Серая карта для баланса белого своими руками

Обновлено: 05.07.2024

На фотографии ярко выраженный цвет, которого не было в жизни? Лицо модели стало жёлтым и плоским, как блин? Белый кот почему-то окрасился в нежно-розовый? Значит, у вас неправильный баланс белого. Из-за него снег вдруг может стать красным, а кожа приобрести нездоровый синевато-пурпурный или зеленоватый оттенок. Такое часто бывает, если фотографировать при свете уличных фонарей, свечах, в солнечный день в тени листвы.

Что такое баланс белого и цветовая температура

Баланс белого в камере зависит от её настроек и цвета света, с которым мы снимаем. Цвет света иначе называют цветовой температурой. Она измеряется в градусах по шкале Кельвина или просто в кельвинах.

Высокая цветовая температура обозначает холодный цвет, низкая — тёплый. Цвет температурой от 6 000 кельвинов и выше уже считают холодным, а меньше 4 700 кельвинов — тёплым. Например, цветовую температуру свечи оценивают примерно в 1 000 градусов по Кельвину, а пасмурное небо — в 6 500 кельвинов. При этом нейтральной температурой, при которой свет белый, дневной, считают диапазон от 4 700 до 6 000 кельвинов.

То есть, если вы сфотографируете человека при свечах, на фотографии кожа и всё вокруг будет с примесью ярко-жёлтого. При этом в жизни модель будет казаться совершенно нормального оттенка.

А вот фотоаппарат или смартфон не так совершенны, как человек. Они передают картинку, как есть, не подавляя паразитные оттенки. Именно поэтому мы должны помочь технике и выставить баланс белого за неё.

Как настроить баланс белого на фотоаппарате

Баланс белого в фотоаппарате можно настроить тремя способами:

Автоматические режимы баланса белого

1. Автоматический баланс белого

Фотоаппарат сам находит в кадре белый цвет и старается избавить его от паразитного оттенка. Лучше всего работает в диапазоне цветовой температуры от 3 000 до 7 000 кельвинов.

У некоторых камер может быть два подрежима:

  • приоритет внешней освещенности. Сохраняет желтоватый оттенок освещения, чтобы передать атмосферу уюта и цвет источника света;
  • приоритет белого. Полностью удаляет тёплый оттенок, приводя белый к эталонному.

Если в кадре нет белого цвета, велика вероятность, что камера примет за белый любой другой светлый цвет — и тогда ошибок в цветопередаче не избежать.

2. Настройки баланса белого для естественного света:

  • Дневной свет. Цветовая температура около 5 200К. Можно использовать в течение всего дня при съёмке на улице. Лучше всего этот режим справляется при ярком полуденном солнце.
  • Тень. Температура около 7 000К. Подойдет для съёмки в условиях лёгкого затенения. Например, если во время фотосессии на солнце отойти в тень деревьев.
  • Облачно. Температура около 6 000К. Это соответствует самой верхней границе нейтрального белого освещения. Идеально для пасмурной погоды.

3. Настройки баланса белого для искусственного света:

  • Лампы накаливания. Температура 3 200 кельвинов. Если выбрать этот режим, камера добавит фотографии холодный цвет для нейтрализации тёплого цвета. В общем, подойдет для ситуаций, когда свет окрашен в тёплый, жёлтый оттенок.
  • Флуоресцентное освещение. Температура около 4 000 кельвинов. Добавляет на фотографию пурпурный оттенок.

Съёмка с флуоресцентными лампами одна из сложнейших для настройки баланса белого: лампы обладают разной температурой, нет единого стандарта. Кроме того, со временем цветовая температура лампы может меняться.

  • Вспышка. Температура около 6 000К. Подойдет как для встроенных, так и для внешних вспышек. Идеальный режим для белого нейтрального света. Также подойдет для съёмки в солнечный день.

У разных фотоаппаратов автоматические режимы схожи, но могут называться немного по-разному. Например, флуоресцентные лампы или флуоресцентное освещение.

Деление режимов на подходящие для естественного и для искусственного света условно. Ничто не мешает экспериментировать. Например, режим для съёмки с лампами накаливания подойдёт также для съёмки на закате или восходе.

Ручной баланс белого

Также некоторые камеры позволяют настроить температуру с определённым шагом. То есть камера будет делать три снимка — с выставленной вами температурой, чуть теплее и чуть холоднее.

Серая карта для баланса белого

Позволяет настроить баланс белого по образцу. Для этого нужно сфотографировать объект нейтрального цвета, у которого нет оттенков. Это серый или белый цвета. Следом нужно выбрать получившийся кадр в качестве образца. Теперь камера будет настраивать цветовую температуру последующих снимков, опираясь на него.

Для этого подойдет специальная серая карта. Бывают компактные карты, которые можно брать на выездные съёмки, а также более громоздкие для студийной работы. Также можно найти комплект карт для баланса белого, где есть и серая и белая карты.

Алгоритм настройки баланса белого по серой карте:

  • Максимально близко сфотографировать карту. В идеале, чтобы в кадре вообще не было посторонних объектов. Можно даже отключить автофокус. Здесь важен цвет, а не резкость. Этот кадр вспомогательный, рабочий.
  • Выбрать эту фотографию как эталон для пользовательского баланса белого.

Важно: такой баланс белого будет правильным, если вы снимаете при том же освещении, при котором фотографировали серую карту. Если, например, вы сфотографировали её в студии при естественном свете, а потом включили свет или в окно начало светить солнце, нужно ещё раз проделать предыдущие шаги с новым освещением.

Нейтральные серый и белый дают одинаковый результат, так как оба не имеют примеси цветных оттенков. Принципиальной разницы между ними нет, но считается, что если сцена тёмная, то белый объект может быть лучше видно.

Стандарт же использовать серую карту (правда, для замера экспозиции, а не правки баланса белого) зародился ещё в 1930-50-ых годах. Тогда исследователи Kodak определили, что стандартная сцена с нормальной освещенностью солнцем интегрирована с коэффициентом отражения около 18%. Позже Kodak выпустили коробку для плёнки, по их словам отражающую 18% света, чтобы фотографы помещали её в кадр и по ней устанавливали экспозицию. Так постепенно 18% серая карта стала стандартом, но также Kodak выпустили и белую, так как особенности фототехники не позволяли корректно считать серый цвет в тёмных сценах.

Как выставить баланс белого в графических редакторах

Баланс белого исправляется по одному и тому же принципу в фотошопе, лайтруме и в программах для обработки фото в телефоне. Даже когда вы выставляете его в камере на съёмке — суть одна и та же.

Чтобы установить правильный баланс белого, у вас есть два ползунка:

  • Цветовая температура (Temperature). На одном его конце синий цвет, на другом — жёлтый. Сдвигая его, вы делаете фотографию теплее или холоднее. Так, если вы снимали при свете ламп накаливания и хотите более холодный кадр, сдвиньте ползунок влево, в сторону синего цвета.
  • Оттенок (Tint). Более тонкая правка оттенка фотографии. Это ползунок с зелёным и пурпурным цветами на противоположных концах. Сдвигая его влево, вы добавляете зелёный и убираете пурпурный, сдвигая вправо — добавляете пурпурный и убираете зелёный.

Баланс белого в фотошопе

Баланс белого в Adobe Camera Raw (ACR)

Пипетка для автоматической настройки баланса белого и ползунки — для ручной в Adobe Camera Raw / Иллюстрация автора

Настройка баланса белого в фотошопе

Если вы снимаете в формате .JPEG, то файлы откроются сразу в рабочем пространстве фотошопа. Там для правки баланса белого есть два инструмента: Кривые (Cruves) и Цветовой Баланс (Color Balance).

В обоих случаях метод работы такой же, как в Camera Raw: с помощью ползунков или кривых вы добавляете цвет, противоположный тому, который хотите убрать. Отличие в том, что в ACR было два ползунка и четыре цвета (синий-жёлтый и зелёный-пурпурный), а в Кривых и Цветовом балансе три кривые/ползунка и шесть цветов.

Корректирующий слой Цветовой баланс позволяет исправлять баланс белого в трёх областях — тенях, светах и средних тонах. Чтобы переключиться между ними, нажмите на выпадающую строку Тон (Tone) / Иллюстрация автора

Цвета и их противоположности в Кривых и инструменте Цветовой баланс:

  • Красный и голубой;
  • Зелёный и пурпурный;
  • Синий и жёлтый.

Баланс белого в лайтруме

  • Откройте фотографию и вкладку Develop, которая находится вверху справа.
  • Используйте первые два ползунка под гистограммой во вкладке Базовые настройки (Basic) — Цветовая температура (Temp) и Оттенок (Tint).

Чтобы убрать желтизну, добавьте синего, чтобы убрать зелень — пурпурный. И наоборот / Иллюстрация автора

Если вы фотографировали серую карту, белый лист бумаги или точно знаете, какой объект на фотографии в жизни был белым, возьмите пипетку слева от ползунков баланса белого и кликнете по этому объекту. Пипетка называется Выбор баланса белого (White Balance Selector). Выбрать её быстро можно с помощью горячей клавиши W.

Перед тем, как начнем, давайте четко уясним, что отсутствие серой карты или наоборот, мастерское ее использование, не делают из вас хорошего фотографа. Фотография – это очень сложное направление. И получить хорошие снимки можно только учитывая в совокупности различные факторы, как кадрирование, фокусировка, глубина резкости или выдержка.

Для каждого из перечисленных параметров, а так же для тех, про которые я не упомянул, есть свои инструменты, которые помогают улучшить процесс съемки. И серая карта – всего лишь один из таких подручных инструментов.

Возможно, что самый лучший фотограф тот, который не нуждается в использовании таких аксессуаров, чтобы получить идеальные фотографии. Но я уверен, что никто не дорос до этого уровня фотографического мастерства без того, чтобы не использовать в работе такие дополнительные приспособления.

Теперь несколько советов на счет серой карты.

Где купить серую карту

Приятно встретиться с чем-то в фотографии, что не нужно покупать. Простота серой карты нам позволяет напечатать ее на принтере, если он хорошего качества. Таким путем сэкономим деньги и время на хождение по магазинам.

Однако очевидно, что купленная серая карта нам обеспечит более точное измерение параметров, и без сомнения будет удобнее и прослужит дольше.

Существует огромное разнообразие размеров и цен. Я вам рекомендую марку Kodak. Их можно купить в обычных магазинах или по интернету в пределах 800 рублей.

Чем можно заменить серую карту

Часто придешь на место съемки и понимаешь, что забыл серую карту дома или она осталась в другой сумке. Не падайте духом. Помните, что серая карта имеет средний тон, который отражает 18% света. Остановитесь и поглядите вокруг.

На расстоянии вытянутой руки бесконечное количество предметов, которые отражают столько же или почти столько же света, как серая карта. Кирпич, камень, газон или одежда средних цветов – вот некоторые примеры.

Имейте в виду, что объект не должен быть обязательно серым, чтобы служить эталоном для измерения. Мы уже сказали, что обычный кирпич – один из объектов, наиболее используемых для замещения серой карты, хотя и имеет красные тона. На измерение света цвет не влияет.

И разница между измерениями по подручному эталону и по серой карте будет практически незаметной.

Секрет открытой ладони

И сейчас наступает время, пожалуй, самого лучшего фокуса, который может помочь в наших измерениях. Интересно, что тыльная часть ладони почти не изменяет цвет на протяжении всей нашей жизни. Так же стоит заметить, что она имеет такую же плотность, как серая карта, поэтому может заменить ее. Чтобы мастерски использовать этот трюк, полезно знать зонную систему Адамса. Это правда, что эта часть теории фотографии сложна для понимания и требует запомнить несколько тональных шкал.

Поэтому будем объяснять трюк с тыльной стороной ладони как для тех, кто знаком с теорией зон, так и для тех, кто с ней не знаком.

Тем, кто знает зонную систему и использует ее в момент съемки, всего лишь нужно сделать замер по серой карте, а затем другой — по тыльной стороне руки, и запомнить разницу. Другими словами, посчитать количество ступеней между замерами. Желательно делать это в месте с равномерным освещением средней интенсивности. В момент последующих съемок, вы всего лишь должны сделать замер экспозиции по тыльной стороне ладони и применить инвертированное количество шагов. При этом получить практически такой же замер, как по серой карте.

Все что нужно – запомнить разницу!

Для тех, кто с зональной теорией не знаком или кому сложно ее понять, предлагаем другой вариант. Он не такой точный, возможно не приведет к желаемому результату, но это способ вам поможет. В основе лежит тот же самый принцип, как в предыдущем способе.

Измерить по серой карте и по тыльной стороне ладони, но вместо того, чтобы отмечать шаги зональной системы, записать значения выдержки и диафрагмы в обоих случаях. И в момент съемки использовать подобные значения.

В идеале пропорцию надо соблюдать, изменяя только один параметр, так как в зависимости от типа камеры числовые значения диафрагмы и выдержки могут быть разным. Этот метод не очень точный, так сказать, домашний рецепт. Но при некоторой практике может дать хороший результат.

Конечно, я советую все же овладеть зональной системой.

Надеюсь, что эти три статьи вам прояснили, что такое серая карта для определения баланса белого, для чего служит, как ею пользоваться, а так же какими подручными средствами можем ее заменить. Как вы знаете, любые вопросы можно задавать в комментариях.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

пишу первый раз, и фотографией увлекаюсь совсем недавно, так что не судите строго. Никак я не могу разобраться с ручной настройкой баланса белого. как это делается на фотоаппарате я разобралась. но всё-таки не понимаю, почему СЕРЫЙ эталон нужен? а если я настраиваю по белому, то каким я должна получить эталонный снимок - серым или белым? то что любой белый не идеально белый, и что серый это 18% это тоже понятно. я сфоткала сейчас по белому и мне более чем понравилось, разве что чуть-чуть снимок получился светлее чем надо, самую капельку (это и есть те самые 18% разницы?) самих эталонов у меня нет, просто беру в точке фокусировке белый цвет (точечный экспозамер), я ведь правильно делаю? нет необходимости размещать белый лист во весь кадр? условия освещения и съемки будут каждый раз меняться, и я нахожу правильным просто фокусироваться на нужный "белый" объект, или я ошибаюсь?
а если, допустим, у меня был бы серый эталон, я должна была бы его сфотографировать и использовать как эталон ручного ББ для ЛЮБОЙ фотографии? или как?
и наконец, редактировать ББ можно в редакторе потом. везде пишут, что нужен формат RAW, но ведь в JPEG его тоже можно изменить. так в чем тогда разница? или для ББ формат съемки не имеет значения?

Информация об этом сообществе

  • Цена размещения 1 000 жетонов
  • Социальный капитал 22
  • Количество читателей
  • Длительность 24 часа
  • Минимальная ставка 1 000 жетонов

А причем тут Баланс Белого и экспозамер? Замеряться мы можем по любому объкту который нейтрален по своей отражающей способности. Например зеленая листва, кожа человека (естественно не по облостям пересвета или теней) . а ББ можно замерять например по сухому асфальту! А вот белый лист для выставления ББ использовать не стоит, даже если он эталонный из набора карт. Это видики ББ выставляют по белому эталонгу, н оу них своя спицифика!

…белый лист не надо использовать… Не морочьте голову человеку! Белый лист (белый!) – самый надёжный способ выставить ББ.

ох, как много у вас пробелов пока.
В РАВ вы не теряете ничего, а джипег потянет за собой много чего при редактировании.
Когда вы снимаете серую карту 18% по этому снимку вы потом выставляете ББ для всех остальных, снятых с таким же светом. При этом точно воспроизводятся цвета.

цвета точно не воспроизводятся, поскольку речь идет только о балансе белого. для точного воспроизводства цвета нужно использовать колллор чеккер!

совсем человека запутаете

когда спектр света непрерывный (естественное освещение, лампы накаливания)
вполне достаточно белого листа

колор чеккер - актуален когда спектр прерывистый или комбинируется несколько разных источников света
светодиоды/галоген

белый лист не очень подходит потому, что он именно белым/нейтральным частенько не будет являться из-за используемых отбеливателей

Я думаю, что научиться работать с РАВ необходимо в любом случае, а потом вы сами для себя решите как вам снимать дальше - в джипег или в РАВ. Просто РАВ намного более гибкий в плане цветокоррекции, из него можно выудить больше информации, особенно если пересвет / недосвет.
Если редактирование снимков является неотъемлемой частью вашей работы, то вам придется переводить джипеги в тифф/псд, а тифф весит намного больше РАВа.

Белый лист (серый) надо фотографировать во весь кадр – тогда это будет эталонным снимком.

Коррекция в JPG ограничена, а в RAWе она делается элементарно в настройках конвертера.

Edited at 2013-07-27 01:17 pm (UTC)

Есть большая разница между RAW и jpeg. Как раз для баланса белого она очень существенна. В Raw он еще не "применен" и там можно выставить либо вручную нужную температуру либо по точке, которая известна, что имеет нейтральный серый цвет. Точнее всего это делать по 18%, но любой серый, который не совсем черный или белый даст результат хороший. RAW содержит данные с матрицы. Когда камера сохраняет jpeg она берет RAW, сама присваивает температуру исходя из настроек и генерирует jpeg. Используя RAW можно этот этап полностью контролировать. В jpeg уже нормально никогда не исправишь существенно.

бб надо выставлять по нейтральному обьекту.

кстати офисная белая бумага из-за присутствия в ней оптических отбеливателей (синего красителя) не очень годится для выставления баланса белого

спасибо, почему-то во всех статьях натыкалась на то, что серые карты очень дорогие, и поэтому даже не пыталась их найти
обычно матричным и пользуюсь, точечный использовала только для снимка для ББ

нет, не часто, если освещение и температура снимка не устраивают, то корректирую другими настройками/функциями. ББ, особенно ручной, - это просто следующий шаг в освоении мной фотографии, хочу уметь. кроме того я сторонник того, чтобы снимок сразу был хорошим до редактора, хотя и ему следует отдать должное.

Просто баланс белого не то о чем нужно заморачиваться при съемке, куда важнее больше внимания уделять вещам, на которые не повлияете после съемки - выдержка, диафрагма, ISO, точность фокусировки и подобное. Копайте в сторону освоения RAW и в конечно итоге поймете, что без редакторов в принципе не обходится, был ли это фотошоп или же внутрикамерные алгоритмы, разрабатываемые штатом инженеров.

Серый эталон используется по двум причинам. Первую вам уже назвали - дополнительные отбеливающие составляющие во многих действительно "белых" объектах вроде офисной бумаги могут негативно влиять на оценку ББ (по причине повышенного отражения в УФ диапазоне и многда - частичной поляризации света).

Вторая - и основая - причина чисто математическая. Подбор ББ по серой карте является, фактически, подбором множителей для разных каналов, уравнивающих их значения. При этом, если эталонный цвет близок к белому, то велик шанс, что хотя бы один канал окажется засвеченным и, соответственно, подобранный множитель будет некорректен. Соответственно, важнее тут не степень яркости самой карты, а насколько яркой она получается на вашем тестовом снимке. Если пересветить штатную серую карту до состояния белой - толку от нее будет мало.

И к вопросу о RAW: в нем определяющие ББ множители еще не подобраны. Т.е. в RAW, строго говоря, еще нет картинки с определенным цветами пикселей, и любые манипуляции с ББ над RAW файлами выполняются настолько беспотерьно, насколько это вообще возможно. В JPEG же вы имеете готовые цвета: каналы уже получили свои множители и уже обрезаны там, где вылетели за границы допустимого диапазона. Вы можете попытаться скорректировать цвета в некоторых пределах, но обрезанную информацию уже не восстановить.

Иными словами, работа с цветами в JPEG - это исправление последствий ошибки. Работа с цветами в RAW - это способ избежать ошибки.

Баланc белого - это настройка, которая необходима для обеспечения правильной цветопередачи на фотоснимке. Вероятно, вы обращали внимание, что фотографии, сделанные без вспышки дома при свете люстры, часто заметно отдают в желтизну, а фотографии в яркий солнечный день - наоборот, в синеву. Очень наглядно можно увидеть разницу в цветовом оттенке во время заката солнца и после заката:

фотографии самолетов с фиксированным балансом белого

Обратите внимание на цвет асфальта - на первой фотографии он чуть окрашен в желтизну, так как освещается закатным солнцем, на втором - преобладают синие оттенки, так как солнце ушло и основным источником света является голубое небо.

В чем измеряется баланс белого?

На самом деле, вопрос поставлен некорректно, однако именно такую трактовку часто приходится слышать. Баланс белого не является самостоятельной физической величиной - это что-то вроде компенсации цветового оттенка, точно также как экспокоррекция меняет уровень экспозиции снимка.

Баланс белого тесно связан с таким понятием как цветовая температура источника света. Вы когда-нибудь пробовали поднести иголку к пламени газовой плиты? Иголка нагревается и начинает светиться. Сначала этот свет едва заметный и имеет темно-красный оттенок, затем иголка становится ярко красной, оранжевой. Если еще сильнее поднять температуру, свет становится желтым, затем белым и, наконец, голубым. На газовой плите довести иголку до "белого каления" вряд ли получится, тем не менее, принцип понятен - при нагреве до разных температур тело светится разными цветами. Это и есть "цветовая температура", а измеряется она в Кельвинах.

Каждый источник света имеет свою цветовую температуру. Вероятно, вы обращали внимание, что на энергосберегающих лампах есть надписи вроде 2700К ("теплый свет"), 4200K ("дневной свет") или 5500К ("холодный свет").

лампа с указанием цветовой температуры

Вот краткий перечень цветовых температур для разных источников освещения (источник - Википедия):

  • 1500—2000 К — свет пламени свечи;
  • 2200 К — лампа накаливания 40 Вт;
  • 2680 К — лампа накаливания 60 Вт;
  • 2800 К — лампа накаливания 100 Вт (вакуумная лампа);
  • 3400 К — солнце у горизонта;
  • 4000 К — люминесцентная лампа холодного белого света;
  • 4300—4500 К — утреннее и вечернее солнце ("режимное" время);
  • 5000 К — солнце в полдень;
  • 5500 К — облака в полдень;
  • 5500—5600 К — фотовспышка;
  • 6500 К — стандартный источник дневного белого света, близкий к полуденному солнечному свету;
  • 6500—7500 К — облачность;
  • 7500 К — дневной свет, с большой долей рассеянного от чистого голубого неба;
  • 7500—8500 К — сумерки;
  • 9500 К — синее безоблачное небо на северной стороне перед восходом Солнца;
  • 15 000 К — ясное голубое небо в зимнюю пору;
  • 20 000 К — синее небо в полярных широтах.

Как выставить правильный баланс белого?

Чтобы обеспечить "нейтральную" цветопередачу мы должны выставить в своем фотоаппарате такой баланс белого, который максимально бы соответствовал цветовой температуре источника освещения. Как правило, функция "баланса белого" имеет несколько предустановок - солнечно, пасмурно, тень, лампа накаливания и так далее. Каждой предустановке соответствует определенная цветовая температура. Только вот в чем проблема - одной предустановкой невозможно охватить все тонкости и нюансы данных условий освещения. К примеру, установка "лампа накаливания" даст приемлемую цветопередачу, если мощность ламп составляет 100 Вт, но при освещении "сороковками" картинка заметно уйдет в желтизну. Как быть? Есть несколько вариантов.

Задать цветовую температуру вручную

Это, по сути, самый правильный метод. Если помещение освещено лампами на 5500K, устанавливаем в фотоаппарате баланс белого на 5500К и получаем "беспристрастную" цветопередачу, при которой цвета на фотоснимке будут максимально приближены к реальности - как при съемке днем на улице.

ручная настройка цветовой температуры

снимок при правильно установленном ББ

Этот метод имеет много плюсов:

ручная настройка цветовой температуры вечером

  • Задавая точный баланс белого при съемке мы экономим массу времени при обработке RAW, если фотографии сделаны в одних и тех же условиях.
  • Предсказуемый результат. Автоматика не будет проявлять никакой "самодеятельности", к примеру, менять баланс белого, если в кадр случайно попала желтая стена или голубое небо.
  • Мы имеем возможность акцентировать внимание на оттенке. К примеру, подчеркнуть теплоту закатного освещения, снимая вечером с "дневными" настройками, или, наоборот, сделать цвета чуть холоднее. Автоматика же всеми силами будет стремиться привести цветопередачу к "нейтральной".

При всех своих плюсах, у данного метода установки баланса белого в Кельвинах есть и недостатки.

  • Ручная установка ББ снижает оперативность при съемке (зато сокращает объем обработки).
  • На глаз точно определить температуру сложно, особенно новичку. Приходится ориентироваться на картинку, которая отображается на экране фотоаппарата, но экран не всегда точно отображает цвета. Я заметил, что у Olympus PEN E-PM2 цвета на экране теплее, чем на фотографии. Canon EOS 5D отображает картинку более точно, но все равно разница с монитором есть.

Устанавливать баланс белого в Кельвинах я могу рекомендовать в следующих случаях:

  • Вам точно известна цветовая температура источников света
  • Вы умеете "видеть кадр до щелчка затвора" и знаете, какой оттенок на фотографии должен преобладать - это приходит только с опытом
  • Ваш фотоаппарат позволяет устанавливать баланс белого в Кельвинах :)

Задать баланс белого по серой карте (или белому листу)

Чтобы не морочиться с Кельвинами есть еще один вполне годный алгоритм установки баланса белого вручную - по серой карте. Серая карта - это кусок картона или пластика нейтрально серого цвета. Если ее поместить в наши условия съемки и сфотографировать ее, то по этому фотоснимку легко можно настроить "пользовательский" баланс белого. Серая карта часто заменяется обычным белым листом бумаги - эффект тот же. После этого выбираем настройку "Пользовательский ББ" и фотоаппарат просит указать снимок "серой карты".

В моем случае (Canon EOS 5D) это выглядит так:

установка баланса белого по листу бумаги

Выбираем снимок с серой картой и, следуя инструкции на экране, жмем кнопку SET. Важно, чтобы лист бумаги был освещен равномерно преобладающим источником освещения.

Все, пользовательский баланс белого настроен, осталось только выбрать его среди предустановок. Обозначается он такой пиктограммой:

пользовательский баланс белого

Достоинства установки баланса белого по листу бумаги:

  • Можно установить баланс белого быстро и точно, безо всяких заморочек с цифрами
  • Функция есть практически во всех фотоаппаратах
  • Не недостаток, а особенность - нужно разобраться, как это работает конкретно на вашей фотокамере
  • Нужно иметь серую карту или, на худой конец, лист чистой белой бумаги. Устанавливать можно и по другим объектам - белым стенам, элементам одежды, но точность при этом будет заметно ниже.
  • Баланс белого выставляется "беспристрастно" - принудительно сделать оттенок чуть теплее или холоднее уже не получится.

Воспользоваться автоматическим баланса белого

При "обычных" условиях освещения этот метод вполне годится и для любительской и для профессиональной съемки. Под "обычными" условиями понимается, скажем, съемка днем на улице или съемка со вспышкой. В этом случае автоматика любой камеры прекрасно справится с задачей установки баланса белого. Однако, есть нюансы.

пользовательский баланс белого

  • Если условия освещения заметно изменились (пришли с улицы в помещение), камере надо дать некоторое время, чтобы она установила нужный баланс белого - следим за картинкой на экране. Как только уйдет лишняя желтизна/синева, можно снимать дальше.
  • Смешанное освещение - настоящая беда для автоматического баланса белого! Если в комната освещается светом из окна, да еще и горит лампа, автомат со всей своей природной тупостью установит нечто среднее и половина объектов будут чуть желтоватыми от лампы, половина - чуть голубыми от света из окна.

В подобных способах - либо снимайте со вспышкой (она задавит своим светом все источники света), либо используйте ручной ББ и устанавливайте его по более приоритетному источнику.

Предустановки баланса белого

Это самый плохой вариант! Предустановки не могут учесть всю специфику источников освещения - мощность ламп накаливания, цветовую температуру энергосберегающих и светодиодных ламп. Даже солнце в разных широтах светит по-разному, поэтому применять предустановки ББ я не рекомендую, так как это пустая трата времени, все равно потом с 99% вероятностью придется исправлять баланс белого.

Выводы

Баланс белого - важная, но не критичная настройка, если мы снимаем в RAW. Она позволяет регулировать цветопередачу снимка на этапе съемки, что очень удобно, если снимаете большую серию снимков при одинаковом освещении - один раз правильно настроил и вперед! Количество постобработки будет сведено к минимуму. Даже если ошиблись с настройками - не беда, RAW все стерпит (помните, мы ведь договорились все снимать в RAW?)

ББ может рассматриваться как один из творческих приемов. Если хотим создать в кадре "теплую и ламповую" атмосферу, можно смело сместить баланс белого на 200-500К в сторону желтизны - этого как правило достаточно для ощущения теплоты и в то же время желтизна не будет бить по глазам. Наоборот, для создания чувства тревожности и драматичности можно чуть сместиться в сторону холодных тонов. "Технически правильный" баланс белого и "творческий" баланс белого - не всегда одно и то же!

Поддержать проект

Вероятно, вы обратили внимание, что на сайте почти нет рекламных баннеров. Согласитесь, без них читать статьи гораздо приятнее. Но сайту надо на что-то существовать.

Читайте также: