Схема ламповый усилитель на г807 своими руками схема

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Подскажите, пожалуйста, можно ли использовать Г-807 в УМ для КВ диапазона (SSB), и, если можно, то какая схема включения, напряжения на электродах, ньюансы при изготовлении и т. д. Если использовать нельзя, объясните почему.

Конечно, можно. Я лет 15 работал на бестрансформаторном УМ на 4-х
Г-807. Ватт 250 без проблем, без искажений и перегрузки.
Очень красиво, малогабаритно и безопасно.
В полемику с критиканами вступать не буду.

Конечно, можно. Я лет 15 работал на бестрансформаторном УМ на 4-х
Г-807. Ватт 250 без проблем, без искажений и перегрузки.
Очень красиво, малогабаритно и безопасно.
В полемику с критиканами вступать не буду.

Найдите в журнале "Радио" статью Камалягина "Передатчик первой категории".
Там в драйвере применяется Г-807, а на выходе ГУ-13.
Отличная схемотехника.

можно ли использовать Г-807 в УМ для КВ диапазона (SSB), и, если можно, то какая схема включения, напряжения на электродах, ньюансы при изготовлении и т. д.

Типовой режим Г-807 :
Накал: 6,3в.,1А;
Анод: 600в,экр.сетка: 300в, упр.сетка: -20в.
Крутизна: 10 ма/в.
Р вых.=40 вт.(120 мГц)
Р рас.анод.=25 вт.
С вх.=12 пф; С вых.=? пф; С пр.=0,2 пф.

Вполне достойная и надежная лампа. Успешно может конкурировать с ГУ-50 по конструктиву (анод на колпачке) и выходной емкости (смело можно использовать параллельное включение нескольких ламп без снижения Р вых. на ВЧ диапазонах)
Недостаток: дефицит панелек,особенно керамических (а для кого и нет).
Кроме упомянутого EW1MM "Передатчика первой категории" Камалягина,вспоминае тся "Передатчик второй категории" Белова в ж.Радио первой половины 60-х гг. 20 века от Р.Х.
Успехов!
73!

Здравствуйте!
нужна помощь скомплектовать и запустить усилок.
имею:
1.5 шт. ламп Г-807, 3 шт.ламп 6Н9С
2. 2 вых. транса и 2 силовика от ТУ-100 (попались выброшенными на голых шасси).
после того,как нашёл эти два шасси,очень захотел собрать усилок ват по 20-30 на канал.
приглядел схемку, на сайте Матюшина нашёл и купил платы под усилок.
А сейчас суть моего вопроса:
как из всего этого создать одно целое(стерео, ват 20-30 на канал).
схему и найденую инфу по доработке выходных трансов тоже выкладываю.
прошу прощения за беспокойство,но прошлый раз Вы мне очень помогли,поэтому и обращаюсь.
нужна помощь по номиналам и токам для получения данной мощности(если таковое возможно,если нет,
то какую мощь можно получить из всего этого комплекта?).

В продолжение темы:

Усилитель из муз.центра SONY RX77S

Всем привет, имеется муз.центр SONY RX77S, идея сделать усилитель, ну как сделать, суть такова я уже вынул из него всё лишнее, а именно кассетную…

Схема тупо скопирована у Виктора Молнара, давно *зуб горел*, и Витя напевал, что концертино-это чудесно. Не рисовал, стянуто с сайта, кое-какие мелкие дополнения сделал. не существенно.

Питание-обмотка со средней точкой, электронный фильтр, ёмкостей всяких немерянно, благо место есть. Силовик-тор 400ватт.

Пронину Г807 РР 8к/6ом Габ. 17 х 49.
1.3048 (24 х 127) ф0,36
2. 10 х 84 ф0,54
МОТАЕМ.
1. 8 х 127 перв
2. 5 х 84 втор
3. 8 х 127 перв
4. 5 х 84 втор
5. 8 х 127 перв.
Ф - по лаку. Прокл. 0,05.
У Д А Ч И.

Усилители Music Angel

Ламповый усилитель XD500MKIII: EL34, 2х50 Вт Ламповый усилитель XD800MKIII: KT88, 2х65 Вт Ламповый усилитель XD845MKIII: 845, 2х20 Вт Ламповый усилитель XD850MKIII: 300B, 2х9 Вт Ламповый усилитель XD8502AIII: 300B, 2х9 Вт Предварительный ламповый усилитель XD900MKIII: 12AU7, 12AX7

Ламповый усилитель MINI 6: KT88, 2х60 Вт Ламповый усилитель MINIP1: 6AQ5, 2х10 Вт Ламповый усилитель MINIL3: EL34, 2х35 Вт Ламповый усилитель MINIP14: 6P14, 2х10 Вт

Ламповые усилители LACONIC HA-02,03B/B2/M: 6N6P, 2х1,2 Вт на 300 Ом

Акустическая система Music Angel One: 20 - 100 Вт, 38 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel 2.5: 20 - 200 Вт, 20 Гц - 30 кГц, 86 Дб/Вт/м Акустическая система Music Angel TK-10: 10 - 250 Вт, 45 Гц - 22 кГц, 8 Ом, 97 дБ/Вт/м Акустическая система DIVA 5.2: 10 - 150 Вт, 36 Гц - 20 кГц, 90 дБ/Вт/м

КТ 88: Filament Voltage 6.3 V Filament Current 1.6 A Plate Voltage (max) 800 V Plate Current (max) 230 mA Plate Dissipation (max) 40 W 845: D.C. Plate Voltage 1250 D.C. Grid Voltage -98 Peak A.F. Grid Voltage 93 D.C. Plate Current (ma.) 95 Power Output (watts) 15 21 300B: Filament Voltage 5 V Filament Current 1.2 A Plate Voltage (max) 450 V Plate Current (max) 100 mA Plate Dissipation (max) 40 W

Однотактный усилитель на лампе 807

ВХОДНОЙ КАСКАД

Теперь обратимся к входной части усилителя. Нам нужно получить усиление 15-18 раз с хорошим отношением сигнал/шум и способностью раскачать цепь сетки 807-й лампы с сопротивлением утечки 332 кОм.

Ознакомившись с номенклатурой двойных триодов, мы увидим, что имеются лампы с величиной m равной 20, 40, 60 и 100. Значение m =20 слишком близко к необходимой величине коэффициента усиления, а m =100 слишком велико и получить К=18 без глубокой ООС невозможно. Остаются два варианта m =40 и m =60. Хотя многие разработчики с симпатией относятся к семейству ламп 12АТ7, мне эти лампы не по душе из-за своих звуковых особенностей.

Как-то, разговаривая с одним из редакторов, мы затронули тему усилителей Ongaku. И я спросил себя - а как насчет серии 12AY7, ведь лампа 6072А, промышленный вариант 12AY7, применяемая на входе Ongaku, хороша собой и вполне доступна. Значение ц у 6072А составляет 44, а максимальная мощность рассеяния на каждом из анодов 1,65 Вт. Попробуем использовать 6072А при токе каждого анода в 2,5 мА и анодном напряжении 200 В. Включив нити накала параллельно, цепь подогревателя можно питать от напряжения 6,3В.

Параллельное включение обеих половин лампы имеет много достоинств: внутреннее сопротивление снижается в 2 раза, возрастает усиление каскада, снижается шум. Все это очень хорошо для входного каскада. Кроме того, 6072А отбирается по минимальному микрофонному эффекту и уровню собственных шумов, так что применение такой лампы вполне естественно.

Рабочую точку 6072А я выбрал исходя из усиления каскада. Поскольку для питания его требуется напряжение около 400 В, то можно использовать уже имеющееся напряжение Ua = 450 В, развязав каскады фильтром R8 СЗ. Ток покоя каждой половины принимаем равным 2,5 мА, т.е. всего 5 мА. Напряжение смещения устанавливаем в пределах 2,5 - 3,5 В, чтобы заведомо избежать ограничения сигнала во входной цепи. При таких условиях напряжение на аноде оказывается равным 200 В. Резистор катодного смещения в 681-ом создает напряжение смещения в 3,4 В. Оставив его незашунтированным, мы получим местную ООС глубиной 3,8 дБ.

Анодный резистор определяем исходя из падения на нем напряжения 400 - 200 = 200 В. Я выбрал Roederstein MK8 мощностью 2 Вт сопротивлением 38,3 кОм. Подставив полученные эначения резисторов в уравнение (5), вычисляем коэффициент усиления. Он будет немного больше 18,7 раз. Хорошо, эта величина чуть превышает то, что мы рассчитали ранее, но вполне возможно ее уменьшение за счет разброса параметров ламп. Кроме того, определенные потери имеются и в выходном трансформаторе.

Компенсирующая цепь R5 С2 используется для улучшения работы усилителя. Насколько мне известно, этот тип компенсации впервые был применен в усилителях Williamson. Для себя этот фокус я открыл с подачи Erno Borbely, который обосновал пользу компенсации и представил уравнение для расчета величины R5:

Значение емкости С2 определяется экспериментально при подаче на вход усилителя прямоугольного сигнала частотой 1 кГц и наблюдения формы выходного сигнала на нагрузке. Подбором емкости С2 добиваемся наилучшей формы выходного напряжения. Для резистора 4,64 кОм, который я установил в своем усилителе, оптимальная величина С2 оказалась равной 820 пФ. Увеличение ее до 1000 пФ вызвало затягивание фронтов, а уменьшение до 680 пФ-появление выбросов.

ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ

Единственное, чего не хватает, чтобы усилитель обрел законченный вид - это источника питания. При катодном токе выходного каскада, равном 60 мА, токе входного каскада 5,3 мА и токе через стабилитроны 20 мА, общее потребление по цепи +450 В составит примерно 150 мА на оба канала. Для своего усилителя я взял силовой трансформатор на 175 мА. Если же вы захотите организовать раздельные по каналам стабилизаторы питания вторых сеток, то лучше будет применить 200-мА трансформатор.

Расчетное значение анодного питания равно 450 В. На кенотроне 5AR4 упадет около 37 В, следовательно можно использовать трансформатор с двумя обмотками по 350 В. Под нагрузкой анодное напряжение окажется равным 461 В. Кстати, новые российские 5AR4 Sovtek очень хорошо заменяют классические 5AR4 Mullard. Падение напряжения у них примерно одинаковое, однако, первые быстрее разогреваются и звучат немного лучше. Это в большей степени относится к серийному варианту 5AR4 Sovtek, чем к появившимся ранее опытным образцам.

Определенного внимания заслуживают газоразрядные стабилитроны. В наше врем этот тип приборов встречается довольно редко и мне, например, было сложно найти какую-нибудь информацию по их применению. Серьезный вопрос возник по поводу перемычки между выводами 3 и 7. Я думал, что это специальный электрод, подача напряжения на который облегчает зажигание разряда в лампе. Ситуацию прояснил разговор с Ned Carlson из Triode Electronics - человеком глубочайших познаний в ламповой технике. Оказалось, что эта перемычка включается последовательно в цепь питания схемы, чтобы исключить подачу повышенного напряжения, когда стабилитрон вынут из панели или поврежден. Кроме того, нужно обратить внимание на величину тока стабилитрона - иначе вы не получите хорошей стабильности выходного напряжения. Этот момент очень важен для пентодных усилителей, ибо нестабильность напряжения на второй сетке резко ухудшает качество басов.

При работе стабилитрон OD3 светится красивым пурпурным свечением и представляет собой величественную картину.

К ПОДБОРУ КОМПОНЕНТОВ

Хватит математики! Опустимся с небес на грешную землю электронных компонентов. Я люблю их повыбирать и всегда останусь таковым. Проведя многие часы за прослушиванием кабелей, резисторов, конденсаторов, я искренне полюбил продукцию HOLCO. Для антипаразитных резисторов в цепях сеток лучше всего подошли углеродные Alien Bradley 1 кОм, а для анодной нагрузки V1 Roederstein, поскольку он способен рассеивать значительную мощность. Все сопротивления катодных цепей - Clarostat 5 Вт 1% - проволочные безындуктивные. Подстроечник RX1 - многооборотный Spectrol, 3 Вт мощностью. Все оставшиеся резисторы - HOLCO, 0,5 Вт. Пленочные конденсаторы - Mit PPFX, за исключением С2 (MIAL) и конденсаторов большой емкости (Solen Fast Caps). Мне no-настоящему нравятся PPFX-ы и, на мой взгляд, только конденсаторы RTX звучат несколько лучше; правда, они вдвое дороже. Монтаж усилителя выполнен с помощью Kimber Kable TCSS20, за исключением входной цепи, где я применил кабель Cardas Twinax.

А теперь небольшое отступление о дилерах радиокомпонентов. Слушайте больше сами, а не ходите вослед за разработчиками и не звоните экспертам типа Ned Carlson каждый раз, как только вы что-то не можете определить самостоятельно. Сходите в библиотеку, изучите литературу. Но если вам нужен совет продавца, то получив его, купите что-нибудь. Эти люди не сидят сложа руки в ожидании ваших вопросов, у них есть свои дела и их время - их деньги. Совет квалифицированного продавца не дешев. Он должен постоянно что-то изучать, работать, тестировать с полной самоотдачей и его понимание вопроса заработано "потом и кровью'.

Каждый новый проект порождает вечную проблему: редко какой аппарат хорошо работает с первого включения. В этом усилителе я наблюдал самовозбуждение в правом канале, хотя оба канала абсолютно идентичны. Пришлось заменить все детали, даже выходной трансформатор. И что же? "Свист" исчез только при замыкании входа на "землю". Оказалось, что входной экранированный кабель проходил слишком близко к выходному трансформатору и наводка от него проникала на вход, создавая паразитную обратную связь.. Заземление оплетки кабеля у входного разъема полностью устранило этот дефект. Век живи - век учись! Ну а теперь давайте послушаем музыку.

КАК ЖЕ ОН ЗВУЧИТ?

Мне было очень любопытно услышать мой новый усилитель - ведь это мой первый однотактный пентодный аппарат. В своей системе я использую предусилитель Wavelength Audio Control Panel, модифицированный CD Philips CD680 в качестве транспорта, DAT Sony DTC 700 в качестве DAC. Виниловый проигрыватель - Linn Basik с тонармом Basik Plus и головкой К5. Корректор RIAA - самодельный. Акустика - известные Pro Ac Responce Two. Короче, современная High-end система. Без наворотов типа Klipsch horn или чего-то похожего.

Первое прослушивание состоялось в лаборатории на паре AC Warfedale Diamond III. Звучит неплохо, однако, но лаборатория слишком мала. Выходная мощность, измеренная на уровне ограничения составила 8,9 Вт. Я подобрал цепь компенсации и взял усилитель с собой для серьезного прослушивания.

Ого, да этот усилитель может по-настоящему громко петь! Верха были суперчистыми и, вообще, это самый малошумящий из усилителей, сделанных мною. Правда в самом низу бас, конечно, слабоват. Измерение АЧХ показало, что имеется спад на частоте 40 Гц до -3 дБ. На верхних частотах проблем не возникало аж до 50 кГц. Фазовый сдвиг на низшей частоте достигал 250. Неплохо для начала, но можно и лучше.

Я увеличил конденсатор в цепи второй сетки - и выходная мощность возросла до 10,2 Вт. Проведя измерения, я также установил, что движок переменного резистора нужно повернуть так, чтобы его сопротивление составило 100 Ом, а не 169, как вышло по расчетам. Кроме того, емкость 24 мкФ оказалась мала и мне пришлось подключить параллельно ей еще 30 мкФ. В результате нижняя частота по уровню -3 дБ съехала вниз до 22,6 Гц.

Меня удивили и обрадовали результаты субъективной оценки работы усилителя. Чувствительность моих Pro Ac нормируется на уровне 86 дБ/Вт, и изготовитель рекомендует для их раскачки минимум 100 Вт мощности. Но и мои 10 Вт их по-настоящему раскачали! Усилитель дал прекрасно очерченный бас даже с такой акустикой. Возможно раздельное питание вторых сеток еще в большей степени способно улучшить этот результат. Кто-то, наверно, поспорит, что стабильность питания вторых сеток значительно важнее стабильности анодного напряжения и, что газовые стабилитроны - далеко не последнее слово в технике стабилизации. Но я - то не стану спорить со звуком, полученным мною от примененных радиокомпонентов.

Удивило меня и то, что усилитель так хорошо работал с моими обычными аппаратами. Думаю, что следует послушать его с более эффективными колонками. Пентодный усилитель без общей ООС обладает относительно высоким выходным сопротивлением и весьма чувствителен к выбору громкоговорителя. Измеренное на 10 кГц выходное сопротивление оказалось равным 1,16 Ома, в то время, как у Dynaco ST70 - всего 0,105 Ом. А вообще, несмотря на то, что при номинальном сопротивлении 8 Ом, AC Pro Ac имеют его спад на частоте 300 Гц до 6,4 Ом, мне показалось, что усилитель на 807-й был лучшим из всех тех, когда-либо работавших с моими АС.

Мы не стали перематывать выходные трансформаторы, а просто заменили АС на Linn Nexus II. Это осчастливило и усилитель и наш слух. Конечно, басов, сбивающих ритм сердца, мы не услышали, но тем не менее, усилитель выдал ровные, наполненные низы. Джефф, местный эксперт по лампам удивился тому, что однотактник так хорошо работает в широком диапазоне частот. Мы прикинули возможность использования второго усилителя (bi-amping) для воспроизведения нижних частот. Это, может быть, принесет звуку еще большую открытость.

Середина и верха были очень точными и некоторые слушатели отметили, что это был наиболее "лампово" звучащий усилитель из всего, что они слышали прежде. Другие говорили об утере большинством современных ламповых усилителей той музыкальности, которая раньше была их отличительной чертой.

Под занавес общее мнение свелось к тому, что мой усилитель с правильно подобранной акустикой является очень выразительным аппаратом и в паре с двухтактником, работающим на частотах ниже 100 Гц, может быть настоящей "грозой гигантов". Эксперименты с AC Thiel подтвердили известное правило: выходные трансформаторы следует рассчитывать под конкретные АС.

В заключение хочу сказать - однотактник на лампе 807 стал удачным экспериментом. Результаты прослушивания превзошли мои ожидания. С точки зрения разработчика, этот усилитель стал хорошим подтверждением моей идеологии - не зацикливаться и искать новые пути. А с точки зрения аудиофила, он подарил мне по-настоящему хороший звук от элементов, которые совсем недавно я даже не воспринимал всерьез.

1. Langford - Smith, F., Radiotron Designer's Handbook - Fourth Edition, 1953

2. RCA Tube Manual - various editions

ОТ РЕДАКЦИИ

Вашему вниманию представлен еще один подход к проблеме создания ламповых усилителей, также заслуживающий серьезного внимания.

При определении коэффициента демпфирования (или выходного сопротивления, однозначно с ним связанного) автор допустил неточность. Истинное значение выходного сопротивления усилителя составит примерно 40 - 60 Ом (оно может быть вычислено приближенно, как Ri к2тр, где Ri -внутреннее сопротивление Г807, ктр - коэффициент трансформации).

Если Вы изготовите подобный усилитель, напишите нам о результатах своей работы, трудностях и успехах при изготовлении и настройке. Будем рады Вашим письмам, вопросам, мнениям.

Над переводом трудился Д. Андронников


* - Кроме усиления, это еще и среднее значение напряжения выходного сигнала на первичке трансформатора

Читайте также: