Шелкография своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Новое на сайте

  • AD797 Mic Preamp
  • Стойки для монтажа печатных плат
  • Tesla EPP102, EJM543
  • Long Stereo Channel
  • Тестируем радиолампы с помощью лампового испытателя Л1-3
  • Gyraf G9 Mic Preamp
  • DIY шелкография
  • Gyraf Pulteс (update)

В сё изложенное ниже является попыткой упоядочить собственный опыт DIY (Do It Yourself, "сделай сам") и, по возможности, призван облегчить путь новичка в области изготовления самодельного музыкального оборудования. Ресурс создаётся под влиянием зарубежных и отечественных "личных страничек" представителей сообщества DIY, основной целью ресурса является обмен опытом в изготовлении того или иного самодельного музыкального оборудования, обсуждение его схемотехники, применяемых электронных компонентов и т.д.
Вся информация опубликованная на сайте является исключительно личным субьективным опытом, публикуется только для ознакомления, если Вы считаете что опубликованный материал является нарушением чьих-либо авторских и смежных прав, пожалуйста, уведомите об этом администрацию сайта.
Администрация сайта не несёт какой-либо ответственности за достоверность представленных материалов, все проекты и схемы публикуются "как есть", практически все они были опубликованы на разных сайтах и здесь лишь представлен опыт их изготовления.
Традиционно хочу предупредить о соблюдении Правил Техники Безопасности. Запомните, высокое напряжение опасно для жизни. Первое с чем Вы должны ознакомиться - это правила ТБ.
Надеюсь наш опыт будем Вам полезен. :)

Х очу сразу предупредить что этот ресурс предназначен именно для музыкантов которые хотят средствами DIY расширить список своего музыкального оборудования или решить иные задачи связанные с музыкальной деятельностью. Ресурс ориентирован в основном на новичков в радиоэлектронике. При этом мы будем рады видеть грамотных радиоэлектронщиков и опытных самодельщиков на нашем форуме.
Ещё одно предостережение: "DIY - это "болезнь". Начиная свой путь в DIY вы вполне вероятно завершаете свою музыкальную карьеру. Самодельное оборудование требует максимума самоотдачи, и отнимает массу времени, об этом не стоит забывать. Многие самодельщики - это неудавшиеся музыканты, так что если вы хотите просто "спаять себе примочку" - подумайте чем это может для вас закончиться. В общем, мы вас предупредили. :)

Д ля начала стоит определиться что нам может понадобиться в работе. Я постараюсь перечислить минимальный набор инструментов и комплектующих для изготовления небольшого проекта - гитарной педали.

Итак инструмент. К подбору инструмента стоит подойти максимально отвественно - хороший инструмент пригодится Вам в хозяйстве и помимо ваших опытов в DIY, так что не стоит экономить на покупке дешёвого инструмента который грозит прийти в негодность в кратчайшие сроки. Работая хорошим инструментом вы экономите своё время, силы и нервы - а от этого очень часто зависит результат. Проблемный инструмент приведёт к тому, что вы будете сосредоточены не на том что вы делаете, а на укрощении неподходящей дрели или перекаленного паяльника. Однако приобретая инструмент оценивайте свои возможности, и не переплачивайте за излишний функционал и чрезмерно повышенную надёжность, присущую профессиональному инструменту. Не обязательно покупать сразу все перечисленные инструменты - кое-что можно приобрести по необходимости, а что-то обязательно найдётся в вашей домашней мастерской.

При помощи несложной технологии теперь возможно нанесение рисунков на различные предметы даже в домашних условиях. Шелкография - один из самых простых методов трафаретной печати. Данный метод подразумевает нанесение краски путем продавливания по трафарету через специальную сетку с очень мелкими ячейками. Техникой шелкографии можно нанести высококачественные, многоцветные изображения практически на любые поверхности. А самое главное – это можно делать в домашних условиях!

Как сделать шелкографию

  • Цифровой фотоаппарат (не нужен, если вы сами неплохо рисуете), сканер, принтер и компьютер, трафаретная пленка, вода, краска для шелкографии.

Процесс нанесения рисунка при помощи шелкографии разделен на два этапа: подготовка негатива нужного изображения и перенос его на изделие. Нарисуйте на листе бумаги эскиз желаемого рисунка (надписи) или же распечатайте нужное изображение на принтере.

Затем на подготовленный эскиз наклейте трафаретную пленку. Перед началом использования снимите с трафаретной пленки подложку.


Эскиз с наклеенной на него трафаретной пленкой поместите в специальную рамку и положите под УФ-лампу или на солнечный свет.


через несколько минут пленку нужно поместить в воду, ополоснуть, а частички лишнего покрытия удалить мягкой кистью. Затем досушить влажный негатив под УФ-лампой или на солнце. Негатив готов, теперь можно перенести изображение (надпись) непосредственно на само изделие.

Далее разместите изделие на любой пластиковой панели и приложите готовый негатив к изделию. Негатив плотно прижмите к изделию и нанесите специальной пластиковой лопаточкой любую краску, подходящую для шелкографии. Негатив, если его промыть водой, снова готов к использованию. Используя шелкографию, можно легко наносить логотип на практически любую сувенирную продукцию.


Рамка должна быть изготовлена из твердого дерева, которое не будет крутиться от постоянного пребывания в воде. Лучший размер рамки – 40х50см или 40х60см. Углы рамки должны быть ровные, чтобы рисунок был натянут на рамку правильно и без перекоса. Сетку нужно натянуть на рамку так, чтобы она потом не продавливалась пальцами;

Светочувствительная эмульсия имеет свойство портиться, если не использовать ее в течение полугода. Если хранить эмульсию в темном и холодном месте (например, в нижнем ящике холодильника), то это продлит срок ее годности;

Лампа должна быть мощностью 500 Вт, иметь зеркальный отражатель в корпусе (подойдут лампы, которые подсвечивают бигборды).

Шелкография без фотоэмульсии

Шелкография без фотоэмульсии

Вырезано на плоттере

Вырезано на плоттере

Трафаретная форма без фотоэмульсии

Трафаретная форма без фотоэмульсии

Трафаретная форма без фотоэмульсии

Трафаретная форма без фотоэмульсии

В заключении хочу сказать, что возможно пленка просто не до конца приклеилась. Да и выждать надо было пару дней пока клей хорошо схватится, а не печатать сразу. А плёнка довольно плотно сидела на раме, когда я пытался её оторвать. В принципе без фотоэмульсии печатать можно, но не известно сколько оттисков выдержит плёнка.

Трафарет при помощи самоклеящейся пленки.


Я решил использовать немного иной путь, но тут нам без фотоэмульсии не обойтись.
Изображение, вырезанное из самоклеящейся пленки, послужит заменой прозрачной пленке, для засвета (экспонирования).
Как и ранее распечатываем изображение на принтере, оно нам нужно для совмещения (чтобы не скривилось изображение при печати). Далее вырезаем корону и надпись на режущем плоттере, но теперь это нужно сделать в зеркальном отображении. Наносим на раму для шелкографии фотоэмульсию и высушиваем. Я воспользовался строительным феном, чтобы ускорить процесс, но не подносите слишком близко, иначе прожжёте сетку.
Одеваем на столешницу (кстати тут можно почитать как сделать столешницы и рамы своими руками) футболку, сверху ровно кладем изображение на принтере и закрепляем его малярным скотчем. Устанавливаем раму в зажим (лапу).

Изображение распечатанное на принтере

Изображение распечатанное на принтере


Убираем подложку с самоклеящейся пленки, и размещаем корону к короне. Далее просто опускаем раму, и изображение приклеивается. Проделываем тоже самое с надписью.

Корона на короне

Корона на короне

Надпись на надписи

Надпись на надписи


Убираем монтажку, и идём засвечивать изображения. После засвета отдираем самоклейку с рамы и смываем не засвеченную область. Ну вот и всё, трафаретная рамка для шелкографии готова.

Убираем монтажку с эмульсии

Убираем монтажку с эмульсии

Смываем фотоэмульсию

Смываем фотоэмульсию


Можно приступать к печати. Сначала для тестирования на бумаге, потом для верности можно на ткани из хлопка, и если всё нормально можно смело печатать на футболках. На правом изображении печать в 2 прохода далее сушка строительным феном, на левом 2 прохода, сушка феном, ещё 2 прохода опять сушка.

Шелкография на бумаге

Шелкография на бумаге

Подсушиваем феном пластизольную краску

Подсушиваем феном пластизольную краску

Король детского садика как напечатать на футболке

Король детского садика как напечатать на футболке

Еще в начале декабре я пытался сделать шелкографию, причем именно белую, для платы. Вот мои потуги в этой области.

Сразу было понятно, что в качестве трафарета только сухой пленочный негативный фоторезист, так как с полноценной шелкографией заморачиваться было лень, а других способов нанести по компьютерному трафарету я не знаю.

Далее надо было подобрать материал для краски. Перепробовал гуаши всякие, краски текстильные, и много чего другого, даже силикатный клей с белилами. Все испытания и требования выдержала только одна смесь: клей ПВО + титановые белила.

А требования были следующие: чисто белый цвет, полная стойкость к температуре до 350-400 градусов, полная стойкость к воде, растворителям и кислотам, неэлектропроводность, механическая прочность (ногтем не должна сниматься ни при каком усилии).

Вместо титановых белил можно использовать цинковые, но их я не нашел.

Вторая попытка


Маска из фоторезиста:


Первоначальное намазывание смесью (мажу резиновым шпателем):


Помочил водой, снова шпателем прошелся:


Чуть посушил, убрал фоторезист кипячением в растворе кальцинированной соды и в духовку. Результат:

Проблемы

1) Фоторезист не может делать линии в 0.1мм! Может у меня просто такой тупой фоторезист, может аппарат засветки кривой, но дорожки 0.1мм это тяжко, практически 50/50. Я вообще не знаю никого, кто бы делал 0.1мм дорожки на фотоспособе. А все элементы маски по умолчанию именно такие. Приходится руками делать их все 0.15мм.

2) Снять фоторезист и не повредить маску из краски практически не реально! Я пробовал снимать фоторезист по разному, но самый нежный способ для маски, как это не странно, оказался именно кипячением платы в насыщенном растворе кальцинированной соды. Все равно местами фоторезист пристает к ПВА и при снятии отрывается вместе маской.

3) Заливки, как видно, выходят хреново.

Возможные решения

Проблема 2: Посушить плату минут 5 в духовке на 100 градусах или очень горячим феном для волос, тогда маска сильнее прицепится к плате. Не надо пытаться оторвать все кусочки фоторезиста от маски, пусть остается, после духовки можно откалупнуть. Он хорошо откалупывается – проверно.

Проблема 3: Никак. Не делать заливок и все. Особенно на краях.

Решения эти я не проверял – лень мне уже было.

Здравствуйте! Меня зовут Дмитрий и я делаю дорожки 0,1 мм с помощью фоторезиста, с процентом успеха около 75.

И давно это с вами?

Извините, не удержался.

Во-первых: 75% мало, это значит из 100 дороже 25% будет сломано, и это слишком много.
Во-вторых: вы как 0.1мм определили? Потому в программе так нарисовано? Если так, то не пойжет. Сделайте скан на 3200dpi и измерьте реально. Можете удивиться.
В-третьих: Какой у вас фоторезист? Он ведь разный бывает. Есть отличный фоторезист, который мало где купишь и денег стоит нормально + нормальная
система засветки и можно получать 0.1мм практически 100% всегда.

Мерил микрометром, так как сам офигел. Фоторезист сейчас Ordyl Alfa 340, с ним еще не пробовал, на ПФ было процентов 75. С применение паяльной маски FSR 8000 всегда переводились 0,1, но это слишком дорого.

Ну дык и то и другое супер круто.
Вопросы:
1) Чем производится засветка?
2) Будет время, то прошу сделать решетку 0.1 дорожка - 0.1 зазор и так штук десять длиной сантиметров 5. Вытравить и именно на сканере на 2400-3200 dpi проверить. Микрометры разные бывают, не все подходят для такого дела.

Засветка производится лампой черного света 26 Вт. Решетку делать не буду - расходные материалы дорогие, время бесценно. Хотите верьте, хотите нет.

Читайте также: