Решетка для чтения как сделать

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Этот приём традиционный: он используется очень давно и практически всеми. Этому способу работы с текстом мы учим детей с самого раннего школьного (а может быть, и дошкольного) возраста. Ученики самостоятельно читают текст. Учитель заранее дает задание: в каждом абзаце подчеркнуть простым карандашом основные факты, главные мысли.

После такого "чтения с карандашом" можно предложить детям подчеркнутую информацию выписать в тетради, сделав таким образом конспект статьи или параграфа, который затем можно использовать при подготовке к пересказу, ответам на вопросы или в другой работе.

Этот прием учит детей выделять главное, способствует осознанному чтению и лучшему запоминанию информации.

Приём второй. Инсерт

Это один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Суть приема заключается в следующем: учащиеся самостоятельно читают текст, маркируя его специальными значками. Вот общепринятые значки:

+ - это новая для меня информация.

- - это противоречит тому, что я знал.

? - это мне непонятно, требует объяснения, уточнения.

Однако не обязательно использовать именно такие маркеры с именно этим значением. Я иногда предлагаю ученикам маркировать текст так:

? - знаю, но не понимаю.

Значков не должно быть много: двух, трех или четырех вполне достаточно, иначе ученики запутаются, что чем помечать.

Разумеется, после маркировки текста, следует организовать дальнейшую работу с помеченной информацией: обсудить во время беседы, предложить заполнить таблицу и т.п.

Приём третий. Вопросы-навигаторы

Учитель заранее составляет к тексту вопросы, которые будут выполнять для учеников навигационную функцию при чтении текста. Вопросы надо записать на доске или на карточках. Ориентируясь на них, ученики будут знать, какую именно информацию им следует найти в тексте.

Найденные ответы дети подчеркивают простым карандашом и помечают на полях цифрами, соответствующими номерам вопросов. После прочтения текста необходимо обсудить с учащимися полученную информацию.

Приём четвёртый. Цветной текст

Маркированное чтение можно разнообразить и добавить в него красок. Лучше такую работу проводить с текстами, специально распечатанными для каждого ученика на отдельных листах, а не с теми, которые даны в учебниках. Ведь мы будем этот текст красить!

Для этой работы ученики должны иметь цветные карандаши или специальные выделители не более трех цветов, желательно светлых. Например, желтый, голубой, светло-зеленый. Кстати, если есть возможность читать на компьютерах (ноутбуках, планшетах), то можно использовать функцию "цвет выделения текста" в Ворде или в гугл-документах.

Учитель заранее продумывает задачи работы с текстом: какую именно информацию ученики должны найти в тексте. На уроке он озвучивает условия, например: желтым выделяем точные факты (названия, имена, количества, даты и проч.), голубым - действия, а зеленым - эмоции. (Это примерное задание, каждый учитель к разным текстам подбирает свои задачи). Кстати, не обязательно использовать 3 цвета. Иногда можно обойтись и двумя.

Затем такой "цветной" текст используется в дальнейшей работе при анализе его содержания.

Приём пятый. 3 - 2 - 1

Этот прием учит детей осмысливать прочитанную информацию и максимально сжимать ее. Ставим перед учениками задачу: при чтении найти и подчеркнуть в тексте:

а) 3 новых факта;

б) 2 интересных факта;

в) после чтения задать 1 вопрос, ответ на который вы не нашли в тексте, но хотели бы получить.

Презентация на тему: " сплошной Т ЕКСТ ТЕКСТ С КАРТИН - КА М И НАЙДИ МЕНЯ ЧТЕНИЕ НАОБОРОТ ТЕКСТ ВЕРТУШКА СОБЕРИ ТЕКСТ ТЕКСТ С НАЛО - ЖЕНИЕМ ЧТЕНИЕ С РЕШЁТКОЙ ЧТЕНИЕ С ПОЛОВИН-" — Транскрипт:

2 сплошной Т ЕКСТ ТЕКСТ С КАРТИН - КА М И НАЙДИ МЕНЯ ЧТЕНИЕ НАОБОРОТ ТЕКСТ ВЕРТУШКА СОБЕРИ ТЕКСТ ТЕКСТ С НАЛО - ЖЕНИЕМ ЧТЕНИЕ С РЕШЁТКОЙ ЧТЕНИЕ С ПОЛОВИН- КАМИ СЛОВ ВВЕРХ НОГАМИ ЗАШУМ- ЛЁННЫЙ ТЕКСТ ШТОРКА ПЕРЕМЕ- ШАННЫЕ БУКВЫ НЕТ ПОРЯДКА

3 Майский снег Снег идёт! Удивляются дети: "К нам зима Воротилась Опять?" Это просто На яблоне Ветер Хочет все лепестки Сосчитать. (В.Приходько)

4 НаполянувышлилосихаслосёнкомГордыйлось наблюдалзанимиКрасивыиумныэтизвери ГолодноихолодноимзимойПустокругомНилисто чка,нитравкиоднагорькаякораИвдругзапах сенаНаполянестоитбольшаякормушкаДобрые рукиегеряположилидушистоесеновкормушку Онхозяинвлесуизаботитсяодеревьяхптицахзвер ях. В.Карасёва ЛОСИ

6 БЕЛКА И ВОЛК БЛЕКА ПГЫРАЛА С ВТЕКИ НА ВТЕКУ И УЛАПА ПМРЯО НА СОГОННО ВЛОКА. ВЛОК ВКЧИСОЛ И ХЕТОЛ ЕЁ СЕЪТСЬ. БЛЕКА СЛАТА ПСОРТИЬ: – ПСУТИ МНЕЯ. ВЛОК СЗАКАЛ: – ХОШОРО, Я ПЩУУ ТБЕЯ, ТКОЬЛО ТЫ СЖАКИ МНЕ, ОГЕТЧО ВЫ, БЛЕКИ, ТАК ВСЕЛЕЫ. МНЕ ВГЕСДА СЧУНКО, А НА ВАС СТОМИРШЬ – ВЫ ТАМ ВРЕВХУ ВСЁ ИРАТЕГЕ И ПГАРЕТЫЕ. БЛЕКА САЗАКЛА: – ПТУСИ МНЕЯ ПЖЕДРЕ НА ДЕВРЕО, А ОТДУТА ТБЕЕ СЖАКУ, А ТО Я БСЮОЬ ТБЕЯ. ВЛОК ПСИТУЛ, А БЛЕКА УЛША НА ДЕВРЕО И ОТДУТА САЗАКЛА: – ТБЕЕ ОГТОТО СЧУНКО, ЧТО ЫТ ЗОЛ. ТБЕЕ ЗСОЛТЬ СДЕРЦЕ ЖЁЖТ. А МЫ ВЕЛЕСЫ ОГТОТО, ЧТО МЫ ДРОБЫ И НОМИКУ ЗЛА НЕ ДАЕЛЕМ. Л. Толстой

9 Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: "Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь - бывает и от мыши добро". Лев и мышь Л.Н. Толстой


Сегодня у меня информация для родителей (может быть, педагогов) старших дошкольников или младших школьников, чьи дети уже научились читать.

Поделюсь с вами упражнениями, которые я использую в работе по увеличению скорости чтения у ребят 6-8 лет.

За один раз отрабатываю упражнения одного текста. Когда ребенок освоится, можно перемешать упражнения разных текстов.

Время на отработку одного текста может уйти от 10 до 20 минут (всё зависит от уровня подготовки ребенка)










Делюсь с теми, кто заинтересовался, двумя текстами и упражнениями к ним.
Чтобы скачать - кликаем на картинку и "сохранить как"




















Может быть вариант такой: выбираете из десяти частей первое упражнение и отрабатываете только первое упражнение, потом только второе.

Эти упражнения не изменят скорость сами по себе, если нет другой работы. Эти упражнения позволят разнообразить ваши занятия.

Могу порекомендовать интересный сайт по скорочтению раздел Скорочтение для детей и школьников. Некоторые упражнения я сделала с помощью инструментов этого сайта.


33 комментария :


Наташа, какой классный тренажёр ты придумала! Как всегда очень оригинально и интересно! Спасибо!


Наталья, добрый день. А где можно заказать ваш сборник по скорости чтения. Спасибо вам большое


Очень интересные упражнения для чтения! Спасибо!


Наташа, отличная задумка! Спасибо! Нам крупно повезло - практически многое здесь, в том числе и это упражнение, подходит нам по возрасту))))


вот и отлично! играйте-читайте!

Наташа, упражнения отличные. Но у меня вопрос: как справляются с ними дети? мне кажется некоторые достаточно трудные.


я выше писала, что использую эти упражнения с детками 6-8 лет (со своими воспитанниками) они справляются. дело в том, что мы начинаем знакомство с текстом в обычном виде, а потом уже все остальные упражнения, к концу работы с текстом ребенок практически запоминает текст и ему уже выполнять задание помогает не только внимание, но и память. Еще - я эти упражнения использую в индивидуальной работе (в особо трудных моментах помогаю ребенку). Скорее всего сложно будет с первым текстом, когда ребенок будет знакомиться с необычными упражнениями, а дальше обязательно будет легче! Всё индивидуально! Возможно вашему ребенку нужно взять не все упражнения, а только те, к которым он сейчас готов.


Наташа, спасибо огромное! Я когда-то сама занималась на курсах скорочтения, некоторые методы оттуда показывала детям, но не думала, что есть упражнения для маленьких!
И спасибо за ссылочку на сайт скорочтения - очень интересно!


Мне тоже очень нравится эта тема, я сейчас активно собираю упражнения для своих ребят. Постараюсь еще поделиться.

Иногда мне кажется, что мы думаем одинаково. Развитие чтения - это мое все. :))) Я тоже делаю подобные упражнения. Вернее не себе, а пока младшему сыну. Но со следующего года. хочу работать со всей своей группой.
Упражнения кажутся сложными и не подходят деткам, которые только начинают читать. А вот когда уже все буквы знакомы. когда уже идет уверенное слоговое чтение и ПОНИМАНИЕ прочитанного, то такие упражнения нужны.
Мое мнение. что когда ребенок только учится читать, только начинает различать слоги - ему подойдут слоговые таблицы. По ним можно очень хорошо и интересно играть. Также можно тренироваться по табличкам Шульте.
Еще хочу сделать на будущий год прямо по Букварю дополнительные упражнения на расширение угла зрения. (сейчас к сожалению особо нет времени. готовлюсь к сессии :(( )

Спасибо, что делишься наработками :))

Кстати, показала графические самодиктанты своим первоклашкам - это хит. Нужно только задания посложнее будет сделать.


Ольга, я рада, что мои материалы оказываются полезны в вашей работе. Удачи! Сделаете диктанты сложнее - делитесь!


Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

кипящий-чайник

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного ФГОС. Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Перечень упражнений

сильный-мальчик-в-школе

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

буквы-прикрыты-линейкой

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

разрезанные-карточки-со-словами

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

лупа-на-карточках-с-буквами

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не .

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим .

Юк-юк-юк — поломался наш .

Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

таблица-с-цифрами

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

две-небольших-таблицы-с-цифрами

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

шерлок-холмс

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

красивое-ручное-зеркало

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

перевернутая-книга

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.

птички-сидят-на-ветке

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.

мальчик-держит-в-зубах-карандаш

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

мама-читает-сыну

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

карточки-с-предложениями

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

школьница-старается

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Как заниматься?

меленький-мальчик-рисует

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться здесь.

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

И до новых встреч на страницах блога!


Нажимая на кнопку я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.




Женя, классные упражнения для повышения техники чтения. мне как раз сейчас нужно будет, с внучкой позаниматься. Она в первом классе учится. Учится неплохо, даже уже на доску почета ее повесили. Но всегда нужно заниматься с ребенком, чтобы желание учиться не отпало.

На выходные попробую предложенные упражнения, спасибо.

Женя. а можно вопрос вам задать? как вы выбрали эту тему для своего блога? Просто, наверное, имея двух школьников, уже опыта достаточно, правда?

А на счет темы блога, то да, мне эта тема интересна. Столько в ней нюансов, столько неизвестностей. Два раза я через начальную школу со своими старшими детьми уже прошла, теперь вот с младшим собираюсь опять в первый класс. Актуальна тема для меня.

Поиграем и мы с внучкой. мне очень понравились ваши игры. Спасибо, Женечка. :- (

Ольга, всегда пожалуйста) Играйте на здоровье)

Стала заниматься с ребенком по Вашей программе-результат отличный!

Здравствуйте, Анна) Очень очень рада за вас! Упражнения и правда хорошие, мы с Артемом (он в 1 классе) тоже занимаемся. И сегодня как раз проверили в школе технику чтения. Получилось 35 слов! Оценки пока не ставят, но судя по контрольным нормативам — это пятерочка. Так что будем продолжать) Вам желаем дальнейших успехов!

Здравствуйте, Женя! Благодарю вас за такой творческое использование нестандартных методик обучения. Сама очень люблю и ценю труд И.З.Посталовского. У вас замечательный подход к обучению и вдохновляющая атмосфера на сайте!)))

Здравствуйте, Светлана) Мне очень приятны ваши слова. Спасибо большое!

Работаю по тренажеру с осени — очень хорошие результаты. Еще нравится сайт Мерсибо!

Добрый вечер. Подскажите пожалуйста что за 33 упражнения. Очень надо сын плохо читает. Заранее спасибо.

Отличные упражнения, обязательно попробую с внуком, он у меня в первом классе. :-)

Здравствуйте, Татьяна) Обязательно попробуйте, они волшебные. Проверено на нас)

Огромное Вам спасибо! Кое-что знала сама, но и взяла для себя очень много. Работаю учителем начальных классов.

СПАСИБО. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОПРОБУЕМ

Спасибо Вам большое. Очень полезные упражнения, некоторые применяла, но здесь нашла ещё интереснее.

Спасибо огромное! Все подробно, с иллюстрациями, доступно. Будем улучшать показатели)))

Спасибо большое. Очень пригодится для занятий с детьми. Все в системе, понятно, доходчиво.

Здравствуйте, я хочу скачать эти упражнения, но не получилась.

Отличная статья, спасибо! Почерпнул для себя много нового

Отличная статья, спасибо!

Обязательно попробую на уроке. Упражнения отличные, разноплановые. И для техники чтения хорошо, и скучать детям на уроке не придется. То, что нужно. Большое спасибо!

Здравствуйте, Екатерина! Надеюсь, вашим ученикам упражнения придутся по вкусу) Успехов вам!

Большое спасибо Вам за такие прекрасные упражнения. Внук копуша, читает очень медленно. Занимаюсь с ним бессистемно, теперь поняла, как нужно поставить работу с ним. Огромное спасибо!

Ирина,спасибо вам за добрые слова! Здорово, когда у ребенка есть такая небезразличная к его развитию и успехам бабушка) Удачи вам!

Здравствуйте! Спасибо большое за такие простые и понятные упражнения! Сравнение с беговой тренировкой восхитило))))))) Летом ходили в школу чтения, но сейчас понимаю, что могу и сам позаниматься с ребенком!

Хотел только уточнить — имеет ли значение размер шрифта в упражнение, котором закрывается нижняя/верхняя половина строки?

Здравствуйте, Михаил! Пожалуйста, пользуйтесь и развивайтесь) Размер шрифта особой роли не играет, главное, чтобы ребенку было хорошо видно.

Как долго читать с зеркалом в рамках одного упражнения?

Спасибо.



Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение — это не только тот учебный предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, благодаря которому он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыка правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения. Почему это сейчас особо актуальная проблема?

Экологическая, социальная напряженность, характеризующая переходный период развития нашей страны, снижение показателей социальной защищенности и здоровья детей ведут к увеличению в составе детского населения доли детей группы риска. По данным исследователей, количество детей группы риска составляет сегодня 35-45% от общего состава детей.

Работая с детьми, я заметила, что ученики всегда читают лучше, с интересом, когда изучают букварь. Проверка техники чтения в конце первого полугодия всегда показывает, что почти все ученики читают положенную норму (15–25 слов в минуту). Интерес к чтению теряется, дети начинают плохо читать со второго полугодия 1 класса. И чтобы не допустить этого, со второго полугодия на первый план необходимо ставить техническую сторону чтения.

Интерес к чтению возникает в том случае, если читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы я стараюсь формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

В работе по совершенствованию навыков чтения используются следующие упражнения:

Упражнения, способствующие четкости произношения

Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности, нечеткости произношения, такие упражнения необходимо давать всякий раз перед чтением. Дома тренироваться перед зеркалом.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса

Задуйте свечу

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять)

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

Выдох со счетом

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка.

(и т. д. до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже после нескольких занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Речевая разминка

Скороговорки, чистоговорки, упражнения в четком произношении абзаца, строфы.

Чтение сочетаний гласных и согласных

Работа с таблицей согласных.

Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

Чтение блоков

Чтение слогов, трехбуквенных сочетаний и слов по таблицам.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения

Чтение слов с общим корнем

Чтение слов с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями.

Чтение вслух непонятных слов из текста

Установочное чтение

Для выработки правильности чтения используется прием взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются — другой читает следующие два абзаца. Все учащиеся заняты чтением, а учитель фиксирует в своем списке степень правильности чтения каждого ученика раз в неделю. Таким образом, у учителя имеется картина чтения, у детей воспитывается внимание к тексту.

Упражнения, развивающие оперативную память и поле чтения

Зрительные диктанты (по И.Т. Федоренко)

На доске пишут один набор предложений, но можно и заготовить написанные предложения на листах бумаги, тогда не нужно затрачивать много времени на письмо на доске. Закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно одно предложение, и ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени учитель закрывает предложение или стирает и предлагает записать его в тетрадях. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как предложение закрыто, его также записывают в тетрадь.

Целесообразно записывать предложения на уроке чтения, так как на этом уроке дети много работают устно, а вот запись предложений послужит для смены вида деятельности. Эта работа занимает от 5 до 9 минут. Записи лучше выполнять в отдельной тетради, чтобы такая работа не повлияла на оценку в классной работе.

Непременное условие выполнения зрительных диктантов состоит в том, что их необходимо проводить ежедневно, только тогда они принесут ожидаемый результат.

Уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают. За два месяца оперативная память развивается на столько, что ребенок может запомнить предложение, состоящее из 36 букв, то есть шести – восьми слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны также остановиться на этом слове и указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.

Дети читаю до заданного слова (фразы, абзаца) и делают остановку. Далее размышляют, как будут происходить действия, предугадывают сюжет произведения. Подробнее о чтении с остановками.

Дидактические тренажеры и дидактические тренировочные средства для чтения

Опыт свидетельствует о том, что применение дидактических тренажеров и дидактических тренировочных средств вносит в учебный процесс элементы новизны и занимательности, вызывает у школьников, особенно младших, большой интерес, стимулирует их внимание. Работа с тренажерами приобретает эмоциональную окраску. Все это значительно повышает коэффициент полезного действия труда учителя.

С помощью дидактических тренажеров очень быстро воссоздаются условия конкретной дидактической задачи, которую должны решить уча­щиеся. За счет экономии времени на воспроизведение условий задачи (а именно это подчас требует больших затрат времени, особенно в начальной школе) удается значительно увеличить количество таких задач-операций и обеспечить интенсивную тре­нировку учащихся в отрабатываемой деятельности и в выполне­нии необходимых действий, операций и т.п.

Тренировка чтения текстов начинается с решетки №4. Она накладывается на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перпендикулярные перегородки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания, слова).

Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнить перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Если логические связи содержания в отдельных местах теряются, можно разрешить сдвигать решетку на 2-3 мм влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста. Для облегчения восстановления перекрытых участков текста можно переходить к чтению вполголоса.

Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут непрерывно и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут. Общее время тренировки не более 10-15 минут. Решетку №4 надо сменить на №5, когда появится ощущение легкого чтения.

Таким образом, если систематически проводить упражнения для совершенствования техники чтения на первой половине уроков, начиная с первого класса, можно научить учеников читать, воспитывая у них любовь к чтению.

  1. Баранова Е.Е., Разумовская О.К. Как научить Вашего ребенка читать. — М., 2003.
  2. Волокшина М.И. Белгородские учителя осваивают современные технологии обучения // Начальная школа. — 1998. - №1.
  3. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. — М., 1991.
  4. Колганова Н.Е. Обучение полноценному чтению детской литературы // Начальная школа. — 2005. — №6.
  5. Локакова Н.И. Как преодолеть медленное чтение у школьников // Начальная школа. — 1998. — №18.
  6. Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. — М., 1990.

Об авторе: Макеева Ирина Павловна, МБОУ Мучкапская СОШ, учитель начальных классов, Тамбовская область.

Читайте также: