Реставрация масляной картины своими руками

Обновлено: 03.07.2024

Немного популярной теории реставрации, чтобы дать Вам возможность подробнее ознакомиться предметом обсуждения.

Какие только картины не попадают в реставрацию! Простреленные пулями и дробью. С рваными дырами - от того, что их роняли. Разрезанные на шесть-восемь частей - из-за того, что нелегально провозили через границу. Но главное, с чем приходится работать художникам-реставраторам, - просто старые картины, испорченные временем и плохим обращением.

С чего начинается реставрация

- Чтобы выявить все повреждения, картину, поступившую в реставрацию, первым делом фотографируют в косом свете.

В косом свете обнаруживаются дефекты, которые мало заметны в прямом свете: выпуклости и продавленности, деформация холста. Кстати, о холсте. На старой картине он "перегорает" от масла, содержащегося в грунте. И если степень "перегорания" высока - до ветхости, реставраторы наклеивают на авторский холст новый. Этот процесс называется дублированием - в том смысле, что холст становится двойным, но не заменяется на новый.

Однако, чтобы холст "перегорел", ему должно быть лет двести-триста. А начиная с двадцатого века, когда натуральный масляный грунт был заменен на синтетический, текстильный холст и вовсе получил шансы на долгую-долгую жизнь.

Для картины осетровый клей

Промывка и укрепление картины - еще одна стадия реставрации. Прямо в мастерской реставраторы варят рыбий клей - из плавательных пузырей осетровых пород рыбы.

Готовый осетровый клей смешивают с медом в пропорции один к одному. Затем этот состав - еще теплый - кистью наносят на картину. А сверху на всю поверхность приклеивают папиросную бумагу. Реставратор берет в руки теплый утюг и гладит им по бумаге.

Под действием тепла рыбий клей проникает внутрь картины, растекается по трещинкам в лаковом и подлаковом слоях. Одновременно происходит укрепление и выравнивание красочного слоя и грунта в тех местах, где имеются деформации.

Укрепление живописи рыбьим клеем и теплым утюгом - древний способ, его используют несколько веков.

А папиросную бумагу с поверхности картины реставратор удалит ватным тампоном, смоченным в теплой воде. Вместе с бумагой уйдет и часть загрязнений - то, что накопилось в трещинках картины.

Утюг - древнейшее орудие реставратора.

Какие еще загрязнения остались на картине? Тут на помощь реставратору приходит специальная люминесцентная лампа. Свет от нее направляется на картину, и под ним проявляются темные пятна. На языке реставраторов эти пятна называются "записи". Это то, что пририсовано не авторской, а посторонней рукой. Например, в процессе домашнего хранения обшелушилась краска или образовалась трещинка, и владелец картины или горе-художник закрасили, замазали изъян краской. Вот от этих "записей" реставратору и предстоит очистить картину.

- А еще в свете люминесцентной лампы хорошо видна толщина слоя лака на картине, - рассказывает реставратор. - Ведь лак зачастую наносился неравномерно - с выпуклостями, сгустками. В таких местах высвечивается белесая пленка.

Между прочим, лаковый слой - важный свидетель. Он говорит исследователям, авторская подпись на картине или нет. Автор обычно расписывался под лаком, прямо по красочному слою. А если подпись нарисована по лаку, то имя художника сразу вызывает вопрос.

Итак, толстый слой лака реставратор будет утончать, выравнивать. Как? При помощи специальной эмульсии, которая растворяет лак. Эмульсия-растворитель подбирается совместно с химиками, которые предварительно исследуют состав лака.

Рабочие инструменты реставратора на этом этапе - скальпель и ватный тампон. Сколько слоев лака надо снять реставратору? Чем старее картина - тем больше. Если картина хранилась в домашних условиях, то ее периодически "освежали" лаком. Даже не потрудившись перед этим протереть картину от пыли и печной копоти.

Вот эти межлаковые загрязнения и уйдут с картины вместе со старым, пожелтевшим лаком. А заодно с ними - "записи", более поздние подновления картины неавторской рукой.

Но до каких пор реставратор снимает лак? Где тот предел, у которого надо остановиться? Тут подсказчики - опыт и интуиция. А еще - звук. Реставратор слушает, как шуршит по лаку ватный тампон, смоченный в растворителе. Как только доходишь до "макушек" авторской живописи, звук меняется. Ведь одно дело - лак, и совсем другое - масляные краски, это две разные субстанции. Вот зачем реставратору тишина. И не случайно к ней призывают памятки, развешанные по стенам мастерской.

Хотя на практике по полного снятия лака дело, как правило, не доходит, реставраторы лишь утончают слой лака до авторского (первый слой лака автор обычно кладет своей рукой). Налет времени на предметах искусства всегда ценится выше, чем впечатление свежести и новизны. Картины, реставрация картин, восстановление масляной станковой живописи, худ картина реставрация, санкт петербург, москва, картины васнецова, Картины, реставрация картин, восстановление масляной станковой живописи, худ картина реставрация, санкт петербург, москва, картины васнецова, картины художников, художники, натюрморт, пейзажи, картины художников, художники, натюрморт, пейзажи.

На расчищенной от лака и "записей" картине открываются все повреждения - облупившаяся краска, грунт, которые кем-то когда-то были закрашены, чтоб картина выглядела "поприличнее".

В пределах этих утрат реставратор и начинает музейное восстановление красочного слоя. Там, где утрачен авторский грунт, накладывает грунт реставрационный. Состав грунта подбирается на основании микрохимического исследования химлаборатории.

А уже поверх грунта наносятся краски - строго в пределах утрат. И последняя точка - картина покрывается лаком. Все, реставрация закончена.

- Сколько времени уходит на реставрацию одной картины? Полгода, год. Реставратор обычно работает не только с реставрируемой картиной, он постоянно отвлекается на текущие дела - музейные выставки, семинары.

Художественные лаки

Лак - в технике масляной живописи - раствор бесцветных природных смол в высыхающих растительных маслах, спирте, скипидаре и других растворителях:
-вводящий в состав масляных красок;
- используемый для покрытия грунта и т.д.

Лак - раствор пленкообразующего вещества в органическом растворителе или в воде. Лаки используют для получения прозрачных покрытий, защищающих и сохраняющих структуру окрашиваемой поверхности. Лаки могут содержать:
- пластификатор;
- отвердитель;
+ другие добавки, улучшающие качество покрытия.

Начнем с прорывов, не в смысле, что начнем рвать в клочья шедевр)))
как закрепить порыв на холсте? – примитивно: клеем ПВА в несколько слоев.
Самое главное – с обратной стороны!

Справились? – это было легко!
Продолжим? … подумайте 7 раз… режем?

Чистим скипидаром, покупают его в аптеке. Пахнет. Нет, не просто пахнет, воняет! Тряпочка – ватка, завернутая в марлю ( любая фантазия), пропитали, смочили живописный слой, ждем минут 5 – 10, протираем. Рекомендую экспериментировать на свежем воздухе, там же где-нибудь в тенечке оставьте проветриться холст.
Классно? – А то! – это первые минуты, пока все еще сыренькое… подсыхает? – чувствуете как стала пропадать контрастность? – это еще цветочки)))

Матовый налет пошел? – нормально! – считайте, что теперь картину можно выкинуть! … не спешите, будем “лечить” дальше.

Когда подсохнет, когда вы поймете, что сильно погорячились, можно переходить к покрытию лаком. Каким? – уже не имеет значения – картина будет слепить новизной даже при матовом лаке… а ведь предупреждали…

Зато своими руками! – декоративные страсти отдыхают)))


А хотите помыть картину? 1000 и 1 способ как помыть холст.
Я знаю только 3 – достаточно, чтобы порекомендовать не делать этого.

Режем луковицу ( нашу, отечественного производителя, евро-овощ не подойдет, слабоват) и половинками трем.

Взбиваем пену обычного стирального порошка. На губку – трем – тут же вытираем насухо.

А теперь способ третий ( эксклюзив от меня) – как убить старинное полотно, помыв его? – берете современный оксидный отбеливатель, любой, разводите ложку на стакан конкретно теплой воды ( пропорции почти не имеют значения), смачиваете губку – трем. Шок? – то то же))) этот способ чистки невозвратный.

Объявляю конкурс на лучший рецепт чистки картины, масляной картины. Все предыдущие рецепты именно для масляного письма.

Блог у меня молодой и зеленый, так что заманить кого-то на участие в конкурсе сложно пока, пришлось самой разыскивать рецепты чистки масляной живописи и картин вообще. Сказать что они шокирующие и вредоносные (да просто губительные) – не сказать ничего. Давайте воспримем их как шуточные))))

ВНИМАНИЕ. так делать, как написано в следующих “рецептах” НЕ НАДО!

просто копирую из “Домоводства”, улыбнитесь)))

Как чистить картины, написанные маслом.

“Если картина не очень загрязнена, то ее 2-3 раза обмывают мыльной, а затем чистой водой. Если картина нуждается в основательной чистке, поступают следующим образом.

Сквозь чистое волосяное сито просеивают на картину печную золу, потом льют на нее теплую мыльную воду и отмывают чистой водой. Подсушив картину с помощью полотенца, ее покрывают лаком.

Существуют и другие средства чистить картины. Приведем некоторые из них.

- Картину протирают губкой, смоченной в уксусе, потом промывают чистой водой. Вместо уксуса можно пользоваться разведенной водкой,

- Испеченную луковицу разрезают надвое и трут картину; затем холст промывают чистой водой и, дав высохнуть, покрывают взбитым яичным белком или белым лаком.

- Картину кладут на гладкий стол или доску, мочат ее водой и посыпают солью, потом берут кусок полотна и трут им, пока грязь не сойдет. Совершенно очистив картину, ее вытирают, снова промывают чистой водой и дают до конца высохнуть, после чего покрывают лаком.

Китайский способ чистить старые масляные картины

Чтобы хорошо вычистить картину, ее натирают кисточкой, обмоченной в известковой воде, после чего промывают 3-4 раза. Она принимает прежний вид и глянец.

Как лакировать масляные картины

Так как новые масляные картины нельзя тотчас покрывать лаком, потому что он слишком глубоко въедается в краски, то картины обыкновенно покрывают специально приготовленным составом. Яичный белок перемешивают с несколькими ложками водки до тех пор, пока все не превратится в пену; состав оставляют в покое на несколько часов, по прошествии которых осторожно сливают светлую жидкость, образовавшуюся под пеной и при помощи мягкой губки мажут ею картину несколько раз, давая каждый раз высохнуть. Потом вешают картину приблизительно на 4 месяца или на полгода, чтобы масло совершенно засохло.

По истечении этого срока ее моют теплой водой, очищают от белка и наводят лак один или два раза. “(с)

Краткая инструкция чистки картин:

“Обметите рамы картин метелочкой из перьев, а позолоченные рамы – мягкой щеткой.
Картины, написанные масляной краской, накройте белой тряпкой, смоченной водой (лучше дождевой), оставьте ее на 3 – 4 часа, затем просушите, и слегка проведите по поверхности картины полотняной тряпкой, смоченной льняным маслом. Белые места смочите перекисью водорода, а затем протрите тряпкой.”(с)

И наконец победитель в рейтинге: “Самый тупой совет по чистке масляных картин”. Еще раз повторяю, пожалуйста не следуйте таким советам, если масляная картина вам хоть капельку еще нужна и нравится. Все эти способы убивают картины безвозвратно ( а последний рецепт еще и по пальцам прошелся)))

“Чтобы очистить картину, прежде всего нужно промыть ее губкой с теплой водой для удаления пыли и копоти. Затем, если картина покрыта лаком, его снимают трением пальца, время от времени промывая и просушивая каждый раз, перед тем как снова приниматься за удаление лака; делается это до тех пор, пока под пальцем не перестанет образовываться пыль. Тогда проходят слегка петролейным эфиром и вытирают мягкой, но не мохнатой тряпкой, после чего картина готова для нового лакирования. Но если под этим первым снятым слоем лака имеется еще другой, который не снимается пальцем, или же если и сам первый слой не поддается удалению путем трения, то следует предположить, что картина была покрыта масляным лаком или лаком обыкновенным, но с примесью жировых веществ. В таком случае следует покрыть этот слой лака петролейным эфиром и оставить так на 24 часа, по прошествии которых на петролейный эфир надо насыпать, через сито, слой мельчайшего порошка мела (картину надо, конечно, положить горизонтально). Мел этот должен впитать в себя петролейный эфир, растворивший в себе жировые вещества. Через 24 часа после этой операции картина промывается сперва теплой водой для удаления мела, а затем мыльной водой, чтобы окончательно очистить ее от жировых веществ.
Если все эти средства окажутся недостаточными, то картину осторожно промывают ацетоном, разведенным водой, производя пробу сперва на уголке, чтобы видеть производимый эффект.
Каждый раз после промывки нужно пробовать удалять лак трением пальца, и если это не удается, то значит это действительно масляный лак. В этом случае опасно стараться снять его полностью, так как пришлось бы употребить спирт или бензин, которые могут размыть живопись. Нужно ограничиться удалением поверхностной части лакового слоя, протирая картину постепенно небольшими частями шелковой тряпкой, слегка смоченной разведенным водой ацетоном или же яичным маслом, разбавленным жидкостью, растворяющей фиксатив для акварели. Если же под этим лаком, который невозможно снять совершенно, картина кажется очень грязной, то это указывает на то, что лак был положен поверх другого слоя старого и грязного лака, что встречается очень часто. Что же делать? Нужно снять лак, — но это уже лучше поручить опытному реставратору, так как операция эта, во всяком случае, рискованная.
Высохшую масляную краску можно снять с картины тряпкой, намоченной в бензине или скребком;
для живописи на досках удобен последний прием, а на грунтованных холстах и бумаге предпочтительнее бензин, который исключает возможность порезов и царапин .”(с)

Добрый совет – обращайтесь к специалистам профессионалам.

Для тех, кто считает свои руки золотыми, могу посоветовать почитать следующие очень интересные статьи:

Живописная картина, вышедшая из-под кисти мастера, с годами становится все ценнее. Она— настоящее украшение гостиной, офиса, галереи. Несомненно, картины маслом на холсте являются наилучшим украшением для интерьера и лидируют по популярности среди других техник живописи.

Если вы купили картину маслом на холсте, параметры ухода за ней будут варьироваться в зависимости от возраста.

1. Картины младше полугода, как дети, нуждаются в солнечном свете и свежем воздухе. При регулярном проветривании помещения, в котором висит картина, масляные краски быстрее высохнут.

Окончательное засыхание и затвердевание красок происходит только на втором году жизни картины. В этот период ее нужно оберегать от влажности и перепадов температуры. Прямое попадание солнечных лучей нежелательно, от этого краски могут потемнеть.

2. Если картина достаточно молода, то есть ей меньше года, это значит, что она еще полностью не высохла. ведь полное время высыхания масляных красок — до двух лет. Значит, для лучшего равномерного и правильного затвердевания масляно-красочного слоя необходимо, чтобы картина висела в хорошо освещенном, часто проветриваемом теплом месте.

3. Картины на холсте старше года рекомендуется покрывать специальным художественным лаком. Лак защищает краски, особенно это важно в помещении где курят.

4. Обязательно защитите картину от пыли, заклеив заднюю стенку картоном или "крафтом" (специальной бумагой).

5. Самым лучшим вариантом очистки будет аккуратное протирание бархатной или фланелевой подушечкой или рукавичкой с лицевой стороны и также с оборотной. Пыль, жир, копоть, следы мух постепенно загрязнят картину, если не ухаживать за ней постоянно.

6. Избегать попадания на картину прямых солнечных лучей, от которых краска, изготавливаемая на основе льняного или другого масла растительного происхождения, может потемнеть. А восстанавливать первоначальный блеск красок вообще не стоит, так как благородная матовость предпочтительнее, она свидетельствует о возрасте и даже ценности художественного произведения.

7. Картину не следует вешать там, где она подвержена тепловому действию обычных ламп накаливания.

Лучше расположить её под рассеянным солнечным светом или под мягкой энергосберегающей лампой, которая практически не нагревается (потрогайте лампу рукой во время освещения, если руку не обжигает, значит, выбор верный).

8. Перепады температуры и влажности плохо влияют на качество и сохранность картины, написанной маслом.

9. Нельзя вешать на кухне рядом с плитой, а также размещать в непосредственной близости от нагревательных приборов. В противном случае на полотне начнут появляться микротрещины.

10. Не вешайте картину там, где не бывает постоянного температурно-влажностного режима.

11. Картина будет висеть ровно, если вместо одного крепления используете два (веревку можно заменить металлической проволокой). При необходимости зайдите в багетную мастерскую и купить две подвеса с куском металлической проволоки нужного размера. Или отдайте картину в багетную мастерскую, чтобы сделали подвесы.

НЕОБХОДИМО:

+ регулярное очищение картины. При этом, если картина имеет фактурные выпуклые мазки, то тканевая салфетка не подойдет: ее частички зацепятся за края выступающей краски. Здесь подойдет перьевая щетка, бархатная рукавичка, фланелька.

+ изредка, после процедуры очищения, слегка смазать поверхность картины льняным маслом -она как бы проявится, обновится, заиграет свежими красками. Из народных средств прекрасный эффект дает луковый сок: смажьте картину половинкой луковицы, краски ощутимо посвежеют. Запах лука быстро выветрится, эффект останется

+ более тщательное очищение, если простую воду заменить на мыльную пену. ВАЖНО — мыло не должно содержать щелочи, т.е. быть Детским. Обычный мыльный раствор лучше всего удаляет жирные пятна с картин на холсте.

+ не забывайте убирать пыль с изнанки картины! Один раз в год или два сделайте капитальное очищение картины под рамой. Для этого положтите ее на пол, отвинтите щурупы на креплениях рамы. Снимите раму. Протрите салфеткой запыленные места от грязи. Оденьте раму.

+ и не забывайте освежать рамку! Потускневшие позолоченные рамы заблестят как новые, если протереть их фланелью, смоченной в слабом спиртовом растворе.

НЕЛЬЗЯ:

- трогать поверхность картины руками

- размещать живопись над приборами отопления, над кухонной плитой и под кондиционером

- использовать воду для очищения картины, в т.ч. для изнаночной стороны. Влага для картины противопоказана!

- стирать пыль с картины той же тряпкой, которой вытирают мебель и раму картины


За много лет искусство нам подарило множество картин таких известных художников, как Пикассо, Айвазовского или Рембрандта и других великих художников. Но со временем все теряет свой лоск, блеск и яркость. И приходит время реставрации картин.



Реставрация картин – это комплекс мер, направленных на сохранение произведения искусства. Это очень сложный и трудоемкий процесс, который требует определенных усилий и навыков. И если вы любите живопись и у вас имеются картины, то вы должны уметь за ними правильно ухаживать и вовремя реставрировать.
Если вы решили самостоятельно реставрировать картину, то вам все равно необходимо будет обратиться к специалисту за консультацией и узнать технологию как реставрируют картину.
Существуют такие виды реставрации:
1. Чистка. Перед новым покрытием лаком любая картина требует чистки. При помощи чистки будет устранена копоть, пыль, жир.
Если вы решили провести чистку самостоятельно, то вам необходимо на краю картины проверить, как будет реагировать на краску выбранное вами средство. Необходимо вату намочить раствором и начать очищение всей картины, постоянно проверяя, как будет средство реагировать на краску, чтобы не испортить полотно. Если увидели на ватке следы краски, то следует сразу же прекратить, затем промыть картину водой. Самое главное при протирании не сильно надавливать на полотно. И чтобы ваша ватка была влажной, а не мокрой. Такую процедуру необходимо проделывать до тех пор, пока ватка не будет чистой.
Если у вас есть места, где сильные загрязнения, то тогда вы можете использовать зубную щетку, но не жесткую, чтобы не навредить полотну.
Для чистки чаще всего используются такие растворы: мыльный, терпентиновое масло, вода, сухая чистка и другие средства. Перед нанесением раствора обязательно следите, как он будет реагировать на краску. Не используйте керосин для чистки, так как он размягчает краски.
2. Лакирование. Лакирование — это важный процесс для полотна следует отметить, что это вторая кожа для картины. Так как лакирование защищает от загрязнения, чтобы картины не теряли яркость и лак.
У каждого художника был свой секрет фиксации яркости и защиты от влажности и различных загрязнений. Но на сегодняшний день лучше всего лакирование. Лак необходимо наносить на сухую картину в теплой комнате. Лак наносится крест-накрест щеткой.
По этим двум видам вы можете самостоятельно реставрировать картину, но если у вас старинная картина или икона, то лучше не рисковать, а обратиться к специалисту.
Как реставрируют картину специалисты: реставратор в первую очередь исследует картину на повреждения и проводит диагностику полотну. Затем выявляет основные проблемы и начинает выполнять меры по их устранению. Процесс реставрирования картин очень долгий и трудоемкий.
Реставраторы выполняют следующие виды работ:
1. Снятие лака.
2. Реставрация вмятин, пузырьков и других повреждений.
3. Восстановление целостности холста.
4. Восстановление красочного слоя и другие виды.
Хранение и уход за картинами — это очень важный аспект, из-за которого, чаще всего и приходится реставрировать полотно. Для этого нужно знать следующее:
- температура в комнате должна быть 18–22 градуса;
- влажность 40–70%;
- освещенность 150 люкс.
На картины не должны попадать прямые лучи солнца, не желательно попадание копоти, сажи или табачного дыма на произведения искусства, инфракрасных лучей, брызг.
Лучше всего удалять пыль после реставрации хотя бы раз в месяц, бархатной рукавичкой, движения должны быть легкими, чтобы не навредить картине. Также следует отметить, что картины необходимо хранить в помещении с хорошей вентиляцией.

Читайте также: