Сделать святым как это называется

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024


Каждый православный человек, молясь, хорошо знает, что обращается в своих мольбах он не только к Самому Господу, Его Пресвятой Матери и бесплотным существам (ангелам), но и ко святым. Святые — наши огромные помощники на сложном пути духовной жизни. Они молятся за нас ко Господу, наставляют и помогают во многих жизненных обстоятельствах. Кто может стать святым и как причисляют к лику?

Кто такие святые?

Возможно, для кого-то станет откровением, что каждый святой — это обыкновенный человек из плоти и крови, некогда живший на Земле. Обыкновенный в том смысле, что он ел и пил, спал, дышал, чувствовал все, что присуще каждому из нас. Но святой от обычного человека отличается тем, что этот человек смог своей жизнью познать и воплотить Замысел Господа о вечном спасении.


Почитание святых утверждается в христианстве с древнейших времен

Можно представить, что святой человек — это такое уникальное существо, которое не грешит, которому неведомы ни искушения, ни страсти, ни желания. Это совершенно не так, многие подвижники испытывали страшнейшие духовные испытания. Они мучились и чревоугодием, и блудной похотью, и гневливостью, и тщеславием. Разница не в том, что эти люди ощущали и с чем сталкивались по жизни, а в том, как на это все реагировали и как преодолевали.

К примеру, в IV веке жил юноша по имени Ефрем. Он был родом из бедной, но благочестивой верующей семьи. Но юнец был горделив, надменен, резко и раздражительно реагировал на все, что ему не нравится. К вере он был теплохладен — не отрицал, но очень часто сомневался в Промысле Божием.

И вот однажды случилось так, что юноша опаздывал домой и был вынужден заночевать в поле вместе с пастухами. Ночью часть овец утащили волки, а Ефрем был обвинен в том, что привел к стаду воров. Юношу посадили в темницу, где он увидел и других узников, якобы тоже невиновных.

Молодой человек стал возмущаться несправедливости, постигшей всех узников, и Господь раскрыл ему глаза. Ефрем вдруг вспомнил, как он в злости выгнал одну корову из загона, и она вскоре погибла. Его соседи также стали вспоминать, как ранее лжесвидетельствовали на суде, говорили неправду и совершали еще множество плохих поступков.

И Ефрем вдруг понял, что ничего не бывает в жизни просто так. Не существует людей невиновных, ибо количество прегрешений человеческих превышает количество капель в море. С тех пор юноша полностью переменился. Он начал вести глубокую духовную жизнь, особо борясь со своей гневливостью и раздражением. И его старания не прошли даром — Ефрем сподобился стать рядом с Господом в лике святых. Память этого подвижника православная церковь воспоминает 28 января.


Икона преподобного Ефрема

Этот пример показывает нам, что святой человек изначально может быть наделен самыми разными грехами и страстями. Но раскаиваясь в них, исправляя свою жизнь, стараясь всеми силами быть с Богом, человек способен победить любые грехи.

Важно! Можно сказать, что отличие святого человека от любого другого — это именно решимость во что бы то ни стало избавиться от пороков и приблизиться к Богу.

Еще один очень яркий пример — святая Мария Египетская. Это была очень красивая девушка, которая знать ничего не знала о Боге, вела распутный образ жизни, была блудницей. Однажды, сама того не желая, она оказалась подле дверей храма. Люди входили в него, чтобы помолиться, и Мария решила сделать то же самое. Но у нее ничего не получилось — неведомая сила крепко держала девушку, не позволяя ей даже переступить порог храма.

Конечно, она испугалась и недоумевала, даже злилась. И в этот момент в ее душе произошел переворот — она вдруг ясно увидела, кто она и какую жизнь ведет. Ей стало настолько омерзительно от самой себя, что она сбежала в пустыню за реку Иордан, где 40 лет постилась и молилась в полном одиночестве.


Икона преподобной Марии Египетской

За все это время она лишь дважды видела человека — это был монах, который и похоронил ее после смерти. Десятилетия покаяния позволили бывшей блуднице настолько вычистить свою душу от греха, что когда она молилась, то парила в воздухе. И сегодня Мария Египетская — одна из известнейших и почитаемых святых женщин в православной церкви.

О чем нам говорят эти примеры, которых привести можно еще бесчисленно? О том, что человек волен сам выбирать свой путь — с Богом он, или нет. Предаваться собственным грехам и страстям, которые есть абсолютно в каждом человеке, или бороться с ними. Вести свою душу в погибель, или к вечному спасению. Эти вопросы полностью во власти каждого человека.

Общие правила канонизации

Общие правила канонизации соблюдались в той или иной степени на протяжении дореволюционного (1917 года) периода истории РПЦ в соответствии с византийскими традициями. Но значение каждого критерия канонизации было неодинаковым в разные времена и в отношении разных чинов святых.

— Общим основанием для причисления к лику святых был дар чудотворения при жизни или после его смерти (совершившихся при гробе);

— почитания святых: местнохрамовые и местноепархиальные — право канонизации принадлежало епархиальному архиерею, с согласия главы церкви (митрополита, патриарха); общецерковные — право принадлежало митрополиту, затем патриарху и синоду;

— в день смерти святого или в день открытия его мощей (или в оба дня) назначалось ежегодное церковное празднование его памяти;

— составлялись служба новому святому и его житие;

— причисление к лику святых совершалось в храме (или вблизи него), где находились мощи канонизуемого усопшего;

— мощи могли извлекаться из земли как до канонизации, одновременно с ней, или после неё;

Если церковь по каким либо причинам не канонизировала почитаемого усопшего, то над его могилой сооружалась небольшая часовня и в ней совершались панихиды, а не молебны.

Наряду с причтением к лику святых отдельных подвижников существует соборная канонизация, при которой даётся общее описание подвига и место его совершения, указывается число пострадавших (иногда приблизительное из-за неимения точных данных) и имена лишь некоторых известных святых. Это позволяет прославить деяния святых при отсутствии о них подробных исторических данных и их имён.

За время с 1917 и до поместного собора 1988 года практика канонизации в Русской православной церкви претерпела изменения. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (председатель Синодальной комиссии по канонизации святых с 1989 по 2011 год) в докладе на Поместном соборе Русской православной церкви 1988 года к примеру отметил, что для канонизации добродетельная и святая жизнь, не всегда может быть засвидетельствована чудотворениями.

Митрополит Ювеналий в своём докладе на Поместном соборе Русской православной церкви, посвящённом 1000-летию крещения Руси, так изложил нынешние критерии канонизации святых:

  1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).
  2. Мученическая за Христа смерть, или истязание за веру Христову (так, в частности, в Церкви прославлялись мученики и исповедники).
  3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков — мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).
  4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.
  5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.
  6. Добродетельная, праведная и святая жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями.
  7. В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях: а) православие безукоризненное; б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови; в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.
  8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.

Процесс канонизации в католичестве

Четкая процедура в Римской церкви сложилась к XVI веку. Сегодня все решения по наделению человека статусами святости принимает Папа и кардиналы.

Римская церковь отдельно от лика святых выделяет лик блаженных. Для того, чтобы стать святым, необходимо сначала стать блаженным. Процесс причисления к блаженным называется беатрификацией. В XVII веке католическая церковь постановила необходимый набор критериев, при наличии которых можно начинать беатрификацию.

Процесс канонизации блаженного аналогичен биатрификации, но здесь выдвигаются более строгие требования. Святой должен проявлять три георических добродетели — веру, надежду и любовь, и четыре основных — благоразумие, справедливость, мужество и умеренность. Причем он должен проявлять их не однократно, а на протяжении всей жизни. Также для канонизации нужно не одно, а по крайней мере четыре доказанных чуда.

Периоды канонизации святых

1-й: от введения христианства на Руси до соборов митрополита Макария (середина XVI века);
2-й: макарьевские соборы 1547 и 1549 годов;
3-й: от соборов 1547, 1549 года до церковной реформы 1721 года и учреждения синодальной формы церковного управления;
4-й: с 1721 по 1917 год — возглавление церкви правительствующим синодом;
5-й: от поместного собора 1917—1918 гг. — до 1988 года;
6-й: от поместного собора РПЦ 1988 года.

Первыми русскими святыми стали сыновья киевского князя Владимира Святославича Борис и Глеб, канонизированные по настоянию князя Ярослава Мудрого вскоре после их гибели. Затем к лику святых были причислены монах Феодосий Печерский, новгородский епископ Никита, бабка князя Владимира княгиня Ольга. В первый период канонизации (за шесть веков) святыми стали всего лишь 68 человек в том числе: 21 лицо княжеского рода, 15 священнослужителей высокого ранга, 22 монаха, четверо юродивых, пятеро мучеников и один боярин.

На соборах в 1547 и 1549 годах общее количество святых увеличилось до 75. Из них 39 были повышены в ранге святости, а семеро причислены вновь. Групповая канонизация была продиктована интересами феодального государства и нуждами церкви. Русское государство из великого княжества превратилось в царство с сильной центральной властью, которое нуждалось в мощной идеологической опоре. Такой опорой могла стать церковь, вышедшая вскоре из-под опеки византийских патриархов. Для столь высокого положения в православном мире ей нужны были собственные многочисленные святые. Такая основа была заложена митрополитом Макарием при поддержке царя Ивана IV.

В третьем периоде порядок канонизации не изменился: она осуществлялась по решению епархиального архиерея. Состав святых пополнился почти 150 лицами, примерно для ста из которых не известно даже ориентировочное время канонизации. Этот период отмечен преимущественно официальным причтением церковных деятелей: основателей монастырей и их ближайших преемников, миссионеров, архиереев, глав Русской церкви.

За 70 лет до поместного собора 1988 года были канонизированы всего семеро святых. Новые святые прославлялись уже не за способность к чудотворным деяниям и их нетленность, а за заслуги перед церковью. Общецерковная канонизация епископа Софрония Иркутского и митрополита Иосифа Астраханского прошла почти традиционно с разговорами о чудотворении и нетлении мощей, но без соборной проверки. Не было проверки и при зачислении в святые в 1962 году Иоанна Русского — солдата русской армии, так как его давно канонизировали Константинопольская и Элладская церкви. По просьбе Японской и Американской церкви были канонизированы архиепископ Николай (Касаткин) (в 1970) и митрополит Иннокентий (Вениаминов) (в 1977). Седьмым святым стал харьковский архиепископ Мелетий (Леонтович). Его останки в Благовещенском кафедральном соборе города Харькова также не обследовались перед канонизацией.

Новый период (с 1988 года). Поместный Собор РПЦ 1988 года открыл новый период в истории российской канонизации. На поместном соборе 1988 года было прославлено 9 святых: святой благоверный великий князь Дмитрий Донской, святители: Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник и митрополит Московский Макарий, преподобные: Андрей Рублёв, Максим Грек, Паисий Величковский и Амвросий Оптинский, блаженная Ксения Петербургская. Решениями последующих соборов РПЦ продолжила канонизацию собственных российских святых. В 1989 году была создана постоянно действующая Синодальная комиссия по канонизации святых, которую возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Как происходит канонизация святого

Процесс признания умершего человека святым всей православной Церковью или поместно называется канонизацией. Можно сказать, что это официальное признание того факта, что свою жизнь человек прожил так, что сумел познать, что такое Божественный Промысел. И познать не умом, а познать опытно, пройдя достойно свой земной путь.

Важно! Православная Церковь не утверждает, что святыми являются только те, кто официально канонизирован. Мы не знаем о многих подвижниках, которые также сподобились венца святости, но он сокрыт от нас по неведомому замыслу Господа.

Вопрос о канонизации встает только тогда, когда опытным путем удается установить связь между Церковью и новым подвижником. Это происходит через молитвы, реальную помощь святого живым людям, с которыми возникает тесная духовная связь. Когда эта взаимосвязь не оставляет сомнений, тогда и происходит канонизация. Отмечается она особой торжественной службой в честь новоявленного подвижника. Сама процедура длительное время не была как-то регламентирована или установлена.


Причисление к лику святых (канонизация) обычно происходит после смерти человека

В первых веках решение о том, что тот или иной верующий должен быть причислен к лику святых принимало собрание общины. Позже, в Русской православной церкви этот вопрос решался на уровне епархии.

Сегодня в нашей Церкви существует специальная Синодальная комиссия по канонизации святых. Именно этот церковный орган принимает решение о присоединении умершего к лику святости, основываясь на таких аргументах:

  • праведная и благочестивая жизнь;
  • дар чудотворений при жизни или после смерти по молитвам верующих;
  • сохранность тела без тления;
  • соответствие веры и воззрений подвижника учению православной Церкви;
  • страдания или смерть за веру.

Отдельным пунктом можно вынести особое народное почитание человека — это может стать поводом к рассмотрению вопроса о его канонизации.

Как Церковь канонизирует святых? Ответ священника

Процедура канонизации

От Священного синода или из епархий в Синодальную комиссию по канонизации поступают материалы о подвижнике Церкви для его прославления. Для него заранее пишутся служба и икона. Комиссия проверяет данные о его житии и заслугах. При положительном решении комиссии для местночтимого святого материалы поступают к патриарху. Его благословения достаточно для причисления к лику местночтимых святых. Для общецерковного почитания материалы направляются в Священный синод и к Святейшему Патриарху. Окончательное решение для общецерковной канонизации принимается Архиерейским или Поместным собором, а в межсоборный период — на расширенном заседании Священного синода.

Видео

Архивная видеозапись. Круглый стол по вопросам канонизации Николая II.

Дополнительная литература

  • Голубинский Е. Е. История Русской Церкви (в 2-х томах). — М.: тип. Лисснера и Романа, 1880—1911.

Т. 1: Период первый. Киевский или домонгольский. 1-я половина тома. — 1880. —XXIV, 793 с. Т. 1: Период первый. 2-я половина тома. — 1881. — , 792, XV с. Т. 2: Период второй. Московский. От начала монголов до митрополита Макария включительно. 1-я половина тома. — 1900. — VII, 919с. Т. 2: Период второй. 2-я половина тома. — 1911 (обл. 1917). — 616 с.

  • Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации (XI—XVI вв.) / под ред. В. Л. Янина. — М.: МГУ, 1986. — 208 с.
  • Дружинин В. И. Русская агиография. — Тула: Тульская духовная семинария, 2019. — 177 с.

Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 33792
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Фото: Сергей Иванютин

Фото: Сергей Иванютин

С Какими качествами должен обладать святой?

Святость достигается не одним днем, а многими трудами, молитвами, стремлением к исполнению заповедей. В ответ на это Бог посылает человеку свои дары. Апостол Павел перечисляет их: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. По этим качествам, а особенно по таким сверхъестественным дарам, как любовь к врагам, бесстрастие, подлинное смирение, мы можем судить о действии Бога и Его благодати в человеке.

С Но любить и радоваться могут и грешные люди, и просто неверующие.

Да, могут. Вкусной пище или каким-то другим земным благам. Это временное, а апостол Павел говорит о непреходящей радости: например, человека пытают, а он при этом ощущает радость от связи с Богом. Можно привести в пример новомучеников — святых ХХ века. Сохранились их последние письма и дневники. Люди были в ужасающих условиях, сидели в лагерях в ожидании расстрела, но при этом писали, что никогда не были так счастливы, никогда не переживали так остро Бога. Это ли не свидетельство, что вечное блаженство только в Боге?

С Это могла быть просто защитная реакция психики на тот кошмар, который происходил вокруг. Это могло быть обманчивое чувство.

Разбойник вошел в рай через покаяние, исповедание Христа и безропотное терпение предсмертных страданий. Хотя все это вместилось в несколько часов, но в духовном смысле оказалось столь велико, что Господь даровал ему вечное блаженство в Своем Царстве.

Фото: Сергей Иванютин

Фото: Сергей Иванютин

С А Николай II, который дал добро на расстрел мирной демонстрации в 1905 году?

Николай II не отдавал приказа на расстрел мирной демонстрации в 1905 году, это советский пропагандистский штамп. Прославление Николая II и его семьи никак не связано с его государственной деятельностью. Как бы мы к ней ни относились, в ней нет оснований для канонизации или примера для подражания другим христианам. Но царская семья страдала в заключении, безропотно несла свой крест и приняла от рук палачей мученическую смерть.

С Но Николай II принял смерть не за Христа.

Да, это правда. Когда канонизировали царскую семью, были споры и внутри церкви, было много противников. Поэтому когда комиссия рассматривала этот вопрос, то предложила осуществить их канонизацию в лике страстотерпцев, а не мучеников. То есть тех, кто претерпел безвинные страдания и смерть.

С В таком случае можно канонизировать жертв Беслана как страстотерпцев?

В случае с царской семьей мы твердо знаем, что у них была нормальная церковная жизнь с исповедями и причащениями. Мы знаем, как царская семья вела себя накануне смерти: члены семьи вели дневники. Они проявляли христианские качества вроде смирения и относились к происходящему как к промыслу Божию.

Это невозможно, они не верили в Бога и выступали гонителями Русской православной церкви. О какой святости здесь можно говорить?

Фото: Сергей Иванютин

Фото: Сергей Иванютин

С Как комиссия выбирает, кого назначить святым?

Святого выбирает Бог. Именно Он посылает людям знак из иного мира — чудо. Святость видна при жизни: святой творит чудеса молитвами, исцеляет людей, предвидит будущее. На основании чудес рождается почитание подвижника народом, к нему начинают обращаться за помощью, иногда при жизни, иногда уже по кончине. Проходит время и архиерей, в епархии которого подвизался подвижник, поручает составить жизнеописание подвижника, собрать свидетельства о его чудесах и благодатной помощи: что это за человек, как он подвизался, правдивы ли его чудеса, не ложное ли к нему почитание.

С Как в случае с Вангой?

Да, это один из примеров ложного почитания.

С Но ведь Ванга творила чудеса, почему бы ее не причислить к святым?

Во-первых, чудеса могут быть и от дьявола. А во-вторых, в Русской Церкви чаще всего прославляли подвижников на основании посмертных чудес, когда Божественная благодать действовала или через мощи святого, или по молитвенному обращению к нему. А бывали случаи, когда мощи обретали, выставляли в храме, а чудес не происходило, и тогда решение о прославлении откладывали до тех пор, пока Бог утвердительно не выскажется об этом человеке.

Фото: Сергей Иванютин

Фото: Сергей Иванютин

С С какими источниками работает комиссия?

С архивами, периодикой, воспоминаниями. Канонизация — это исследование. Необходимо представить документы, свидетельствующие о почитании праведника, о чудесах и молитвенной помощи по его заступничеству. В случае с новомучениками особо тщательно изучаются следственные дела, по которым мученик проходил обвиняемым или свидетелем. Собранные материалы за подписью правящего архиерея передаются в Синодальную комиссию по канонизации святых. По итогам дискуссии материалы могут быть либо отклонены, либо отправлены на доработку или представлены священноначалию для принятия окончательного решения о прославлении святого.

С Насколько канонизация может использоваться как политический инструмент? Например, канонизация Николая Японского?

Все, что делает человек, а не Бог, может быть использовано в каких угодно целях, в том числе и политических. Но все, что противно воле Божией, рано или поздно развалится и будет предано забвению. В этом смысле любые человеческие интриги в деле канонизации очень недолговечны и не имеют перспективы. Но пример равноапостольного Николая Японского здесь не подходит, поскольку это был величайший святой, основавший новую поместную церковь вопреки всем внешним крайне неблагоприятным обстоятельствам, что было возможным только при Божьей помощи.

С Как можно стать членом Комиссии по канонизации?

Состав Комиссии несколько раз менялся, сейчас в ней работают около 15 человек. По отдельным вопросам Комиссия иногда привлекает сторонних специалистов. Все члены Комиссии были назначены в ее состав решением Священного Синода. Это и ученые, исследователи, преподаватели, которые должны изучить какой-либо вопрос и дать ему экспертную оценку, и церковные администраторы, епископы, задача которых — соблюсти Священное Предание.

Фото: Сергей Иванютин

Фото: Сергей Иванютин

С Как часто собирается Комиссия?

Очень по-разному, в зависимости от количества поданных материалов, в среднем три или пять раз в год. В 2000-е годы, когда были доступны архивы и велась серьезная работа по канонизации новомучеников, Комиссия рассматривала сотни вопросов, сейчас на порядок меньше.

С Как часто вы отказываете в канонизации?

Довольно часто. Причина либо в несоответствии критериям канонизации, либо в недостаточном уровне подготовленных материалов.

С Сколько времени может занять процесс канонизации?

Этот процесс требует времени: иногда несколько лет, иногда несколько столетий.

Фото: Сергей Иванютин

Фото: Сергей Иванютин

С Если человек творит добро, но не принадлежит к православной церкви — может ли он быть признан святым?

Всех, кто творил добро на земле, — мудрых правителей, которые заботились о своем народе, полководцев, защищавших свое отечество, благотворителей и меценатов, помогавших людям, ученых, писателей, мыслителей, направлявших людей к добру и свету, — всех их мы почитаем за выдающиеся таланты, которые действовали в земной области бытия. Мы помним их служение, ставим им памятники, называем в их честь города и улицы. Но надо понимать, что их служение принадлежит земной, материальной сфере, которая временна и проходит. Во святых же Церковь прославляет Бога и Его действие в этом мире. Во святых мы можем видеть бесспорные дарования, имеющие своим источником Бога: веру, дающую возможность устоять перед любыми испытаниями, чистоту, недостижимую для падшего человека, смирение, самоуничижение, презрение ко всему земному, к славе человеческой, к богатству, комфорту и порой даже к своей жизни. Это совершенно разные вещи.

С Можно ли обладать святостью в большей или меньшей степени?

Святые - для всех православных это пример жизни по учению Христа. Праведников верующие поминают на каждом богослужении.

Святые - для всех православных это пример жизни по учению Христа. Праведников верующие поминают на каждом богослужении. Фото: Анатолий ЖДАНОВ

УЧЕНЫЕ ОТСЛЕЖИВАЮТ ИСЦЕЛЕНИЯ

- Отец Кирилл, давайте по-порядку. Что доказывает святость человека?

- Во-первых, святость - это свидетельство того, что в церкви действует благодать Святаго Духа. В церкви есть определенные понятия о том, что люди достигли святости. Основные - народное почитание и чудотворение. Как при жизни этого человека, так и после его смерти. Подтверждением святости могут быть нетленные мощи. Когда ставится вопрос о канонизации усопшего члена церкви, то изучается соответствие этим критериям. Это было всегда. При жизни Церковь никого никогда не канонизировала и не будет.

- И как фиксируют чудеса?

- Сделать это трудно. Самый простой вариант, когда происходят исцеления. Например, человек болеет раком. Врачи говорят, что ему остался год. Потом он приходит к доктору, а болезни уже нет! Он молился и понимает, чувствует, что это ответ на его молитву. Да, мы можем признать это за чудо. Достаточно ли этого, чтобы зафиксировать чудотворение? Вокруг этого и идут основные дебаты. Комиссии стараются собирать материалы об исцелениях. В этом участвуют и ученые, например, Звягин - очень известный специалист-судмедэксперт.

- Почему не признают царские останки? Многие предполагают, что они принадлежат семье Николая Второго.

- Там много вопросов, которые не сняты, чтобы признать их царскими. Например, проблема формулы зубов. Пока церковь окончательно не высказала своего мнения. Продолжаются исследования.

- Многие думают, что причисление семьи Николая Второго к лику святых было политическим решением.

- Когда комиссия, церковь принимали решение о прославлении Романовых в лике святых, это было непросто. Понимали, что это могут воспринять как политическое решение. Никакой политики не было - о возрождении монархии говорить не приходится.

- А современников наших могут причислить к лику святых?

- У нас в церкви нет четкого критерия срока. Но нужно, чтобы прошло время, - посмотреть на ситуацию беспристрастно. Нашей церковью прославлены подвижники, которые умерли в 1970-х годах. Это исповедники, которые перенесли мучения, были в лагерях, в тюрьмах большевиков. Фактически это наши современники.

- Почему не признают святым русского солдата Евгения Родионова. Ему отрезали голову за то, что парень отказался снимать нательный крестик.

- Есть народное почитание Евгения Родионова - особенно среди военных. Но не снят вопрос - насколько точно было идентифицировано его тело. Вопросы остаются. Поэтому решение пока не принято.

- В годы Великой Отечественной войны были святые?

- Те, кто погиб на фронте, пали не за Христа, а за наше Отечество. Неправильно ставить вопрос о прославлении их в лике святых. Да, они совершали геройские поступки. Но они это делали как граждане Отечества, а не как христиане.

- Сталина изображают на иконах.

- Я бы сказал, что это умопомрачение.

- Получается, что любой человек может стать святым?

- Несомненно. Пример ХХ века об этом и свидетельствует. Мы привыкли, что святой - это некто совершенно иной. А новомученики - это обычные люди, как мы с вами. Но они сумели сохранить верность Богу, несмотря на чудовищные гонения большевиков. Это для нас пример очень важный.

- Часто слышал, что новомучеников скопом признали, не разбираясь в их делах.

- Нет, по каждому из них собран колоссальный исторический материал. Церковь совершила удивительный подвиг в смысле прославления. Для прославления мучеников чудеса не обязательны. Главное, чтобы было свидетельство, что данный человек пострадал, исповедуя Христа.

*Благодатный огонь обладает мощностью сварочного аппарата

Одно из главных пасхальных чудес - схождение Благодатного огня. Происходит оно в Иерусалиме в храме Гроба Господня. По церковному преданию, огонь сходит сам, от Бога, - незажигаемый никаким человеком. Для этого патриарха перед входом в усыпальницу Христа специально проверяют - причем тщательно - иноверцы. Ученые даже исследовали это чудо:

Кто проводил эксперимент - Андрей Волков, заведующий Лабораторией ионных систем Курчатовского научного центра.

Когда - 26 апреля 2008 года, в канун празднования Пасхи.

Оборудование - антенный блок, осциллограф и ноутбук для регистрации электромагнитных спектров.

Результат - обнаружено три всплеска в электромагнитном спектре излучения, которые могут трактоваться как следы электрических разрядов.

Кого канонизировали за последние 19 лет?

Август 2000 года*. Николай Второй и его семья (были расстреляны в особняке Ипатьева в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года).

Епископ Дамаскин (Цедрик) (был арестован из-за празднования Пасхи. Виновным себя не признал. Расстрелян 15 сентября 1937 года по приговору тройки при УНКВД).

Октябрь 2004 года. Матрона Московская (при жизни исцеляла молитвами больных людей. Скончалась в Сходне 2 мая 1952 года).

*Кроме того, в августе 2000 года состоялся юбилейный Архиерейский собор Русской православной церкви, на котором были канонизированы десятки святых, пострадавших от гонений большевиков.

СОВРЕМЕННЫЕ ЧУДЕСА

2. О том, что своего сына Федю вымолила в Дивееве, Оксана Федорова рассказала сама. В интервью телеведущая призналась, что несколько раз ездила в этот монастырь в Нижегородской области, где просила счастья в семейной жизни. И в результате встретила любимого мужа Андрея Бородина, а вскоре и забеременела.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Адвокат дьявола

Так неофициально в католицизме называли священника, который на процедуре канонизации праведника должен был собрать порочащие его поступки. Противостоять ему должен был адвокат Бога - священник, перечислявший добродетели праведника. На основе этого решали, причислять ли его к лику святых. В современных православных комиссиях у батюшек нет таких ролей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Из веры возгорится пламя

Для телезрителей праздник Светлой Пасхи начнется с трансляции схождения Благодатного огня

Святой для христиан праздник Пасхи, конечно, лучше всего встречать в церкви, на службе. Но если по какой-то причине вы остались дома, наше телевидение традиционно предоставит возможность приобщиться к праздничным событиям (подробности).

Возрастная категория сайта 18 +

Святость в христианстве – это одно из свойств Бога, а также высокая степень близости к Нему. По своей природе свят только Бог. Но человек может быть свят через сопричастность Божьей святости. К этому призваны все христиане. Святость является даром Божьим, но для его получения человеку нужно приложить усилия. В стойкой борьбе с грехом человек стяжает Божественную благодать, которая преображает его и соединяет с Духом Господним. Так и появляются православные святые.

православные святые

Православная икона всех святых

Происхождение понятия “святость”

Кто такие святые в христианстве

Таким образом, святые люди в Православии – не просто добрые и благочестивые, а те, кто открыли свои очистившиеся сердца Богу в стремлении соединиться с Ним. И чем больше человек озаряется благодатью, тем лучше он видит своё несовершенство и искаженность грехом. Настоящий святой для окружающих будет праведником, но себя он будет воспринимать как последнего грешника.

Митрополит Сурожский Антоний в одной из бесед назвал святых людьми, через которых действует и сияет Бог. Через них Дух Господний может являть чудеса. Многие православные святые при жизни стяжали дар прозорливости, исцеления больных, а после смерти они помогают тем, кто молится им. Часто останки святых остаются нетленными. На основании этих чудес и народного почитания Церковь канонизирует Божьих угодников, то есть прославляет их в лике святых.

Такая процедура сама по себе не делает человека святым, она лишь констатирует то, что уже давно свершилось на небесах. Канонизация праведника не подразумевает одобрения всех его высказываний или поступков. Святые Православной Церкви были людьми своей эпохи, часто со своими ошибками и немощами, которые не помешали им приблизиться к Богу.

История святости в христианстве

В Ветхом Завете можно найти примеры первых молитвенных призываний святых. Например, царь Давид в своих обращениях к Богу упоминал праотцов Авраама, Исаака и Израиля.

Уже в первые века христианства были установлены особые дни для почитания угодивших Богу людей. Прежде всего, апостолов и первых мучеников за Христа. Мученическая кончина воспринималась как бесспорное свидетельство богоизбранности, высшая форма служения Богу. Поэтому ещё в эпоху гонений на первых христиан мученики — особо почитаемые православные святые. Дни их смерти рассматривались как дни рождения в Новую жизнь. Проводились богослужебные поминовения мучеников, которые сплачивали христианские общины. Мощи мучеников присутствовали в каждом храме, а их гробницы становились объектом паломничеств. Память о мучениках благоговейно сохранялась и передавалась новым поколениям христиан. В честь этих святых сочинялись молитвословия и церковные службы.

Именно мученичество как торжество благодати над смертью стало первой формой святости, признанной Церковью. Появилась процедура формального прославления мучеников, то есть торжественного общецерковного признания их подвига и святости. На основе почитания мучеников впоследствии развилось почитание и других святых. Для того, чтобы отметить особенности жизни и подвигов различных святых, были сформированы новые лики святости. Развивалось и вероучение о почитании святых как ответ ересям (ложным учениям).

Православные святые и лики святости

Приведём наиболее известные лики святости.

Апостолы – ученики Иисуса Христа (Пётр и Павел).

Бессребреники – православные святые, которые прославились бескорыстием, отказом от богатства ради спасения души (Косма и Дамиан).

Благоверные – благочестивые правители. Как правило, монархи и князья (Александр Невский, Ярослав Мудрый).

Мученики – христиане, которые приняли насильственную смерть за свою веру (Киприан и Иустина). Великомучениками называют тех, кто подвергся особо жестоким мучениям (Пантелеймон, Георгий Победоносец). Священномученики – мученики, которые имели священный сан: епископы, священники, диаконы (Макарий Киевский, патриарх Гермоген). Преподобномученики – мученики-монахи (Евгения Римская, Григорий Печерский).

Исповедники – христиане, которые открыто исповедовали веру и были мучимы за неё, но выжили и умерли своей смертью (Иоанн Русский, Максим Исповедник).

Праведные – почитаемые за праведную жизнь миряне или представители белого духовенства (Иоанн Кронштадтский, Симеон Богоприимец).

Преподобные – монахи-подвижники (Сергий Радонежский, Серафим Саровский).

Пророки – упомянутые в Библии лица, которые проповедовали и возвещали народу Божью волю (Илия, Иоанн Креститель).

Равноапостольные – святые, которые подобно апостолам проповедовали Евангелие и обращали народы в христианство (царица Елена, княгиня Ольга).

Святители – это прославленные в лике святых архиереи (Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник).

Страстотерпцы – христианские святые, которые смиренно и беззлобно понесли страдания за исполнение Заповедей Божьих (князья Борис и Глеб, царь Николай II с семьёй).

Чудотворцы – те святые, которые прославились даром чудотворения (Николай Угодник, Спиридон Тримифунтский).

Юродивые (блаженные) – подвижники, которые во имя Бога приняли на себя образ безумных (Василий Блаженный, Андрей Юродивый).

Молитва Всем святым, от века Богу благоугодившим

Тропарь, глас 4

И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х,/ я́ко багряни́цею и ви́ссом,/ кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися,/ те́ми вопие́т Ти Христе́ Бо́же:/ лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́,/ мир жи́тельству Твоему́ да́руй,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти Го́споди богоно́сныя му́ченики./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь Твою́,// жи́тельство Твое́, Богоро́дицею соблюди́ Многоми́лостиве.

Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, Богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.

Молитва 1-я

К вам, о святи́и вси, я́ко путево́дным свети́льникам, дея́ньми свои́ми освети́вшим путь Небе́снаго восхо́да, аз многогре́шный смире́нно коле́на се́рдца моего́ преклоня́ю и из глубины́ души́ взыва́ю: умоли́те о мне Человеколю́бца Бо́га, да не попу́стит ми еще́ блужда́ти по распу́тиям греха́, но да просвети́т мои́ ум и се́рдце све́том благода́ти Своея́, я́ко да то́ю озаря́ем и подкрепля́ем, возмогу́ про́чее вре́мя земна́го жития́ пра́вою стезе́ю непреткнове́нно преити́ и хода́тайством ва́шим к Преблаго́му Го́споду сподо́блюся, поне́ вма́ле прича́стник бы́ти духо́вныя ва́шея трапе́зы в Небе́сном черто́зе Царя́ сла́вы. Ему́же со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Ду́хом бу́ди сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также: