Шумоизоляция студии своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Доступность электромузыкальной аппаратуры, насыщенность этого сегмента рынка вызывает желание у многих людей заняться творчеством, не выходя из дома. Домашние студии звукозаписи зачастую оборудуют любители. В век интернета в таких помещениях записываются музыкальные ролики, которые затем попадают в сеть.

Домашняя студия может быть и инструментом для профессионалов. В таком случае ее оборудуют качественной шумоизоляцией. В домашней студии можно проводить репетиции, сочинять музыку, треки, которые потом оценят благодарные поклонники.

Шумоизоляция домашней студии звукозаписи

В обычной комнате звук многократно отражается от стен, из-за чего происходит искажение звукового сигнала. Отскакивая от параллельно расположенных поверхностей сотни раз в секунду, звук порождает “стоячую волну” - резонанс. Для создания акустически благоприятной среды в помещении используют два подхода: поглощение и рассеивание. В первом случае применяют звукопоглощающие материалы - акустический поролон, басовые ловушки и т. д. Во втором - различные диффузоры, которые делают поверхность стен неоднородной. Кстати, при проектировании профессиональных студий этот нюанс учитывается, поэтому их делают с непараллельными стенами и угловатыми потолками.

Определить проблему с резонансом довольно просто. Для этого достаточно встать в центре комнаты и хлопнуть в ладоши. В неподготовленном помещении появится четкое короткое, но хорошо различимое эхо с неприятным металлическим оттенком.

С высокими и низкими частотам, являющимися причиной резонансного явления, отлично справляются акустические панели. Они гасят “порхающее эхо”, улучшают детализацию звуковых волн, благодаря чему тональность голосов и музыкальных инструментов становится четкой и звонкой.

Правильное обустройство шумоизоляции в домашней студии

Чтобы оборудовать домашнюю студию в квартире, нужно придерживаться следующих принципов:

  • Если у вас несколько комнат, выбирайте большую. Коллекция оборудования и инструментов будет расти, да и заниматься творчеством вы вряд ли будете в одиночестве;
  • Шум - ваш главный враг. Он может серьезно помешать работе. “Прислушайтесь” к каждой комнате и постарайтесь понять, где меньше всего шумов. Комната с окнами, выходящими на проезжую часть, - точно не ваш вариант.
  • Важно обратить внимание на то, что звукоизоляция комнаты не должна пропускать звуковые волны в соседние квартиры. В противном случае не избежать конфликтов с соседями.

Пример создания акустики в домашней студии звукозаписи

  • В оконный проем вставляют 4-слойный стеклопакет.
  • На дверное полотно устанавливают акустическую панель.
  • По всему периметру комнаты делают деревянную обрешетку из бруса.
  • Проемы заполняют матами из минеральной ваты, обернутой в полиэтиленовую пленку. Сверху устанавливают акустические панели.
  • Потолочные проемы также заполняют перфорированными акустическими панелями.
  • На пол укладывают звукоизолирующие плиты. Поверх изоляции необходима цементно-песчаная стяжка.

При самостоятельной пошаговой работе не всегда удается добиться желаемого результата. Лучше обратиться за помощью в специализированную компанию.

Эффективность панелей Echoton

Шумопоглотители фирмы Echoton - лидеры на рынке акустических материалов. Они разработаны в научно-исследовательской лаборатории, где специалисты продолжают трудиться над усовершенствованием их параметров. Благодаря своей специфической текстуре, акустические материалы устраняют нежелательные шумы при студийной звукозаписи. Звук становится насыщенным, не отражается от твердых поверхностей.

Этот шумопоглотитель можно назвать многофункциональным. Помимо своей главной задачи - коррекции акустической среды - он поддерживает комфортный микроклимат в помещении. Еще одна важная функция - создание современного интерьера. Богатая цветовая палитра и разнообразие рельефов позволяют подобрать стильное и уникальное интерьерное решение.

Материал является экологичным, так как не выделяет вредных веществ в окружающую среду. Он соответствует международным стандартам пожарной безопасности.

На связи Никита Сталкер. В этой небольшой статье я поделюсь опытом создания звукопоглощающих акустических панелей очень бюджетным способом, ведь студия для создания музыки - это основная статья расходов на оборудование. После последних видео пришло достаточно много вопросов по этой теме.

Как это выглядит в конечном варианте

absorbfinal.jpg

Зачем нужны эти панели?

Для классного звука, конечно же :-) Акустика помещения играет очень важную роль в мониторинге. Если более подробно, то все дело в том, что в обычной комнате звук многократно отражается от стен и попадает в наши уши. Получается, что мы слышим не чистый сигнал из мониторов, а с очень большой примесью посторонних отражений . Для синтеза, звукозаписи дома, некоторых этапов продакшна, сведения, мастеринга и вообще любого критичного прослушивания звукового материала это неприемлемо. Конечно же, некоторые и без всяких заглушек умудряются привыкнуть к плохим условиям студии и создают музыку на компьтере, но это компромисс. Причем очень большой компромисс. Акустические панели из этой статьи делаются легко за 1 вечер, а удовольствие и пользу приносят каждый день. Причем цена материалов очень маленькая, зато по звуку ощущение, что мониторы поставили в несколько раз дороже :-) И еще один очень важный плюс — помещение страдает от установки панелей минимально — несколько дырок в стене.

Материалы и цены

Естественно, все зависит от того, сколько панелей вы хотите сделать. Минимально стоит сделать 6 (это стандартный набор утеплителя, из которого они делаются). Но для более серьезного результата я бы сразу сделал 12. Это не намного дороже, зато результат значительно лучше.

Основа панелей — это утеплитель (подсказывают, что базальтовый). Я купил ROCKWOOL Enjoy The Silence 100мм. В упаковке 6 панелей толщиной 100мм. Эти панели как предназначены для шумоизоляции, но это скорее рекламный ход, потому как на деле они ни чем не отличаются от других утеплителей. Смотрите также фирмы URSA, ISOVER. Что-то из этого полюбому будет в вашем городе. Одна упаковка стоит около 1000 рублей. Естественно, цены могут отличаться.

Для создания крепкой конструкции, которую можно обтянуть и подвесить, мы сделаем основу из деревянных реек , который опять же продаются в любом строительном магазине уже напиленные. Берите рейки подешевле. Качество тут не играет никакой роли — это все обтянется тканью. Чтобы рассчитать необходимое количество реек, посчитайте сами: нам нужно сделать прямоугольник шириной 60 см и высотой 100 см. Выходит, на 1 панель надо 100 + 100 + 60 + 60 = 320см рейки. Естественно, взять стоит с запасом, так как будете пилить — точно не подгадаете под размер.

Ткань стоит взять поплотнее, так как эти утеплители не такие уж экологичные. Я купил в том же строительном магазине плотнейшую ткань, которую как раз применяют для прокладки после утеплителей, насколько я знаю. Некоторые используют ткань обычную. Опять же, размеры посчитать можно исходя из размера панели (60х100см) + нужен запас для обтягивания.

Крепления. Для крепления я использовал шуруп-крюк как на картинке.

Только учтите, что панель достаточно тяжелая и маленькие шурупы просто не выдержат. Я использовал шурупы длиной 10 см и мне их хватило впритык. Естественно, к ним нужны будут дюбели.

Из инструментов понадобятся: дрель + сверло подходящее по размеру к дюбелю, рулетка для измерений, ножницы резать ткань, перчатки для того чтобы работать с утеплителем — руками его лучше не трогать :-)

Отдельно выделю степлер . Сначала я купил самый дешевый за 10$. В итоге так разнервничался что просто разбил его о бетонный пол. Самые дешевые степлеры не работают или работают через раз. Короче, много нервов и мало пользы. Потом купил степлер чуть подороже — около 17-20$ с широкими скобами. Вот он работал вообще без проблем. Прикладываю его фотку:

absorb5.jpg

Сам процесс создания панели
Сперва я попробовал сделать от начала и до конца одну панель, чтобы понять весь процесс — очень полезно. Уже после этого я решил какой точной длины мне нужно напилить рейки, напилил. Затем уже из полученных реек стал делать основы, скрепляя их степлером.

Когда готова основа из реек, она кладется на ткань, которая обрезается точно по основе, без запаса. Сразу же эта ткань пришпиливается к основе скобами. После этого на развернутую ткань кладется одна панель утеплителя, и сверху на утеплитель надо положить основу с натянутой тканью (тканью к утеплителю). Таким образом получается, что задняя часть панели уже обтянута тканью, и нам остается только обрезать ткань (на которой все это лежит) с запасом и обтянуть всю конструкцию.

Это может звучать немного непонятно, но посмотрев фотки внизу, вы все поймете.

Как вешать панели

Классическое расположение мониторов в домашней студии — это углы (где собирается много низких частот) и места первых отражений, куда звук попадает сразу из динамиков (догадаться несложно). Оставшиеся панели можно распределить равномерно по комнате или же, например, повесить перед собой, то есть за мониторами, это как раз то место, откуда звук может отражаться в ваше лицо :-)

По высоте стоит вешать так, чтобы и сидя и стоя ощущался эффект от панелей. То есть примерно по центру динамиков.

Итог

100-150$ + полдня работы =

  • намного более ясный звук надолго
  • ваши мониторы зазвучат по-новому
  • панели легко снять и повесить в другом месте
  • комната остается почти нетронутой

P.S. Так же тем, кто заинтересовался звуком в своем помещение и его улучшением стоит ознакомиться с современными решениями по типу системы Sonarworks — это цифровая оптимизация сигнала под конкретное помещение. Интересный плагин: производит расчет акустики помещения и выравнивает ее эквализацию. Конечно, нормального оформления он не заменит, однако однозначно заслуживает внимания.

Фотки процесса
absorb1.jpg
absorb2.jpg
absorb3.jpg
absorb4.jpg
absorb6.jpg
absorb7.jpg

Небольшой апдейт: мы узнали, что на сегодняшний в строительных магазинах уже можно приобрести экологически чистую минеральную вату, которая не будет влиять на ваши легкие! Если же вы решили работать с обычным вариантом, обязательно следите за герметичностью панелей. Панели на фото полностью герметичны и не вредны для здоровья владельца студии.

---
Научим вас создавать классные треки с нуля и поможем разобраться с творчеством в наших бесплатных курсах:
Треки как по маслу
Карта создания электронной музыки
Твой первый Deep-грув: снимаем ритм с ТОП-Beatport трека

Более PROдвинутым поможем значительно ускориться при помощи подписки на все материалы нашего сайта. Если хочешь сэкономить годы на обучении, тебе сюда:
Узнать больше о PRO-разделе

Звукоизоляцию оборудованных студий звукозаписи выполняют для получения музыкального контента высокого качества. Акустическая отделка отвечает за устранение связанных с отражением и резонансом звуковых волн от потолков, стен, пола. Звукоизоляция для студии проводится поэтапно с применением современных материалов.

Рабочий стол

Для чего нужна звукоизоляция

Звукоизоляция специализированной студии предполагает создание идеальных условий в помещении звукозаписи. Она глушит внутренние шумы, препятствует отражению вибраций, колебаний от стен, пола, потолков. Дополнительно шумоизоляция делает помещение тихим, блокирует лишние шумовые эффекты извне.

Чего не делает звукоизоляция

Для глушения шумов, создаваемых непосредственно в студии звукозаписи, выполняется внешняя отделка. Внутренние работы направлены на корректировку шумов в самой студии, на комфорт жилых квартир или коммерческих помещений поблизости они никак не влияют. Комплексный подход дает оптимальные результаты, но предполагает значительные затраты.

Гитары и барабаны в комнате

Студийная звукоизоляция

Стены звукоизолируют в первую очередь, а уже дополнительно обрабатывают полы с потолками.

Стены

Для шумоизоляции стен в студиях профессиональной звукозаписи применяют плотный ковролин, обернутую в пленку минвату. Чем толще общий слой изолятора, тем лучше стены будут подавлять шумы. Вместо ковролина иногда применяют обычные ковры.

Углы комнаты по возможности закругляют – это улучшает качество изоляции стен.

Окна устанавливают пластиковые, с хорошими стеклопакетами, также используют интерьерные шторы. Окон может в студии может не быть вообще.

После стен обрабатывают полы. Оптимальный в плане цены/качества вариант – ковролин. Применяют для шумоизоляции паркет+ковер, допустимо использовать маты из минеральной ваты. Шумоизоляция пола в студии создаст оптимальные условия для качественной микрофонной записи.

Поддел рукой ковролин

Потолок

Для шумоизоляции потолка берут ковролин. Другой хороший вариант – натяжные полотна. Есть специализированные звукоизолирующие материалы, но они довольно дорогие.

4 основных метода звукоизоляции

Для шумоизоляции стен внутри специализированных студий, используемых для звукозаписи, применяют методы, которые выбирают по результатам проектирования. Перечислим основные из них.

Музыкальные устройства

Добавление массы плотности

После оборудования вентиляции в студии звукозаписи образуется звукоизоляционное отверстие – вокруг него делают акустический короб. Дополнительно создают из МДФ воздуховод шумоизоляции в виде буквы S. Края конструкции обрабатывают акустической пеной, монтируют на отверстие вентиляции, устанавливают сетку, фильтр.

Гашение колебаний

Эффективно гасит колебания принцип обустройства по схеме, когда одна комната находится в другой. При минимальном контакте с другими частями здания оборудуют отдельное помещение со звукоизоляцией. Когда пространство позволяет, возводят новые стены из плотных блоков, их устанавливают на тонкую неопреновую прослойку. Для соединения применяют акустическую мембрану.

Устранение связей

Изоляция между помещениями в студиях снизит уровень шума и улучшит комфортность звукозаписи. Рассеивание позволит отражать звуки в заданных направлениях, разбивать их, поглощение съест некоторые нежелательные частоты. Хорошо устраняют связи панели из ДСП листов.

Заполнение воздушных промежутков

Чем дальше источник, тем тише шум. Плотные массы блокируют волны, останавливают их. Звуки, попадающие на подобные препятствия, отскакивают и отмирают. Обратная сторона стены при этом будет тихой. Звукоизоляции в студиях по звукозаписи создают структурные разрывы и сильные вибрации.

Для изготовления абсорбирующих материалов, используемых в целях шумоизоляции, идеально подходят хлопок, пористый поролон.

Применяемые материалы

Материал для звукоизоляции стен, полов или потолков в студиях для профессиональной звукозаписи выбирают с учетом бюджета, желаемых результатов. Дополнительно повысить комфортность помещения помогут звукопоглощающие звукоизоляционные двери.

Профили с гипсокартоном

Первый вариант шумоизоляции – дешевый, но сложный в выполнении. Сначала делают стяжку на пол, потом оштукатуривают поверхности потолков, стен. Старое покрытие снимают, убирают мусор, пыль, делают грунтовку и выставляют профили маячки по уровню. Высота стяжки менее 5 см быть не может. Штукатурят потолки и/или стены. Трещины отдельно заделывают монтажной пеной, также внимание уделяют стыкам потолков и стен. Маяки выставляют по периметру с интервалами между собой в полтора метра. Маяковый профиль ставят по уровню.

Штукатурке в ходе шумоизоляции нужно время на высыхание. В теплую погоду требуется одна неделя.

Второй вариант – звукоизоляционный поролон для студии. Он нейтрализует шумы ударного вибрирующего типа и колебания, которые передаются через молекулы обычного воздуха. Поролон визуально имеет вид панельных плит, при этом размеры, рельеф поверхностей встречаются разные.

Пирамидки на стене

Рельефные фигурные панели эффективно нейтрализуют звуковые волны.

Третий способ – акустические панели для студии звукозаписи. Ровные элементы хорошо устраняют разные шумы, но для отделки студий непригодны. Они плохо впитывают, а потом рассеивают вибрации и удары.

Полезные советы

Качественная шумоизоляция студии – вопрос грамотного подхода к делу. Своими силами задачу решить можно, но следует соблюдать правила проведения работ, знать некоторые хитрости звукоизоляции студий звукозаписи.

Как убрать компьютерный шум с записей

Шипение аудиофайла – частая проблема. Чтобы убрать мусор, оставив только полезные сигналы, удобно использовать специальный софт для студий звукозаписи. Паузы не убирайте – они помогут при очистке звуковой ленты. Для аккуратного выделения фрагмент с мусором растягивают по горизонтали в целях выделения нужного фрагмента. Затем изменяют масштаб волн в горизонтальном направлении, применяют колесо мышки.

Как не записывать шум кондиционера

Простой способ разобраться с гулом от кондиционеров или другими шумами – использовать Mixcraft или его аналог. Выберите клип, откройте вкладку звука, укажите подавление, задайте оптимальные значения. Для начала хватит небольшого диапазона, потом его можно будет откорректировать. В фильтре есть удобная опция начала и окончания выделения.


Акустика студий различного назначения основывается на основном принципе отсутствия жёстких связей внутренних ограждений помещения с основными конструкциями здания. Именно эти связи являются проводниками внешних шумов внутрь помещения.

Какими бывают студии

Эти помещения предназначены для донесения до слуха человека чётких речевых и музыкальных звуков. Условия акустики зависят от предназначения помещения. Как правило, это студии:

  • телевизионные;
  • дикторские;
  • студии звукозаписи;
  • студия в квартире.

Телевизионные студии

Проектирование телестудий имеет свою специфику. Звукоизоляцию ограждений выполняют с помощью облицовки стен и потолка акустическими панелями или рулонными звукопоглощающими материалами.


Устройство акустики ТВ студии

  1. На стенах и потолке монтируют опорный каркас из деревянного бруса, пропитанного противопожарным средством — антипиреном.
  2. В зависимости от площади помещения и акустического расчёта, глубина каркаса составляет от 50 до 100 мм.
  3. На высоте 1 — 1,2 м от пола к каркасу крепят технологические панели толщиной не более 20 мм. Это могут быть асбоцементные плиты либо аналогичный материал. Между панелями и стенами размещают кабельные коммуникации.
  4. Выше устанавливают перемежающие полосы из листов СШГ (сухая штукатурка гипсовая) и ППГЗ.
  5. Пространство между облицовкой и стенами заполняют матами из минеральной ваты.
  6. Также минеральную вату вкладывают в проёмы потолочного каркаса.
  7. Затем потолочный каркас закрывают плитами Акмигран.
  8. В студии не должны присутствовать окна или установлены многослойные стеклопакеты с хорошей звукоизоляцией. Акустическая дверь должна быть достаточно толстой, с прокладкой из звукоизолирующего материала.

В каждом случае могут быть выбраны различные виды материалов и способы их монтажа, однако основной принцип звукоизоляции помещения должен быть соблюдён.

Дикторские студии

Такие помещения называют радиостудиями, иногда объединяющиеся в целые радиодома. На стадии проектирования выбирают помещения определённого пропорционального сочетания габаритных размеров комнаты. Высота потолка влияет на ровное распределение собственных частот. Это важно для звуков низкой частоты.

При соотношении габаритных размеров 1 : 1 : 1 (форма помещения в виде куба), спектр собственных частот будет самым неравномерным, вызывающим тембральные искажения (бубнящее звучание голоса диктора). Бытует мнение среди специалистов, что идеальным соотношением габаритных размеров должна быть пропорция: 1,9 : 1,6 : 6,1.


Устройство акустики дикторской студии

1 вариант

  1. На стенах и потолке устанавливают деревянный каркас из бруса, сечением 50×50 мм.
  2. В проёмы обрешётки стен и потолка вкладывают маты из минеральной ваты.
  3. На высоте 1 м от пола по периметру стен устанавливают технологические панели из ДСП.
  4. Всю обрешётку с минеральной ватой закрывают полотном из стеклоткани.
  5. Затем на стенах поверх стеклоткани устанавливают чередующиеся полосы из гладкой фанеры и декоративного покрытия из деревянных реек, сечением 20×20 мм и с шагом 30 мм.
  6. По каркасу потолка устанавливают в шахматном порядке квадратные листы или перемежающие полосы из гладкой и перфорированной фанеры. Перфорацию выполняют отверстиями ø 10 мм с шагом 20 мм.
  7. Все деревянные профили, фанеру с тыльной стороны пропитывают огнезащитными составами.
  8. Поверхность акустической конструкции окрашивают в нужный цвет.

2 вариант

В отличие от предыдущего варианта, вместо гладкой фанеры используют листы сухой гипсовой штукатурки (СГШ). Вместо перфорированных листов фанеры применяют листы ППГЗ. Размещение фрагментов облицовки определяют акустическим расчётом.


Студии звукозаписи

На стадии проектирования музыкальных студий не берут на вооружение плоские облицовочные звукопоглощающие конструкции. Акустическое оформление студий звукозаписи зависит от конкретной направленности требований к акустическим качествам помещений.

  • Внутренняя акустическая обстановка в студии не должна нарушаться проникновением внешних звуковых волн. Следовательно, нужно построить комнату в комнате, которая не могла бы жёстко соприкасаться с ограждающими конструкциями основного помещения.
  • На стенах устанавливают звукоизолирующие плиты ЭхоКор, Соноплат или другие звукоизолирующие панели, которые потом закрывают слоем штукатурки. На основание пола стелют плиты типа Акуфлекс. Затем их покрывают слоем цементно-песчаного раствора, формируя стяжку пола.
  • После этого переходят к формированию самого акустического модуля — помещения для исполнителей. Акустическая облицовка во многом зависит от габаритов и формы зала. Основное правило построения модуля — площадь помещения не должна быть менее 20 м 2 .


При оформлении внутренних поверхностей студии применяют объёмные модульные конструкции в форме пирамид, призм и другой геометрии. Популярные материалы для акустической отделки помещения звукозаписи — Викакустик, Мэписил, диффузор Хеопс, Джиптон, Кнауф Акустика, диффузор Баррель, диффузор Шредера и Экофон.

Способ крепления конструкций значительно влияет на эффективность акустики, а относ покрытия от ограждений — на показатели звукопоглощения. Чем больше зазор, тем выше эффективность звукоизоляции.

Эффективна звукоизоляция панелями из акустического поролона. На стены и потолок наклеивают поролоновые панели с рельефной поверхностью. Акустический поролон, воспринимая звуковые волны, начинает колебаться и поглощать энергию звука. Рельеф внешней поверхности панелей делают выпуклым — в виде пирамид, волн и другой формы.

Также устанавливают угловые поролоновые конструкции — басовые ловушки. Продукцию выпускают различной формы и цветовой гаммы, что делает привлекательным интерьер музыкальной студии.

Студия в квартире

Насыщение рынка доступной электромузыкальной аппаратурой вызывает у многих молодых людей желание заняться творчеством, не покидая своего жилища. Для того чтобы оборудовать домашнюю студию звукозаписи, нужно придерживаться выполнения ряда требований:

  • максимальная звукоизоляция комнаты должна не пропускать звуковые волны в соседние квартиры, иначе затея не обретёт реальности;
  • создание акустических условий, не вызывающих искажения звучания голоса и электроинструментов;
  • обустройство студии не должно быть чрезмерно затратным.


Пример создания акустики в домашней студии звукозаписи

В некоторых случаях применяют только звукоизолирующий раствор. Звукоизоляционную штукатурку и стяжку готовят из специальных сухих смесей. В продаже имеется широкий ассортимент таких марок, как Церезит, Соно Плаза, Вермикулит и др. Индекс звукоизоляции — от 20 до 33 дБ.

Вариантов для обустройства акустики звукозаписывающих домашних студий существует множество. Какой из них выбрать — это дело хозяина жилища.

Заключение

Чтобы получить желаемые условия акустики в студии, не стоит заниматься этим самостоятельно. Нужно обратиться в специализированное предприятие. Работники фирмы проведут обследование состояния помещения, предложат проектное решение формирования интерьера студии, материалы для отделки. Само же предприятие выполнит работы по акустической отделке, установят басовые ловушки и акустические экраны. Помимо этого, фирма возьмёт на себя гарантийные обязательства.

Читайте также: