традиции вышитых узоров.

Белорусская вышивка

В русских деревнях именно женщины хранили обряды, обеспечивающие благо семье. К вышиванию обычно приступали после прядения и ткачества, когда дни становились длинными и светлыми. И украшая ткань яркими узорами, девушки и женщины искренне верили в их чудесную силу.

Белорусская вышивка и первое упоминание о вышивке в Беларуси

Ранние узоры белорусской вышивки обнаружены на остатках кожаной обуви Х-ХIII веков. Самыми распространёнными были простейшие узоры-символы: ромбы, разделенные на 4 части, квадраты, кресты, треугольники, кольца и т.п. Они сохранились и в вышивке ХIХ–ХХ вв. В древней символике отражалась языческая мифология – изображения символов солнца, древа жизни, полей, птиц, воды. Использовали льняные и шерстяные нитки. Орнаментальную вышивку размещали на рукавах, воротниках, подолах сорочек, фартука, головных уборах. Так же орнаментами украшали мужские шейные платки, скатерти и обрядовые рушники. Техника вышивания совершенствовалась наравне с эволюцией одежды (различные способы изготовления и декорирования) и развитием прядения и ткачества.


Белорусская народная вышивка характеризуется соединением различных способов и приёмов в одно фактурное и композиционное целое. Обладает орнаментальными и технологическими региональными особенностями, и отличиями. Так, наиболее богатым декорированием выделяется вышивка Поднепровья, центральной Беларуси, Восточного и Западного Полесья. К 50-м годам традиционную счётную технику с геометрическим орнаментом заменила свободная полихромная гладь и свойственные ей цветочно-растительные узоры. Такой тип орнаментации наиболее часто встречается на рушниках из Дрогичина.

К началу 20 в. вышивка приобрела форму промысла, появились вышивальные мастерские, продукция которых экспортировалась в другие страны. В 50-е годы в таких городах, как Слуцк, Бобруйск, Витебск работали вышивальные артели, которые потом трансформировались в фабрики художественных изделий.

Нитки и способ вышивания

Белорусские вышивальщицы использовали как хлопчатобумажную пряжу натурального белого цвета, так и окрашенную в синий и чёрный цвета. Льняная и шерстяная нити были менее популярны, в основном их применяли в строчевом шитье и для орнаментации суконных и шерстяных тканей.

Вышивка вперед игла белорусская вышивка

виды швов

Вышивка набором

Простой крест

Вышивка полукрест

Вышивка двойной крест

Шов прямая гладь
Шов косая гладь
Шов свободная гладь

Традиционные цвета белорусского национального орнамента

В Беларуси чистота узоров сохранялась вплоть до ХХ в. Наши цвета – это красные узоры и белый фон. Белый цвет – символ чистоты, а красный – цвета солнца и крови, как жизненной силы. В конце XIX в. белорусские вышивальщицы стали использовать чёрный цвет, но не в качестве преобладающего, а для оттенения красного. В народных костюмах также иногда можно встретить синий и жёлтый цвета.

что привезти из беларуси в подарок

Основные символы белорусской вышивки

Белорусский национальный орнамент является не просто украшением наряда, в нём каждый узор имеет свой смысл и сакральное значение. Это особый шифр нашего народа, элементы которого символизируют красоту и добро, дают надежду и силы, воплощают любовь и уважение человека к родной земле и своим предкам.

В основном в белорусском орнаменте прослеживается чёткая геометрия: узоры выстраивались в виде геометрически правильного куба, или состояли из квадратиков и ромбиков.

Узоры жизни

Расцвет природы и жизни отображали, вышивая символ Солнца, который часто объединяли с символом Земли. Такой узор встречался в каждом крестьянском доме, поскольку его считали чудодейственным.

Узоры Жизни

Начало всего живого – мать. Поэтому её образ – один из самых популярных узоров жизни, отношение к которому у наших предков было очень трепетным.

Символы матери

Бездетным семьям вышивали образ Матери-Рожаницы. А чтобы оградить детей от дурного глаза и несчастья также использовали специальный знак-оберег.

Знак оберег вышивка

Узоры, отображающие праздники

Жизнь любой деревни не обходилась без праздников, которые тоже отражались в вышивке. Например, купалье, масленица или свадьба.

Узоры праздника

Узоры плодородия и урожая

В языческие времена в большом почёте были Солнце и Земля, поскольку благодаря их союзу каждый год вырастает урожай. Символ пробуждения природы и солнца – Ярило, которого часто изображали верхом на лошади. Ещё одним важным символом была Житная Баба.

Вышивка Ярило

Лирические и поэтические настроения в народном искусстве выражались посредством изображения птиц. Кукушка, например, символизировала овдовевшую женщину, соловей – поэта, воспевавшего любовь, сокол выступал образом любимого, а орёл олицетворял героя. Символом же любви и мира стал голубь. Пара голубей с обращёнными в одну сторону головами – молодая пара. Если птицы смотрят друг на друга, а между ними ещё и цветочный букет изображён, – это говорит о любви в самом её расцвете. Ну а когда оба голубя отвернулись в разные стороны, всё, любовь, к сожалению, закончилась.

Голуби символ любви

Образы языческой мифологии

У белорусов, как и у большинства народов, ранее существовал культ священного древа жизни. Священные дубы находились в центре капищ, и эти деревья нельзя было рубить, иначе навлечёшь на себя и свой род несчастье. Древо жизни олицетворяло вечную жизнь, поэтому этот узор был одним из главных образов, которые использовали мастерицы в своей вышивке.

Древо жизни символ

Берегиня – покровительствовала семейному очагу, рукоделию и хозяйству.

Берегиня

Также в узорах использовались и другие символы, которые дополняли общую картину вышивки. Например, символы богов, наших предков, человека, хлеба или женской доли.

Символы Беларуси вышивка

Примечательно, что белорусы не использовали узоры, которые бы символизировали смерть или горе.

Орнамент как разновидность народной магии

Наши предки считали, что с помощью орнамента можно защититься от зла, обратиться к богам за благословением, не местные же, благодаря вышитым узорам могли получить представление о мировоззрении людей, главенствующем в той или иной местности.

Нательную рубаху всегда шили с магической предосторожностью, поскольку она не только согревала, но и отгоняла злые силы, а душу удерживала в теле. При кройке ворота вырезанный лоскут необходимо было протащить внутрь будущей одежды, такое движение – внутрь – делалось для сохранения и накопления жизненных сил.

белорусская вышивка

Орнамент же обязательно вышивали в таких местах, как ворот, рукава, подол, на головных уборах – в обрамлении лица. Считалось, что зло может получить доступ к телу через открытые места. А обережная вышивка поможет их обезопасить. Древние белорусы также верили, что узоры-обереги на одежде помогают не хуже врачевателей того времени. Поэтому, когда кто-то болел, то на его рубахе мастерица вышивала определённые знаки, способствующие скорейшему выздоровлению.

Существовала в народе и традиция обрядовых рушников. Когда случалось какое-либо несчастье – неурожайность или засуха, например, – то женщины собирались вместе у кого-либо дома и ткали рушник, а затем вышивали на нём определённый узор. После изделие относили на могилу предка, чтобы тот отвёл от деревни беду.

Смысловое значение таких узоров, как и обряд их чтения, передавалось мастерицами от старшего поколения младшему вплоть до начала XIX века. А затем сакральный смысл народной вышивки стал постепенно забываться, и вышивальщицы помнили только, что в них заключены силы добра.

текст: Екатерина Голубничая

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Белорусские цвета — только красное на белом. Белорусский орнамент, есть традиционный набор символов и цветов, которые использовали наши предки много столетий с дохристианских времен. Белорусы, а когда-то и все славяне, использовали два цвета — красный цвет на белом фоне.

Эти цвета имеют глубокую символику. Белый фон — цвет чистоты. Красный — цвет солнца, крови как символа жизни, и вообще символ жизни.

У белорусов, как ни у кого из славян, сохранилась до ХХ столетия чистота узоров. Наши корни — красный узор на белом фоне. С конца XIX века добавился черный цвет. Но он никогда не преобладал, только оттенял красный.

Белорусский орнамент

Знак плодородия, изобилия плодов земных. Ношение его призвано повысить жизненную силу, усилить способность к чадородию.

А все остальные цвета никогда не использовались в наших орнаментах. В народных костюмах встречаются синий, желтый, но никогда, кстати, зеленый. Загадка традиций. Зеленый считается символичным цветом у мусульманских народов. А у нас, несмотря на обилие зелени, никогда не использовался народом. Правда, в книге встречается много и полихромных образцов. Но они явно поздние.

Белорусский орнамент

Солнечный знак — ромб с отростками. Интересно, что на древних костяных или деревянных изделиях, на женских гребнях, которые носили на голове и которые должны были быть оберегами, солнечный знак изображали как кружочек с точкой посередине.

В текстиле кружочек не сделаешь, он трансформировался в ромб. Ромб с загнутыми концами, так называемая свастика, — тоже солнечный знак, знак круговорота солнца. Его можно увидеть в Беларуси на женских фартуках еще в начале ХХ столетия.

Белорусский орнамент

Знак земли – перечеркнутый ромб с точками.

https://biobadi.ru/product-category/tibetan-medicine/

Белорусский орнамент

Символ человека — восьмиконечная розетка. Это еще индоевропейский мотив.Эти знаки признаются исследователями как основные. Несомненно, их было больше, но какие-то забылись, а какие-то уже невозможно расшифровать.

— Все эти символы — очень сильные знаки, которые должны оберегать человека. Хоть мы сейчас не вкладываем в них смысл оберега. А наши предки верили, что они помогают. Поэтому и не было у нас знаков, которые символизировали бы смерть, боль, горе.

Вы задумывались над тем, почему орнамент на одежде помещают только в конкретных местах — на вороте, на манжетах, вдоль манишки, на головном уборе вокруг лица. Они есть там, где прорехи, где зло может проникнуть к телу человека. Все остальное защищено тканью. А полотно ткалось на кроснах, на которых эти знаки были нанесены.

Белорусский орнамент

1. Звезда человека на небе; 2. Солнце дает силу и урожай; 3. Луна бережет детей от ночных страхов; 4. Огонь лечит от простуды и немочи; 5. Перун оберегает от дурного глаза, своими стрелами карает чертей; 6. Дед на том свете молится за здоровье, счастье живых родных; 7. Козерог лечит и оберегает всю живность от болезней и нечистиков. Вышила солнце, чтобы сын выздоровел

Наши предки верили в магическую силу символов и знаков.

— У белорусов существовала великая культура обрядовых рушников. В каждом регионе ткали, вышивали свои — где-то от неурожая, где-то от засухи, в военные времена — чтобы лихо обошло деревню. Где-то в деревне женщины собирались и ткали за одну ночь, — рассказывает Евгений Сахута.

В книге немало таких примеров.

Восьмидесятилетняя бабушка вспоминала, как у нее заболел сынок. Ничто не помогало. А как только вышила она узор солнца, сын сразу выздоровел.

— У меня двое старших детей умерло, — рассказывала другая женщина. — Боюсь, как бы не умерла и Соня. Я вышила два рушника с узором ребенка. Один отнесла в церковь и повесила на икону Божией Матери, другой — на могилу деда.

У белорусов была даже своя астрология.

— Ночью и днем бабки-гадалки смотрели на небо — на солнце, луну, звезды. Потом советовали нам, что вышивать на рушниках. Я вот по совету по совету бабки Купреихи вышила такие узоры.




Васильки, васильки, васильки,
Словно юности нашей деньки…
Познаем мы мир большей частью через зрительные образы. Получаем и передаем информацию. Как передать послание, если нет ни сотового телефона, ни клочка бумаги (который быстро порвется и потеряется)? Древние славяне с помощью цветов передавали свои мысли и чувства.
В старину многие растения и животные служили людям оберегами. Одним из оберегов был полевой василек.
Василек - мужское начало. Одежду с его изображением носили только неженатые мужчины. В обережной вышивке этот цветок наделен способностью укреплять зрение человека, являлся олицетворением красоты, молодости, силы и здоровья.
Женщины вышивали полотенца для мужей, отцов и сыновей, идущих в дальний путь. Вышивка была и на одежде, и на поясах, которые ценились и носились повсеместно.



Считалось, что василек обладает особой магической силой и может защищать от злых духов, а еще умеет изгонять демонов. Он выступает сильным оберегом и может защитить от негативного воздействия окружающей среды, а также убережет от сглаза и порчи.





Первый отмечался при появлении колосьев на поле, второй проходил в конце лета перед сбором урожая. Что уж говорить о венках, которые были так популярны у славян!



Василек является символом родины не только в Беларуси.
В геральдике василек является символом преданности родной земле и встречается на гербах и в Прибалтике, и в Германии:
Герб города Кейла (Эстония)







4. Затем берется бумага синего цвета и на ней обводятся шаблоны лепестков василька. Необходимо обвести 15 лепестков, расположив их на листе в форме трех цветков для удобства при вырезании.






Знать:
- значение василька в жизни человека;
- символический образ василька для нашей родины;
- использование василька в творчестве белорусов.

Уметь:
- сочинять загадки на заданную тему;
- составлять синквейн;
- выполнять аппликацию.


Развитие изобразительного искусства Белоруссии происходило в тесном контакте с искусством России, Украины, Польши и Литвы, что, несомненно, носило прогрессивный характер.


Основными видами прикладного искусства были резьба по дереву и кости, керамика, ткачество и обработка металлов.


Традиционный белорусский орнамент по преимуществу геометрический. В средневековой Белоруссии славились мастерством резчики по дереву и камню, создавшие особый стиль - так называемую "белорусскую резьбу" - пышный растительный орнамент, в который вплетаются стилизованные изображения птиц и зверей. Иконостасы и царские врата православных храмов часто были настоящими произведениями искусства, свидетельствующими о талантливости белорусского народа.




Видное место в декоративном искусстве Белоруссии занимало производство изразцов для облицовки зданий. На сохранившихся керамических плитках XIV-XV веков можно увидеть скачущего всадника с обнаженной саблей и оленя с олененком. Изображение всадника близко гербу Великого княжества Литовского, получившего в последующие столетия распространение в геральдике, так и в изобразительном искусстве Белоруссии и Литвы.


Часто встречаются керамические плитки, украшенные цветами и растительными побегами. Излюбленными цветочными мотивами были василек и виноградная лоза.




Такие керамисты XVII в., как П.И. Заборский, Степан Иванов, прозванный Полубесом, Игнатий Максимов, были известными мастерами своего времени и работали не только у себя на родине, но и в русском государстве: сначала на строительстве Воскресенского храма в Ново-Иерусалимском монастыре, затем в Оружейной палате Московского Кремля. Замечательный керамический пояс Воскресенского собора, выполненный Степаном Полубесом, был украшен орнаментом, прозванным в народе "павлиний глаз". Декоративное убранство этого собора, оказало большое влияние на изразцовый декор зданий Москвы последних лет XVII в.


Искусство художественной обработки металлов получило распространение не менее, чем художественная керамика. Здесь в основном использовались изображения цветов и растительных побегов.




В XVIII в. в Уречье была основана мануфактура по изготовлению бытового и художественного стекла. Она выпускала украшенную алмазной гранью и гравировкой посуду и зеркальные медальоны с гравировкой, которые служили украшением парадных залов. Декор зеркал с гербами магнатов соединял в себе черты средневековья и элементы барокко. Уреческое стекло получило известность далеко за пределами Белоруссии - в Польше, Литве, России.


Очень популярными во второй половине XVIII - первой половине XIX в.стали протканные золотом и серебром шелковые так называемые слуцкие пояса. Этим названием они обязаны месту своего изготовления - Слуцку. В те времена их именовали "персидскими кушаками".




Орнаментальные композиции слуцких поясов, как правило, слагались из трех частей: узкой каймы, украшенной стилизованным растительным орнаментом, охватывающей пояс со всех сторон; основного поля пояса, оформленного несколько более спокойными орнаментальными формами и расчлененного довольно часто поперечными полосами, и двух прямоугольных клейм, расположенных по концам пояса, украшенных обычно одним, двумя вазонами, либо медальонами с цветами или крупными букетами, звездами, иногда геометрическими фигурами.




Мотивы флоры первоначально были заимствованы с Востока, но постепенно близко знакомые белорусским мастерам цветы - василек, колокольчик, кашка - заменили эти узоры. Пояса ткали двусторонними, когда их прокатывали на особых станках, блеск золотых и серебряных нитей еще более усиливался. Этот блеск в сочетании с яркостью узора, чистотой тонов - алого и синего, орнажевого и голубого - придавал слуцким поясам одновременно и нарядность и строгость. На углах пояса обычно ткались названия города и имя мастера, вначале латинскими буквами, позже кириллицей.


Будучи предметом мужской одежды, слуцкий пояс дал жизнь широко вошедшим в XIX в. в русский, а затем и европейский женский костюм тонким шерстяным шалям. Их узоры повторяли все элементы слуцких поясов.




Среди ремесленных изделий первой половины XIX в. выделяются ткацкие изделия, ковры с растительным орнаментом, близкие по технике исполнения к украинским безворсовым килимам. В настоящее время выпускаются ворсовые ковры с белорусским геометрическим узором и декоративными мотивами слуцких поясов.


Для ткачества характерной особенностью является использование натурального цвета материала: сурового тона льняной нити, коричневых оттенков шерстяной пряжи. Излюбленными сочетаниями цветов в окрашенных тканях стали сочетания красного с синим цветом, красного с фиолетовым, зеленого с желтым. В орнаментике преобладают геометрические мотивы (обычно вариации ромба и квадрата).




На протяжении нескольких столетий в изобразительном искусстве Белоруссии были созданы произведения большой художественной ценности. Они свидетельствуют об удивительной одаренности белорусского народа.


- Л.В. Фокина, "Орнамент", серия: Высш.обр.,- Изд-во: Феникс, 2007г. - 208с.

- Кацар М.С. "Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка / Белорусский орнамент": Ткачество. Вышивка

Читайте также: