Сенсорика в первой младшей группе своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Методическая разработка

«Сенсорное развитие детей раннего возраста

Подготовила: Савельева Е. Н.

Воспитатель I квалификационной категории

Современные педагогические технологии……………………………. 15

Пояснительная записка

Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.

В методической разработке представлены игры и упражнения на развитие тактильного восприятия, которые помогут укрепить руки малышей, развивать дифференцированные движения пальцев рук.

Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада, в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М. А. Васильевой. Разработана с учётом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в разработку включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребёнок может освоить в игровых занятиях.

-обогащать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности;

-развивать умение группировать и сравнивать предметы в соответствии с образцом;

-формировать представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);

-развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

-приобщать родителей к созданию развивающей среды, повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей.

Условия реализации: детские дошкольные учреждения.

Применение: о.о.д., дидактические игры, рассматривание, дидактические пособия. Практический – показ способов и действий с предметами, эксперимент.

Способы взаимодействия: дети, воспитатели, родители.

Краткая характеристика содержания: методическая разработка направлена на то, чтобы научить детей точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.

Результативность использования данной методической разработки.

Принцип построения методической разработки:

Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей будет успешным, если:

-будет подобран комплекс дидактических игр;

-созданы условия для эффективного использования дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах.

Ожидаемый результат:

-дети различают и называют основные цвета;

-различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, круг, квадрат, прямоугольник);

-используют сенсорные эталоны (лимон жёлтый как солнышко, огурец зелёный как травка);

-начинают на ощупь различать качество предметов и их называть;

-умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

В умственном развитии детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет сенсорное воспитание. Известно, что познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия, что помогает младшим дошкольникам разносторонне познавать предметы, их свойства и качества. Вопросами сенсорного воспитания занимались известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как: Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, И. П. Сакулина, Н. М. Щелованов, Ф. Фребель, М. Монтессори. Они считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и развиваются все виды восприятия. Тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создаёт необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущений и восприятий.

Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых своих истоков, уделяла сенсорному воспитанию существенное внимание, а зачастую выделяла его в качестве центрального момента педагогического процесса.

Уже в первой дошкольной дидактической системе, созданной Ф. Фребелем, современные психологические исследования показывают, что ребёнку с самого раннего детства доступно всё богатство разнообразных цветов и оттенков. Работая с детьми младшего дошкольного возраста на протяжении шести лет, пришла к выводу, что ознакомление с цветом вызывает у малышей некоторые затруднения. Это доказывают и данные педагогической диагностики, которая проводилась мною с целью выявления у детей умения различать и показывать основные цвета спектра, правильно называть их, группировать предметы по цвету.

Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.

Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада, в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.

Цели и задачи:

Цель: обогащение сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с основными цветами спектра.

- познакомить детей с основными цветами спектра, включая контрастные цвета чёрный и белый;

- формировать умение выделять цвет и группировать предметы по цвету;

- закреплять названия цветов в активной речи детей.

- развивать цветовое восприятие детей;

- развивать у детей зрительную память;

- развивать у детей ориентировочные навыки на цвет.

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на цвет;

- воспитывать интерес детей к познанию цвета в окружающей действительности;

- воспитывать у детей желание выполнять игровые действия на закрепление цвета.

Читайте также: