С помощью лупы рассмотрите срез как окрасился стебель сделайте рисунок

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Соблюдая правила техники безопасности, зажгите спиртовку (сухое горючее). Прогрейте пустую пробирку, затем пробирку с семенами. Что вы наблюдаете на стенках пробирки?

Продолжая нагревание, наблюдайте за изменением цвета и появления запаха. Что происходит?

Используя личный опыт (наблюдения за горением дров в костре), предположите, что произойдет дальше. Прекратите нагревание. Оформите отчет по выполнению лабораторной работы.

К небольшому количеству пшеничной муки добавьте воды и сделайте комочек теста. Как изменилось тесто?

Заверните в марлю комочек теста, опустите в стакан с водой и промойте го. Как изменилась вода в стакане?

Капните 1-2 капли раствора йода в стакан с чистой водой. Как изменился цвет воды?

Капните 1-2 капли йода в стакан с водой, в который опускали тесто. Как изменился цвет содержимого стакана? Какой можно сделать вывод?

Цель: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.

Оборудование: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки из полости рта человека, микроскоп, чайная ложечка, покровное и предметное стекла, синие чернила, йод.

1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло.

2. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом.

3. Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.

4. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом.

5. Рассмотрите оба препарата под микроскопом.

6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2.

7. Сделайте вывод о проделанной работе.

В ходе проведения лабораторной работы студент должен научиться: работать с микроскопом и изготовлять препараты; связывать функции органоидов клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней; самостоятельно изучать строение клетки; владеть терминологией темы.

Лабораторная работа №4

Цель: изучить строение и функции растительных и животных ткани.

Оборудование: микроскоп, лист, корень, рисунки.

Сравните микропрепараты с рисунками в учебнике и рельефными таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение. Изучите карточки с рисунками растительных тканей.

Нарисуйте по 2-3 клетки каждого типа тканей.

Вывод: по строению клеток и особенности их жизнедеятельности можно определить, к какому типу тканей они относятся и какую функцию выполняют.

Изучите текст учебника и карточки с рисунками растительных тканей.

Нарисуйте по 2-3 клетки каждого типа тканей.

Вывод: по строению клеток и особенности их жизнедеятельности можно определить, к какому типу тканей они относятся и какую функцию выполняют.

Цель:научится распознавать органы у растений и животных

Оборудование: цветковые растения (гербарные экземпляры), лупа ручная, препаровальная игла, рисунки.

Рассмотрите цветковое растение.

Найдите у него корень и побег, определите их размеры и зарисуйте их форму.

Определите, где находятся цветки и плоды.

Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры.

Рассмотрите плоды, определите их количество.

Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветники, пестики и тычинки.

Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков и тычинок.

Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить.

Рассмотрите под лупой пыльник и тычиночную нить. В нем множество пыльцевых зерен.

Рассмотрите строение пестика, найдите его части.

Разрежьте завязь поперек, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток (семяпочку).

Что формируется из семязачатка? Почему тычинки и пестик являются главными частями цветка?

Вывод:- из каких органов состоит цветковое растение?

- из чего состоит цветок?

1. Изучите текст учебника и рисунки.

2. Опыт оформляется в виде таблицы.

Вывод: - из каких органов состоят животные?

Цель: изучить передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

2. С помощью лупы рассмотрите сделанный срез. Какой слой стебля окрасился? Сделайте рисунок.

3. Препаровальным ножом сделайте продольный срез стебля липы.

4. С помощью лупы рассмотрите срез. Как окрасился стебель? Сделайте рисунок.

Цель: определитьзначение скелета для живых организмов; познакомиться с типами скелетов и их особенностями.

1. Прочитайте текст учебника п.15. определите типы и значение скелета.

2. Заполните таблицу:3. Дополните предложения. К скелету крепятся …. При их сокращении части скелета приводятся

в …, благодаря этому животные могут …. У позвоночных…….состоит из 3 отделов …., ….,…..

4. Рассмотрите рисунки, какие типы скелета имеет каждое из изображенных животных.

5. Подпишите отделы скелета лягушки, обозначенные цифрами.


Вывод: 1. Какое значение имеет скелет для живых организмов? 2.Какие типы скелетов Вам стали известны?

Цель: изучить движение инфузории туфельки.

Оборудование: культура туфельки, фильтровая бумага, микроскоп.

1. Напредметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры туфельки.

2. Накройте каплю покровным стеклом. Лишнюю воду отберите с помощью фильтровальной бумаги.

3. Рассмотрите препарат под увеличителем (объектив х20, окуляр х15).

4. Пронаблюдайте биение ресничек.

5. Зарисуйте внешний вид инфузории.

Цель: изучить передвижение дождевого червя.

Оборудование: дождевой червь, лупа.

Пронаблюдать за дождевым червем через лупу, прикоснутся к нему палочкой проследить за реакцией.

Выяснить работу кольцевых и продольных мышц.

Найти на теле червя щетинки, установить, где и как они расположены, выяснить какова их роль впередвижением переместить червя на ровный лист бумаги и послушать, сделать вывод.

Цель: изучить способы размножения растений.

Оборудование:растение, субстрат, нож, стакан с теплой водой, стеклянные банки.

1. Выберите растение для вегетативного размножения. Определите возможные способы его размножения. Найдите в пособии по комнатному цветоводству правила приготовления черепков.

2. Выберите субстрат для укоренения черенков (песок, керамзит, вермикулит, смесь песка или керамзита со сфагнумом или торфом). Некоторые черенки укореняются в

3. Срежьте черепок ножом. Если выделился млечный сок, поставьте на время черенок в стакан с теплой водой (осторожно, сок может быть ядовитым или вызывать раздражение).

4. Посадите черенки нижним концом в субстрат на глубину 1-2 сантиметра для травянистых или на 2-5 сантиметров для древесных растений. Осторожно полейте теплой водой. Черепки кактусов предварительно подсушивают и не укрывают банкой.

5. Для укоренения черепков необходимо тепло, влажный воздух и свет. Трудно укореняющиеся черенки обрабатывают ростовыми веществами (можно использовать раствор меда или сока алоэ). Для создания необходимых условий можно использовать стеклянные банки или полиэтиленовые пакеты. Укоренение может продолжаться от 10-15 дней до 3--4 недель.

♦ От чего это зависит, как определить, что укоренение прошло удачно?

6. Наблюдайте за ходом укоренения, периодически проветривайте растение. После укоренения пересадите растение в цветочный горшок.

Цель: изучить развитие насекомых.

1. Изучите текст учебника и рисунки.

2. Составьте схемы развития саранчи и бабочки. Проведите их сравнение.

3. Сделайте вывод о причинах отличия в развитии животных. Предложите гипотезы, объясняющие тот факт, что личинки некоторых насекомых похожи на кольчатых червей. Подтвердите свои гипотезы другими примерами.

Обобщение и закрепление знаний. Беседа.

♦ У бабочки тутового шелкопряда не развиты ротовые органы, она не питается. Как вы думаете, за счет каких источников энергии она живет и даже размножается?

♦ Многие насекомые зимуют на стадии куколки. Предложите механизм, регулирующий время окукливания и появление взрослого насекомого из куколки весной.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

+

причиной изменения скорости движения тела всегда является его взаимодействие с другими телами.

Похожие вопросы

Категория

Рассмотрите поперечный срез побега липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2—4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.

Категория

Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведённых наблюдений сделайте вывод.

Категория

Рассмотрите продольный и поперечный срезы побега растения, стоявшего в подкрашенной воде Какой слой стебля окрасился.

Стебель с расположенными на нём листьями и почками называют побегом.

2. Какие функции выполняют механическая, проводящая, покровная ткани?

Механические ткани обеспечивают прочность органов растений. Они составляют каркас, поддерживающий все органы растений, противодействуя их излому, сжатию, разрыву.

Проводящие ткани обеспечивают передвижение воды и растворенных в ней питательных веществ по растению.

Покровные ткани выполняют главным образом защитную функцию — защищают растения от механических повреждений, проникновения микроорганизмов, резких колебаний температуры, излишнего испарения и т. п.

3. Какие стебли имеют известные вам растения?

Различают два основных типа стеблей: травянистые(тимофеевка, ландыш, тюльпан, зверобой) и деревянистые(липа, дуб, сосна).

4. Чем различаются стебли деревьев, кустарников, трав?

Травянистые стебли существуют обычно один сезон. Это нежные гибкие стебли трави молодые побеги древесных пород. Деревянистые стебли приобретают твёрдость благодаря отложению в оболочке их клеток особого вещества — лигнина. Одревеснение происходит у стеблей деревьев и кустарников начиная со второй половины лета первого года их жизни.

Лабораторная работа

Внутреннее строение ветки дерева

1. Рассмотрите ветку, найдите на ней чечевички (бугорки с отверстиями). Какую роль в жизни дерева они играют?

Рассмотрите ветку, найдите на ней чечевички

Чечевички - особые образования в пробковой ткани стебля, появляющиеся на смену бывших в эпидермисе устьиц. Они служат вентиляторами, при помощи которых происходит обмен газов между внутренней атмосферой стебля и окружающим воздухом. В готовом состоянии они имеют вид мелких бугорков, рассыпанных по стеблю и заметных простым глазом. Обыкновенно эти бугорки имеют продолговатую форму и вытянуты по длине стебля.

2. Приготовьте поперечный и продольный срезы ветки. С помощью лупы рассмотрите слои стебля на срезах. Используя учебник, определите название каждого слоя.

Приготовьте поперечный и продольный срезы ветки

3. Иглой отделите кору, попробуйте её изогнуть, сломать, растянуть. Прочитайте в учебнике, как называется наружный слой коры. Что такое луб? Где он расположен и каково его значение для растения?

Молодые (однолетние) стебли снаружи покрыты кожицей, которая затем замещается пробкой.

Внутренний слой коры называют лубом. В его состав входят ситовидные трубки и клетки-спутницы, толстостенные лубяные волокна, а также группы клеток основной ткани.

Ситовидные трубки — это вертикальный ряд вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями (как у сита), ядра в этих клетках разрушились, а цитоплазма прилегает к оболочке. Это проводящая ткань луба, по которой перемещаются растворы органических веществ. Жизнедеятельность ситовидных трубок обеспечивают клетки-спутницы.

Лубяные волокна — вытянутые клетки с разрушенным содержимым и одревесневшими стенками — представляют механическую ткань стебля. В стеблях льна, липы и некоторых других растений лубяные волокна развиты особенно хорошо и очень прочны.

4. На продольном срезе рассмотрите кору, древесину, сердцевину. Испытайте каждый слой на прочность.

Самый прочный слой из перечисленных – древесина (в её состав входит механическая ткань).

В центре стебля находится более рыхлый слой — сердцевина, в которой откладываются запасы питательных веществ. Она состоит из крупных клеток основной ткани с тонкими оболочками. У некоторых растений между клетками находятся большие межклеточные пространства. Такая сердцевина очень рыхлая.

Пробка, состоящей из мёртвых клеток, заполненных воздухом, тоже ломается.

5. Отделите кору от древесины, проведите пальцем по древесине. Что вы ощущаете? Прочитайте в учебнике об этом слое и его значении.

Между корой и древесиной залегает камбий. Он состоит из узких длинных клеток образовательной ткани с тонкими оболочками. Невооружённым глазом его обнаружить нельзя, но можно почувствовать, содрав часть коры с поверхности древесины и проведя пальцами по обнажившемуся месту. Клетки камбия при этом разрываются, и их содержимое вытекает, увлажняя древесину.

Весной и летом камбий энергично делится, и в результате в сторону коры откладываются новые клетки луба, а в сторону древесины — новые клетки древесины. Так происходит рост стебля в толщину. При делении камбия клеток древесины образуется значительно больше, чем луба. Осенью деление клеток замедляется, а зимой прекращается полностью.

6. Зарисуйте поперечный и продольный срезы ветки и подпишите названия каждой части стебля.

См. ответ на вопрос №2.

7. На спиле древесного стебля найдите древесину, подсчитайте с помощью лупы число годичных колец и определите возраст дерева.

подсчитайте с помощью лупы число годичных колец и определите возраст дерева

8. Рассмотрите годичные кольца. Одинаковы ли они по толщине? Объясните, чем отличается древесина, образовавшаяся весной, от древесины более позднего времени года.

По толщине годичных колец можно узнать, в каких условиях росло дерево в разные годы жизни. Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, о затенении дерева и о его плохом питании.

Все слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью, составляют годичное кольцо прироста. Мелкие осенние клетки отличаются от крупных весенних клеток древесины следующего года, находящихся рядом с ними. Поэтому граница между соседними годичными кольцами на поперечном срезе древесины у многих деревьев хорошо заметна.

9. Установите, какие слои древесины старше по возрасту — лежащие ближе к середине или к коре. Объясните, почему вы так считаете.

Слои древесины, лежащие ближе к середине, старше по возрасту. Слои древесины, которые находятся ближе к коре, молодые (между древесиной и корой располагается камбий, который и образует новые кольца).

Вопросы

1. Каково внутреннее строение стебля дерева или кустарника?

На поперечном спиле дерева или кустарника легко различить следующие участки: кору, камбий, древесину и сердцевину.

2. Какое значение имеют кожица и пробка?

Кожица и пробка — покровные ткани. Они защищают расположенные глубже клетки стебля от излишнего испарения, различных повреждений, от проникновения внутрь атмосферной пыли с микроорганизмами, вызывающими заболевания растения.

В кожице стебля, имеются устьица, через которые происходит газообмен. В пробке эту функцию выполняют чечевички.

3. Где расположен луб и из каких клеток он состоит?

Внутренний слой коры называют лубом. В его состав входят ситовидные трубки и клетки-спутницы, толстостенные лубяные волокна, а также группы клеток основной ткани.

Ситовидные трубки — это вертикальный ряд вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями (как у сита), ядра в этих клетках разрушились, а цитоплазма прилегает к оболочке. Это проводящая ткань луба, по которой перемещаются растворы органических веществ. Жизнедеятельность ситовидных трубок обеспечивают клетки-спутницы.

Лубяные волокна — вытянутые клетки с разрушенным содержимым и одревесневшими стенками — представляют механическую ткань стебля. В стеблях льна, липы и некоторых других растений лубяные волокна развиты особенно хорошо и очень прочны.

4. Что такое камбий? Где он расположен?

Камбий – это образовательная ткань, за счет которой происходит рост стебля в толщину. Весной и летом камбий энергично делится, и в результате в сторону коры откладываются новые клетки луба, а в сторону древесины — новые клетки древесины.

Камбий залегает между корой и древесиной.

5. Какие слои видны на поперечном срезе стебля при рассматривании невооружённым глазом и с помощью микроскопа?

На поперечном срезе стебля при рассматривании невооружённым глазом легко различить следующие участки: кору, камбий, древесину и сердцевину. С помощью микроскопа можно отличить в коре кожицу, пробку и луб.

6. Что такое годичные кольца? Как они образуются?

Все слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью, составляют годичное кольцо прироста. Мелкие осенние клетки отличаются от крупных весенних клеток древесины следующего года, находящихся рядом с ними. Поэтому граница между соседними годичными кольцами на поперечном срезе древесины у многих деревьев хорошо заметна.

Подумайте

Что можно определить по годичным кольцам? Почему у многих тропических растений годичных колец не видно?

Подсчитав с помощью лупы число годичных колец, можно определить возраст спиленного дерева или срезанной ветки.

По толщине годичных колец можно узнать, в каких условиях росло дерево в разные годы жизни. Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, о затенении дерева и о его плохом питании.

У многих тропических растений годичных колец не видно, т.к. условия там не отличаются по сезонам года и почти всегда благоприятные.

Задания

1. Рассмотрите чечевички на ветвях бузины, черёмухи, дуба и других деревьев и кустарников.

Рассмотрите чечевички на ветвях бузины, черёмухи, дуба и других деревьев и кустарников

2. Определите возраст какого-либо спиленного дерева по годичным кольцам. Сделайте рисунок спила. Укажите на рисунке сторону, которая у дерева была обращена к северу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа составлены таким образом, что имеет теоретическую часть, изучение которой позволит обучающимся вспомнить учебный материал по теме лабораторной работы, а также непосредственно практическую часть.

Внутреннее строение стебля в связи с его функциями

Методические рекомендации:

Стебель – осевая часть побега растения, он проводит питательные и минеральные вещества и выносит листья к свету. В стебле могут откладываться запасные питательные вещества.

Анатомическое строение стебля соответствует его главным функциям:

проводящей – в стебле хорошо развита система проводящих тканей, которая связывает все органы растения;

опорной – с помощью механических тканей стебель поддерживает все надземные органы и выносит лист в благоприятные условия освещения;

ростовой – в стебле имеется система меристем, поддерживающих нарастание тканей в длину и толщину (верхушечные, боковые, вставочные).

Рассмотрим поперечный срез трехлетней ветки липы под микроскопом.

На поверхности спила легко различаются три слоя. Наружный слой тонкий и темный – кора. Он состоит из разных тканей, расположенных слоями. Плотный, самый широкий слой, лежащий глубже,- это древесина. В центре находится более рыхлая сердцевина.


Рис. 1 Слои в спиле дерева

Под кожицей находится слой клеток пробки. Кожица и пробка защищают глубже расположенные клетки стебля от излишнего испарения, от проникновения внутрь атмосферной пыли с микроорганизмами, вызывающими заболевания растений. Кожица и пробка – покровные ткани.

В кожице стебля имеются устьица, через которые происходит газообмен и транспирация.


Рис. 2 Устьица в кожице

В пробке развиваются чечевички – маленькие бугорки с отверстиями. Чечевички образованы крупными клетками основной ткани с большими межклетниками. Их функция – дыхание и транспирация.


Рис. 3 Чечевички в стебле бузины

Под пробкой находятся клетки первичной коры (может выполнять запасающую функцию), а за ними, т.е. глубже – луб. В его состав входят

ситовидные трубки - это проводящая ткань луба, по которой перемещаются растворы органических веществ.

и лубяные волокна, вытянутые клетки с разрушенным содержимым и одревесневшими стенками, представляют механическую ткань стебля. Придают стеблю прочность и гибкость.

Плотный, самый широкий слой – древесина (заболонь - функциональная часть древесины) – основная часть стебля. Состоит из клеток разной формы и величины: сосудами проводящей ткани, древесинными волокнами механической ткани и клетками основной ткани.

Сосуды - это проводящая ткань древесины, по которой перемещаются растворы минеральных веществ. Ранней весной по ним идут органические вещества. За счет того, что стенки сосудов прочные играют роль дополнительного скелета.

Древесинные волокна, вытянутые клетки с разрушенным содержимым и одревесневшими стенками, представляют механическую ткань стебля. Придают стеблю прочность и гибкость.

Между лубом и древесиной находится камбий. Камбий – узкие длинные клетки образовательной ткани с тонкими оболочками. Весной и летом клетки камбия активно делятся – происходит рост стебля в толщину. Верхние клетки откладывается в луб, нижние – в древесину. При этом в сторону древесины камбий откладывает клеток больше, чем в сторону коры.


Рис. 4 Внутреннее строение стебля

Годичное кольцо это прирост древесины за год. По толщине годичных колец можно узнать, в каких условиях росло дерево в разные годы жизни. Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, о затенении дерева и о плохом питании.


Рис. 5 Влияние условий жизни на рост дерева в толщину

Сердцевина – центральная часть стебля. Между клетками сердцевины могут быть межклеточные пространства. Это основная ткань. В живых клетках сердцевины откладываются запасные питательные вещества.

Сердцевинный луч – ряд клеток, которые начинаются от сердцевины и проходят в радиальном направлении через древесину и луб в первичной коре. Функция их – проводящая и запасающая.

Лабораторная работа № 2

Внутреннее строение стебля в связи с его функциями.

Цель: связать строение стебля и функции, которые он выполняет.

Техника безопасности: быть осторожным при работе с лупой, микроскопом и препаровальной иглой.

Невооруженным глазом и с помощью лупы рассмотрите спил стебля. Найдите кору, луб, древесину и сердцевину. Подпишите части внутреннего строения согласно цифрам.


На ветки липы найдите чечевички. Какова их функция?

Попробуйте сломать ветку липы. Удалось ли вам это? Почему?

Нас спиле ствола рассмотрите годичные кольца. Определите количество годичных колец.


Снимите кору с ветки дерева и потрогайте пальцами поверхность только что оголившейся древесины, и вы почувствуете, что она влажная и скользкая. Это объясняется тем, что между лубом и древесиной залегает_____________, который_________________________________

На спиле дерева проверьте иглой твердость сердцевины, древесины и коры. Сделайте вывод.

Лабораторная работа 16. Строение стебля

Цели: познакомить учащихся с общим (микроскопическим) строением стебля.

Ход работы:

1. Рассмотрите побег липы. Найдите на коре чечевички. Какова их функция?

2. Аккуратно разрежьте ветку липы поперек скальпелем. При помощи лупы рассмотрите срез. Найдите пробку, кору, древесину и сердцевину. По каким признака вы определили эти слои?

3. Сделайте продольный разрез веточки липы. Аккуратно отделите кору. Попробуйте ее изогнуть или сломать. Удалось ли вам это? О чем это говорит?

4. Потрогайте оголившуюся часть древесины. Убедитесь в том, что она влажная. Почему?

6. Найдите луб, рассмотрите ситовидные лубки и лубяные волокна. Какова их функция? Как это отражается на строении ткани?

7. Найдите образовательную ткань – камбий. Какова форма клеток у камбия? Какую функцию выполняет эта ткань?

8. Рассмотрите клетки древесины. Найдите сосуды и волокна. Какова основная функция древесины?

9. Найдите на микропрепарате клетки сердцевины. Каково значение этой части стебля для растения?

10. Зарисуйте клеточное строение стебля. Сделайте подписи к рисунку.

11. Сделайте вывод о строении различных тканей стебля и связи строения различных частей стебля с выполняемыми ими функциями.

Лабораторная работа 17. Определение возраста ветки ели по спилу

Цели: рассмотреть годичные кольца ели, научиться определять возраст дерева по годичным кольцам на спиле.

Оборудование: поперечные спилы с 5-10 годичных веток деревьев, лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите поперечный срез ветки ели невооруженным глазом и при помощи лупы.

2. Найдите годичные кольца и подсчитайте их. Сколько лет росла эта ветка? Как вы это определили?

3. Сделайте вывод о том, в каких условиях росло данное дерево. Равномерно ли благоприятными были условия со всех сторон.

Читайте также: