Швертовый колодец своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 16.09.2024

Как швертбот Валаам получил новый швертовый колодец.

Продолжение. Начало в этой статье .

Болван для формовки колодца. С поверхности корпуса была снята формозадающая деталь, на которой будет отформован фланец нового колодца. Верхняя часть болвана - 2 листа ЛДСП.

Болван для формовки колодца. С поверхности корпуса была снята формозадающая деталь, на которой будет отформован фланец нового колодца. Верхняя часть болвана - 2 листа ЛДСП.

Фланец нового колодца почти идеально прилегает к корпусу за счет того, что он был сделан на формозадающей детали, которая, в свою очередь была снята с корпуса.

Фланец нового колодца почти идеально прилегает к корпусу за счет того, что он был сделан на формозадающей детали, которая, в свою очередь была снята с корпуса.

Оклеиваем корпус еще одним слоем стекломата. В смолу добавили остатки старого гелькоута, так, что после окраски будут менее заметны возможные сколы и царапины.

Оклеиваем корпус еще одним слоем стекломата. В смолу добавили остатки старого гелькоута, так, что после окраски будут менее заметны возможные сколы и царапины.

Избранное

СодержаниеСвернуть Потребность в обслуживании Временная шкала Выветривание Постановка судна на консервацию Обработка корпуса Очистка Стойкие пятна Соль Лак Песок Прозрачные […]

Избранное

Рулевое устройство судна обеспечивает устойчивость и управляемость плавсредством на спокойной воде и при сильном волнении. В статье приведены примеры и […]

Избранное

СодержаниеСвернуть Кокпит Комингсы Кокпиты моторных прогулочных судов Кокпит На судне, которое строится в промышленных условиях, кокпит часто отформовывают за одно […]

Каждый конструктор, проектирующий свои суда для самостоятельной постройки, стремится расставить какие-то приоритеты, на чём-то акцентировать, в общем, подойти концептуально при проектировании маломерных плавательных средств. Один стремится при проектировании создать наиболее безопасную конструкцию, другой больше думает о многофункциональности, для третьего важнее всего скорость или внешний вид и т.д. Конструктор Питер Стивенсон обратил внимание на другой аспект самостоятельной постройки маломерного судна – на простоту строительства. Нет, все конструкторы, работающие в данном направлении учитывают, что их аудитория зачастую не является профессиональной ни в столярном искусстве, ни в плотницком деле, ни, тем более, в судостроении. Но Стивенсон – это совсем особенное дело. Он зашёл по пути упрощения конструкций своих судов до такой границы, что дальше некуда, а возможно, что и проще некуда. Вот о спроектированных Питером Стивенсоном лодках и поговорим.

The Weekender
Викендер (Weekender) или в дальнейшем – Вик. Перед нами очень небольшая яхта вооружённая гафельным шлюпом (есть здесь некоторая терминологическая сложность: из-за бушприта перед нами скорее тендер, но поскольку Вик, как правило, несет только грот и стаксель, то уместнее сказать — шлюп; а бушприт здесь потому, что не хватает места для переднего треугольника). Давайте полюбуемся на него.



Просто красавец, не так ли?

Просто красавец, не так ли?

Что же мы видим? Перед нами парусная яхточка с бушпритом и клипер-штевнем, с ярко выраженной рубкой и относительно вместительным кокпитом, имеющая гафельное вооружение. Красивая? Да, не то слово! В качестве дополнительного бонуса у Вика – малая осадка и полностью отсутствует шверт, а стало быть и швертовый колодец. За счет чего же эта парусная лодка может идти острыми курсами? За счет классической килевой балки (как у больших парусников XVIII-XIX веков), идущей вдоль всего корпуса от форштевня до транца. Для таких небольших судов не самое лучшее решение, но конструктор выбрал именно такое. В результате получилась яхта с ничтожной осадкой и без излишних сложностей при постройке. Сочетание килевой балки и гафельного вооружения привело к тому, что Вик вряд ли сможет идти острее 50° к ветру, но давайте подойдём к этому затруднению здраво. Лодка туристическая и семейная, для отдыха и рекреации, гоняться на ней никто не собирается, а для путешествия по ВВП такого курса относительно ветра более, чем достаточно, в узкостях же всегда выручит подвесной мотор. Во-первых, что это решение даёт нам возможность упрощённой постройки, притом, что отсутствие швертового колодца в каюте улучшает комфорт и обитаемость, а гафельное вооружение и отсутствие плавника – это повышенная безопасность плавания и, во-вторых, мы получаем возможность не боятся мелей из-за минимальной осадки и способны подойти к любому берегу вплотную.

Вик – очень небольшая яхточка, но способная на многое. Приведём мнение самого конструктора по этому поводу. Стоит заметить, что мнение Стивенсона не является саморекламой, поскольку он сконструировал эту яхту ещё в 1981 году для журнала Popular Science. С тех пор было продано несколько тысяч данных проектов и не менее пары тысяч таких лодок построено. Поэтому мнение конструктора является всего навсего отражением мнения тех, кто построил и эксплуатирует данный вид маломерного судна.

The Weekender – это лодка, которая заимствует некоторые хорошие идеи из золотого века рабочего паруса, а также некоторые новые решения сегодняшнего дня. Это проект, который сочетает в себе лучшее из обоих миров – классические линии морских гафельных шлюпов на рубеже веков, и быстрые, легкие и не требующие особого ухода современные материалы.


Мы использовали упрощенные обводы плоскодонного корпуса, применяя в качестве формообразующего и армирующего материала – фанеру, а также эпоксидную смолу и стеклоткань. Результатом стала чрезвычайно жесткая конструкция, которая самоподдерживается во время сборки, тем самым облегчая труд строителя этого судна. Такое решение не только сокращает время строительства, но даёт дополнительные бонусы, которые я, как конструктор совсем не ожидал.


Внутри появилось более шести футов спальной каюты на двоих (и это правда; мы получили письмо от одной пары, которая провела два летних отпуска на своем Weekender’е и избежала развода : ). Причиной появления дополнительных объёмов внутри каюты является отсутствие швертового колодца, который обычно располагается прямо посередине того места, где вы хотите быть, есть, отдыхать или спать, обнявшись друг с другом. Вместительная каюта – это то, что действительно делает Weekender – Pocket Yacht, так как два человека могут взять его в многодневный поход и по-прежнему иметь легкую, компактную лодку, которую легко эксплуатировать, хранить и возить за автомобилем на трейлере.


Что ж, конструктор прислушался к рекомендациям своих клиентов и протестировал Вик без шверта. Да, судоводители были правы. Килевая балка, идущая вдоль всего корпуса и чёткая скула, которая даже при небольшом крене врезалась в воду, вполне удерживали лодку, идущую круто к ветру. Проблемы возникали только при самом слабом ветре. Однако быстро выяснилось, что если Вик закренить в этой ситуации принудительно, то резко выраженная скула плоскодонного корпуса вполне справлялась, выполняя функцию шверта. Таким образом, с помощью одного небольшого и известного приёма, удалось заставить Вик ходить острыми курсами и при слабом ветре.


Проще некуда
Так в чём же проявляется простота постройки этого судна? Неужели только в том, что нет шверта и швертового колодца? Неужели только в упрощённых обводах? Всё это важно, разумеется, но самое главное в сочетании, в синергии всех этих решений. Смотрите сами (делай раз – a, делай два – b, делай три – c, делай четыре – d):

Вот таким образом из 10-15 предварительно подготовленных деталей собирается корпус Вика.

Вот таким образом из 10-15 предварительно подготовленных деталей собирается корпус Вика.

Просто? Проще некуда!
Надо заметить, что Вик всё-таки очень небольшое парусное судно. Комфортно в нём может разместиться не более трёх-четырёх человек в течении непродолжительного времени, а для многодневных путешествий он способен вместить двоих, ну максимум двоих взрослых и ребёнка. Поэтому Питер Стивенсон разработал ещё две парусных лодки: одну для тех, кому нужен размерчик побольше, а другую – для тех людей, которых размер устраивает более чем, но хочется немножечко побольше пространства в каюте. Прям сразу на эти мини-яхты и посмотрим.

The Vacationer
Вэкейшнр (Далее Вак) вырос из Уикендера. Яхтсмены-самостройщики просили бóльшую яхту, поэтому Стивенсон пошёл дальше. Это маломерное судно проектировалось в размере 21 фут по палубе (24 фута – габарит), с таким же парусным вооружением, которое так хорошо проявило себя на Вике. Эта яхта имеет и более вместительную каюту, чем Weekender. Vacationer – лодка довольно приличного размера, с приятным плавным ходом и рассчитанная на более продолжительные походы и более суровые условия.





Внутреннее пространство Вака просторно, как и следовало ожидать от этой самой большой лодки, в общей линейке, разработанной Стивенсоном. На чертежах хорошо видно, что в каюте этой яхты свободно размещаются различные удобства, включая плиту, раковину, кулер и даже биотуалет! Как вы можете видеть на фото, там достаточно места для двух человек, чтобы спать и отдыхать спокойно даже с камбузом. Кокпит тоже стал намного просторней.


Конструктор сохранил простоту постройки, опираясь на те же находки, которые он использовал при проектировании Вика. Никакого плавника, никакого шверта и швертового колодца; вместо них – настоящий киль, как у многомачтового парусного судна XVIII-XIX веков. То есть та же самая килевая балка и острая скула на переходе между бортом и днищем (я переводить схему на русский язык более не стану, поскольку и так теперь всё понятно):



Нужно заметить, что Вак – действительно большая лодка и требуется пожертвовать гораздо больше человеко-часов при самостоятельной постройке. Поэтому нашлось не слишком много смельчаков, готовых реализовать этот проект. Большинство людей вполне удовлетворялось Виком, но некоторым из них хотелось иметь чуть крупнее каюту, чуть меньше, легче лодку и чуть меньшую трудоёмкость. Тут же возник вопрос внешнего вида или дизайна. Думаю, что читателям этого журнала хорошо видно, что Вик и Вак имеют в своей основе сочетание известной лодки Dory и плоскодонки Skiff (о них я подробно писал; ознакомится можно здесь и здесь). А вот следующая лодка-швертбот спроектирована на основе такой знаменитой парусной лодки как Catboat (кэтбот).


Конструкция Pocket Cruiser была ответом на многочисленные запросы, поступивших в Popular Science от тех людей, которым хотелось бы иметь парусную лодку такую же легкую в постройке, как Вик, но с более вместительной и комфортабельной каютой, пусть и за счет уменьшения кокпита.


Чтобы решить эту сложную задачу, конструктор обратился к классическим парусным лодкам типа Catboat начала прошлого века. Эти толстенькие маленькие парусники имели массу преимуществ, начиная от визуальной привлекательности и заканчивая удобной планировкой, которая позволяла сделать большой внутренний объём каюты в пределах общей короткой длины. Традиционный кэтбот с его большим гафельным гротом также известен как лодка, которую иногда сложно “поймать”. Поэтому Стивенсон добавил бушприт и небольшой стаксель-автомат, который не только увеличивает общую скорость, но и делает управление этой лодкой намного проще. Причём это никак не мешает строить Pocket Cruiser в качестве чистого кэтбота, но, впрочем, это вопрос личных предпочтений.


Поскольку конструкция этой лодки является во многом результатом компромисса, притом, что лодка совсем легкая, пришлось возвращаться к установке шверта. Однако Стивенсон не решился “разрезать” каюту установкой швертового колодца вдоль диаметральной плоскости и принял иное решение: установить два небольших швертовых колодца побортно. Тем не менее, наличие или отсутствие швертов не является принципиальным. Можно обойтись и без них (традиционная килевая балка здесь тоже присутствует), но о более или менее острых курсах придётся в этом случае забыть.


Общая же схема постройки Pocket Cruiser остаётся неизменной и такой же простой, как на ранее рассмотренных лодках. Перед нами всё тот же набор из “Икеи”. Бери, да собирай.


О некоторых иллюзиях
Простота сборки корпуса не должна никого вводить в заблуждение. Отделочные и лакокрасочные работы, а также установка дельных вещей и рангоута с последующей его настройкой трудоёмки не меньше, чем на остальных лодках подобных размеров. Следует иметь в виду, что сборка, собственно, корпуса – это не более, чем ~30-40%% от общего объёма работ по постройке маломерного судна. Следует помнить, что постройка своей лодки – это, прежде всего, время! Не стоит забывать про парусный гардероб, дельные вещи, концы, ходовые огни, подвесной мотор и трейлерную тележку. А это – деньги! Однако, от добра – добра не ищут. Скажите спасибо и за такую сугубую экономию человеко-часов и финансовых средств. На самом деле выигрыш более, чем серьёзный.


Недостатки
(наша традиционная рубрика :)
Плоскодонные и относительно высокобортные лодки с упрощенными обводами имеют такую массу достоинств, что очень сложно их перехвалить. Возможно, такие суда не самые симпатичные лодки на свете, но на это, как раз, всегда закрывают глаза. Простота постройки, высокая начальная остойчивость формы, большой внутренний объём, внутри которого никому не тесно, невероятная для таких небольших лодок полезная нагрузка. К сожалению, в запалубленном варианте все эти свойства разом исчезают. Сравните тот же Вик или Вак с GIS и Peeler Skiff. При этом Вик – слишком маленький и тесный, а Вак – большой, тяжёлый и неудобный, хоть места в нём не сильно больше! Парадокс? Нет, формы такие! Давайте еще раз посмотрим на так называемые каюты этих маломерных судов.

“Каюта” Pocket Cruiser’а

“Каюта” Pocket Cruiser’а

“Каюта” Weekender’а

“Каюта” Weekender’а

“Каюта” Vacationer’а

“Каюта” Vacationer’а

Легко заметить, что обитатели таких кают не в состоянии даже встать на колени по-настоящему, не говоря уже, чтоб сесть. А теперь бросим взгляд на швертбот с традиционными “полными” яхтенными обводами:


Это PocketShip, о котором мы писали в посте “Немного классики в кармане”. По габаритным размерами он не особенно-то отличается от Вика, а каковы объёмы в каюте? Эту каюту совсем не хочется брать в кавычки!

Поэтому некоторые самостройщики стали мастерить Вик без рубки и, стало быть, каюты, что бы получить больше места в кокпите. Стивенсон откликнулся на этот демарш : ) и спроектировал беcкаютный открытый Вик – Super Skipjack.

The Super Skipjack
И сразу получилась отличная лодка! Быстрая, маневренная и отзывчивая, а также очень красивая и изящная. Честно говоря, Питер Стивенсон вынашивал этот концепт довольно долго. Похоже, что он с самого начала работ по проектированию Вика закладывался на открытую версию этой парусной лодки без каюты и рубки.





В нашей стране открытые парусные лодки как правило недолюбливают. Куда сложить вещи во время похода? Как укрыться от дождя? Где ночевать? Мой опыт использования незапалубленных парусных лодок говорит о том, что большая часть этих проблем носит надуманный характер. Как будто бы, Вик со своей рубкой и “каютой” полностью отвечает на поставленные вопросы. Как можно образно сказать: в его каюту проскользнёт разве что змея : ) На самом деле открытые лодки при таких размерах удобнее, да и людей в них помещается больше, а, главное, размещаются они с большим комфортом.

Что же касается постройки этой лодки, то всё стандартно. Собрал из мелких деталей крупные, склеил их (на эпоксидную смолу, конечно) и корпус готов. Ну а потом, шлифовка, шпатлёвка, шлифовка, грунтовка, шлифовка, шпатлёвка, грунтовка и покраска. Всё как всегда.


Спецификация (Weekender):
Длина габаритная ― 19 футов 6 дюймов
Длина ― 16 футов
Ширина ― 6 футов
Осадка ― 3 фута
Осадка с поднятым рулевым пером ― 1 фут
Масса корпуса ― 550 фунтов
Площадь парусности ― 120 футов кв.
Экипаж ― 1-4 чел.
Рекомендуемая мощность подвесного двигателя ― до 5 л.с.

Спецификация (Vacationer):
Длина габаритная ― 24 фута
Длина ― 21 фут
Ширина ― 8 футов
Осадка ― 3 фута
Осадка с поднятым рулевым пером ― 1 фут
Масса корпуса ― 750 фунтов
Площадь парусности ― 193 фута кв.
Экипаж ― 1-5 чел.
Рекомендуемая мощность подвесного двигателя ― до 5 л.с.

Спецификация (Pocket Cruiser ):
Длина габаритная ― 17 футов 6 дюймов
Длина ― 14 фут
Ширина ― 6 футов 9 дюймов
Осадка швертами ― 3 фута
Осадка корпуса ― 1 фут
Масса корпуса ― 550 фунтов
Площадь парусности ― 137 футов кв.
Экипаж ― 1-4 чел.
Рекомендуемая мощность подвесного двигателя ― до 5 л.с.

Спецификация (Super Skipjack):
Длина габаритная ― 17 футов
Длина ― 13 футов 10 дюймов
Ширина ― 64 дюйма
Осадка ― 30 дюймов
Осадка с поднятым рулевым пером ― 16 дюймов (без экипажа)
Масса корпуса ― 230 фунтов
Площадь парусности ― 117 футов кв.
Экипаж ― 2-3 чел. (под парусом); 4 чел (под мотором)
Рекомендуемая мощность подвесного двигателя ― до 5 л.с.

Колодец на даче – это незаменимый автономный источник воды. Крайне важен колодец становится ранней весной и поздней осенью, когда могут быть перебои с центральным водоснабжением.


Однако источник воды важно не только создать, но и красиво, удобно и безопасно оформить, в чем помогает такое сооружение, как колодезный домик.


Построить такое милое сооружение довольно просто своими руками. При самостоятельном изготовлении его можно оформить по своему усмотрению.


Виды домиков

Основная задача этой конструкции – защита от мусора, грязи, грызунов, насекомых и других видов загрязнения. Особенно важна эта функция ранней весной и осенью.


Если резервуар с водой зимой будет оставаться открытым, то весной в нем можно обнаружить останки мелких грызунов, ветки, различный мусор, занесенный ветром. Осенью в колодец обычно попадает листва, которая начинает там гнить и загрязнять воду.





Еще одна функция колодезного домика – это обеспечение безопасности. Особенно это важно, если в доме живут вездесущие маленькие дети или любимые домашние питомцы. В этом случае лучше выбрать закрытую конструкцию с поддоном и крышкой, которая закрывается на щеколду.


Защитные сооружения для резервуаров с водой делятся на три основных вида:

Открытая конструкция – это наиболее простая конструкция, которая состоит из крышки, стоек и скатов или навеса. Иногда в таком домике отсутствует крышка, что небезопасно для детей.







Фото домика для колодца зимой демонстрирует еще одну особенность: в этой конструкции вода может замерзнуть. Поэтому эта конструкция подойдет только для летнего пребывания на даче.


Закрытый домик представляет из себя более сложную конструкцию с навесом и крышкой в нем. Крышка также может отдельно монтироваться внутри домика, но в любом случае навес полностью будет закрывать всю колодезную систему.


Благодаря полностью закрытому навесу в домике задерживается воздух, который защищает воду от замерзания. Однако сделать такой прекрасный домик для колодца своими руками гораздо сложнее.


Полностью закрытые варианты представляют собой настоящий дом со стенами или бортами и традиционной крышей.


Материалы для строительства

После того, как выбрана модель, важно определиться с материалами, и затем можно приступать к созданию чертежей и монтажу самого сооружения. Домики для колодцев делают из самых разных материалов:

  • Дерева
  • Металла
  • Сайдинга
  • Поликарбоната
  • Металлочерепицы













Домики из дерева выглядят наиболее стильно и уютно на участке. Однако их сложнее делать, а также они требуют внимательно ухода. Но если уже есть опыт работы с деревом, то вопрос как сделать домик для колодца из этого материала, не станет сложным. Дерево хорошо поддается резке и при желании крышу и стойки можно украсить резными элементами.


Важно! Так как дерево здесь постоянно контактирует с водой, его важно пропитывать специальными составами против гниения. Также регулярно дерево нужно красить или покрывать лаком.


Сооружения из металла сделать проще всего, но часто они выглядят не слишком презентабельно. Самым простым материалом для создания домика будет обычный профнастил. Стильно и аккуратно выглядят сооружения из сайдинга.


Совет. При выборе материала для домика следует ориентироваться на то, из чего построен основной дом. Если дом сделан из кирпича, то этим материалом можно оформить бортики колодца или стойки открытого домика.


Создание открытого домика

Перед тем как приступить к возведению этого сооружения, важно определиться с размерами домика для колодца и создать чертеж. Основные детали такой конструкции:

  • Две стойки симметрично относительно друг друга
  • Ворот для воды, который устанавливается на вертикальные стойки
  • Навес из двух скатов и каркаса, который также устанавливается на стойки
  • Крышка, которая крепиться к бортам и закрывается


Размеры деталей прежде всего зависят от диаметра бортового кольца. Так крышка создается точно по его диаметру, в ней вырезается отверстие для дверцы, которое должно быть не меньше, чем 60Х80 см.


Стандартная высота стоек – 1,5 – 1,7 метра. Ворот для подъема воды обычно располагается на высоте 1,5 метров от земли. Между крышкой и воротом должно оставаться расстояние не менее 70 см.


Стойки могут крепиться непосредственно к кольцу колодца, или их можно вкопать в землю рядом. Если стойки устанавливаются на земле, то порядок работы будет такой:

  1. Изготавливается рама для навеса из деревянных брусков или металлического профиля.
  2. К раме крепится сам навес из металлических листов или деревянных досок.
  3. Изготавливаются и устанавливаются стойки.
  4. На стойки устанавливается ворот для воды.
  5. Навес крепится к самим стойкам.


В случае если стойки устанавливаются на борта, то порядок работы немного другой:

  1. Изготавливается рама по размерам бортового кольца
  2. К ней прикручиваются стойки. Конструкция устанавливается на кольцо.
  3. К стойкам присоединяется ворот для воды.
  4. Собирается каркас навеса и устанавливается на вертикальные стойки.
  5. Оформляется навес и крышка на бортовое кольцо.


Как смастерить закрытый домик

Закрытый домик имеет несколько более массивную конструкцию, поэтому выполнить его сложнее. Прежде всего необходимо сделать точный чертеж домика на колодец и просчитать нагрузку навеса.


Важно! Навес закрытого домика весит довольно много, поэтому каркас должен быть довольно крепким.


Основные детали закрытого домика:

  • Рама-основание
  • Боковые фронтоны-треугольники
  • Стойки
  • Каркас крыши
  • Ворот для воды
  • Поддон
  • Скаты крыши с дверцами


Сначала изготавливается основной каркас домика, который состоит из рамы, стоек и конька крыши. После этого из досок собирается поддон, которые устанавливается на раму.


Затем монтируется ворот и боковые фронтоны. После чего собирается сначала каркас крыши, а затем навешиваются скаты крыши. Предварительно в одном из скатов вырезается отверстие для дверцы. В конце навешивается дверца.


Совет. Чтобы источником воды удобно было пользоваться зимой, и он имел законченный внешний вид домик можно сделать полностью закрытым. Для этого монтируются боковые борта, которые закрывают колодезное кольцо. Борта обычно делают из того материала, что скаты крыши и фронтоны.


Оформление домика

Финальным этапом создания домика станет декор колодца. Варианты отделки:

  • Оформление камнем или галькой бортов
  • Украшение скатов крыши резными наличниками
  • Декор кованными элементами
  • Оформление скатов черепицей или металлочерепицей


Тяжелые каменные элементы обычно крепятся при помощи цемента. Для металлических украшений используют сварку или скобы, для деревянных – обычные саморезы.













Наиболее важный момент в декоре – соответствие общему стилю главного дома и всего участка. Именно тогда колодец станет изысканной изюминкой и настоящим украшением сада.

Читайте также: