С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами он старым

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом – перелом в старой его жизни и открытие новой, радостной, в единении со всем народом.
Дуб – символический образ психологического состояния князя Андрея, образ масштабных и скорых перемен, произошедших в его душе. При первой встрече Андрея с дубом, он встретил его угрюмым и не подчиняющимся остальному (лесному) миру деревом: “С огромными своими неуклюже,

несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца”. Такой же контраст мы видим и в обществе А. П. Шерер между князем и остальными гостями этого салона.

Его не занимают разговоры о Бонапарте, который был центром обсуждений у Анны Павловны, и, “видимо, все бывшие в гостиной не только знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно”. Такую же апатию мы видим и на внешнем облике дуба, дико и

одиноко стоящего среди зеленой березовой рощи.
Но при их второй встрече Андрей находит дуб обновленным, полным жизненных сил и любви к окружающему миру: “Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их”. Как же так неожиданно и скоро произошла эта перемена в дубе?

Она произошла, так как внутри, в жилах этого могучего дерева уже находился источник перемен, не проявленный еще во время первой встречи с Андреем Болконским. Но мы сказали, что дуб – это символический образ князя Андрея. Так каким же был потенциал, таящийся в князе Андрее до их второй встречи?
Этот “потенциал” сложился из самых лучших моментов его жизни. Первый – бой при Аустерлице, и “над ним не было ничего уже, кроме неба, – высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками”. Второй момент – встреча с Пьером на пароме, где Пьер рассказал Андрею о масонстве, о вечной жизни, о боге: “Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь”.

Третий – это случайно услышанный разговор девочки, взволнованной красотой ночи и желавшей улететь в небо (Наташи Ростовой), возбудивший в нем давно погасшие чувства радости и счастья.
Но также к этим переменам его подтолкнули и множество пережитых им разочарований. Во-первых, это “падение” в его глазах кумира многих членов высшего российского общества, в том числе и князя Андрея, – Наполеона – после встречи с ним: “Это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком”, “ему так ничтожны казались все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы”. Во-вторых, это неожиданная смерть Лизы: “Видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться, и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть…”.
Все эти происшедшие события, накладываясь друг на друга, ищут выхода и единого оптимального решения, и выход из мучившего князя Андрея круга повторяющхся и гнетущих событий только один: другая жизнь с новыми идеалами и устремлениями. Анализируя всю свою прошедшую жизнь, Андрей понимает, что жил только ради себя (например, мечтая о личном подвиге, о своем “тулоне”, который бы его прославил). Именно это и приводило к частым разочарованиям в жизни. И увидя преображенным дуб, князь Андрей в полной мере оценил неправильность своих прежних целей и принципов, видя перед собою дуб как отражение себя.

Преображение дуба – это внутреннее преображение самого князя Андрея, это полное переосознание и обновление всех основ его жизни.
Поэтому встреча Андрея Болконского с дубом играет большое значение. Это переход героя от эгоистической гордой жизни к жизни “для других”, в единении со всем народом: “…чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!”

 толстой

Описание дуба занимает важное место в произведении и помогает понять, какие мысли и чувства посещали Андрея Болконского в моменты переоценки ценностей.

Первая встреча с деревом

Автор вкладывает в слова старого раскидистого дерева монолог, из которого следует, что всё хорошее, приходящее с весной, — всего лишь обман.

Дуб война и мир

Глупо желать счастья, любви, и все, кто надеется на лучшее, — беспросветные глупцы. Кажется, что дерево сетует на свою непривлекательность.

Когда Андрей увидел старое раскидистое дерево, он почувствовал, что ему нужно постоять рядом, побыть наедине с дубом. Князь распорядился, чтобы карету остановили. Выйдя из неё, он попросил кучера распрячь лошадь, чтобы она могла набраться сил для дальнейшей дороги. Необходимость в уединении нужна была не для того, чтобы полюбоваться на дерево: Андрей хотел разобраться в себе и своих мыслях, понять, чего ему хочется и как жить дальше.

Лакей с кучером повиновались и нашли неподалёку место, где лошадь могла пастись. Болконский не спеша подошёл к дубу, осторожно дотронулся до его тёплой, морщинистой коры. Проведя по стволу рукой, он почувствовал, насколько право безмолвное дерево, выражающее всем своим видом укор весеннему ликованию.

Весна, женщины, любовное опьянение, радость бытия — всего этого нет, люди придумали себе иллюзию и упиваются ею.

Сомнения и эксперимент князя

Целый рой мыслей возник в голове Болконского. Он вспомнил слова Пьера и с досадой оперся на дуб. Думая о том, как нелепы наивные рассуждения Безухова, князь в какой-то момент засомневался. Пьер говорил с такой уверенностью, и не может ли быть так, что его слова — правда? Князь так смотрел на дерево, как будто хотел его обнять. Он понял, что Бог не просто так создал каждое творение. Умысел был в том, чтобы всё живое могло стать счастливым.

Дуб и болконский война и мир толстой

Но разве может радоваться и наслаждаться дерево, которое выглядит так уродливо? Когда-то оно было молодым, и окружающие берёзки завистью наблюдали за тем, как бушуют мощные ветви. Но это время прошло, и сейчас у дороги растёт не стройный исполин, а кряжистый старик.

В итоге Болконскому захотелось доказать и дереву, и себе, что Пьер был прав. Он начал осматривать все сучья, и наконец взгляд наткнулся на дупло.

Князю стало стыдно за мысли, а ещё он испугался, что кучер и лакей могут застать его за богопротивным делом. Оглянувшись, он понял, что слуги не вернулись, и наклонился к найденному дуплу. Убедившись, что его не облюбовали грызуны и прочая живность, Андрей принялся за дело. Он снял панталоны и начал совершать характерные движения. В этот момент ему показалось, что рядом не дерево, а молодая жена. Стыд жёг сердце, но останавливаться было поздно.

Завершив своё занятие, князь прислонился к дереву и попросил у него прощения. Потом он позвал кучера, и карета отправилась дальше. Отъезжая, он глядел на дуб, цветы и траву, над которыми старик возвышался всё так же мрачно и безмолвно. Андрей думал, что всё же корявый исполин прав: поддаваться соблазнам — удел молодых, а жизнь стариков кончена. В душе возникли грустные мысли по поводу прожитых лет. Князь решил, что поздно что-то начинать, главное — дожить остаток дней. Не стоит тревожиться, строить планы и чего-то желать.

В тексте художественного произведения Толстой выражает то, что тревожило его всю жизнь: проблемы переоценки ценностей, смысла жизни и человеческого одиночества.

В сложные периоды, когда меняется мировоззрение, душа оказывается буквально вывернутой наизнанку, и это отлично показывает первая встреча князя со старым деревом.

Помолодевший дуб летом

Стояло жаркое лето, когда Андрей, возвращаясь домой от графа Ильи Андреевича Ростова, вновь проезжал мимо места, где произошла его памятная встреча с дубом. Он вспомнил о дереве, которое вызвало так много переживаний, стал искать его взглядом, но не нашёл.

Сам того не понимая, князь любовался зелёным шатром, а через некоторое время понял, что это и есть дуб-исполин. Но как он преобразился! На дереве не было и следа старых ран, корявые пальцы скрылись за молодой порослью, а прямо из коры росли сочные листья.

 характеристика дуба толстой

Болконский понял, что это и есть тот самый раскидистый дуб. Сейчас он млел в лучах заходящего солнца, но не бушевал, а следка колыхался.

Андрей порадовался и окончательно решил, что в 31 год жизнь не заканчивается. Нужно, чтобы жили все: и князь, и Пьер, и девочка, взволнованная ночным очарованием, и остальные. В этих размышлениях Толстой показал, что в каждом человеке, даже если он сам об этом не догадывается, скрыта тяга к полноценной, насыщенной жизни.

Нужно лишь событие, которое станет отправной точкой для переоценки ценностей.

Образ весеннего леса

Писатель красочно изображает весеннюю растительность, показывая, как вся природа радуется обновлению. Трава зеленела, подчёркивая синь неба, и это великолепие дополняли почки, готовые распуститься. Весна в 1809 году была ранней, однако в лесу кое-где ещё виднелись остатки снега.

Роща состояла в основном из берёз. Ветра не было, поэтому воздух хорошо прогрелся, а на солнечных участках чувствовалась жара. На полянах распустились лиловые цветы, и по ним было понятно, что весна уже вступила в свои права.

 болконский и дуб война и мир

Лошадям было жарко, поэтому они потели, зато птицы не страдали, а веселились, громко возвещая всех о своей радости. Лакей и кучер тоже наслаждались свежестью и зеленью, а Андрей не разделял всеобщего ликования. Его мысли были заняты кряжистым исполином — дубом, одиноко стоявшим у дороги.

Дерево с необъятным стволом поражало размерами. Оно было в 2 раза выше берёз и в 10 раз толще. Со всех сторон торчали толстые ветки и тонкие сучья, обломанные много лет назад. По всему было видно, что дуб пережил многое. На стволе было много мест, где вместо коры рос мох. С годами дерево утратило былую красоту, поверхность створа прочертили глубокие кривые борозды и на фоне берёз дуб выглядел ужасно. Он казался нахмуренным, сердитым и угрюмым.

Андрею было чуждо ликование по поводу весны, и похожие чувства, казалось, испытывало дерево. Как Болконский, так и дуб перенесли за свою жизнь много испытаний, поэтому считали веселье обманом. Вот что пришлось пережить князю за последнее время:

Андрей болконский

  • смерть жены;
  • разочарование Наполеоном, который был для него авторитетом;
  • унижение в плену;
  • поражение русской армии под Аустерлицем и Шангребеном.

Испытания оставили след в душе Андрея, проявление положительных эмоций он считал лицемерием, а счастье — выдуманной категорией. Свой возраст князь считал приличным, ему казалось, что в 31 год уже невозможно радоваться, любить и быть счастливым. Если Болконский был изуродован внутренне, то дуб — внешне, и в этом проявляется их схожесть.

Неприятие внешних правил тоже сближает князя со старым деревом. Человеческие искушения, которым Болконский решил не поддаваться до конца жизни — любовь, счастье, веселье. Правила, установленные природой и игнорируемые дубом, — весеннее обновление, рост листвы и молодых побегов. Дуб не подчиняется естественному ходу событий и стоит без листьев.

Влияние природы на Андрея

Летом князь Болконский увидел совсем другой дуб, не такой, каким он предстал весной. Дерево радостно зеленело, колыхало листвой, освещаемое ласковым весенним солнцем. Дуб не захотел мириться с надвигающейся старостью и вырастил много новых сучьев. Листва закрыла всего его изъяны и болячки.

Отрывок про дуб война и мир

После второй встречи с деревом, которая стала судьбоносной, Болконский кардинально переменил жизнь. Он начал разрабатывать воинский устав, который не должен был содержать ошибок предыдущего документа. Главной задачей стало сделать так, чтобы боеготовность страны оказалась на высоком уровне.

Проводить работу над реформами в армии князю помогал министр Сперанский. Жизнь Андрея вступила в новый этап, стала яркой и насыщенной, а пустоту, образовавшуюся в душе после утраты жены, заполнили ростки нежного чувства к девочке Наташе Ростовой.

Работа на уроке

Описание дуба война и мир

Если учитель проводит открытый урок по произведению, учащиеся должны продемонстрировать навык выразительного чтения и пересказа. На основе описаний дуба у Толстого им следует проанализировать, с помощью каких приёмов писатель выражает любовь к природе.

Начало урока — вступительное слово преподавателя, далее — демонстрация репродукций, которые учащиеся подготовили к занятию. Затем школьники зачитывают доклады по вопросам, которые учитель дал заблаговременно.

Весною 1809-го года, князь Андрей поехал в рязанские имения своего сына, которого он был опекуном.

Пригреваемый весенним солнцем, он сидел в коляске, поглядывая на первую траву, первые листья березы и первые клубы белых весенних облаков, разбегавшихся по яркой синеве неба. Он ни о чем не думал, а весело и бессмысленно смотрел по сторонам.

Проехали перевоз, на котором он год тому назад говорил с Пьером. Проехали грязную деревню, гумны, зеленя, спуск, с оставшимся снегом у моста, подъём по размытой глине, полосы жнивья и зеленеющего кое-где кустарника и въехали в березовый лес по обеим сторонам дороги. В лесу было почти жарко, ветру не слышно было. Береза вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала зеленея первая трава и лиловые цветы. Рассыпанные кое-где по березнику мелкие ели своею грубою вечною зеленью неприятно напоминали о зиме. Лошади зафыркали, въехав в лес, и виднее запотели.

Лакей Петр что-то сказал кучеру, кучер утвердительно ответил. Но видно Петру мало было сочувствования кучера: он повернулся на козлах к барину.

— Ваше сиятельство, лёгко как! — сказал он, почтительно улыбаясь.

— Лёгко, ваше сиятельство.

На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанною корой, заросшею старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

По опекунским делам рязанского имения, князю Андрею надо было видеться с уездным предводителем. Предводителем был граф Илья Андреевич Ростов, и князь Андрей в середине мая поехал к нему.

Был уже жаркий период весны. Лес уже весь оделся, была пыль и было так жарко, что проезжая мимо воды, хотелось купаться.

Граф Илья Андреич в 1809-м году жил в Отрадном всё так же как и прежде, то есть принимая почти всю губернию, с охотами, театрами, обедами и музыкантами. Он, как всякому новому гостю, был рад князю Андрею, и почти насильно оставил его ночевать.

Вечером оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть. Он читал, потом потушил свечу и опять зажег ее. В комнате с закрытыми изнутри ставнями было жарко. Он досадовал на этого глупого старика (так он называл Ростова), который задержал его, уверяя, что нужные бумаги в городе, не доставлены еще, досадовал на себя за то, что остался.

Князь Андрей встал и подошел к окну, чтоб отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном, весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно и глаза его остановились на этом небе.

Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.

— Только еще один раз, — сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.

— Да когда же ты спать будешь? — отвечал другой голос.

— Я не буду, я не могу спать, что́ ж мне делать! Ну, последний раз.

Два женские голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.

— Ах какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.

— Ты спи, а я не могу, — отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она видимо совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Всё затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.

— Соня! Соня! — послышался опять первый голос. — Ну, как можно спать! Да ты посмотри, чтó за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, — сказала она почти со слезами в голосе. — Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.

Соня неохотно что-то отвечала.

— Нет, ты посмотри, чтó за луна. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, — туже, как можно туже, — натужиться надо и полетела бы. Вот так!

— Полно, ты упадешь.

Послышалась борьба и недовольный голос Сони:

— Ведь второй час.

— Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди.

Опять всё замолкло, но князь Андрей знал, что она всё еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.

— Ах, Боже мой! Боже мой! чтó ж это такое! — вдруг вскрикнула она. — Спать так спать! — и захлопнула окно.



На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

"Весна, и любовь, и счастие!" - как будто говорил этот дуб. - И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков; как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам".

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

"Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!" Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

III. Описание дуба

"Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны,- подумал князь Андрей. - Да где он",- подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя - ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. "Да это тот самый дуб", - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - и все это вдруг вспомнилось ему.

"Нет, жизнь не кончена в 31 год,- вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"

IV. Танец Наташи

Наташа сбросила себя платок, который был, накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,- эта Графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приёмы, которые танцы с шалью давно бы должны были вытеснить? Но дух и приёмы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил, было, Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошёл, и они уже любовались ею.

Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисия Фёдоровна, которая тотчас подала её необходимый для её дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Урок литературы в 10 классе по теме:

- научить правильно понимать художественный текст произведения,

- научить учащихся выполнять анализ текста,

- развивать связную речь учащихся.

- развивать интерес к художественному слову;

- развивать навыки анализа текста.

- воспитывать любовь к родной литературе, к природе.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.

Тип урока: урок применения знаний. Умений и навыков

Оформление: на доске – тема урока, выставка книг.

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Мотивация учебной деятельности. Слово учителя.

Читая художественное произведение, самое главное, понять его смысл. А для этого нужно читать его внимательно. перечитывать, открывая в нем все новые и новые глубины, вникая в особенности его формы.
Это удивительно интересная и кропотливая работа с текстом, каждый раз начинаешь понимать что-то новое. Каждый из вас сможет почувствовать себя, в какой-то степени, исследователем.
- Давайте вспомним, что называется эпизодом? И что значит проанализировать эпизод?

Ответы учащихся:

Эпизод – это часть сложного целого: он вплетён в художественную ткань произведения и бесчисленными, зримыми и незримыми нитями связан как с предыдущим содержанием его, так и с последующим.

Анализ эпизода – это осмысление его идейно-тематического содержания и своеобразия художественной формы, выяснение связей данной части произведения с другими (т.е. нужно знать, что было до анализизируемого эпизода, а что после него).

7. Солдат Апшеронского полка, встретившийся Пьеру Безухову в плену. Прозван на службе Соколиком. В первой редакции романа этого персонажа не было. Его появление обусловлено, видимо, развитием и окончательным оформлением образа Пьера и философской концепции романа. При первой встрече с этим маленьким, ласковым и добродушным человеком Пьера поражает ощущение чего-то круглого и спокойного. (Каратаев Платон).


4. Совершенствование знаний, умений, навыков

А) Беседа по вопросам.

- Что такое пейзаж?

- Какое место в романе занимает пейзаж?

- Определите функции каждой картины природы в произведении. Запись в тетрадь:

Пейзаж создает настрой, впечатление ощущения времени, характеризует место действия, соотносится с мыслями и чувствами персонажей, предваряет или настраивает на события, символизирует их или выражает философию автора, его понимание мира. Рисует социальное отношение, является важным моментом сюжета.
- В чем особенность разбираемого эпизода? (И природа, и люди рисуются в нём через восприятие их Андреем Балканским).
- Ребята, если бы вы были художником, и вам предстояло проиллюстрировать данный эпизод, что бы вы нарисовали? (Ответы учащихся)

Б) Выразительное чтение данного эпизода учениками.

В) Анализ эпизода.

У каждого из вас есть примерный план анализа эпизода. Именно он и будет положен в основу нашего сочинения. Не забывайте делать пометки, к концу урока у вас должен быть черновик данного сочинения.

- Какое место занимают эпизоды встречи князя Андрея со старым дубом в развитии сюжета и композиции?

- Как они связаны с предшествующим и последующим содержанием романа?

- Какие события в жизни князя Андрея предшествовали этому эпизоду?

- Зачитайте самые важные слова из первого эпизода:

- Дуб - символический образ психологического состояния князя Андрея, образ масштабных и скорых перемен, произошедших в его душе. В эпизоде использовано много эпитетов: с огромными растопыренными руками и пальцами, сердитый, презрительный…, олицетворений, метафор.

- Каков эмоциональный пафос эпизода?

- Каким нашел дуб Андрей Болконский при их второй встрече?

( Андрей находит дуб обновленным, полным жизненных сил и любви к окружающему миру: "Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их").

- Как же так неожиданно и скоро произошла эта перемена в дубе?

(Она произошла, так как внутри, в жилах этого могучего дерева уже находился источник перемен, не проявленный еще во время первой встречи с Андреем Болконским).

-Дуб - это символический образ князя Андрея. Так каким же был потенциал, таящийся в князе Андрее?

( Этот "потенциал" сложился из самых лучших моментов его жизни. Первый - бой при Аустерлице, и "над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками". Второй момент - встреча с Пьером на пароме, где Пьер рассказал Андрею о масонстве, о вечной жизни, о боге: "Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь". Третий - это случайно услышанный разговор девочки, взволнованной красотой ночи и желавшей улететь в небо (Наташи Ростовой), возбудивший в нем давно погасшие чувства радости и счастья).

- А как тема и проблема произведения получили здесь свое развитие?

- В чем же причина такой перемены в настроении князя Андрея?

( Эти перемены объясняются любовью к Наташе, хотя князь Андрей, может быть, и не понимает этого . Т акже к этим переменам его подтолкнуло и множество пережитых им разочарований.

Во-первых, это "падение" в его глазах кумира многих членов высшего российского общества, в том числе и князя Андрея, - Наполеона - после встречи с ним: "Это был Наполеон - его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком", "ему так ничтожны казались все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы".

Во-вторых, это неожиданная смерть Лизы: "Видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться, и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть. ".
Все эти происшедшие события, накладываясь друг на друга, ищут выхода и единого оптимального решения, и выход из мучившего князя Андрея круга повторяющихся и гнетущих событий только один: другая жизнь с новыми идеалами и устремлениями. Анализируя всю свою прошедшую жизнь, Андрей понимает, что жил только ради себя, например, мечтая о личном подвиге, о своем "тулоне", который бы его прославил. Именно это и приводило к частым разочарованиям в жизни. И, увидев преображенным дуб, князь Андрей в полной мере оценил неправильность своих прежних целей и принципов, видя перед собою дуб как отражение себя. Преображение дуба - это внутреннее преображение самого князя Андрея, это полное переосознание и обновление всех основ его жизни. Поэтому встреча Андрея Болконского с дубом играет большое значение. Это переход героя от эгоистической гордой жизни к жизни "для других", в единении со всем народом: ". чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!)

6. Подведение итогов урока .

Ваши записи на уроке – это черновик сочинения. Кто выберет для сочинения другой эпизод, используйте план анализа эпизода.

Домашнее задание:

Читайте также: