Сенсорные кресты как сделать

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Автор: Задорожная Кристина Александровна
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот почему применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Автор: Задорожная Кристина Александровна

Использование методике В. Ф. Базарного – основа воспитания здорового дошкольника.

Подготовила музыкальный руководитель :

Задорожная Кристина Александровна

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот почему применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания. Почти 90 % детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей снижена двигательная активность, родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Изучив материал по данной теме поставили перед собой цель: – повысить уровень здоровья воспитанника детского сада, содейст вовать становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это яркое свидетельство тому, что проблема века услышана. Базарный В.Ф. – русский ученый, врач и педагог-новатор. Более 30 лет посвятил решению проблемы – сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях показал, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах, сориентирована против природы ребенка.

Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. Тщательно изучив их из первоисточника, пересмотрев процесс обучения и воспитания, внесла коррективы в воспитательно-образовательный процесс, разработала систему сохранения и укрепления здоровья. Предоставила данный план работы на рассмотрение администрации, медицинскому работнику, родите лям. Программа не упрощается, процесс обучения не разрушается, а становится более доступным и увлекательным. Но, планируя деятельность, нужно тщательно продумывать задания и связывать их с технологиями. Более того, изучая технологии, я убедилась, что фундамент школьных форм патологий закладываются в дошкольном периоде и главными источниками нездоровья детей являются следующие причины:

1. Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья;

2. Зачастую не учитывается моторно-динамический образ ребенка, с его смыслом, мотивами и игровым началом;

3. Не формируем у дошкольников функциональную зрелось тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть школьных нагрузок;

4. Деятельность в ДОУ проходит в основном в режиме ближнего и частично дальнего зрения;

5. Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограниченном пространстве, с обеднённой развивающей средой;

6. Обучение детей по мертвым буквам, цифрам, схемам ведут к угасанию чувства жизни, добра, переживаний.

7. Игра зачастую теряет основной смысл для развития детей, которая опиралась на двигательный процесс, активность, с образным мышлением, подлинно развивающим смыслом, она стала носить образовательные цели и лишь частично воспитательные.

8. Дети в детском саду перегружены организованной деятельностью и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже работая в гибком режиме.

Применение технологий Базарного В. Ф.позволяет устранять многие причины.

Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние. Детям очень нравится ходить в носочках по массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно.

Следующая технология – построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.

Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в развивающую среду. То снежинки прилетели с прорезями, а в них задани я, отгадки. То птицы прилет ели . Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций.

Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса исп ользую сенсорно- координаторные тренажи, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов. Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего носа. Подвижный образ обучения позволяет увеличивать двигательную активность детей. Этому способствуют дидактические игры с использованием всего пространства в группе, например: "Найди лишнюю фигуру", "Найди предм еты определенной формы", "Найди отгадку". Доказано, что дети запоминают образы. В сочетании с движением это - стопроцентное усвоение материала. Все это - огромное количество заданий для зрительного поиска. Дети, в свою очередь, встают, идут, ищут, находят и радуются своим результатам. При этом лучше и легче усваивают материал.

Более того: "Природа-матушка рассчитала работу мышц наших глаз в режиме дальнего зрения и лишь одна, цилиарная мышца работает в режиме ближнего зрения".

О фтальмологический тренажер: схема универсальных символов ( "СУС")

наружный овал – красный ,

восьмерка – зеленым цветом.

Каждый цвет выполняет определенную функцию

Красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.

Зеленый - цвет гармонии, равновесия, успокаивает.

Желтый (коричневый) - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.

Синий - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.

Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.

Есть несколько режимов выполнения данного тренажа, но наши дети полюбили следующий вариант, стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

"Диаграмма" для разгрузки зрения , дети прослеживают путь какого то героя.

Это прекрасно снимает напряжение с глаз, расслабляет, снимает психологическую утомляемость. Эту диаграмму используем для закрепления пространственных представлений: вверх - вниз, вправо - влево.

Еще один тренажер для глаз - геометрические фигуры разных цветов на белом круге. Дети "оббегают" фигуры глазами по кругу слева - направо, сверху - вниз.

Панно является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании пособием. Мы задействуем его в различных видах деятельности детей: экологическом воспитании, речевом, математическом развитии и т.д.

Панно используем для обыгрывания различных сюжетов, создания проблемных ситуаций в ходе образовательной деятельности.
В процессе выполнения заданий дети свободно передвигаются по комнате, не нарушая сам процесс ведения занятия. Общение педагогов с детьми проходит в форме диалога и сотрудничества. Весь познавательный материал преподносится детям через игровые упражнения, что позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным.
Положительные результаты оздоровительной методики налицо: дети гораздо лучше воспринимают материал по развитию речи, изучению элементарных математических представлений, художественному творчеству. Двигательная активность детей на занятиях составляет 50-70%. Дошколята раскрепощены в своем поведении, общительны, эмоциональны, а самое главное – крепче физически.

Автор: Магаляс Вера Ивановна

Населенный пункт: Алтайский край, г. Славгород

Главной целью применения здоровье сберегающих технологий является формирование физически здоровой личности.

Применяя технологии, я ставлю перед собой основные задачи:

  • совершенствовать учебно-воспитательный процесс, направив его на сохранение здоровья детей;
  • пропагандировать здоровый образ жизни; формировать способности у ребёнка по сохранению и укреплению здоровья;
  • обеспечить благоприятные условия для развития физического и психического здоровья дошкольника.

Дошкольники, которые большую часть времени проводят сидя на стульчиках, при этом ведут малоподвижный образ жизни в школу идут, как правило, уже с нарушенной осанкой.

Используя здоровье сберегающие технологии обязательно учитываю индивидуальные особенности ребёнка. Не допускаю чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при организованной образовательной деятельности.

О методике В.Ф. Базарного наслышаны многие, но оценить её могут лишь те, кто применил её на практике. Базарный Владимир Филиппович (р. 4.05.1942), русский учёный, доктор медицинских наук, педагог-новатор.

Я убеждена, что применение технологий Базарного В.Ф. позволяет устранить многие причины главных источников нездоровья, которые закладываются в дошкольном периоде.

Слайд - 2 (рабочая дистанция)

Очень важно, чтобы у каждого ребёнка была своя рабочая дистанция, которую определяю два раза в год, с помощью кольца Ландольта, изображённого на белом кубе.

Слайд -3, 4 (конторки)

Идеальным считается, если дети стоят на массажных ковриках, в носочках. Коврик сшит или связан из естественной ткани (шерсти, драпа) с нашитыми на него пуговицами. Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, является прекрасным средством от плоскостопия.

Слайд - 5 (тренажи по углам)

Выполняя эти упражнения, дети находятся в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд, при этом ноги не двигаются. Дети с огромным удовольствием выполняют повороты, это вызывает положительный эмоциональный всплеск, оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, развивается чувство общей и зрительной координации, способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, реакции на экстремальные ситуации.

Слайд – 6 (тренажёр на потолке)

Смена ближнего зрения на дальнее способствует снятию напряжения с глаз, улучшает зрение. Для этого в классах на потолке размещена схема универсальных символов (СУС) - комплекс геометрических фигур в виде эллипсов, кругов, креста.

На тренажёре с помощью специальных стрелок показаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд ребёнка в процессе физкультминутки: вперёд- назад, влево - вправо, по и против часовой стрелке. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной, привлекает внимание.

С использованием схемы зрительно-двигательных траекторий расположенных на стенах проводим физкультминутки.

В ходе выполнения этих упражнений снижается нагрузка на зрение.

Слайд – 9 (кресты, круги)

Использование на различных этапах занятия сенсорного креста или круга (подвешенного за леску к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия из 3 и более цветов или изображений) помогает организовать поиск информации не только в рабочих тетрадях или на доске, но и в окружающем пространстве. Это корректирует зрение, позволяет воспринимать информацию в движении, а значит более эффективно, развивает познавательный интерес, сенсорное развитие, снимает статику шейного отдела позвоночника. Дети не прикованы к столам, постоянно находятся в движении.

Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц.

Слайд - 10 (леска на стене)

Слайд - 11 (держалки: с бабочкой, машиной, с солнышком и т.д. )

В режиме подвижных объектов использую держалки. На специальную палку-указку прикрепляется (вставляя в прорезь) любая картинка, за которой дети следят глазами. Такие физкультминутки снимают зрительное утомление, тренируют шейные позвонки, повышают активность детей на занятии.

Слайд- 12, 13, 14 (буквари: осень, зима, весна)

На этом фоне демонстрируется дидактический материал.

В процессе образовательной деятельности дети свободно передвигаются по комнате, не нарушая сам процесс ведения занятия. Общение педагога с детьми проходит в форме диалога и сотрудничества. Весь познавательный материал преподносится детям через игровые упражнения, что позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным.

Слайд -15 (гимнастика для глаз)

Ежедневно человек воспринимает из окружающего мира большое количество информации, что требует много внимания и почти постоянного напряжения глаз. Естественно, что в конце дня, особенно после работы за компьютером, глаза устают, появляется ощущение сухости . В результате незначительные симптомы могут перетекать в серьезные проблемы с органом зрения. Поэтому даже если человек является счастливым обладателем хорошего зрения и не имеет проблем со здоровьем, ему все равно требуется полноценный отдых для глаз, который может быть не только пассивным, но и активным. Он заключается в выполнении группы упражнений для глаз.

Зачем нужна лечебная гимнастика для глаз?

От состояния глазных мышц во многом зависит работоспособность. Поэтому глазам, как и всему телу, требуется здоровая физическая нагрузка, получаемая при выполнении комплекса определенных упражнений. Но необходимо помнить, что эти упражнения для глаз полезны и эффективны только тогда, когда они выполняются регулярно и правильно. Основная цель такой зарядки – тренировка глазных мышц, бездеятельных при выполнении трудовых операций, и расслабление тех, на которые ложится основная нагрузка. Гимнастика для глаз – это эффективная профилактика переутомления и заболеваний органа зрения, представленная в картинках и в сопровождении художественного слова. Она не только улучшает зрение, но и тренирует мускулатуру лица, оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат)

Слайд – 16 (Весёлые человечки)

Слайд - 17 (дорожка)

После сна дети с удовольствием ходят по массажной дорожке, которая используется для профилактики плоскостопия.

Слайд – 18, 19 (Массаж с мячами)

Во все виды деятельности включается материал по формированию санитарно-гигиенических навыков, здорового образа жизни. Используются упражнения, которые помогают настраивать ребят на деятельность и несут в себе здоровье сберегательную направленность.

Слайд - 20 (схема взаимодействия)

Положительные результаты применения оздоровительной методики в нашей работе налицо: восстанавливается зрение детей, ребёнок гораздо лучше воспринимает информацию. Двигательная активность детей на занятиях составляет 50-70%. Дошколята раскрепощены в своем поведении, активны, общительны, эмоциональны, а самое главное – крепче физически.

Слайд – 21, 22 (педагоги, родители)

Применяя здоровье сберегающие технологии в работе с дошкольниками мы отмечаем положительные стороны:

Использование основных методов и приёмов в здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного.

Доктор Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. Уже сегодня в России и за ее пределами около 1000 образовательных учреждений работают по технологии Базарного. Особенность технологий доктора Базарного в их общей доступности, их внедрение не требует дополнительных материально-финансовых затрат. Все необходимое оборудование можно сделать своими руками.

Здоровье и школа.

Когда нет здоровья, молчит мудрость,

не может расцвести искусство, не играют силы,

бесполезно богатство и бессилен разум.

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.

Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения.

Ι. Актуальность использования технологий доктора В.Ф.Базарного. Анализ ситуации, предшествующей реализации здоровьесберегающих технологий по методике В.Ф.Базарного.

Владимир Филиппович Базарный – знаменитый хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор, ранее руководил лабораторией органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения Академии наук СССР в Красноярске. Двадцать лет он занимался изучением влияния школы на здоровье в Московской областной научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования в г.Сергиев Посад Московской области. За это время специалистами этой лаборатории предложены и защищены патентами 44 уникальные технологии оздоровления детей в процессе дошкольного и школьного воспитания.

По мнению В.Ф.Базарного, сегодня вся концептуальная основа школьной жизни ориентирована против природы ребёнка.

Во – вторых , - сенсорно обеднённая школьная среда закрытых помещений и ограниченных пространств. За 11 лет, проведённых в четырёх бетонных стенах, угасает образно-чувственное восприятие мира, сужаются зрительные горизонты, угнетаются эмоциональные реакции детей.

Отмеченные виды напряжённости угнетают важнейшие биоритмы организма, биологические процессы созревания и развития, способствуют возникновению целого ряда школьных форм патологии: близорукости, нарушения осанки, сердечно – сосудистых, нервных расстройств. К тому же всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обуславливая падение работоспособности и высокую утомляемость. Дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, обладают слабой успеваемостью вне зависимости от системы обучения. Умственная же работоспособность и успешность овладения детьми школьной программой напрямую зависит от показателей здоровья. Тем более что с каждым годом число детей – первоклассников, имеющих различные патологии, увеличивается.

ΙΙ. Организация учебно-воспитательной работы в начальной школе по методике доктора В.Ф.Базарного

Доктор Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. Уже сегодня в России и за ее пределами около 1000 образовательных учреждений работают по технологии Базарного. Особенность технологий доктора Базарного в их общей доступности, их внедрение не требует дополнительных материально-финансовых затрат. Все необходимое оборудование можно сделать своими руками.

Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного

1. Изучение и использование основных методов и приёмов, используемых в здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного.

Какие же принципы В.Ф. Базарный предложил использовать во всех школах и детских садах? Рассмотрим некоторые из них:

Во-первых, учебные занятия должны проводиться в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма. Организм ребенка сам тянется к, тому, что для него желательно. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу.

Во-вторых, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции необходимо использовать схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки”. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.

В-третьих, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам должен применяться специально разработанный "Экологический букварь” (картина-панно), расположенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это даёт возможность практически "бескнижного” обучения в детском саду и в начальной школе, что исключает формирование у детей шизоидной психической конституции и раннюю потерю зрения. Разумеется, компьютеры в этом возрасте абсолютно исключены.

В-пятых, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду. Именно такой труд создаёт и возвышает человека, делает его Личностью в полном смысле этого слова.

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относят:

А)Режим динамической смены поз (конторки, коврики для ног).

Б)Упражнения для расширения зрительных горизонтов (настенные картины)

Г)Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).

Д)Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Целью модели подвижного урока (по Базарному) является создание здоровьесберегающих условий обучения на уроке через увеличение двигательной активности.

Задачи модели подвижного урока:

• Осуществление оптимальной двигательной активности учащихся на уроке;

• Соблюдение режима динамических поз для оптимизации функционального состояния организма и сохранение работоспособности учеников на уроке;

• Организация здоровьесберегающей функции урока через проведение физкультминуток и оздоровительных пауз.

Структура подвижного урока включает четыре основные педагогические здоровьесберегающие технологии:

1. режим динамических поз;

3. оздоровительные паузы;

4. передвижение по классу.

В Приложении №5 предлагаю разработки нескольких уроков с использованием технологии здоровьесбережения по методике В.Ф.Базарного.

Размеры конторки соответствуют примерно ½ ширине учебного стола (фото 2). Это позволяет, чтобы один ученик работал за конторкой, а второй сидел за свободной половиной стола. Учащиеся, поочерёдно меняясь местами, работают часть урока то стоя, то сидя.

Я планирую уроки с таким расчётом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из одного положения в другое.

Практика показала, что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы "стояние-сидение" в 1-м классе через каждые 5-7 минут, во 2–3–4-х – через 12–15 минут. Работа за конторкой стоя формирует у ребенка чувства координации и равновесия, является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, заболеваний сердечно-сосудистой системы, предупреждает появление близорукости.


SWScan00089


Фото5

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=275694945-27-72

Фото 6

МЕТОДИКА МЕНЯЮЩИХСЯ ПОЗИЦИЙ РАБОЧИХ МЕСТ УЧАЩИХСЯ.

Проведенный анализ эмоционального самочувствия детей убедил, что существующая практика размещения рабочих мест учащихся по строго фиксированным рядам оказался наименее благоприятным. Более эффективным оказался тот режим, при котором расстановка столов (конторок) меняется 1-2 раза в месяц. Я предлагаю следующие варианты расстановки рабочих столов (конторок, - рис. 2а,2б,2в). Безусловно, определенные ограничения могут накладывать размеры классной комнаты и число учащихся.

http://www.hrono.ru/img/illyustr/shema4.jpg

Рис. 2а. Традиционное размещение учебной мебели в классе

http://www.hrono.ru/img/illyustr/shema2.jpg

Рис. 2б. Радиально-лучевая компановка учебной мебели

http://www.hrono.ru/img/illyustr/shema1.jpg

Рис. 2в. Размещение учебной мебели в условиях проведения занятий
в режиме коллективного сотворчества

Несколько требований:

1. Столы (конторки) расставляются таким образом, чтобы вокруг каждого из них было хоть какое-то свободное пространство для постоянного удовлетворения естественной потребности ребенка в движении. Эта зона для организации малых форм непроизвольной двигательной активности.
2. Расстановка столов (конторок) меняется не реже 1 раза в месяц.
3. Помните, даже если весь класс предпочитает заниматься в режиме телесной вертикали (за конторками), рекомендуется в классной комнате иметь хотя бы один свободный стол, за который ребенок мог бы в любой момент присесть.

Опыт показал, что дети (да и взрослые тоже) с восторгом работают за конторкой. При этом не только укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, но повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности и иммунитет, исчезает утомляемость. Дети растут равномерно в течение всего года, а не только в период летних каникул. А главное улучшается умственная деятельность детей (см. диаграмму №2 ). Они растут стойкими, способными преодолевать жизненные испытания.

Б)Упражнения для расширения зрительных горизонтов (настенные картины)


Фото 7

Отличительной особенностью методики обучения в режиме дальнего зрения является то, что изучаемые объекты размещаются на максимально возможном удалении от детей. При таком режиме занятий сохраняются пространственно - метрический обзор, в том числе глубина и стереоскопичность восприятия как основа для гармоничного формирования не только собственно функций зрения, но и высших психических отражательных способностей. Такой режим способствует активации зрительного сосредоточения вдаль, формированию навыка целостного восприятия изучаемого объекта, слогов, слов и т. д. Это обстоятельство способствовало формированию ассоциативного, то есть наиболее экономного режима восприятия, поддержанию гармоничного развития пространственно - метрических функций зрительного восприятия, чувства локализации в пространстве, глубинного и стереоскопического зрения, остроты зрения. Максимальный размер шрифта от 1 до 5 см, цвет подбирается из учёта его психологического воздействия на ребёнка. Пользуюсь в выборе цвета следующей таблицей: ( на слайде – цвета таблицы).

Здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного обеспечивают реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья обучающихся в целом.

Благодаря данной технологии достигается:

  • гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;
  • повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
  • психологический комфорт в образовательном учреждении;
  • является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии.

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающих технологиях В.Ф. Базарного относятся:

  • режим динамической смены поз;
  • упражнения на зрительную координацию;
  • зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры);
  • упражнения на мышечно-телесную координацию.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

Режим динамической смены поз:

Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает два варианта: использование настольной конторки, а там, где это возможно менять позу детей: за столами - сидя, стоя; на ковре - сидя, стоя; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачу.

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

  • поддержание физической, психической активности умственной сферы;
  • имеет высокие показатели физического развития здоровья обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;
  • повышается иммунная система;
  • улучшаются ростовые процессы;
  • развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
  • снижается степень низкой склоняемости головы.

Упражнения на зрительную координацию:

Влияние таких упражнений:

  • данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции,
  • скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни.
  • у детей с интеллектуальной недостаточностью развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация.
  • обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью становятся зоркими, внимательными. Очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза.

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).

На стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:

  • наружный овал - красный, внутренний - зеленый,
  • крест коричнево-золотистый,
  • восьмерка - ярко-голубым цветом.

Методика работы с офтальмотренажёром.

Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот. Например, учитель показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от учеников, тренируя тем самым мышцы глаза.

Читайте также: