Рикамбент своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Что такое лигерад

Велосипеды, которые позволяют разместиться практически лежа, на своей родине, в Германии получали название лигерады. В англоязычных странах их предпочитают называть рикамбенты. У нас они пока не завоевали большую популярность. Те новаторы, которые всерьез заинтересовались необычной новинкой, используют в своих обсуждениях оба варианта наименования.

Выглядят лигерады непривычно. Сиденье у них отстутствует, вместо него конструкцией предусмотрено целое ложе, которое позволяет разместиться практически горизонтально. Ноги при этом оказываются несколько выше тела.

Необычная конструкция позволяет рикамбету развить скорость, о которой раньше велосипедисты и не мечтали.

Недавно немецкая компания TroyTec выпустила новую модель лигерада, которая, двигаясь под уклон, набирает скорость свыше 100 км-час, а по ровной прямой дороге разгоняется до 50 кмчас.

Укрепите руки и плечи

Конечно, для того чтобы правильно сделать данное упражнение, необходимо, чтобы мышцы были готовы к подобным нагрузкам. Для этого необходимо укрепить руки и плечевой сустав. Для этого есть несколько интересных техник.

Отжимания с колен

Для того, чтобы правильно выполнить это упражнение, необходимо встать на колени, и поставить руки как при обычных отжиманиях. Очень важно, чтобы они находились под плечами. Важно сделать так, чтобы тело составляло одну линию, и особенно напрячь мышцы пресса и ягодиц. После этого необходимо опуститься до пола так, чтобы достать до него грудью, и подняться обратно. Важно также, чтобы локти смотрели назад.

Такое упражнение необходимо выполнять по несколько подходов, примерно по пять отжиманий, или же пока хватает сил, чтобы выпрямляться. В течение недели, если вы выполняете это упражнение, ваши мышцы укрепятся.

Стойка на руках с ногами на возвышении

Это упражнение несет в себе сразу несколько полезных функций. Во-первых, оно отлично прокачивает спину, и дает определенную нагрузку, чтобы человек мог к ней привыкнуть, а также позволяет почувствовать стойку вниз головой, и преодолеть страх перед ней. Для этого необходимо найти возвышение, на которое нужно встать ногами. После этого нужно руками опереться о пол, и подойти к возвышению как можно ближе, чтобы тело от таза до головы составляло прямую линию.

Изначально хватит и нескольких подходов по 10 секунд. Впоследствии увеличивайте время на 3-5 секунд. Таким образом нужно выполнять это упражнение до тех пор, пока время стойки не дойдет до 30 секунд. После этого можно переходить к другому варианту этой стойки.

Стойка на руках у стены

Для того, чтобы почувствовать и натренировать данную стойку, необходимо найти ровную поверхность, и более-менее ровную стену. Для этого необходимо встать в стойку у стены, опираться руками на пол, и держать корпус ровно. Выполнять это упражнение по 5-8 секунд, постепенно увеличивая время. Опять же можно начать с трех подходов, и постепенно дойти до тридцати секунд, как в прошлом приёме.

После того, как вы уверенно делаете это упражнение, можно не сомневаться, что руки выдержат необходимую нагрузку. Также очень важно прорабатывать гибкость, чтобы полностью подготовить тело.

Прокачайте гибкость

Эти упражнения помогут тем, кто хочет прокачать гибкость, а она в этом деле не менее важна. Очень важно, чтобы руки и ноги могли быть достаточно мобильными, для выполнения тех или иных задач.

Растяжка на полу

Для того, чтобы прокачать таким образом мышцы, необходимо делать растяжку. Для этого нужно сесть на пол и развести ноги в стороны, насколько это возможно. После чего руки необходимо свести вместе, и прогибаться вперед, пытаясь достать животом до пола. Важно держать баланс между тем, насколько вы можете прогнуться, и насколько нужно.

В момент наибольшей растяжки, необходимо на определенное время остановиться в таком положении, и постараться расслабиться. Желательно сделать это в течение 2-3 минут. После этого нужно вернуться в исходное положение.

Можно также делать дыхательную разминку, которая поспособствует растяжению мышц. Очень важно выполнить это упражнение правильно и достаточно долго, чтобы можно было не переживать за мышцы.

Глубокие выпады

Это упражнение больше всего растянет ноги и поясницу. Для этого необходимо одной ногой упереться в пол, и отставить ее назад, а другой ногой, согнутой в колене, устремиться вперёд и упереться в пол. Для упора необходимо поставить на пол и руки. Необходимо в таком положении выпрямить спину и заднее колено, после чего удерживать данную позицию около 2-3 минут.

После окончания необходимо поменять ноги сторонами и повторить упражнение. Данное упражнение поможет не только тем, кто хочет выполнить колесо, но и тем, кто просто хочет размять свои мышцы. Оно очень помогает и неплохо подготавливает организм к будущим нагрузкам. Его рекомендуется выполнять даже тем, кто просто ведет здоровый образ жизни.

Сделайте разминку

В таком деле разминка — обязательна. Дело в том, что она окончательно разогревает мышцы перед теми или иными нагрузками. Без этого вы можете травмироваться, и потянуть связки, или получить болезненное ощущение на ровном месте.

Комплекс для разогрева запястий

Для того, чтобы правильно подготовить свои кисти к тем нагрузкам, которым они будут подвержены, важно выполнить несколько упражнений для их разогрева. Для этого необходимо сжимать кисти вместе и долго водить то вправо то влево, имитируя движение.

Чтобы размяться, сложите ладони в кулаки, сведите их вместе, и несколько раз максимально раскройте. После этого сжатыми кулаками покрутите в разные стороны несколько раз. Повращайте отдельно пальцами руки, после чего встряхните кисть.

Сложите ладони перед грудью, немного надавливая на нее пальцами рук, вращайте их влево и вправо. Также можно сложить кисти в замок, выпрямить пальцы и поднимать руки то вверх то вниз, как бы подтягиваясь и опускаясь.

Важно делать разминку как пальцев, так ладоней и кистей. Именно комплексные упражнения помогут вам разогреть все мышцы рук одинаково хорошо. Важно также, чтобы все суставы были гибкими и движения, манипуляции с ними не вызывали у вас болезненных ощущений.

Также можно растягивать кисти постепенно растягивая пальцы и таким образом тянуть их как можно сильнее и дольше. Каждой рукой необходимо прогревать кисти другой руки в прямом смысле этого слова. Необходимо разогреть кисти, различными упражнениями, чтобы они легко могли балансировать и выдерживать нагрузки.

Также важно помнить и про ноги, которые проще всего разогревать в глубоких выпадах. На каждую ногу необходимо сделать по несколько подходов, до тех пор, пока каждая из них не будет достаточно натренирована. После того, как вы выполните разминку кистей, вы почувствуете легкость в руках, и это будет признаком того, что тренировка прошла успешно.

Выбор места

Для того, чтобы правильно выполнить данный трюк, необходимо подобрать хорошее место. И здесь есть несколько рекомендаций. Если вы решили делать это на природе, то нужно позаботиться о том, чтобы поверхность была подходящей. При этом нельзя делать колесо на асфальте, так как есть риск травмы.

Желательно чтобы это был песчаный пляж, либо другая ровная мягкая поверхность. Также желательно убедиться, что нет никаких посторонних предметов, мусора, осколков, камней. Пэтом важно, чтобы было очень много пространства, для того, чтобы иметь возможность свободно выполнять трюк.

Если говорить о помещениях, то желательно, чтобы это был спортзал, или комната, предназначенная для этого. Там должны быть маты, или другие мягкие предметы, которые могли бы смягчить удар. Желательно, чтобы при выполнении данного приема, не задевались каких-либо предметы, люстры, мебель.

Правильная одежда и обувь

Если говорить об одежде и обуви, то здесь очень важно, чтобы ничто не мешало вам выполнять данный прием. Одежда должна быть легкой, спортивной, и не стесняющей движение. При этом она должна быть максимально скрывающей и не поднимающейся даже в том случае, если вы станете на руки. Обувь же должна быть максимально удобной, не сильно плотной, но с хорошим сцеплением с поверхностью.

Польза умения делать колесо и психологический настрой

Если говорить о данном упражнении в контексте пользы, то здесь есть несколько аспектов. во-первых — это очень красивое и эффектное упражнение, которое поможет произвести впечатление на окружающих, а также покажет способности к акробатике. Если же говорить о здоровье, то оно также очень хорошо укрепляет мышцы, в первую очередь спины. Человек, который профессионально тренируется, прежде чем выполнить данное упражнение, прокачивает спину, руки, ноги. При этом также прокачивается гибкость и мышечный тонус всего тела.

Влияет данное упражнение также на координацию, и вестибулярный аппарат. Человек, который выполняет данный прием, может лучше контролировать свои движения в той или иной ситуации.

Большую роль здесь играет и психологический аспект. Дело в том, что при выполнении колеса, можно упасть и травмироваться. Иногда это очень сильно влияет на психологию, и человек бросает попытки выполнить его еще раз. Поэтому важно подготовиться к тому, что могут быть падения и неудачи, быть готовым к ним.

Все преимущества положения лежа

Лежачий велосипедист хоть и выглядит непривычно, зато во время езды получает массу удовольствия. Обеспечивает это удобное расположение. Поза, которую занимает пилот лигерада, позволяет расслабить позвоночник, снимает нагрузку с рук, предплечий и шеи. Активно работают ноги и мышцы пресса. Отсутствует и трение в области ягодиц и промежности. Поэтому к такому виду транспорта советуют присмотреться тем, кто особенно опасается простаты.

Лигерад – отличный вариант для длительных поездок. Обычные велосипеды сильно проигрывают на больших дистанциях из-за неудобной статичной позы. Спустя какое-то время велосипедист начинает чувствовать онемение в теле, покалывание в некоторых зонах. Положение лежа это исключает.

Как уже говорилось, лежачий велосипедист может развить скорость, которой его сидячий коллега не добьется даже при очень большом старании. Все благодаря особой вытянутой форме, которая обеспечивает низкое сопротивление воздуха, всего 20-30% от той, что испытывает обычный велогонщик.

Недостатки лигерада

От немедленного приобретения лигерада многих его поклонников останавливает его цена. Стоят такие агрегаты от 1100 до 11 тысяч евро. Однако на этом траты не закончатся: запчасти так же влетят в копеечку. К тому же в российских магазинах их купить не так просто, придется заказывать на зарубежных сайтах.

При этом конструкторам велосипеда пока еще есть над чем поработать. При всех их преимуществах эти агрегаты далеко несовершенны. К примеру, они довольно много весят. Само ложе, большая трубная рама и увеличенная цепь прибавляют несколько килограммов. В итоге масса такого агрегата достигает 17 кг. Обычные двухколесные велосипеды весят около 12 кг.

Колеса такого велосипеда часто имеют плохой баланс из-за тяжелого неподвижного тела в ложе. А на поворотах может заклинить руль: слишком длинная колесная база.

Отметим и то, что наш климат не располагает к частым прогулкам на рикамбенте.

  • Лежачий велосипедист более чувствителен к непогоде: осадкам, ветру и т.д. Впрочем, многие производители уже учли этот момент, снабдив лигерады обтекателями – неким подобием крыши, которая дает достаточно надежное укрытие.
  • А вот защиту при езде по обычным для нашей страны льду, снегу и грязи пока не придумали. Риск упасть с лежачего велосипеда гораздо выше, так как в таком положении пилоту сложно сохранять равновесие.

Небольшая высота этого средства передвижения также может сыграть злую шутку. На дороге его могут попросту не заметить: велосипед не видно из-за автомобиля, а это может привести к аварийной ситуации.

Что такое лежачий велосипед (лигерад)

Зачем изобретать велосипед, если он уже давно существует? Сегодня в самых удаленных уголках планеты можно увидеть велобайки простые и продвинутые, предназначенные для различных дорожных покрытий и определенного стиля езды. Однако, как известно, лучшее – враг хорошего. Для райдеров, имеющих проблемы с опорно-двигательной системой и вынужденных ограничивать себя в любимом увлечении, а также для тех, кто предпочитает более комфортабельный транспорт, специалисты разработали специальный велосипед — лежачий. Он позволяет спортсмену передвигаться полулежа или даже практически полностью в горизонтальном положении. О том, что такое лежачий велосипед, как он устроен и для кого предназначен, вы узнаете дальше.

Что это — лежачий велосипед

что такое лежачий велосипед - рикамбент

Лежачий велосипед представляет собой особую конструкцию, изготовленную из квадратных или круглых труб различного размера и позволяющую крутить педали в горизонтальном или полулежачем положении. Лигерад (liegerad) или рикамбенд (так иначе называют эту конструкцию) обладает отличной обтекаемостью и позволяет демонстрировать более высокие скоростные показатели. Вместо обычного седла такой велобайк оснащен специальным мягким креслом или уникальным ковшовым сиденьем. Педали вынесены далеко за руль, при этом управлять новым лигерадом не сложнее, чем обычным велобайком.

Конструкция

лигерад

Конструкционные особенности лигерада значительно отличаются от обычного велосбайка. Типичный лигерад состоит из следующих компонентов:

Классификация

Для дифференциации лигерадов специалисты используют несколько классификаций.

Цель использования

В зависимости от цели использования выделяют:

    прогулочный лежачий велосипед – используется широким кругом велолюбителей для совершения неторопливых поездок по ровным велодорожкам. Является новым трендом в туристических зонах. Может быть двух- и трехколесным;
  • спортивный – предназначен для активного отдыха и профессиональных спортсменов; рекордно-гоночный — используется профессиональными велосипедистами для участия в специальных соревнованиях для рикамбендов.

Привод

Передний и задний привод лигерада

Особенности привода позволяют выделить лигерады с:

  • передним приводом – ведущим в этом случае является переднее колесо, что делает лежачий велосипед невероятно маневренным и особенно надежным. Каретка велобайка может быть подвижной или неподвижной;
  • задним приводом – в этой конструкции управление байком осуществляется через заднее колесо.

Колесная база

рикамбент

Колесная база предполагает разделение на модели с:

  • укороченной колесной базой — конструкция предполагает установку переднего колеса за педальной базой. Такая конструкция отличается высокойманевренностью и отличной управляемостью;
  • средней колесной базой — сиденье на этот лежачий велосипед устанавливается непосредственно над задним колесом или вплотную к нему для уменьшения размеров транспортного средства;
  • длинной базой — в данном случае устанавливаются колеса разного размера, причем переднее должно быть меньше заднего. Велосипедисты отмечают неудачное распределение веса на этом велобайке, а также его низкую маневренность. Устойчивость на дороге при этом повышается.

Посадка

В зависимости от посадки выделяют конструкции с:

  • высокой посадкой – кресло располагается на высоте около 1 метра, что обеспечивает райдеру отличную обзорность. Новые лигерады такой конструкции комплектуются колесами от 26 до 28 дюймов;
  • средней посадкой – кресло устанавливается на расстоянии полусогнутой ноги взрослого человека, колеса отличаются по размеру, что улучшает аэродинамические характеристики велобайка;
  • низкой посадкой – сиденье крепится на расстоянии до 20 см от земли, что гарантирует транспортному средству отличную обтекаемость. Однако такой лежачий велосипед является малозаметным и поэтому не предназначен для передвижения по дорогам общего пользования.

Особые виды

Отдельно выделяют также:

Электро-велоскутер

Велоскутеры — принципиально новой модификации, имеющие высокую посадку и оснащенные двигателем. Они предназначаются для дальних поездок;

Веломобиль

Веломобили – полностью закрытые трехколесные модели. Отличаются хорошими аэродинамическими свойствами, однако закрытая конструкция корпуса придает им значительный вес;

Тандем – рикамбент

Тандемы – лигерады, предназначенные для одновременной поездки двух велосипедистов. Выпускаются также 3- и 4-колесными;

Гребной рикамбент

Гребные лигерады – транспортные средства, которые приводятся в движение при помощи рук.

Достоинства и недостатки

рикамбент

По сравнению с обычным велосипедом лежачий обладает рядом преимуществ. Это:

  • удобная посадка, позволяющая снять нагрузку со спины и плеч. Новые модели предоставляют велосипедисту возможность смотреть в направлении движения, абсолютно не напрягая мышцы спины;
  • безопасность при авариях. Хотя лежачий велосипед не может похвастаться хорошей обзорностью, конструкция рамы отлично поглощает удары при столкновениях. Лежачее положение райдера позволяет принять удар при аварии на ноги, что дает возможность избежать тяжелых повреждений головного мозга. Падение с невысокой высоты лигерада также является менее травмоопасным;
  • высокие скоростные показатели, которые лежачий велосипед демонстрирует благодаря отличным аэродинамическим свойствам;
  • уменьшенная нагрузка на простату и другие органы малого таза;
  • возможность изготовить лежачий велосипед собственными руками.

К недостаткам относятся:

  • значительные размеры и большой вес. Средний вес лигерада составляет около 17 кг. Новые модели выпускаются облегченными, их вес незначительно превышает 12 кг;
  • плохая обзорность на дороге. Лигерад обычно имеет низкую посадку, из-за чего страдает его обзорность. Также по этой причине существует вероятность ослепления велосипедиста светом фар встречных машин;
  • большой радиус поворота;
  • отсутствие надежной защиты от атмосферных осадков;
  • трудности при преодолении тротуарных бордюров;
  • высокая стоимость. Цена на новый лигерад может варьироваться от 1200 до 10000 долларов.

Итоги

Несмотря на наличие некоторых недостатков, лежачие велосипеды завоевывают все большую популярность. Удобные и надежные, они дают возможность с комфортом передвигаться как в условиях города, так и за его пределами. А проводимые ежегодно соревнования и фестивали способствуют развитию и совершенствованию этой разновидности транспортного средства.

Схемы лигерадов тоже различаются:

а) по компоновке: короткобазные -если каретка расположена перед рулевой колонкой, среднебазные — каретка расположена вблизи рулевой колонки и длиннобазные — каретка находится между рулевой колонкой и спинкой сиденья пилота;

б) по посадке пилота: высокая -основание сиденья примерно на уровне колеса или выше (хайрейсеры), средняя — примерно на уровне или выше оси колеса (мидлрейсеры) и низкая — ниже уровня оси колеса (лоурейсеры).

ВЕЛОМОБИЛЬ ДЛЯ РЕКОРДОВ

Молодой спортсмен Евгений Нестюрин из города Зеленограда Московской области — мастер спорта по маунтин-байку. Он почти десять лет конструирует и создаёт в домашней мастерской скоростные лигерады, которые вполне могут стать основой (шасси) для стрим-лайнера, но разговор об этой категории высокоскоростных педальных машин пойдёт ниже.

1 — рама; 2 — передняя вилка (от горного велосипеда, доработанная); 3 — звёздочка с шатунами; 4 — узел крепления каретки; 5 — цепь; 6 — натяжной ролик с успокоителем цепи; 7 — опорный ролик; 8 — ведущее колесо; 9 — опорное колесо; 10 — переключатель передач; 11 — диск переднего тормоза; 12 — диск заднего тормоза; 13 — лежак; 14 — подложка; 15 — подкос лежака; 16 — подголовник; 17 — световозвращатель; 18 — руль; 19 — передний вынос руля; 20 — задний вынос руля; 21 — рычаг руля; 22 — ручка тормоза (2 шт.); 23 — велокомпьютер; 24 — машинка переднего тормоза; 25 — машинка заднего тормоза

Узел опорного ролика

Узел опорного ролика:

1 — корпус подшипников; 2 — подшипник № 0902 (15x28x7,2 шт.); 3 — чашка; 4 — звёздочка (z=26); 5 — шека ролика (капролон, 2 шт.); 6 — накладка; 7 — заклёпки d4, 6 шт.); 8 — ось (болт М8х40); 9 — распорная шайба d20x4

Узел натяжного ролика

Узел натяжного ролика:

1 — натяжной ролик; 2 — подшипник № 0902; 3 — чашка; 4 — болт М8х40; 5 — успокоитель цепи; 6 — накладка, 7 — заклёпка d3 (2 шт.); 8 — держатель ролика (труба d18x1); 9 — втулка; 10 — заклёпка d4; 11 — распорная шайба d20x4; 12 — фиксатор успокоителя цепи; 13 — рама

Оба ролика (опорный и натяжной) закреплены на раме с помощью болтов-осей с внутренним шестигранником. Для этого в держатель каждого ролика запрессована втулка с резьбовым отверстием.

Опорный ролик — сложной конструкции. Состоит из стального точёного корпуса, в который запрессованы два подшипника. К корпусу приварена стандартная звёздочка (z = 26), к ней с двух сторон приклёпаны одинаковые щёки, выточенные из капролона, а с внешней стороны — накладка, фиксирующая подшипники в корпусе. Внутрь подшипников запрессована чашка с отверстием под болт-ось.

Натяжной ролик также выточен из капролона. В него запрессованы подшипники, а внутрь них — такая же чашка, как и на опорном ролике. Перед установкой роликов на раму на болты надеваются распорные шайбы, исключающие касание роликами элементов рамы.

Такой материал ролика и щёк выбран для обеспечения малошумной работы привода. С этой же целью на общей с натяжным роликом оси смонтирован успокоитель цепи. Его положение на раме определяет фиксатор, к которому он прикреплён заклёпкой. К обеим полочкам успокоителя, предохраняющим цепь от спадания с ролика, для гашения шумов от цепи приклёпаны накладки из листового полипропилена.

Привод

Привод

Руль

Руль

Передний вынос и рычаг руля

Передний вынос и рычаг руля

Для выполнения дальнейших сварочных работ необходимо подготовить второе приспособление (например, из отрезка швеллера или трубы прямоугольного сечения), на котором монтируются имитаторы осей колёс. После этого хребтовая труба в сборе с передней вилкой и стаканом рулевой колонки фиксируется на стапеле вместе с перьями задней вилки и дропаутами, затем все элементы привариваются прихватками. При окончательной сварке следует постоянно контролировать геометрию рамы. Затем производится приварка остальных элементов. В завершение операции по изготовлению рамы открытые торцы хребтовой трубы и перьев задней вилки завариваются заглушками из листового металла.

Поверх левого дропаута приваривается накладка для крепления адаптера тормозной машинки. Приварка распорных втулок между ушками крепления подкоса требует аккуратности и осуществляется точками.

Опора стакана — коробчатого типа; состоит из одинаковых пар щёчек и накладок, сваренных между собой и с трубой-зажимом.

Лигерад рассчитан и построен для пилота ростом 175 — 185 см. Перемещением узла каретки по носовой консольной трубе рамы (выносу) можно производить более тонкую настройку под рост гонщика.

Лежак лигерада — особо важный элемент конструкции — изготавливается под конкретного пилота. Зачастую в период обкатки лежак подвергается серьёзным доработкам, поскольку сразу сделать его комфортным удаётся редко.

Веломобилист, вернее его позвоночник, при практически горизонтальной посадке, испытывает неблагоприятные знакопеременные нагрузки в направлении спина — грудь при движении по неровностям дороги. Поэтому профиль лежака должен точно соответствовать контурам спины пилота. Есть немало оригинальных методов снятия мерки. Конструктор поступил следующим образом: смакетировал на ровном полу основные элементы лигерада и подложил под спину обыкновенную подушку. Отпечаток, оставленный на ней, сохраняется несколько минут, что достаточно для снятия размеров.

Успокоитель цепи

Успокоитель цепи (натяжной ролик условно снят):

1 — рама; 2 — успокоитель цепи; 3 — фиксатор успокоителя цепи; 4 — заклёпка d4; 5 — накладка (2 шт.)

Узел крепления каретки

Узел крепления каретки (*размер для справки):

1 — стакан каретки; 2 — опора стакана каретки; 3 — клеммовый зажим (труба d55x2); 4 — втулка (3 шт.); 4 — гайка (3 шт.)

Рама

Рама:

1 — вынос каретки рамы (труба d51х1,2); 2 — наклонная стойка (труба d51х1,2); 3 — хребет лежака (труба d51x1,2); 4-косынка; 5-держатель натяжного ролика (труба d18,1); 6 — держатель опорного ролика (труба d18,1 ); 7 — передняя опора лежака (труба d20x1); 8 — задняя опора лежака (труба d20x1); 9 — вынос задней опоры (труба d20x1); 10 — перо задней вилки (труба d30x1, 2 шт.); 11 — дропаут-наконечник пера задней вилки (полоса s4, 2 шт.); 12 — ушко подкоса (полоса s3,2 шт.); 13 — фиксатор успокоителя цепи (полоса s3); 14 — стакан рулевой колонки (труба d36x2); 15 — подкос (труба d30x1)

Лежак (на виде сверху матрац и подушка не показаны)

Лежак (на виде сверху матрац и подушка не показаны):

1 — основание; 2 — основание подголовника; 3 — боковина лежака (2 шт.); 4 — боковина подголовника (2 шт.); 5 — подушка подголовника; 6 — матрац; 7 — передняя опора; 8 — средняя опора; 9 — задняя опора (подкос, 2 шт.); а — заплечики; б — ниша подушки лежака

Передний узел крепления лежака

Передний узел крепления лежака:

1 — основание лежака; 2 — боковина лежака; 3 — дно ниши; 4 — проставка; 5 — заклёпка; 6 — передняя опора лежака; 7 — уголки; 8 — заклёпка; 9 — болт М5х20; 10 — гайка М5 (самоконтрящаяся); 11 — шайба; 12-втулка; 13 — эксцентриковый зажим; 14-подложка лежака; 15 — подушка лежака

Основание подголовника

Основание подголовника

Передняя опора и узел крепления лежака к раме

Передняя опора и узел крепления лежака к раме

Основания лежака и подголовника выполнены из дюралюминиевого листа толщиной 2 мм и перфорированы для облегчения. Из такого же материала, но толщиной 3 мм выполнены и боковины.

Соединяются боковины с основаниями с помощью заклёпок и уголков в виде круглых шайб, согнутых по диаметру. Причём в качестве шайб автором остроумно и практично использованы старые монеты.

Лежак съёмный, крепится к раме в трёх точках: к передней опоре на горизонтальной части хребтовой трубы -с помощью двух кронштейнов, изготовленных из пар уголков, склёпанных между собой, и эксцентрикового зажима седла велосипеда; к средней опоре — с помощью двух потайных винтов М5х20 и резьбовых втулок, запрессованных в торцы опоры; к перьям задней вилки -с помощью подкосов.

Руль лигерада сварен из отрезков трубы диаметром 22×1 мм. Для изготовления выноса руля использованы два стандартных: с кпеммовым зажимом, устанавливаемым на шток передней вилки, и разрезной — с накладкой для крепления собственно руля с помощью двух болтов. Оба эти выноса объединены: приварены к удлинителю из трубы диаметром 25 мм. В открытые торцы труб руля вставлены декоративные резиновые заглушки.

В остальном лоурейсер укомплектован стандартными велосипедными деталями и узлами.

В кареточный узел установлен картридж: капсула, объединяющая вал каретки и стандартные шариковые подшипники качения. Длина шатунов -170 мм. Ведущая звёздочка имеет 82 зуба. Колёса диаметром 22 дюйма (510 мм) снабжены узкой (19 мм) резиновой покрышкой, рассчитанной на высокое, до 8 атм, давление. Ведущее колесо имеет 36 спиц, а опорное — 32. Диаметр роторов дисковых колёс — 160 мм. Обе тормозные машинки смонтированы на кронштейнах перьев вилок с помощью адаптеров, обеспечивающих настройку тормозов. На руле находятся ручки переднего и заднего дисковых тормозов, 9-позиционный шифтер переключения скоростей и велокомпьютер. Грязевым щитком снабжено только заднее колесо — пилота защищают от брызг с переднего колеса широкая хребтовая труба рамы и лежак. Установлены и световозвращатели: сзади — красный на кронштейне крепления грязевого щитка; спереди — белый на заглушке хребтовой трубы. Здесь же удобное место и для фары — при необходимости она легко монтируется с помощью пластмассовых электротехнических хомутов-зажимов.

На создание одного лигерада у Е. Нестюрина уходит почти год — автор очень тщательно прорабатывает каждую деталь конструкции, поэтому и смотрятся его машины как заводские.

Общая масса конструкции — 17,3 кг.

На этом можно было бы и закончить рассказ о скоростном велосипеде. Но знаете ли вы, о чём мечтает в душе пилот лоурейсера, особенно молодой? Мечтает превратить его в стримлайнер и, конечно же, с самым-самым лучшим в мире обтекателем. А затем — бороться за рекорды! Не верите — тогда попробуйте сделать свой лоурейсер. Вдруг это станет вашим первым шагом к победе?

Тренированные спортсмены на современных кузовных веломобилях (с обтекателями) способны за дневной пробег преодолевать расстояния свыше 1200 км со средней скоростью более 50 км/ч.

Подкосы лежака

Подкосы лежака:

1 — задняя опора лежака (труба 18×1); 2 — правый подкос (труба 18×1); 3 — перо задней вилки (труба 30×1, 2 шт.); 4 — винт М5х20; 5 — подложка; 6 — боковина основания лежака (лист s3); 7 — левый подкос (труба 18×1); 8 — законцовка подкоса; 9 — ушко крепления подкоса; 10 — рас-порка(труба 15×1); 11 -болтМ6х35; 12-само-контрящаяся гайка М6

Тормозной механизм колеса (заднего)

Тормозной механизм колеса (заднего)

Узел крепления лежака

Узел крепления лежака:

1 — основание лежака; 2 — подложка; 3 — боковина основания; 4 — средняя опора лежака; 5 — рама, 6 — вынос опоры; 7 -резьбовая втулка; 8 — винт М5х20

Посадка пилота-эргонома в стримлайнере

Посадка пилота-эргонома в стримлайнере

Рекордный веломобнль-стримлайнер Varna канадского конструктора Г. Георгиева под управлением гонщика С. Витингема

Рекордный веломобнль-стримлайнер Varna канадского конструктора Г. Георгиева под управлением гонщика С. Витингема


Создание скоростных веломобилей с лёгкими аэродинамическими обтекателями из композитных материалов (в основном из углепластиков) — сложная и высокозатратная инженерная задача.

В большинстве современных веломобилей (претендентов на рекорды) шасси интегрировано в общую конструкцию. Тем не менее, есть стримлайнеры, в которых в качестве ходовой части используются двухколёсные рикамбенты, их можно извлечь из оболочки и использовать для соревнований в самостоятельных классах (согласно тем же международным регламентам) — без обтекателя.

Как правило, по схеме — это лоурейсеры, имеющие низкий центр тяжести, на которых пилот располагается практически горизонтально. В стримлайнерах такой схемы сиденье пилота называется лежаком.

Для снижения силы аэродинамического сопротивления конструкторы всячески стремятся уменьшить мидель стримлайнера — площадь наибольшего поперечного сечения обтекателя. Мидель определяется в основном антропометрическими параметрами пилота. Зазор между спортсменом и капсулой измеряется буквально миллиметрами. При проектировании и вычерчивании миделя важны два основных параметра: площадь проекции ометания ступнями пилота и ширина его плеч (максимальная ширина обтекателей лучших стрим-лайнеров составляет всего-навсего 380 — 420 мм).

В. УЛЬЯНОВСКИЙ

От редакции

Современный лигерад

Все, кому интересна история велоспорта и небезразличен велосипед вообще, наверняка согласятся с тем, что изобретение этого самого велосипеда значительно ускорило научно-технический прогресс. Например, первые авиаторы были вело и мотогонщиками, а создатели первого летающего самолёта – братья Райт – также конструировали байки в своей веломастерской.

HPV – Human Powered Vehicles (Экипажи, приводимые в движение мышечной силой человека) – Веломашины

UCI – Union Cyclist International – Международный Союз Велосипедистов (Организация, разрабатывающая правила велогонок и регистрирующая рекорды)

IHPVA – International Human Powered Vehicles Association – Международная Ассоциация HPV (организация, которая разрабатывает правила гонок для HPV и регистрирует рекорды в этом направлении).

Обратите внимание, это было в еще 1893-м году. В 1913-м году часовой рекорд средней скорости уже составлял 43 км\ч (по велодрому).

Авиаконструкторы и пилоты, которые часто были велогонщиками, в начале 20-го века не могли не думать о том, чтобы снизить воздушное сопротивление велосипеда также, как они снижали сопротивление своих самолётов и дирижаблей. Технологии того времени уже позволяли делать удивительно лёгкие конструкции из дерева и композитов.

первый лигерад

Вот что писали об этом велосипеде специалисты-велоконструкторы того времени:

Марсель Берте – известный велогонщик начала 20-го века активно занимался поиском технических решений, способных увеличить скорость велосипеда. Сам он был спортсменом, поэтому хорошо мог оценить преимущества более обтекаемой формы непосредственно в гонке. Осенью 1913-го года Марсель Берте на обтекаемом велосипеде “Велотропиль” установил сразу несколько мировых рекордов, в частности: проехал 5 км за 5 минут и 39.9 секунды. Его средняя скорость составила 57 км\ч. Большой вес обтекаемого велосипеда не помешал ему установить новые рекорды.

Марсель Берте


В 1933-м году начинается новый этап развития обтекаемых велосипедов.


Во время второй попытки через месяц лопнуло колесо, что привело к падению. А тем временем настала зима. 19-го ноября 1933-го года Марсель Берте устанавливает мировой рекорд, пройдя за 1 час 50 километров! Берте писал, что обтекатель прибавляет 30% скорости при тех же усилиях гонщика.


recumbent

Форо намерен улучшить рекорд, однако опять начинается волна недовольства вокруг необычного велосипеда по всё тем же причинам. Новый велосипед будет значить смену лидеров на рынках продаж. Кроме того, существует ещё и куча важных чиновников, которые уже давно не являются велосипедистами, но занимают высокие должности в велоспорте. Они, мягко говоря, с недоверием смотрят на лежачий велосипед, а многие просто отрыто высмеивают его. В общем – настроения в обществе неоднозначны.

Антипропаганда лигерадов

UCI проводит конгресс с обсуждением нового велосипеда, но пока что не запрещает его участие в велогонках.

recumbent-bicycle

С тех пор о лежачих велосипедах надолго забыли. Энтузиазм их создателей угасал, а гонщики не хотели биться за неофициальные рекорды, ведь они не приносили им славы.

И только лишь в 1975-году американец Честер Кайл воскрешает интерес к альтернативной велотехнике, а в 1976-м году была основана Международная Ассоциация создателей аппаратов, приводимых энергией человека – IHPVA, которая занялась регистрацией рекордов на HPV. Популярность гонок HPV пока что не идёт ни в какое сравнение с популярностью традиционных велогонок.

Эпилог:
Я считаю, что альтернативная велотехника несправедливо забыта. Большинству из нас не нужны рекорды, мы не являемся профессиональными гонщиками, которым платят зарплату за рекламу велосипедов, поэтому запрет UCI нас не касается. Мы ездим на велосипеде ради удовольствия от езды. А ехать комфортно, да ещё и быстро, гораздо приятнее именно на лежачем велосипеде.

Первых конструкторов лежачих велосипедов и нас с вами разделяет целое столетие. Кто в курсе дел в велоспорте тот мог оценить представленные в этой статье результаты. Вдумайтесь, это было почти сто лет назад!

Конечно, мы вряд ли можем победить лучших спортсменов, но благодаря нашим велосипедам, мы можем хорошо сесть им на хвост, с пачкой мороженного в руке!

Из письма Шарля Моше:

Перевод книги на русский: Ульяновский Вениамин (основатель и действующий президент Московского КЭБ).

А вы что думаете по этому поводу? Дайте нам знать – напишите в комментариях!

Читайте также: