Реставрация чугунных батарей своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 13.09.2024


Приобретение и установка новых радиаторов отопления при производстве ремонта – дело очень затратное. Поэтому многие ограничиваются обычной окраской, что может не очень хорошо сказаться на общем интерьере. Идея Мальцева Евгения Викторовича из Владивостока, ознакомиться с которой мы предлагаем в нашей рубрике, проста. Однако именно подобный подход может помочь решить проблему со старыми радиаторами.

Многие отказываются от замены старых радиаторов на новые по причине отсутствия средств. В моём случае получилось иначе. Несмотря на то, что радиаторы в квартире имели плачевный вид, меня вполне устраивала их теплоотдача. Поэтому их было решено просто обновить, придав нормальный вид. Однако одной покраской я решил не обходиться. В результате, при помощи старого карниза, мне удалось изменить дизайн радиаторов. О том, как производились работы, и что в итоге получилось, я и хочу вам сегодня рассказать.

Реставрация старого радиатора отопления

Шаг первый: с чего всё начиналось

Когда я решил приступить к реставрации батареи, ремонт в квартире был полностью закончен. Изначально планировалась обычная покраска, но после того, как завершилась отделка, стало ясно, что одной эмалью здесь делу не поможешь. Главной задачей для меня было придать радиатору вид совершенно нового, не вкладывая при этом лишних средств. Единственное, что я приобрёл – это металлическую сетку, которая часто используется для декора бамперов и обвесов автомобилей. Её можно купить на любом рынке или в магазине автозапчастей.

Единственное, о чём я пожалел во время работы по восстановлению старого радиатора, что не приобрёл большее количество металлической сетки, но идти снова до авторынка, когда я уже начал реставрацию, не хотелось. Немного позже я ещё остановлюсь на том, почему мне её нужно было больше.

Вот и всё, что потребуется для изменения облика старого радиатора

Что касается инструмента, то и здесь необходим лишь минимум – плоскогубцы и ножницы по металлу. Ну и, естественно, рулетку. Хотя здесь подойдёт метровая металлическая линейка. Ею работать будет даже удобнее за счёт наличия прямого угла.

Шаг второй: приступаем к разборке и чистке старого радиатора

Для начала было необходимо демонтировать с радиатора все снимающиеся части. Среди них оказались лишь 2 продольных профиля и пластина, находящаяся внутри. Изначально она служила для того, чтобы уменьшить поток тёплого воздуха, поднимающийся от батареи, но я подумал, что подобная функция, в общем-то, ни к чему. Её я решил вовсе не ставить, ведь за время моего проживания я ни разу ею не пользовался. Заслонка всегда находилась в открытом состоянии. Тем более, в нашем районе несколько лет тому назад построили несколько мини-котельных, которые сами регулируют подачу тепла, увеличивая или уменьшая её, в зависимости от температуры воздуха на улице.

После того, как всё, что можно было, я вытащил, пришлось поработать пылесосом и спицей, вытягивая из промежутков между пластинами скопившуюся за годы эксплуатации пыль и грязь. Эта работа много времени не заняла.

Пластина ещё на месте, но скоро будет демонтирована

Пластина ещё на месте, но скоро будет демонтирована

Шаг третий: подготовка корпуса радиатора к кардинальным изменениям

Не знаю, по какой причине случается подобное, но где бы я не увидел подобные радиаторы, все они имеют одну схожую черту – посадочные места продольных профилей выгнуты в различных вариациях. Создаётся впечатление, что при уборке профили вытаскиваются, а после никто даже не думает их установить как положено, а просто забивают как попало. Для меня это странно. Понимаю, что подобное возможно в организациях, где уборщице без разницы, как это выглядит. Но в собственной квартире так поступать нельзя. Но, не будем отступать от темы.

Боковины были приведены в первоначальное состояние при помощи плоскогубцев.

Ещё одной проблемой стала загнутая верхняя часть переднего экрана. Она была слишком толстой, что препятствовало использованию в изменении её внешнего вида профиля от карниза. Но и такая проблема легко разрешима. При помощи тех же пассатижей я сдавил её по всей длине. После этого она влезла в профиль, хотя и не без труда. Но плотность была мне только на руку.

Плоскогубцами сдавливаем верхнюю часть экрана, чтобы она стала тоньше

Плоскогубцами сдавливаем верхнюю часть экрана, чтобы она стала тоньше

Четвёртый шаг: изготовление рамки экрана и верхней сетки радиатора

По поводу переднего большого экрана я не стал слишком задумываться. Решил просто сделать обрамление из профиля-карниза по боковинам и верхней части. Нижнюю можно было в расчёт не брать – форма переднего экрана такая, будто внизу уже есть рейка.

Рамка из профиля-карниза встала очень плотно

Рамка из профиля-карниза встала очень плотно

Изготовление верхней сетки радиатора

Рамка для верхней сетки радиатора была изготовлена из того же профиля. Её можно было собрать из четырёх или двух частей, но я решил, что лучше немного усложнить задачу и собрал её цельной, с одним соединением. После того, как в рамку будет вставлена сетка, соединение можно зафиксировать маленькими шурупами или даже клеем из термопистолета, что значительно проще. Предупреждая высказывания скептиков, скажу, что термоклей (полиэтилен) не расплавится даже при максимальном нагреве батареи – это уже проверено.

Внутри рамки я вставил две поперечные перемычки, которые легли точно на боковые стенки корпуса радиатора. Это необходимо для того, чтобы крышка не смещалась в стороны.

Предварительно можно оценить внешний вид будущего отреставрированного радиатора

Предварительно можно оценить внешний вид будущего отреставрированного радиатора

Теперь настал черёд сетки. Она была вырезана по размерам и вставлена внутрь рамки, после чего снизу были закреплены поперечины. Поначалу у меня даже появилась мысль вообще её не красить в белый цвет, но после я решил, что это может немного испортить внешний вид, поэтому было решено придерживаться первоначального плана.

После того, как сетка встала на место, а поперечины установлены на нужном от края расстоянии, вся крышка была окрашена в белый цвет. Я выполнял эту работу при помощи аэрозольного баллончика. Обращаю внимание начинающих – не стоит работать с подобной краской без маски или респиратора. В идеале – производить такие работы на открытом, продуваемом пространстве. Конечно, выполняя ремонт, не всегда получается следовать этому правилу, но максимально себя обезопасить от вредных паров всё же стоит. Второй момент – это то, что разлетающиеся частицы могут испортить внешний вид стен или пола. Не думаю, что подобный результат кому-то понравится. В моём случае всё было проще – гараж у меня находится неподалёку от дома. Там я и выкрасил верхнюю решётку.

Собираем решётку, после чего покрываем её белой краской

Окраска самого радиатора отопления

Хочу обратить внимание вот на что. Все покрасочные работы радиаторов или труб отопления нужно производить только в тёплое время года. Можно полностью открыть окна и ядовитые пары краски моментально выдует сквозняком. А зимой мало того, что окна не открыть, так ещё и батареи греют, что увеличивает концентрацию вредных веществ в замкнутом помещении.

Стены и пол были оклеены газетами, закреплёнными малярным скотчем

Стены и пол были оклеены газетами, закреплёнными малярным скотчем

Сборка: устанавливаем окрашенную сетку сверху и любуемся полученным результатом

Дождавшись, когда радиатор отопления и верхняя сетка полностью высохнут, я установил крышку. Главное, делать это аккуратно, неокрепшая краска на боковых стенках может задраться. Конечно, если с момента покраски не прошло двое-трое суток. Я собрал батарею через час после нанесения покрытия. Нужно отметить, что получилось вполне приемлемо, с прежним радиатором не сравнить. И снова я подумал о том, как хорошо бы смотрелась сетка на переднем экране, выкрашенная в другой цвет. Ну что ж, впредь буду умнее.

Устанавливаем крышку на обновлённый радиатор отопления

И вот что получилось в итоге

И вот что получилось в итоге

Заключительное слово

Обновлённый радиатор ни в какое сравнение не идёт с тем, что было раньше. Ведь даже если бы я его разрисовал всеми цветами, не выполнив этих работ, ничего толкового из него бы не вышло. Ну а по времени вся работа заняла не более трёх часов, плюс час на просушку. И я совершенно уверен, что этот вариант намного лучше, чем приобретение и установка новых батарей. При этом, ещё неизвестно, какова будет их теплоотдача. В своих же радиаторах я уверен, проверено временем. К тому же, я не понимаю ценовой политики производителей приборов отопления, откуда берутся такие цифры? Конечно, это моё сугубо индивидуальное мнение и оно не обязательно совпадёт с другими. Но я уверен, что многие его полностью разделяют.

Старые радиаторы отопления не обязательно должны быть бельмом в комнате — их можно превратить в полезные и красивые элементы интерьера


Ели ваше жилье – не городская квартира, а старый частный дом, то все еще больше усугубляется. Жизнь в старом доме сопряжена со множеством проблем. Планировка может быть далека от совершенства из-за неудобных закоулков и тесноты. Проводка часто нуждается в замене, в шкафах не хватает места, а система отопления давно устарела. В старых домах для обогрева часто используются бойлерные и радиаторные системы, в которых пар по системе труб поступает для передачи тепла в батареи.

В основном распространены надежные, но не очень изящные чугунные радиаторы. Их в старом жилье обычно устанавливали под окнами, и они красуются там до сих пор. Чугунные чудовища занимают довольно много места, простираясь иногда на полстены. Эти тяжелые батареи нельзя самостоятельно снять и заменить, делая косметический ремонт. Но не все потеряно, и выход есть. Почему бы не попробовать совместить старый радиатор с новым интерьером? Обшарпанный радиатор не должен портить вид в комнате. Вы можете превратить его в привлекательную и полезную деталь обстановки.


Как обновить старый радиатор


Чугунные радиаторы начали использовать в 1860-х годах. Они имеют форму гармошки, которая хорошо сохраняет тепло в помещении в зимнее время. Нагреваемая бойлером или из центральной системы отопления вода поступает по трубам в радиаторы, хорошо отапливая помещение.

Старый радиатор может выглядеть как настоящее чудовище на фоне остальной обстановки в комнате. После тех десятилетий, которые он провел под вашим окном, краска на его ребрах давно облупилась, и проступила безобразная ржавчина. Самое простое решение обновить радиатор и внедрить в дизайн – это просто-напросто покрасить его в тон ваших стен и общего цветового фона комнаты. Как подсказывает опыт и свидетельства мастеров, покраска радиатора достаточно проста и занимает около двух часов.


slobo / E+ / Getty Images

Сначала купим необходимые материалы.


В дополнение к краске, которую вы хотите использовать, вам понадобятся чистящие средства, шлифовальная машинка и грунтовка для радиатора. Было бы неплохо приобрести малярную ленту и пару листов картона, чтобы защитить стену вокруг радиатора от попадания краски.


Сначала вам нужно тщательно очистить радиатор, так как накопившаяся пыль и грязь препятствуют теплоотдаче.

  • Сначала удалите пыль при помощи пылесоса с подходящей насадкой, доставая все уголки между пластинами радиатора.
  • Постелите под него ткань или пленку.
  • В ведро теплой воды добавьте любое моющее средство – подойдет даже жидкость для мытья посуды.
  • Возьмите щетку на длинной ручке или сделайте самодельную чистилку, намотав на палку тряпку и закрепив ее прочной лентой.


Jakub Ustrzycki (Shutterstock)

  • Прочистите радиатор, в конце протрите сухой тряпкой, чтобы не допустить появления ржавчины.


  • Затем нужно отшлифовать все шероховатые и неровные участки.
  • Теперь все готово к грунтовке. Если вы имеете дело со ржавым радиатором, обязательно используйте антикоррозийную грунтовку.
  • После полного высыхания грунтовки можно наносить первый слой цветной краски. Чтобы все получилось как можно более ровно и красиво, нужно красить радиатор поэтапно – сначала прокрасить с краев, затем переходить к лицевой стороне батареи. В итоге ваш радиатор должен идеально вписаться в окружающий дизайн и гармонировать с тоном стен и пола.

Как превратить радиатор в полку


Радиатор можно сделать функциональным приспособлением, а не довольствоваться им лишь в качестве источника тепла. Если положить на него сверху тонкую плиту из мрамора, камня или кварца, то получится прекрасная полка.

Этот вариант лучше использовать в теплые месяцы, когда радиатор не заполнен водой и не нагревается. В холодные месяцы полностью снимите плиту с батареи – и нагревательный прибор снова в действии. Или удалите с полки декоративные элементы, если таковые присутствовали, и оставьте ее для сушки перчаток и носков зимой. Также можно установить круглогодичную полку, только закрепить ее нужно на пару сантиметров выше радиатора.


Используйте радиатор в качестве мебели


Один из самых привлекательных способов задекорировать радиатор – спрятать его за функциональным и выступающим в качестве предмета мебели экраном.

Простые в сборке экраны радиаторов бывают различных форм и размеров. Они имеют передние планки или металлическую решетку, которые скрывают змеевики, но пропускают тепло. Радиаторная решетка выглядит как очень простой шкаф или футляр, закрывающий батарею.


Легким движением руки радиаторная решетка превращается в удобную полку. Если сверху на экран положить доску, то можно использовать полочку для размещения фоторамок или картин. Полка может стать цветочной, где будут стоять горшки с растениями (особенно такими, которые любят тепло и влагу), или книжной. Можете использовать радиатор в качестве туалетного столика, поставив зеркало и разложив косметику. В зависимости от размера и внешнего вида решетка радиатора красиво впишется в интерьер и даже украсит комнату, а сам старый радиатор будет скрыт.

Если вы из тех людей, которые любят смастерить что-то своими руками, то можете попробовать изготовить решетку самостоятельно.

Все, что потребуется, это дерево или фанера, отделочные материалы, металлическая решетка, ножки, гвозди и соответствующие инструменты. Звучит внушительно, но, по сути, вы сооружаете всего лишь простую коробку вокруг радиатора. Возможно, вам понадобится циркулярная пила, но если вы знаете размеры, то строительный магазин сможет распилить для вас заготовки. Все, что вам останется сделать, это собрать все части воедино.











При желании вы можете проявить еще больше творческой фантазии, чтобы превратить старый и скучный радиатор в полезную мебель. Обогреватель, который расположен низко, но занимает значительное пространство на стене, можно преобразовать в низкую скамейку, сделанную из обработанных деревянных досок и реек.

Высокий радиатор на кухне можно превратить в дополнительную рабочую зону и увеличить рабочее пространство. В дополнение к обычной крышке радиатора укрепите сверху подходящие столешницы, и у вас на кухне освободится место для готовки.


Только имейте в виду, что дерево, размещенное поверх радиаторов отопления, может потрескаться и покоробиться при изменениях температуры.

Поэтому нужно убедиться, что дерево соответствующим образом обработано и способно выдерживать тепло от батареи.

Декор можно сделать по-настоящему стильным и винтажным. Если вы возьмете антикварный деревянный стол, распилите и прикрепите часть к стене над обогревателем, то у вас появится дополнительное место для обеда, когда обогреватель не используется, и дополнительная полка, когда включат отопление. Помимо всего прочего, из старого радиатора может получиться отличная и теплая лежанка для вашего любимого кота.



Как известно испокон веков: чугун относится к материалам, способным длительное время поддерживать заданную температуру. Именно по этому наши отцы и деды изготавливали ванны и радиаторы для отопления из чугуна.

На сегодняшний день в любом строительном магазине широко представлены самые различные радиаторы, но, к сожалению, чугунных вы днем с огнем не сыщите. У современных радиаторов есть одно существенное преимущество: они не подвергаются коррозийному процессу (иными словами не ржавеют) по сколько основным материалом для их изготовления является алюминий. Но при этом присущ и немаловажный недостаток: все получаемое тепло от проходящей воды они мгновенно отдают. По этому при малейшем падении температуры в системе вы сразу это почувствуете на себе.

К тому же стоимость стандартной десяти секционной батареи составит от 50 до 150 у.е.

Таким образом, если вы не располагаете лишней сотней и цените тепло в доме да к тому же у вас есть старые чугунные радиаторы – придется немного потрудиться.

Что делать при износе межсекционных прокладок радиаторов

Прокладки – слабое место в секционных батареях. Их задача – предотвращать вытекание теплоносителя из радиатора. Чаще всего стоят паронитовые прокладки, но в старых моделях – резиновые, иногда для герметичности стыки подмотывают паклей с краской. Когда материал изнашивается, появляются некрасивые ржавые потеки, из батареи может начать капать. Это не повод выбрасывать прибор отопления, ведь можно просто заменить прокладки. Для этого понадобятся силы, время, терпение и умение обращаться с инструментами. Финансовые затраты минимальны.

Подготовительная работа – очистка внутренних каналов

За годы работы батарей в них накопилось огромное количество грязи. Она попадает во внутренние каналы вместе с водой и налипает на стенки. Образовавшиеся наросты ухудшают теплоотдачу отопительных приборов. Поэтому реставрационные работы начинают с промывки радиаторов. Батареи снимают, переносят в ванну или на улицу и тщательно промывают из шланга, подключенного к водопроводному крану. Если процедуру проводят в ванне, то нужно обязательно поставить решетку на слив. Будьте готовы к пугающему открытию: каналы превращаются в настоящую мусорку.

Как правильно разобрать старый чугунный радиатор

После очистки внутренних каналов батарею разбирают. Для этого понадобятся:

  • верстак или доски для оборудования рабочего места;
  • радиаторный ключ и сантехнический №2 или 3;
  • молоток и зубило;
  • паяльная лампа;
  • щетка с металлической щетиной.

Батарею кладут на верстак или доски и прогревают стыки между секциями паяльной лампой. За годы работы материалы соединений прикипают. Из-за нагрева в прокладках появляются микротрещины, благодаря чему стыки проще разобрать. С радиатора снимают заглушки и откручивают секции. Это нужно делать аккуратно и равномерно, понемногу откручивая гайки сверху и снизу, иначе чугун может лопнуть из-за перекосов. Иногда ниппели приходится выбивать с помощью молотка и зубила.

Замена прокладок и сборка отопительного прибора

Разобрав радиатор, поменяйте прокладки и соберите секции заново. Прокладки лучше заменить на паронитовые. Они прослужат дольше всего. Если же не получится их приобрести, воспользуйтесь сантехническим льном. Его наматывают на резьбу: на правую – по ходу часовой стрелки, на левую – против. В качестве дополнительной защиты от протечек используют специальные герметики. Если теплоноситель имеет химически агрессивный состав (например, используется антифриз), то придется выбрать устойчивый герметик, прокладки следует использовать только паронитовые. Собирают радиаторы в обратной последовательности, меняется лишь направление вращения ключа.


Самые распространенные неполадки и их признаки

Хотя чугун отлично переносит несовершенство теплоносителя центрального отопления, а батареи из него имеют достаточно широкие каналы, чтобы в них не скапливался мусор, проблемы могут возникнуть даже у них. И это при том, что этому металлу нет износа. Виновниками того, что лопнула чугунная батарея или в ее стенках появился свищ, могут быть следующие факторы:


Как добиться эстетичного внешнего вида старых батарей

Очистив батареи изнутри и заменив все изношенные прокладки, работу над обновлением функций можно считать завершенной. Пора заняться внешним видом, чтобы отопительные приборы хорошо вписывались в интерьер. Для этого их достаточно покрасить. При желании батареи декорируют самобытной росписью, изображениями в технике декупаж или просто закрывают специальными экранами. Но красить придется в любом случае. Важно правильно выбрать состав краски и соблюдать технологию нанесения.

Тонкости выбора радиаторных красок

К краскам для радиаторов предъявляют повышенные требования. Они должны быть устойчивыми к воздействию высоких температур, износостойкими, безопасными. Также важно, чтобы покрытие не снижало показатели теплопроводности. Производители предлагают такие составы:

Видео: как покрасить радиатор

Опишите свой вопрос максимально подробно и наш эксперт ответит на него

У меня в квартире было центральное отопление. Зимой ужасно грели батареи, постоянно холодные. Решил установить автономное отопление. Обошелся бюджетным вариантом. Купил только котел, двухконтурный Бош, и несколько метров стальных труб. Батареи оставил старые, чугунные. Естественно перед установкой всю старую систему разобрал, почистил старые батареи. Краску снимал строительным феном. Секции не разбирал, они нормально были соединены. Внутри промыл батареи и прочистил стальной проволокой. Установил на место, соединим с трубами и поставил краны Маевского для того, чтобы развоздушивать батареи при необходимости и сливать лишнюю воду при большом давлении. Чугунные батареи дольше держат тепло, чем металлические или алюминиевые. Эстетический вид тоже привел в порядок. Покрасил акриловой краской на водной основе для радиаторов. Никакого запаха у краски нет. Она на водной основе и быстро сохнет. В труднодоступных местах использовал кисть загнутую, типа ложки. Со временем можно перекрасить по новой тонким слоем, так как любая краска после нагрева батарей желтеет. Для более привлекательного эстетического вида поставил сверху декоративные решетки. Смотрится нормально, тепло и бюджетно.

Как известно испокон веков: чугун относится к материалам, способным длительное время поддерживать заданную температуру. Именно по этому наши отцы и деды изготавливали ванны и радиаторы для отопления из чугуна.

На сегодняшний день в любом строительном магазине широко представлены самые различные радиаторы, но, к сожалению, чугунных вы днем с огнем не сыщите. У современных радиаторов есть одно существенное преимущество: они не подвергаются коррозийному процессу (иными словами не ржавеют) по сколько основным материалом для их изготовления является алюминий. Но при этом присущ и немаловажный недостаток: все получаемое тепло от проходящей воды они мгновенно отдают. По этому при малейшем падении температуры в системе вы сразу это почувствуете на себе.

Советы профессионалов

Несколько советов помогут провести эффективный ремонт:

  1. После ремонта радиатор придется красить. Если он скрыт за декоративным экраном, желательно выбрать темную краску. Чугунная батарея лучше будет отдавать тепло.
  2. Кронштейны для подвешивания располагают так, чтобы зазор между радиатором и подоконником составлял 10 см, а полом – 12-15 см.
  3. Для отражения тепла стену за чугунной батареей заклеивают фольгированным материалом.

Эффективность отопления зависит от количества секций на каждом радиаторе. Здесь нужны грамотные расчеты, выполнить которые помогут опытные специалисты.

Способы восстановления чугунных радиаторов

В квартирах советской постройки старые чугунные радиаторы служат уже как минимум 30 лет. За это время на них наносилось несколько слов эмалевой краски. Открою вам секрет: с каждой покраской поверх старого слоя вы снижаете коэффициент теплопроводности как минимум на 10%. По этому восстановление чугунных радиаторов – это процесс, направленный не только на придание им эстетичного вида, но и возвращение былой мощи.

Существует два способа восстановления старых чугунных радиаторов:

  • поверхностный (снятие всех слоев краски),
  • и капитальный (снятие краски плюс удаление коррозии из самой батареи).

Старинные чугунные радиаторы – поверхностный способ восстановления

Как вы уже поняли – это простой способ, не требующий вызова сантехника, т.к. нет необходимости отсоединения батареи от системы отопления. Все что вам понадобится для его реализации: растворитель для эмалевых красок типа ПФ-115, кисточка для краски и перчатки.

Помните: задача растворителей данного типа – разъедать старую краску. И все они благополучно с ней справляются. По этому не стоит гнаться за ценой.

Поскольку работа будет проводиться в помещении – настоятельно рекомендуем вам плотно закрыть дверь в комнату для предотвращения распространения запаха растворителя по всему жилищу и обзавестись промышленно-бытовым респиратором для собственной защиты от испарений. Не забудьте открыть окно для притока воздуха, в противном случае даже респиратор вас не спасет.

Покраска

Итак, мы выбрали термостойкую краску, провели всю предварительную работу и наконец-то добрались до главного – покраске. Руководствуемся правилами:

  • лучше два тонких слоя, чем один толстый,
  • второй слой накладывается после полного высыхания первого. А первый – после высыхания грунтовки, если таковая требуется по технологии.

Красят радиатор отопления

Используем валик или кисточку. Для труднодоступных участков отлично подойдет узкая кисть с загнутой ручкой. Красим по очереди каждую секцию сверху вниз вначале там, где трудно достать, потом боковину снаружи. Краска (как, впрочем, и грунтовка) может быть в аэрозольных баллончиках, что упрощает дело.

Когда иное не прописано в инструкции, краску наносят на холодную поверхность!

Следовательно, такую работу лучше проводить при отключенном отоплении. Конечно, при наличии технической возможности можно временно выключить подачу на отдельную батарею или отопительный стояк, но ремонт в любом случае рациональнее делать в теплое время года.

Старинные чугунные радиаторы – капитальный способ восстановления

Этот способ немного сложнее предыдущего, но результат будет более эффективным, так как мы еще и промоем батарею от старой ржавчины.

Очистку поверхности от старой краски проводим по вышеописанному методу.

Пожалуй, все. Теперь ставим чугунный радиатор на свое место и можно приступать к покраске.

Способы ремонта батареи в зависимости от типа неисправности

Если бинт не подходит для срочного ремонта, то можно вырезать небольшой кусок плотной резины и затянуть его на месте протечки.

Хомут – это металлическое кольцо с герметизирующими пластинами, крепящимися с помощью двух болтов. Далее мы подробнее рассмотрим этот способ ремонта.

Это герметизирующий состав, напоминающий пластилин. Технология применения проста: сварку разминают до однородной массы и приклеивают к месту повреждения. Холодная сварка хорошо переносит высокие температуры, поэтому подходит для устранения небольших протечек.

Время использования чугунных радиаторов отопления настолько длительное, что жильцы считают, что так и должно быть, поэтому при появлении утечки или свища в стенке устройства, бросаются в панику, не понимая, что им предпринять. Особенно неприятен тот факт, если неисправность возникла в момент заморозков. Но в межсезонье нельзя оставлять равнодушно относиться к отопительным элементам. Обычно профилактические работы, выполняемыми мастерами теплосети, позволяют обнаружить наличие грязи или утечек в устройстве. Специалисты подготовили для вас простые варианты устранения утечки в чугунной батарее отопления.

Ремонт чугунного радиатора отопления своими руками

Конструкция чугунных радиаторов

Данный тип отопительных устройств состоит из отделений. Старые модели сегодня производятся в форме гармошек, а вот новые отличаются плоской внешней панелью, позволяющей получить равномерный прогрев всей площади. При работе оборудование применяется два вида теплоотдачи:

  • излучение составляет 30% тепла. Оно не просто греет воздушные потоки, а передает тепло ближайшим предметам, обеспечивая помещение качественным прогревом;
  • конвекция, выполняемая батареей отопления, снабжает комнату постоянными воздушными массами и составляет 75% отдачи тепла.

Конструкция чугунной батареи, несмотря на внешние изменения, осталась такой же. Она состоит из:

  • заглушек,
  • запорных устройств,
  • пробок,
  • сердечника и терморегулятора,
  • контрагаек,
  • ниппелей и прокладок.

Даже если чугун отличается высокой надежностью сред других материалов, у него все равно есть свой лимит. Обычно время эксплуатации чугунных радиаторов составляет 30 лет, при хорошем уходе и благоприятных условиях работы – до 100 лет. Зато элементы, соединяющие секции друг с другом, чаще подвергаются поломкам. При регулярных гидроударах они могут расшататься или деформироваться. Наблюдается течь между ячейками чугунной батареи, которая, если не устранить в срок, может быть серьезной причиной аварии или угрозы для здоровья и жизни человека. Чтобы этого не случилось, необходимо проверить состояние чугунных радиаторов после завершения сезона отопления. При этом можно выявить совершенно разные неполадки в системе отопления.

Ремонт чугунного радиатора отопления своими руками

Частные неисправности и их признаки

  • все знают большие габариты и массу чугунных радиаторов. Если при установке конструкции были применены хрупкие кронштейны или их было мало, то со временем установка может просесть или наклониться. Даже маленькие отклонения на пару миллиметров уменьшит продуктивность работы оборудования. А если перекосом ничего не делать, то через несколько нет в зоне отсутствия теплоносителя, образуется коррозия. Сначала это будет маленькое коричневое пятно, которое будет расти с каждым сезоном отопления, пока на его месте не появится свищ. Долгим сроком службы обладают как старые, так и новые модели чугунных радиаторов, но при условии, что они установлены в контур многоквартирного здания не выше 6 этажей. Если теплосеть надежная и нет сильных гидроударов, то их можно монтировать в девятиэтажных зданиях. Иначе под сильным напором воды чугунная батарея может течь на стыках креплений отделений. Если в момент сезона отопления потекла батарея, нужно предварительно знать, чем ее заделать. Сегодня существует огромное количество герметиков, которые помогут оборудованию дотерпеть до теплых дней;
  • внутренняя конструкция отечественных батарей такова, что чугун, из которого они сделаны, обладает шероховатостями, которых нет в зарубежных аналогах. Поэтому на стенках со временем скапливается много грязи, которой наполнена вода в теплосети. Известь, ржавчина, частицы металла – все это оседает на поверхности и делает канал узким настолько, что он не пропускает теплоноситель под сильным напором. Конструкция может разорваться, и тогда придется срочно решать проблему;
  • прокладки и резьба ниппелей – слабое место отопительных устройств. Если чугун лишен срока эксплуатации, то детали батареи не могут порадовать вас такой надежностью. Чтобы не доводить ситуацию до ремонта чугунного радиатора отопления своими руками, зоны стыков нужно проверять после каждого сезона отопления и регулярно менять прокладки.

На практике показано, что проблемы с системой отопления возникают тогда, когда нужно делать ремонт. Чтобы заранее знать обо всех неполадках, необходимо прислушиваться к звоночкам, указывающим на присутствие дефектов.

Первые признаки поломки

  • комнаты стали прохладными. Попробуйте опросить соседей и узнать, тепло ли у них в квартире. Если у них все хорошо, значит, проблема у вас. Причиной может стать загрязнение оборудования, перекос или наличие свищей. В первом случае достаточно промыть батареи, во втором – зафиксировать или выполнить замену кронштейнов и проверить грамотность монтажа строительной линейкой. В третьем – ремонт радиаторов;
  • если на поверхности батареи возник странный налет, то причина в износе прокладок. Необходимо отключить систему, снять батареи и поставить новые;
  • утечка видна сразу. Если она маленькая, то можно использовать хомут или холодную сварку, иначе придется менять оборудование.

Ремонт чугунного радиатора отопления своими руками

Даже маленькие, едва заметные дефекты могут перевоплотиться в большую и серьезную проблему, если вовремя не устранить их. Временные хомуты и заплатки не помогут. Только профессиональные специалисты сделают диагностику, выявят надежность и плотность отопительного контура и его деталей, а также выполнят квалифицированный ремонт.

Устранение свища

Любая поломка возникает из-за причины. Свищ на трубах обогревательной системы или на радиаторе не является исключением. Если на деталях теплосети возникло маленькое пятно коричневого цвета, то не думайте, что это просто слезает краска. Это начало необратимого процесса. Но если вы знаете, как убрать свищ в чугунной батарее, то сможете предотвратить разрушение и продлить ее срок использования.

Причины возникновения коррозии:

  • учитывая постоянное увеличение стоимости коммунальных услуг, некоторые ради экономии электричества подсоединяют нулевой кабель к отопительному контуру. Токи движутся по трубам методом теплоносителя и провоцируют возникновение коррозии. Спасти данную ситуацию может только соответствующая служба, которая найдет нарушителя и сделает ремонт;
  • высокий уровень кислотности воды наносит вред даже устойчивому к коррозии чугуну;
  • прошел срок эксплуатации батарей, или отложения на их стенах нанесли вред металлу. Даже маленький свищ или трещина под влиянием напора воды поспособствует тому, что батарея разорвется, и из нее потечет горячая вода. Если чуть-чуть батарея капает, то можно использовать хомут. Если бежит данным ручейком, лучше применить двухсторонний зажим.

Ремонт чугунного радиатора отопления своими руками

Если теплоноситель порвал место, где присутствует свищ, то появляется вопрос, можно ли заварить батарею? Обычно срочной помощью является холодная сварка. Но даже если она восстановила герметичность, нужно вызвать мастеров из теплосети, чтобы они проверили состояние отопительного оборудования.

Ремонт чугунных батарей можно сделать самостоятельно с помощью инструментов и нужных материалов, но при условии обнаружении некритичных поломок. Холодная сварка является легким и быстрым способом восстановить отопительный прибор, но даже он не даст гарантию, что в будущем ничего ужасного не произойдет. Чтобы удостовериться, что отопительное устройство и все его детали будут служить долгое время и не нанесут вреда людям, необходимо или полностью заменить отремонтированный прибор после завершения холодного сезона, или вызвать мастеров, чтобы они проверили его стабильную и надежную работу.

YouTube responded with an error: The request cannot be completed because you have exceeded your quota.

Читайте также: