Ритмическая таблица по сольфеджио своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

В связи с поступлением большого количества заявок досрочно ЗАКРЫТ набор в онлайн-школу "Открытые двери" - 2!

Спасибо огромное уважаемому жюри за такую высокую оценку моих поисков!
Спасибо огромное Татьяне Анатольевне за возможность встречи и общения с единомышленниками, возможность учиться и нести лучшее в свои школы!
Спасибо огромное организаторам, администрации школы им. Балакирева, всем, кто сделал это событие реальностью!

Заочное, как и очное участие - с 1 по 5 июня. Программа составляется в обычном варианте - с 10.00 до 17.00. Перерыв на обед 13.-14.00

Добрый день. Очень хочется принять участие в Ассамблеи! Хотелось бы уточнить сколько времени отводится на заочное участие, т.к. надо будет отпрашиваться у администрации школы.

Татьяна Анатольевна, какая радостная весть! После карантина Ассамблея 8 такая долгожданная! Она дарит возможность поучиться, поделиться, пообщаться. Спасибо за организацию.


2. 1. Ритм в образных картинках

2. 2. Чтение слов в ритме

2. 3. Ритмические слоги

Мы используем основные слоги (та, ти-ти), хотя в образных картинках даются и все остальные. Здесь выбор за педагогом и его предпочтением.
Ценность ритмических слогов состоит в том, что:
— любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;
— ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;
— с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;
— ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;
— ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции — это всегда радость и удовольствие для детей.

Данный мастер-класс был проведён в рамках Недели открытых дверей Кежемского районного центра детского творчества г. Кодинска Красноярского края.



Фото 1

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

I. Организационный момент

Педагог приветствует участников, сообщает о порядке работы в режиме мастер-класса, проверяет готовность к уроку, наличие необходимых материалов.

Развивать чувство метроритма можно в каждом виде работы, но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения.

В младших классах – это простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии, повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом или записанного на доске, либо на ритмических карточках.

Давайте посмотрим, как это выглядит на практике.

– В средних и старших классах развивать и закреплять чувство ритма можно с помощью других упражнений: это двухголосные ритмические партитуры, ритмические каноны, ритмические диктанты.

Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование, а иногда и другие формы метроритмической пульсации (отстукивание долей в ладоши, или карандашом по столу, или отбивание ногой).

Вопрос ученикам:

– Ребята, скажите МЕТР и РИТМ это одинаковые понятия или разные?

Ответы:

– Разные. Метр – это пульс музыки, он бывает двухдольным и трёхдольным. Метр не изменяется на протяжении всего произведения.

– Ритм – это ряд длительностей, в каждом музыкальном произведении свой ритм. Ритм, который использовал Бетховен в Пятой симфонии для Мотива Судьбы невозможно спутать с другим.



Рис. 3

– Также можно представить данное деление в виде яблока (или торта), которое нарезается равными частями на 2 – половинные, 4 – четвертные, 8 – восьмые (рисунок 4).



Рис. 4

– На начальном этапе обучения, т.е. в младших классах, знакомство с длительностями начинается с четвертных и восьмых. Эти длительности соотносятся с такими понятиями, как шаг и бег. Затем изучаются половинные и целые, и ещё позже более мелкие, шестнадцатые в различных сочетаниях. Как правило, тридцать вторые и шестьдесят четвёртые в школьной практике не применяются.

– Временные соотношения между определёнными длительностями можно продемонстрировать в пении гаммы До мажор:

Учащиеся поют гамму До мажор в разных ритмах. При пении половинными нотами мелодия следует широко, распевно (рисунок 5), четвертные придают напеву устремлённость (рисунок 6), восьмые - игривость (рисунок 7), а шестнадцатые – моторность (рисунок 8).



Рис. 5



Рис. 6



Рис. 7



Рис. 8

– В соответствии с программными требованиями в 4 классе дети уже знакомы с шестнадцатыми в различных комбинациях. Это группа из четырёх шестнадцатых, ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая. В начале года дети познакомились ещё с одним ритмом: восьмая с точкой и шестнадцатая. Все эти группы длительностей учащиеся осваивают в пении упражнений и отбивании ритма со счётом вслух.

Учащиеся настраиваются и поют данный пример, пользуясь листом А (Приложение 1). Педагог обращает внимание, что группа из 4-х шестнадцатых занимает одну метрическую долю (рисунок 9):



Рис. 9

А также со счётом вслух прохлопывают данный образец, работая по листу В (Приложение 2), (рисунок 10):



Рис. 10

Аналогично дети демонстрируют практическое освоение других ритмических групп с шестнадцатыми – восьмая и две шестнадцатые (рисунки 11, 12):



Рис. 11



Рис. 12

Две шестнадцатые и восьмая (рисунки 13, 14)



Рис. 13



Рис. 14

– Очень нравятся детям примеры, где объединены вокальная и ритмические строки, они требуют более тщательной проработки, но доставляют затем и больше удовлетворения от проделанной работы (рисунок 15):



Рис. 15



Рис. 16



Рис. 17

III. Подготовка к практической работе

– Можно изобразить и синкопированный ритм: восьмая, четверть, восьмая, или два более мелких: шестнадцатая, восьмая, шестнадцатая.

IV. Практическая работа №1: ритмический диктант

Учащиеся 3-5 раз хлопают ритм по показу педагога со счётом вслух, далее повторяют его индивидуально - ногами и руками (фото 2, 5, 6, 7, рисунок 18), чтобы затем записать на листке нотной бумаги.





Фото 2 Фото 5 Фото 6 Фото 7



Рис. 18

V. Практическая работа №2: решение математических примеров на сложение, вычитание, умножение и деление длительностей

– В этой работе осваиваются числовые соотношения длительностей, в рамках основного деления. Деление длительностей основано на действиях с дробями (рисунок 19).

Участники выполняют задание на листе С (Приложение 3).



Рис. 19

VI. Итог урока

– Числовые соотношения в музыке очень важны, и любое их нарушение может привести к разрушению музыкальной конструкции. Ритм является одним из главных средств музыкальной выразительности, и каждый музыкант должен относиться к ритму очень внимательно. Ритмическая фальшь считается самой неприятной и грубой ошибкой.

– Закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами:

– Наш урок окончен. Спасибо учащимся за работу на уроке, спасибо уважаемым гостям, коллегам за внимание и участие.


- укрепление активным исполнением полученных навыков.

Задачи:

- приобрести базовые певческие и ритмические навыки на уроке сольфеджио;

- закрепить отдельные интонации и ритмические формулы в ходе урока;

- сосредоточить внимание на качестве выполнения упражнений.

Наглядные материалы:

- таблицы с упражнениями (ступеневые дорожки, диатонические ступени);

- таблица ритмические группы;

- таблица с метроритмическими упражнениями (ритмическое остинато, лабиринт, партитуры).

- раздаточный материал (карточки с упражнениями, ритмо-блоки).

Содержимое разработки

Открытый урок на тему: "Развитие вокально-интонационных и метроритмических навыков на уроках сольфеджио".

подготовила преподаватель теоретических дисциплин высшей категории Зейферт Елена Владимировна

Школа искусств №1 г. Петропавловск Казахстан

- освоение отдельных приемов и форм развития вокально-интонационных и метроритмических навыков;

- показ роли интонационных и ритмических упражнений в процессе формирования музыкального слуха;

- укрепление активным исполнением полученных навыков.

- приобрести базовые певческие и ритмические навыки на уроке сольфеджио;

- закрепить отдельные интонации и ритмические формулы в ходе урока;

- сосредоточить внимание на качестве выполнения упражнений.

Наглядные материалы:

- таблицы с упражнениями (ступеневые дорожки, диатонические ступени);

- таблица ритмические группы;

- таблица с метроритмическими упражнениями (ритмическое остинато, лабиринт, партитуры).

- раздаточный материал (карточки с упражнениями, ритмо-блоки).

I . Вступление - роль вокально-интонационных и метроритмических упражнений в развитии и освоении базовых навыков.

II . Выполнение упражнений для развития вокального интонирования:

- пение диатонических ступеней лада;

III .Исполнение упражнений для воспитания ладоинтонационного и гармонического слуха:

IV . Упражнения освоения и совершенствования метроритмических навыков:

- чтение ритмических групп;

- чтение ритмических партитур;

- расставить такты в ритмической линии.

V . Итоговое обобщение урока.

I . Вступление - роль вокально-интонационных и метроритмических упражнений в развитии и освоении базовых навыков.

Развитие вокально - интонационных и метроритмических навыков является первоосновой сольфеджио. Вокально - интонационные и метроритмические упражнения являются одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио.

Именно эти упражнения являются основным методическим средством развития музыкальных способностей учащихся и прежде всего, музыкального слуха. К ним относятся: пение ступеней, секвенций, мелодических оборотов, интервалов, аккордов. Они помогают развитию музыкального слуха, который включает в себя несколько видов: внутренний, ладовый, гармонический, интонационный, метроритмический. Вокально - интонационные упражнения способствуют развитию практических навыков пения с листа, слухового анализа. При работе над вокально - интонационными упражнениями преподаватель должен следить за качеством исполнения: свободным дыханием, чистотой интонирования, строем.

Все упражнения при сольфеджировании поддерживаются фортепианным сопровождением и исполняются хором, так как именно этот вид деятельности наиболее удобен для создания благоприятных условий на уроке сольфеджио. Хоровое пение выравнивает неточность интонации некоторых учащихся, тем самым формируя основу координации между слухом и вокальным исполнением. Освоение вокально - интонационных упражнений основано на повторении из урока в урок и последовательном добавлении новых мелодических комплексов. Именно моторика и повторность выполнения имеет основополагающее значение. Владение освоенными комплексами вокально-интонационных упражнений позволяет учащимся полноценно использовать свои певческие навыки.

II . Выполнение упражнений для развития вокального интонирования.

Одним из важных этапов развития навыков интонирования является освоение диатонического звукоряда. В нём используются способ по релятивной системе и усвоение ступеней лада по принципу разделения их на устойчивые ( I - III - V ) и неустойчивые ступени ( VII - II - IV - VI ). В основе этих упражнений - пение ступеней с помощью ручных знаков. В этих упражнениях объединены три важных компонента: зрительный, слуховой и двигательный.

Сейчас мы исполним несколько интонационных упражнений для развития навыков интонирования.

1. Упражнение - ступеневые дорожки. В данном упражнении нужно обратить внимание на главную опору лада - это I ступень. Она является устойчивой и как "магнит" притягивает остальные ступени. Для того, чтобы научиться хорошо различать ступени гаммы, необходимо освоить "ступеневые дорожки". Упражнение можно выполнять в любой удобной тональности. (приложение 1).

2. Упражнение - пение диатонических ступеней лада. В этих упражнениях ученики приобретают навыки интонирования различных мелодических ходов - трихордов, тетрахордов, пентахордов, опевания, движения по звукам трезвучия (восходящее, нисходящее). В ходе работы мы будем чередовать исполнение с названием нот и ступеней. Эта форма помогает лучше освоить ступени ощущение тоники и вырабатывает навыки сольфеджирования. (приложение 2).

3. Упражнение - тональные секвенции. Данные мелодические обороты можно петь нотами ступенями, со словами (для удобства исполнение ступеней можно использовать болгарскую столбицу). (приложение 3).

III .Исполнение упражнений для воспитания ладоинтонационного и гармонического слуха.

4. Упражнение - интервальные дорожки. Развитию лада интонационного слуха способствует пение интервалов. Интервалы в тональности могут быть устойчивыми и неустойчивыми, так же, как и ступени. Устойчивые интервалы состоят из 2х устойчивых ступеней. Неустойчивые интервалы - из 2х неустойчивых ступеней, либо одной устойчивой и одной неустойчивой. Пение интервальных дорожек способствует развитию ладоинтонационного слуха. (приложение 4).

5. Упражнение - интервальная цепочка. В процессе работы над интервалами важно применять правильную методику, заключающуюся в следующем: запомнить мелодию интервала, уметь различать её на слух, представить себе интонацию интервала и повторять голосом. В этом упражнении цепочка интервалов поётся от заданного звука. Гармоническая поддержка при пении помогает выстроить данную цепочку в мелодическую линию. Если при выполнении упражнения учащиеся используют клавиатуру, то у них появляется возможность находить интервалы на инструменте самостоятельно. (приложение 5).

6. Упражнение - пение интервалов способом "наслаивания". Ладоинтонационный слух должен развиваться в комплексе с гармоническим. Гармонический слух формируется и развивается при пении 2х и 3х голосия, интервалов, аккордов, гармонических оборотов и при слуховом анализе. Следующие упражнения необходимо использовать в целях воспитания функционально-гармонического слуха, чувство ансамбля, строя. Интервалы, аккорды, гармонические обороты необходимо пропевать в 2х и 3х голосии. Разделившись на две группы, спеть сначала интервалы способом "наслаивания", а затем - в гармоническом звучании. (приложение 6).

7. Упражнение - музыкальный веер. Разделившись на три группы, каждая из которой сначала исполняет свой звук из аккорда. Затем "веер" раскрывается. Далее звучание аккорда закрепляется в гармоническом виде. Таким способом можно исполнять любые аккорды, в том числе и септаккорды с обращениями и разрешениями. (приложение 7).

IV . Упражнения освоения и совершенствования метроритмических навыков.

Метроритмическое развитие учащихся должно идти параллельно с ладоинтонационным.

Метроритмические навыки развиваются у детей гораздо быстрее и легче, чем навыки звуковысотности. Метроритм обладает свойством брать на себя содержательную и формообразующую роль. Развитие метроритмического чувства основано на ритмослоговой подтекстовке ритмических рисунков с равномерной метрической пульсацией и с ощущением сильной доли. Для того, чтобы учащимся было легко ориентироваться в метроритме при записи диктанта, чтении с листа, целесообразно применять ритмические упражнения, вычленяя и прорабатывая ритмичные фигуры. При прохождении какой-либо ритмической формулы, необходимо включать её во все упражнения, разучивание песен, диктанты, слушание музыки.

Упражнения, изложенные ниже способствуют освоению и совершенствованию метроритмических навыков.

1. Упражнение - чтение ритмических групп. В данном упражнении детям раздаются ритмические карточки с определенной группировкой (ритмо-блоки). Учащиеся, прослушав мелодию, определяют ритмическую группировку. Преимущество этого упражнения - наглядность, т.е. работает не только звуковое, но и зрительное запоминание. Сейчас, прослушав музыкальный фрагмент, нужно выложить карточками ритмический рисунок. (приложение 8).

2. Упражнение - ритмическое остинато. Остинато - это многократное повторение мелодической или ритмической фигуры. Включая на уроке упражнения с ритмическим остинато, в качестве аккомпанемента можно использовать разнотембровые ударные инструменты. (приложение 9).

3. Упражнение - ритмический лабиринт. . Это упражнение даёт возможность познакомиться и проработать ритмо-блоки в разных размерах. Проговаривая ритмослогами формулы, отмечать каждую ритмическую фигуру. (приложение 10).

4. Упражнение - чтение ритмических партитур. В данном упражнении возможны варианты исполнения:

- попеременное движение левой и правой рукой;

- одновременное движение рук;

- одна из строчек простукивается, другая проговаривается ритмослогами;

- одна партия исполняется рукой, другая - ногой;

- разделение учащихся на группы и выполнение ритмического упражнения.

При выполнении этих упражнений стоит обратить внимание на координацию линий обеих строк, темповое единство. Когда учащиеся достигнут крепких навыков в выполнении ритмических партитур, они должны контролировать не только свою партию, но и другие.

(приложение 11).

5. Упражнение - жанровые вариации. Предполагает несколько вариантов выполнения.

I вариант - сочинить марш, вальс, польку. Предложенные ноты расставить в соответствии с танцевальными жанрами с указанным ритмическим рисунком.

II вариант - сочинить ритмический рисунок в танцевальных жанрах вальса, польки, марша, расставив предложенные ноты.

III вариант - досочинить ритмические основы в танцевальных жанрах, расставить такты. (приложение 12).

6. Упражнение - расставить такты предложенной ритмической линии в заданном размере. Упражнение выполняется с проговариванием ритмослогов в первый раз с показом длительностей, во второй - с тактированием. (приложение 13).

V . Итоговое обобщение урока.

Сегодня на уроке мы показали основные базовые упражнения для развития певческих и ритмических навыков. Развитие вокально-интонационных и метроритмических навыков является основным методом общемузыкального развития. Именно поэтому в программе сольфеджио большое значение придается интегрированным упражнениям и формам работы в данном направлении.

Наш урок подошел к концу. Я благодарю всех участников за активность, внимательность и взаимопонимание. Думаю, что здесь нам помогал не только творческий интерес, но и наши дружеские взаимоотношения. Спасибо всем!

Список литературы.

1. М.М. Берлянчик. О развитии интонационного слуха исполнителя. Вопросы воспитания слуха: Сборник научных трудов. – Л. 1987г.

2. А.П. Агажнов. Методика изучения ступеней лада в абсолютной системе сольфеджио // Воспитание музыкального слуха: сборник статей выпуск 2 М., 1985г.

3. Л.М. Масленкова. Интегрированный курс сольфеджио. Санкт – петербург, 2007г.

4. В.К. Белобородова. Методика музыкального образования. М. Акодема2002г

5. О.Л. Берак. Школа ритма // Учебное пособие по сольфеджио. – М. 2007г.


2. Игра с пульсацией. 3. Игра со счётом на 1 и 2 и. Постановка РИТМА начинается со слоговой системы, так как она, представляя собой не сетку, а само "тело" ритма наиболее эффективно справляется с развитием ЧУВСТВА ритма. Так что дети изначально имеющие очень слабые ритмические данные имеют возможность при таких занятиях развить чувство ритма, необходимое для обучения игре на музыкальном инструменте.

Читайте также: