Швертбот луч своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Всем привет, хочу поделиться историей строительства небольшой парусной яхты в гараже.
Расскажу про основные этапы, а в конце оставлю ссылку на группу, где все фотографии с подробным описанием, если кого-то заинтересует.

Зарождение идеи и выбор проекта выпали на начало 2015 года.
5-метровая парусная яхта с каютой на 4 человека - то, что мне по силам без опыта строительства и в то же время подходит для длительных морских прогулок.

Весной 2015 года, изучив всю необходимую информацию - закупил фанеру, доски и смолу. Началась стройка.
За пару месяцев изготовил и установил на стапель продольный и поперечный наборы (шпангоуты и стрингеры) - каркас судна для последующий обшивки.

Виртуальный
парусный инструктор


В заметке представлены ссылки на сайти некоторых Национальных ассоциаций швертботов класса "Оптимист".


А не замахнуться ли мне на нашего, так сказать, "Оптимиста"?- однажды подумал я и. замахнулся. Несколько вечеров, проведенных за монитором, явили на свет сей опус, состоящий из подборок материалов с чертежами для строительства этой популярной лодки.


Сожалею, что очень поздно попало мне в руки это руководство по самостоятельному строительству прекрасного, на мой взгляд, швертбота, иначе я обязательно бы его начал ( и естественно, закончил) строить.



В начале статьи предлагается ознакомиться с чертежами и описанием моторно-парусной дори по мотивам "Дрэскомб" Джона Уоткинса.Продолжение статьи чертежи и фото "Tern 24' Gaff-rigged ketch".

Основные характеристики:

Длина макcимальная - 5 м
Ширина максимальная - 2.2 м
Длина по КВЛ -4.8 м
Ширина по КВЛ - 1.92 м
Площадь сечения по КВЛ- 6.08 кв.м
Осадка корпусом - 0.28м
Осадка с опущенным швертом - 1.15м
Водоизмещение по КВЛ -950 кг
Масса балласта - 150кг
Площадь парусности -14.5 кв.м
Площадь грота - 8.2 кв.м
Площадь стакселя
- 6.3 кв.м

Specification
LOA exc. bowsprit 5.354 m 17.57 ft
LWL 4.988 m 16.36 ft
Beam 2.074 m 6.80 ft
Draught, board up 0.400 m 1.31 ft
Draught, board down 1.200 m 3.94 ft
Displacement on dwl 0.739 t 0.724 tons
Ballast 0.217 t 0.213 tons
Main area 10.019 sq m 107.84 sq ft
Mizzen area 2.334 sq m 25.12 sq ft
Jib area 4.010 sq m 43.16 sq ft
Staysail area 3.365 sq m 36.22 sq ft
Headroom 1.370 m 54 ins
Outboard (in well) 3-4.5 kw 4-6 hp
Engine 7.5 max kw 10 max hp

Кен Симпсон является инженером-механиком в отставке, которому посчастливилось, в начале своей карьеры, работать над инерциальной навигационной системой для космического аппарата "Аполлон".

Продолжаю публикацию проектов из старых зарубежных журналов.На этот раз речь пойдет о небольшом парусном судне "Шлюпке Билокси".

Draft (осадка) - 0.125 m
Draft (cb down) (шверт опущен) - 0.93 m
Hull weight (вес корпуса) - 100 kg
Sail area (main and jib) (площадь парусов(грот и стаксель)) - 12.0 sq m
Spinnaker area (площадь спинакера) - 12.0 sq m

На сайте представлены фотографии и комментарии к строительству швертбота "dinghy 4.5m " по проекту Radosław Werszko.

Не буду утруждать тебя, Уважаемый Гость, чтением истории из моей личной жизни о возникновении идеи самостоятельного строительства парусной лодки, просто, в двух словах, попытаюсь обьяснить почему из десятков проектов для самостроя плав. средств, собранных мною из различных источников, в том числе и платных, я остановил свой выбор на швертботах с сайта dinghy.pl.


Если представить критерии отбора в виде списка с порядковыми номерами, соответствующими важности того или иного требования, то это будет выглядеть следующим образом:

  1. Стоимость комплекта чертежей.На dinghy.pl она колеблется от " ничего не нужно платить" до " платить нужно совсем не много" .
  2. Качество чертежей.В первую очередь-отсутствие отдельной инструкции с описанием типов фанеры, составов для склеивания и т. п. ерундовой информации. Вместо этого подробнейшие картинки с комментариями ( небольшими ремарками) достаточными для качественного и быстрого производства работ.
  3. Собственно, дизайн лодок. Да, да, именно дизайн привлек мое внимание и поставил жирную точку в моем бестолковом двухмесячном поиске.
  4. Дальше я оценил на "отлично" следующее:Radosław Werszko свои лодки не только проектирует но и сам их строит. Причем, пока собственноручно изготовленное судно не прошло испытаний водой и ветром, автор непредлагает чертежи на всеобщее обозрение. Фактор заслуживающий уважения!
  5. Автор- живой человек. Он отвечает на письма, рекомендует, советует, поправляет и т. п.

Если этого не достаточно добавлю еще парочку личных впечатлений:

Швертботы строятся легко и быстро благодаря тщательной проработке автором всех размеров конструктивных элементов. Если вырезать детали набора не отклоняясь от указанных в чертежах параметров, причем делать это аккуратно и с определенной степенью ответственности, гарантировано получите, в результате, отлично стыкуемые и плотно прилегаемые друг к другу элементы будущего корпуса.

Ну и последнее, но пожалуй самое важное наблюдение: лодки получаются не только красивые и легкие в управлении но и очень надежные в плане безопасности.

По сему, мой тебе, Уважаемый Гость, совет: решил строить лодку, строй ее используя информацию с dinghy.pl. А свою задачу-помочь тебе в этом информационно, посредством организации этого сайта, основанного на личном опыте, я по мере продвижения строительства буду стараться выполнить.

Настоятельно рекомендую перед просмотром материалов сайта, а тем более перед началом самостоятельного строительства, скачать и внимательно изучить познавательный фильм о методе "Сшей и Склей". Не помешает ознакомится с некоторой литературой из модуля "Нужные книги". В первую очередь хотелось бы отметить книги,ставшие,своего рода ,азбуками для самостройщиков: "15 проектов судов для любительской постройки".Д.А.Курбатов.1985 г. и С.Ветров "Пионерская судоверфь".

Не буду больше задерживать, предлагаю пройтись по разделам главного меню которые, по своей сути, являются пройденными мною этапами реализации проекта.

Если вы живете не слишком далеко от водоема, сделайте по нашим чертежам швертбот, и вы испытаете все прелести плавания под парусом. А если этот древнейший движитель не слишком привлечет вас, корпус швертбота можно использовать как основу небольшой мотолодки или гребного тузика. Из материалов для него потребуются всего лишь два листа фанеры и сосновые рейки.

Если вы живете не слишком далеко от водоема, сделайте по нашим чертежам швертбот, и вы испытаете все прелести плавания под парусом. А если этот древнейший движитель не слишком привлечет вас, корпус швертбота можно использовать как основу небольшой мотолодки или гребного тузика. Из материалов для него потребуются всего лишь два листа фанеры и сосновые рейки.

Начинать работу над корпусом следует с постройки стапеля. Заготовьте два деревянных бруска сечением 50X100 мм и длиной 2880 мм, расположите их параллельно друг другу на расстоянии 300 мм и скрепите тремя-четырьмя поперечинами. Теперь можно приступать к изготовлению поперечного набора. Он состоит из трех шпангоутов - носового, мидель- шпангоута и транцевой доски. Каждый из них необходимо вычертить в натуральную величину на листе фанеры и, пользуясь этим листом как плазом, собрать шпангоуты из сосновых досок толщиной около 20 мм. Соединение отдельных элементов - вполдерева, на водостойком клее и шурупах.

Рис. 1. Корпус швертбота:
1 - угловая кннца (фанера S 8 мм), 2 - носовая банка, 3, 4 -степс (опора) мачты (фанера), 5 - мачта, 6 - навесной шверц (фанера или сосновая доска 18 х 190 х 1200 мм, 2 шт.), 7 - рампа банки (сосна 18X45 мм), 8 - сиденье банкн (фанера S 8 мм), 9 - полоз кнля (дубовая рейка S 18 мм), 10 - киля, 11 - банка, 12 - руль (фанера S 10 мм), 13 - шарниры руля, 14 - боковые накладки руля (фанера S 8 мм), 15 - упор, 16 - румпель (дубовая рейка 18Х75Х 1200 мм), 17 - уключина, 18 -дубовая вставка, 19 - центральная банка, 20 - косынка (фанера S 8 мм), 21 - боковые накладки шверца (фанера S 8 мм), 22 - поперечина для крепления шверцов, 23 - опора мачты.

I. Носовой шпангоут: 24 - угловой стрингер (сосна 18X45 мм), 25 - обшивка (фанера S 5 мм), 26, 28 - нижняя и верхняя детали шпангоута (сосна 18 х 90 мм), 27 - боковая деталь шпангоута (сосна 18 х 45 мм), 29 - расположение бруса стапеля.

II. Мидель-шпангоут: 30 - боковая деталь шпангоута (сосна 18X65 мм), 31 - внешний стрингер (сосиа 18X45 мм), 32 - расположение бруса стапеля, 33 - болты М6, 34 - киль (дубовая рейка), 35 - дополнительный (необязательный) элемент продольного набора, 36 - обшивка днища (фанера S 6 мм), 37 - заделка стыка (стеклопластик), 38 - угловой стрингер (сосна 18X30 мм), 39 - обшивка борта (фанера S 4 - 6 мм), 40 - окантовка борта (полукруглая дубовая рейка), 41 -внешний стрингер (сосна 18X45 мм), 42 - внутренний стрингер (сосна 18X45 мм), 43 - опора банкн (фанера S 6 мм), 44 - сиденье (фанера S 8 мм), 45 - опора сиденья (фанера S 8 мм), 46 - кнлевой брус (сосна 18X80 мм), 47 - нижняя часть мндель-шпангоута (сосиа 18X90 мм).

III. Транцевая доска: 48 - сиденье кормовой банки (фанера S 8 мм), 49 - стрингер (сосна 18X45 мм), 50 - детали шпангоута (сосна 18X90 мм), 51 - накладка (фанера S 8 мм), 52 - расположенне бруса стапеля, 53 - обшивка траица (фанера S 6 - 8 мм), 54 - ннжняя часть каркаса транца (сосна 18X75 мм), 55 -боковая часть каркаса (сосна 18x45 мм).

Рис. 2. Установка шпангоутов на стапель:
1 - поперечины, 2 - продольные брусья стапеля, 3 - носовой шпангоут, 4 - мидель-шпангоут, 5 транец

Прорежьте лазы под килевой брус и временно прикрепите его одним шурупом к мидель-шпангоуту. Далее, последовательно подгибая килевой брус, состыкуйте его с носовым шпангоутом и транцем. После подгонки временный крепеж извлекается и брус окончательно ставится на свое место. Притом используются эпоксидный клей и шурупы с потайной головкой.

Рис. 3. Схема раскроя листов обшивки:
1 - днище, 2, 5 - обшивка бортов, 3 - обшивка транца, 4 -обшивка носа, 6 - остаток фанеры длн книц, косынок, накладок.

Теперь следует прорезать пазы в шпангоутах под остальные детали продольного набора. Последовательность подгонки и установки реек та же, что и для килевого бруса. После окончательной их вклейки в шпангоуты проверьте с помощью линейки параллельность внешних граней продольного и поперечного набора и, обнаружив, что линейка прилегает не полиостью, прострогайте рейки рубанком и зачистите рашпилем.

Рис. 4. Заделка бортов:
1 - вставка (сосна18X45X50 мм), 2 - внешний стрингер, 3 -внутренний стрингер, 4 - привальный брус, 5 - обшивка, 6 - шуруп.

Обшивку корпуса лучше всего начинать крепленными на корпусе внакладку шурупами и клеем.

Рис. 6. Установка поперечины на корпус:
1 - поперечина, 2 - стрингеры, 3 - накладка (фанера 8X55X100 мм), 4 - болт М6, 5 - борт, 6 - прокладка (дерево).

Рис. 7. Поперечина - опора мачты:
1 - отверстие под мачту, 2 - накладка (фанера 8 х 175 х175 мм), 3 - детали поперечины (сосна 20X80 мм), 4 - внутренний стрингер, 5 - накладка (фанера 8Х55Х 150 мм), 6 - болт М6, 7 обшивка борта, 8 - прокладка (дерево).

Шверцы вырезаются из сосновых досок либо из фанеры толщиной 15-18 мм. Их поперечное сечение напоминает двояковыпуклый симметричный профиль самолетного крыла. В верхней части шверцов с обеих сторон каждого необходимо наклеить фанерные (толщиной 8 мм) накладки. Руль парусника - из десятимиллиметровой фанеры; румпель, шарнирно соединенный с рулем,- из дубового бруска.

Рис. 8. А - взаиморасположение центра парусности (ЦП) и центра бокового сопротивления (ЦБС) швертбота:
1- парус, 2 - корпус, 3 - шверц (штрихпунктирной линией показан способ изменения ЦБС поворотом шверцов

Б - геометрический способ нахождения ЦП;

В - практический способ нахождения ЦБС:
1 - точка привязки веревки выбрана позади ЦБС,

2 - точка привязки впереди ЦБС, 3 - точка прнивязки совпадает с ЦБС.

По окончании этих работ можно приступать к отделке корпуса. Предпочтительнее оклеить его снаружи стеклотканью на эпоксидном клее, но допустимо и просто прошпаклевать, загрунтовать и окрасить в желаемый цвет. Руль, шверцы и банки следует пропитать горячей олифой и отлакировать.

Рис. 9. Парусное вооружение шверт- бота:
1 - гафель, 2 - косынка фалового угла паруса с люверсом, 3 - карман, 4 - косынка галсового угла с люверсом, 5 - гнк, 6 -мачта, 7 - карман, 8 - косынка шкотового угла с люверсом.

Парусное вооружение швертбота - латинское, площадью 4,5 м2. Мачта закрепляется на расстоянии 760 мм от носа (шверцы при этом располагаются на удалении 1220 мм от носа). Для определения центра парусности и центра бокового сопротивления можно воспользоваться следующими способами. Для треугольного паруса (каким, собственно, и является латинский) его центр определяется как точка пересечения медиан - линий, делящих сторону, противоположную соответствующему углу, пополам. Центр же бокового сопротивления корпуса швертбота проще всего найти опытным путем.

Для этого в предполагаемом (сугубо ориентировочно!) центре бокового сопротивления к борту привязывается веревка и лодку боком тянут по воде. Если при этом положение ее изменяется, то предполагаемый центр выбран неправильно и точку привязки следует изменить, добиваясь, чтобы лодка передвигалась строго боком. При этом место прикрепления веревки и будет истинным центром бокового сопротивления.

При установке мачты и шверцов необходимо добиться, чтобы центр парусности располагался на 100-150 мм ближе к носу, чем центр бокового сопротивления.

Высота мачты- 3200 мм. Диаметр ее около основания - 60 мм, в верхней же части - 40 мм. Гафель и гик паруса - из алюминиевых труб диаметром 30 - 40 мм и длиной 3000 мм. Вполне можно сделать их из сосновых брусков соответствующей длины. Гафель и гик соединяются с парусом карманами, пришитыми к основному полотнищу.

Небольшая площадь паруса позволяет обойтись без сложной системы блоков. Вам потребуется всего один блок, закрепленный с помощью вертлюгв на килевом брусе, и два-три метра растительного или капронового каната (для гика-шкота).

Читайте также: