Сделать на совесть как

Обновлено: 08.07.2024

Другими словами, это индикатор понимания плохого поступка, и если всё сделано как следует, правильно — совесть успокаивается. А теперь обсудим подробнее как понять каждое из этих выражений.

Совесть — это… Определение понятия, значение слова совесть

СОВЕСТЬ
– это чувство моральной ответственности за своё поведение; внутренняя оценка своих поступков, нравственные принципы.

– это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие морально должному.

– это внутренняя оценка человеком своего поведения, самооценка, постоянный мысленный разбор успехов и неудач, достойных и недостойных (умных и глупых, правильных и неправильных и т.п.) поступков.

В словаре Ожегова

СОВЕСТЬ, -и, ж. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н. Со спокойной совестью делать что-н. (будучи уверенным в своей правоте). Угрызения совести. Поступить по совести (как требует совесть). Этот поступок лежит (остается) на его совести (он несет за это моральную ответственность). Надо и с. знать (о чем-н. предосудительном: нельзя так делать, пора прекратить; разг.). И как только у него совести хватило! (как он не постыдился, не постеснялся). * Свобода совести (офиц.) — право исповедовать любую религию или быть атеистом. На совесть (сделать) (разг.) — добросовестно, хорошо. Сработано на совесть. Для очистки совести (разг.) — чтобы не обвинять потом себя в чем-н. По совести, по совести говоря, вводи, ел. — говоря откровенно. || прил. совестный, -ая, -ое (устар.).

Угрызения совести не так страшны, как муки. Это их меньшая степень. Человек испытывает угрызения совести, когда понимает, что сделал что-то неправильное. Он винит себя и теряет к себе уважение, потому что понимает, что этот поступок не совпадает с его моральными принципами. И это неверное деяние необязательно должно быть очень значимым и серьёзным.

Многие люди чувствуют угрызения совести даже по самым пустяковым причинам. Например, сказав что-то неприличное в разговоре или, думая, что обидели кого-нибудь неаккуратно сказанным резким словом и так далее.

Истоки совести

Феномен совести подтверждает, что нравственность является органической частью человеческой личности, и поэтому можно считать вполне обоснованным определение человека разумного вместе с тем как человека морального. Люди нравственны в разной степени, но вряд ли можно найти психически нормального человека, абсолютно лишенного каких-либо моральных начал. Органичность нравственности для человека ярко выражается в том, как проявляется переживание чувства стыда: он краснеет, ему становится жарко, душно, он не знает, куда себя деть, отводит глаза и т. п.

Совесть

Ты возьмешь сейчас 1 конфету себе или позже 2 конфеты — себе и подруге?

Совесть — внутренняя инстанция, заставляющая нас жить честно в отношении наших самых высоких ценностей. Человек, живущий по совести, поступит честно, даже когда ему это совершенно не выгодно.

Совесть выше порядочности: если порядочный человек ориентируется на соблюдение существующих договоренностей, то есть в отношении кого-то, то совесть, включая в себя порядочность, требует от человека верности себе, своим ценностям.

Как правило, совесть осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.

Нужна ли совесть?

Да, нужна, и нужно не убивать совесть и доказывать, что она не нужна, а учиться ей пользоваться. Совесть — мощный нравственный ориентир. Компас, например, тоже ориентир и по нему легко понять, туда ли идешь или нет.

Совесть — это ориентир, только нравственный. Как метафора: для лошадей создают специальные поля, огороженные электрическим забором. Если лошадь коснется — она получит несильный, но ощутимый удар током. Неприятно и лошадь через забор не ломится. Если же такого забора не будет, очень вероятно, что лошади окажутся например на дороге, где их собьет машина или произойдет авария. Получается, изгородь с напряжением сохраняет лошадям жизнь и делает ее безопасной. Такой же изгородью для человека становится совесть. Только как и где ее ставить — решать ему.

Как резюме, совесть в сочетании с умом — это хороший нравственный компас. Однако ж совесть без ума, или ум без совести — это компас без стрелки или без сторон света.

Как пользоваться совестью

Основной принцип — не ждите, пока совесть ударит, думайте заранее. Совесть должна работать не в прошлом, а в будущем. Что толку мучить себя за прошлое? Будущего прошлое уже не изменит. Хороша не та совесть, которая будет глодать вас за совершенные ошибки, а хороша та, которая предохранит вас от ошибок в будущем.

Как это осуществлять?

  • Не спорить с совестью. Признать свои ошибки, спокойно, с достоинством, как минимум про себя. Лучше — написать на бумаге.
  • Подумать, что вы решите, чтобы в будущем таких ошибок не было. Сформулировать четкий, понятный алгоритм действия. Чтобы было проще, представьте, что вы собираетесь рассказать своему воображаемому или реальному ребенку. Он наверняка задаст вам много самых разных вопросов — найдите ответ и на них. Если ребенок, вы думаете, вас поймет — значит вы сформулировали хорошее правило. Лучший способ дружить с совестью — это принимать четкие, осознанные решения на будущее и им следовать. Вот если вы от них будете отклоняться, то, пожалуй, и совесть может стать хорошим помощником (а кто еще так доходчиво вам об этом сообщит??).

Функция (роль) совести

Драгоценным достоянием человечества является создание представлений о совести. Оно обязывает человека ставить себя на место своего ближнего, позволяет ему и даже понуждает его сделать все возможное для облегчения состояния и участи окружающих людей. Чувство совести обязывает человека осуществлять моральный самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, контролировать свои помыслы и действия, осуществлять строгую самооценку вплоть до состояния угрызения совести.

Совесть — мерило сознательности. Разум дает один вариант поведения. Чувство — другой. И пусть разные побуждения руководят человеком в выборе решения или действия, раз в нравственном дуэте ведет совесть, исход будет правильным.

Совесть обладает воспитательным воздействием, поскольку она заставляет человека быть требовательным по отношению к самому себе, не удовлетворяться наличным состоянием.

Совесть выполняет контролирующую функцию по отношению к любым поступкам и целям индивида, его поведению. Эта функция может выражается в угрызениях, укорах, сожалении по поводу уже содеянного или выступать активным волевым элементом морального сознания (предупредительная функция), удерживая индивида от совершения каких-л. поступков или заставляя его совершить какое-л. действие, поступок. Положительной ценностью обладает именно вторая, поскольку благодаря ей удается избежать зла, любых проявлений аморализма, не уронить собственного достоинства и чести. Она также может побуждать человека к совершению конкретных морально одобряемых поступков.

Требовательна и непреклонна совесть. Она велит осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков — анализировать, взвешивать, пропускать через фильтр разума свое поведение, желания, стремления. В таком рационализме, такой рассудочности мораль предшествует расчету, а не расчет морали.

А если моральные критерии — основа, то это верная гарантия невозможности для человека ни приспособления к злу в любом его обличье, ни сделки с совестью, даже тогда, когда человек поставлен в крайне затруднительные ситуации.

Совесть сформировала у людей чувства участливости, сострадания, милосердия.

Сознание совести занимает особую роль в духовной жизни, в поведении человека. Не случайно человеку непорядочному бросают такой упрек: “У тебя совести нет!”. Совесть в таких случаях становится синонимом всей морали. Конечно, нравственный мир человека не сводится только к сознанию совести. Но очевидно, что именно совесть во взаимодействии с долгом является, пожалуй, главным регулятором движений человеческой души, стимулирует многие ее другие нравственные чувства и устремления. Совесть человека отделяет доброе от злого, порождает чувство стыда за недостойные поступки, побуждает помнить о необходимости оставить о себе добрую славу. Совесть предполагает способность человека взглянуть на себя со стороны и оценить свои поступки с точки зрения других людей.

совесть

Знание о чём? Да всё о том же — о добре и зле, о нравственном поведении, о мироустройстве — список можно продолжать бесконечно, но всё это лишь словесные формулы, умственные концепции, философия. А совесть, как уже было сказано, это не книжная формула, а истинное неизменное качество человеческой души.

"Сделано на совесть" - сделано по правилам. "Без зазрения
совести" - значит наплевав на общие правила. "Будет на моей
совести" - взять на себя ответственность за поступок. "Жить по
закону" - не нарушать моральные нормы и закон. "Закон
природы" - так изначально принято в обществе.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Труд

Примеры проявления совести

Совесть представляет собой сложное психологическое явление, принимающее много разных форм. Чаще всего она проявляется как:

  • корректирующий фактор, заставляющий менять своё поведение в соответствии с представлениями о морали и нравственности;
  • побуждающий фактор, заставляющий человека целенаправленно предпринимать действия, соответствующие его идеалам;
  • запрещающий фактор, не позволяющий совершать плохие поступки, за которые будет стыдно перед окружающими или самим собой;
  • оценочный фактор, заставляющий нас оценивать каждый совершённый поступок и оказывающий соответствующее влияние на психоэмоциональное состояние.

Совесть не позволяет человеку игнорировать наличие выбора. Если присутствует возможность сделать (или не сделать) нечто, что повлияет на благополучие других людей, совесть привлекает наше внимание к этому выбору, не позволяя пройти мимо. Кроме того, совесть постоянно оценивает этичность наших мыслей, заставляя нас чувствовать вину даже в случае, если никаких дурных поступков за этими мыслями не последовало.

Совесть в понимании Фрейда

С точки зрения Фрейда, формирование совести связано с психосексуальным развитием. Маленький ребёнок ничего не знает о морали, нравственности, справедливости, эстетике и других категориях, определяющих совесть. Его можно назвать аморальным, поскольку он ещё не умеет ограничивать себя в своих желаниях и не понимает, почему какие-то поступки могут быть плохими. Поэтому роль совести для ребёнка играют родители – они наказывают и поощряют его, давая понять, какое поведение для него является желательным.

Таким образом, Фрейд приписывает совести двойственную природу. С одной стороны, она представляет собой добродетель, обеспечивающую человеку моральный, нравственный и этический самоконтроль. С другой стороны, это суровый внутренний судья, который может подвергнуть человека излишне жестокому моральному наказанию и даже спровоцировать расстройство психики.

Совесть в представлении философов

Поскольку в философии рассматриваются различные трактовки природы совести, её роль в жизни человека также определяется по-разному. Она может рассматриваться и как позитивный фактор, и как негативный. В первом случае совесть считается зовущей, мотивирующей, побуждающей к совершению правильных поступков. Во втором – критичной, судящей, укоряющей, устрашающе-предостерегающей. Также в данное понятие часто вкладывается религиозный подтекст, и совесть рассматривается как голос Бога, наставляющий и направляющий нас.

Отличия совести от стыда

Стыд – это сильно выраженная отрицательная эмоция, возникающая при наличии внешнего наблюдателя. То есть, человек испытывает стыд в тех ситуациях, когда ему кажется, что кто-то неодобрительно воспринимает совершённый им поступок. Ключевая особенность стыда заключается в том, что стыдно может быть перед кем-то. Большинство людей не беспокоится о том, что выглядит смешно, глупо или неуклюже, если этого никто не видит. Основная причина стыда – страх разочаровать другого человека, в результате чего его отношение может измениться в худшую сторону.

В отличие от стыда, совесть – это строго внутреннее качество, моральный компас, подсказывающий нам, какой выбор сделать в той или иной ситуации. Она позволяет нам самостоятельно оценивать свои поступки до, во время и после их совершения. Если обязательное условие для стыда – наличие внешнего наблюдателя, то совести таковой не нужен. Даже точно зная, что о плохом поступке никто не узнает, человек всё равно будет терзаться муками совести.

Стыд – явление относительное, зависящее от культуры. Если в определённом обществе какое-то поведение считается нормой, то и стыда оно не вызывает. В другом обществе такое поведение может считаться предосудительным, и человек, уличённый в чём-то подобном будет сгорать от стыда. Совесть всегда работает одинаково. Конечно, она зависит от моральных и этических представлений, принятых в определённом обществе. Но представления о добре и зле во всех культурах примерно одинаковы.

Откуда берётся совесть?

На протяжении большей части человеческой истории люди приписывали совести божественную природу. То есть, они считали, Бог наделил нас ей, чтобы ограничить возможность вредить окружающим. Но по мере развития философии, биологии и психологии, появились и более научные объяснения. В частности, Дарвин в своих работах об эволюции писал, что у нас есть внутреннее стремление заботиться о других особях своей популяции. И совесть является регулирующим механизмом, который активизируется, если мы начинаем действовать эгоистично.

Если вынести за скобки религиозные и мистические предположения, существует две основных теории возникновения совести:

  • эволюционная (совесть – возникший в результате естественного отбора механизм регуляции отношений в обществе);
  • интуитивная (совесть – эстетическое переживание, стремление к моральному и нравственному совершенству).

Стоит отметить, что вторая теория не отрицает влияния эволюционных процессов. Просто она исходит из того, что совесть – это внутреннее стремление человека к самосовершенствованию, желание быть идеальным, гордиться собой и своим моральным обликом.

Если же говорить о том, откуда берётся совесть у конкретного человека, то здесь также рассматривается два варианта:

  • она является врождённой особенностью;
  • она приобретается в процессе социализации.

Первая версия ближе к эволюционной теории. Она подразумевает, что наличие совести заложено в нас на генетическом уровне. Конечно, для её корректной работы важно, чтобы ребёнок усвоил, что такое добро и что такое зло. Только умея различать эти две категории, возможно руководствоваться совестью при совершении морального выбора. Кроме того, для полноценного формирования совести важно, чтобы ребёнок совершил некоторые ошибки и ощутил её влияние.

Зигмунд Фрейд предложил альтернативную теорию, согласно которой совесть формируется в процессе психосексуального развития. В детстве ребёнок аморален, не умеет отличать добро от зла, не способен ограничивать себя в своих желаниях. Родители и воспитатели, поощряющие или наказывающие его, формируют у него базовые представления о добре и зле, которые и служат основой для совести.

Способы избавления от угрызений совести

Мнение ученых

Природа совести (как и природа многих других человеческих чувств) еще толком не изучена. Вплоть до того, что некоторые и вовсе сомневаются в ее существовании. Однако ученые все же кое-как сформулировали все свои мысли по этому поводу, и вывели весьма туманное, но все же определение. По их мнению, совесть - это потребность человека нести ответственность за свои действия, которая осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.

И если вдуматься в это определение, то невольно напрашивается мысль о том, что корить кого-то, призывая к совести, - занятие, в принципе, бесполезное. Ведь коли "нравственный кодекс" у каждого свой, то и единого критерия совести, единого морального УК быть не может. От такого положения вещей даже страшновато становится, ибо попахивает анархией и вседозволенностью. Благо, не все так плохо на самом деле - большинство внутренних судей, которые, в случае чего начинает пренеприятно капать нам на мозги, воспитаны на общечеловеческих критериях порядочности.

Отшучиваясь от совести

Но говорить о сей высокой материи исключительно всерьез невозможно - с тоски помрешь или сам себя замучаешь за то, что в 5-м классе подложил учительнице кнопку на стул. И люди шутят. Шутят на тему совести оголтело, без устали и со смаком. Михаил Жванецкий, например, говорит, что "совершенно чистая совесть - это признак плохой памяти". И, думается, что он прав абсолютно - таких святых, которые ни разу в жизни никакого, даже самого крохотного проступка не совершили, даже на страницах Библии с трудом найдешь. Хотя, конечно, учительница, севшая на кнопку и обманутые вкладчики АО МММ - это разные вещи. Впрочем, еще неизвестно, кто больше раскаивается в содеянном - тот самый пятиклассник или Сергей Мавроди.

Другой юморист обезоруживающе улыбается: "моя совесть чиста - я ею не пользуюсь". Третий призывает быть гуманнее и подкармливать несчастное животное, ведь "если совесть вас не будет грызть, то она умрет с голоду". Одним словом, люди всячески пытаются ослабить кандалы, которые надевает на них совесть.

Совесть: что это и как с ней жить?

Является ли совесть врожденным качеством или развивается по мере взросления и при правильном воспитании?

Где в мозге человека возникают чувства, составляющие совесть?

Всегда ли совесть играет во благо или из-за нее человек может жертвовать всем, испытывая постоянное чувство вины и страха наказания?

На эти и другие вопросы постараемся ответить в данной статье.

Что такое совесть?

Совесть – это часть личности человека, которая помогает ему делать нравственный выбор между добром и злом, правильным и неправильным, хорошим и плохим. Именно данное качество не дает ему действовать в соответствии с основными побуждениями и желаниями, противоречащими общепринятым моральным нормам. Это то, что заставляет человека чувствовать себя виноватым, когда он сделал что-то плохое или, наоборот, не сделал то, что должен был [VeryWell Mind, 2019].

Согласно теории Фрейда, совесть является частью Суперэго, которое содержит информацию об основных моральных нормах. Данные нормы в ребенка с самого рождения закладывают его родители и ближайшее окружение. Это именно те ценности, которые он усваивает в процессе воспитания. Подрастая, он продолжает впитывать от окружающего его социума информацию о том, что принято считать хорошим и плохим, правильным и неправильным, добрым и злым.

Совесть описывает две вещи: то, что человек считает правильным, и то, как именно он решает, почему это правильно. Она становится стандартом, необходимым для оценки этичности его действий и действий окружающих.

Иногда эти эмоции положительные. Сочувствие, благодарность, справедливость, сострадание и гордость – все это примеры чувств, которые побуждают человека делать что-то для других. К эмоциям, которые останавливают его от определенных поступков, относятся чувство вины, стыда, смущения и страха наказания или осуждения [Science News for Students, 2019].

Откуда берется совесть?

В эволюционной биологии существует точка зрения, выдвинутая теоретиком Бретом Вайнштейном, что способность к моральным дебатам сама по себе имеет социальную функцию. Более того, многие из моральных правил (например, идея о том, что нельзя предавать своих друзей или бросать детей) были явно сформированы естественным отбором, чтобы оптимизировать человеческую способность жить в группах. Другие правила (например, касающиеся правил взаимности) аналогичны: люди глубоко и врожденно чувствуют, что на оказанную услугу следует ответить взаимностью в будущем [Nature, 2019].

Человек – существо биосоциальное. Это означает, что с древних времен люди работали вместе, чтобы добиться главной цели – выжить. Однако человек не единственный вид, который поступает подобным образом. Некоторые виды обезьян (шимпанзе, гориллы, бонобо и орангутаны) так же живут во взаимодействующих группах. То же самое происходит и с некоторыми птицами, которые работают вместе, чтобы вырастить птенцов или собрать пищу для своей социальной группы. Но люди работают вместе так, как не работает ни один другой вид [Science News for Students, 2019].

Черчленд рассказывает о том, как другие приматы, такие как шимпанзе, вели себя, будто у них есть совесть. К подобному поведению можно отнести модели, проанализированные приматологом Франсом де Ваалем: сотрудничество для достижения общих целей, совместное питание, усыновление сирот и разделение горя. Патрисия Черчленд утверждает, что такие примеры указывают на эволюционное происхождение человеческого сознания [Nature, 2019].

Эволюционный антрополог Катарина Хаманн со своей командой из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге провела интересное исследование. В нем дети в возрасте двух-трех лет и детеныши шимпанзе оказались в ситуации, когда им приходилось работать с партнером их собственного вида, чтобы получить вознаграждение в виде угощения.

Для детей задача заключалось в том, чтобы натягивать веревки на концах длинной доски. Когда дети начали тянуть за веревки, на каждом конце доски лежали по две части их награды (конфеты в форме шариков).

Детеныши шимпанзе также работали за угощение. Но во время испытаний они никогда активно не делились полученной наградой со своими партнерами, даже когда работали вместе, чтобы получить лакомство.

Так когда же появилась совесть? Антропологи полагают, что это началось, когда древним людям пришлось работать вместе, чтобы охотиться на крупную дичь. Если они не работали вместе, то они не получали достаточно еды. Только объединившись, они могли охотиться на крупных животных и получать достаточно, чтобы прокормить свою группу в течение нескольких недель. Сотрудничество означало выживание. Тот, кто не помогал, не заслуживал равной доли еды. Это означало, что люди должны были отслеживать, кто принимал участие в охоте, а кто нет. При этом у них существовала система вознаграждения тех, кто участвовал в общем деле [Science News for Students, 2019].

Психически здоровые люди получают удовольствие, совершая добрые поступки совершенно бескорыстно. Они способны испытывать сострадание к другим, гордость за хорошо выполненную работу и чувство справедливости. При этом бесполезное поведение или неспособность решить проблему, заставляет большинство людей чувствовать вину, смущение или даже страх за свою репутацию.

Подобные чувства развиваются рано, еще в дошкольном возрасте. Исследования показывают, что даже очень маленькие дети могут чувствовать себя виноватыми из-за того, что устроили беспорядок. Они также могут почувствовать себя лучше, если помогут этот беспорядок устранить.

Роберт Хепач и Амриша Вайш, ученые из Медицинской школы Университета Вирджинии, провели исследование, в котором изучали изменения в зрачках детей, чтобы понять, насколько виноватыми они себя чувствовали в той или иной ситуации [Science News for Students, 2019].

Зрачки человека могут менять размер в течение дня. Это зависит от освещения, психологического состояния, настроения и многих других факторов. Одной из причин данных изменений, по мнению ученых, является появившееся беспокойство о других и желание им помочь. В своем исследовании Хепач и Вайш наблюдали за расширением зрачков трехлетних детей, чтобы изучить, чувствовали ли они себя виноватыми, считая, что стали причиной несчастного случая.

Перед детьми поставили задачу проложить рельсы так, чтобы игрушечный поезд смог доставить по ним ко взрослому, стоящему в центре комнаты, стакан, наполненный водой. В одной половине испытаний дети самостоятельно нажимали на кнопку компьютера, чтобы запустить поезд. В другой половине кнопку нажимал второй взрослый. В каждом случае поезд опрокидывался, проливая воду еще до того, как добирался до места назначения [Science News for Students, 2019].

Далее одним детям разрешали взять бумажные полотенца, чтобы убрать беспорядок, в остальных случаях взрослый брал полотенца первым. Зрачки детей, которые смогли принять участие в уборке воды, были меньшего размера, чем у детей, молча наблюдавших за тем, как все убирали взрослые.

Ученые отмечают, что чувство вины – очень важная эмоция. Более того, она начинает играть роль в раннем детстве и усугубляется по мере взросления ребенка. Подростки могут чувствовать себя виноватыми из-за того, что не сделали что-то, что должны были сделать, или просто думают о том, чтобы сделать что-то плохое [Science News for Students, 2019].

Нейробиология совести

Исследователи проводили сканирование мозга человека с помощью аппарата функциональной магнитно-резонансной терапии и наблюдали за изменениями активности в его зонах во время просмотра различных сцен. Так, например, некоторым испытуемым предлагали сделать нравственный выбор и решить, кого они смогут спасти от съехавшей с рельс вагонетки: пятерых человек или одного [Science News for Students, 2019].

Вторая сеть – это группа областей мозга, часто называемая матрицей боли. У большинства людей определенная часть этой сети включается, когда кто-то испытывает болезненные ощущения на эмоциональном или физическом уровне.

По мнению психолога, понимание и забота важны. Но наличие совести означает, что люди должны действовать в соответствии со своими представлениями об этом. Вот тут-то и появляется третья сеть – сеть принятия решений. Именно здесь люди взвешивают затраты и выгоды от принятия мер.

Совесть – хорошо или плохо?

Как совесть влияет на жизнь человека? В политике большая часть споров вокруг этого чувства касается права на отказ от военной службы по убеждениям. Следует ли требовать от врачей, выступающих за аборты, делать аборты или направлять пациентов к врачам, которые это сделают? Должны ли священники снимать исповедальную печать и сообщать о лицах, совершивших сексуальные преступления, которые исповедуются перед ними? Можно ли освободить пацифистов от призыва на военную службу из-за их неприятия войны? [VeryWell Mind, 2019].

В последнее время, особенно в медицине, это вызывает споры и множество вопросов. Австралийский специалист по биоэтике Джулиан Савулеску считает, что врачам, работающим в государственной системе, следует запретить возражать против проведения медицинских процедур, поскольку это ставит под угрозу уход за пациентами [VeryWell Mind, 2019].

В ходе этих дебатов происходит столкновение двух мировоззрений. Согласно первому, основная ответственность людей лежит в их личных убеждениях о том, что хорошо и что правильно, согласно второму, данная обязанность уравновешивается потребностями общего блага.

Альтернативой может быть развитие совести согласно некоторому внешнему моральному авторитету, такому, к примеру, как религия, которая действительно является незаменимым помощником в ее формировании.

Таким образом, с одной стороны, совесть относится к внешнему моральному закону, которому люди должны подчиняться, и, с другой стороны, она формируется из личных убеждений, ценностей и переживаний самого человека.

Это приводит к некоторому напряжению, поскольку первое предполагает, что работа совести – это послушное подчинение моральным законам, которые объективны и, следовательно, универсальны для выполнения, в то время как последний предполагает, что совесть – момент достаточно интимный для каждого конкретного человека.

Так, формирование совести является всеобъемлющим процессом, задействующим разум, чувства, эмоции, опыт, интуицию и воображение человека. При этом не стоит отметать значимость критического мышления, поскольку именно оно позволяет адекватно оценивать и анализировать все источники, которые могут влиять на формирование совести человека, не давая им искажать его моральное восприятие. Оно включает в себя поиск истины [The Ethics Centre, 2017].

Совесть сложна, и моральные правила (например, против убийства) сами по себе не являются тем, что кодирует нейробиология. Патрисия Черчленд исследует связанные темы, в том числе отсутствие совести, как при антисоциальном расстройстве личности, или ее избыток, как у людей, которые следуют моральным ограничениям религии с чрезмерной скрупулезностью [Nature, 2019].

Заключение

Совесть, которая является одновременно хорошо сформированной (социальным окружением, образованием и опытом) и хорошо информированной (осведомленной о фактах, доказательствах и т. д.), позволяет людям познавать себя и окружающий мир и действовать соответственно.

Читайте также: