Сигнализатор уровня тормозной жидкости своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Датчик уровня воды своими руками может сделать практически каждый, кто хоть немного умеет держать в руках паяльник. А эта статья поможет вам поэтапно, при помощи фотографий, изготовить индикатор уровня воды в баке своими руками из простых и распространённых деталей. Данное устройство работает очень хорошо и весьма надёжно в эксплуатации. При правильной сборке из исправных деталей, указанных на схеме номиналов, в дальнейшей настройке не нуждается, и будет работать сразу при подключении питания 12 вольт.
Для начала нужно разобраться со схемой уровня воды, которую мы будем изготавливать.

Схема уровень воды своими руками


Первым делом, после ознакомления с фотографией: схема уровня воды в баке своими руками, является заготовка деталей и материалов. Нам потребуется микросхема ULN2004, её можно купить в радиомагазине или в Китае, на Алиэкспресс. Цена за одну микросхему в радиомагазине и за десять на Алиэкспресс примерно равны, так что выбирайте подходящее, единственное неудобство — это то, что посылку из Китая нужно ждать около месяца или больше.

Детали собраны


Светодиоды можно использовать сигнальные любого цвета, какой Вам понравится, диаметром 4 – 5 миллиметров. Цоколёвка светодиодов и микросхемы есть на схеме.
Конденсатор C1 нужен полярный 100 микрофарад 25 вольт, или больших параметров (какой есть).
Резисторы (сопротивления) мощностью от 0.125 до 0.5 ватта или больше (чем больше мощность, тем больше габариты и будет не очень красиво, это относится и к конденсатору).
Резисторы R1 – R7 сопротивлением 47 ком (немного меньше или немного больше – не критично).
Резисторы R 8 – R14 сопротивлением 1 ком (примерно). Чем больше сопротивление, тем слабее будет светиться светодиод и наоборот, но слишком маленькое сопротивление может привести к выходу светодиода из строя.
Печатную плату можно не изготавливать, а применить макетную, как у меня, стоит копейки, особенно в Китае. Соотношение цены в радиомагазине и Китае 5 – 10 к одному.
Кабель к датчикам уровня воды можно применить любой восьми жильный сигнальный (в магазинах, где продают устройства сигнализации, есть всякий). Концы кабеля, помещаемые в воду как датчик уровня, освободить от изоляции на длину 5 – 10 миллиметров и зачищенные концы залудить (покрыть оловом при помощи паяльника) для уменьшения окисляющего действия воды на металл. Плюсовой электрод нужно изготовить из нержавейки (например, чайная ложка), а место соединения её к проводу защитить от воды при помощи клеевого пистолета. Если место контакта не защитить, то через короткое время электрохимическая реакция сожрёт. Шаг между датчиками нужно рассчитать исходя из глубины ёмкости. Если нужно измерять большую глубину воды и хочется разместить датчики чаще, то можно изготовить ещё одну или даже несколько подобных схем контроля уровня воды и разместить их последовательно в ёмкости. Конструкция датчиков может быть самой разнообразной и зависит только от Вашей фантазии, главное соблюдать общие принципы.


Клеммные колодки любые, но важно удобство подключения и использования.
Для микросхемы лучше всего применить разъём для беспаечного размещения. Это гнездо можно паять и не бояться, что перегреешь ножки, или подействует статическое электричество. Если микросхема вышла из строя, по каким – то причинам, то заменить её можно за пару секунд. Стоит такая панелька копейки.
Олово (проволока с канифолью) лучше использовать Российское. Китайское олово хорошее не встречал.
После сбора деталей нужно подумать о размещении деталей на плате. Я сделал, так как на фото, а Вы вольны расположить их по своему вкусу. Главное, чтобы расположение деталей отвечало задачам уменьшения количества перемычек и пайки, а главное удобству эксплуатации. Аккуратность в сборке схемы не последнее дело, не нужно торопиться как я и будет всё красиво. Итак, приступим.


Питание указателя уровня воды в баке можно сделать от любого аккумулятора 12 вольт (даже старого, лишь бы он давал не меньше чем 10 вольт), например, от компьютерного блока бесперебойного питания, да и продают сейчас их много всяких маломощных. Или можно на даче использовать обычные батарейки. Если их соединить последовательно 8 штук по 1.5 вольта = 12 вольт. Вполне достаточно. А если батарейки подключить через кнопку, чтобы схема работала только при нажатии на кнопку, то такого питания хватит на много лет.
Осталось только испытать указатель уровня воды в баке и тут главное не перепутать плюс с минусом. Провода питания лучше подключать разного цвета. Плюс всегда обозначается красным цветом, а минус чёрным, если к этому привыкнуть, то уже не перепутаете.

Датчик уровня тормозной жидкости (поплавок).

У многих возникала такая проблема, что начинает мигать лампочка неисправности тормозов (индикатор ручника). Но тормозной жидкости под завязку! Проблема скорее всего в поплавке. У меня этот индикатор начал гореть и мигать почти постоянно. Надоело. Я вот сегодня вынул поплавок из бачка, но он практически не передвигается по своей оси, ни вверх ни вниз. Так должно быть? Кто смотрел?

__________________
Lada On-Do - как Datsun Granta. Бессмысленная подделка для ВАЗофобов.
Продал Гранату в июле 2018.

Взаимность - бесценна! Для всего остального есть MasterCard.

Промышленный подход

На заводе вся тормозная система абсолютно пустая, но устройство ее таково, что бачок для жидкости расположен на главном тормозном цилиндре в моторном отсеке, в самом верху. Чуть пониже обычно — блок ABS (у кого есть), а далее тормозные трубки уходят к передним и задним колесам. Там, в колесных тормозных механизмах, могут использоваться цилиндры разных вариантов исполнения. Но одна черта объединяет все их: в самой верхней части цилиндра всегда расположен штуцер для прокачки. Его еще иногда называют клапаном выпуска воздуха.

Элементы рабочей тормозной системы автомобиля с ABS: 1 — тормозной механизм переднего колеса; 2 — трубка тормозного механизма переднего колеса; 3 — блок ABS; 4 — бачок гидропривода; 5 — главный тормозной цилиндр; 6 — вакуумный усилитель; 7 — педаль тормоза; 8 — трубка тормозного механизма заднего колеса; 9 — тормозной цилиндр заднего колеса; 10 — шланг тормозного механизма заднего колеса; 11 — шланг тормозного механизма переднего колеса

На заводе на горловину бачка надевают специальный штуцер, через который тормозная жидкость под давлением наполняет систему. Рабочий, находящийся внизу, открывает по очереди штуцеры прокачки на колесных цилиндрах. Из них сначала вытесняется воздух, а затем идет тормозная жидкость. Всё. Штуцер можно заворачивать. Повторив эту операцию со всеми колесами автомобиля, получаем полностью заправленную и работоспособную тормозную систему. Осталось отсоединить заправочный штуцер от горловины бачка, установленного на главном тормозном цилиндре, и завернуть пробку бачка.

Не пытайтесь повторить это дома?

А что, если мы собрались в соответствии с регламентом технического обслуживания своего автомобиля просто заменить жидкость? У кого через каждые два года, у кого — через три. И вот тут нам приходит на помощь метод проливки системы новой тормозной жидкостью. Используем то, что бачок с жидкостью расположен высоко, а жидкость просто сливается вниз, к рабочим цилиндрам под действием силы тяжести. Главное преимущество предлагаемого способа в том, что он не требует помощника.

Тормозную жидкость следует приобрести с запасом (не менее 1 л). Интересно, кстати, что практически у всех легковых автомобилей, независимо от их размеров, повышенной проходимости, наличия систем ABS и прочих отличий, емкость тормозной системы около полулитра. Учтите, что замена происходит методом перемешивания, поэтому пролить через систему нужно несколько большее количество жидкости. Запаситесь 1 л тормозной жидкости любого производителя (они все совместимы). DOT-4 — самая распространенная и применяемая в подавляющем большинстве автомобилей тормозная жидкость. Заменять ее приходится вследствие высокой гигроскопичности — способности поглощать влагу из воздуха и терять из-за этого свои рабочие характеристики.

Итак, самостоятельная замена тормозной жидкости потребует установить автомобиль на смотровую канаву или эстакаду и обеспечить свободный проход между местом, откуда можно пополнить бачок с тормозной жидкостью в подкапотном пространстве, и тормозными цилиндрами всех четырех колес.

Работаем поэтапно

Откачиваем резиновой грушей или шприцем тормозную жидкость из бачка. Доливаем новую жидкость до верхней кромки. Для ускорения процесса (чтобы выпускать жидкость из всех цилиндров сразу) желательно подобрать четыре отрезка трубок, плотно надевающихся на штуцеры прокачки всех цилиндров. Свободные концы трубок опускаем в прозрачные бутылки небольшой емкости.

Снимок1

Отворачиваем штуцеры всех тормозных цилиндров. Убеждаемся, что жидкость потекла по всем четырем трубкам. Контролируем убывание жидкости из бачка, расположенного на тормозном цилиндре, и незамедлительно пополняем бачок. Наблюдаем нарастание уровня жидкости в бутылках, расположенных возле колесных тормозных цилиндров.

Снимок2

Необходимо несколько раз сменить роль наблюдателя за сливом жидкости из штуцеров тормозных цилиндров на роль контролера, пополняющего уровень жидкости в бачке на тормозном цилиндре, чтобы предотвратить его осушение.

2304-3-20-03

Самое быстрое наполнение, как правило, происходит в случае с бутылкой, в которую опущен шланг, идущий от тормозного цилиндра переднего левого колеса. Как только в бутылке переднего левого колеса окажется около 200 мл жидкости, заворачиваем и затягиваем штуцер здешнего цилиндра. Повторяем то же самое с передним правым колесом. Завершаем процесс на задней оси — здесь через каждый штуцер должно пройти по 200–250 мл жидкости.

Вот и всё, замена тормозной жидкости завершена. Остается лишь убедиться в том, что все штуцеры затянуты герметично. Надеваем защитные колпачки, уточняем уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра — и в путь.

Тормозная жидкость используется в системе экстренной и штатной остановки автомобиля во время движения.

Для контроля уровня этой жидкости предназначен датчик уровня. От его исправности зависит надежность системы предупреждения об аварийной ситуации в системе торможения.

Датчик уровня тормозной жидкости

Большинство датчиков уровней различных жидкостей построено по поплавковому типу.

Поплавок движется по направляющей или на штоке в соответствии с уровнем тормозной жидкости. Если уровень жидкости уменьшается, поплавок смещается вниз. При достижении критически минимального уровня тормозной жидкости контакты датчика размыкаются, и на приборную панель (систему управления кузовом, бортовой компьютер, блок управления двигателем, блок АБС) поступает сигнал о низком уровне тормозной жидкости.

Срабатывает система оповещения водителя о критически низком уровне тормозной жидкости. В некоторых авто предусмотрено блокирование работы двигателя.

В качестве контактной группы (системы контроля) используются:

  • традиционные электрические контакты, выполненные из латуни, бронзы или меди;
  • герконы;
  • оптоэлектронные средства контроля с электронной системой;
  • ультразвуковые объемные датчики.

Геркон представляет контактную группу, заключенную в герметичный корпус. Этим достигается повышенная надежность срабатывания контактов в условиях повышенной агрессивности паров тормозной жидкости. Геркон имеет на порядок больший срок эксплуатации по сравнению с традиционной контактной группой.

Датчик уровня тормозной жидкости

Он срабатывает при помещении в его зону контроля постоянного магнита. Магнит крепится на поплавок. При уменьшении уровня тормозной жидкости магнитик входит (или наоборот уходит) в зону срабатывания геркона. Его контакты размыкаются, индикаторная система срабатывает.

Оптоэлектронные датчики уровня, использующие систему светодиод-фотодиод как средства контроля уровня тормозной жидкости, сейчас применяются крайне редко. Такие датчики показали недостаточную надежность в транспортных средствах.

Ультразвуковые объемные датчики контроля уровня жидкости находят применение в авиастроении, когда летающее транспортное средство может резко изменять положение относительно горизонта. Есть практика применения таких датчиков в гоночных автомобилях (при больших боковых ускорениях жидкость смещается в сторону, обратную от направления поворота).

Основные причины неисправности датчиков уровня тормозной жидкости

Наиболее вероятные причины отказа датчиков уровня:

  • нарушение контактов в результате процессов оксидации, электролиза, нарушения контактов в разъеме;
  • залипание штока поплавка;
  • нарушение герметичности поплавка;
  • механическое повреждение;
  • отказ электронной системы датчика (для электронных датчиков);
  • разгерметизация геркона.

Признаки неисправности датчиков

Основные признаки неисправности датчика:

В случае появления перечисленных признаков следует немедленно приступить к устранению неисправности.

Последовательность проверки датчика уровня тормозной жидкости

Для того чтобы проверить систему контроля уровня тормозной жидкости следует:

Датчик уровня тормозной жидкости

В электронных датчиках проверка при помощи мультиметра и простым отсоединением разъема неэффективна. Для контроля лучше использовать заведомо исправный датчик уровня, временно подключая его на место неисправного.

Помните, от исправности тормозной системы, в том числе и датчика уровня жидкости, зависит жизнь участников дорожного движения!

Читайте также: