Шлюпбалка своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

ГОСТ Р ИСО 15516-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Суда и морские технологии

СПУСКОВЫЕ УСТРОЙСТВА С ЛОПАРЯМИ ДЛЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ ШЛЮПОК

Ships and marine technologies. Launching appliances for davit-launched lifeboats

* В ИУС 11-2012 ГОСТ Р ИСО 15516-2011 приводится с ОКС 47.020.50, 47.040. -

Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2012-07-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации "Лот" ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова" на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 "Судостроение"

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 15516:2006* "Судостроение и морские технологии. Шлюпочные устройства для спасательных шлюпок" (ISO 15516:2006 "Ships and marine technology - Launching appliances for davit-launched lifeboats").

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит требования к рабочим характеристикам, проектированию, конструкции, безопасности, техническому обслуживанию и испытанию спусковых устройств, в которых используются шлюпбалки с лопарями для спуска и подъема спасательных шлюпок.

Настоящий стандарт распространяется на спусковые устройства с использованием шлюпбалок с лопарями для спасательных шлюпок всех типов морских судов, включая спусковые устройства для скоростных дежурных шлюпок пассажирских паромов. Также настоящий стандарт распространяется на аналогичные устройства судов внутреннего плавания. Настоящий стандарт не распространяется на спусковые устройства для свободнопадающих спасательных шлюпок.

Примечание - Каждое положение настоящего стандарта, если ясно не заявлено иначе, также применяется к спусковым устройствам со шлюпбалками для дежурных шлюпок, предназначенных для спасания жизни в чрезвычайной ситуации на воде.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ИСО 2944 Приводы гидравлические и пневматические и их элементы. Номинальные давления (ISO 2944, Fluid power systems and components - Nominal pressures)

ИСО 3828 Судостроение и морские сооружения. Палубные механизмы. Словарь терминов и обозначения (ISO 3828, Shipbuilding and marine structures - Deck machinery - Vocabulary and symbols)

ИСО 4413 Гидравлика. Общие правила и требования, касающиеся гидравлических систем (ISO 4413, Hydraulic fluid power - General rules and safety requirements relating to systems)

ИСО 4414 Пневматика. Общие правила и техника безопасности, касающиеся пневматических систем и их компонентов (ISO 4414, Pneumatic fluid power - General rules and safety requirements relating to systems)

МЭК 60092 (все части) Электрооборудование судов

(IEC 60092 (all parts), Electrical installations in ships)

МЭК 60529 Степени защиты, обеспечиваемой корпусами (код IP) (IEC 60529, Degrees of protection provided by enclosures (IP Code))

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины по ИСО 3828, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 укомплектованная шлюпка (non-loaded boat): Полностью укомплектованная спасательная или дежурная шлюпка без людей.

Примечание - Далее спасательная шлюпка и дежурная шлюпка называются "шлюпка".

3.2 легко нагруженная спасательная шлюпка (light-loaded lifeboat): Полностью укомплектованная спасательная шлюпка с командой на борту.

Примечание - Количество членов команды обусловливается проектом, и команда шлюпки состоит по меньшей мере из двух человек массой 75 кг каждый.

3.3 полностью нагруженная спасательная шлюпка (fully loaded lifeboat): Спасательная шлюпка, полностью укомплектованная людьми и снаряжением.

3.4 шлюпбалка (boat davit): Основная конструкция спускового устройства и ее принадлежности, включающие в себя несущий такелаж, цепи, найтовы, прижимные устройства и т.д.

3.5 оснастка шлюпбалки (loose gear): Элементы или узлы в сборе, выдерживающие тяговое усилие при подъеме шлюпки.

Примеры - Лопари, блоки, подвесные цепи, связующие звенья, проушины с приливом, хомуты, гаки, вертлюги, крепления и другие элементы, которые несут нагрузку при спуске и подъеме шлюпок.

3.6 лебедка спасательной шлюпки (lifeboat winch): Лебедка, используемая для спуска на воду и подъема спасательной шлюпки.

3.7 лебедка дежурной шлюпки (rescue boat winch): Лебедка, используемая для спуска на воду и подъема дежурной шлюпки.

Примечание - Далее лебедка спасательной шлюпки и лебедка дежурной шлюпки называются "лебедка".

3.8 максимальная рабочая нагрузка (maximum working load): Нагрузка, приложенная к спусковому устройству при спуске полностью нагруженной шлюпки с максимально допустимой массой.

3.9 максимальная нагрузка при подъеме (maximum recovering load): Нагрузка, приложенная к спусковому устройству при подъеме шлюпки с максимально допустимой для подъема массой.

Примечание - Это определение относится к массе легко нагруженных спасательных шлюпок и к массе полностью нагруженных дежурных шлюпок. Для спасательных шлюпок, которые также используются для спасания людей в чрезвычайных ситуациях, определение 3.9, относясь к массе укомплектованной шлюпки, включает в себя дополнительно массу минимум 6 человек.

3.10 наименьшая нагрузка при спуске (lightest launching load): Нагрузка в спусковом устройстве при спуске укомплектованной шлюпки с наименьшей массой, которая может быть использована с данным устройством.

3.11 максимальное тяговое усилие лебедки (maximum working load of winch): Максимальное усилие в лопарях на барабане лебедки при спуске и подъеме шлюпки.

3.12 грузоподъемность лебедки (hoisting load of winch): Усилие в лопарях на барабане лебедки при подъеме груза с максимально допустимой для подъема массой.

3.13 максимальная нагрузка на лебедке при спуске (maximum governing load): Усилие в лопарях на барабане лебедки при спуске шлюпки с максимально допустимой массой.

3.14 угол наклона троса по отношению к оси барабана лебедки (fleet angle): Угол между направлением троса при выходе с барабана и плоскостью, перпендикулярной оси барабана.

4 Классификация и конструкция

Спусковое устройство обычно состоит из шлюпбалки в комбинации с лебедкой.

4.1 Конструкция шлюпбалки

Шлюпбалка обычно состоит из стрел, рам, такелажа и других приспособлений.

4.2 Классификация шлюпбалок

Шлюпбалки классифицируются, главным образом, как гравитационные шлюпбалки и шлюпбалки с применением механической энергии в зависимости от способа вываливания стрел шлюпбалки.

4.3 Классификация лебедок

Лебедки спусковых устройств классифицируются, главным образом, как указано ниже.

4.3.1 По типу привода лебедки:

a) лебедки с ручным приводом;

b) лебедки с механическим приводом.

Лебедка может иметь электрический, гидравлический или пневматический привод. Лебедки с ручным приводом не применяются для дежурных шлюпок.

4.3.2 По назначению лебедки:

a) лебедки для спуска и подъема спасательных шлюпок;

b) лебедки для спуска и подъема дежурных шлюпок;

c) лебедки для спуска и подъема спасательных и дежурных шлюпок.

5 Технические требования

5.1 Характеристика работы

5.1.1 Спуск шлюпки на воду

5.1.1.1 Спусковое устройство для шлюпок должно обеспечивать безопасный спуск на воду укомплектованной шлюпки и полностью нагруженной шлюпки с дифферентом судна до 10° и креном до 20° на любой борт.

5.1.1.2 В дополнение к требованию, указанному в 5.1.1.1, спусковые устройства для спасательных шлюпок на нефтяных танкерах, танкерах-химовозах и газовозах с конечным углом крена, превышающим 20°, должны обеспечивать спуск на воду укомплектованных и полностью нагруженных шлюпок при предельном угле с накрененного борта судна, принимая во внимание аварийную ватерлинию судна в конечной стадии затопления.

5.1.1.3 Спусковое устройство не должно зависеть от судовых источников энергии и должно спускать шлюпку на воду только под действием силы тяжести или накопленной механической энергии.

5.1.1.4 Спусковое устройство должно быть способным спускать и удерживать шлюпки в режиме управляемого спуска. Скорость спуска шлюпки на воду должна соответствовать таблице 1.

Скорость спуска шлюпок на воду, м/с

Полностью нагруженная шлюпка

Минимальное значение S


,

где - нижний предел скорости спуска;

- высота от нока стрелы шлюпбалки до ватерлинии при наименьшей эксплуатационной осадке судна, м;

1, когда 30 или значения, установленного уполномоченным органом

1,3 или значение, установленное уполномоченным органом

1,0 только для спусковых устройств скоростных дежурных шлюпок

0,7 (для спасательной шлюпки массой менее 550 кг; должна удовлетворять требованиям уполномоченного органа)

1,0 или значение, установленное уполномоченным органом

Примечание - При расчете предполагается, что стрела шлюпбалки полностью вывалена.

5.1.1.5 Спусковые устройства для спасательных шлюпок на грузовых судах водоизмещением 20000 т и выше и спусковые устройства для дежурных шлюпок на всех судах должны обеспечивать безопасный спуск шлюпок на воду при движении судна вперед со скоростью до 5 узлов при спокойном море.

Шлюпбалки служат для быстрого и безопасного спуска и подъёма спасательных шлюпок, дежурных шлюпок и жёстких спасательных плотов.

Спасательные шлюпки спускают с помощью шлюпбалок разных типов.


1- шлюпка; 2 – найтов; 3 – шлюп-таль; 4 шлюпбалка; 5 – кильблок (растрблок);

6 – винтовой привод; 7 – лопарь; 8 – направляющая станины; 9 – ролики; 10 – лебёдка.

Рис. 24. Типы шлюпочных устройств

Шлюпбалки бывают поворотные (или радиальные), заваливающиеся и гравитационные. У поворотных шлюпбалок вываливание шлюпки происходит в результате манипуляции со шлюпбалками и шлюпкой вручную, у шлюпбалок заваливающегося типа – в результате заваливания шлюпбалки с помощью винтового привода.

Особенностью наиболее распространённых гравитационных шлюпбалок является то, что вываливание шлюпки происходит под действием силы тяжести после отдачи стопоров. Эти шлюпбалки отличает высокая скорость вываливания шлюпки (не более 2 мин.), а также надёжная работа в условиях крена до 20 градусов.


Фото 8. Шлюпочное устройство свободного падения

В последнее время очень часто применяют принципиально новый тип спуска шлюпочного устройства – свободное падение. Закрытая шлюпка устанавливается в корме на наклонном спусковом устройства, расположенном, как правило, вдоль судна и вместе с находящимися в ней людьми свободно сбрасывается носом в воду.

Для быстрой отдачи шлюпочных найтовов в их состав включают глаголь-гаки.

Найтовы (стальные тросы), крепящие шлюпки к гравитационным шлюпбалка, отдаются автоматически одновременно с отдачей стопора шлюпбалки.

(рис. б) состоит из двух шарнирно соединенных рычагов. Нижний прямой рычаг шарнирно закреплен на палубе. В начальный момент вываливания оба рычага вращаются вокруг неподвижного шарнира. При этом специальный упор ограничивает поворот верхней части шлюпбалки в обратном направлении. После того как нижний рычаг коснется упоров на палубе, дальнейшее вываливание достигается поворотом верхнего рычага вокруг неподвижного шарнира. Предельное положение верхней части шлюпбалки ограничивается телескопической тягой,
которая закреплена на оси неподвижного шарнира. Конструкция двухшарнирной шлюпбалки несколько сложнее, но она обеспечивает большой вылет.

Склоняющаяся шлюпбалка (рис. в) имеет два катка, которые могут перемещаться по специальным
направляющим, неподвижно закрепленным на палубе судна. При вываливании шлюпбалки верхний каток по наклонной направляющей перемещается вниз и к борту. Нижний каток по другой направляющей сначала перемещается к борту, а затем вверх. При таком перемещении катков шлюпбалка совершает вращательно-поступательное движение, в результате чего вываливается за
борт. Перемещение катков к борту обеспечивает достаточный вылет за борт при небольшой высоте шлюпбалки.

Скатывающаяся шлюпбалка (рис. г) также имеет катки, которые перемещаются по изогнутым направляющим. В результате этого при движении шлюпбалки она не только приближается к борту, но и поворачивается, выводя шлюпку за борт. В походном положении шлюпки устанавливаются на самих гравитационных шлюпбалках. Для принятия их тяжести шлюпбалки имеют опоры-площадки, на которые опирается киль шлюпки, и односторонние кильблоки-подушки, к которым шлюпка прижимается найтовами с талрепами. Шлюпочные найтовы должны иметь быстроотдающиеся крепления — глаголь-гак или гак, который автоматически выкладывается при вываливании шлюпбалок.

Шлюпбалки по-походному закрепляют стопором, который имеет винтовой шпиндель с гаком. Гак закладывают за упоры на шлюпбалке, а винтовым шпинделем выбирают слабину.

Вываливание гравитационных шлюпбалок и спуск шлюпок на воду осуществляются при помощи шлюпочных талей, которые состоят только из одного одношкивного подвижного блока. Ходовой конец лопаря талей закреплен на барабане шлюпочной лебедки и через отводные блоки на палубе идет к направляющему блоку, установленному в верхней части станины шлюпбалки. Затем лопарь поступает на один из шкивов нокового блока, проходит подвижный блок талей и возвращается ко второму шкиву нокового блока. Коренной конец лопаря закрепляют внизу у станины шлюпбалки после
того, как он пройдет второй шкив направляющего блока.

При потравливании лопаря шлюпочных талей шлюпбалка будет вываливаться за борт. После того как
она достигнет предельного положения, начинается вертикальный спуск шлюпки на воду, который также осуществляется лопарем шлюпочных талей. Чтобы исключить возможность вертикального перемещения шлюпки до момента ее вываливания за борт, на ноке шлюпбалки имеется рог, на который навешивают серьгу подвижного блока шлюпталей. Длину и форму рога выбирают таким образом, чтобы подвижный блок спадал с него только при нижнем предельном положении шлюпбалки.

Спуск надувных плотов осуществляется путем их сбрасывания за борт вручную или автоматического
всплытия при погружении судна. Однако для крупных плотов, жестких или надувных, которые заполняются людьми еще на палубе судна, удобно применять при спуске плотбалки (рис.) Стрела плотбалки шарнирно закреплена на стандерсе, установленном на палубе. Такое крепление обеспечивает поворот стрелы в горизонтальной плоскости. Плотбалка имеет ручную лебедку с тормозом, который служит для удержания плота при его спуске, а лебедкой выбирают пустой шкентель после спуска плота. Разворот стрелы и управление спуском плота возможны для некоторых современных типов плотбалок на расстоянии с помощью дистанционного управления лебедкой.
Одной плотбалкой можно спустить несколько плотов, что особенно важно и ценно для пассажирских
судов.

Сущность изобретения: в шлюпбалке стрела соединена с изогнутой стойкой шарниром и снабжена приводом, обеспечивающим заваливание стрелы при походном положении шлюпбалки сверху на стойку. В рабочем положении стрела образует продолжение стойки в направлении удаления нока стрелы от борта. Подвеска шлюпочных талей к стреле выполнена на подвижном опорном узле, обеспечивающем перемещение шлюпки к ноку стрелы на подвесе минимальной длины, предотвращающем удары шлюпки о судно при спуске. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к судовым шлюпбалкам с зеркальным расположением стрелы стойки и может быть использовано на высокобортных плавсредствах и морских платформах.

Известна шлюпбалка, содержащая изогнутую стойку, одним концом шарнирно закрепленную на судне, стрелу, жестко прикрепленную к другому концу изогнутой стойки, нок которой направлен в сторону выгиба стойки, палубную лебедку с тормозным механизмом, трос которой связан с ноком стрелы, опорный узел с элементом подвески шлюпочной тали, привод перемещения опорного узла и систему управления спуском. В устройстве стрела выполнена полой с продольной прорезью в одной из стенок, опорный узел расположен в полости стрелы и с возможностью перемещения вдоль последней, а элемент подвески шлюпочной тали проходит через продольную прорезь в стенке стрелы. На изогнутой стойке расположена опора для шлюпки.

Недостатком шлюпбалки является ее громоздкость по высоте в походном положении, создаваемая жестким креплением стрелы к изогнутой стойке.

С целью устранения этого недостатка в заявленной шлюпбалке стрела закреплена к изогнутой стойке с помощью шарнира, а шлюпбалка снабжена механизмом откидывания стрелы на стойку при походном положении шлюпбалки.

На фиг. 1 изображена шлюпбалка в походном положении; на фиг. 2 - то же, в рабочем положении; на фиг. 3 - опорный узел.

Шлюпбалка включает изогнутую стойку 1, один конец которой закреплен при помощи шарнира 2 на палубе судна 3, стрелу 4, установленную на другом конце изогнутой стойки и соединенную с торцом стойки шарниром 5, палубную лебедку 6 с тормозным механизмом, трос 7 которой связан с ноком стрелы, платформу 8, прикрепленную к стойке и являющуюся опорой для спускаемой шлюпки 9. Стрела 4 выполнена полой с продольной прорезью 10 в нижней стенке (днище) на всей длине стрелы. В полости размещен подвижный опорный узел 11 в виде колесной каретки 12, на которой установлена лебедка 13 с запасованным на ее барабан ходовым концом троса 14 шллюпочной тали подвески шлюпки. На каретке для привода лебедки 13 установлены электромотор 15 с редуктором 16 и электромагнитный тормоз 17. Приводом каретки 12 является электролебедка 18 с тормозом, установленная внутри изогнутой стойки и связанная с кареткой тросом 19. Электролебедка 18 выполнена двухбарабанной и на ее второй барабан заведен кабель, подающий электроэнергию с судна на электролебедку 18 и через нее на опорный узел 11. Торцы боковых стенок изогнутой стойки, обращенные к стреле, наклонены в сторону нижней стенки, а смежные с ними торцы боковых стенок стрелы наклонены под прямым углом к стенке стрелы, имеющей продольную прорезь 10. Изогнутая стойка со стороны стрелы снабжена поперечной перегородкой 20, установленной в полости стойки на расстоянии от торца нижней стенки стойки, превышающей длину опорного узла 11, при этом электролебедка 18 расположена с внутренней стороны от поперечной перегородки 20, перед которой со стороны стрелы закреплен концевой размыкатель 21 системы управления спуском. Шарнир 5 установлен на верхней стенке стойки 1, привод поворота стрелы снабжен толкателем 22, привод опрокидывания стойки - толкателем 23, стрела установлена с возможностью расположения на верхней стенке изогнутой стойки. В нижней стенке стойки до перегородки 20 со стороны стрелы выполнена прорезь, являющаяся продолжением прорези 10.

Устройство работает следующим образом.

В походном положении изогнутая стойка 1 поднята в вертикальное положение, стрела 4 уложена на верхнюю стенку стойки, опорный узел 11 находится в полости стойки перед перегородкой 20, шлюпка 9 установлена на платформе 8, как на опоре. В походном положении тросы 14 и 19 выбраны на барабаны лебедок 18 и 13, концевой выключатель 21 обесточивает тормоза лебедок 18 и 13 и тем самым обеспечивает стопорение каретки 12 и троса 14, толкатели 22 и 23 отведены от стрелы и стойки. Расположение стрелы 4 на верхней стенке изогнутой стойки 1 уменьшает высоту шлюпбалки, в результате чего снижается загромождаемость надпалубного пространства.

Для перевода шлюпбалки в рабочее положение стойка 1 заваливается на палубу судна 3 до упора платформы 8 в борт судна. При заваливании шлюпка 9 сходит с платформы 8 и зависает на тросе 14, выбранном на барабан заторможенной лебедки 13, привод поворота стрелы с помощью толкателя 22 разворачивает стрелу 4 вокруг оси шарнира 5 в рабочее положение (фиг. 2), при этом трос 7 предохраняет стрелу от резкого падения. Откидывание стрелы заканчивается упором торцов ее стенок в торцы стенок стойки, при этом образуется непрерывная от перегородки 20 до нока стрелы опорная поверхность для колес каретки 12 и прорезь для перемещения троса 14 подвески шлюпки. Процесс заваливания стойки происходит при нахождении шлюпки на коротком подвесе из троса 14, что исключает ее удар о судно 3 при раскачивании. Затем растормаживается лебедка 18, опорный узел 11 по состыкованным нижним стенкам стойки и стрелы перемещается к ноку стрелы, а лебедка 13 оказывается заторможенной. При движении опорного узла шлюпка, оставаясь на коротком подвесе, достигает нока стрелы, после чего лебедка 13 растормаживается, трос 14 стравливается и шлюпка опускается на воду. Удлинение подвеса происходит при максимальном удалении шлюпки от судна, что также предохраняет шлюпку от удара о судно.

Работа шлюпбалки на подъем осуществляется указанными операциями, выполняемыми в обратной последовательности.

2. Шлюпбалка по п.1, отличающаяся тем, что торцы боковых стенок изогнутой стойки выполнены с наклоном в сторону нижней стенки этой изогнутой стойки, а торцы боковых стенок стрелы выполнены под прямым углом к стенке этой стрелы, имеющей продольную прорезь, причем стрела расположена с возможностью взаимодействия упомянутыми торцами боковых стенок с торцами боковых стенок изогнутой стойки.

3. Шлюпбалка по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что шарнир, соединяющий стрелу с изогнутой стойкой, установлен на верхней стенке последней, а стрела установлена с возможностью расположения на верхней стенке изогнутой стойки.

4. Шлюпбалка по пп. 1 - 3, отличающаяся тем, что изогнутая стойка выполнена с поперечной перегородкой, установленной в полости этой стойки на расстоянии от торца нижней стенки этой изогнутой стойки, превышающем длину опорного узла, а электролебедка привода последнего расположена с внутренней стороны от упомянутой поперечной перегородки.

5. Шлюпбалка по пп. 1 - 4, отличающаяся тем, что упомянутая опора для шлюпки выполнена в виде платформы, расположенной с возможностью взаимодействия с бортом судна.

6. Шлюпбалка по пп.1 - 5, отличающаяся тем, что привод поворота стрелы выполнен с толкателем, установленным на изогнутой стойке с возможностью взаимодействия со стрелой.

Рассмотрим устройства для крепления шлюпок, некоторые конструкции шлюпбалок и шлюпочные лебедки.

Найтовами называются снасти, предназначенные для надежного походного крепления шлюпки на палубных кильблоках и полностью исключающие перемещение шлюпки, вызываемое качкой судна или другими причинами. Найтовы изготовляют из стальных тяг или из стальных тросов. В состав найтовов должны обязательно входить соединения, позволяющие быстро освободить шлюпку: глаголь-гак или другое разъемное устройство, а кроме того, винтовые и тросовые талрепы для выбирания слабины. На рис. 128 показано крепление шлюпки на палубе с помощью найтовов.



Рис. 128. Виды крепления шлюпок с помощью найтовов.

Шлюпбалки, применяемые на судах, бывают различных конструкций, но их можно разделить на три основных типа: поворотные (или радиальные), заваливающиеся и гравитационные.

Поворотные шлюпбалки на современных судах встречаются редко и служат в основном для спуска за борт рабочих шлюпок небольших размеров. Вываливание таких шлюпбалок за борт производится вручную путем поворота вокруг их вертикальных осей.

Заваливающиеся шлюпбалки (рис. 129) применяют для спасательных шлюпок весом не более 2300 кг на пассажирских и сухогрузных судах любых размеров и на нефтеналивных судах среднего водоизмещения. При наличии таких шлюпбалок шлюпки крепят как на палубных кильблоках (рис. 129, а, б, г), так и без них (рис. 129, в). Для спуска шлюпки на воду стрелы шлюпбалок вываливают за борт, поворачивая их вокруг горизонтальной оси нижней пятки при помощи винтового механизма, состоящего из гайки-муфты и длинного телескопического винта.



Рис. 129. Основные типы заваливающихся шлюпбалок: а — обычная; б — смещенная к борту; в — S-образная; г — серповидная.

Гравитационные шлюпбалки наиболее широко применяются на современных судах для шлюпок любого размера и назначения. Основное преимущество таких шлюпбалок заключается в возможности автоматического вываливания за борт после освобождения от креплений под действием только силы тяжести, без затраты мускульной или механической энергии. Кроме того, сам процесс вываливания происходит значительно быстрее, чем у других видов шлюпбалок. Все гравитационные шлюпбалки можно подразделить на две основные группы: скатывающиеся и откидывающиеся. У скатывающихся гравитационных шлюпбалок (рис. 130) стрела перемещается по направляющим станины на роликах, изменяя при этом свой вылет и вываливая шлюпку.



Рис. 130. Скатывающаяся гравитационная шлюпбалка. 7 — стопор; 2 — лебедка; 3 — направляющая станина; 4 — ролики; 5 — трос; 6 — шлюпка; 7 — рог стрелы; 8 — стрела; 9 — кильблок.

Откидывающиеся, или шарнирные, гравитационные шлюпбалки обеспечивают вываливание шлюпки за счет поворота вокруг оси шарнира, расположенного на палубе. Различают одно- и двухшарнирные откидывающиеся шлюпбалки. Разновидностью шарнирных шлюпбалок является скользящая шлюпбалка (см. рис. 16). У всех шлюпбалок шлюпки не устанавливаются на кильблоках, а подвешиваются на стреле и закрепляются найтовами аналогично закреплению шлюпок на палубе с помощью разъемного устройства (см. рис. 128, а).

Шлюпочные лебедки по конструкции ничем не отличаются от швартовных или буксирных лебедок, только значительно меньше их по габаритам. По типу привода шлюпочные лебедки бывают ручные и механические. Механические лебедки в свою очередь подразделяют на безмоторные и приводные. Безмоторные лебедки имеют два тросовых барабана, на которые навиваются лопари шлюпбалок, и третий вспомогательный барабан с тросом, навиваемым на швартовный барабан грузовой или швартовной лебедки, брашпиля или шпиля. Такие лебедки применяются на небольших грузовых судах. Для шлюпочных лебедок используют, как правило, электрический привод (реже гидравлический). Обычно каждая пара шлюпбалок обслуживается одной лебедкой, тросовый барабан которой разделен на две части. Для лебедок с механическим приводом обязательно предусматривают резервный и вспомогательный ручные приводы.

Читайте также: