Роспись подноса своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Жостовская роспись – русское традиционное искусство. Ценителям расписных подносов и другой кухонной утвари следует узнать, как зарождалось это творчество и как оно менялось с течением времени. Интересующимся живописью и культурой людям, будет интересно рассмотреть картинки с основными орнаментами и изучить технику создания узора.

История возникновения промысла

Жостово – подмосковная деревня. Именно там стало зарождаться искусство росписи более 200 лет назад. Прародителями этого направления стали мужчины из семьи Вишняковых. Отец и его сыновья занимались росписью декоративной посуды из папье-маше.

Они владели несколькими мастерскими, расположенными в ближайших от Жостово населённых пунктах:

  • Осташково;
  • Троицкое;
  • Хлебниково.

Постепенно Вишняковы развивали свой промысел и начали работать с деревянными изделиями. В их подмастерьях расписывали подносы, сахарницы, шкатулки. Украшали портсигары, чайницы и хлебницы.

К 1825 г. семья Вишняковых глубоко внедрила жостовское искусство в русский быт. Изделия, расписанные в их мастерских, стали узнаваемы по всей стране и имели высокий спрос. Однако мужчины не остановились на достигнутом и пытались расширять свой промысел всё больше. Они открыли ещё несколько мастерских в более дальних от Жостово сёлах.

Жостовская роспись. Картинки, элементы росписи, фото

Мастера, работающие с Вишняковыми, стали украшать не только бумажные и деревянные изделия. Они научились рисовать на железных подносах, поддонах и другой кухонной утвари. Подносы из металла получались особенно хорошо. Во-первых, изделия выглядели весьма симпатично, во-вторых, металл был защищен слоем краски, и посуда служила гораздо дольше. Новые мастерские появлялись на территории России до 1920 г. Мастера совершенствовали свои навыки, вносили в роспись новые элементы и мотивы.

В 1930 г. промысел Вишняковых столкнулся с трудностями. Советские ведомственные организации желали изменить жостовскую роспись, добавив в неё стандартные орнаменты и композиции, которые соответствовали требованиям коммунизма. Советские художники других направлений пытались сделать элементы росписи более натуралистичными и станковыми.

Мастера, занимающиеся жостовской росписью, были против этих нововведений. Они понимали, что таким образом искусство потеряет свою уникальность. Станет блеклым и ничем не примечательным. Преданность любимому делу и понимание уникальности этого направления, помогли ведущим художникам отстоять право жостовской росписи на существование. Искусство потерпело изменения, но совсем небольшие.

Жостовская роспись. Картинки, элементы росписи, фото

После тяжелого периода, традиционное творчество быстро было восстановлено и продолжало приобретать популярность. Мастера достигали новых высот. Их работы стали попадать на международные выставки. Вскоре жостовская роспись была признана исконно русским искусством.

В то время иметь в доме подносы и посуду, расписанную в этом стиле, было престижно. Русские старались покупать изделия в наборах, чтобы вся кухонная утварь составляла гармоничную композицию. Посуду дарили на праздники, в день свадьбы и на юбилеи.

Ближе к настоящему времени роспись все-таки потерпела небольшие изменения. Они были связаны с достижениями современности. На протяжении последних 60 лет производством расписной посуды занимается Жостовская фабрика, расположенная у истоков этого искусства.

Жостовская роспись (картинки с примерами расписной утвари можно рассмотреть далее в статье) несмотря на небольшие изменения в процессе изготовления продукции, фабрики стараются поддерживать традиции.

Рисунки на посуде мастера создают вручную. Машинное нанесение краски полностью отсутствует. Каждому расписному предмету присваивают уникальный номерной знак. Формы поддонов и подносов стали разнообразными.

Какими бывают подносы:

  • овальные;
  • круглые;
  • прямоугольные;
  • квадратные;
  • ромбовидные;
  • с высокими тонкими бортами;
  • с толстыми стенками;
  • с короткими бортами.

Жостовская роспись. Картинки, элементы росписи, фото

Сами изделия делают на станках. Часто мастера создают предметы уникальных форм. Они заказывают заготовки в цехах и у кузнецов. Форма изделия зависит от его функционала. Декоративные подносы обладают плавными формами, а те, что будут использованы для переноса еды и сервировки стола, создают удобными для мытья и использования в быту в целом. Поднос может быть оснащен ручками, а также петлями, за которые можно подвесить посуду на стену или в шкаф.

В настоящее время жостовская роспись остается популярной. Работы специалистов высоко ценятся и продолжают выставляться на международных выставках, а также на аукционах.

Особенности росписи

Жостовская роспись (картинки с фотографиями разной посуды помогут лучше рассмотреть традиционный орнамент) остается семейным промыслом. Часто родители начинают обучение детей в раннем возрасте. Зачастую они сами занимаются этим искусством. Юные мастера тратят несколько лет на обучение и только к совершеннолетию им становятся доступны все секреты создания традиционного рисунка. В последствии, профессионалы становятся наставниками для младшего поколения.

Жостовская роспись. Картинки, элементы росписи, фото

Главные правила создания рисунка:

  • Процесс должен проходить только вручную. Никаких станковых способов нанесения краски на изделие быть не должно.
  • Для работы используют большие наборы художественных кистей. Ворс должен быть беличьим. Другими кистями получаются менее аккуратные и плавные мазки.
  • Рисунок создают масляными красками. Разбавлять краски можно только льняным маслом. Оно придает краскам мягкую текстуру, благодаря чему она ложиться на поверхность ровным слоем, без разводов.

Ещё 1 главная особенность – нанесение мазков слоями в определенной последовательности. Сначала мастер покрывает изделие черной краской. Затем приступает к рисованию цветочных мотивов, комбинируя яркие и пастельные оттенки. Благодаря такой технике нанесения краски, рисунок получается красивым, контрастным и притягивающим внимание.

Для украшения посуды художники используют традиционные композиции:

  • пучок полевых цветов;
  • букет из крупных соцветий;
  • разбросанные цветы;
  • венки из мелких цветов (используется для украшения круглых и овальных подносов);
  • 3 крупных цветка в центре изделия;
  • ветвь с цветами в углу;
  • цветочная рамка.

В конце работы мастер присваивает изделию номерной знаки и оставляет автограф в углу изображения. Эти элементы свидетельствуют о подлинности росписи. Красивые цветочные композиции превращают обыкновенные черные подносы в произведение искусства.

Цвета жостовской росписи

Традиционно, для оформления разных частей рисунка, используются следующие оттенки:

После сложного периода в развитии росписи (1930 г.), яркие краски стали разбавлять пастельными оттенками. На цветах часто изображают блики белой краской. Зооморфные элементы стали выглядеть более реалистично, чем раньше. В целом роспись стала более разнообразной.

Жостовская роспись. Картинки, элементы росписи, фото

Жостовская роспись, картинки, изображенные на посуде и другой кухонной утвари, благодаря широкому цветовому спектру привлекают внимание даже тех людей, которые не интересуются традиционным творчеством. Этот факт всегда был знаком того, что искусство действительно является уникальным и интересным.

Элементы и узоры жостовской росписи

Картинки, состоящие из элементов жостовской росписи, в ранний период выглядели чуть иначе. Линии были менее плавными. Цветов краски для создания рисунка использовалось меньше. На расписной посуде 1830-1900 гг. основными элементами выступали пейзажи, цветочные букеты и тройка лошадей.

В процессе развития творчества и появления новых художников, которые имели различные взгляды на искусство живописи, композиции стали меняться. На авторских работах новых мастеров стали появляться ландшафтные пейзажи, изображения водопадов, горные виды и замки с красивой, готической архитектурой.

Часто использовались сюжетные рисунки, которые отображали повседневную жизнь людей того времени. Например, можно найти снимки подносов и посуды, созданной в 1890-1900 гг. На них нарисованы дети, катающиеся на санях, упряжки с лошадьми и кучером, чаепитие с самоваром. Также были популярны изображения людей, плетущих лапти.

Жостовская роспись. Картинки, элементы росписи, фото

Позже главными композициями стали изображения цветочных букетов. Цветы могут быть разными: полевыми, садовыми, мелкими и крупными. В середине рисунка часто изображают крупные бутоны или раскрывшиеся соцветия. По краям рисуют цветы поменьше. Мелкие соцветия располагают между основными цветами, закрывая пустые пространства.

Роза – самый распространённый цветок, который изображают на рисунках жостовской росписи. Раскрытые лепестки выглядят ярко и необычно. Можно встретить изображение, где нарисованы розы в разной степени открытости цветка, от тугого бутона до полностью раскрытой и слегка увядающей розы.

Какие еще цветы можно увидеть на посуде, украшенной в стиле жостовской росписи:

  • красные маки;
  • желтые, красные и синий тюльпаны;
  • желтые и красные георгины;
  • розовые пионы;
  • белые мелкие ландыши;
  • желтые и сиреневые анютины глазки;
  • мелкие синие васильки;
  • светло-голубые подснежники.

Композиции не выглядят однотипными потому что художники вносят в них разнообразия, дорисовывая к букету ягодные грозди, фрукты и другие плоды. В итоге получаются красочные орнаменты.

С 1920 г. и до сегодняшнего дня, в жостовской росписи сохранились зооморфные мотивы и цельные изображения птиц и домашних животных. Эти рисунки выглядят весьма реалистично и хорошо сочетаются с цветочными узорами. Самый популярный вид птиц, который запечатлеют живописцы – павлин, или же жар-птица (феникс). Художник прорисовывает самые мелкие детали, перья, хохолки, торчавшие волоски. Часто длинный хвост изображают в виде цветочного ковра.

Если специалист выбрал менее реалистичное направление, то он рисует контур птицы и заполняет её крупными узорами произвольной формы. Чаще всего цвет таких рисунков желтый, а обводка и затемнение деталей выполняется оранжевой, либо красной краской.

Также популярны изображения петухов, жаворонков, хохлаток и соек. На темном фоне часто рисуют глухаря. Темно-синий цвет его перьев почти сливается с чёрным фоном, однако художники умело высветляют контуры птицы белой краской, от чего создаётся эффект, будто глухарь откуда-то из темноты. Из представителей животного мира, на рисунках можно заметить лошадей, оленей, медведей, реже котов и тигров.

Иногда на декоративной посуде можно встретить изображения рыб. Они не бывают реалистичными. Обычно контуры заполняют узорами, подбирая оттенки краски, сочетающиеся с основным цветочным орнаментом. Цветы при этом рисуют так, чтобы они напоминали водоросли. Рисуют длинные, вьющиеся стебли и мелкие соцветия тёмно-зеленого, желтого или красного цвета.

Сегодня технологии нанесения краски и состав материалов для рисования усовершенствованы, что позволяет живописцам украшать не только деревянную и металлическую посуду. Роспись можно выполнить на стекле, керамике и коже.

Краска не стирается и не откалывается. Поэтому подлинные изделия, выполнение известными мастерами стоят дорого. Сервизы, подносы и тарелки часто приобретают в качестве сувенира для юбиляров, а также их собирают в коллекции ценили антиквариата.

Техника создания узора

Жостовская роспись (картинки на разных поверхностях рисуют, используя одинаковую технику) создается в 9 этапов.

Жостовская роспись. Картинки, элементы росписи, фото

1 этап – замалёвка. Как он осуществляется:

  1. Поверхность посуды обезжиривают.
  2. Наносят грунтовку. Это специальный состав, который не позволит краскам скатываться и поможет закрепить их, чтобы рисунок не стирался.
  3. После сушки посуду окрашивают в тот цвет, который будет фоновым.
  4. Мастер подбирает эскиз. Затем делает отметки, чтобы рассмотреть несколько вариантов расположения рисунка на поверхности.
  5. Широкой кистью художник делает первые мазки. Он намечает положение крупных бутонов, листьев и лепестков. Часто в этот момент у мастера на столе сразу несколько работ. Он оформляет их одновременно.
  6. Набросок нужно закрепить. Для этого посуду кладут в сушильный шкаф. Минимальное время сушки – 12 ч. Дополнительное время, а также температура сушки зависит от материала, из которого изготовлен предмет.

Посуду вынимают из шкафа и остужают.

Жостовская роспись. Картинки, элементы росписи, фото

Далее начинается 2 этап – выправка. Художник прорисовывает формы крупных элементов более четко. Добавляет новые слои краски, делая набросок ярче.

  1. Поверх наброска мастер наносит тонкие слои красок. Он разводит их маслом так, чтобы консистенция получилась полупрозрачной.
  2. Темные элементы рисунка прокрашивают более плотными цветами.
  3. Затемняют основана бутонов, выделяют тени между лепестками, смешивая краски на палитре.
  4. Тонкой кистью намечают положение прожилок на лепестках и листьях.
  5. Пририсовывают текстуру стеблей.

Жостовская роспись. Картинки, элементы росписи, фото

4 этап – прокладка. Художник использует пастельные тона. Он выделяет светлые части растений, накладывая более плотные слои краски.

5 этап – бликовка. Как он осуществляется:

  1. Используя широкую кисть и белую краску, мастер выделяет крупные блики.
  2. Мазки аккуратно растушёвывают. Они должны быть плавными, без четких контуров.
  3. Мелкой кистью выделяют светлые линии на краях лепестков, листьев и стеблях.
  4. Размашистыми кистями осторожно прорисовывают светлые прожилки. На кисть не давят. Только кончики ворса, смоченные в белой краске, касаются рисунка. Должны оставаться плавные, очень тонкие линии.

Жостовская роспись. Картинки, элементы росписи, фото

6 этап – чертёжка. Художник использует тонкую кисть и белую краску. Теперь он наносит четкие и яркие линии. Обводит по контуру все светлые участки рисунка. Выделяет края бутоны, кончики листьев и блики на ягодах.

7 этап – семенцовка. Используя желтую, оранжевую, свето-зелёную и белую краску, мастер прорисовывает тычинки, пестики и семена. Добавляет несколько мелких точек на фоне. Обычно они имитируют мелкие цветы.

Жостовская роспись. Картинки, элементы росписи, фото

Букеты, связанные в пучок, либо разбросанные цветы украшают тонкими травинками. Их рисуют светло-зелёным, темно-зелёным и желтым цветом. На светлом фоне трава может быть коричневой или темно-желтой. Живописец заполняет пустые пространства так, что трава образует легкую паутинку. Без этого этапа рисунки выглядели бы менее реалистично. Большие просветы между основными элементами приглушают привлекательность картинки.

Последний, 9 этап – оформление рамки. Рамку рисуют другие, специально обученные специалисты. В основном используют краску металлических цветов: золото, серебро, реже бронза. На светлом фоне нередко рисуют узоры черной или красной краской.

Орнаменты, которые используют для оформления бортов посуды – это силуэты листков и лепестков. Иногда это могут быть мелкие соцветия, а также переплетающиеся между собой линии и геометрические фигуры. Реже используют силуэты животных.

Рамка может быть многоуровневой, например: 1 круг состоит из линий, образующих ровные, идентичные друг другу петли. Следующий круг расположен под первым. Он состоит из четырехлистников. Последний круг – точки и мелкие цветы.

Жостовская роспись существует уже давно, и хотя искусство переживало трудные времена, оно мало изменилось, и поэтому его можно считать исконно русским ремеслом. Картинки помогут ценителям традиционного творчества научиться отличать подлинные фабричные работы от копий.

Декупаж – это красивая и необычная техника декора предметов, которую сможет освоить каждый человек. Декорировать можно все что угодно: мебель, посуду, игрушки.


Краткое содержимое статьи:

Декупаж деревянного подноса

В каждом доме найдется старый поднос, который жалко выкидывать. Такая техника даст вторую жизнь этому предмету, ну а в вашем доме появится уникальный предмет декора. Техника декупажа подноса не является сложной и ее можно сделать своими руками.


Разберем декор этого предмета в стиле Прованс. Это французский стиль с легким шиком и своеобразной техникой состаривания. Цвета для дизайна: светлый травяной, небесно-голубой, сиреневый.

Для декупажа идеально подойдет деревянный круглый поднос.

  • поднос из дерева;
  • салфетка с рисунком;
  • специальный лак для декупажа
  • краска белого цвета;
  • кисточки, губка, ножницы, клей ПВА, наждачка.


  • Поднос необходимо тщательно затереть наждачкой до полной гладкости;
  • Губкой или спонжиком нанести белую красу в один слой. Как подсохнет покрыть еще раз, для полного эффекта состаривания, необходимо затереть поднос с боков;
  • После высыхания заготовки, надо приготовить верхний слой салфетки. Использовать можно или часть салфетки, или целиком;
  • Необходимо положить салфетку на дно предмета и осторожно приклеить, главное ее не порвать. Клей ПВА разбавить 1:1 с водой;
  • Как только поднос высохнет надо пройтись по нему акриловым лаком. Наносить придется 5-6 слоев лака, он придаст подносу блеск;
  • После высыхания кухонная утварь затирается наждачкой, чтобы убрать все шероховатости и неровности.


Брашинг в технике декупаж

Техника брашинг сможет сделать из обычного подноса настоящее произведения искусства. Все будут любоваться таким предметом декора, а вы затратите минимум усилий на его создание.


Фото декупажа подноса с брашингом можно найти в поисковике для большей наглядности.

  • деревянный поднос;
  • наждачная бумага;
  • морилка по дереву;
  • напильники;
  • акриловые черная и золотая краски;
  • воск для натирания паркета и лак.


Как только вооружитесь необходимыми инструментами, можно приступать к работе:

Сначала необходимо хорошенько затереть поднос наждачкой или металлической щеткой. Аккуратно подчистить все бока подноса, главное не оставлять никаких сучков. После наносим на поднос темную морилку, прокрашивая углы.


Поверхность окрашиваем светлой морилкой. В итоге самые светлые участки станут белыми, а темные — обретут естественные очертания.


После надо хаотично пройтись золотой и черной красками, прокрашивая все углубления и трещинки.


Далее натираем поднос до блеска воском и протираем тряпочкой.


Такая техника сделает поднос неповторимым, его даже можно преподнести в качестве презента, настолько он уникален.


Декупаж подноса с маками

Маки очень ярко и броско смотрятся на предметах декора. Поднос в технике декупаж с маками принесет свежесть и обилие цвета на вашей кухне, глядя на него у вас, всегда будет хорошее и летнее настроение.


  • поднос из дерева;
  • салфетка с маками;
  • ножницы, мягкая наждачка, кисти;
  • акриловый грунт белого цвета;
  • краски цвета металлик;
  • акриловый лак и состав для кракелюра.


Для начала необходимо зачистить наждачной бумагой поднос. После покрыть предмет белым акриловым грунтом и после высыхания нанести акриловую зеленую краску. Пока она сохнет, вырезать из салфетки маки и составить их в композицию.


На поднос быстро нанести, не проходя дважды по одному месту, кракелюрный лак. Сушить 15 минут. Сверху нанести акриловую краску светлого оттенка и снова просушить.


На подносе начнут проявляться красивые трещинки. Далее приклеить маки лаком, сушить и снова пройтись по поверхности лаком.

После акриловыми красками разного цвета надо подкрасить маки, придать им более яркие и четкие очертания. Сверху покрыть акриловым лаком в 5-6 слоев.


На спонжик или губку нанести немного металлической краски и пройтись по подносу. Сверху нанести еще 2 слоя акрилового лака.



Фото декупажа подноса















































Знакомство с Жостовскими подносами началось с рассматривания нескольких подносов и презентации, где детям попытались показать большое разнообразие цветочных композиций, разнообразие фонов и каймы. Детям нравится яркое народное творчество, оно привлекает их чистотой ярких оттенков, пышностью,легкостью исполнения, контрастностью. Дети убедились, что фон работы может как сделать работу более яркой, так и приглушить оттенки. Для подбора оттенков мною была изготовлена дидактическая игра " Цветы на подносе" С помощью этой игры дети из готовых элементов узора - цветов, листьев, стеблей, составляли бцкеты по своему вкусу, выбирая нужный фон. Наконец мы перешли к рисованию. Я предложила детям последовательность действий, где можно было посмотреть с чего начать, и как получить готовый результат. На кадрах видно, готовая заготовка черного цвета овальной формы на первом этапе украшается каймой.

Затем определяем сколько будет крупных цветов и рисуем серединки.

Рисуем лепестки толстой кистью, смешивание оттенков приветствуется.

Добавляем мелкие цветы тонкой кистью.

Прорисовываем листья и стебли несколькими оттенками зеленого цвета. Показываем, что при добавлении белил оттенок цвета лучше выделяется на черном фоне.

Тонкой кистью прорисовываем оживки более светлыми оттенками или белым. Готово!

А вот что получилось удетей.

А вот и игра,может кому-то пригодиться, элементы крепятся на липучку к фону.

Мастер-класс рисования коня по мотивам городецкой росписи

Мастер-класс рисования коня по мотивам городецкой росписи Доброго времени суток, коллеги! Думаю, многие со мной согласятся, что конь, одно из самых красивых, благородных и грациозных земных созданий.

Мастер-класс. Составление узора на прямоугольнике по мотивам дымковских игрушек

Мастер-класс. Составление узора на прямоугольнике по мотивам дымковских игрушек Составление узора на прямоугольнике по мотивам дымковских игрушек. Как сделать эту работу интересной и увлекательной? Я использую мини-музей.

Рисование пластилином. Мастер-класс по изготовлению подноса по мотивам жостовской росписи

Рисование пластилином. Мастер-класс по изготовлению подноса по мотивам жостовской росписи Рисование пластилином. Мастер-класс по изготовлению подноса по мотивам жостовской росписи. Издавна русская земля славилась народными промыслами.

Жостовская роспись – художественная роспись на жестяных подносах. Этот русский народный промысел возник в деревне Жостово, расположенной в Московской области. Отсюда и пошло название техники. Возникновение промысла датируется 1825 годом. Жостовская роспись приобрела мировую популярность. Интерес к этому художественному промыслу не угасает и в наши дни. Как сделать жостовский поднос поэтапно – вот тема, которая ниже будет подробно раскрыта.

Жостовский поднос поэтапно

Особенности росписи

Жостовская роспись выполняется на подносах. Обычно используют простые жестяные изделия. Такая утварь может быть использована в обиходе по основному назначению или в виде подставки под посуду. Жостовский поднос применяют также в качестве украшения интерьера. Такой предмет гармонично впишется в дизайн, стилизованный под старину.

Классический вариант техники – выполнение рисунка из цветов на черном фоне. Однако в последнее время цветовая гамма старая более разнообразной. Теперь в качестве фона используют темно-синие, серебряные, красные или зеленые тона. Все зависит от фантазии художника и назначения подноса. На заказ мастер может выполнить роспись на любом фоне.

Центр композиции составляет букет. В данном случае принято рисовать цветы маленьких и больших размеров. В этом заключается особенность жостовских подносов. Композицию дополняют стебли, листья и бутоны. Чаще всего жостовские подносы украшают такими цветами:

На подносе рисуют букет этих цветов, который дополняют полевыми цветами. Это могут быть ромашки, незабудки, васильки и другие растения.

Выделяют несколько вариантов расположения букета:

  • В центре. Это техника называется собранным букетом.

В центре

  • По краям. Такой вариант называют венком. В этом случае центр подноса могут украшать другие рисунки. Обычно выполняют храмы, или другие архитектурные сооружения, а также птицы и животные.

По краям

Расписать жостовский поднос может не только мастер, но и любой желающий. Перед такой работой лучше всего сначала освоить технику росписи. Для этого выполняют рисунки на бумаги, о чем будет рассказано далее.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы создать рисунок по типу жостовской росписи, потребуется такие материалы и инструменты:

  • краски, для такой росписи лучше всего использовать гуашь;
  • цветная бумага или картон черного, зеленого или синего оттенка, если под рукой нет ничего подходящего, можно взять простую бумагу и затонировать ее обозначенными цветами;
  • кисти под номерами 2, 4, 5, рекомендуется использовать колонковые или беличьи кисти, поскольку они помогают лучше всего нарисовать мелкие детали композиции;
  • емкость с чистой водой;
  • отрез ткани, чтобы вытирать кисти;
  • ватные палочки;
  • палитра.

Этапы создания рисунка

Этапы создания жостовского подноса:

  • Замалевка. Выбирают тему композиции и создают наброски букета.
  • Тенежка. Набрасывают тени, цветам придают объем.
  • Прокладка. Тщательно выписываются все элементы композиции.
  • Бликовка. На всех деталях выписывают блики. Создается эффект освещенности букета. Благодаря этому цветы приобретают объем.
  • Чертежка. Для выполнения этого этапа используют кисть. Благодаря такой росписи цветы становится похожими на живые. Мастер делает прожилки на листиках, вырисовывает семена и другие детали растений.
  • Привязка. С помощью стеблей и листиков собирают букет в единую композицию.
  • Уборка краев. Это завершающий этап оформления подноса. Борта изделия украшают различными орнаментами.

Эта сложная техника росписи, которую используют только профессионалы. Для начинающих лучше всего сначала освоить простые картинки, выполненные на листах бумаги.

Мастер-класс

Такой урок поможет самостоятельно освоить этот вид росписи. Мастер-класс можно использовать учителям, преподающим рисование детям. Рассмотрим, как выполнить жостовский рисунок поэтапно.

В качестве основного цветка композиции используют георгины. Эти цветы проще всего нарисовать новичкам и детям. Сначала делают набросок. На простом листе рисуют круг. После этого создают непосредственно цветок по технике двойного мазка. Для этого берут два оттенка. Лучше всего использовать красный и желтый.

красный и желтый

Затем дорисовывают листочки по кругу. Когда краска заканчиваются, кисть снова погружают последовательно сначала в желтую, а потом в красную гуашь.

Когда первый круг полностью нарисован, выполняют второй ряд лепестков. Его делают внутри первого круга по такому же принципу. Затем делают лепестки в самом центре георгина. Цветок готов.

Цветок готов

листик в форме сердца

Можно дополнить композицию маками. Опять нужно сделать набросок. Для этого кисть погружают в желтую краску и на бумаге рисуют маленький круг. Это будет сердцевина цветка. После этого сверху и снизу красным тоном рисуют узкие листочки. К ним по бокам добавляют по одному штриху. Всего получается три полоски, которые соединяют в один листик в форме сердца.

листик в форме сердца

По бокам наносят только две полоски на небольшом расстоянии друг от друга, которые соединяют полукругом. В центре листиков белой краской вырисовывают белые прожилки, а на сердцевине мака черным тоном делают семечки.

В центре листиков

Из полевых цветов проще всего нарисовать ромашку. На листочке желтой краской рисуют сердцевину. Делают небольшой кружок, к которому потом пририсовывают лепестки. Здесь снова используют технику двойного мазка, но в этом случае берут белый и синий тон. Сначала кисть погружают в белую гуашь. Излишки краски убирают о края емкости. После этого кончик кисти погружают в синюю гуашь.

Сначала выполняют лепестки сверху, снизу, с одного и другого бока. Рисунок делают таким образом, чтобы ближе к центру лежал синий оттенок, а по краям лепестки были белыми. После этого лепестки дорисовывают по кругу, заполняя все пустое пространство.

синий оттенок

Чтобы получить подходящий тон, на палитре смешивают два вида краски – оттенка фуксии и белила. В результате должен получиться нежно-розовый тон.

Полученную краску захватывают кистью, и рисуют ровный круг. Это основа клевера. После этого выписывают листики. Кисть обмакивают в краску цвета фуксии и последовательно выписывают ряды лепестков клевера:

  • на основании клевера делают мелкие штрихи;
  • выписывают второй ряд листиков, который должен находиться в центре цветка;
  • делают штрихи вверху клевера – это последний ярус лепестков.

клевер

клевер

клевер

После этого кисть погружают в зеленую гуашь. Излишки краски снимают о бор емкости. Внизу клевера рисуют листики и ножку.

клевер

В букет включают незабудки. Чтобы нарисовать такие цветки, лучше всего использовать ватные палочки. Одни цветки делают белыми, другие – голубыми. Центр у всех незабудок – желтый.

незабудки

Ватную палочку погружают в желтую гуашь. После этого на листке ставят много точек – это будет сердцевина незабудок. Между ними делают расстояние, чтобы нарисовать лепестки. Однако точки не рисуют слишком далеко, чтобы цветы объединить в единую композицию.

незабудки

После этого берут другую ватную палочку и погружают в белую гуашь. По бокам сердцевины ставят пять точек, которые будут листиками. Затем рисуют незабудки голубым оттенком. Между цветками выписывают стебли и листики.

незабудки

Далее переходят к написанию листиков. Сделать это сложнее, чем цветы. Для выписывания листиков нужно потренироваться, чтобы делать плавные, закругленные линии. Кистью двигают не спеша, по часовой стрелке.

Чтобы нарисовать листья, снова используют технику двойного мазка. Сначала кисть погружают в зеленую гуашь. Излишки убирают о борт емкости. На кончик кисти захватывают желтую гуашь.

Рисуют длинные листочки. Для этого выписывают зигзаг на бумаге. Сначала по бумаге ведут кончиком кисти, потом всей кистью и снова кончиком, подкручивая инструмент пальцем.

В орнамент можно включить травку. Для этого кисточкой делают тонкие мазки в виде обычной запятой.

Когда техника рисования цветов освоена, переходят к рисованию жостовского подноса на бумаге. Для этого берут лист черного цвета и переносят на него композицию в такой последовательности:

Завершающий этап создания подноса – выписывание орнамента. Для этого можно использовать любой узор. Это может быть простой вариант из точек и палочек или замысловатый, сложный рисунок.

Рисунок готов. Если его делали ученики, то они могут его подарить родителям. Например, маме на 8 марта.

Жостовская роспись – одна из самых красивых и простых техник, которую может освоить даже ученики начальной школы. Презентация из рисунков школьников зачастую украшает стенды учебного заведения. Такой рисунок можно выполнить с ребенком дома, чтобы он не только интересно провел время, но и познакомился с народным промыслом России.

Читайте также: