Штальхельм своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 08.09.2024

СШ-40: главная защита советского солдата

Как вспоминал один из разработчиков стального шлема СШ-40 Михаил Крюков, к началу Великой Отечественной войны в РККА преобладали стальные защитные головные уборы СШ-36 и СШ-39, морально и технически устаревшие, что подтвердила Финская кампания: их сталь была хрупкой, и шлем обладал сравнительно малой пулестойкостью в гибких местах; мешали проблемы с неудобным подшлемником.
Одной из проблем для модернизации новой модели советских касок был дефицит добавок для легирования стали СШ-40. В итоге остановились на марке И-1 с большим содержанием никеля, эту модель советских касок потом и стали массово применять.

Этапы Stahlhelm

Практические испытания

Пехотная каска в Германии со времен Первой мировой войны назывался штальхельм ( Stahlhelm) — стальной шлем — и применялась с 1916 года по 1945 год. Конструкцию шлема Stahlhelm разработал доктор Фридрих Шверд из Ганноверского университета. К началу 1916 года Stahlhelm первого образца (позже получивший обозначение M1916 или М16) начал массово поступать в войска.

Каска M1918 с ремешком.

Каска M1918 с ремешком.

Каска M1933.

Каска M1933.

В 1933 году был разработан шлем M1933, сделанный из вулканизированной фибры, но после того, как в 1935 году в качестве стандартного шлема вооружённых сил был утверждён Stahlhelm M35, каски M1933 были переданы частям гражданской обороны и полиции.

Каска М35.

Каска М35.

Подтулейное устройство касок, единое для M35, M40 и M42.

Подтулейное устройство касок, единое для M35, M40 и M42.

Каска М1935 была разработана при участии Фридриха Шверда. Она изготавливался путем прессования нескольких листов молибденовой стали. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм Козырек и закраины штальхельма были уменьшены, модернизированы вентиляционные отверстия. Шлем стал легче, что вместе с новым кожаным подшлемником сделало каску более комфортной. Подшлемник из восьми кожаных (иногда девяти) лепестков с отверстиями для вентиляции стягивался сверху кожаным шнуром (в процессе эксплуатации заменялся подручным материалом, например, обычными обувными шнурками). Шейный ремешок, предназначенный для фиксации шлема на голове, изготавливался из телячьей кожи. Рамочная пряжка надёжно фиксировала необходимый размер. Подшлемник и ремень крепились к специальному подпружиненному обручу-каркасу, что обеспечивало максимальный комфорт во время передвижения и в случае сильного удара.

Парашютисты Люфтваффе использовали Stahlhelm M35 до 1936 года. Вариант для парашютистов изготавливался из стандартного шлема М1935 – от стандартного образца просто отпиливали загибающийся край каски. За это время выяснилось, что стандартный M35 не подходил, либо он слетал с головы парашютиста при неплотно зафиксированном ремешке, либо вызывал удушье парашютиста при очень плотно зафиксированном ремешке. Также выступающие поля шлема при приземлении били в виски парашютиста.

Каска парашютистов М38.

Каска парашютистов М38.

Каска парашютистов М38.

В 1936 году каска М35 была заменёна шлемом Fallschirmjägerhelm M38, специально разработанном для парашютно-десантных войск. Шлем был сделан округлым и обтекаемым, в сравнении с M35 его размеры и масса уменьшены, изменилась и форма ремешка, который стал Y-образным (дополнительный фиксирующий ремень крепился к затылочной части каски, что существенно увеличивало плотность посадки шлема на голове и теперь во время прыжка воздушные потоки не раскачивали голову парашютиста из стороны в сторону). Вместо армейского подшлемника стал применяться интегральный колпак с 11 большими отверстиями. Сшитый из двух кусков бараньей кожи (которую с 19 мая 1940 года, из-за дороговизны и сложности выделки, заменили свиной кожей) и армированный пробковым деревом, он вместе с каркасом-обручем обеспечивал дополнительную защиту от травм во время посадки. Вскоре вместо пробки в качестве амортизатора стали применять каучук (вспененную резину). Подшлемник стал наборным — семь разных по толщине резиновых сегментов, крепившихся к алюминиевому кольцу, ещё точнее отслеживали профиль головы десантника.

Первоначально, выпущенные шлемы окрашивали в стандартный серо-синий цвет Люфтваффе и получали эмблемы (трёхцветную государственную эмблему на одной стороне и орла люфтваффе на другой), после начала Второй мировой войны шлемы начали окрашивать под цвет местности (обычно в зелёный или тускло-жёлтый цвет), а эмблемы наносить перестали. После наступления зимы шлемы начали окрашивать в белый цвет, в дальнейшем среди военнослужащих получили распространение разнообразные маскировочные чехлы, а также закреплённая поверх каски маскировочная сеть или металлическая проволочная сетка (которая служила для крепления растительности или иных элементов маскировки).

Каска М40.

Каска М40.

Каска М40.

В 1940 году провели модернизацию общевойсковой каски М35: упростили изготовление вентиляционных отверстий, они стали изготавливаться штамповкой, а не в виде отдельных деталей; изменили состав стали, заменили молибден на менее дефицитные марганец и кремний. Эта модель получила наименование М40. Она имеет завальцованные края и практически повторяет форму шлема М-35. Основным отличием от предыдущей модели является устройство вентиляционного отверстия, которое у М-40 выштамповывалось и не имело дополнительной заклёпки. Также решено было отказаться от крепления подшлемника алюминиевой фурнитурой. Её заменили деталями из оцинкованного или покрашенного в серый цвет стального листа. Шлем изготовлен из стали с добавками силиката марганца. Отсутствие молибдена компенсировалось увеличением толщины стали. Шлемы окрашивались в стандартные цвета и имели декаль с указанием на род войск.

Каска М42.

Каска М42.

Летом 1942 года технология изготовления шлемов изменилась. Дорогостоящий и длительный процесс завальцовки края был заменён отбортовкой, одновременно ухудшилось качество стального листа, из которого изготавливалась каска, — он стал мягче. От легирования и от добавок молибдена и марганца пришлось отказаться по причине дефицита легирующих элементов в Германии. Новая модель получила наименование Stahlhelm M42. 1 августа 1942 года началось массовое производство шлемов нового образца.

Окраска шлема стала меняться в зависимости от времени года, места боев и рода войск. Наиболее широко к середине войны распространилось искусство камуфляжа шлема при помощи специальных чехлов и сеток. Простым решением стал ободок из резины от камеры автомобильной шины, под которым было удобно крепить листву и ветки.

Камуфляж Вермахта с рисунком Splittertarn.

Камуфляж Вермахта с рисунком Splittertarn.

Камуфляж войск СС с рисунком Platanenmuster (лето).

Камуфляж войск СС с рисунком Platanenmuster (лето).

Вермахт использовал чехлы с неярким камуфляжным рисунком таким как осколки (геометрические пятна) и грязь (расплывчатые пятна), а войска СС — более разнообразные варианты, такие как горох, платан, дубовый лист и пальма, имея с одной стороны рисунок для весны-лета, а с другой — на зиму-осень. Распространяются маскировочные сетки из веревок, колючей проволоки, металлической сетки для курятников.

Массовое производство касок М42 было прекращено в конце 1944 — начале 1945 года, после того, как большинство предприятий-производителей оказались под контролем стран Антигитлеровской коалиции или в прифронтовой полосе, а оставшиеся — переориентированы на выпуск иной продукции.

Каска М44 для фольксштурма.

Каска М44 для фольксштурма.

Каска М44 для фольксштурма.

Каска подразделений Luftschutz.

Каска подразделений Luftschutz.

Каска М45.

Каска М45.

Стальной шлем M45 имеет одинарный куполообразный раструб с широко выступающими боковыми краями без скоса с нижней стороны. Как и в более ранних моделях, передняя часть шлема поднята, чтобы обеспечить лучший обзор. Боковые стороны шлема менее крутые и менее затянутые, как у его предшественников. В результате более высокая энергия должна рассеиваться летящими осколками и снарядами. После войны, данный образец был взят за основу каски в ГДР.

Изготовлялись каски в период Второй мировой войны на разных заводах-производителях. Наиболее известными были заводы: Eisenhuttenwerke Thale (клеймо — ET), Sachsische Emaillerwerk Lauter (SE), Emaillirwerk A. G. Fulda (FS или EF), Quist Esslingen (Q). Из круглой листовой заготовки последовательной штамповкой вытягивали колпак, который дорабатывался, проходил закалку, отделку и оснащался подтулейным устройством и подбородочным ремнём. Подшлемники касок, например шлема М-35, изготовлялись из двух обручей, между которыми крепилась кожаная подкладка. На внешний обруч наносилось клеймо завода-производителя и размера шлема. Серьги (к которым крепился подбородочный ремешок) расположены по бокам. К шлему подшлемник крепился при помощи трёх кламеров: по бокам по одному и один сзади. Окрашивали каски в разные цвета: чёрный, тёмно-серый, серо-зелёный (фельдграу), оливковый, песочный, зелёный, хаки и т. д.

Стальной шлем для лётного состава

Поначалу для защиты экипажей немецких бомбардировщиков от осколков применялись общевойсковые каски М35, у которых выламывалась часть подтулейного устройства, а каска одевалась поверх штатного авиационного шлемофона. Из-за наушников такая импровизация оказалась мало приспособленной к реалиям боевых вылетов, тогда техники придумали выход — металл каски нагревался, и напротив ушей выколачивались выступы под наушники. Для того, чтобы такая кустарная переделка удобнее сидела на голове и не сползала на глаза, подбородочный ремешок был переделан — к нему пришивали еще одну деталь, из-за чего он стал иметь Y-образную форму. Крепёж ремешка тоже был перенесён — по бокам выступа для наушников просверливались отверстия под кламмеры крепления подбородочного ремешка. Впрочем, такая эрзац-переделка значительно ухудшала защитные свойства стали шлема, да и наличие козырька и широких полей в нижней части М35 мешали обзору и подвижности головы.

Авиационный шлем SSK 90.

Авиационный шлем SSK 90.

Авиационный шлем SSK 90.

При определённых условиях SSK 90 обеспечивал защиту от зенитной шрапнели, мелких осколков и пуль винтовочного калибра. Шлем имел сложную конструкцию. Основной купол полусферической формы был изготовлен из склёпанных друг с другом выгнутых лепестков-сегментов, которые сверху были приклёпаны к металлическому кругу. Пластины-лепестки изготавливались из хромоникелевой стали толщиной 1 мм. Снаружи сфера была обтянута чехлом из козьей кожи тёмно-коричневого цвета, идентичной той, что использовалась для обычных шлемофонов. Внутри к металлической части крепился амортизатор из вспененного материала, а поверх него была нашита подкладка из хлопчатобумажной ткани.

Шлем прикрывал затылок и лоб, а по бокам были сделаны вырезы для наушников. Снаружи в передней верхней части был пришит дополнительный гребень-амортизатор с набивкой, похожий на валики советских танковых шлемофонов — по замыслу конструкторов, он должен был предохранять голову от ударов при жёсткой посадке и тряске во время воздушного боя. Подбородочный ремешок пристёгивался снаружи на кнопки и при необходимости мог быть быстро снят. Сам ремешок был Y-образной формы, а фурнитура и способ застёгивания были идентичны немецкому парашютному шлему М38. Надевался SSK 90 поверх шлемофона. Был разработан и упрощённый вариант SSK 90, получивший обозначение LKH W. Отличие от исходного варианта заключалось в увеличенной площади затылочных пластин и отсутствии подбородочного ремешка.

Шлемофоны Люфтваффе

Шлемофоны Люфтваффе выпускались из кожи и брезента, были зимние и летние. Часть шлемофонов, например, зимняя модель FK33 не имел встроенного радиооборудования, и применялся для тренировок на планерах и самолетах. Часть моделей шлемофоном имела специальные лямки и клапаны для размещения радиооборудования, которое устанавливалось при необходимости.


Для отечественного читателя две мировые войны кажутся совершенно разными событиями, но для современников это далеко не так. Ведь Первую и Вторую мировые войны разделяет совсем небольшой временной отрезок, поэтому рассказ о немецком шлеме (как и любой части униформы или обмундирования, и не только немецкой) был бы неполным без истории касок Первой мировой.


Отцом знаменитого немецкого Штальхельма времен Второй мировой стал шлем М16 ,который появился в период жестоких боев Первой мировой. Великую войну Германия, как и остальные мировые державы, начала без стальной каски. Немецкий пехотинец 14-го года носил Пикельхельм - кожаную каску, которая отвечала представлениям о прекрасном своего времени, но в условиях современной войны могла защитить лишь от комов грязи.

К слову, запасы кожи в Германии во время Первой мировой быстро истощались, поэтому в 1915 году Пикельхельмы начали делать из тонкого стального листа, а после прекращения импорта из Южной Америки их стали изготавливать из бумаги и даже прессованных картофельных очисток и кожуры тыкв.


Знаменитый немецкий стальной шлем появился благодаря стараниям двух людей - преподавателя Технического института Ганновера Фридриха Шверда и хирурга Огаста Бира. Из их наблюдений следовало, что самые тяжелые травмы бойцы на фронте получают не от пуль, а из-за осколков, размер которых зачастую не превышал вишневой кости (на основе опыта доктора Бира, из каждых 100 ранений головы более 80% приходилось на артиллерийский огонь). Впрочем, подобный вывод сделали не только они, а вот оригинальную форму, которая в итоге была признана образцовой не только в Германии, придумали именно Шверд и Бир.


Их детищем стал M16* (сноска, расшифровка названия - модель 1916 года) - шлем из никелевой стали цилиндрической формы с назатыльником, прикрывающим уши от удара звуковой волны и осколков. Особенностью M16 стали "рожки" - вентиляционные люверсы, которые служили и для крепления налобной пластины (именно из-за этих "рожек" и родился миф о немецких "рогатых" касках). К слову, налобные пластины достойно показали себя при испытаниях на полигоне, однако в бою они приводили к тяжелейшим травмам - у солдат просто ломались шеи при попадании пули или осколков. Поэтому налобные пластины так и не получили широкого применения на фронте.

М16 изготавливался в шести стандартных размерах (60, 62, 64, 66, 68 и ограниченно 70) и весил от 0,98 кг до 1,4 кг (в зависимости от размера). За время Первой мировой было выпущено около 7 миллионов "рогатых" шлемов.

Во время Первой мировой и после нее M16 пережила несколько модификаций. Например, появился шлем M33, который так и не поступил в боевые части, а использовался в гражданских службах - полиции и пожарных (более того, их можно встретить даже у современных немецких спасателей).


Шлемы M16 оставались в строю на протяжении всего периода существования Веймарской республики и в первые годы Третьего рейха до разработки более легкого шлема летом 1935 года. Руку к их созданию приложил уже знакомый нам Фридрих Шверд, трудившийся над М16. С каски пропали "рожки", вентиляционные отверстия проштамповывались по сторонам шлема дополнительным уплотнительным кольцом (люверсами).

Кроме того, уменьшился вес шлема, каска получила более округлую и сглаженную форму, а также новый подшлемник M31 с алюминиевым обручем.

Шлем M35 часто использовался в немецкой пропаганде и стал в массовой культуре неотъемлемой частью "костюма" арийского солдата.


M35 изготавливались размеров 60, 62, 64, 66, 68 и 70. При этот самыми массовыми были каски 64 и 66 размера. Самые редкие размеры - 60 и 70, последний встречается особенно редко. Вес шлема - от 0,9 кг до 1,2 кг.

Шлемы окрашивались в разные цвета - от черного до яблочно-зеленого. Кроме того, существовал так называемый фронтовой окрас. Так, немецкие каски никогда не выпускались в белом цвете, поэтому немецкие солдаты, например, в боях на Восточном фронте сами красили свои каски белым. В ход шли любые доступные материалы, в том числе известь. К этой категории относятся и фронтовые камуфляжные каски.


С правой стороны на шлем наносился национальный щит (кроме СС), а с левой - серебряный орел Вермахта (для флота – золотой орел, для Люфтваффе - парящий орел, для СС - партийный щиток). Впрочем, на фронте многие солдаты закрашивали демаскировавшие их декали.


Конечно, история немецких шлемов не закачивается на M35, каска постоянно адаптировалась для нужд фронта. О переменах, правилах ношения, мнении ветеранов и мифах мы расскажем в дальнейших публикациях.

Павел Прохоров

После распада в 1918 году Австро-Венгерской империи и установления парламентской республики (первоначально, Германская Австрия) политическая жизнь Первой австрийской республики превратилась в противоборство между двумя непримиримыми политическими силами — социал-демократами, опиравшимися на городской пролетариат (прежде всего в Вене), и блоком правых партий, пользовавшихся поддержкой католической церкви, крестьянства и мелкой буржуазии (христиане-социалисты, позже Отечественный фронт).

Помимо парламентских партий, и левые, и правые силы располагали боевыми организациями, состоявшими из тысяч фронтовиков Первой мировой войны:

Читайте также: