Сделайте вывод почему повесть карамзина называют сентиментальной как сам писатель относится к лизе

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

В конце 18 века ведущим литературным направлением в России был сентиментализм, как и классицизм, пришедший к нам из Европы. Главой и пропагандистом сентиментального направления в русской литературе по праву можно считать Н. М. Карамзина. Его “Письма русского путешественника” и повести – образец сентиментализма.

Так, повесть “Бедная Лиза” (1792) построена в соответствии с основными законами этого направления. Тем не менее, писатель отошел от некоторых канонов сентиментализма европейского.
В произведениях классицизма были

достойны изображения цари, вельможи, полководцы, то есть люди, выполнявшие важную государственную миссию. Сентиментализм же проповедовал ценность отдельной личности, пусть даже незначительной в государственных масштабах. Поэтому главной героиней повести Карамзин сделал бедную крестьянку Лизу, рано оставшуюся без отца-кормильца и живущую с матерью в хижине.

По-мнению сентименталистов, способностью глубоко чувствовать, доброжелательно воспринимать окружающий мир обладают как люди высшего сословия, так и низкого происхождения, “ибо и крестьянки любить умеют”.
У писателя-сентименталиста не было

цели точно отображать действительность. Лизин заработок от продажи цветов и вязанья, на который живут крестьянки, не мог их обеспечить. Но Карамзин изображает жизнь, не стараясь передать все реалистично.

Его цель – пробудить в читателе сострадание. Эта повесть впервые в русской литературе заставила читателя сердцем почувствовать трагизм жизни.
Уже современники отмечали новизну героя “Бедной Лизы” – Эраста. В 1790-е годы соблюдался принцип строгого деления героев на положительных и отрицательных. Эраст, погубивший Лизу, вопреки этому принципу не воспринимался злодеем. Легкомысленный, но мечтательный юноша не обманывает девушку.

Сначала он питает искренние нежные чувства к наивной поселянке. Не задумываясь о будущем, он полагает, что не причинит зла Лизе, будет всегда рядом с ней, как брат с сестрой, и они будут счастливы вместе.
Изменился и язык в произведениях сентиментализма. Речь героев “освободилась” от большого количества старославянизмов, стала более простой, близкой к разговорной. В то же время стала насыщенной красивыми эпитетами, риторическим оборотами, восклицаниями.

Речь Лизы и ее матери витиеватая, философичная (“Ах, Лиза! – говорила она. – Как все хорошо у господа бога. Ах, Лиза! Кто бы захотел умереть, если бы иногда не было нам горя!”; “”Думай о приятной минуте, в которую опять мы увидимся”. – “Буду, буду думать об ней! Ах, если бы она пришла скорее!

Любезный, милый Эраст! Помни, помни свою бедную Лизу, которая любит тебя более, нежели самое себя!”).
Цель такого языка – воздействовать на душу читателя, пробудить в ней гуманные чувства. Так, в речи повествователя “Бедной Лизы” мы слышим изобилие междометий, уменьшительно-ласкательных форм, восклицаний, риторических обращений: “Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!”; “Прекрасная бедная Лиза с старушкою своей”; “Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв ее в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал: “Прости, Лиза!” Какая трогательная картина!”
Большое внимание сентименталисты уделяли изображению природы. События часто разворачивались на фоне живописных пейзажей: в лесу, на берегу реки, в поле. Чувствительные натуры, герои сентименталистских произведений, остро воспринимали красоту природы.

В европейском сентиментализме предполагалось, что близкий к природе, “естественный” человек обладает только чистыми чувствами; что природа способна возвысить душу человека. Но Карамзин попытался оспорить точку зрения западных мыслителей.
“Бедная Лиза” начинается с описания Симонова монастыря и его окрестностей. Так автор связал настоящее и прошлое Москвы с историей обычного человека. События разворачиваются в Москве и на природе. “Натура”, то есть природа, вслед за рассказчиком пристально “наблюдает” за историей любви Лизы и Эраста.

Но она остается глуха и слепа к переживаниям героини.
Природа не останавливает страсти юноши и девушки в роковой момент: “ни одной звездочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения”. Даже напротив – “мрак вечера питал желания”. Непонятное происходит с душой Лизы: “Мне показалось, что я умираю, что душа моя… Нет, не умею сказать этого!”.

Близость Лизы к природе не помогает ей в спасении души: она словно отдает душу Эрасту. Гроза разражается лишь после – “казалось, вся натура сетовала о потерянной Лизиной невинности”. Лиза пугается грома, “как преступница”.

Она воспринимает гром как кару, но природа ничего не подсказала ей ранее.
В момент прощания Лизы с Эрастом природа по-прежнему прекрасна, величественна, но равнодушна к героям: “Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба… вся натура пребывала в молчании”. “Молчание” натуры в трагическую для Лизы минуту расставания подчеркнуто в повести. Природа и здесь ничего не подсказывает девушке, не спасает ее от разочарования.
Расцвет русского сентиментализма приходится на 1790-е годы. Признанный пропагандист этого направления Карамзин развивал в своих произведениях главную мысль: просвещать надо душу, сделать ее сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы.

В сюжете повествовательной линии данного рассказа лежит история о том, как дворянин сумел полюбить простую крестьянку. С точки зрения большого философского смысла, который автор заключил в своей работе, стоит сказать, что он постарался показать героев нейтральными с точки зрения материального статуса. То есть, он хотел показать, что и простые люди достойны любви и уважения в обществе. С точки зрения литературной новизны, стоит сказать, что данный прием был использован впервые. Ведь для творческой жизни литераторов того времени, сословия значили крайне много. Также, можно сказать о том, что через описательные приемы различных элементов в данном произведении, автору удалось сделать комплексную работу, в которой сочетались и лирические отступления, и непрерывность сюжета.

В литературе сентиментализма можно разглядеть духовный мир людей с той точки зрения, что их чувства и переживания в данном жанре выставлялись на первый план. В то время, как это произведение можно назвать весьма трагической историей, ведь изначально, для многих читателей финал произведения может оказаться весьма очевидным, так как отношения между главными героями изначально позиционированы как неравноправные и неравнозначные. Стоит отметить и тот факт, что страдания героев связаны с большим количеством предрассудков в обществе и рядом неодобрительных взглядов, с которыми героям приходится бороться. Стоит сказать, что данное великолепное произведение наполнено глубоким философским смыслом, и помимо этого, оно учит тому, что несмотря на различия в материальном и социальном планах, можно относится друг к другу с уважением и любовью.

Сочинение 3

В повести описывается несчастная любовь крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Крестьянская девушка впервые изображается в литературе как чуткая и одухотворенная личность, ее манеры и речи ни чем не отличаются от людей дворянского происхождения, в итоге в нравственном отношении она оказывается выше их.

Лиза знакомится с Эрастом в Москве, продавая ландыши, что бы прокормить себя и мать после смерти отца. Эраст молодой богатый дворянин легко завоевывает сердце девушки. Молодые люди влюбляются и проводят много времени вместе, но Эраст быстро теряет интерес к крестьянке и вскоре сообщает, что отправляется на войну.

После расставания Лиза очень горюет, она скрывает свои чувства от всех, в том числе, что бы не расстраивать больную мать, проливает слезы в лесу, при этом природа отзывается на ее печаль и как будто птицы горюют вместе с ней. Природа в повести выступает не просто фоном, а способом отразить эмоциональное состояние героев. Даже автор делает лирические отступления и пишет строки о том, что плачет вместе с ней.

Эраст проигрывает все свое состояние в азартной игре во время войны и что бы сохранить свой статус и оплатить долги ему приходится жениться на богатой вдове. Лиза видит его в роскошной карете и узнает о его женитьбе, Эраст пытается выкупить у нее прощения деньгами, не в силах пережить предательство она бросается в пруд, обрывая свою жизнь. Главный герой раскаивается в своем поступке, Карамзин пишет, что это он приводит его на могилу Лизы незадолго до собственной кончины.

Одно доброе чуткое сердце главной героини взбудоражило тысячи сердец и пролило свет на важность и ценность искренних чувств, и не зависимо от положения в обществе, они одинаково важны для счастья.






Карамзин не осуждает героиню за сведение счетов с жизнью. По его мнению, мучение всегда будет вознаграждено. Эмоции и переживания своих персонажей автор соотносит с природой. В начале произведения перед читателем предстает грустный осенний пейзаж, который может привести к меланхолии. Ясное утро мая ассоциируется с пылким признанием в любви героев. Ночная пугающая гроза призвана подтверждать безграничную трагедию Лизаветы.

Признаки сентиментальности


Примеры сентиментализма: персонажи индивидуальны, их эмоции — главная эстетика повести. На первый план выходят размышления героев, их стремления, душевные переживания. В сентиментализме переживание более убедительно и подлинно, нежели само существование.

Разум и эмоции в рассказе

В повести представлены 2 конфликта: внешний — роман аристократа и простолюдинки; внутренний — любовь и предательство Эраста.

Книга наполнена мучениями, даже природа сочувствует Елизавете. В сентиментализме важны изображения чувств, а не проявление ума. В литературном труде Карамзина персонажи живут порывами своей души, рассудок нередко уходит на второй план, и эмоции зачастую противоречат здравому смыслу.

Основные классические литературные направления — классицизм, романтизм, сентиментализм и реализм. Тексты сочинений Карамзина относятся к сентиментализму, так как писатель считал главным благом именно воспитание чувственного восприятия.


— Как часто вам приходилось читать произведения такого характера? Легко ли было читать? Почему? (Не совсем, так как произведение необычное)

— Насколько прочитанное произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? (язык повести намного ближе нам, ее легче читать, чем произведения тех русских авторов, с которыми вы знакомились до Карамзина).

II. Знакомство с личностью Н.М.Карамзина.

Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав/ и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”.

После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе (СЛАЙД 3).

(СЛАЙД 4)

Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина — “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки — натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

— Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.

Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина.

Слайд 5.Тем не менее тринадцати лет литературного творчества оказалось достаточно для того, чтобы приобрести славу великого писателя, реформатора русской литературы и языка, ознаменовать своим именем целый большой период развития русской литературы.

*Выделите в этом высказывании главную мысль и запишите в тетрадь.

Слайд 9. Все современники и литературные потомки видели в Карамзине первооткрывателя и реформатора, совершившего переворот в русской литературе. Карамзин пришел в русскую жизнь одновременно с проникновением первых сентименталистских веяний в русскую литературу. Сентиментализм – литературное направление, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Сентименталисты по-новому оценивали человека: способен ли он на большие, искренние и глубокие переживания.

IV.Беседа о повести “Бедная Лиза”, прочитанной дома (СЛАЙД5).

Сентиментализм – это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Вспомните, что такое литературное направление.
(Можно проверить по последнему слайду презентации).Само название “сентиментализм” (от англ.sentimental– чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.
Сравнительная характеристика классицизма и сентиментализма:
Классицизм
Критерий сравнения

Сентиментализм

Воспитание человека в духе верности государству, культ разума

Основная идея

Стремление представить человеческую личность в движениях души

Основная тематика

Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность

Герои и характеры

Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям

Роль пейзажа

Средство психологической характеристики героев

Трагедия, ода, эпопея; комедия, басня, сатира

Основные литературные жанры

Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

— Вы прочитали повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”. О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2 – 3 предложениях его содержание.

— От какого лица ведётся повествование?

— Какими вы увидели главных героев? Как к ним относится автор?

— Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма?

— Чего вы ждёте от произведений сентиментализма? (Ученики высказывают такие предположения: это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях).

Слайд 10.- Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на два портрета Екатерины II. Автор одного из них – художник-классицист, автор другого – сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Ученики безошибочно определяют, что портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а произведение В.Боровиковского принадлежит сентиментализму, и доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию картин, позу, одежду, выражение лица Екатерины на каждом портрете).

Слайд 11,12. Запись определения сентиментализма.

— Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика? (Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей).

— В чем смелость, новизна позиции автора? ( Внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира человека).

УРОК 2. Анализ повести

1)
Пейзаж. А
теперь совершим небольшую прогулку по окрестностям Москвы. Учащиеся находят в начале повести строки, описывающие объекты.

*Какое настроение создаёт у вас пейзаж? Какова его роль в повести? (Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт читателям печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Необычность пейзажа в том, что он имеет духовно-эмоциональный характер.)

*Только ли сословные барьеры разделяют героев? Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставим героев.(Слайд 25)

2)Сопоставление героев

Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу.

Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная… крестьянка.

Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…

  • Сделайте вывод о том, только ли социальные барьеры разделяют героев. (Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.)

Определяем по тексту повести, какие ценности значимы в каждом из миров героев. Два ученика записывают на доске версии, предлагаемые учащимися. На доске и в тетради фиксируется запись:
3)Образ Лизы.
Деятельность учащихся

-Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?

— Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

— Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

— В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

— Чем занималась Лиза целыми днями?

Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты.

— А почему Лизе пришлось работать?

Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни.

— Что можете сказать о матери Лизы?

-Как, по-вашему, она воспитывала дочь?

— С какой целью образ матери Лизы введён в повесть?

— Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы? На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?

— Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу.

— При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек.

— Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем.

Он – с розовыми губами.

— Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

Он узнал, что любим страстно новым, чистым, открытым чувством.

Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. Чисты и непорочны были их чувства.

5) Взаимоотношения героев.

— О чем предупреждает автор Эраста?

-Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

— Каково отношение автора к Лизе?

— В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?

— Чем закончились отношения героев?

Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета.

-Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст?

Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове. Эраст несчастлив, так как женился без любви.

IV. Подведение итогов.

— Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?

-Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство? (Нет. Он убежден, что всякое страдание получит награду).

Слайд 28. — Дайте характеристику образу рассказчика? (Образ автора-повествователя включён в образную структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего (говорящего) лица, — это своеобразный эстетический центр всей повествовательной структуры, к которому стягиваются все ее смысловые и формальные уровни, поскольку автор-повествователь — это единственный посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю).

в повести выражен просветительский характер, резко противопоставляется деревня городу;

в основе эстетики – подражание природе, идеализация патриархального быта;

герои более индивидуализированы; их чувства становятся центральной эстетической категорией повести; идиллическая жизнь героини — на лоне природы; духовный мир простолюдинки богат, в ней — культ врожденной нравственной чистоты; автор представляет героиню в движениях души, мыслях, чувствах,

— Таким образом, на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым показывая многоликость этого чувства и как бы давая понять, что оно может быть как прекрасно, так и опасно.

Вопросы для обсуждения:


  1. Истоки сентиментальной прозыКарамзина.

Для Карамзина характерно внимание не только к английской и немецкой поэзии, но и к античности.

Лирическая манера повествования создает определенное на строение. Этому в повести служит и пейзаж, на фоне которого развивается действие, пейзаж, созвучный настроениям героев, и особый интонационный строй речи, делающий прозу Карамзина мелодичной, музыкальной, ласкающей слух и действующей на душу читателя, который не мог не сопереживать героям.

Противники стилистической реформы Карамзина жестоко упрекали его в офранцужении русского языка — в чрезмерном засорении галлицизмами. Ориентация Карамзина на французский язык в первый период его литературной деятельности, действительно, принимала подчас характер механического перенесения в русский язык французских слов, выражений и оборотов, засорявших его не менее чем прежние славянизмы и латинизмы. Однако в дальнейшем сам Карамзин пытался освободиться от этого

Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей ‹…›: великолепная картина, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах… ›. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые ‹…› наделяют алчную Москву хлебом. ‹…›

Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, - стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. ‹…› Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества - печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного Бога ожидала помощи в любых своих бедствиях (1 , 605-606).

Внешний и внутренний конфликт повести

“Бедная Лиза” – повесть о трагической любви. Простая, крестьянская девушка Лиза, живущая в окрестностях Москвы, отправляется в город торговать цветами. Там она встречает молодого человека по имени Эраст. Они влюбляются друг в друга.

Сюжет повествования основывается на системе внутренних и внешних конфликтов. Внешний конфликт представляет собой социальное противоречие: он – дворянин, она – крестьянка. Герои страдают из-за общественных предрассудков, но затем начинают верить в то, что сила любви преодолеет их. И читателю в определенный момент кажется, что история любви будет иметь счастливый финал. Но в повести есть и другие конфликты, которые развивают действие трагическим образом. Это внутренний конфликт в душе Эраста, возникший из-за сложившихся жизненных обстоятельств. Герой уезжает в расположение действующей армии, а Лиза остается его ждать, поверив обещаниям и признаниям своего возлюбленного. Проиграв в карты деньги и имение, Эраст оказывается неспособным заплатить образовавшиеся долги. И тогда он находит единственный выход: жениться на богатой невесте. Лиза случайно узнает о предательстве и решает утопиться. Мотив самоубийства тоже был новым для русской литературы. Узнав о смерти любимой, Эрасмт мучительно переживает свое предательство. Об этом мы узнаем из концовки повести.

Эта история вызывает сочувствие в сердцах читателей к персонажам повести. Автор тоже сочувствует своим героям. Авторская позиция видна в названии повести. Эраста мы тоже не можем назвать отрицательным героем, этот образ вызывает сочувствие тем искренним раскаянием, которое он испытывает, осознав весь ужас своего поступка, глубину предательства, приведшего к смерти Лизы. Авторская позиция выражается и через прямые высказывания, принадлежащие в повести повествователю: “Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце”


  1. Система образов повести. Принципы изображения любовного чувства. Психологическая сложностьхарактеров.

Молоденькая, привлекательная девушка, в 15 лет осталась без отца. Трудолюбивая и усердная Лиза усиленно работает, помогая своей старой матери. Она вяжет носки, изготавливает холсты, в летнее время собирает ягоды и цветы, и носит все это на продажу в Москву. Это чистая и скромная девушка, с чувствительной и ранимой душой. Влюбившись в молодого офицера, полностью отдается своим чувствам. Доверчивая и наивная, она искренно верит в любовь Эраста. Узнав о его женитьбе, не может пережить измены, и заканчивает жизнь самоубийством.\

Пожилая женщина, больная, сильно переживает смерть мужа. Очень добрая и чувствительная, любит и жалеет Лизу. Ее мечта – выдать замуж дочь за хорошего человека. Общительная старушка, любит вести разговоры с Эрастом. Ей нравится молодой человек, но она не представляет его Лизиным мужем, так как хорошо понимает социальное неравенство. Услышав о смерти дочери, сердце старушки не выдержало, и она умерла вслед за ней.

Автор рассказывает о несчастной любви двух молодых людей, историю которых узнал от Эраста. Это хороший и честный человек, умеющий глубоко чувствовать и сострадать. С нежностью и восхищением автор описывает образ несчастной девушки, с пониманием и сочувствием относится и к Эрасту. Он не осуждает молодых людей, и посещает Лизину могилку из самых светлых побуждений.

При жизни был зажиточным крестьянином, вел трезвый образ жизни, умел и любил трудиться, чему научил и свою дочь. Был любящим мужем и заботливым отцом, его смерть принесла семье много страдания.

Богатая вдова

Автор вскользь упоминает об этой даме. Это уже пожилая женщина, давно влюблена в молодого офицера. Чтобы окончательно не разориться, Эраст женится на ней.

Молоденькая девушка, соседка Лизы. Именно к ней обращается Лиза перед смертью. Анюта честная и надежная девушка, которой можно доверять. Лиза попросила Анюту передать матери деньги, и объяснить ей причину своего поступка. Растерявшаяся от безумной речи Лизы, от ее внезапного броска в реку, Анюта не сумела оказать помощь тонущей соседке, и с плачем побежала в деревню за помощью.

Пейзаж – это одно из основных средств раскрытия чувств, душевных переживаний и волнений главной героини.

Проходит пора невинных отношений, Лиза с Эрастом становятся близки. Девушка чувствует себя грешницей, внутреннее смятение Лизы предстает в образе безлунной черной ночи, когда небосвод изредка освещается вспышками молнии, а тишину нарушают раскаты грома. Тревога, смятение царствуют в душе молодой героини. Гроза становится предвестником трагичного финала повести.


  1. Речевая характеристика, мимика, жест, художественная деталь как средства создания образа. Портрет и его роль вповести.

Герой повести Карамзина – отнюдь не злодей, не насильник и не расчётливый, коварный соблазнитель. Он действительно увлёкся Лизой, искренне восторгался её красотой, её душевной чистотой, её нравственным обликом.

В образе Эраста впервые намечен тип разочарованного русского аристократа, предшественника Онегина, Печорина и т.д. В образе Эраста Карамзин изображает противоречия человеческого характера.

Карамзин психологически достоверно раскрывает процесс зарождения и развития чувства у своих героев. Средствами создания психологической сложности их характеров выступают динамика и изменчивость чувства, портрет, пейзаж (природа – действующее лицо повести), речевая характеристика, интонация, мимика, жест, художественная деталь:

 «Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери своей побежала на погреб – принесла чистую кринку, покрытую чистым деревянным кружком, – схватила стакан, вымыла, вытерла его белым поло-

тенцем, налила и подала в окно, но сама смотрела в землю. Незнакомец выпил – и нектар из рук Гебы не мог показаться ему вкуснее. Всякий догадается, что он после того благодарил Лизу и благодарил не столько

 «Эраст выскочил на берег, подошёл к Лизе и – мечта её отчасти исполнилась: ибо он взглянул на неё с видом ласковым, взял её за руку… А Лиза, Лиза стояла с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим

 «Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком расположении, в каком из неё вышла. На лице и во всех её движениях обнаруживалась седечная радость. "Ах, матушка! Какое прекрасное утро! Как всё ве-

Несмотря на то, что социальная тема в повести теряет свою остроту, переходя в любовную историю, Карамзин проявил определённую смелость, утверждая внесословную ценность человека. Мало того, открытие насчёт умения любить, встречаемого и среди крестьянок, наводило на мысль о том, что у крестьян, у народа есть какие-то личные функции, неподнадзорные, неподвластные монарху и не имеющие прямого отношения к исполнению своего долга в обществе.

Русская литература 18 века славится появлением первых сентиментальных произведений, которые открывают перед читателем внутренний мир героев, их чувства и переживаниях. Он выставляет на показ личные жизни, со всеми радостями и трагедиями.

К большому сожалению, любовь их была несчастной и без счастливого конца. Лиза – прекрасное создание, идеальна как внутри, так и снаружи. Ее богатый внутренний мир позволил ей полюбить человека и быть преданной этой любви до конца. Эраст – образованный, умный человек. Но его внутренний мир совершенно не сравнится с миром возлюбленной. Да, он испытывал чувства любви, но, из-за своей ветрености и нерешительности, не смог женится на Лизе.

Он, проиграв в карты, вынужден связать свою жизнь с богатенькой вдовой. Но, те чувства, которые он испытывал к Лизе, остались с ним навсегда. Узнав о кончине своей любимой, он винит именно себя в ее смерти и называется убийцей.

Автор повести открывает перед читателем два мира: деревню – чистую, тихую и город – с массой дерзких соблазнов, которые эту чистоту и разрушают.

Также, мы можем обратить внимание на сравнение двух образов в данной повести. Лиза – бедная крестьянка, относящаяся к самым низким слоям общества, может любить и чувствовать намного сильнее, чем образованный, возвышенный дворянин Эраст. Эта милая, хрупкая девушка способна на серьезные, настоящие поступки, которые совершенно противоречат нравам и морали.

На фоне развития несчастных любовных отношений, автор особое внимание уделяет Природе, ее красоте и чистоте. Природа была отдельным образом в повести, и только такая прекрасная девушка, как Лиза, могла общаться с ней.

Карамзин создает в своей повести эталон женской души, которая может любить и быть верной, которая преданна при любых жизненных обстоятельствах. И эталон такой женщины предстает перед нами – читателями и современниками. Эраста же автор не обвиняет в случившемся. Он показывает правду жизни и того общества.

Читайте также: