Как снять стартер на оке своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

В видео инструкции мы расскажем вам о замене стартера. Мы справились без помощи опытных специалистов.
В данном случае наш"пациент" - это Ока.
Посмотрите на видео, мы рассказываем в нём как стартер располагается и с помощью чего крепится.

Как снять стартер на Оке

Первым действием нам нужно отсоединить минусовую клемму от аккумулятора. Это нужно для того, чтоб не произошло замыкания электроэнергии.

Когда вы будете демонтировать и устанавливать новый стартер, важно помнить, что внутри располагается втулка.


В каждом автомобиле стартерное устройство является одним из основных компонентов системы зажигания. Благодаря этому механизму осуществляется подача напряжения, которое впоследствии используется для воспламенения топливовоздушной смеси. И автомобили Ока не являются исключением. Подробнее о том, из каких элементов состоит стартер Ока, в чем заключается его принцип действия, а также какие неисправности для него характерны, читайте ниже.

Модели, характеристики, место расположения


Основные характеристики модели 39.3708 таковы:

  • Мощность – 0,9 кВт;
  • Потребляемый ток – 230А;
  • Масса – 5 кг;

Монтируется этот узел с левой стороны мотора (по ходу движения) над КПП, выше же него располагается корпус термостата. Фиксация осуществляется всего двумя крепежами – болтом и гайкой, которыми стартер притягивается к корпусу сцепления. Такое расположение удобно тем, что можно демонтировать узел с авто, дополнительно ничего не снимая.

Выбор комплектующих: как подобрать стартер

Конструкция стартера для ВАЗ 1111 полностью отличается от других моделей АвтоВАЗа – инженеры компании полностью переработали схему устройства для уменьшения габаритов и веса детали. Именно данный шаг в дальнейшем и стал проблемой многих владельцев автомобиля: дело в том, что стоковый вариант стартера не отличается особенной надежностью, а унифицированность детали препятствуют быстрому подбору альтернативной модели под замену.


Оригинальный комплект стартера для ВАЗ 1111 имеет массу в районе 3.5 кг и выдает мощность в 0.9 кВт при потребляемом токе в 230 А. Установка детали происходит по ходу движения мотора с левой стороны над конструкцией КПП, а фиксация устройства осуществляется при помощи двух крепящих болтов, притягивающих элемент к корпусу сцепления. Подобное конструкционное решение весьма выигрышно тем, что для ремонта или замены комплектующих не требуется разбирать другие системы двигателя автомобиля.

Обратите внимание! Подбирать стартер для ВАЗ 1111 рекомендуется строго после проверки детали на совместимость с VIN-номером автомобиля – в противном случае существует риск приобрести деталь, которая будет нестабильно функционировать или приведет к дорогостоящему ремонту двигателя или электросистем транспортного средства.

Конструкция

  • Статор с обмотками возбуждения;
  • Щеткодержатель (щеточный узел) с 4-мя графитными щетками;
  • Якорь;
  • Бендикс (приводная шестерня с муфтой свободного хода);
  • Втягивающее реле с вилкой привода;
  • Крышки;

Все элементы собраны в единую конструкцию и зафиксированы стяжными болтами.

Статор за счет прохождения эл. энергии по его обмоткам, обеспечивает возникновение электромагнитного поля. Второе магнитное поле создается якорной обмоткой. На нее электрический ток подается через графитные щетки на коллектор, к пластинкам которого припаяны концы обмотки якоря. Магнитные поля, образующиеся вокруг обмоток, приводят к возникновению вращательного движения якоря.


На валу якоря с одной стороны проделаны шлицы, на которые посажен бендикс, состоящий из шестеренки и обгонной муфты. Бендикс имеет возможность передвигаться вдоль вала, при этом за счет шлицевого соединения обеспечивается передача вращения на него.

Шестеренка бендикса предназначена для вхождения в зацепление с маховиком коленвала и передачи вращательного движения на него. По умолчанию шестеренка не зацеплена с маховиком и взаимодействия двигателя с силовым электромотором нет.


Задача обгонной муфты — прерывание передачи вращения после пуска силового агрегата. Даже на минимальных оборотах скорость вращения коленчатого вала выше, чем обороты стартера, поэтому после запуска мотора выполняется обратная передача вращения – от маховика на эл. двигатель (пока шестеренка не будет выведена из зацепления), что существенно сокращает срок службы стартера. Для предотвращения этого негативного эффекта, шестеренка взаимодействует с валом якоря не напрямую, а через роликовую муфту, состоящую из двух обойм и роликов, помещенных между ними.


Особенность работы стартера заключается в том, что сначала шестеренка вводится в зацепление, и только после этого электродвигатель включается. И все это обеспечивает втягивающее реле.



Втягивающее реле — находится на стартере

Стартер ВАЗ 1111

Стартер представляет собой конструкционную часть системы зажигания транспортного средства, функциональное предназначение которой заключается в образовании мощного пускового тока, необходимого для проворота маховика до полуоборота.

Принцип действия конструкции стартера заключается в увеличении мощности тока путем пропуска электрического энергии через обмотку детали, в результате чего магнитные поля способствуют вращательному движению якоря.

В связи с некоторыми конструкционными недоработками оригинальная модель стартера для Оки не отличается особой надежностью, что нередко приводит к проблемам при заведении силового агрегата авто.

Схема подключения. Принцип работы

Статья в тему — Электрооборудование ОКА: схемы и обслуживание

Смещаясь внутрь корпуса, якорь тянет за собой вилку, и она смещает по шлицам вала якоря бендикс, вводя в зацепление шестеренку с маховиком.

Снятие и разборка

Демонтаж пускового устройства, как и говорилось выше, простая операция. Вот как это делается:

  • скинуть одну из клемм с аккумулятора;
  • открутить гайки силовых контактов;
  • снять наконечники проводов;
  • вывернуть крепёжные болты стартера — один простой болт с гайкой, вторая — шпилька;
  • извлечь устройство.

Далее проводится разборка узла:

  • отделить реле, посредством откручивания двух гаек;
  • извлечь держатель якоря, освободив его от зацепа с вилкой;
  • снять заднюю крышку, выкрутив стяжные болты;
  • вытащить щеткодержатель с коллектора;
  • демонтировать корпус статора с обмоткой;
  • вытянуть ротор, сняв стопорное кольцо;
  • демонтировать ось вилки вместе с бендиксом.

Переборка — это профессиональная процедура по выявлению неисправностей. Механические повреждения определяются на глаз. Внимание следует обратить в первую очередь на следы износа. Что касается электрических неполадок, то найти их можно путём прозвонки тестером. Перед установкой стартер рекомендуется проверить напрямую от аккумулятора.

Основные неисправности и почему не крутит стартер?

  • Износ опорных втулок якоря;
  • Повреждение зубьев шестерни;
  • Заклинивание якоря втягивающего реле;
  • Выработка шлицов вала якоря;

Самой распространенной из механических неисправностей является износ опорных втулок, который впоследствии стает причиной иных поломок. Из-за значительного износа втулок, нарушается положение якоря, а соответственно и бендикса. В результате шестерне сложнее войти в зацепление, повышается скорость износа зубьев, возможно их крошение.

К электрическим неисправностям относятся:

К этой категории поломок также можно добавить проблемы с цепями питания электродвигателя и реле.


  • Стартер не включается, никаких дополнительных звуков нет;
  • Слышно срабатывание втягивающего реле, но электродвигатель не крутит;
  • Стартер вращается, но набирает обороты;
  • Слышны сторонние звуки при включении (хруст, скрежет);

При таких признаках следует проводить ремонт узла.

Типовые неисправности


Также нестабильная работа стартера может произойти из-за несоответствия уровня заряда аккумуляторной батареи или недостаточной вязкости масла в двигателе, что особенно актуально в холодную пору года. Перед механической диагностикой ДВС и прилегающих систем рекомендуется проверить именно масло и заряд АКБ.

Обратите внимание! Невозможность завести транспортное средство не всегда является причиной выхода из строя стартера – возможно проблема кроется в реле или обрыве проводки. Ярким способом проверить работоспособность устройства является заводка двигателя автомобиля путем подключения прямых контактов к стартеру – если машина завелась, возможно проблему стоит искать в реле или на токовых магистралях

Диагностика

Первым этапом ремонта является определение, где возникла поломка – в цепи питания или самом узле. Делается это просто:

Если после замыкания электродвигатель начнет крутить, неисправность следует искать во втягивающем реле и цепи его питания. В случае же когда после описанной процедуры электродвигатель не запуститься или будет работать, но не развивая обороты, или же при срабатывании возникнут сторонние звуки – узел придется демонтировать с авто.

Демонтаж узла, разборка

  • Снимаем с АКБ одну из клемм;
  • Откручиваем гайки силовых контактов, чтобы снять со шпилек проводку (использовать следует 2 ключа – одним удерживать внутреннюю гайку, а вторым – откручивать внешнюю);
  • Снимаем наконечники проводов;
  • Откручиваем крепежи стартера (он фиксируется 1-м болтом и 1-й гайкой на шпильке);
  • Извлекаем стартер;

Далее уже выполняется разборка и диагностика узла.

Сначала демонтируется корпус втягивающего реле, для чего нужно открутить две гайки. При демонтаже корпуса, якорь реле останется на месте, поскольку он проушиной зацеплен за вилку. При необходимости, извлекаем и якорь.

Чтобы разобрать сам электродвигатель, выкручиваем два стяжных болта, после чего удастся снять заднюю крышку и стянуть с коллектора щеткодержатель. После этого можно снять корпус статора с обмоткой.


Для дальнейшей разборки снимаем с передней части вала якоря стопорное кольцо и вытаскиваем якорь. Остается только вытянуть ось вилки и извлечь ее вместе с бендиксом.

Механические неисправности можно выявить визуально, внимательно осмотрев каждую составную деталь. При обнаружении следов сильного износа, повреждений деталь следует заменить.

Что касается электрических неисправностей, то их можно выявить только путем прозвонки обмоток. Для такой проверки лучше обратиться к опытному электрику.

После ремонта стартер собирается в обратном порядке. Перед установкой на авто, узел желательно проверить. Для этого подключаем его напрямую к аккумулятору.

Ремонт стартера в домашних условиях: коротко о главном

Процедура демонтажа стартера для замены или ремонта конструкции не предоставит особых сложностей даже для начинающих механиков – весь процесс осуществляется по интуитивно понятному сценарию и потребует не больше часа времени. Для замены стартера потребуется следующий набор инструментов:



Также потребуется новый стартер, совместимый с ВАЗ 1111. Для демонтажа неисправной конструкции стартера необходимо:

Установка новой детали осуществляется по данной инструкции в обратном порядке. Для простоты подключения комплектующих обратите внимание на представленную выше схему подключения реле к стартеру.

Стартер на ОКУ: от каких авто подходит?

Каталожный номер стартера ОКА: 391.3708 — если надумали ставить такой же.


Статья в тему — Особенности КПП и демонтаж

В картере же с внутренней стороны нужно вырезать перегородку и обточить прилегающие к посадочному отверстию поверхности.

Замена и размер втулок

Тем же автолюбителям, у кого нет желания что-то переделывать, для устранения люфтов якоря, придется менять втулки.

Размеры которой: толщина 2 мм, внутр. диаметр — 10мм , снаружи — 14мм.

С внутренней проблем не возникнет, поскольку она установлена в задней крышке и достать после снятия и разборки стартера, не сложно. А вот втулку, которая установлена в углублении в блоке, достать проблематично.

Вариантов ее извлечения – несколько:

  • Вкрутить в нее метчик соответствующих размеров;
  • Высверлить;
  • Выдавить с помощью консистентной смазки;

Если с первыми двумя методами все понятно, то на третий следует рассмотреть поподробнее. В основе способа лежит свойство жидкости не сжиматься.


После извлечения изношенной втулки, устанавливаем ее на место новую, после чего останется только поставить на место стартер.

Читайте также: