Рубка для лодки своими руками

Обновлено: 04.07.2024

Очень многие хотели бы иметь в собственности плавательное средство, но, как известно, стоимость готовых вариантов очень высока и не по карману большинству покупателей. Если вы думаете, что сделать хороший каютный катер из фанеры своими руками без определенных навыков невозможно, то это далеко не так, и в данном обзоре мы расскажем, как можно реализовать подобный проект в домашних условиях.

На фото: если вы готовы потратить время и силы, то сможете получить роскошный катер, который обойдется в десятки раз дешевле готового варианта

Общие сведения

Одной из наиболее распространенных моделей лодок из такого материала, как стеклопластик, стал катер WaveRunner-285. Он считается полноценным глиссирующим судном, которое вполне пригодно для прогулок по морю или туризма. Корабля, который характеризуется тем, что у него повышенный надводный борт, а также довольно большая ширина, удобен еще и тем, что в его носовой части можно разместить комфортный салон с прилегающим туалетом и камбузом. В кормовой части катера своими руками можно сделать двуспальную каюту, расположение которой будет находиться строго под кокпитом. Отдел управления агрегатом будет размещаться над моторным отсеком, а также он будет защищен от ветра и водных брызг наклонным стеклом.

чертежи катеров










Якорь своими руками

Якорь является главным элементом плавающего средства. Ведь он помогает длительное время удерживаться на одном месте, не позволяя течению унести судно. Для того чтобы прикрепить якорь необходимо в задней части лодки просверлить дыру, протянув железную цепь, которая станет основой для якоря.

Далее необходимо прикрепить сам груз. Это должен быть большой кусок железа, который сможет остановить лодку. Его необходимо будет прикрепить на цепь, с помощью сварки. Десять минут – якорь готов. Это самый простой способ как сделать якорь для лодки своими руками.



Мощности катера

При оборудовании катера своими руками необходимо учитывать, какой двигатель будет установлен на него впоследствии. Конкретно эта модель рассчитана на установку либо одного, либо двух моторов. Однако здесь важно учитывать, что общая мощность для нормального функционирования объекта должна быть в пределах от 250 до 500 л. с. Также они должны иметь прямой реверс-редуктор, что позволит развивать скорость в 15-30 узлов, что в км/ч составляет от 28 до 56. Кроме этого, судно может также иметь движительные комплексы либо дополнительные подвесные моторы.

Стоит отметить, что строительство катера своими руками экономит от 50 до 75% материальных средств от той суммы, которая была бы потрачена, если бы агрегат приобретался на верфи, а не строился самостоятельно. Также стоит отметить, что приведенная технология строительства малого судна не является последним словом в судостроении. Это лишь проверенный практикой, устоявшийся метод, который позволит собственноручно сконструировать приемлемый катер из стеклопластика.

как сделать катер












Начало работ

Начало строительства малого судна из стеклопластика ничем не отличается от строительства из любого другого материала. Первым шагом необходимо осуществить разбивку на фанерном щите или же на листе картона теоретических шпангоутов, а также обвода форштевня. Разбивка должна осуществляться в натуральную величину этих деталей.

Также важно отметить, что щит или плаз, на котором идет разбивка, должен иметь ширину, соответствующую ширине катера, плюс 300 мм. Высота этого объекта должна быть выше, чем предполагаемая высота корпуса на 400 мм. Специалисты рекомендуют сначала создавать чертежи катеров, на которых будут отмечены все необходимые детали с указанием размеров. Это делается для того, чтобы не ошибиться в процессе изготовления.

Еще одна важная деталь — верхние концы всех шпангоутов нужно продлить до той высоты, которая изображена, как горизонтальная линия, на плазе. Она является перпендикулярной линией ДП и называется она — шергель-линия.

катера своими руками




Резиновая шлюпка

Ответом на вопрос: как сделать лодку своими руками чертежи будут первым ответом. Благодаря им, изделие получится правильной формы. Поэтому первым делом следует нарисовать чертежи, просчитав малейшие детали.

После этого вырезаем из листа фанеры шлюпку указанных размеров. Дополнительно нам понадобятся доски для надёжного крепления дна, брезент для покрытия. Указанные материалы необходимо соединить между собой с помощью всё того же клея, смолы. Обязательно следует дать время застить клею, иначе конструкция получиться хлипкой. И Ваши усилия будут потрачены зря.

После этого обтяните изделие брезентом, плотно прикрепляя его к доскам. Помните, конструкция должна быть широкой. Таким образом получиться самодельная шлюпка. Она не сильно будет похожа на резиновую, которая продаётся, но мягкость, удобство она вам обеспечит.

Для большего понимания процесса изготовления можно посмотреть как сделать лодку ПВХ своими руками. Там на наглядном примере объяснят принцип работы. Ведь читать и видеть пример, повторяя действия, это совершенно разные вещи.

Но для эффективности работы стоит почитать подробное описание, посмотреть видео-урок. Так вы сможете быстрее понять, как сделать резиновую лодку правильно, которая сможет служить долгие годы.

Сборка лекал

Во время проведения работ по плазовой разметке лекал очень важно учесть такие факторы, как толщина реек и толщина листового металла, который будет использоваться в качестве обшивки внутренней поверхности матрицы. Другими словами, при составлении чертежа катера и последующей сборке необходимо от теоретической линии каждого из шпангоутов отложить внутрь то расстояние, которое будет соответствовать толщине реек и листового металла в сумме. Именно этот вариант разметки должен использовать при вырезании лекал и их дальнейшей сборке.

Отдельные части поперечных лекал, необходимо соединить при помощи таких материалов, как накладки и кницы, изготовленные из кусков фанеры толщиной от 8 до 10 мм. Подобный показатель подойдет для катера, длина которого будет находиться в районе 10 м. Накладки лучше всего клеить к лекалам, а после этого дополнительно прикручивать их шурупами или прибивать гвоздями.

скоростные катера







Как сделать катер: обшивка и матрица

Далее, прежде чем собирать имеющиеся лекала в матрицу, необходимо озаботиться созданием наружной обшивки конструкции. Для того чтобы создать наиболее комфортные условия при работе с наружной обшивкой катера, необходимо предусмотреть деталь, обеспечивающую наклон матрицы на оба борта корабля.

Если сделать все правильно, то появиться возможность работы, стоя на полу рядом с заготовками. Сама же по себе матрица, в любом случае, должна иметь очень прочную и жесткую конструкцию. Это необходимо для того, чтобы при постройке агрегата форма его корпуса не искажалась.

Как сделать катер с прочной матрицей? Крупные конструкции собираются из продольных балок, которые будут представлять собой горизонтальное основание катера. Внутри полученного каркаса, необходимо установить мостки, которые облегчат работу по выклейке корпуса. После того, как были установлены продольные брусья, являющиеся основанием матрицы, на них размечается будущее положение всех лекал, а также натягивается стальная проволока вдоль балок, которая будет являться струной, обозначающей ДП судна.

водный катер

Деревянная основа

Много веков подряд люди использовали дерево, как средство передвижения по водной поверхности. Сначала это были простые сооружения в виде небольших платформ, позже появилась лодка изготовление которой занимало длительное время.

Ведь она должна быть качественной для безопасной транспортировки груза. Теперь в наше время при желании любой человек может воспроизвести средство в домашних условиях.

Простой пошаговый план научит как сделать деревянную лодку. Заранее необходимо заготовить длинные, широкие доски, которые будут служить бортами челна. Они обязательно должны быть сухими, ровными, не иметь трещин.

После приготовления основного материала, его нужно обработать для удобного скрепления. Края досок необходимо ровно срезать для того, чтобы при сборе, доски плотно прикасались друг к другу. Далее начинаем делать средство передвижения. Начинать необходимо с носовой части. Вырезаем дополнительную доску, которая по — средине будет держать борта.

После окончания работы над бортами, нужно соорудить сидения. Процесс очень простой, поэтому не займёт много времени. Деревянные доски, необходимо прибить к бортам. После этого следует установить дно. Оно может быть железным.

Вырезаем из листа железа нужную форму, благодаря густо забитым гвоздям крепим к деревянной основе. Лодка практически готова. Остаётся прикрепить железную цепь, которая будет служить основой для якоря.

Установка лекал

Начать процесс монтажа заготовок рекомендуется с мидель-шпангоута. Прежде чем надежно закреплять этот элемент, очень важно убедиться в том, что лекало стоит строго вертикально и перпендикулярно по отношению к ДП. Крепится оно к брусьям, являющимися основанием. После того, как были смонтированы все остальные заготовки, была установлена стойка, находящаяся в ДП транца, и все элементы были раскреплены раскосами, чтобы избежать любого перемещения, можно приступить к такому этапу как обшивка внутренней поверхности матрицы при помощи продольных реек.

Для выполнения этой задачи чаще всего используется материал толщиной от 12 до 15 мм и шириной в 50 мм. Для оборудования днища катера лучше использовать рейки с той же толщиной, но большей шириной — до 100 мм.

катер из стеклопластика

Водный катер из алюминия

Невысокая стоимость исходных материалов, а также токарных станков привела к тому, что многие хозяева пришил к тому, что самостоятельно изготавливают те или иные детали и элементы из металла. Считается, что производство алюминиевого катера одна из сложнейших задач, которая практически невыполнима, а на заводе их создают без труда, так как имеют специальные инструменты для этого. Однако же это не так.

алюминиевые катера

Наиболее сложным в изготовлении такого типа катера самостоятельно является производство его выкройки из металла. Под этим термином понимают разметку того, как именно необходимо вырезать нужные детали из алюминия.

При изготовлении такого агрегата из металла весь процесс сводится к сборке своеобразного конструктора. Это актуально в том случае, если заготовки не вырезаются самостоятельно, так как для этого все же понадобиться большой навык работы и высокоточное оборудование, а приобретается компьютеризированная модель катера. Да, стоимость такой модели будет также довольно высока, но если сравнивать с покупкой уже готового судна, то будет видна существенная экономия.

Материалы для изготовления лодки

Интернет кишит разнообразными идеями творчества, которые легко можно воплотить в жизнь. Введя любой запрос в поисковик, человек быстро получает интересующий его ответ.

Плавсредство

И решив соорудить средство для плавания на воде, вы легко обнаружите массу идей, которые при желании можно воплотить в жизнь. Итак, из чего можно сделать лодку? Её можно изготовить из:

  1. Дерева.
  2. Фанеры.
  3. Бутылок.
  4. Алюминия.
  5. Резины.

Лодка с мотором

Каждый перечисленный материал отличается сложностью в использовании, потому что плотность разная, а соответственно качество тоже. Но стоит помнить, что каждый материал имеет свои плюсы и минусы. Поэтому, выбор материла напрямую зависит от срока дальнейшей эксплуатации средства:

  • Например, самым прочным материалом является дерево. Оно более приспособлено для длительного плаванья на воде и может послужить лет семь. Стоит помнить, нужно брать прочное дерево. Лучше всего использовать дуб. Так существует большая вероятность качественного изготовления.
  • Фанера уже не столь надёжна, чем дерево. Это определятся в её тонкости. Но, если вы не сильно часто выбираетесь на рыбалку, хотите сэкономить на изготовлении, то фанера является отличным выбором.
  • Что касается бутылок, то у многих задаются вполне логичным вопросом: как сделать лодку из бутылок? Многие подумают, что это вовсе не реально. Но не смотря на все сомнения, результат будет удивительным. Она окажется легкой. Но в случае изготовления необходимо максимально постараться, чтобы результат вашей работы не развалился во время восхождения на воду.
  • Алюминий тоже отлично подходит в качестве материла. Он надёжный, может прослужить длительное время. Но производство из такого материала займёт много времени, сил. Поэтому многие предпочитают деревянную основу.

Последний материал является очень распространённым. Ведь все покупные плавательные средства производятся именно из резины. Она хорошо держится на воде и способна выдержать большой вес.

Но при производстве нужно быть аккуратным, ведь один прокол испортит её. Время, усилия, деньги будут потрачены зря. Процесс требует полной сосредоточенности, максимального внимания.

Скоростные малые суда

Еще один вариант судна, которое можно изготовить самостоятельно — это скоростной катер. Довольно важная часть в постройке именного этого типа агрегата — это выбор двигателя и его расположение. Размещать эту деталь можно в кокпите судна, а ту часть, которая будет выступать, можно закрыть капотом.

Можно устанавливать также и двигатели с воздушным охлаждением. Так как скоростной катер должен иметь хорошую устойчивость при быстром передвижении по воде, то рекомендуется размещать эту деталь ближе к центру тяжести всего судна. Большой вес двигателя придаст большей устойчивости всей конструкции.

Общие требования к самодельным рубкам

Многие владельцы открытых мотолодок со временем приходят к мысли, что надо иметь на лодке надежное убежище от холода и дождя. Основной путь — это переделка имеющейся открытой лодки в каютную. На первый взгляд задача не представляет сложностей, а сам строитель результатом работ, как правило, остается вполне удовлетворенным. Однако, если на получившиеся конструкции взглянуть со стороны, то редкий экземпляр можно назвать вполне удавшимся.

Какие опасности может таить неудачная переделка? Прежде всего — ухудшение безопасности плавания.

В качестве основных общих рекомендаций, которые в какой-то мере позволят при подобных переделках избежать опасных ошибок, можно отметить следующие:

  • размеры рубки не должны существенно снижать обзорность с места рулевого;
  • габариты и вес рубки не должны увеличивать парусность и снижать остойчивость до опасных пределов;
  • высота рубки должна быть минимальной — не более необходимой из условия нахождения в каюте сидящего на диване человека; этот размер колеблется от 900 до 920 мм для людей среднего при высоте сидений от пайола 250-300 мм, так что высота от пайола до подволока не должна превышать 1200 мм;
  • размещая рубку по длине корпуса, следует устанавливать ее по возможности дальше от носа; сдвинутая в нос рубка утяжеляет силуэт, создает впечатление тихоходности судна; длина носовой палубы перед рубкой должна составлять примерно 50% длины надстройки;
  • для придания надстройке легкости очертаний самое правильное — сделать ее в форме пирамиды, т. е. стараться избегать в конструкции рубки вертикальных стенок, не бояться увеличения наклона лобовых окон и стоек до угла 45°;
  • линии, образующие очертания надстройки, должны быть обязательно выпуклыми, в крайнем случае, прямыми, но ни в коем случае не вогнутыми, так как это создает впечатление неустойчивости (либо вообще излома конструкции);
  • в поперечном сечении угол наклона стенок рубки должен быть меньше, чем угол наклона ветрового стекла, примерно на 5-6°;
  • не следует увлекаться чрезмерным остеклением рубки.

У нас уже была одна ванна, из неё мы делали лодку и реактивный автомобиль.

Для того чтобы сделать подводную лодку, нам понадобилась ещё одна старая ванна такого же размера.

У знакомых демонтировали старую ванну: они давно собирались установить новую.

Стекло для иллюминатора извлечено из дверцы от стиральной машины.

В верхней ванне по шаблону вырезали отверстие под иллюминатор. Ванна хорошо пилится болгаркой.

По окружности приварили восемь гаек. В них закручиваем болты, которые будут держать стекло.

С внешней стороны наносим герметик по периметру.

Теперь заделываем герметиком щель между ваннами.

В верхней ванне вырезаем овальное отверстие для рубки.

Рубка согнута из оцинковки толщиной 1 мм.

Верхний край рубки получился достаточно острый - на него будет неудобно облокачиваться, когда залезаешь внутрь. Надо сделать накладку. Для её изготовления сгодилось деревянное сиденье от унитаза. Не очень эстетично, зато практично.

Сиденье распилили посередине.

На двух шипах вклеили две деревянные вставки.

Расширенное сиденье установлено на рубку. Корпус закончен, люка пока нет. Можно ехать на озеро. Первое погружение необходимо для определения веса балласта, чтобы лодка получила нулевую плавучесть.

Лодка установлена на шасси – колёса от велосипеда. Шасси - из прошлой разработки, когда ванна была реактивным автомобилем.

Загружаем балласт – кирпичи и тротуарную плитку.

Погнали на глубину! К лодке привязана толстая страховочная верёвка, за которую конструкцию в случае чего можно оперативно вытащить на берег. Проверили герметичность корпуса: вроде всё нормально.

Как показал первый спуск на воду, вес балласта оказался недостаточным. Попробовали зачерпнуть воды, перевернув лодку набок.

Результат – разбитый иллюминатор. Всё по закону подлости: кирпич попал в стекло.

Открываем кингстоны – сливаем воду. Надо катить домой - искать ещё одну дверцу от стиралки.

Доделываем ПЛ

Из фанеры выпилили люк. По периметру к нему приклеили резиновую прокладку, которая будет обеспечивать герметичность.

Вырезали ещё два боковых иллюминатора.

Для лодки были куплены два навесных электрических мотора мощностью 0,63 кВт.

Питание на двигатели будет подано от большого автомобильного аккумулятора.

Установлена балластная цистерна, изготовленная из огнетушителя. При заполнении её водой лодка будет погружаться. Цистерна соединена с ножным автомобильным насосом. При заполнении ёмкости воздухом лодка будет всплывать.

Рули глубины сделаны всё из той же оцинковки.

Чтобы лодка погрузилась, нужен балласт значительно большего веса, чем был. В спортзале позаимствовали блины от штанги и повесили их по бокам. По нашим расчётам, нам нужно было ещё около 300 кг балласта.

Для подачи воздуха с поверхности установили ручной насос. Хочешь жить – качай воздух!

Чтобы лодка выглядела более презентабельно, её надо покрасить. И конечно, в жёлтый цвет. Все же знают песню Yellow submarine.

Лодка почти готова. Цилиндры снизу - это тоже балласт. На нашем канале запустили опрос, как назвать лодку. Больше всего понравилось название Tubmarine.

Первое погружение

Пришло время первых тестов. Перед нами опять встала задача определения точного веса балласта.

Воздух в лодку должен поступать по двум шлангам, которые прикреплены к поплавку на поверхности.

После заполнения балластной цистерны для погружения опять не хватило немного веса.

После загрузки в лодку небольшого мешка с песком она наконец-то погрузилась целиком. А после откачки воды из балластной цистерны удачно всплыла на поверхность. Первый тест прошёл успешно.

Второе погружение

Перед вторым погружением установили вторую балластную цистерну. Её прикрепили к передней части лодки. Из пластиковой трубы смастерили перископ.

В этот раз лодку повезли на дальнее озеро с прозрачной водой.

Переднее велосипедное колесо пришлось заменить на два колеса меньшего диаметра. Это улучшило проходимость лодки по песку на пляже.

Лодка готова к погружению, можно заполнять балластные цистерны.

Вода прозрачная, видимость под водой хорошая.

На всякий случай берём в плавание баллон со сжатым воздухом.

Лодка под своим весом опускается на небольшую глубину. После заполнения балластных цистерн плавно погружается и ложится на дно на глубине около 2,5 м.

На глубине Филиппа ждал неприятный сюрприз: открылась сильная течь. Экстренная откачка воды из цистерн не помогла - лодка не всплывала.

Течь открылась в месте соединения сиденья с рубкой. Вода начала заливать проводку. По рации Филипп успел связаться с друзьями на берегу, и лодку благополучно вытащили за страховочную верёвку. Щель заклеили скотчем и продолжили испытания. Лодка отлично погрузилась и прошла под водой метров сто на электродвигателях на глубине 3-4 м, после чего успешно всплыла.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Читайте также: