Сделайте вывод как соли окрашивают пламя заполните таблицу

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Если по периметру конфорки газовой плиты положить кристаллики поваренной соли и зажечь конфорку, то пламя вместо обычного синего (холодное) цвета станет ярко-желтого, которое излучает больше тепла и света.
За один-второй десяток минут явление исчезает.
Почему это происходит? Неужели меняется хим. состав соли?

И все опять неправы - чуть-чуть. Да, ионы натрия окрашивают пламя в желтый цвет - это используется в спектроскопии. А вот исчезает окраска по другой причине. Температуры пламени конфорки недостаточно даже для того, чтоб расплавить хлорид натрия - не говоря уже о его испарении. Но - всем, думаю, известно, насколько соль гигроскопична.. . Так вот, при нагревании вода испаряется, но слишком быстро - практически вскипая. И, вскипая, отрывает от кристаллов соли микроскопические частицы, которые, попав в пламя, и дают столь характерное окрашивание. Ачере некоторое время вся вода просто испаряется, вскипать нечему, "бросать" в пламя частички соли нечему - вот окраска и исчезает. Проверить легко - если горелку плиты намазать пересыщенным раствором соли так, чтобы сопла горелки были тоже измазаны (т. е. в пламя все время попадала соль натрия) и дать воде испариться, то желтое окрашивание не исчезнет никогда - пламя все время будет желтоватым. Хотя интенсивность окрашивания в первые минуты будет выше - все по той же причине.

Катионы натрия, входящие в состав поаврнной соли, изменяют цвет пламени. Все щелочные металлы изменяют цвет пламени.

Любое вещество в нагретом состоянии излучает. Цвет излучения зависит от состава вещества.
Ионы натрия дают жёлтую окраску. Медь зелёную. Калий красную.

так никто и не ответил, почему чере 10-20 минут окраска исчезает.
Нет, химический состав соли не изменяется, она просто при повышенной температуре переходит в газовое состояние, и через некоторое время просто испаряется.

Цвет пламени при горении соединений, содержащих металлы - стронций, литий, кальций, натрий, железо, молибден, барий, медь, бор, теллур, таллий, селен, мышьяк, индий, цезий, рубидий, калий, свинец, сурьма, цинк. Цвет пламени спирта.

Про спирт: хотя чистый этиловый спирт горит синим пламенем, а метиловый спирт горит зелёным пламенем - технические присадки поменяют цвет в соответствии с таблицей ниже, что не позволяет достоверно отличить метиловый спирт от этилового по цвету пламени, да и остальные способы малонадежны. Не пейте неизвестно какой спирт - вероятность умереть, если это метанол, выше 80%.

Металл, входящий в соединение Цвет пламени Цвет пламени при горении соединений, содержащих металлы - стронций, литий, кальций, натрий, железо, молибден, барий, медь, бор, теллур, таллий, селен, мышьяк, индий, цезий, рубидий, калий, свинец, сурьма, цинк.
Стронций Sr Темно-красный
Литий Li Малиновый
Кальций Ca Кирпично-красный
Натрий Na Желтый
Железо Fe Светло-желтый
Молибден Mb Желто-зеленоватый
Барий Ba Желтовато-зеленый
Медь Cu Ярко-зеленый или сине-зеленый
Бор B Бледно-зеленый
Теллур Te Зеленый
Таллий Tl Изумрудный
Селен Se Голубой
Мышьяк As Бледно-синий
Индий in Сине-фиолетовый
Цезий Cs Розово-фиолетовый
Рубидий Rb Красно-фиолетовый
Калий K Фиолетовый
Свинец Pb Голубой
Сурьма Sb Зелено-синий
Цинк Zn Бледно сине-зеленый

Дополнительная информация от Инженерного cправочника DPVA, а именно - другие подразделы данного раздела:

Если Вы не обнаружили себя в списке поставщиков, заметили ошибку, или у Вас есть дополнительные численные данные для коллег по теме, сообщите , пожалуйста.
Вложите в письмо ссылку на страницу с ошибкой, пожалуйста.

Очень красивый научный эксперимент от профессора Николя "Цветное пламя" позволяет получить пламя четырех разных цветов, используя для этого законы химии.


Набор интереснейший, мы действительно на пламя насмотрелись, удивительное зрелище! Интересно всем: и взрослым, и детям, так что очень рекомендую! Плюс в том, что этот опыт с огнём можно провести и дома, не обязательно выходить на улицу. В наборе есть чашки-плошки, в которых горит таблетка сухого горючего, всё безопасно, и на деревянном полу (или столе) можно поставить. Из серии опытов профессора Николя.

Лучше, конечно, под присмотром взрослых опыт проводить. Даже если дети уже немаленькие. Огонь всё же - штука опасная, но при этом . жутко (тут именно это слово подходит очень точно!) интересная!



Фото упаковки набора смотрите в галерее в конце статьи.

Набор 'Цветное пламя' содержит все необходимое для проведения эксперимента. В набор входят:

  • иодид калия,
  • хлорид кальция,
  • раствор соляной кислоты 10%,
  • сульфат меди,
  • нихромовая проволока,
  • медная проволока,
  • хлорид натрия,
  • сухое горючее, чашка для выпаривания.


Единственное, есть у меня некоторые претензии к производителю - я ожидала найти в коробочке мини-брошюру с описанием химического процесса, который мы здесь наблюдаем, и объяснение, почему пламя становится цветным. Такого описания здесь не оказалось, так что придётся обратиться к энциклопедии по химии (обзор книг по химии здесь). Если, конечно, будет такое желание. А желание у старших детей, конечно, возникает! Младшим детям, конечно, никакие объяснения не нужны: им просто очень интересно смотреть, как меняется цвет пламени.

На обратной стороне коробки-упаковки написано, что нужно делать, чтобы пламя стало цветным. Сначала делали по инструкции, а потом стали просто пламя разными порошками из баночек посыпать (когда убедились, что всё безопасно) - эффект потрясающий. Всполохи красного пламени в жёлтом, ярко-салатовое пламя, зелёное, фиолетовое. зрелище просто завораживает.


Очень здорово покупать на какой-нибудь праздник, это гораздо интереснее любой петарды. И на новый год будет очень здорово. Мы жгли днём, в темноте было бы ещё эффектнее.

Реактивы у нас после сжигания одной таблетки ещё остались, так что, если взять другую таблетку (купить отдельно), можно повторить опыт. Глиняная чашка отмылась довольно хорошо, так что её на много опытов хватит. А если вы на даче, то порошок можно посыпать и на огонь в костре - он тогда, конечно, быстро кончится, но зрелище будет фантастическое!

Добавляю краткую информацию о реактивах, которые идут в комплекте с опытом. Для любознательных детишек, которым интересно узнать больше.

Окрашивание пламени


Стандартный способ окрашивания слабосветящегося газового пламени - введение в него соединений металлов в форме легколетучих солей (обычно, нитратов или хлоридов):

желтое - натрия,

красное - стронция, кальция,

зеленое - цезия (или бора, в виде борноэтилового или борнометилового эфира),

голубое - меди (в виде хлорида).

В синий окрашивает пламя селен, а в сине-зеленый - бор.

Температура внутри пламени различна и с течение времени она меняется (зависит от притока кислорода и горючего вещества). Синий цвет означает что температура очень высокая до 1400 С, желтый - температура чуть меньше, чем когда синее пламя. Цвет пламени может меняться в зависимости от химических примесей.

Цвет пламени определяется только его температурой, если не учитывать его химический (точнее, элементный) состав. Некоторые химические элементы способны окрашивать пламя в характерный для этого элемента цвет.


В лабораторных условиях можно добиться совершенно бесцветного огня, который можно определить лишь по колебанию воздуха в области горения. Бытовой же огонь всегда "цветной". Цвет огня определяется температурой пламени и тем, какие химические вещества в нём сгорают. Высокая температура пламени дает возможность атомам перескакивать на некоторое время в более высокое энергетическое состояние. Когда атомы возвращаются в исходное состояние, они излучают свет с определённой длиной волны. Она соответствует структуре электронных оболочек данного элемента.

Голубой огонек, например, который можно видеть при горении природного газа, обусловлен угарным газом, который и придаёт пламени этот оттенок. Угарный газ, молекула которого состоит из одного атома кислорода и одного атома углерода, является побочным продуктом горения природного газа.

Калий - фиолетовое пламя


Калий (нем. Kalium, франц. и англ. Potassium) — один из важнейших представителей группы щелочных металлов.


Калий — металл наиболее электроположительный после рубидия и цезия. В чистом сухом воздухе при обыкновенной температуре он не изменяется, в обычном — покрывается слоем едкого калия и углекислой его соли; в свежем разрезе в темноте светится, а в тонких пластинках окисляется столь быстро, что может загореться; расплавленный и нагретый, он также горит; пламя его обладает фиолетовым цветом. Вследствие такой склонности к окислению и является необходимым сохранять его под нефтью.



Открывают присутствие калия по фиолетовой окраске газового беcцветного пламени, которая получается при внесении в пламя его соединений, особенно галоидных, на ушке платиновой проволоки (вот почему в опыте нужно вносить калий в пламя на проволоке - эффект изменения цвета пламени тогда заметнее); в присутствии солей натрия окраску наблюдают через синее кобальтовое стекло или через раствор индиго, помещенный в призматический стеклянный сосуд. Спектр пламени характеризуется двумя линиями - красной и фиолетовой.

Кальций хлористый - красное пламя


При нагревании на воздухе или в кислороде кальций воспламеняется и горит красным пламенем с оранжевым оттенком. С менее активными неметаллами (водородом, бором, углеродом, кремнием, азотом, фосфором и другими) кальций вступает во взаимодействие при нагревании.


При внесении в пламя растворимых солей кальция пламя окрашивается в кирпично-красный цвет.


При нагревании в кислороде и на воздухе кальций воспламеняется, сгорая ярко-красным пламенем, при этом образуется основной оксид СаО, который представляет собой белое, весьма огнестойкое вещество, температура плавления которого примерно 2 600 °C. Оксид кальция также известен в технике как негашеная или жженая известь.

Соляная кислота и медь - зелёное пламя

Медь придает пламени зеленый оттенок. При высоком содержании меди в сгораемом веществе пламя имеет яркий зеленый цвет, практически идентичный белому. В зеленый цвет пламя окрашивает борная кислота или медная (латунная) проволока, смоченная в соляной кислоте.

При смачивании соляной кислотой пламя окрашивается в голубой цвет с зеленоватым оттенком.


1) В зеленый цвет пламя окрашивает борная кислота или медная (латунная) проволока, смоченная в соляной кислоте.

2) В красный цвет пламя окрашивает мел, смоченный в той же соляной кислоте.

При сильном прокаливании в тонких осколках Ва-содержащие (Барий-содержащие) минералы окрашивают пламя в желто-зеленый цвет. Окрашивание пламени можно усилить, если после предварительного прокаливания смачивать минерал в крепкой соляной кислоте.


Окислы меди (в опыте для зелёного пламени используются соляная кислота и кристаллики меди) дают изумрудно-зеленое окрашивание. Прокаленные Cu-содержащие соединения, смоченные НС1, окрашивают пламя в лазурно-голубой цвет CuС12). Реакция очень чувствительна.


Зеленый цвет и его оттенки огню придают также барий, молибден, фосфор, сурьма.

Азотнокислый и солянокислый растворы меди имеют голубой или зеленый цвет; при прибавлении аммиака цвет раствора изменяется в темно-синий.

Жёлтое пламя - соль


Для желтого пламени требуется добавка поваренной соли, нитрата натрия или хромата натрия.

Попробуйте посыпать на конфорку газовой плиты с прозрачно-голубым пламенем чуть-чуть поваренныой соли - в пламени появятся жёлтые язычки. Такое жёлто-оранжевое пламя дают соли натрия (а поваренная соль, напомним, это хлорид натрия).

Жёлтый цвет - это цвет натрия в пламени. Натрий есть в любом природном органическом материале, поэтому пламя мы обычно и видим жёлтым. А желтый цвет способен заглушить другие цвета - такова особенность человеческого зрения.

Желтые язычки пламени появляются при распадении солей натрия. Такими солями очень богата древесина, поэтому обычный лесной костер или бытовые спички горят желтым пламенем.

Секреты сумасшедшего профессора Николя
Цветное пламя


Фото упаковки - сбоку. Набор для экспериментов.


Серия химических опытов с профессором Николя.


Цветное пламя - состав набора.


Обратная сторона упаковки - как добиться цветного пламени.



Весь состав набора - чашки (глиняная и стеклянная, потом и для других опытов пригодятся), проволока, реактивы.


Рядом с куклой ростом 18 см для размера.


Химические реактивы для опыта Цветное пламя - на каждой коробочке подписано, что это такое.




Цветная химия. Причины окраски соединений и ионов d-элементов


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Изучая, экспериментируя, наблюдая,

старайтесь не оставаться у поверхности фактов.

Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения,

Введение

Электроны- это устойчивые элементарные частицы с отрицательным электрическим зарядом, являющиеся составной частью атомов веществ. Движущиеся вокруг ядер атомов электроны образуют энергетические уровни, которые определяют электрические, оптические, химические свойства атомов, ионов и молекул. Важную роль играют электроны, которые принимают участие в образовании химических связей: у атомов элементов главных подгрупп- это электроны внешнего энергетического уровня, у элементов побочных подгрупп- как правило, электроны внешнего и предвнешнего энергетических уровней [1, 5].

С помощью световой, тепловой или иной энергии внешние и частично предвнешние электроны можно привести в возбужденное состояние и тогда происходят настоящие чудеса- вещество или раствор приобретают окраску, излучает видимый свет или другие лучи.

Цель настоящей работы заключалась в изучении некоторых причин существования цвета растворов веществ, испускания видимого света некоторыми веществами и практического использования этих феноменов.

Задачами исследования стали:

1.определение энергии возбуждения электронов у металлов разных групп периодической системы Д.И.Менделеева;

2. изучение проявления явления возбуждения электронов в природе;

3. изучение использования явления возбуждения электронов в науке и практике.

Объектами исследования являлись некоторые соли щелочных, щелочно - земельных, переходных металлов и их растворы; поделочные камни.

Метод исследования- определение энергии возбуждения электронов по цвету пламени.

Установленная в работе связь в ряду: величина энергии возбуждения электронов- строение атома- применение вещества, позволяет

-глубоко изучить причины распространенных свойств и явлений (цвет, свет),

- увидеть межпредметные связи химии, физики, минералогии, искусства.

Таблицы, модели, схемы, которые составлены для работы, могут быть использованы на уроках химии, физики, географии, искусства.

Работа изложена на 14 страницах, содержит 3 рисунка, 2 таблицы, приложение.

Глава 1.

Литературный обзор

Цвета радуги, цветная палитра, цветовое решение интерьера, цветная репродукция - эти словосочетания мы слышим очень часто в повседневной жизни. А цвета есть и в химии!

Итак, проблема, которую я планирую решить в ходе исследования - почему одни вещества или растворы имеют цвет, а другие -бесцветные или другими словами: в чем причина существования цвета?

Передо мной растворы веществ, чьи формулы- NaCl , LiClO4, ZnSO 4, FeSO 4, CuSO 4, K 2 Cr 2 O 7, KCrO 4, KMnO 4. Это соли, т.к. - это вещества, которые в воде диссоциируют на катионы металлов и анионы кислотных остатков [2]. Невооруженным глазом заметно, что растворы NaCl , LiClO4, ZnSO 4, бесцветные; FeSO 4 – грязно-желтый, CuSO 4 – голубой, K 2 Cr 2 O 7 - оранжевый, KCrO 4 - ярко-желтый, KMnO4 -фиолетовый. Приведу уравнения диссоциации этих солей:

Можно сделать вывод о том, что если соли диссоциируют в воде на ионы, то они являются материальными носителями окраски растворов окрашенных солей- FeSO 4, CuSO 4, K 2 Cr 2 O 7, KCrO 4, KMnO4.

В дополнительной литературе прочитала [7, 9], что существуют ионы, которые в гидратированном состоянии бесцветны- Na + , K + , Zn 2- Cl -, NO 3 - , SO 4 2- и ионы, которые в гидратированном виде окрашены – Cu 2+ , Fe 2+ , MnO 4 - , Cr 2 O 7 2- , Co 2+ , Ni 2+ .

Таким образом,первая причина существования окрашенных веществ- ионный состав вещества.

Однако, при некоторых условиях цвет вещества или раствора не проявляется. Когда это бывает? В темноте! С чем это связано? Видимо, цвет вещества - это результат взаимодействия вещества и света. Обратимся к рисунку № 1

Рис.№1 Причина существования окраски веществ

Когда свет солнца падает на вещество, он может полностью отразится от вещества - в этом случае вещество кажется нам белым. Если свет полностью поглощается веществом - мы видим его черным! Но если свет с определенной длиной волны отражается, а свет с другой длиной волны поглощается, то мы видим вещество окрашенным. Окраска вещества определяется длинами волн отраженного от него света.

Поглощение света ионами металлов обусловлено наличием неспаренных d-электронов в этих ионах. Неспаренные электроны поглощают порцию световой энергии и переходят на более высокий энергетический подуровень в пределах уровня (рис.2) [8]. Переход электрона на более высокий подуровень называют возбуждением электрона. Затем электрон спускается на низкий энергетический подуровень и при этом спускает энергию в виде окрашенного света, его мы видим, как цвет вещества.

Рис.2 Возбуждение d -электрона светом

Таким образом, вторая причина существования окраски вещества кроется в строении атома элемента.

А может ли быть другой источник энергии, кроме световой, для возбуждения электронов? Да! Тепловая!

При нагревании вещество также испускает лучи. В 1900 году М.Планк (Германия) высказал предположение, что вещества испускают и поглощают энергию дискретными порциями, названными квантами.

При квантовом переходе из одного энергетического состояния в другое выделяется или поглощается энергия, что объясняет происхождение атомных спектров. Спектр служит одной из важнейших характеристик атома и отражает его внутреннее строение.

Например, при внесении металла или его соли в пламя горелки образующийся пар взятого вещества, состоящий из атомов или ионов металлов, поглощает и испускает фотоны (кванты излучения) с определенной длинной волны λ. Если λ соответствует видимой области спектра, то пламя окрашивается в определенный цвет.

Рис.3 Длина волны λ видимогосвета спектра испускания.

По цвету пламени, сравнивая его со спектром видимой области (рис.3), определяем λ и рассчитываем энергию активации Еа электронов в атомах или ионах исследуемого металла по формуле Планка:

Еа = hν = h ( c / λ), где

h =6,6 · 10 -34 Дж с –постоянная Планка;

c = 3 · 10 8 м/с –скорость света.

Глава 2.

Объекты и методы исследования

2.1 Характеристика объектов.

2.1.1. Соли щелочных, щелочноземельного и переходных металлов.

Исследуемые объекты приведены в таблице №1.

Соли щелочных металлов

Соль щелочноземельного металла

Соли d -элементов

LiClO 4 - хлорат лития, соль белого цвета

NaCl - хлорид натрия, соль белого цвета

SrCl 2-хлорид стронция, соль белого цвета

CuSO 4-сульфат меди ( II ), соль белого цвета

NiCl 2-хлорид никеля ( II ), соль зеленого цвета

ZnSO 4-сульфат цинка, соль белого цвета

Таб. 1 Соли щелочных, щелочноземельного металла, соли d -элементов.

2.2 Методика исследования энергии возбуждения электронов в атомах или ионах металлов

Чистую и предварительно прокаленную стальную проволоку погрузить в соль металла, а затем внести в не коптящее пламя спиртовки. Отметить цвет пламени (Приложение, фото 1-5). Пользуясь рисунком 3 (спектром видимой области), определить длину волн испускаемых фотонов и рассчитать энергию активации электронов атома исследуемого металла [10].

2.3. Полученные результаты и расчеты.

Энергия активации электронов Еа, Дж

3,046 . 10 -19

3,41 . 10 -19

3,09 . 10 -19

3,96 . 10 -19

3,96 . 10 -19

3,96 . 10 -19

Таб.2 Длина волны испускаемых фотонов и энергия активации электронов атомов

Из таблицы видно, что самая низкая энергия возбуждения электронов у атомов щелочных металлов, причем среди щелочных металлов уменьшение происходит от лития к натрию. Это закономерно, т. к. в пределах подгруппы щелочных металлов наблюдается рост радиуса атомов и легкость отдачи единственного внешнего электрона.

Энергия возбуждения электронов щелочноземельного металла стронция должна быть больше энергии возбуждения электронов щелочных металлов, т.к. происходит компактизация атомов в пределах периода и увеличение числа внешних электронов до двух.

Самая высокая энергия возбуждения электронов в атомах переходных элементов или d - элементов. Это объясняется особенностью строения атомов: происходит застройка d -подуровней предвнешнего уровня, т.к. s -подуровень их внешнего уровня обычно уже заполнен до того, как начинается заполнение d -подуровней в предшествующем энергетическом уровне. Свойства (например, химические) этих элементов определяются участие электронов обоих указанных энергетических уровней.

Глава 3.

Явление возбуждения электронов и его практическое использование

Каждый элемент имеет характерное только для него распределение электронов в атомах, а, следовательно, и совершенно специфическое расположение электронных энергетических уровней. Отсюда следует, что длины волн и частоты излучения, поглощаемого или испускаемого при перескоках электронов с одного энергетического подуровня на другие, тоже совершенно индивидуальны для каждого элемента.

Это явление используется на практике в фотоэлементах, атомной спектроскопии, люминесцентном освещении, лазере и др. Когда мы любуемся произведениями искусства- поделками из малахита, украшениями из бирюзы-мы в конечном счете любуется результатом возбуждения электронов в ионах металлов.

Фотоэлемент

Фотоэлемент — прибор несложный и выполняет разную работу: включает фонари, останавливает станки, открывает двери, сортирует мелкие предметы, подсчитывает число деталей, проплывающих мимо него на конвейере, про­веряет, достаточно ли хорошо отшлифована поверхность шари­ков для подшипников, читает запись на звуковой дорожке киноленты.

Без фотоэлементов немыслима была бы сама идея передачи изображения на сотни и тысячи километров и копирование обрат­ной стороны Луны.

Спектроскопия.

При спектроскопии на образец вещества направляют соответствующее излучение (инфракрасное, ультрафиолетовое и др.). Различные химические вещества по-разному поглощают излучение в зависимости от их атомно-молекулярного строения. Это позволяет делать выводы об особенностях химического строения исследуемого вещества на основе анализа его спектра.

Люминесцентное освещение.

Некоторые вещества при возбуждении ультрафиолетовым светом или другими видами излучения испускают видимый свет. Это явление называется люминесценцией. Возбуждающее излучение заставляет электроны в атомах, ионах или молекулах вещества переходить в возбужденные состояния. Когда электроны возвращаются в основной состояние, они испускают видимый свет.

Если возврат в основное состояние происходит сразу же после возбуждения, то такое явление называется флуоресценцией. Однако, еслиэлектроны остаются в возбужденном состоянии и испускают свет только спустя некоторый период времени, явление называется фосфоресценцией.

Простейший лазер состоит из трех частей: рубиновою стержня, лампы-вспышки и пары зеркал, между которыми находится рубиновый стержень; роль этих зеркал выполняют отражающие металлические покрытия, нанесенные на горцы стержня. Одно из покрытий сделано полупрозрачным.

Вспышка импульсной ультрафиолетовой лампы возбуждает электроны в рубиновом стержне. Некоторые из возбужденных электронов немедленно и самопроиз­вольно возвращаются на более низкие энергетические уровни. При этом они испускают фотоны. Эти фотоны отражаются внутрь рубинового стержня зеркальными покры­тиями на его концах и стимулируют испускание фотонов другими возбужденными атомами. Возникает цепная реакция, которая приводит к тому, что все остающиеся возбужденными электроны практически одновременно возвращаются на свои низшие энергетические уровни. Это приводит к появлению чрезвычайно интенсивного им­пульса света, имеющего строго определенное направление и частоту. Поскольку одно из зеркальных покрытий стержня полупрозрачно, оно позволяет световому импульсу выйти наружу.

Поделочные камни.

Многие поделочные, полудрагоценные и драгоценные камни обязаны своей привлекательной окраской ионам, входящим в их состав [6].

Рис.4 Срез малахитового камня Рис. 5 Украшения из бирюзы

Заключение (выводы)

1.Рассчитаны значения энергии возбуждения электронов в атомах разных металлов.

2.Проанализировано влияние строения атома на величину энергии возбуждения электронов в атомах разных металлов.

3.Показано проявление (цвет и свет) в природе и практическое использование явления возбуждения электронов атомов.

Список использованной литературы

1. Ахметов Н.С. Актуальные вопросы курса неорганической химии. -М.: просвещение, 1991г.

2. Бусев А.И., Ефимов И.П. Определения, понятия, термины в химии. -М.: Просвещение, 1981г.

4. Габриелян О.С. Химия, 9 класс. -М.: Дрофа, 2008г., с12-14, 27-68

5. Глинка Н.Л. Общая химия. 30-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2003г.

7.Попова А.Ф. Щелочные и щелочно - земельные металлы. -М.: Просвещение. 1966г.

8. Фримантл М. Химия в действии. -М.: Мир, 1991г., т 1 с29-31, т 2 с82, 132, 140, 333.

9. Я познаю мир. Детская энциклопедия: химия. -М.: Астрель, 2002г.

Приложение 1.

Соли металлов окрашивают пламя в различные цвета:

Фото 1. Хлорат лития окрашивает пламя в красный цвет.

Фото 2. Хлорид натрия окрашивает пламя в желтый цвет

Фото 3. Хлорид стронция окрашивает пламя в темно-красный цвет

Фото 4. Сульфат меди ( II ) окрашивает пламя в ярко-зеленый цвет (изумрудный)

Читайте также: