Сенсорная интеграция оборудование своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Цель: наглядно продемонстрировать использование метода сенсорно-интегративной логотерапии (М.И.Лынской) в логопедической работе с дошкольниками.

Оборудование:

Ход проведения мастер-класса

I. Мотивационный этап: мотивация на совместную деятельность, создание эмоционального настроя на совместную деятельность.

Помните, как в детстве что-то казалось Вам очевидным, а взрослых это удивляло… А иногда им, взрослым, наоборот, некоторые вещи казались такими неважными или простыми, а Вам, маленькой девочке, никак не удавалось это понять, что-то тревожило, казалось слишком сложным…

Метод сенсорно-интегративной логотерапии предполагает развитие базовых уровней иерархической системы ощущений (проприорецептивных, тактильных, вкусовых, обонятельных, наряду со зрительными и слуховыми).

II. Практическая часть: реализация цели мастер-класса.

- Мне нужны 4 помощника.

- Попрошу моих помощников и зрителей на несколько секунд закрыть глаза (ведущий мастер-класса надевает очки и парик).

- Можно всем открыть глаза.

- Для проведения сегодняшнего эксперимента мы отправимся на поезде. Как же нам изобразить поезд? И, конечно, это не случайно. Ведь в детской лаборатории нет случайностей: все помогает моим маленьким посетителям что-то понять…

1. Непрозрачный контейнер (карточка с изображением глаза): сенсорное восприятие предмета с помощью зрительного анализатора.

Итак, мы на месте. Что мы будем делать нам укажет подсказка. Где же она? Что вы на ней видите? (Глаз, будем внимательно смотреть глазами).

(Видят 3 натуральных овоща и ананас, выбирают лишний предмет(ананас). Объясняют, почему. Передают друг другу: нюхают, трогают, говорят о нем, называют признаки).

- А сейчас… Фокус-покус (прячет ананас в корзину), предмета нет. А слово запомнили? (Ананас).

Обобщение: предмет исчез, а слово помните: ананас. Словами мы называем все то, что видим. Видим предмет – говорим слово. У слова всегда есть значение.

2. Непрозрачный контейнер с мягким дном (карточка с изображением уха): сенсорное восприятие предмета с помощью слухового анализатора.

- Ребята! Нужно найти подсказку! Что вы на ней видите? (Находят карточку с изображением уха. - Будем слушать).

- Как же услышать ананас? (Высказываются предположения, как можно услышать ананас).

- Давайте немного пошалим. Будем бросать ананас в корзину, и запоминать его звук (бросают ананас в корзину, слушают, с каким звуком он падает).

Обобщение: слышим звук предмета – говорим слово. По звуку можно узнать предмет.

3. Волшебная коробка (сверху карточка с изображением руки и карточка с изображением носа внутри коробки): сенсорное восприятие предмета с помощью тактильного и обонятельного анализатора.

- Ищем подсказку! Что вы на ней видите? (Находят карточку с рукой. – Будем трогать, держать, щупать).

- Необходимо найти лишний предмет, не похожий на остальные на ощупь и предположить, что это (по очереди просовывают руки в коробку, находят на ощупь лишний предмет и предполагают, что это).

- Какое слово произносишь, когда ощущаешь предмет руками? (- ананас. Последний человек открывает коробку и достаёт маленький ананас).

4. Карточка с изображением носа внутри коробки: сенсорное восприятие предмета с помощью обонятельного анализатора.

(Участники замечают карточку с изображением носа внутри коробки, говорят, что будем нюхать. Нюхают маленький ананас, запоминают запах ананаса).

(Участники встают в круг, закрывают глаза, отгадывают ананас по запаху, произносят слово).

Обобщение: словами мы называем все то, что чувствуем на ощупь и по запаху. Чувствуем предмет– говорим слово. У слова всегда есть значение.

5. Стол с угощениями (карточка с нарисованным языком): сенсорное восприятие предмета с помощью вкусового анализатора.

(На столике прикрытая крышкой тарелка с кусочками ананаса и овощей).

- Как вы думаете, что будем делать? (Нарисован язык. Будем пробовать, есть).

Итог эксперимента:

- Мои дорогие помощники, надеюсь вы сможете сами сделать вывод. Для вас еще одна подсказка: огромная карточка с изображением в центре мозга, глаза, уха, носа и языка (делают вывод).

Обобщение с помощью художественного слова:

Всему название дано. И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно, а безымянных нет.
И все, что только видит глаз над нами и под нами,
И все что слышим, чувствуем сейчас означено словами.

- Ну вот, теперь вы понимаете, что такое слово, и, думаю, вместе с другими ребятами легко придумаете любое слово по заданию (придумывают).

- А нам пора возвращаться обратно в нашу взрослую жизнь. И поможет нам опять наш поезд, который отвезет нас назад во взрослую жизнь. С левой стороны начало (я к окну лицом). Кто конец? А все остальные, где (в серединке).

- Огромная благодарность всем участницам.

- Думаю, что все поняли, для чего участники, когда едут на импровизированном поезде строятся в вагончики слева направо и определяют самый первый паровоз – начало; самый последний вагончик – конец; вагончики между началом и концом – середина. (Зрители мастер-класса дают ответы).

III. Рефлексивный этап: подведение итогов, оценка результатов проведения мастер-класса.

Бесплатные занятия с логопедом

Ежедневно каждый человек на планете пользуется анатомо-физиологической системой своего организма, в т.ч. органами чувств – слухом, зрением, вкусом, обонянием, осязанием и вестибулярным аппаратом. Важно отметить, что каждое действие сначала обрабатывается мозгом, далее сигнал передается в нервную систему, которая отвечает за выполнение простых и сложных рефлексов. Разумеется, все эти процессы можно контролировать и необходимо развивать. Для этого существует специальное направление – сенсорная интеграция (СИ).

Сенсорная интеграция: что за методика?

Кто проводит такие занятия?

Сенсорная интеграция – это, прежде всего, работа с мозговыми функциями, поэтому чаще всего занятия с использованием сенсорно-интегративных методик проводят нейропсихологи и дефектологи, прошедшие дополнительное образование по данному направлению. Сказать более точно, кто будет работать непосредственно с Вашим ребенком, можно только после проведения диагностики и выявления в ее результате конкретных нарушений. Программа по восстановлению и/или развитию сенсомоторных функций подбирается индивидуально; для каждого ребенка это разные игры и занятия, направленные непосредственно на ту область, которая ему дается сложнее. Важно, что использование сенсорной интеграции не принуждает ребенка к труднореализуемым действиям, напротив, использование игровой механики увлекает и заинтересовывает, просто влияет на те же области головного мозга, которые отвечают и за трудные для конкретного ребенка действия.

Нарушения сенсорной интеграции у детей: примеры таких нарушений

Нарушения сенсорной интеграции называются дисфункцией и представляют собой различные проблемы слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера. Симптомы дисфункции сенсорной интеграции чаще всего проявляются в эмоциональной лабильности, поведенческих факторах, двигательной функции, задержке развития речи, что в дальнейшем приводит к проблемам в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формированию самоконтроля.

Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т.е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств. Однако бывает и узконаправленная дисфункция. На что стоит обратить внимание, и как проявляются нарушения сенсорной интеграции?

Со стороны слуховой функции: боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.

Со стороны зрительной системы: светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов, неуклюжесть при спусках и подъемах (например, на ступеньках), не смотрит в глаза собеседнику.

Со стороны осязательной функции: воздержание от игр с пластилином, тестом, красками, мелкими предметами, снижение болевой и температурной чувствительности, не терпят прикосновений к себе. Проявляется негативная реакция на некоторые виды ткани/одежды, не любят ходить босиком.

Со стороны вестибулярного аппарата: неуклюжесть и неловкость движений, неустойчивость, негативные проявления к активным играм, детским площадкам и спорту, мышечный тонус, проблемы с концентрацией внимания и координацией, излишняя тревожность.

Со стороны вкусовой и обонятельной систем: чувствительность к пище (отказ от некоторых видов продуктов), снижение вкусовых рецепторов, негативная реакция на запахи, плохая чувствительность к запахам.

При проявлении нескольких нарушений из вышеперечисленной симптоматики необходимо обратиться к специалистам и провести диагностику на предмет сенсорной дисфункции.

Сенсорная интеграция для ребенка, который никак не заговорит

Использование сенсорной интеграции при СДВГ, РАС, аутизме

Нарушения сенсорной интеграции возникают в результате следующих причин:
- Генетическая предрасположенность
- Патологии внутриутробного развития/внутриутробные инфекции
- Родовые травмы
- Патологии в новорожденном/грудничковом периодах
- Средовые факторы (экология)
- Нарушения нервно-психического развития
- Черепно-мозговые травмы
- Детский церебральный паралич (ДЦП)
- Расстройства аутистического спектра (РАС)
- Врожденный аутизм
А также в результате синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Важно, что дисфункция сенсорной интеграции практически всегда выявляется при аутизме, РАС, ДЦП и при повреждениях головного мозга (например, черепно-мозговые травмы); часто - при СДВГ.
При СДВГ, РАС, ДЦП и аутизме комплексные занятия с сенсорной интеграцией необходимы в 100% случаев, т.к. являются одним из эффективных методом для развития высших психических функций детей с нарушениями мозговой деятельности и повреждениями коры головного мозга. Для каждого ребенка программа по сенсорной интеграции разрабатывается индивидуально, учитывая способности и особенности конкретного малыша.

Стоит отметить, что сенсорные нарушения встречаются у 20% среди всех детей дошкольного возраста и требуют активного внедрения в жизнь ребенка сенсорной интеграции.

Где и как проводятся занятия по сенсорной интеграции?

Обычно занятия по сенсорной интеграции проводятся специалистами в детских коррекционно-развивающих центрах. Под данный вид занятий отводится отдельная комната. Зал оборудуют различными предметами игрового формата, взаимодействие с которыми положительно сказывается на развитии функций головного мозга.

- Различные гамаки, маты, балансиры, качалки в разных формах (бревно, платформа, бочка, куб, шар и т.д.).
- Различные виды шведских стенок, комплексы со спортивно-игровым уклоном.

- Веревочные тоннели и сенсорные дорожки для ходьбы.

- Лотки с различными предметами для развития мелкой моторики (песок, крупы, шарики и т.д.).

- Бизиборды, бизикубы, бизидомики.

- Утяжеленные одеяла и подушки.

- Шуршащие предметы, яркие (разных цветов и форм).

- Развивающие коврики и столы.

- Световое и звуковое оборудование и т.п.

Создать подобную комнату в домашних условиях самостоятельно навряд ли получится в связи с большим количеством крупногабаритных предметов для занятий. Более того, большинство оборудования достаточно дорогое.

Многие родители слышали, что сенсорная интеграция полезна для деток с аутизмом. Известно, что все дети с аутизмом страдают от нарушений в сенсорной сфере (гиперчувствительность или недостаточная чувствительность к звукам, запахам, вкусам, тактильным ощущениям). Также многие аутичные дети неуклюжи и имеют нарушения в координации движений и балансе. А ведь адекватное состояние и поведение ребенка во многом зависят от того, насколько упорядочены его ощущения, насколько адекватно он реагирует на определённые внешние стимулы и раздражители.

Другими словами, если ребенок постоянно падает на ровном месте, не одергивает руку от горячей сковородки, если любая одежда вызывает у него жжение по всему телу, если у него постоянно стоит шум в ушах или у него двоится в глазах, - то все это и многое другое мешает его нормальной жизнедеятельности и очень сильно влияет на его самочувствие и поведение. Любой нормальный человек, помещенный даже на непродолжительное время в мир таких искаженных сенсорных ощущений, будет демонстрировать неадекватное поведение.

Так что же такое сенсорная интеграция? Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств человека. Взаимодействие это очень сложное, и начинается оно задолго до рождения ребенка, уже в конце 3-й недели беременности!

Налаживанием правильного взаимодействия работы органов чувств занимаются специалисты по сенсорной интеграции. Многие родители возят детей на занятия по сенсорной интеграции в специализированные центры. Замечательно, если есть такая возможность! Но часто это достаточно дорого и очень далеко от дома. В некоторых городах таких центров вообще нет. Даже в больших городах специалистов не хватает и запись к ним расписана на несколько недель вперед. А занятия нужны ежедневно, они нужны уже сейчас и на много лет вперед. Что делать в такой ситуации?

Мы все это прошли с моим сыном, когда тратили на дорогу по 4-6 часов в день ради одного часа занятий и возвращались домой совершенно разбитые. Просуществовав в таком режиме несколько месяцев, я решила, что мы научимся делать дома то, что возможно организовать в домашних условиях. Вооружившись книгами по сенсорной интеграции, я начала изучать эту тему.

Так что заниматься дома просто необходимо! И это мнение специалиста! Для этого нужно оборудовать комнату и приступать к занятиям.

Что же можно сделать дома для развития сенсорной интеграции ребенка, если недоступны занятия со специалистом в специализированном центре?

По Вашим наблюдениям за ребенком можно определить, в каких сферах у него повышенная чувствительность, а в каких – пониженная. Например, если ребенок закрывает уши руками при громких звуках, – это гиперчувствительность к звукам. Если ребенок не чувствует боли при падениях – это недостаточная тактильная чувствительность. Понаблюдайте за своим малышом и запишите Ваши наблюдения.

Выделяют 7 органов чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание), вестибулярный аппарат (поддержание равновесия), проприоцепция. Для налаживания работы этих сенсорных путей и их взаимосвязи необходимо предоставить ребенку большой и разнообразный опыт ощущений.

1. Развиваем вестибулярный аппарат и проприоцепцию дома и на улице в повседневной жизни: качели, вращающееся кресло дома, шведская стенка, различные кувырки и другие гимнастические упражнения, горки и другие приспособления дома и на детской площадке, катание на велосипеде, самокате, коньки, лыжи, ролики, плавание, карусели, бассейн с шариками, мягкое кресло-мешок, надувной матрас и другое.

Можно приобрести специальные приспособления, которые не занимают много места дома: бревно, качающаяся балансировочная доска, качели-дуга, гамак, батут, тоннель-труба из IKEA и другие приспособления (утяжеленное одеяло, пендолин, яйцо-мешок, канат и многое другое).

Интересно, что вестибулярная система начинает формироваться у ребенка уже на 21-й день после зачатия! Все остальные органы чувств формируются значительно позже. Поэтому развитию вестибулярной системы ребенка нужно уделять особое внимание. Вестибулярная система накапливает опыт движения. В этом и состоит суть ее развития и созревания.

2. Развиваем слух ребенка. Воспроизводим различные звуки, которые ребенок может слышать. Знакомим ребенка с этими звуками. Например, звуки разных музыкальных инструментов, животных и птиц, звуки моря, леса, ветра, звуки различных машин и бытовой техники. Аудиозаписи всех этих звуков можно скачать в Интернете или демонстрировать их вживую.

Если у ребенка гиперчувствительность к звукам, то ему очень тяжело, так как он постоянно слышит множество звуков и никогда не может побыть в тишине. В этом случае несколько раз в день на 20-30 минут можно использовать беруши, чтобы уши ребенка отдохнули (лучше использовать силиконовые мягкие беруши, которые легко принимают форму уха). Внимание! Внутрь слухового прохода беруши засовывать нельзя, только в область наружного уха.

3. Развиваем тактильные ощущения: игры с сыпучими материалами (фасоль, крупы и др.), игры с различными природными материалами, игры с водой, игры с песком, занятия с кинетическим песком, тестом, пластилином, пальчиковые краски, тактильная и массажная дорожка для ног, тактильное лото, мячики из различных материалов и с различной поверхностью (заполненные крупами, с шипами, пластмассовые, резиновые и т.д.), образцы разных тканей (можно взять в ателье, найти дома или попросить у подруг), тактильные стимуляции с использованием парных предметов с противоположными свойствами (холодный – горячий, мягкий – твердый, нежный – грубый, сухой – мокрый и т.д.). Количество пар ограничивается только Вашей фантазией. Можно пробовать и непарные ощущения: например, липкий, деревянный, пластмассовый, резиновый, металлический…

4. Развиваем зрение: рассматриваем книжки, карточки, картинки, учимся читать, используем разноцветные лампы, свечи, подсветку. С яркими мигающими подсветками нужно быть осторожнее, если у ребенка есть эпиактивность. Если ребенок еще совсем маленький или есть проблемы с остротой зрения (по причине органических повреждений мозга), то можно использовать черно-белые карточки Домана для стимуляции зрительного нерва и проводить другие зрительные стимуляции по этой методике.

5. Развиваем вкус: пробуем давать ребенку еду с разными вкусами (горький, сладкий, соленый, кислый) и разной консистенции (твердую пищу, пюре, шипучки, тянучки и другое). Можно использовать лото вкусов – специальная игра, которая обучает ребенка новым вкусовым ощущениям. Если ребенок не хочет пробовать новую еду, можно использовать метод систематической десенсибилизации. То есть, мы постепенно уменьшаем неприятные ощущения ребенка, связанные с новой едой. Сначала мы НЕ просим ребенка съесть что-то. Мы даем ребенку посмотреть на новую еду, затем потрогать. Активно хвалим ребенка, если он это делает. Затем можно взять в рот маленький кусочек, потом пожевать. Действовать нужно очень постепенно и терпеливо. У некоторых детей ввод нового продукта может занимать несколько недель. Не отчаивайтесь, будьте последовательны и терпеливы.

Помните, во всех занятиях нужно обязательно наблюдать за состоянием и реакцией ребенка. Если у ребенка повышенная чувствительность каких-то органов чувств, то стимуляции нужно проводить очень плавно, осторожно, постепенно. Таким образом мы как бы приучаем ребенка к ранее неприятным для него ощущениям и учим его правильно реагировать на них. А если у ребенка пониженная чувствительность – то, наоборот, предоставляем ему максимум возможностей для различных сенсорных стимуляций.

Консультация составлена учителем-дефектологом Щербининой О.В.

В реабилитационном центре г. Твери прошел турнир по шашкам среди воспитанников Центра по олимпийской системе

Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний . Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию.

В реабилитационном центре г. Твери прошел турнир по шашкам среди воспитанников Центра по олимпийской системе

Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы

Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.

У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждается от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их. Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.

Признаки нарушения сенсорной интеграции.

По данным исследователей, каждый 6-ой ребенок не капризничает, а имеет значительное нарушение, мешающее полноценно развиваться. Как они это выясняют?

  • Нарушения обработки слуховой информации: дети боятся громких звуков, не переносят некоторых видов музыки (или музыку вообще), мамино пение, тембры голоса, часто закрывают уши руками или голову подушкой или напротив, часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения, улицы, выглядят растерянными в таких местах, остаются в классе на переменке.
  • Нарушения зрительной системы: ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы.
  • Нарушения тактильного восприятия: дети не любят играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам, резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды, например, водолазки, свитера с горлом, жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки, не терпят ходьбы босиком. Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.
  • Моторные, вестибулярные дисфункции: при таких типах нарушений ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т. к. чувствует себя неустойчиво. И основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты — избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.).

Родители, конечно, лучше всего знают своего ребенка, но они в первую очередь родители и могут преувеличивать либо, наоборот, недооценивать проблему. Многие дети имеют симптомы не одного, а нескольких подтипов сенсорных нарушений. В одной системе, например, тактильной, ребенок может быть гиперчувствительным, в проприоцептивной –малочувствительным, а в вестибулярной иметь сенсорный поиск, так называемое комбинаторное расстройство. Но паттерны, подтипы и степень сенсорных нарушений может выявить только специалист (эрготерапевт, психолог, специальный психолог, логопед, логопед-дефектолог, нейропсихолог, клинический психолог, физиотерапевт, специалист АФК, ЛФК), прошедший специальный обучающий курс по сенсорной интеграции. Для выявления симптомов дисфункции требуется проведение тщательного обследования, тестирования и профессиональной подготовки специалиста, проводящего диагностику.

Занятия сенсорной интеграцией

В зависимости от результатов диагностики подбирается комплекс сенсорных секвенций — упражнений, помогающих улучшить восприятие, передачу и обработку информации. Несмотря на необычное название — секвенции — сами упражнения таковы, что дети воспринимают все в виде игры. Привычные бассейны с шариками, гамаки и качалки дополняются необычными приспособлениями, и ко всему есть свои цели движения. В бассейне нужно найти и собрать предметы, качаясь в гамачке, необходимо умудриться переложить игрушку из одной коробки в другую, стоя на балансире — выучить стихотворение… Все это призвано восполнить отсутствие тех навыков, которые дети в силу особенностей развития недополучили в сенситивный период. Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и энергию на защиту от воздействия окружающей среды. А значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее.




Развитию вестибулярного аппарата способствуют упражнения на качелях, батуте, гимнастическом мяче и балансирах. Тактильную чувствительность балансируют с помощью упражнений с различными сенсорными материалами (крупы, краски, пластилин, тесто, пена для бритья и мыльная и т.п.)

Сенсорная интеграционная терапия дома

Идеи для вестибулярной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

- поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.

При высокой сенсорной чувствительности.

- разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.

Идеи для проприоцептивной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

- размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать передвижение по комнате проще

- обозначайте границы передвижения с помощью яркого скотча на полу

-Используйте вибромассажеры, вибрирующие игрушки, бинтование, утяжеленные одеяла.

При высокой сенсорной чувствительности.

Все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия,бисероплетение,рисование и раскрашивание.

Идеи для развития органов восприятия внешних стимулов
Идеи для обонятельной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

- применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов

При высокой сенсорной чувствительности.

- использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей

Идеи для зрительной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

- увеличивайте применение визуальной стимуляции, использование ярких, мигающих игрушек.

- сопровождайте любые действия визуальными подсказками: предметами,карточками,игрушками.

При высокой сенсорной чувствительности.

- избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы

- создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам

- используйте непроницаемые шторы

Идеи для слуховой системы

При низкой сенсорной чувствительности.

Музыкальная терапия. Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.

При высокой сенсорной чувствительности.

- закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки

- готовьте ребёнка к тому, что придётся посетить шумное или людное место

- создание огороженного рабочего места

Идеи для тактильной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

- тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой ,развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности.

При высокой сенсорной чувствительности.

- всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди

- помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими

- постепенно знакомьте ребёнка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами

- учите ребёнка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).

Некоторые виды сенсорных нарушений, их причины и примерные способы преодоления этих проблем.

- Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.

- Жуёт все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).

- Отказывается носить определённую одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.

- Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете непросвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.

- Не может сосредоточиться в классе – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.

- Неуклюж,не может правильно обогнуть предмет, человека - это низкая чувствительность проприоцептивной сенсорной системы и вестибулярного аппарата. Рекомендованы занятия: подвижные игры - прыжки со скакалкой, плавание, иппотерапия, игры в которых нужно удерживать равновесие (велосипед, самокат, коньки и др.), игра с мячом, раскачивание, скольжение, игры лёжа на животе с опорой на локти, кидание предметов.

Читайте также: