Роспись матрешек своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

1. Самое главное и обязательное условие- отличное настроение и уверенность в своих талантах! Ведь каждый из нас по- своему гениален и каждый содержит в себе огромный потенциал еще не раскрытых способностей.

Никогда не приступайте к работе над матрешкой с плохим настроением, иначе вместо симпатичной, милой девочки у Вас может получиться недовольная капризуля, или того хуже.
2. Вдохновение, вдохновение, в д о х н о в е н и е. Без него любимого нам ну совсем никак. Поэтому вдохновляйтесь кто как может ( в лучшем смысле этого слова).

3. Для начала отправимся на разведку в ближайшие художественные магазины за всеми необходимыми материалами для нашего будущего творчества.

Почему на разведку? Потому что, к сожалению, очень редко удается приобрести все необходимые материалы за один раз. Особенно трудно подобрать подходящие по форме и размеру заготовки или, как их называют художники, " белье" ( или болванки ) матрешек.

4. Итак, с удовольствием начинаем выбирать нужные нам художественные материалы.

заготовки матрешек, краски, кисти, лаки

Итак, все таки с удовольствием начинаем выбирать нужные нам художественные материалы.

1) И самое главное- заготовки для матрешек хорошей классической формы и размера. Матрешечки хорошей классической формы ( фигуристые ), даже с не очень затейливым узором смотрятся гораздо привлекательней и элегантней, чем пузатые и приземистые
матрешки без плавных изгибов. Впрочем, также как и люди.

Примеры матрешечек хорошей формы:

Матрешка


Примеры матрешек не очень удачной формы:


Заготовки для матрешек перед приобретением надо выбирать и проверять очень тщательно. От хорошей качественной заготовки зависит почти 50% успеха. Поэтому я буду долго, долго, д о л г о и очень подробно описывать, как выбрать правильную заготовку для Вашего будущего шедевра.Так как, если вдруг обнаружатся явные или скрытые дефекты, придется приложить очень много усилий и неблагодарного труда для их устранения, и не всегда это получается удачно. А неудачи на первом этапе работы очень негативно сказываются на нашем настроении и тем более вдохновении, а могут и вовсе надолго отбить охоту к нашему благородному творчеству.


Я очень надеюсь, что с Вами этого не случится, т. к. мы будем очень тщательно и даже очень придирчиво, но очень корректно и вежливо выбирать нашу будущую красавицу.

Какие бывают дефекты заготовок матрешек?

1. Большие сколы и выбоины. С мелкими мы легко справимся с помощью наждачной бумаги и грунтовки.
2. Трещины. Самый опасный и недопустимый дефект в нашей радостной, творческой работе.

3. Очень рыхлое и неустойчивое донышко. Для проверки надо обязательно расставить все матрешечки на ровную поверхность и протестировать их на устойчивость ( чтобы не качались ).

Если донышки у матрешек толстые и прочные, то еще можно допустить небольшую неустойчивость, которую можно легко устранить с помощью напильника или наждачной бумаги, а если тонкие,то нет.

4. Очень туго открываются и закрываются половинки матрешек.

5. Или, наоборот верхняя часть слишком легко снимается и матрешка буквально рассыпается в руках на две части.

6. Обе половинки матрешки ( в собранном виде ) должны очень хорошо прилегать друг к другу в местах соединения без зазоров и нависания одной части над другой. Края соединения должны быть идеально ровными.

7. Матрешки в собранном виде не должны очень плотно прилегать друг к другу, т. к. после росписи и нескольких слоев лака, они заметно увеличиваются в объеме и могут не поместиться одна в другую.

8. Очень тонкие стенки заготовки.

Каждую матрешку надо обязательно просмотреть на свет изнутри, т. к., если стенки настолько тонкие, что даже просвечиваются, то при росписи, сборке и др. обработке их можно случайно расколоть или раздавить своими собственными руками и напрочь испортить свое драгоценное настроение.

В идеале заготовки должны быть гладенькими и хорошо отшлифованными, но если все- таки имеются шероховатости, то это не очень страшно, т. к. мы сможем сами довести их до вполне приличного состояния шлифовкой мелкозернистой наждачной бумагой ( крупнозернистая оставляет недопустимые глубокие царапины ).

Пусть Вас не удивляет такое подробное описание дефектов, т. к. на самом деле очень трудно выбрать заготовку матрешки, идеально соответствующую нашим совсем не придирчивым, а совершенно нормальным требованиям по качеству.

Поэтому, если Вам повезет, то рекомендую приобрести сразу 2- 3 набора, т. к. у них имеется тенденция периодически исчезать из продажи. А "простой" на пике вдохновения очень угнетает и расхолаживает. И потом будет очень тяжело вернуться к налаженному процессу творчества.

Ну и последнее о заготовках.
Лично я больше всего люблю расписывать 5- местные наборы матрешек, т. к. 3- местные или одиночки ни то, ни се ( фольклор ), а 7, 10- местные или даже 12- местные ( и более- местные ) очень утомляют в процессе росписи и несмотря на то, что сюжеты на фасадах у всех разные, но основной узор на платках и шалях, кокошники, прически и сережки должны быть выдержаны строго в одном стиле и цветовой
гамме.
А многократное, монотонное повторение одного и того- же узора немного угнетает и уж слишком испытывает наше терпение.

А пятерочки всегда радуют, т. к. не успеваешь почувствовать монотонность.

Итак, заготовки для матрешек мы удачно выбрали и насладились неповторимым ароматом древесины ( скорее всего липы или березы ), исходящим от них, а нам пора продолжить выбор остальных необходимых материалов для нашего успешного творчества.

2) Выбираем кисточки для росписи матрешек




Большое счастье, что сейчас нет проблем с выбором кисточек.
Кисточки легко можно подобрать на любой самый притязательный вкус: колонок, белка, козлик, пони, щетина, синтетика и т. д. Отечественные и импортные, всех размеров и номеров.

Вы можете подобрать кисточки на свой индивидуальный вкус, но я рекомендую только колонок, т. к. другие кисточки я и рекомендовать то не имею право, потому как другими не пользуюсь. И это, опять же мое сугубо личное мнение и пристрастие.
Ну, люблю я кисточки из колонка за все их прекрасные качества.

А словами почему - то не объяснить ( прекрасные качества ).

Вот они красавицы:




Зачем столько кисточек?

А для удобства и про запас.
А, если серьезно, то кисточки даже из прочного и надежного колонка быстро "истираются".

Когда- то я расписывала 5- местную матрешку от начала и до конца одной единственной кисточкой №2, так после завершении работы мне пришлось ее с большим сожалением выбросить, т. к. она стала уже на себя не похожа и больше ни на что не годилась.

А, когда для разных операций (узоров, вырисовывания лица, грунтовки, лакировки, золочения и т. д.) используются разные кисточки, то они и послужат дольше, их хватит для росписи еще не одной семейки матрешек.


3) Выбираем краски и лаки для росписи матрешек

Сейчас очень богатый выбор красок для росписи по дереву и др. материалам.

Но, опять же я буду настоятельно рекомендовать темперные и акриловые краски. Никогда
и ни за что не рисую гуашью.
Когда- то я пробовала расписывать матрешки гуашью, т. к. темперу не всегда можно было запросто купить даже в специализированных магазинах.


Гуашь, также как и акварель даже после полного высыхания легко размывается водой и при выполнении многослойных узоров и, особенно лиц матрешек, иногда получается недостойное безобразие. Или это я такая привереда? Ведь расписывают же матрешки гуашью даже профессиональные мастера с большим успехом. Не знаю, я больше такого удовольствия ни себе ни Вам не желаю. И опять таки, это мое сугубо личное мнение. А вдруг Вам понравиться расписывать матрешки гуашью или даже акварелью? Ну что ж, поэксперементируйте, для опыта это полезно.

А вот темперой "Мастер- класс" и "Ладога" нашего петербургского завода художественных красок "Невская Палитра" я готова бесконечно восхищаться и радоваться каждому новому тюбику, ее тонкому, приятному, специфическому аромату, ее тонко- дисперсионной консистенции, ярким натуральным цветам и оттенкам, и отличной укрывистой способностью,
и т. д., и т. д.
Темперные краски- это моя любовь с первого взгляда, т. е. с первой линии и первого мазка.

Кстати, свою первую матрешку 18 лет назад я расписывала масляными красками, впрочем также как и вторую. Потом не совсем удачно пробовала расписывать гуашью. Но с тех пор, как я обнаружила художественный магазинчик, где купила свои первые
темперные краски, отдаю предпочтение только им.
Акриловые краски я тоже использую для основного фона или крупных узоров, но для более тонких линий и узоров все- таки предпочитаю темперу и, именно завода художественных красок "Невская Палитра", хоть использовала краски и других производителей и импортные.
Впрочем, может быть это мое субъективное пристрастие.
И все- таки темпера.

Желательно приобрести все основные цвета и несколько дополнительных


1) Белила титановые

2) Кадмий жёлтый средний или Кадмий жёлтый светлый

3) Сиена натуральная или Сиена жжёна

4) Кадмий красный тёмный 5) Умбра жжёная


6) Окись хрома или травяная зеленая


7) Ультрамарин или Кобальт синий


или Голубая "ФЦ"

8) Сажа газовая, а еще лучше Глубоко-чёрная

Ну а дополнительные цвета можно подобрать на свой индивидуальный вкус.

Для фона шалей можно приобрести пару баночек акриловых красок.
Да, для основного фона шалей даже лучше использовать акриловые краски в баночках по 50- 100 мл. На шали идет очень большой расход расход краски, а темперы придется израсходовать почти 1/3 тюбика, что не совсем выгодно, да и акриловые краски в баночках
уже почти готовы к работе, может только немного разбавить водой, если они загустели.


4) Краски акриловые металлик .

Для кокошников и некоторых деталей узоров нам понадобиться баночка или тюбик акриловой
краски металлик "золото"


Золото сусальное, металлик или Золото ройял,

Золото олимпик и др., главное чтобы было похоже на золото.


Рекомендую, именно акриловое золото, т. к. с ним легко работать и кисточки легко промываются водой, а не сильнопахнущими растворителями с которыми нам еще придется столкнуться при завершающей лакировке матрешки.

Акриловое золото лучше всего при загустении разбавлять специальным разбавителем для акриловых красок, но можно и водой, только не в самой банке, а предварительно отлив небольшое количество краски в маленькую емкость. Можно использовать для этого даже пластиковые пробочки от минеральной воды или баночки из под косметического крема.


5) Лак акриловый.

Акриловый лак бывает глянцевый и матовый. Нам понадобиться глянцевый лак.
Его я использую как промежуточный закрепитель рисунка.
Например: после того как лицо или шали полностью прорисованы, я тонким слоем лака покрываю рисунок. Минут через 10- 15 лак высыхает и можно спокойно работать над другими деталями матрешки, не опасаясь как- нибудь испортить уже закрепленный лаком рисунок.


Ведь в процессе работы матрешечку приходиться держать в руках и есть опасность случайно засалить или испачкать краской уже готовый рисунок. А слегка пролакированный рисунок, даже если на него вдруг попадет капля краски или что- либо другое, можно легко и без опасения протереть чуть влажной салфеткой и убрать грязь, прикасаясь к рисунку легко- легко, совершенно без усилия и нажима.
Акриловый глянцевый лак можно использовать как основной и единственный лак для лакирования матрешек, особенно если это Ваш первый опыт.
Он не токсичен, быстро сохнет и имеет довольно- таки приличный блеск и глянец.


Вспомогательные материалы для росписи матрешек .


1) Глиттеры с блестками.

Обыкновенные гелевые глиттеры с блестками могут нам понадобиться для подсвечивания некоторых элементов декора: сережек, кокошников, отдельных фрагментов узоров.


Лучше всего приобрести набор глиттеров, в котором имеются все основные цвета, включая золотой и серебряный.


2) Карандаши

2- 3 карандаша средней твердости, т. к. слишком мягкие карандаши сильно пачкают рисунок, если его случайно задеть руками.


3) Ластики, резинки

ч) Точилка для карандашей



5) Мелкозернистая наждачная бумага


6) Палитра для разведения красок



Палитры пластиковые, керамические или деревянные. Но можно ограничиться и обыкновенным блюдечком, пластиковой крышкой или
небольшой разделочной доской.

7) Альбом для рисования или планшет



Для зарисовки узоров и набросков Вашей будущей матрешки.

8) Лак паркетный (нитро или акрил-полиуретановый ) глянцевый

Для завершающей отделки я использую лак паркетный самого высокого качества "люкс" или "премиум" глянцевый.
Но рекомендую ограничиться акриловым или акрил-полиуретановым водорастворимым лаком, т. к. они не токсичны и почти без запаха. А с нитролаками надо работать с большой осторожность, в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше на улице. И, вообще, с лаками работать очень не просто, поэтому лучше всего испытать новый лак на разделочных досках. К каждому виду лака нужен свой индивидуальный подход. Поначалу я испортила немало матрешек, именно лакировкой: то видимые потеки, то трещины от использования слишком густого лака или нанесения большого количества слоев. А акриловым лаком в 3- 4 слоя, разведенным "жиденько", матрешку трудно испортить.
Паркетный лак можно купить в супермаркетах "Старт", "Максидом" или других специализированных магазинах. Если будете использовать нитролак, не забудьте приобрести растворитель для "нитро" -№ 646, для разбавления лака до необходимой вязкости и промывания кисточек после лакировки.


Ну вот, мы все сполна купили, и я искренне рада, что Вы можете позволить себе начать свою
творческую деятельность с такими хорошими исходными материалами

2 Дарума мудрец Фукурума.jpg

3 Виды-матрешек.jpg

На данный момент существует более 5 видов матрёшек, в основном они различаются стилем росписи, но некоторые отличаются формой и количеством разъемных фигурок.

Необходимые материалы и инструменты для росписи матрёшки

До начала росписи необходимо заранее выбрать деревянную заготовку продумать ее оформление и сделать эскиз с выкраской цветов на бумаге. Для росписи матрёшки нам понадобится:

  • деревянная заготовка
  • простой карандаш
  • ластик
  • губка или спонж
  • кисти синтетика разного размера
  • шлифовальная губка (наждачная бумага нулевка)
  • палитра
  • фен
  • грунт
  • гуашь, темпера, акриловые краски Луч или TURY Design
  • лак акриловый

Процесс росписи матрёшки

Подготовив все необходимые инструменты и материалы следует приступить к зашкуриванию поверхности заготовки матрёшки. Зашкуривать лучше специальной губкой, чтобы сделать поверхность гладкой без заусенцев. Грунтуем поверхность в 1-2 или более слоев в зависимости от идеи. В нашем случае матрёшка загрунтована с помощью спонжа/губки в 2 слоя матовой водорастворимой краской белого цвета. Оставляем на время сохнуть. Фен ускорит процесс высыхания.

Пока наша заготовка сохнет приступаем к первому этапу росписи и подготавливаем два основных цвета (алый, индиго) и дополнительный оттенок для лица.

Затем, после того как основа высохла, необходимо нанести легкими штрихами простого карандаша рисунок с эскиза на заготовку, а именно лицо, предметы одежды, узоры.

Далее начинаем расписывать нашу матрешку акриловыми красками начиная с крупных деталей основными цветами:

  • Платок - белый грунт
  • Кокошник - синий (индиго) и красный (алый) акриловая краска
  • Рубаха – синий (индиго) акриловая краска
  • Юбка – красный (алый) акриловая краска
  • Лицо - телесный оттенок (беж) акриловая краска

4 Роспись матрешки1.jpg

Краску предварительно замешиваем на палитре и обязательно перед тем как нанести на рабочую поверхность пробуем на бумаге. Даем время высохнуть заготовке, для быстроты используем фен.

Переходим к более кропотливой работе, наносим узор и прорисовываем мелкие детали:

5 Роспись матрешки 2.jpg

Детальная роспись матрёшки завершена, теперь оставляем ее на пару часов для полного высыхания краски.

Заключительным этапом нашей росписи является покрытие матрёшки лаком в три слоя хорошо просушивая каждый из них. Необходимо заметить, что конечный результат готовой работы напрямую зависит от качества выбранных Вами инструментов и материалов.

6 Роспись матрешки 3.jpg

И вот наша замечательная матрёшка готова! Теперь она может стать украшением вашего интерьера, восхитительным подарком для родных и близких, или как наша участвовать во всероссийском конкурсе матрёшек.

Адресность: для педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования, учителей начальных классов ОО.

Мастер-класс “Русская матрешка” в области декоративно-прикладного творчества проводится педагогом дополнительного образования студии “Палитра” МБУ ДО ДДТ г. Собинки совместно с учащимися.

  • выступление учащихся;
  • танец с матрешками;
  • презентация учащихся “Традиционная матрешка”;
  • презентация учащихся “Процесс изготовления матрешки”;
  • стихотворение “Русская матрешка”.

1. Приветствие педагога дополнительного образования. Рисунок 1.1:


- Здравствуйте дорогие коллеги, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мастер-классе “Русская матрешка”.

Мастер-класс – это презентация опыта, наиболее удачных приёмов, методов обучения видам художественной росписи, демонстрация успехов учащихся, которые занимаются в студии “Палитра” по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе “Художественная роспись”.

  • Знакомство с историей матрёшечного дела, художественными особенностями промысла
  • Овладение необходимыми умениями и навыками кистевого письма росписи матрёшки
  • Воспитание художественного вкуса и оценочных критериев
  • Формирование интереса к народному искусству и развитие эмоциональной сферы участников мастер - класса: радости, творчества, вдохновения.

2. Об истории происхождения “русской матрешки”

Слово педагога:

“Матрешка” - это образец русского прикладного искусства, она лаконична по форме, яркая и красочная. Сегодня всем известна эта народная игрушка – сувенир с чудесным сюрпризом.

Песня “Матрёшки” исполняется учащимися (рисунок 2.1)


Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет ещё одна
Кукла в серединке
Эту куколку открой,
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую-
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри,
Прячется в ней пятая,
Куколка пузатая.
В ней живет - шестая,
А в шестой - седьмая,
А в седьмой - восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд
Сёстры куколки стоят.
Сколько вас? - у них мы спросим
И ответят куклы: - восемь.


1. Матрешка - настоящая русская красавица. Румяная, в народном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзина с ягодами или грибами. Но главное, эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал - мала - меньше. Про матрёшек придумали потешку:

Шли матрешки по дорожке,
Было их немножко:
Две матрёшки, три матрёшки
И ещё матрёшка.

2. По сравнению с другими игрушками, деревянная, расписная куколка молода, её чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет!

В конце XIX века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке.

3. По преданию, кто-то, увидев куколку, смеясь воскликнул: “До чего похожа на нашу Матрёну! ”; с тех пори зовут эту игрушку матрешкой.

4. Русскую разъёмную деревянную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционное время имя Матрёна, считалось распространенным русским именем, в основе которого лежит латинское слово “тавер”, что означает мать. Это имя ассоциировалось с матерью большого семейства, обладающей здоровьем и детородной фигуркой.

5. В последствии оно сделалось нарицательным и стало означать “Токарное разъёмное, красочно- расписное деревянное изделие”. Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Танец с матрёшками. (исполняют учащиеся объединения) Рисунок 2.3.


2. Презентации учащихся. Рисунок 2.4.


Презентация “Традиционная матрешка”

Матрёшка - Россия, Russia. Матрёшка наиболее известный и любимый всеми русский сувенир, явление мирового масштаба. Существует поверье, что если в нутрии матрёшки положить записку с желанием, то оно исполниться, причём чем больше труда вложено в матрёшку, тем быстрее желание исполниться.

Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного и милого домашнего символа, настоящего произведения искусства. Матрёшка - это тепло и уют в доме. И не случайно русский писатель Михаил Пришвин написал следующее: “Я думал, что каждого из нас жизнь, как наружная оболочка сладкого пасхального яйца; кажется, так велико это яйцо, а это всего лишь оболочка. Раскрасишь, а там синее поменьше, а дальше зелёное и под самый конец выскочит жёлтое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше”

Вот и выходит, что не так проста русская матрешка – это составная часть нашей жизни.

Презентация “Процесс изготовления матрешки”

Принцип изготовления матрёшки не изменяется и до нашего времени, сохраняя все приёмы токарного искусства русских умельцев.

Матрёшек изготавливают из берёз, лип, осин или ольхи. Деревья спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда деревья в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя кое-где кольца коры, иначе при сушке дерево потрескается.

Подготовленные таким образом бревна укладываются штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Брёвна, готовые к обработке распиливают на заготовки для будущей матрёшки.

До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрёшкой. Чтобы выточить куклу, токарю необходимо мастерство, умение пользоваться инструментами. Готовую куклу грунтуют клеем, сушат. Матрёшка готова к росписи.

В 1900 году русская матрёшка экспонировалась на всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание.

Сейчас существует несколько центров по изготовлению и росписи матрёшек: подмосковный Сергиев-Посад, нижегородские центры в Семёнове, в Полохов-Майдане и Прутеде. Известны так же вятские, тверские, марийские, мордовские матрешки.

Искусство росписи матрёшек шагнуло за пределы России, центры по её росписи появились на Украине и в Белоруссии

Стремительное развитие получила авторская матрешка. Много мастерских появилось в Москве и её окрестностях. Где большой рынок сбыта этих изделий. Наибольший интерес стала представлять авторская матрёшка, выполненная художником-любителем. Фантазии современных художников нет границ. Традиционные Сергиево -Посадские матрёшки, держащие в руках какое-либо предмет воспроизводят сцены в лаковой миниатюрной живописи из Палеха и Федоскина. Мастера из Семёнова используют в росписи матрёшек приёмы хохломской росписи. Для росписи матрёшек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с Россией.

Стихотворение “Русская матрёшка”.

Словно репка она круглобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородиной глаз.

3. Практическая работа “Русская матрешка”

Педагог:

Сегодня мы распишем матрёшку в технике городецкой росписи

Перед вами имеются все необходимые предметы для росписи: загрунтованная форма матрешки (плоская) с переведённым рисунком лица, платка, сарафана, фартука с орнаментом городецкой росписи. Правила охраны труда.

Лицо матрёшки уже затонировано. Рисунок 3.1.


1 этап. Линейное построение матрёшки Рисунок 3.2.


2 этап. Плоскостное решение начнем с тонирования листьев - возьмем цвет “травяная зелень” и раскрасим листья кистью номер 2. Рисунок 3.3.


3 этап. Подчеркнем контуром листья с одной стороны темно-зелёной краской и сделаем три прожилки. Рисунок 3.4.


4 этап Тонируем розочки тремя цветами: розовый, оранжевый и алый. Рисунок 3.5.


5 этап. Подчёркиваем розочки красным цветом плотно, без просветов. Рисунок 3.6.


6 этап. Тонируем сарафан. Выбираем любой цвет и закрашиваем его. Если не затонирован платочек красим и его, потом мы на нем нарисуем белый горох. Рисунок 3.7.


7 этап Листья и цветы подчёркиваем белым, на листьях ставим белые точки. Рисунок 3.8.


Педагог: Сегодня мы познакомились с историей матрёшечного дела, с законами композиции цвета, с росписью матрёшки. А самое главное мы расписали собственную индивидуальную матрёшку-сувенир в технике городецкой росписи. Надеюсь, что вы получили эстетическое удовольствие от проделанной работы.

Matreshka

Особенности матрешки из Хохломы (или как ее правильно называть, семеновскую матрешку):

  • красный, черный и золотой цвет доминируют в ее росписи;
  • желтый, зеленый и коричневый цвета помогают передать точность рисунка;
  • растительный орнамент стилизованный, но достаточно подробный, детализированный;
  • выглядит такая игрушка более нарядной, чем Вятская, например.

В токарном цехе делают заготовки, которые иногда можно найти в магазинах для творчества. Семеновские мастера делают роспись в три этапа, и на каждом этапе работает свой художник.

Для работы вам понадобятся:

  • деревянная заготовка;
  • краска на водной основе – гуашь будет найти проще всего;
  • кисти беличьи разных размеров (у каждого мастера свои предпочтения, но № 2 самый ходовой);
  • лак для покрытия – акриловый, например;
  • карандаш для нанесения контуров;
  • вода для смачивания кисти;
  • палитра.

Хохломская роспись – матрешка поэтапно:

    1. Прогрунтуйте матрешку с использованием клея на воде и крахмале, грунтуйте деревянную заготовку широкой кистью.
    2. На деревянную заготовку вам нужно перенести рисунок – нарисовать личико, черты лица, руки и крупные элементы узора. Этот этап не всем удается сразу: нужна строгая симметрия, четкость линий. Потому вначале на заготовке можно отметить точки, по которым вы будете сверять симметрию.

    Matreshka

      1. Начинающим следует брать максимально простые эскизы, без детализации, чтобы работа не остановилась еще на этапе карандашного наброска. Но если вы приобрели набор для творчества, где все уже готово к росписи, то необходимый карандашный набросок уже будет нанесен на заготовку.
      2. Когда вы с этим справились, пора брать в руки краски. Желтым цветом, аккуратными мазками закрашивайте платочек. Желтый платок традиционен для семеновских матрешек.

      Matreshka

        1. Далее переходите к росписи сарафана. Возьмите красную краску, ровными, неспешными мазками закрашивайте сарафан. Ручная работа требует усидчивости, потому не спешите сделать все быстрее.

        Matreshka

        Matreshka

          1. Приступайте к оформлению передника. Узор выбирайте любой, кому-то больше нравится выписывать розы, кому-то – ромашки. Цветок рисуется дугообразными движениями (двойным мазком). Для большей красоты добавьте бутоны по краям от центрального цветка.

          Matreshka

            1. Теперь к цветкам следует подвести зеленые листья. Прорисовывать листочки удобно тонкой кистью. Какими будут листья, зависит от ваших умений и навыков. Если они достаточные, то карандашного наброска не нужно, но если вы новичок – ориентируйтесь по наметке. Пустоты можно заполнить зелеными тонкими травинками.

            Matreshka

              1. Красным цветом для яркости матрешки легкими нажимами кисти можно обозначить ягодки.
              2. Теперь можно выписывать личико. В основном для этого используется красный и черный цвет, глазки матрешке можно нарисовать голубые, яблочки на щечках – розовые. Волосы у игрушки разделены прямым пробором, чаще они темные.

              Matreshka

              1. Оцените работу – если цветовых включений больше не требуется, больших пустот нет, матрешку можно лакировать.

              Мастер-класс по росписи матрешки вы также можете посмотреть в данном видео.

              На создание такой матрешки много времени не уйдет. Даже новичок справится за пару часов, а то и быстрее. А дальше вы можете экспериментировать, например, расписывать лошадок или взяться за роспись ложек.

              Все это интересно и увлекательно. Помимо прекрасного результата вас ждет арт-терапия, которая поднимает настроение, уменьшает стресс и дает возможность отвлечься от суеты.

              Читайте также: