Торбаса своими руками

Обновлено: 05.07.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Якутский национальный костюм. Торбаса - унты

Статья больше про обувь - торбаса.
Анекдот оттуда:
Якутский делегат прилетел в Москву, чтобы спросить у Горбачева, когда коммунизм наступит? Горбачев ему показывает из окна: "Видишь, тут стоит моя "Волга", "Волга" Лукьянова и "Волга" Лигачева. Вот когда будет рядом стоять твоя "Волга", тогда, считай, и наступит коммунизм.
Вернулся путешественник обратно на родину. Его жена расспрашивает, что он узнал про коммунизм.
- Узнал. Вот видишь, стоят мои унты, твои унты и еще унты. Вот когда рядом будут стоять унты Горбачева, тогда, считай, и будет коммунизм.

Гуляя по Улан-Удэ в преддверии Нового года, повсюду видела людей в симпатичных меховых сапогах. Унты носят и мужчины, и женщины разных возрастов. У бабушки моего мужа, которая живёт в столице Бурятии, тоже есть такие.

Были унты и у Алексея, но в прошлый приезд мы их продали, так как большую часть времени живём в Петербурге, а там в них нет необходимости, да и невозможно было бы ходить в меховой обуви по нашей грязи :) А просто так хранить унты в антресолях нельзя, так как это обувь из натуральных материалов, и ей нужен постоянный уход и проветривание.

Из чего делают унты

Раньше настоящие унты изготавливали из меха вручную. А сейчас, в 21 веке, их делают. тоже из меха и тоже вручную! Это непростое ремесло со многими нюансами, от которых зависит качество, долговечность обуви и уровень её защиты от холодов.

Унты шьют из камусов — жёсткой шкуры нижней части ног животных из семейства Оленевых, отличающейся особой износостойкостью. Это может быть мех лосей или косуль, но, как правило, чаще используют шерсть северных оленей, потому что у неё особая, трубчатая структура волоса, которая лучше защищает от холодного воздуха.

Как делают унты

Чтобы сохранялось тепло, внутри унтов должна быть шерсть (70-100%), чаще это овчина . Завершает работу мастер-сапожник, который создаёт толстую подошву из нескольких слоёв войлока и резины. Иногда один очень опытный мастер выполняет все эти этапы сам, иногда труд разделяют. Готовое изделие рассчитано на 30-50-градусные морозы.

Сколько стоят унты

В одном из магазинов в Улан-Удэ мы посмотрели унты поближе. Стоимость за обувь из меха северных оленей — примерно от 25 до 30 тысяч рублей. Те, которые пониже (полусапоги), стоят дешевле (12-16 тысяч). А вот унты из лося обойдутся дороже — в 30-35 тысяч.

Коряки испокон веков проживали на территории Камчатского полуострова. Кочевые тундровые племена занимались крупнотабунным оленеводством, оседлые береговые поселенцы охотились и рыбачили, собирали ягоды и коренья, выходили в море на зверобойный промысел.

Картинки костюм коряков

Для коряков олени и добытые на охоте дикие пушные звери были не только пищей, но и служили материалом покрытия яранг, для пошива одежды и обуви. Шитьем и вышивкой занимались женщины, а мужчины изготавливали моржовые украшения, вырезали фигурки из кости, занимались обработкой металла, дерева, камня. Именно эти элементы служат идеей для народного костюма коряков.

Виды традиционных костюмов коряков

Для проживания в суровых условиях коряки имели зимний и летний вариант одежды. Крой всех костюмов был глухим, надевались они через голову. В холодное время года оленеводов и охотников согревал двойной слой, в теплое – одинарный. Исходным материалом для шитья была шкура оленя. Все детали выполнялись из меха или ровдуги (замши из оленьей шкуры). Оседлые прибрежные жители использовали, кроме оленьей, еще и шкуры морских обитателей.

Мужской костюм чавчувена (коряка-оленевода) состоял из следующих частей:

  • кухлянка – длиннополая рубашка (пальто) с нагрудником и капюшоном;
  • конайты — штаны;
  • малахай – головной убор;
  • торбаса – меховая или ровдужная обувь;
  • камлейка – широкая рубашка из ровдуги или ткани;
  • лилит – рукавицы.

Женский наряд подобен мужскому:

  • комбинезон;
  • кухлянка или гагагля (длинная рубаха с внутренним слоем меха);
  • торбаса;
  • лилит.

Как выглядит национальный костюм?

Зимний и летний национальные костюмы схожи между собой кроем, элементами декора, но есть из различия. Для холодного времени года одежда изготавливалась из шкуры оленя, дополнялась деталями из шкур пушных зверей. Летний наряд шился в основном из тканей, в украшении традиционно использовалась бахрома, вышивка бисером и бусины.

Национальный костюм состоял из камлейки (меховой рубахи из оленя), кухлянки, торбасов. Мужчины носили штаны, а женщины – комбинезон со штанинами до колена.

Одежда

Коряки танцуют

Мужская камлейка надевалась поверх кухлянки, она защищала от осадков и непогоды. Камлейка могла быть не только меховой, но и ровдужной или тканой. Последнюю носили летом. От дождя хорошо защищала верхняя одежда, которую предварительно прокоптили и подвергли обработке мочой.

Оленья шкура или камус (мех с голени животного) служили для пошива верхних штанов, а ровдуга или кожа от старого покрытия яранги годилась для нижних или летних. Для прибрежных коряков материалом для брюк были тюленьи шкуры. В них охотники отправлялись на промысел. Зимой мужчины и женщины прятали руки в рукавицах (лилит), состоящих из одного или двух слоев меха или оленьего камуса.

Важно! Мужчины под меховую одежду не надевали ничего, только некоторые прибрежные жители носили тканевые рубашки, купленные у русских переселенцев.

Женщины в непростых погодных условиях Камчатки носили комбинезоны. Шились они длиной до колена из тонких шкур молодых животных. Летний вариант изготавливался из шкуры или ровдуги, хорошо продымленной для защиты от осадков и насекомых. На комбинезон сверху надевали кухлянку – из одного или двух слоев — по типу мужской. В остальное время носили длинную гагаглю с мехом, повернутым внутрь.

Обувь коряков

Национальная обувь коряков – торбаса. Варианты мужской обуви для зимы и лета шились одинаково, различались лишь длиной – до колена или до щиколотки – и материалом для пошива. Особенности изготовления торбаса:

  • для теплых торбасов брали вывернутый камус;
  • на летнюю обувь шла шкура тюленя, нерпы, собаки, ровдуга или непромокаемая продымленная шкура оленя, на которой ворс был удален;
  • подошва вырезалась из шкуры лахтака, моржовая кожи, оленьих щеток (длинношерстной оленьей шкуры над копытом животного);
  • женская обувь выполнялась из тех же материалов, имела такой же крой, но дополнительно украшалась аппликациями из собачьей кожи белого цвета.

Головные уборы

Коряки-девушки

Женщины обычно оставляли голову непокрытой, если погода позволяла. В холод задействовали капюшон как головной убор, а жены кочевников в тундре при перегонах скота пользовались мужскими малахаями. Женщины, проживающие оседло, у русского населения заимствовали в свой гардероб платок.

Что носят дети?

Национальный костюм коряков для ребенка

Маленького ребенка одевали в комбинезон с капюшоном. Пока он не умел ходить, рукава и штанины оставались зашитыми, а в комбинезон помещали слой одного из видов мха, который служил подгузником и обладал антисептическим действием. Подросшее дитя передвигалось в обуви, пришитой к штанинам комбинезона.

Детская одежда, аналогично взрослым нарядам, в разное время года, была одинарная или двойная. К 5–6 годам ребенка начинали одевать по гендерному признаку: мальчиков в мужские костюмы, девочек – в женские.

Украшения народного костюма

Коряки играют на инструментах

Мех собаки, лисицы, росомахи, волка коряки нашивали на кухлянку или камлейку в качестве опушки, что не только значительно ее утепляло, но прежде всего, служило декоративным обрамлением наряда.

Важно! Корякский зимний костюм имеет характерную особенность — узорчатую кайму на подоле — опуван, который делался из более темных оттенков оленьего меха и украшался орнаментами из бисера и бусин.

Передняя и спинная часть кухлянки, гагагли и камлейки также расшивались узорами, дополнялись тонкими ремешками в виде бахромы, бусинами, крашеными кусочками собачьей шерсти и меха нерпы. На праздник наряд всегда дополняли браслетами, серьгами, кулонами, подвесками из старого серебра и меди. И мужчины, и женщины имели украшения в виде повязки или ленты вокруг головы.

Погребальная одежда

Особо следует отметить одежду коряка, в которой он отправлялся в мир иной. Такой наряд шился несколько камчатских зим и все равно должна была остаться незаконченной, чтобы смерть обладателя не была преждевременной.

Похороны коряков

Подол на кухлянке и капюшон оставались без опушки, пока был жив хозяин. Обувь тоже не дошивалась: отсутствовала подошва. Все это доделать нужно было, пока умерший находился в жилище. Спать до погребения не разрешалось, а вот наскоро все сшить крупными кривыми стежками – так полагалось по обычаю — как раз самое время.

В погребальной одежде преобладали белые тона, шить ее можно было только из белого оленя. Черный цвет полагался только на платке вдовы. Мужчин обычно отправляли на погребальный костер в кухлянке, штанах, головном уборе, рукавицах и обуви. Женщин одевали также, кроме штанов.

Очень интересен и сложен декор подобных рубашек. Расшитая геометрическим орнаментом полоса и мех росомахи украшали подол кухлянки, капюшон, головной убор, рукава. Украшали одежду различными кистями, бахромой, кусочками собачьего меха. Внутренний слой кухлянки окрашивали красным цветом.

Обряжая умершего в последний путь, части костюма надевали необычным образом, например, головной убор мог сидеть на голове криво, а рукавицы – правая и левая – перепутаны местами и надеты на разные руки. В таком виде умерший отправлялся на погребальный костер, который сооружали из стланика кедра.

Одежда для национальных танцев

Коряки танцуют

На праздники коряки всегда надевали самую лучшую одежду, которая только была. Для танцев женщины облачались в камлейку с национальными орнаментами, головной убор в виде повязки, расшитый бисером, с длинными кистями, яркие сережки из бус, иногда до самых плеч, и обувь из оленьих камусов. Наряд мужчин был идентичен, только головные украшения более лаконичные, в виде расшитой бисером ленты.

Бумажная радуга ремёсел

Вырезаем национальный орнамент. Сделать это оказалось не просто!

Вырезаем национальный орнамент. Сделать это оказалось не просто! (фото 2)

Лицевая сторона куколок, а на самом деле - изнанка. Голову сделали из белой бумажной салфетки. Косы сплели из длинных бумажных полос, накрутили серёжки в тон нарядам и получились нарядные нанайские куколки.

Лицевая сторона куколок, а на самом деле - изнанка. Голову сделали из белой бумажной салфетки. Косы сплели из длинных бумажных полос, накрутили серёжки в тон нарядам и получились нарядные нанайские куколки. (фото 3)

Так они стоят, опираясь на перед халата. Оле очень понравилось мастерить куколок и она решила провести мастер-класс на кружке "Рукодельница", научить других девочек делать таких необычных и красивых куколок. Она расскажет, как они называются, почему так необычно выглядят. Вместе с ней мы решили найти ещё информацию о символическом значении нанайских узоров.

Так они стоят, опираясь на перед халата. Оле очень понравилось мастерить куколок и она решила провести мастер-класс на кружке

Вид с другой стороны. Кажется немудрёная работа, а времени ушло много. Сложно было вырезать узоры и бумажные волосы из полосочек дались нелегко. Из ниток, как есть на самом деле, было бы проще, но по условиям конкурса всё должно быть из бумаги, вот мы и старались!

Вид с другой стороны. Кажется немудрёная работа, а времени ушло много. Сложно было вырезать узоры и бумажные волосы из полосочек дались нелегко. Из ниток, как есть на самом деле, было бы проще, но по условиям конкурса всё должно быть из бумаги, вот мы и старались! (фото 5)

Вот такие нанайские красавицы получились у Оленьки.

Вот такие нанайские красавицы получились у Оленьки. (фото 6)

 Национальные узоры (фото 7)

Национальная одежда. (фото 8)

Екатерина Спасибо огромное за тёплые слова.

Молодец, Оля. Отлично справилась с заданием. Удачи тебе в конкурсе.

Наталья, спасибо за оценку нашей скромной работы! Обязательно передам пожелания Оле!

Какие красивые национальные узоры. Замечательные куколки. очень самобытные.

Светлана, спасибо! Приятно видеть вас в гостях.

Замечательная работа у тебя,Оленька. УДАЧИ ТЕБЕ.

Елена Ивановна, спасибо Вам! Все слова передам Оленьке! Я смотрела все работы Ваших деток, они замечательные! Удачи ВАМ и ребятишкам.

Спасибо! Рады, что они вам приглянулись.

Ирочка,поздравляю Ваших куколок с бронзой. Очень рада за Олечку.

Елена Ивановна, спасибо. Для нас эта бронза очень дорога! Много было работы в сентябре: планы, рабочие программы и т.д., поэтому мы так скромненько, грузила в последний момент. можно было ещё с кем-то поработать, просто не хватило времени! А у вас ВСЕ призовые места. Поздравляю, жаль, что не повезёте в Москву, для нас это вообще нереально, даже если бы и пригласили. мы ведь Дальневосточники!

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Автор: Степанчук Диана Рамисовна ,

ученица 7 класса

Петрова Анна Николаевна

Лапти как один из важнейших символов традиционного национального быта.

1.1 Из истории лаптя

1.2 Изготовление лаптей.

1.3. Изготовление сувенирных лаптей.

2.Торбоса – любимая обувь народов севера

2.2 Технология изготовление торбасов

Вместе с учителем и мамой мы стали искать информацию по этой теме. Оказалось, что история возникновения лаптей на Руси, их использование и изготовление – это вопрос, на который до сих пор нет полного и точного ответа. Не говоря уже и о торбосах. Тема моей работы: Лапти и торбаса как символ национального самосознания народов России.

Объект исследования : лапти, торбоса.

Предмет исследования: лапти и торбоса – обувь, а в нынешнее время - сувениры.

Гипотеза : Если лапти являются символом национального самосознания народов России, то торбаса - символом самосознания народов севера.

Цель работы: Исследование истории изготовления лаптей и торбасов как части национальной культуры народов России для воспитания уважительного отношения к прошлому своей страны.

Исходя из выбранной темы и цели работы. Перед собой поставила следующие задачи.

Задачи исследования:

Проанализировать литературу по теме исследования.

Собрать материал о лаптях и торбосах как об обуви народов России.

Изучить изготовление лаптей и торбасов.

Установить взаимосвязь между ними.

Сравнить чукотские и эскимосские торбоса.

Методы исследования: описание, сравнение, опрос, анализ.

Тип проекта: исследовательский, сравнительный.

Новизна исследования: В ходе изучения данной темы, мы узнали, часть культуры своего народа. Научились классифицировать полученные знания и применять их на практике, т.е. узнали технологию изготовления сувениров. Тем самым могу показать и рассказать сверстникам, какую обувь носили раньше, из чего изготавливали, а также сделать презенты для своих родственников и друзей, живущих в центральных районах нашей страны.

Этапы исследовательской работы: В ходе подготовки исследовательской работы мы проделали большую работу. Прежде всего, мы наметили, что же мы хотим получить в конце выполнения работы. Затем собрали материал и у местных жителей, своих родителей, в сети Интернет. Нашли различные варианты плетения лаптей. Узнали отличия чукотских и эскимосских торбасов. Так по крупице и подготовили нашу исследовательскую работу.

Слово обувь знакомо всем славянским языкам и в русской письменности известно по самым древним текстам. Оно обозначало самые разные типы изделий, надеваемых на ноги, и даже служило счетной единицей при перечислении обуви. Вторым по частоте употребления в старом русском языке было слово обутка или обуток. И прежде всего в северных местах.

В самовосприятии русские лапти – один из важнейших символов традиционного национального быта. Поэтому мы попытались как можно больше узнать из истории лаптя.

1.1 Из истории лаптя

Факты говорят о том, что в старорусский период по сравнению с более поздним временем в ходу было немного названий лаптей, что косвенно свидетельствует о меньшей значимости в тот период этой обуви, Аналогичный вывод на основе результатов археологических раскопок делают А. В. Арциховский и М. М. Громов. Лаптей найдено всего-то несколько штук, а вот кожаной обуви — тысячи и тысячи.

Чем же вызвана острая потребности в лаптях, скажем, в начале нашего столетия? Нуждой! Неравенство в крестьянской среде, обнищание русской деревни нарастали. Чуть беднее человек — не носить ему дорогой добротной обуви. А лапти плести — привычное дело для крестьянина. Вот и появлялись у него обутки из одного сырья — лыка. Самая дешевая обувь из рабочей превратилась в повседневную, а в центральных промышленных и черноземных областях — даже в праздничную и обрядовую. Специалисты вообще отмечают в XIX — начале XX в. значительное число разновидностей лаптей. Были известны липовики, шоптаники, ошеметки, востроносики, тупоносики, упаки.

Формы и приемы плетения лаптей вырабатывались веками. Кроме лаптей плели еще бахилы (ступни). Бахилы более изящны по форме. В старое время их надевали не каждый день, а по праздникам. Лапоть хорош для дальних походов. При холщовых онучах (длинных портянках). Обмотанных оборами (бечевками), при свежей ржаной соломе вместо стелек нога в лапте чувствует себя вольготно, не преет, - просит ходу. Богомольцы, совершая паломничество по святым местам. Ходили в лаптях за тысячу верст. Но, как свидетельствует история, лаптей надо было плести много. Так как их век недолог. По словам старожилов, их отцы на зиму плел по две пары на каждого члена семьи, летом бегали босиком. Академик Петербургской академии наук И. Лепёхин в конце XVIII века писал, что для изготовления одной пары лаптей требовалось два крупных и три-четыре мелких липовых ствола. В год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар лаптей. По расчётам историка Л. Милова, на семью в 4 человека иногда требовалось до 150 пар лаптей (на сумму около 1,5—2,5 руб.). Крестьяне шли на такие трудозатраты, так как необходимая денежная сумма на покупку кожаной обуви была слишком велика.

1.2 Изготовление лаптей

При работе над проектом мы узнали, что в разных областях плели различные лапти, исходя из местных условий (материала, который там рос). Были они и разной формы.

Старинные лапти плели с одной острой пяткой, а более поздние типы такой обуви - с двойной пяткой (по углам). В лаптях условно выделяют следующие участки: пятка, головка ("головяшка"), дол (дно, подошва), бочки (борта) и отверстия (петли) в бочках для продевания ремней-обор.

По технике плетения различают две основные группы лаптей: прямого и косого плетения. Встречался также смешанный тип, в котором сочеталось прямое и косое плетение.

Лапти прямого плетения (белорусский тип) начинали плести с носка (без колодки), располагал полоски лыка перпендикулярно друг другу. Боковые петли лыка надевали на деревянные палочки: через эти петли протягивали веревку (ремешок), чтобы стягивать верхний край лаптя по ноге. К лаптям прямого плетения относятся коверзни (русские северные губернии), крестовики (Смоленская губерния) и рачки - покосные лапти. Все они, называясь по-разному, имели одну общую форму с лаптями украинскими, белорусскими, прибалтийскими, западнославянскими и подобной обувью других народов. Это древнейший, широко распространенный тип лаптей. Лапти косого плетения изготовлялись на колодке, начинали плести их с пятки. Полоски лыка располагались друг к другу под углом (тупым или острым).

Новгородский берестяной лапоть косого плетения с высокой задинкой назывался "верзень". Такая разновидность лаптей бытовала еще в древние времена.

Этнографы считают, что берестяной лапоть с двумя петлями и оборами по бокам является разновидностью северного верзня. Однако конструктивно он ближе к мордовскому лаптю, хотя сделан грубее. Район распространения таких лаптей - Ярославская и Тверская губернии.

К лаптям косого плетения относят и пермяцкий лапоть, который близок к московскому (русскому) и отличается лишь конструкцией женского лаптя (пришивались берцы, т.е. опушки, из ткани, края которой стягивались шнурками).

Смешанный тип лаптей (татарские, чувашские, марийские) характеризуется тем, что у них подошва косого, а головка прямого плетения. Лапти такого типа встречались у русских в Нижегородской, Вятской, Пермской, Казанской и других губерниях. На территории Свердловской области преобладали лапти смешанного типа, большая часть которых завозилась из соседних губерний или севера Пермской губернии.

Таким образом, можно сказать, основной обувью в русской деревни были лапти.

Материалом для плетения лаптей служит лыко. Кое-где за неимением лыка плели из бересты. Но это довольно сложно, так как берестяное лыко имеет длину не более окружности дерева, с которого оно снято. А липовое лыко нарезается узкими полосками вдоль луба. Длина его равна длине деревца, с которого снято лыко.

За лыком ходили весной, когда тронется сок, до середины лета. Ободрать липку, чтобы она годилась на лыко для лаптей, надо с толком. Ствол срезается низко. Древесина липы мягкая. Если ножик был острым, то удалось слегка наклонить липку и срезать с одного-двух взмахов. Затем кочедыком или заточенным концом трехгранного напильника вспарывали луб от комля к вершине. На вершине вылущивали из луба лутошку и с сочным похрустыванием вынимают ее, лутошку, до самого комля. Лыко не сдирали частями, а именно вынимали из него лутошку, стараясь сохранить луб целиком. Когда вылущится комелек, получалось как бы два ствола: один беленький потоньше (лутошка), другой сохраняет вид липки, только что срезанной с корня. Лыко надо было скатывать в баранку вершинкой внутрь и связать. На пару лаптей требовалось не более трех стволов.

1.3 Изготовление сувенирных лаптей

Сейчас научиться плести лапти можно и без лыка, то есть пользуясь не натуральным лыком, а заменителем. Им может служить крафт-бумага. Добыть ее совсем не трудно. Из крафт-бумаги делают мешки для перевозки почты, сухофруктов, цемента. По прочности крафт-бумага, конечно, уступает лыку.

Учиться на заменителе лыка даже приятнее, чем на натуральном. Во-первых, добыть "сырье" можно в любое время года, во-вторых, нарезать полоски из бумаги проще, чем из лыка. Они получатся ровные, так как нарезаются по линейке, в-третьих, плести из бумажного лыка проще: не надо следить за тем, чтобы крепкий белый слой был повернут на лицевую сторону. Сплести лапоть достаточно трудно. Но руках умельца за вечер получался лапоть. Так и мы постарались, изучили технологию изготовления сувенирной продукции, у нас получились замечательные лапти. Лапти плели только в свободное время, после работы. Для настоящего плетухана (так называли умельца плести лапти) это было что-то вроде отдыха.

Из слов учителей нашей школы, допустим, на территории республики Марий Эл есть человек, который и сейчас плетет лапти - это Виталий Кудрявцев. Правда, уже только сувенирные продукции.

2.1 Изделия из кожи – торбоса

Самой многочисленной находкой после керамики на раскопках являются изделия из кожи. Среди них — обувь разнообразных моделей, в том числе и сапоги. Не только в городах, но и в деревнях почти все древнерусское население уже было обуто в кожу. Исходя из региона проживания и достатка материала, изготавливали различные сапоги и башмаки из кожи.

Этот вид обуви знаком нашему народу - торбаса (или торбаза). Это типичная чукотская очень удобная обувь. Не боятся эти меховые чулки ни мороза, ни пурги. Только вот сырости надо остерегаться, потому что она может повредить шкуру и мех.

2.2 Изготовление .

Торбаса – загадочные существа. Встретить их можно везде, где морозы, олени и тундра. Продолжительность жизни у них очень большая, они не боятся лютых морозов, но очень чувствительны к сырости, которая может повредить их красивую шкурку. Сам чулок изготавливают из камуса (шкура с ноги оленя, с нижней ее части) или из шкур нерпы обязательно мехом наружу. Для торбосов годится мех только с ног оленя, другой как обувь долго не служит, быстро вытирается. Причём лучше использовать зимний мех, он гуще и длиннее. Период носки и срок службы торбосов зависит от выделки камуса. По словам местных жителей (Забусовой Е.А.) сначала сушили шкуру, потом на неё чуть- чуть брызгали воду. Потом женщины выделывали шкуру. Мяли её пяткой, чтобы шкура стала мягче. После чего уже вырезали и шили.

Внутрь одевали меховые носки (чижи). Подошву шили из кожи лахтака (большого тюленя), чтобы не промокали. Шили и из камуса со стельками из травы. Траву периодически заменяли на новую сухую. Это в основном зимой, а собирали осень. По словам местных жителей, у нас в селе был дедушка-смотритель, который следил, чтобы дети не вытаптывали траву. А в определенный день все выходили рвать траву, а потом сушили. Летние варианты шили из нерпичьей кожи, предварительно соскоблив мех, или из старых покрытий яранги, продымленных за время проживания. В верхней части торбаса туго затягивали шнурком из подшейного волоса оленя. Нижние ремни скрещивали спереди, чтобы дольше не протерлись, из кожи лахтака.

По словам местных жителей (Схаугье Н.В.) в с. Кепервеем Билибинского района планируют запустить производство торбасов, а в селе Лорино Чукотского района изготавливают вручную. У нас в селе сейчас никто не шьют торбоса, но среди тех, кто шил вручную, осталась Вукванаут Валентина (1933 г.р.). В Анадыре ручную работу представляет Регина Гопало.

Затем шкуры мездрят – тщательно удаляют жировой слой и подкожные плёнки до тех пор, пока шкурки не станут эластичными.

Ханты и манси лучшим средством для дубления шкур считают отвар рыбьих внутренностей (чебака и язя), эскимосы – рыбий жир, народы Амура используют разжеванную рыбью икру. Они смазывают этим оленью шкуру, сворачивают мездровой стороной внутрь и оставляют на пару дней, чтобы отсырела – отмякла.

После дубления камусы расправляют и развешивают для просушки еще на сутки, закрепив на рамках. Потом сняв с рамок, обсыпают с обеих сторон древесными опилками, смоченными в скипидаре. Через десять часов шкуры тщательно вытряхивают от опилок, мнут и шлифуют мездру крупной наждачной бумагой. Правильно обработанные камусы после этого становятся мягкими, эластичными и приятными на ощупь.

Народы Чукотки и Камчатки по традиции предков по-прежнему используют обточенные каменные наконечники или металлические скребки, закреплённые в деревянную рукоятку. Женщины выделывают шкурки сидя, упирая специальную доску одним концом себе в живот, другим в землю. Для окончательной выделки шкуру ещё трут вдоль и поперёк о железную часть скребка.

Шитьё такой кожаной обуви – это исключительно ручная работа, на швейных машинах шьют только подклады, поэтому многое зависит от умения мастера.

У северных народов шитьём одежды (как и выделкой шкур) занимаются в основном женщины. На пошив одной пары унтов идут камусы двух-трёх взрослых животных, от того и высокая цена на эту обувь. На изготовление одной пары уходит не менее трёх дней, это без учёта времени на выделку шкур.

Камусы тщательно подбирают, чтобы левая обувь не отличалась от правого ни цветом, ни качеством ворса, который должен быть одного оттенка и одинаковой толщины. У камусов оленей широкий спектр окраски. Например, мех молодых животных - чаще с рыжеватым оттенком, а с возрастом он темнеет, приобретает тёмно-бурый и даже чёрный (элитный) цвет. Коричневый или бурый оттенок шкурки бывает у животных, обитавших в лесу, а серебряный мех только у полярного оленя. Мех мастер должен подобрать еще и по направлению ворса, если ворс направлен в разные стороны, обувь будет хуже сохранять тепло и может забиваться снег.

Когда камусы для пары обуви найдены, из них выкраивают заготовки, сшивают капроновыми или шелковыми нитками, предварительно для защиты от влаги смазанными (вощеными) пчелиным воском. Для подклада используют искусственный мех, натуральную овчину или войлочное сукно.

Подошву изготавливают из склеенного в несколько слоёв войлока (не менее двух сантиметров, чтоб удобно ходить и тепло стоять) или из войлока, комбинированного с резиной (она более износоустойчива и меньше боится влаги). Но для долгого пребывания на холоде лучше носить торбоса с подошвой из чистого войлока. Войлочная подошва равномерно распределяет нагрузку на стопу и уменьшает риск вывихов при ходьбе. Готовую обувь украшают бисером, вышивками или кусочками кожи.

Надо отметить, что чукотские и эскимосские торбаса отличаются пошивом. Подошвы у чукчей ровная, а у эскимосов - более выпуклая, сшита будто гармошкой. Также и материалом отличались. Если у эскимосов не было оленьей шкуры, то они использовали нерпичью. Также у чукотских на женских торбасах были скромные узоры. Например, из чёрных ниток в виде крестиков, а эскимосских женщин были более красивые, потому что у них были торговые отношения с жителями Аляски.

Женские и мужские торбоса отличаются друг от друга. Мужские обычно доходят не выше середины голени. Женские же высотой иногда доходят до колена, голенища скроены не из камуса. Такие унты больше похожи на ботинки с высокими голенищами из меха. Но все равно основой их являются торбаса .

Сейчас мы также торбаса можем увидеть в виде сувенирной продукции. У нас в селе таким мастером является Етылина С.С., она для изготовления изделий использует кожзаменители, также искусственную кожу, дерматин. Но предпочтение отдает натуральной коже.

Когда мы изучали эту тему, столкнулись многими удивительными для нас фактами и находками. Допустим, до сих пор сохранились у Етылиной С.С. маленькие торбоса. Они принадлежали ее дяде, Рахтыргину Трофиму. Такие маленькие торбоса сшили, когда ему было 2-3 года. Если был бы жив, то ему сейчас было бы 57 лет.

hello_html_42c41c0c.jpg

Таким образом, изучив материалы, пришли к следующему выводу. Лапти раньше были частью одежды народов России, а сейчас являются только частью сценических костюмов.

Со временем торбоса перестали быть просто необходимостью, северные мастера начали украшать их вышивками, бисером, кусочками камусов. Обувь стала частью национального колорита.

Конечно, современные торбаса мало похожи на настоящие. Чаще их называют унтами. Это самая теплая и удобная обувь, которую изобрели жители крайнего севера. Торбасы - это настоящие унты, которые делаются вручную, и способ изготовления которых совершенствовался долгими веками. Унты делаются из хорошо выделанного и продубленного оленьего камуса. Долгое время унты носили только в северных регионах, а жителей всей остальной России, стран СНГ, Америки и, уж тем более, Голливуда этот вид обуви совершенно не интересовал. Но дизайнеры, которым нужно регулярно придумывать интересные аксессуары, типы одежды и обуви, часто обращаются к национальным одеяниям разных народов мира. И вот, сибирские национальные костюмы привлекли внимание законодателей мира моды. Унты попали на подиум, а оттуда – в продажу.

Но со временем унты всё-таки покорили сердца модниц своими нетривиальными достоинствами: теплотой, удобством и оригинальностью, разнообразием моделей. В конце концов, это единственная обувь без каблука, которая делает ножки такими изящными.

Список источников и использованной литературы

3. РЕДИЧЕВ С..НЕ УЧАСЬ, И ЛАПТЯ НЕ СПЛЕТЕШЬ

Читайте также: