Шелковый платок своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Обоснование выбора темы ……………………………………………………..2

Актуальность выбранной темы ……………………………………………….3

Звездочка обдумывания ……………………………………………………….12

Выявление основных параметров и ограничений …………………………16

Банк идей и предложений ……………………………………………..………17

Эскиз и описание модели …………………………………………….………..18

Выбор ткани для проекта ……………………………………………………..19

ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ……………………..20

Мини-маркетинговое исследование ………………………………….……..21

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………………..…23

Конструкция. Определение размеров ………………………………….….…23

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………..….…24

Технологическая последовательность изготовления платка ………….…24

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………….…. 25

Экологическое обоснование ………………………………………………..…25

Расчет себестоимости и цены изделия ……………………………….….…. 26

Приложение 1. Из истории …………………………………………. ….……27

Приложение 2. Модные тенденции ………………………………….…….…32

Приложение 3. Банк идей ………………………………………….….…….…35

Приложение 4. Выбор ткани для проекта ………………………….…….…36

Приложение 5. Выбор дополнительных материалов …………………. …37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….…..45

Обоснование выбора темы

Передо мной встала проблема – что подарить маме на день рождения? У меня нет больших денег, купить хороший дорогой подарок, а милые недорогие безделицы я ей уже дарила много раз. Хочется сделать подарок своими руками, но чтобы он был нужным, оригинальным, интересным, а, самое главное, чтобы понравился моей маме.
Я подумала, что я смогу сделать своими руками: связать крючком салфетку, вышить панно крестиком или гладью, сплести что-то из бисера – ожерелье или браслет? Я думаю, что лучше всего будет подарок, выполненный в технике батик, потому что моей маме очень нравятся такие изделия. У нас дома есть некоторые мои пробные работы в этой технике. Эти изделия очень понравились маме. Но я хочу, чтобы подарок был именно для мамы. И я решила изготовить шелковый платок, расписанный способом холодного батика. Думаю, что маме будет приятно в нем и уютно. А мне будет приятно от того, что мама, беря в руки платок, всегда вспомнит обо мне.

Цель и задачи проекта

Цель проекта – разработать и изготовить шелковый платок в технике батик.

Задачи проекта :

- о ценить свои возможности в творческой деятельности;

- изучить историю возникновения и развития техники батик;

- расширить знания о батике как способе художественной обработки материалов;

- разработать композицию для платка;

- продумать цветовое решение;

- о ценить проделанную работу;

- защитить творческий проект.

Актуальность выбранной темы

Батик является совершенно уникальным и неповторимым явлением в художественном искусстве. В наши дни интерес к этому виду творчества растёт. Причиной тому является как общее направление в культуре (эпоха постмодернизма привлекает именно обращением к прекрасному), так и доступность для широких масс инструментов, материалов и оборудования, необходимых для изготовления батика. Кроме того, следует отметить, что изготовление батика не является технологически сложным процессом, а значит, любой человек может приобщиться к этому виду художественного творчества.

Меня привлекло в технике батика сочетание сугубо практической стороны данного искусства (например, украшение одежды) и её отвлечённая художественная значимость. Роспись по шелку предоставляет бесчисленные возможности для создания уникальных художественных тканей, которые могут быть использованы как в декоративных, так и в функциональных изделиях.

Шелковый платок — это прекрасный способ сделать свой образ неповторимым, добавить нотку сдержанной элегантности и капельку богемного шика. Один и тот же платок, повязанный разными способами, будет смотреться совершенно по-новому, но всякий раз утонченно и пикантно.

Я лично давно и много занимаюсь изобразительным творчеством и собираюсь связать с ним мою будущую профессию. Таким образом, работа в технике батика дала мне возможность воплотить в практической вещи мои творческие художественные способности.

План работы

Обоснование проблемы и выявление потребностей.
Определение конкретной задачи.

Предварительный подсчёт себестоимости изделия

Технологическая последовательность изделия обработки изделия

Технология изготовления платка в технике батик

Окончательный подсчёт себестоимости изделия

Оценка качества и сложности проекта

Межпредметные связи

При проектировании и изготовлении изделия мне необходимы некоторые знания из других наук.

Безопасность жизнедеятельности – система мер по охране труда, производственной санитарии, гигиене и т.д.

История – сведения об истории развития, видоизменения техники батик и платка.

Математика – расчеты для построения выкройки, расчета расхода материалов, денежных средств, математические зависимости.

Материаловедение - изучение свойств материалов для правиль­ного выбора соответствующих для данной модели изделия.

Механика, элементы машиноведения - простейшая наладка (ремонт) оборудования, на котором производятся работы.

Профориентация - информация о профессиях, приобретение профессиональных знаний и умений.

Психология - особенности восприятия человека, например, зако­ны зрительной иллюзии в цвете.

Рисование - разработка эскизов альтернативных моделей, законы композиции, рисун­ка.

Технология - раскрой, работа с тканью, технологические процес­сы при изготовлении изделия.

Химия, физика - физико-химические свойства материалов, краси­тели, различные добавки в состав ткани красок, информация о производстве тканей.

Цветоведение - выбор цвета как важного информационного ка­чества изделия, гармоническое сочетание цветов, закономер­ности цветовых сочетаний.

Черчение - построение чертежа выкройки.

Экология - экологичность материалов, влияние вредных красите­лей и прочих компонентов, входящих в состав красок и тканей.

Экономика, основы предпринимательства - расчет себестои­мости изделия, мини-маркетинговые исследования (ассортимент аналогичных изделий, соответствие качества изделий и цен на них, т.е. спрос и предложе­ние), планирование возможных путей реализации своей продукции.

Эстетика - воплощение в изделии желаемой эстетической идеи (вкус, эстетическое чутье, интуиция, чувство цвета и формы, чувство меры, понимание ритма и композиции в изделии).

В расхожем употреблении батиком называют расписанную от руки ткань. В более точном смысле батик - конкретная технология окрашивания и украшения ткани.

Индонезию словари называют родиной батика, и закрепилось в мировой культуре именно индонезийское слово.

Символическое значение батика проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов.

Можно говорить не о прямом заимствовании из Индии, а скорее о совершенствовании давно знакомой индонезийцам техники. Из стремления воспроизвести понравившиеся узоры в собственной технике возник типично яванский прибор – тьянтинг (джаньтинг) – маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор – характерную особенность индонезийского батика. А рисование от руки превращает простое окрашивание ткани, столь необходимое в повседневной жизни, в высокоразвитое искусство.

Следующей предпосылкой для развития узорного украшения ткани послужили особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый опять же из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых городов побережья и жители кротонов – княжеских домов патриархальной Явы.

Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце 18 века запрещены к употреблению для простолюдинов, и носить их дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особо приближенным к султану. Это были, прежде всего, традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относились, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом (Приложение 1, рис. 1), схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священной горы на белом фоне и др. (Приложение 1, рис.2-3)

Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейший ход событий.

В конце XVII века Европу покорили своей красотой индийские набивные ткани – ситцы (Приложение 1, рис.4-5). Штампом с нанесенным красителем наносили удары по ткани - набивали ткань. Сначала появилась набойка в одну краску. Существовало два способа такой печати - краской на полотно и, несколько похожий на классический батик, способ кубовой набойки. Во втором случае на ткань наносили расплавленный воск металлическим штампом. Потом всю ткань опускали в большой чан с красителем. Этот чан назывался кубом, отсюда и пошло название "кубовая набойка". Самым часто употребляемым красителем был синий индиго.

В древности было известно всего лишь несколько красок, которыми раскрашивалась одежда из очень тонкой шерстяной и хлопчатобумажной ткани, а также шелка. Обычно ткань украшалась орнаментами в виде полос.

Самой распространенной краской был пурпур , который имел несколько оттенков, темно фиолетовый, голубой и красный. Позже кроме пурпура стали использовать и другие растительные краски (Приложение 1, рис.6-7)

В Древнем Риме существовал особый цех красильщиков, которым были известны многие красящие вещества. Однако разглашение секретов мастерства строго преследовалось. Поэтому технология их изготовления до нас не дошла.

Такие способы украшения тканей были известны также в Армении, Азербайджане и на Руси. В результате применения разнообразных резервов на окрашенном фоне проявляется рисунок естественного цвета разрисовываемой ткани. На Руси этот состав называли "ванной". Ткань, с нанесенным на нее резервом - "ванной", погружали в чан с краской, которая окрашивала всю незащищенную резервом поверхность. После окраски "ванну" удаляли. Существовал в старину еще один интересный способ декорирования ткани, носящий название "бандана". Отдельные части ткани перевязывались и ткань окрашивалась погружением в краску какого-либо светлого тона. Затем, после просушивания узлы или часть их развязывались, перевязывались другие участки ткани, уже окрашенные, и ткань снова погружалась в краску, на этот раз уже более темную. Когда же по окончании окрашивания развязывались все узлы, на ткани обнаруживался двух-, трехцветный (в зависимости от количества погружений) звездчатый или зигзагообразный рисунок.

Позднее, примерно с XII века, начала появляться так называемая "набойка". Набойка выполнялась при помощи разных досок - "манер" (Приложение . Такая доска смачивалась краской и накладывалась на ткань, разложенную на столе с мягкой подстилкой и пристукивались - "набивались" деревянным молотком для лучшей перепечатки рисунка. "Набивка" рисунка на ткань первоначально производилась вручную красными и оранжевыми красками по белому или окрашенному фону. Затем стали применять так называемые смывные краски, а в последствии более прочные - "заварные краски".

Кубовая набойка — получила свое название от куба — чана с красителем индиго, в котором окрашивалась ткань с нанесенным набивным способом узором.

Набойка — способ украшения ткани. Название получила от процесса работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань (Приложение 1, рис. 8)

Старинная русская набойка по своим техническим приемам была очень близка батику — разогретый резерв (различные смеси пчелиного воска, смол и других компонентов) наносился вручную на ткань при помощи так называемых квачей (тампонов), штампиков или резных досок. После застывания резерва ткань опускали в чан, как правило, с синей краской — индиго. По окончании процесса крашения ткань просушивали, удаляли резерв, после чего на синем фоне оставался белый узор. Чан, в котором окрашивалась ткань, назывался кубом; отсюда и способ этот получил название кубовой набойки.

Нередко наносили масляной краской ярко-красный горох. Эти ткани использовались главным образом для шитья сарафанов, а нередко и мужской одежды.

Индиго - природный кубовый краситель. Название "кубовый" возникло благодаря способу изготовления красителя: его необходимо было настаивать в специальных чанах - "кубах". Искусные мастера - "синильщики", "красильщики" - могли придать ткани любой оттенок от глубокого синего до светло-голубого. Из "синюхи" шили праздничную и будничную одежду, головные уборы, ее могли использовать и при изготовлении обуви.

Полотна, украшенные этим способом, применялись не только в костюме, но и в интерьере.

В конце XIX — начале XX в. набивные ткани изготовлялись на фабриках и широко использовались не только в сельском, но и в городском интерьере (Приложение 1, рис.9).

Рисунки стали разнообразнее и богаче по цветовой гамме. Приобрели известность великолепные ивановские и костромские набойки.

Мастера-рисовальщики и граверы на протяжении многовекового пути развития набойки отбирали и отшлифовывали узоры, главным украшающим мотивом которых становились цветы и листья. В каждом растении эти мастера умели найти главную декоративную характеристику, прорисовать и сколорировать узор таким образом, что он сливался воедино с тканью, не разрушая ее плоскости.

В декоративных набойках нередки были изображения сцен деревенской и городской жизни, птиц и зверей. Поражает мастерство рисовальщиков и граверов, создававших декоративные композиции, необычайно слаженные, ритмичные, где даже фон между элементами орнамента воспринимался как узор.

Геометризованные формы приобретали в ткачестве и человеческие изображения, редкие в этом виде искусства. Особенно характерны они для тканей из района Великого Устюга, где составляют уникальную особенность местной бранины. На передниках, косынках, полотенцах нередко вытканы ряды человеческих фигур, женских в длинных юбках и мужских в коротких рубахах, стоящих подбоченившись, словно в хороводе. У них типичные ромбы-головы и крючья-руки. Плоскостность изображений и взаимная параллельность всех линий подчеркивают орнаментальность исполнения.

Синяя, полосатая, клетчатая и набойчатая ткань синего цвета часто использовалась в убранстве жилища. Люлька с пологом, постельные принадлежности, скатерти, половики всех оттенков индиго в XIX в. и перв. половине XX в. являлись неотьемлемой частью традиционного интерьера (Приложение 1, рис. 10 -"Зыбка" - детская колыбель с пологом).

Существовали два основных типа набивных тканей : белоземельные – с рисунком по белому фону, и кубовые – с рисунком по фону синему.

Если необходимо было нанести на ткань многоцветный рисунок, то пользовались несколькими досками. Для каждой краски готовилась отдельная доска, на которой вырезался не весь узор, а лишь его фрагменты, соответствующие данному цвету. Манеры накладывались на холст одна за другой – сколько красок в узоре, столько и досок. Так получалась ткань с рисунком, окрашенным в несколько цветов.

Еще одним способом производства набойки была вытравка . Этот способ заключался в том, что на окрашенную ткань наносили с набойных досок вещество, окисляющее и разрушающее синюю краску. Результатом, как и при использовании вапы, был белый узор по синему полю. Но вытравку чаще всего использовали тогда, когда узор состоял из мелких деталей и его воспроизведение требовало четкости линий.

Набивкой ткани занимались красильщики, или синильщики, которые владели небольшими мастерскими и обслуживали население окрестных деревень. В каждой мастерской существовал образец – многометровый холст с фрагментами всех узоров набивных досок, имеющихся у владельца. Этот образец назывался узорником, заказником или маренником. Такой узорник раскидывали на местном базаре и по нему принимали заказы. Мастера-отходники брали его с собой, когда отправлялись на заработки в другие губернии.

Узоры набойки в основном были геометрическими и состояли из точек, кругов, квадратов, звездочек. С помощью этих простых фигур разрабатывались растительные мотивы (листики, ягодки, веточки, лепестковые цветы и т. д.). Но на набойных тканях встречаются и более сложные изображения: всадник, птица Сирин, грифон, древо жизни. Искусные мастера могли составить даже целую сюжетную композицию, в которой были представлены несколько персонажей.

Появление новых технических приемов изготовления набойки дало мастерам возможность усложнить рисунок и ввести в него мелкие детали. Один из таких приемов состоял в том, что контуры рисунка выкладывались шляпками вбитых в дерево гвоздиков, проволокой или медными пластинками, врезанными в поверхность доски (Приложение 1, рис. 15).

Шелковый платок ручной окраски. Мастер-класс

В предлагаемой технике крашения невозможно получить две одинаковые вещи. В каждом случае результат непредсказуем, но в любом случае получится эксклюзивная и неповторимая вещь. К тому же, если результат не впечатлил - берем другой краситель и опять колдуем.

В домашних условиях можно покрасить натуральные ткани или ткани с большим содержанием натуральных волокон. На разных тканях при использовании одного и того же красителя получается различный цветовой эффект, даже при крашении в одной и той же емкости за один сеанс. Зависит это от множества факторов.

Итак, нам понадобится:

- универсальный краситель в порошке или краситель для шерсти и шелка;


- натуральный шелк некрашеный (я взяла уже отмеренный с подогнутым краем платок);


- синтетические (полиэфирные) швейные нитки;

- белый столовый уксус или эссенция;

- маленькие лоскутки крашеного натурального шелка (я взяла малюсенькие клочки от индийского сари малинового цвета);

- эмалированная емкость для варки (для пищевых целей её не использовать), резиновые перчатки.

Я выделила для окрашивания эмалированное ведро и кастрюлю (в зависимости от объема окрашиваемого материала), которые для других целей не использую. На дно емкости желательно положить поддон, подойдет термоустойчивая подставка под горячее (с отверстиями).


1. Разводим черный краситель водой, добавляем чуть-чуть синего красителя, размешиваем и оставляем растворяться. Процеживаем разведенную краску через несколько слоев марли в красильную емкость. Доводим водой объем красильной ванны до нужного количества. На упаковке написан примерный расход краски в зависимости от веса ткани в сухом виде.

2. Для незначительных цветовых вкраплений разбрасываем на платке (где-нигде) маленькие лоскутки цветного шелка .



4. Кладем комок из шелка в чистую воду, чтоб он равномерно пропитался влагой.

5. Погружаем шелк в красящую ванну и нагреваем до 90-95 градусов. Снижаем интенсивность огня, чтоб кипения не было, но поддерживалась температура, близкая к кипению . Варим 20 - 30 минут. Добавляем уксус для закрепления краски (для платка достаточно одной-двух столовых ложек). Выключаем огонь, накрываем крышкой и оставляем до полного остывания (4-6 часов).

6. Извлекаем ткань и не развязывая нитки, полощем шелковый комок в чистой холодной воде, слегка "жмякая" руками. Работаем в непромокаемых перчатках!


Развязываем нитки и продолжаем полоскание, меняя воду до чистого стока. Отжимаем платок в чистом полотенце и гладим утюгом.


Краска проникла в ткань с разной интенсивностью: наружная часть окрасилась насыщеннее, чем та, которая была внутри комка или завязана в узлы.

Традиционные шали и большие платки, которые носили на Руси женщины, и сегодня современны как никогда. Это прекрасное дополнение к любому гардеробу и их можно носить в любое время года. Летом такой платок можно накинуть на плечи, защищаясь от вечерней прохлады, зимой – закутать голову или использовать его в качестве шарфа. Конечно, такой платок можно купить в магазине, но иногда встречаются ткани, рисунок которых так хорош, что хочется сделать из нее платок-украшение, которого не будет больше ни у кого.

Как сшить платок

Для того чтобы сшить платок и чтобы он хорошо смотрелся, необходимо, чтобы ширина выбранной ткани была достаточно большой – не менее 90 сантиметров. Лучше для такого платка использовать шелковую ткань или тонкую шерсть, которые красиво и хорошо будут драпироваться на голове или вокруг шеи.

Для платка подойдут ткани в мелкий цветочек или с рисунком, имеющим регулярную структуру – клетку, горошек. Сразу же при покупке ткани выберите нитки подходящего цвета. Если ткань цветная, то выберите нитки по доминантному цвету. Если в магазине продается фурнитура для шитья, то посмотрите, может быть вам удастся подобрать подходящую по цвету и фактуре бахрому. Она не должна быть длиннее 5-7 сантиметров, иначе платок будет трудно завязывать.

Шелковый платок с узором непременно будет вам к лицу, особенно если узор вы нарисуете сами!

Расписываем шелковый платок своими руками

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ:

  • Шелк (80 на 80 см)
  • Краска для шелка
  • Резервирующий контур для шелка
  • Кисть
  • Деревянная рама
  • Кнопки

ШАГ 1

Расписываем шелковый платок своими руками


Вы можете взять белый шелк и окрасить его в желаемый цвет, согласно инструкции на упаковке краски, а можете купить шелк желаемого оттенка.

ШАГ 2

Расписываем шелковый платок своими руками

Растяните шелк на раме и приколите кнопками по периметру.

ШАГ 3

Расписываем шелковый платок своими руками

Простым карандашом нарисуйте узор.

ШАГ 4

Расписываем шелковый платок своими руками

Обведите узор резервирующим контуром. Этот состав в дальнейшем не позволит вытечь краске за пределы контурной линии, поэтом сама линия не должна прерываться! Оставьте высыхать.

ШАГ 5

Расписываем шелковый платок своими руками

Заполните обведенные контуром узора краской.

ШАГ 6

Расписываем шелковый платок своими руками

Добавьте узору глубины, используя краску на тон темнее цвета шелка.

ШАГ 7

Расписываем шелковый платок своими руками

Для необычных эффектов используйте подручные предметы – например, можно нанести краску на ребро линейки.

Читайте также: