Сделайте вывод как подхалюзин относится к большову а как к рисположенскому

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Творчество А. Н. Островского заслуженно считается неотъемлемой частью классической русской литературы. Родившийся в Замоскворечье писатель первым открыл для читателей и зрителей купеческий мир старой Москвы.

Богатый купец Самсон Силыч Большов, чтобы избавиться от долгов, решает объявить себя банкротом. Для этого он переписывает все недвижимое имущество на своего приказчика – Лазаря Елизарыча Полхалюзина. Большов даже выдает за него замуж свою единственную дочь – Олимпиаду Самсоновну.

Молодой подлец клянется хозяину в верности, а сам прибирает к рукам его собственность. После завершения аферы Самсона Силыча садят в долговую тюрьму. “Дети” наотрез отказываются помочь ему деньгами.

Главные герои и их характеристика:

  • Самсон Силыч Большов – главный герой, богатый купец-самодур. Большое состояние он нажил нечестным путем. Всю жизнь Большов обманывал людей и в таком же духе воспитал своего главного помощника. Самсон Силыч держит семью в страхе и полном повиновении. Единственной дочери он делает кое-какие поблажки, но в конце концов выдает ее замуж по своей прихоти.
  • Аграфена Кондратьевна – жена Большова. Это типичная купчиха, привыкшая во всем повиноваться мужу. Она безумно любит дочь и всячески ее балует.
  • Олимпиада Самсоновна (Липочка) – дочь Большовых, изнеженная и избалованная барышня. Девушка на дому “нахваталась” поверхностных знаний (танцы, игра на фортепьяно, французский язык) и поэтому считает себя очень “образованной”. В финале выясняет истинный уровень ее образования и культуры: дорогие вещи и роскошный образ жизни.
  • Лазарь Елизарыч Подхалюзин – приказчик Большова, очень ловкий плут, бессердечный и наглый человек. Его предательство по отношению к бывшему хозяину легко объяснить: Самсон Силыч сам постоянно твердил приказчику, что без обмана прожить нельзя.
  • Сысой Псоич Рисположенский – стряпчий, которого уволили со службы за пьянство. Это абсолютно беспринципный человек, который за деньги пойдет на любое мошенничество.
  • Устинья Наумовна – сваха, являющаяся символом этой сомнительной женской “профессии”. Устинья Наумовна ради хорошего вознаграждения готова сосватать кого угодно. Ложь и грубая лесть – ее главные способы в работе.

В пьесе представлена картина жизни всего общества во всем многообразии ее проявлений. Противопоставление отрицательных персонажей, каждый из которых заслуживает осуждения, приводит к победе одного из них над другим, а не к наказанию обоих. Само действие комедии строится на сравнении героев друг с другом, которое потом вырастает в контрастное противопоставление. Сравнения влияют и на характеристики героев, раскрывают их внутренний мир.

Основанием для сравнения главных героев является их возраст. Молодые Липочка и Подхалюзин (дети) сравниваются со стариками – Самсоном Силычем и Аграфеной Кондратьевной – родителями. В результате этого сравнения выявляется противопоставленность героев: в нравственном отношении старшее поколение превосходит детей.

Подхалюзин и Липочка – люди нового времени, которые ради денег способны отказаться от Бога, от отца и матери.

В финале пьесы Рисположенский и Устинья Наумовна оказываются наказаны за своё корыстолюбие и противопоставлены Подхалюзину. Они, как и Большов, осознали глупость своих поступков и смирились с участью быть обманутыми.

Устинья Наумовна оказывается противопоставлена и сама себе. Сваха тоже в начале льстива (эпитеты в её речи), а в конце – груба. Льстив и Рисположенский. Он готов за деньги угождать любому, но оказавшись обманутыми, он перестает подбирать выражения и кидает упреки с сторону Подхалюзина.

Таким образом, можно сделать вывод, что сравнения и противопоставления Островский использует не случайно. В пьесе, где нет положительного героя, языковые сравнения используются для того, чтобы раскрыть смысловой подтекст, индивидуальность каждого персонажа, его характерные черты и особенности. Сравнения и противопоставления раскрывают внутреннюю сущность героев. Влияют на изменение каждого персонажа внутри себя. Противопоставлены герои в пьесе по двух основаниям: в нравственном отношении – дети противопоставлены родителям и во внутреннем противопоставлении каждой личности самой себе.

А.И.Журавлева. Островский – комедиограф. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 111

Шалимова Н.А. Человек в художественном мире А.Н.Островского. Ярославль, 2007. С. 12

Действие 1.

Липочка сидит с книгой в руках и мечтает вслух. Фантазия купеческой дочери очень ограничена. Больше всего в жизни ей нравятся танцы, особенно с военными. Полтора года назад она брала уроки у танцмейстера и теперь пытается вспомнить, чему он ее научил.

В комнату входит Аграфена Кондратьевна и начинает упрекать Липочку за легкомысленное поведение (танцы). Между матерью и дочерью вспыхивает ссора. Липочка страстно желает выйти замуж за “благородного человека”.

Автор: Александр Николаевич Островский

Становится понятно, что девушка очень избалована. Как только Липочка начинает плакать, Аграфена Кондратьевна извиняется и обещает купить ей драгоценный подарок. Обе женщины с нетерпением ждут сваху – Устинью Наумовну.

Ключница Фоминишна докладывает, что пришла долгожданная гостья. Мать с дочерью радостно приветствуют Устинью Наумовну. Сваха сетует на то, что очень трудно найти подходящего жениха. Все же она сообщает, что разыскала одного “благородного” человека.

Аграфена Кондратьевна и Устинья Наумовна беседуют наедине. Сваха на все лады расхваливает найденного кавалера.

Появляется Рисположенский, который начинает рассказывать какую-то историю. На протяжении всего разговора стряпчий выпивает рюмку за рюмкой.

Самсон Силыч жалуется стряпчему на свое тяжелое финансовое положение: кредиторы требуют срочно вернуть долг. Сысой Псоич предлагает хитрую махинацию. Всю недвижимое имущество нужно заложить или продать надежному человеку. После этого следует оформить признание себя банкротом и поторговаться с кредиторами о снижении размеров долга. Стряпчий предлагает привлечь к афере приказчика Большова – Подхалюзина.

В это время входит сам Лазарь Елизарыч. Он обсуждает с Большовым торговые дела. При этом выясняется, что купец и его приказчик часто действуют обманным путем.

Самсон Силыч читает газету, из которой узнает, что многие купцы (его должники) признаны обанкротившимися. Рисположенский уходит, а купец жалуется приказчику на то, что приближается срок расплачиваться по долгам.

Самсон Силыч уверен, что Подхалюзин, которого он “в люди вывел”, никогда его не обманет. Он посвящает приказчика в задуманный план. Лазарь Елизарыч клянется в верности и обещает взять на себя все хлопоты по сбыту имущества.

Действие 2.

Мальчик-слуга Тишка убирается в доме Большова и разговаривает сам с собой о тяжелой жизни на побегушках. К нему подкрадывается Подхалюзин и начинает распекать за баловство. Ведет себя приказчик как настоящий хозяин.

Оставшись один, Лазарь Елизарыч рассуждает о предстоящей махинации. Никакой выгоды для себя он в ней не видит. Банкротство Самсона Силыча лишает его хорошего места. Приказчик решает обернуть все дело в свою пользу. Он уже давно мечтает жениться на Олимпиаде Самсоновне.

Подхалюзин первым встречает Рисположенского, щедро угощает его водкой, дает денег и обещает еще две тысячи рублей и енотовую шубу за защиту своих интересов. Лазарь Елизарыч намекает, что все имущество Самсона Силыча должно действительно перейти к нему.

Подхалюзин и Рисположенский уходят обсудить детали плана. Вместо них появляются Устинья Наумовна с Фоминишной. Ключница жалуется на тяжелый характер Большова.

Когда Фоминишна уходит к Липочке, возвращается Лазарь Елизарыч. Он убеждает сваху отказаться от найденного ею жениха. Подхалюзин говорит, что есть более достойный кандидат в мужья Олимпиады Самсоновны. За помощь Подхалюзин тоже обещает две тысячи рублей и соболью шубу. К тому же он намекает, что денег у Большова мало. Все сватовство может обернуться большим скандалом.

Приезжает пьяный Самсон Силыч, что приводит к переполоху во всем доме. Подхалюзин говорит ему, что единственный выход из положения – объявить себя несостоятельным должником. Купец на все согласен.

Лазарь Елизарыч начинает говорить о своей безграничной любви и верности к хозяину. При этом он часто упоминает об Олимпиаде Самсоновне, которую бы не помешало удачно выдать замуж до банкротства. Ничего не подозревающий Большов соглашается со всеми доводами приказчика и сам предлагает ему взять Липочку в жены.

Действие 3.

К сидящему в одиночестве Большову входят жена и наряженная дочь. Обе женщины тщательно подготовились к встрече с женихом. Самсон Силыч разговаривает с ними грубо. Он задумал огорошить семью своим неожиданным решением.

Приходит Устинья Наумовна и сообщает, что “благородный” жених почему-то не захотел приехать. Тишка докладывает, что прибыли Рисположенский и Подхалюзин. Самсон Силыч приказывает позвать их, а дочери говорит, что скоро она познакомится со своим женихом.

Когда все гости собираются, Большов объявляет, что намерен выдать Липочку за Подхалюзина. Это производит сильный эффект. Мать с дочерью в ужасе. Сваха с ключницей тоже недоумевают. Лишь Рисположенский говорит, что дети должны слушаться родителей. Самсон Силыч непреклонен. Он требует оставить молодых наедине.

Подхалюзин начинает осторожно уговаривать Липочку. В первую очередь приказчик заявляет, что все имущество Большова теперь принадлежит ему. Затем он красочно описывает, какой пышный образ жизни ждет девушку после свадьбы. Олимпиада Самсоновна думает недолго и принимает предложение Подхалюзина.

Лазарь Елизарыч торжественно объявляет о согласии невесты. Все чрезвычайно рады, а Большов приказывает подать шампанского. Самсон Силыч поздравляет молодых. От радости он обещает приказчику отдать в приданое дом и лавки (которые уже и так ему не принадлежат). Большов лишь просит Подхалюзина расплатиться с кредиторами, на что тот отвечает: “Свои люди – сочтемся!”.

Действие 4.

Подхалюзин с Липочкой изменили обстановку в доме до неузнаваемости. Гостиная богато обставлена. Одетые по последней моде супруги обсуждают, что им купить и как лучше развлечься. Оба в восторге друг от друга. В это время Тишка докладывает о приходе Устиньи Наумовны.

Сваха намерена получить обещанную награду. К ее разочарованию Подхалюзин дает всего лишь сто рублей и смеется при упоминании о собольей шубе. Устинья Наумовна в гневе уходит, а супруги видят в окно Самсона Силыча.

Большова ненадолго выпустили из “ямы” – долговой тюрьмы. Кредиторы требуют от него вернуть хотя бы четверть долга (двадцать пять копеек с рубля). Самсон Силыч умоляет бывшего приказчика помочь ему. Подхалюзин категорически отказывается, заявляя, что больше пятнадцати копеек дать не может. Ему с молодой женой требуется много денег. Липочка поддерживает мужа.

Большов с горечью понимает, что помощи от “детей” не дождется. Он прощается с ними и с Аграфеной Кондратьевной и возвращается в тюрьму.

После ухода Самсона Силыча Подхалюзин собирается поехать к кредиторам, чтобы попробовать их разжалобить.

К Лазарю Елизарычу приходит Рисположенский и просит выдать полторы тысячи за “труды”. Подхалюзин дает ему пять рублей и выгоняет из дома. Стряпчий в возмущении кричит, что он грабитель, пустивший по миру тестя.

Когда Рисположенский уходит, Подхалюзин обращается к публике. Он уверяет, что все это – ложь. Лазарь Елизарыч приглашает всех в свой новый магазин, в котором никто не обманет и ребенка.

Большов считает, что вокруг них одни мошенники, все их обворовывают, в том числе и портные. Они получают газету, в которой указан список разорившихся. Этот список вызывает у них недовольство, тем что, они только испортили газету. Разорение и есть мораль купечества. Большов сам подумывает стать банкротом.

Герои вызывают у читателя негативное чувство. Монолог Большова толкуется, как корысть и жадность к деньгам, ради которых он готов на все: продавать в три дорого, искать должников и обманывать покупателей. Деньги для него важнее человеческих ценностей.

Единственное беспокойство Большова — что его кто-нибудь обернёт, обсчитает, не поделиться с ним. Большов не надеется на себя, он ищет варианта разбогатеть от всех, в том числе, от Лазаря, который из-за боязни своего начальника не может ничего предложить. Он поддерживает его во всех начинаниях и готов работать за идею, лишь бы Большов был спокоен.

появляется в действии втором, явлении втором. Он причитает о том, что все мальчишки пристроены к лавке, а он лишь метёт двор. Он злится на все своё окружение, что все им командуют, и так хочет убежать из дома. Подхалюзин появляется внезапно и ставит Тишку на место. Подхалюзин отправляет мальчика за рябиновкой для барина и разрешает потратить сдачу на пряники. Тишка забывает про все обиды и бежит в лавку.

Рисположенский обращается к Лазарю с просьбой занять деньги. Они начинают торговаться, Рисположенский унижается, заискивает.

Что же делают деньги с этими людьми? Благодаря заискиванию и лести Подхалюзин пытается купить каждого человека в прямом и переносном смысле. Начиная от Тишки и до Большова. Он обманул Липочку и ее мать, пообещав деньги и шубу. Когда они пришли за обещанным, то получили сотню и неважное платье.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Сравнительная характеристика Липочки и Митрофанушки Сравнительная характеристика Агафены Большовой и госпожи Простаковой Сравнительная характеристика Подхалюзина и Молчалина Сравнительная характеристика Тишки и Осипа

Самсон Силыч Большов - крестьянин по происхождению. Это подлый и хитрый купец, владеющий тремя торговыми лавками, в который ложь и мошенничество - обычное дело. Главной жизненной ценностью Большова являются деньги. Желание обогатиться нечестным путем приводит купца к большим долгам.

В семейных отношениях он не лучше: к собственной дочери герой относится с презрением, он не считается с ее мнением.

Аграфена Кондратьевна Большова - жена купца Большова. Она далеко не глупая, но в этой атмосфере самодурства начинает говорить. Героиня терпелива, но очень забита. Она подвергается неуважительному отношению от своего мужа и дочери. Находясь в атмосфере самодурства мужа, она не перестает любить свою семью. Жена Большова не насмехалась над неудачей мужа, а сохранила теплоту и любовь.

На Большова уже 20 лет работает Лазарь Елизарыч Подхалюзин. Он тоже хитёр и живёт нечестно, ставя свои корыстные цели на первый план. Умея поддакивать и потакать, плут с говорящей фамилией добивается того, что Большов переводит имущество на него. Когда же его начальник и уже родственник попадает в долговую яму, он отказывается помогать ему, так как уже получил все, что хотел. Подхалюзин - бесчувственный человек, который думает только о себе и своем материальном положении.

Если сравнивать образы Большова и Подхалюзина, то можно заметить разницу.

Большов идёт на аферу не потому, что он закоренелый плут, он говорит, что так делают все. После содеянного его начинает мучить совесть. Подхалюзин же никак не задумывается над своим поступком. Нет ни сострадания к человеку, попавшего в тяжёлую ситуацию, ни раскаяние за содеянное. Герой по природе своей - эгоист.

Сложившаяся ситуация исправляет Большова. Он начинает думать о тех истинах, про которые раньше не думал. Отношения с женой улучшаются.

А Подхалюзин не только получает имущество Большова, но и женится на его дочери. Липочка - единственная дочь Большова. Она необразованная девушка, однако считает себя очень образованной. Здесь Островский высмеивает современное тому времени щегольство. Мечтой героини становится брак с дворянином. Но она не против и выйти замуж за Подхалюзина, который не является дворянином. Вместе со своим мужем дочь не хочет помогать отцу, оставшемуся в тяжёлом положении. Она отличная пара своему мужу. Липочка даже суровее Подхалюзина относится к Большову.

Сысой Псоич Рисположенский - друг Большова. Из-за своего пьянства он не имеет работы. Поэтому решается заниматься документацией. В этой сфере он проявляет себя как нечестный человек. В частности именно он предлагает Большову провести аферу и помогает ему с этим.

Устинья Наумовна - такая же подлая женщина, помогающая Липовка найти жениха. Ради своих корыстных целей она способна на обманывать.

Эпизодическую, но важную роль играет Тишка, мальчик на посылках. Он с рождения видит только воровство и подхолимство. Вот из таких детей и получаются Большовы и Подхалюзины. Так, автор показал три поколения купечества и выразил основную мысль: не вырастут честные дети от бесчестных родителей. Нужно обладать высокими нравственными качествами, тогда и следующее поколение будет таким же.

Таким образом, в своей пьесе А. Н. Островский показывает купеческий мир, в котором правят подлые и лицемерные люди.

Также читают:

Картинка к сочинению Герои пьесы Островского Свои люди - сочтемся!

Популярные сегодня темы

О городе впервые говорится в XIII веке, но до русских переселенцев здесь жили болгаро-чувашские племена. В 1992 году город становится столицей республики. Город считается благоустроенным городом.

Буратино – один из главных героев любимой всеми сказки “Золотой ключик” А.Н. Толстого. Он мальчик из дерева, которого сделал папа Карло из простого полена.

Самые ранние произведения Максима Горького, относятся к теме романтики. Например в своём произведении, автор показывает героя с разных сторон, самое главное что он пытается показать, это его внутреннее начало

Произведения А. П. Платонова - это описание разнообразных эпизодов из жизни героев, чью участь автор охотно разделяет, сочувствуя и радуясь вместе с ними. Во многих из них тема женской доли, крестьянского труда тесно переплетаются с миром детства.

История создания

Тема, идея

Писатель поднимает темы семьи, быта и нравов, чести и любви в буржуазном обществе. В пьесе писатель описывает сцены грубости, обмана, лицемерия, жестокости, желание наживы, эгоизма главных героев, царившие среди купцов. В семье главного героя Большова каждый озабочен только о своем благополучии, мечтает разбогатеть.

Тема воспитания также является одной из главных в произведении. Большовы воспитали дочь так, что она выросла избалованной, двуличной, меркантильной. В финале пьесы Олимпиада предстает безжалостной и расчетливой.

Пример взаимоотношений Олимпиады и Подхалюзина показывает, что настоящей любви в буржуазном обществе нет, вместо нее у молодых корыстные интересы, мысли о материальной выгоде. Большов поступил бессовестным образом, для него нет понятия чести, он придумал аферу, чтобы не отдавать долги, что было характерно для купеческого сословия.

Основная идея пьесы в том, что нечестные поступки героев закономерны в буржуазном обществе, которые возвращаются, как бумеранг, и жестоко наказывают их. Самсон Силыч ценил деньги выше семейных отношений, потому поступок Липочки в отношении отца выглядит вполне закономерно и логично. Приказчика часто ловил в нечестности, но не прогонял, в финале пострадал от бессовестности Лазаря.

Читать краткое содержание Свои люди сочтемся Островского по действиям

Действие 1

Олимпиада Большова, или как ее ласково называют Липочка, достигла возраста, когда самое время подошло выходить замуж. Эта девушка целыми днями просиживает с книгой, глядя в окно, но мысли ее вовсе не о прочитанном, а о танцах.

Олимпиада предается воспоминаниям о бале, который проходил около полутора лет назад. Сейчас ее печалит тот факт, что она растеряла навыки прекрасного танца. И если бы ей пришлось танцевать сегодня, то вышло бы скверно. Она пытается выполнять разные танцевальные па, но ей это занятие не приносит удовольствия.

В следующем эпизоде Александр Островский показывает читателю еще одну героиню – матушку Липы, которую зовут Аграфена Кондратьевна. Матушка журит Липочку за ранние танцы и за то, что она маковой росинки с утра во рту не держала. В итоге этот разговор перерастает в ссору. Главный укор со стороны доченьки Липочки в том, что маманя до сих пор не подобрала ей подходящую партию.

Далее описана истерика Липочки, а главное, Олимпиада не успокоится до той поры, пока не сосватают ее за доброго молодца. Матушка не может смотреть на слезы дочери и приглашает сваху. Сваху зовут Устинья Наумовна. Она приходит шустро и выпивает с матерью Липы, попутно обсуждая разные события.

Устинья Наумовна сетует, что не представляется возможным подобрать Олимпиаде жениха из-за того, что все они не знают, чего хотят. И, самое главное, мать и отец Липы тоже не могут определиться, какого же молодца надо в мужья их единственной любимой доченьке.

Пока идут толки про жениха, приходит Сысой Псоич Рисположенский. Это мелкий служащий, которого некогда выгнали из суда за злоупотребление алкогольсодержащими напитками. В это же время приходит Большов и вместе с Сысоем Псоичем они обсуждают, как батюшке Липочки улучшить свое финансовое положение.

В итоге Большов принимает решение объявить себя банкротом. Но прежде, все свое имущество он думает оформить на своего приказчика Лазаря Подхалюзина.

Действие 2

Подхалюзин находится в хорошем расположении духа и даже отправляет своего слугу за настоечкой на рябине. Примерно в это же время Подхалюзина посещает Рисположенский, который рассказывает о Большове и его щедрой плате за услуги. Подхалюзин понимает, что наступил удобный случай и предлагает вдвое больше, со своей стороны.

После этого разговора появляется сваха Липочки – Устинья, которая ведет разговоры, что трудно найти сейчас невесте благородного жениха. Подхалюзин начинает сваху расспрашивать о том о сём, и в итоге она ему говорит, что выгодную партию для Липочки нашла-таки. Подхалюзин обещает свахе Устиньюшке определенную сумму денег, если она распространит сплетни о том, что купец нищий.

Затем Островский Александр Николаевич описывает эпизод в конторе. Подхалюзин исподволь намекает на женитьбу с Липочкой. Большов не допускает этой мысли. А Липа и Подхалюзин говорят о предстоящей помолвке и говорят о взаимной любви.

Действие 3

Снова Александр Островский переносит действие в дом Липы. Она в этот момент очень нарядна, весела и ждет суженого. Матушка умиляется дочерью. Отец же, наоборот, сдержан и мало эмоционален, как и положено истинному мужчине.

Появляется Устинья – сваха, и говорит о том, что жених медлит, никак сватать идти Липочку не решится. Женщины бурно эмоционируют. Большов принимает решение найти выгодную партию для дочки самостоятельно. Липочка уже собирается уходить к себе в девичью светелку, но отец говорит, что именно в этот момент и появится жених. В этот момент в дом входит Лазарь. Батюшка объявляет женихом Олимпиады Подхалюзина.

Все присутствующие в шоке. Липочка недовольна выбором отца. Она мечтала об образованном женихе. Подхалюзин же для нее – это неподходящая партия. Лазарь же видит, что произошло не совсем то, чего он хотел. Сам Большов непреклонен. Говорит, что своего мужского решения менять не станет. Он велит молодым сесть рядом и перемолвиться словом, а остальных приглашает к столу.

Жена и сваха высказывают Большову недовольство по поводу выбора жениха для Липочки. Он непреклонен в своем решении и менять ничего не будет.

Оставшись наедине с Липой, Лазарь решает выяснить, почему же он попал в ее немилость. Она же ссылается на его необразованность. Он, в свою очередь, признает свою бедность, но при этом подчеркивает, что богатому женишку понадобится богатое приданое невесты и батюшка ее через это может обанкротиться.

В итоге молодые играют свадебку. Всем весело и хорошо…. Никто не задумывается о том, а что там, в недалеком будущем?

Действие 4

Островский Александр Николаевич переносит читателя в дом молодых Подхалюзиных. В этом доме все устроено по новому порядку. Лазарь восхищается ужасным произношением на французском свой возлюбленной. Она для него – идеал.

Появляется Устинья. Она приходит к Лазарю Подхалюзину за вознаграждением, но вместо обещанных денег и дорогой шубы, она получает копейки и рванье. Выходя из их дома, сваха кричит, что ославит молодых на всю деревню.

Вдруг Олимпиада в окошко видит отца. Он с маменькой входит в дом молодых и объясняет, что банкрот. Ни дочь, ни зять не хотят помочь родителям…. Из уважаемого человека Большов превратился в посмешище. Его на улицах сопровождают, он не свободен.

Большов взбешен поступком зятя и сожалеет о содеянном. Его тревожит мысль, что он собственными руками, как говорится, выкопал себе яму. Но, как известно, сделанного не вернешь.

Большов снова вынужден просить денег у дочери, а то его в острог посадят и в Сибирь сошлют. Она ему ничего не дает и тогда отец и мать желают молодым и впредь тешить дьявола. В конце своего посещения они проклинают дочку.

Лазарь Подхалюзин растерян после визита тестя и тещи. Он даже хочет ехать хлопотать за долги Большова. Но, в этот момент появляется Рисположенский за долгом. Ему отказано в деньгах, тогда этот человек хочет рассказать всем о документальных и денежных махинациях Лазаря. Лазарь же уверяет почтеннейшую публику, что ему можно верить.

Композиция и ключевые моменты сюжета

Развитие событий в пьесе в показе небольших стычек взбалмошной и своенравной дочери купца с матерью, посещения свахи, разговоры Самсона Силыча о женихах Липочки –эти сцены дают возможность представить пошлый мир купцов, их корыстные мечты. Все это отражает на самом деле процессы, происходящие в русском обществе того времени. Большов переписывает свое состояние на Подхалюзина, объявляет себя банкротом. Чтобы сохранить свой капитал, выдает за приказчика дочь.

Кульминацией произведения является момент, когда дочь Большова встает на сторону мужа и заявляет, что они с мужем не будут вызволять отца из долговой ямы. Эта сцена, когда Большов просит со слезами помочь ему, вызывает сострадание к нему, ведь он всю эту махинацию делает ради дочери. Развязкой является логический исход всех происходящих событий в произведении. У Островского это попытка Подхалюзина вести торг с кредиторами бывшего хозяина.

Список главные героев пьесы Свои люди – сочтемся

13.1 Образ Самсона Силыча Большова

Большов представлен на страницах пьесы состоятельным купцом, который владел тремя торговыми лавками. Происходил Большов из простолюдинов. Между тем, успехи героя на торговом поприще вызывали к Большому всеобщее уважение. Семьянин, главный герой пьесы Островского имел жену и дочь. Характер купца – скверный, отличающийся подлостью, нечестностью, хитростью. Дела купец вел, заботясь о собственной выгоде, а не о чистоте сделок. Поощряя мошенничество, Большов считал, что хитрость – залог богатства. Купец отрицает возможность чистого ведения дел, поэтому говорит, что ловкость и хитрость в торговле неизбежна. Но хитрить нужно тихо. Задумав некоторую аферу, Большов в итоге пострадал от собственного желания развлечься, а также от жадности. Однако методы ведения дел купца обернулись против Большова: мужчина попал в долговую тюрьму, остаток жизни проведя – как догадывается читатель – в Сибири.

13.2 Образ Лазаря Елизарыча Подхалюзина

Лазарь служил простым приказчиком, однако герой вовремя прознал, что может изменить свое положение. Возраст героя составляет около 35 или же 40-ка лет. Уже 20 лет прошло с того дня, как Подхалюзин начал работать у Большова, но жадный купец не спешил давать работнику повышение. Лазарь научился у хозяина подлости, хитрости и коварству. Но и природа не обделила Подхалюзина умом. Герой отличается сообразительностью, умением схватывать на лету. Опыт Подхалюзина – богат. По мнению персонажа, обман человека, который и сам обманывает, не представляет ничего плохого. Поэтому как только подвернулся выгодный момент, герой отплатил учителю – Большову – той же монетой. Женившись на Липочке – единственной дочке купца – Подхалюзин прекращает притворяться, что верен хозяину. Липочка с новым мужем оставляют Большова в долговой тюрьме.

Стоит отметить, что Липочка не желала выходить замуж за Подхалюзина. Девушка надеялась заполучить в мужья дворянина, жениха из благородных господ, чтобы и самой войти в круг аристократов. Подхалюзина Липочка критикует, ругает, обзывая неучем и дураком. Однако отец Олимпиады занял жесткую и неуступчивую позицию, повелев дочери выйти замуж за избранника.

После того как Подхалюзин прибрал к рукам богатства тестя, смекалистый герой открыл свою лавку, получив звание купца второй гильдии. Подхалюзин, в результате, вызвал недовольство как тестя, так и тещи, которая считает затя варварским человеком, разбойником. Научившись врать, выкручиваться и проворачивать дела с учетом лишь собственной выгоды, Подхалюзин умудрился обмануть всех, с кем сотрудничал. Устинья, например, получила от героя лишь 100 рублей вместо полторы тысячи.

13.3 Образ Олимпиады Большовой (Липочки)

Девушке исполнилось 18 лет, поэтому героиня спешит освободиться от опеки властного отца, выйдя замуж. Олимпиада не отличается умом и смекалкой. Героиня глупа и недалека, Липочке явно недостает образования. Между тем, девушка высокого мнения о себе и считает, что ее место – в высоких кругах, куда люди ее положения и статуса не вхожи. Девушка мечтает стать женой аристократа. Однако соглашается, отчаявшись, признать мужем простолюдина Подхалюзина, с которым с радостью избавляется от отца.

Липочка не отличается талантами. Французский язык, бальные танцы и игра на пианино даются девушке с трудом, родной язык – русский – Олимпиада тоже не доучила. Несмотря на неудачи в науках манерам, Липочка считает, что она девушка образованная и поэтому достойна кавалера исключительно высокородного. выбирая будущего супруга, Олимпиада спрашивает о внешности, цвете глаз и волос, о цене одежды. Уровень образования, эрудиции и воспитания не слишком заботит невесту. Подхалюзин, женившись на Липочке, получил множество личных выгод. Однако герой любил жену, не замечая очевидных недостатков девушки.

Липочка – девушка напыщенная, капризная и строптивая. В обращении с мамой, девушка выказывает грубость и неуважение. Липочку отличает бесстыдство, жадность, скупость и сварливость. Родители же дочку балуют, не скупясь на дорогие платья и украшения.

13.4 Образ Аграфены Кондратьевны Большовой

Аграфена приходилась купцу Большову супругой. Происхождение женщины также было крестьянским. В отличие от дочери, героиня обладала положительными качествами. Аграфена отличалась смекалкой, умом, мудростью, трудолюбием и старательностью. Аграфена умеет терпеть, женщине свойственна кротость. При этом дочь и муж относятся к героине подчеркнуто пренебрежительно. Но женщина не прекращает любить дочь, хоть та и груба в обращении с матерью. Липочка часто манипулирует матерью: споря с Аграфеной, Олимпиада прибегает к исконно женскому оружию – слезам. Тогда мать чувствует вину за слезы дочери.

Героиня не получила хорошего образования, но, между тем, скромна. Аграфена – рассудительная женщина, хотя и считает, что глупа. Героиня честно признает: ей сложно общаться с людьми высших сословий.

Аграфена ощущает психологическую зависимость от супруга. Когда купца ссылают в Сибирь, женщина чувствует одиночество, неприкаянность, будто сиротка. Ситуация ухудшается напряженными отношениями внутри семьи Большовых, ведь дочь и зять не жалуют Аграфену Кондратьевну и не прислушиваются к мнению старой женщины.

13.5 Образ Сысоя Псоича Рисположенского

Конфликт в произведении

А. Островский в своей комедии показывает конфликт безнравственного человека с обществом, в котором он живет, обреченность его на поражение. Особенностью конфликта произведения является то, что четко определить, где отрицательные, а где положительные герои невозможно, так как в пьесе нет положительных персонажей. Драматург критикует пороки купцов, которые ценят материальное положение выше всего.

Система героев и образов

Аграфена Кондратьевна представляет типичную мещанку из купеческой среды. Женщина недалекая, занята только своими бытовыми интересами. Хотя никакого образования у нее нет, ставит себя высоко. Единственная дочь Большовых Олимпиада дурно воспитана, капризна, двулична, эгоистична, мысли у нее, как удачно выйти замуж за богатого человека, твердо уверена, что заслуживает самого выгодного и богатого жениха. В конце комедии она превзошла всех отрицательных героев произведения: отказалась выручить родного отца, попавшего в беду.

Приказчик Большова Лазарь Елизарыч Подхалюзин – бессовестный мошенник и обманщик. Когда служил у Большова, он научился махинациям в торговых делах, мечтает стать богатым. Желание Лазаря сбылось: Самсон Силыч перевел на приказчика свое состояние, чтобы объявить себя несостоявшимся должником, банкротом. Подхалюзин воспользовался этим бессовестным образом, женился на дочери купца, оставил свекра в беде без помощи, в результате добился места своего хозяина. Остальные второстепенные герои, которые отличаются невежеством, примитивностью, меркантильностью, дополняют картину купеческого быта. Пределом мечтаний для них является материальная выгода.

Описание персонажей

Характеристика образов персонажей интересна своей неоднозначностью. Все из них имеют свои достоинства и недостатки. Главные герои пьесы:


Позиция автора

При создании своего произведения молодой Островский взял сюжет из своей жизни, так как хорошо знал нравы и порядки, царившие в купеческих семьях. Комедия Островского заставляет читателей и зрителей задуматься о том, что алчность и жадность, обман и махинации не остаются безнаказанными. Пример главного героя Большова показывает, что все злые деяния, совершенные людьми, возвратятся обязательно к ним бумерангом. Каким бы коварным и хитрым ни был аферист, всегда найдется такой же бесчестный и бессовестный, от которого сам же жестоко пострадает.

Выводы

Композиция комедии

Непосредственное начало комедии — завязка: читатель видит молодую девушку Липочку, которая безумно желает стать замужней женщиной, и не без протеста соглашается на предложенную своим отцом кандидатуру — приказчика Подхалюзина. В каждой комедии присутствует так называемая движущая сила, зачастую это главный герой, который часто занимает контрапозицию к большинству действующих лиц, либо своим активным участием, способствует острому развитию сюжетной линии.

В данной пьесе кульминацией служит эпизод, в котором Липочка открыто занимает сторону своего мужа и говорит отцу о том, что они не заплатят за его кредиты ни копейки. За кульминацией следует развязка — логический исход событий. В развязке авторы подводят итоги всей комедии, разоблачают всю ее суть.

Но Александр Островский использует другой прием — Подхалюзин остается верным своим принципам о последнего, обещая вместо скидки кредитора, не обсчитывать его в будущем собственном магазине.

Одним из основных персонажей произведения является Лазарь Елизарыч Подхалюзин, представленный писателем в образе приказчика купца Большова.

Подхалюзин описывается в пьесе в виде мужчины средних лет, осуществляющим ведение бухгалтерских бумаг, управление торговыми точками купца, на которого он работает с молодых лет, начиная свою трудовую деятельность с подметания лавки.

Герой характеризуется писателем как опытный человек, прошедший в своей жизни многое, являясь умным, дельным мужчиной с понятиями. Среди подчиненных служащих Подхалюзин слывет нечестным, подлым приказчиком, заставляющих продавцов использовать в работе обман и обсчет покупателей. В общении с хозяином мужчина проявляет робость и скромность, а в отношении подчиненных – грубость и хамство.

Подхалюзин имеет небольшой капитал, хотя предпочитает представляться бедным человеком. Он давно и искренне влюблен в дочь купца Большова Липочку, которая поначалу воспринимает Подхалюзина как противного неуча и необразованного дурака, но впоследствии соглашается стать его супругой. Чувства Подхалюзина к жене истинные и в Липочке герой видит возможность подняться в собственном развитии.

Хозяин решает провернуть сделку со своим имуществом, представившись ложным банкротом, переоформив свое имущество на новоявленного зятя Подхалюзина. Но в результате неудачной аферы Большова привлекают к ответственности в виде долговой ямы и ему грозит ссылка в Сибирь.

В этой ситуации проявляются самые негативные черты характера Подхалюзина в виде лицемерности, лживости, жажды собственной наживы, отказываясь вместе с женой Липочкой участвовать в спасении хозяина, присвоив имущество тестя. Отчаявшийся Большов понимает, что Подхалюзин представляет собой бесчувственного подлеца, змея подколодного, а, по мнению жены купца, отказывая в помощи хозяину Подхалюзин является варваром и разбойником.

Вступив в права собственности на имущество Большова, Подхалюзин приобретает еще несколько торговых точек и получает звание купца второй гильдии, по сути дела обокрав собственного тестя. Не терзаясь муками совести, Подхалюзин считает себя правым, поскольку, по его мнению, длительная и верная работа на Большова должна принести ему определенный доход в виде подвернувшегося случая.

В образе Подхалюзина писатель раскрывает черты новых современных купцов, желающих лишь получать собственные выгоды, обуреваемых жаждой наживы.

Другие сочинения: ← Тихон и Борис сравнительная характеристика в пьесе Гроза↑ ОстровскийОбраз и характеристика Кудряша в пьесе Гроза →

История создания

Большов считает, что вокруг них одни мошенники, все их обворовывают, в том числе и портные. Они получают газету, в которой указан список разорившихся. Этот список вызывает у них недовольство, тем что, они только испортили газету. Разорение и есть мораль купечества. Большов сам подумывает стать банкротом.

Герои вызывают у читателя негативное чувство. Монолог Большова толкуется, как корысть и жадность к деньгам, ради которых он готов на все: продавать в три дорого, искать должников и обманывать покупателей. Деньги для него важнее человеческих ценностей.

Единственное беспокойство Большова — что его кто-нибудь обернёт, обсчитает, не поделиться с ним. Большов не надеется на себя, он ищет варианта разбогатеть от всех, в том числе, от Лазаря, который из-за боязни своего начальника не может ничего предложить. Он поддерживает его во всех начинаниях и готов работать за идею, лишь бы Большов был спокоен.

появляется в действии втором, явлении втором. Он причитает о том, что все мальчишки пристроены к лавке, а он лишь метёт двор. Он злится на все своё окружение, что все им командуют, и так хочет убежать из дома. Подхалюзин появляется внезапно и ставит Тишку на место. Подхалюзин отправляет мальчика за рябиновкой для барина и разрешает потратить сдачу на пряники. Тишка забывает про все обиды и бежит в лавку.

Рисположенский обращается к Лазарю с просьбой занять деньги. Они начинают торговаться, Рисположенский унижается, заискивает.

Что же делают деньги с этими людьми? Благодаря заискиванию и лести Подхалюзин пытается купить каждого человека в прямом и переносном смысле. Начиная от Тишки и до Большова. Он обманул Липочку и ее мать, пообещав деньги и шубу. Когда они пришли за обещанным, то получили сотню и неважное платье.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Сравнительная характеристика Липочки и Митрофанушки Сравнительная характеристика Агафены Большовой и госпожи Простаковой Сравнительная характеристика Подхалюзина и Молчалина Сравнительная характеристика Тишки и Осипа

Тема, идея

Писатель поднимает темы семьи, быта и нравов, чести и любви в буржуазном обществе. В пьесе писатель описывает сцены грубости, обмана, лицемерия, жестокости, желание наживы, эгоизма главных героев, царившие среди купцов. В семье главного героя Большова каждый озабочен только о своем благополучии, мечтает разбогатеть.

Тема воспитания также является одной из главных в произведении. Большовы воспитали дочь так, что она выросла избалованной, двуличной, меркантильной. В финале пьесы Олимпиада предстает безжалостной и расчетливой.

Пример взаимоотношений Олимпиады и Подхалюзина показывает, что настоящей любви в буржуазном обществе нет, вместо нее у молодых корыстные интересы, мысли о материальной выгоде. Большов поступил бессовестным образом, для него нет понятия чести, он придумал аферу, чтобы не отдавать долги, что было характерно для купеческого сословия.

Основная идея пьесы в том, что нечестные поступки героев закономерны в буржуазном обществе, которые возвращаются, как бумеранг, и жестоко наказывают их. Самсон Силыч ценил деньги выше семейных отношений, потому поступок Липочки в отношении отца выглядит вполне закономерно и логично. Приказчика часто ловил в нечестности, но не прогонял, в финале пострадал от бессовестности Лазаря.

Краткое содержание пьесы


Выйдя замуж за Подхалюзина, Липочка не прогадала: у неё много новой одежды, роскошный дом.

А в отношении Рисположенского и свахи новоиспеченный купец обещания не сдержал: ничего они не получили. Большова посадили в тюрьму, даже копеечные долги Подхалюзин выплачивать не стал.

Композиция и ключевые моменты сюжета

Развитие событий в пьесе в показе небольших стычек взбалмошной и своенравной дочери купца с матерью, посещения свахи, разговоры Самсона Силыча о женихах Липочки –эти сцены дают возможность представить пошлый мир купцов, их корыстные мечты. Все это отражает на самом деле процессы, происходящие в русском обществе того времени. Большов переписывает свое состояние на Подхалюзина, объявляет себя банкротом. Чтобы сохранить свой капитал, выдает за приказчика дочь.

Кульминацией произведения является момент, когда дочь Большова встает на сторону мужа и заявляет, что они с мужем не будут вызволять отца из долговой ямы. Эта сцена, когда Большов просит со слезами помочь ему, вызывает сострадание к нему, ведь он всю эту махинацию делает ради дочери. Развязкой является логический исход всех происходящих событий в произведении. У Островского это попытка Подхалюзина вести торг с кредиторами бывшего хозяина.

Конфликт в произведении

А. Островский в своей комедии показывает конфликт безнравственного человека с обществом, в котором он живет, обреченность его на поражение. Особенностью конфликта произведения является то, что четко определить, где отрицательные, а где положительные герои невозможно, так как в пьесе нет положительных персонажей. Драматург критикует пороки купцов, которые ценят материальное положение выше всего.

Система героев и образов

Аграфена Кондратьевна представляет типичную мещанку из купеческой среды. Женщина недалекая, занята только своими бытовыми интересами. Хотя никакого образования у нее нет, ставит себя высоко. Единственная дочь Большовых Олимпиада дурно воспитана, капризна, двулична, эгоистична, мысли у нее, как удачно выйти замуж за богатого человека, твердо уверена, что заслуживает самого выгодного и богатого жениха. В конце комедии она превзошла всех отрицательных героев произведения: отказалась выручить родного отца, попавшего в беду.

Приказчик Большова Лазарь Елизарыч Подхалюзин – бессовестный мошенник и обманщик. Когда служил у Большова, он научился махинациям в торговых делах, мечтает стать богатым. Желание Лазаря сбылось: Самсон Силыч перевел на приказчика свое состояние, чтобы объявить себя несостоявшимся должником, банкротом. Подхалюзин воспользовался этим бессовестным образом, женился на дочери купца, оставил свекра в беде без помощи, в результате добился места своего хозяина. Остальные второстепенные герои, которые отличаются невежеством, примитивностью, меркантильностью, дополняют картину купеческого быта. Пределом мечтаний для них является материальная выгода.

В пьесе представлена картина жизни всего общества во всем многообразии ее проявлений. Противопоставление отрицательных персонажей, каждый из которых заслуживает осуждения, приводит к победе одного из них над другим, а не к наказанию обоих. Само действие комедии строится на сравнении героев друг с другом, которое потом вырастает в контрастное противопоставление. Сравнения влияют и на характеристики героев, раскрывают их внутренний мир.

Основанием для сравнения главных героев является их возраст. Молодые Липочка и Подхалюзин (дети) сравниваются со стариками – Самсоном Силычем и Аграфеной Кондратьевной – родителями. В результате этого сравнения выявляется противопоставленность героев: в нравственном отношении старшее поколение превосходит детей.

Подхалюзин и Липочка – люди нового времени, которые ради денег способны отказаться от Бога, от отца и матери.

В финале пьесы Рисположенский и Устинья Наумовна оказываются наказаны за своё корыстолюбие и противопоставлены Подхалюзину. Они, как и Большов, осознали глупость своих поступков и смирились с участью быть обманутыми.

Устинья Наумовна оказывается противопоставлена и сама себе. Сваха тоже в начале льстива (эпитеты в её речи), а в конце – груба. Льстив и Рисположенский. Он готов за деньги угождать любому, но оказавшись обманутыми, он перестает подбирать выражения и кидает упреки с сторону Подхалюзина.

Таким образом, можно сделать вывод, что сравнения и противопоставления Островский использует не случайно. В пьесе, где нет положительного героя, языковые сравнения используются для того, чтобы раскрыть смысловой подтекст, индивидуальность каждого персонажа, его характерные черты и особенности. Сравнения и противопоставления раскрывают внутреннюю сущность героев. Влияют на изменение каждого персонажа внутри себя. Противопоставлены герои в пьесе по двух основаниям: в нравственном отношении – дети противопоставлены родителям и во внутреннем противопоставлении каждой личности самой себе.

А.И.Журавлева. Островский – комедиограф. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 111

Шалимова Н.А. Человек в художественном мире А.Н.Островского. Ярославль, 2007. С. 12

Позиция автора

При создании своего произведения молодой Островский взял сюжет из своей жизни, так как хорошо знал нравы и порядки, царившие в купеческих семьях. Комедия Островского заставляет читателей и зрителей задуматься о том, что алчность и жадность, обман и махинации не остаются безнаказанными. Пример главного героя Большова показывает, что все злые деяния, совершенные людьми, возвратятся обязательно к ним бумерангом. Каким бы коварным и хитрым ни был аферист, всегда найдется такой же бесчестный и бессовестный, от которого сам же жестоко пострадает.

Выводы

Дикой Подхалюзин Миловзоров Кручинина Говорящие фамилии в пьесах А.Н. Островского. — презентация



Дикой Подхалюзин Миловзоров Кручинина Говорящие фамилии в пьесах А.Н. Островского

Дудкин и Миловзоров Второстепенные герои, о которых мало сказано, но, увидев их фамилии, можно без труда охарактеризовать этих персонажей. Дудкин – человек болтливый, слову которого верить нельзя. Миловзоров – идеальная фамилия для первого любовника.

2) Фамилия у Островского может указывать на внешний вид человека:Пузатов, Бородкин, Плешаков, Курчаев, Белотелова; На манеру поведения: Гневышев, Громилов, Лютов, Грознов; На образ жизни: Баклушин, Погуляев, Досужев; На социальное и материальное положение: Большов, Великатов. В фамилиях Гольцов, Мыкин, Тугина, Кручинина указывается трудная, полная нужды и лишений жизнь их носителей. 3)Многие фамилии у Островского образованы от общенародных слов (названия зверей, птиц, рыб) с ярко выраженным отрицательным значением: они как бы характеризуют людей по тем свойствам, которые присущи животным. Баранчевский и Переярков глупы, как бараны; Лисавский хитер, как лиса; Кукушкина эгоистична и бессердечна, как кукушка.


Место и время действия

События комедии происходят в первой половине XIX столетия в России, в Москве.

Главные герои

Другие персонажи

  • Аграфена Кондратьевна – жена Большова, мать Липочки.
  • Устинья Наумовна – сваха.
  • Рисположенский Сысой Псоич – стряпчий.

для самых крутых -

Краткое содержание

Действие первое

Явление 1

Липочка сидит с книгой у окна и рассуждает о том, какое же приятное занятие танцы. Она получила всего двадцать уроков. Сейчас же переживает, что полтора года не танцевала и может оконфузиться перед будущим мужем, пытается вспомнить движения.

Явление 2

Явления 3 – 5

Явления 6 – 7

Липочка не хочет, чтобы ее муж был купцом, как отец, потому что у купцов нет благородного обращения.

Явления 8 – 10

Явление 11

Явление 12

Подхалюзин уверяет Большова, что готов ему помочь выйти из трудного положения. Самсон Силыч обещает приказчику долю барыша. Лазарь отвечает, что ему кроме спокойствия Большова ничего не нужно, ведь и так должен за то, что Самсон взял его на работу еще мальчишкой.

Действие второе

Явления 1 – 3

Явления 4 – 5

Рисположенский рассказывает Подхалюзину, что Большов обещал ему за устройство дел тысячу рублей и енотовую шубу. Лазарь обещает стряпчему две тысячи, но придется немного изменить планы.

Явления 6 – 7

Явления 8 – 10

Действие третье

Явления 1 – 3

Явление 4

Явление 5

Явления 6 – 8

Действие 4

Явление 1

Меблированная гостиная в доме Подхалюзина. Олимпиада Самсоновна одета в шелковую блузу последнего фасона, Лазарь в модном сюртуке. Они обсуждают, что нужно купить новую коляску, планируют поехать в Сокольники и в парк. Олимпиада по просьбе мужа говорит фразу на плохом французском, чем приводит его в восторг.

Явления 2 – 3

Явление 4

Расстроенный Большов уходит ни с чем.

Явление 5

И что в итоге?

Подхалюзин Лазарь Елизарыч — из огромного долга Рисположенскому отдаёт только 5 целковых, сообщает о намерении открыть магазин.

Большов Самсон Силыч — сидит в долговой яме, если заплатить часть долга, то его выпустят; просит у Подхалюзина денег, но зять и дочь отказывают — уходит ни с чем.

Рисположенский Сысой Псоич — возмущён тем, что Подхалюзин не отдал ему долг, обещает упечь его в Сибирь и рассказать о его махинациях.

Заключение

Читайте также: