Ремонт усилителя радиотехника у 7101 стерео своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Помогите пожалуйста с ремонтом усилителя Радиотехника У -7101
не работает один канал в стерео режиме,в режиме моно работают оба канала но при увеличении громкости увеличивается гул в колонках, сам в ремонте техники не силен.
щас задействован только один вход-соединен напрямую к плате селекторов.
при перестановке местами проводов, идущих от предварительного усилителя к оконечникам гул с одного канала преходит в другой.
заранее всем спасибо.

Помогите пожалуйста с ремонтом усилителя Радиотехника У -7101
не работает один канал в стерео режиме,в режиме моно работают оба канала но при увеличении громкости увеличивается гул в колонках, сам в ремонте техники не силен.
щас задействован только один вход-соединен напрямую к плате селекторов.
при перестановке местами проводов, идущих от предварительного усилителя к оконечникам гул с одного канала преходит в другой.
заранее всем спасибо.

У меня была подобная проблема с БРИГ-001, пришлось отключить предусилитель. Попробуй в обход предусилителя сигнал пустить.

Конденсаторы под замену :-) электролиты входные скорей всего на одном канале повысыхали :-) Если всё остальное живое - усилитель приобретёт новую жизнь

всем спасибо, проблема решена
дело было во входном кабеле, а точнее в разъеме джек

сам мучался одно время - никак не мог определить в чем подвох, недаром во всех инструкциях рекомендуют сначала проверить кабель

Покинул этот форум 19.02.21

Подскажите пожалуйста, какова реальная максимальная выходная мощность усилителя радиотехника У101? не 7101 а 101! В принципиальной схеме блок усилителя обозначен как УНЧ50-8, я так понимаю 50 ватт на 8 ом.
Так какова максимальная выходная мощность этого усилителя? может кто пользовался.

Подскажите пожалуйста, какова реальная максимальная выходная мощность усилителя радиотехника У101? не 7101 а 101! В принципиальной схеме блок усилителя обозначен как УНЧ50-8, я так понимаю 50 ватт на 8 ом.
Так какова максимальная выходная мощность этого усилителя? может кто пользовался.

Основные технические характеристики

Номинальная выходная мощность, Вт . 2х20
Номинальный диапазон воспроизводимых частот, Гц . 20. 20 000
Номинальное входное напряжение, мВ, входа:
звукоснимателя . 2
остальных . 200
Коэффициент гармоник в номинальном диапазоне частот, %, не более . 0,3

Покинул этот форум 19.02.21

Основные технические характеристики

Номинальная выходная мощность, Вт . 2х20
Номинальный диапазон воспроизводимых частот, Гц . 20. 20 000
Номинальное входное напряжение, мВ, входа:
звукоснимателя . 2
остальных . 200
Коэффициент гармоник в номинальном диапазоне частот, %, не более . 0,3

Это я и без вас знаю
Мне нужна не номинальная а максимальная, там не 20 ватт это 100%, у меня знакомый утверждает что после замены выходных транзисторов и повышения питания до 31в, вообще под 80 ватт выдает

Технологии в музыку

Легче собрать новый усилитель, подогнав крепеж и размеры платы под старый, нежели менять транзисторы и повышать напряжение, а затем мучиться с букетом глюков и проблем. Или не делать ничего и пользоваться тем, что есть. Если хочется мощи- можно и импульсный концертник купить, 19" корпус, 1 DIN в высоту, мощность 4000 ватт. Хватит, чтобы разнести квартиру


на максимальной мощности резона нет слушать музыку лучше повысить номинальную выходную мощность добавить ёмкость конденсаторов фильтра по питанию - небольшой прирост мощности уже будет :-) а лучше собрать две схемы мостовых усилителей мощности, благо сейчас много схем в инете, теоретически 4 кратное увеличение мощности будет и питание останется прежним, только ёмкость конденсаторов увеличить главное чтоб трансформатор не просаживался и перегрева корпуса усилителя не было

добавить ёмкость конденсаторов фильтра по питанию - небольшой прирост мощности уже будет :-) а лучше собрать две схемы мостовых усилителей мощности, благо сейчас много схем в инете, теоретически 4 кратное увеличение мощности будет и питание останется прежним, только ёмкость конденсаторов увеличить главное чтоб трансформатор не просаживался и перегрева корпуса усилителя не было


Увеличение ёмкости кондёров даёт лишь слабую надежну, что не будет провалов во время пиковых нагрузок, т.е., проще говоря - меньше искажений и хрюканья динамиков (как правило, басовых). И даже в советское время 4-хкратного запаса по мощности в трансах не было, обычно паспортно, без фанатизма.

Легче собрать новый усилитель, подогнав крепеж и размеры платы под старый, нежели менять транзисторы и повышать напряжение, а затем мучиться с букетом глюков и проблем. Или не делать ничего и пользоваться тем, что есть. Если хочется мощи- можно и импульсный концертник купить, 19" корпус, 1 DIN в высоту, мощность 4000 ватт. Хватит, чтобы разнести квартиру

Вот тут согласен. Проще всего собрать на LM3886, оставив штатный БП

Ремонтировать - моя профессия! Приводить в негодность - удел остальных.
Бесконечно можно смотреть на огонь, воду,и на то, как паркуется блондинка!
Не дай Бог свинье рога, а холопу барство

Аудиоусилитель Радиотехника У-101. Возвращение к жизни

Содержание / Contents

Первое подключение ее к сети и попытка услышать ее голос произвели на меня гнетущее впечатление! ЭТО назвать звуком нельзя было. Вместо низких частот — хрип, плюс фон частотой 50 Гц в колонках, в общем — ужас. Заключение: срочно в ремонт и модернизацию!
Несколько дней в интернете на поиски нужной информации. Составляем на бумажке план работ. Сразу оговорюсь: восстанавливать будем в исходном, заводском варианте.
Включаем паяльник. Поехали!




Первым делом меняем ВСЕ электролитические конденсаторы. Аппарат довольно старый, выпуска 25 мая 1984 года. Вместо вышеуказанных конденсаторов в нем остались лишь предметы внешне очень похожи на электролитические конденсаторы, но теперь уже с совершенно другими функциями. Часть подалась в класс резисторов с некоторым сопротивлением, а другая часть подалась в резисторы с бесконечным сопротивлением!


↑ 1. Блок питания

Заменяем конденсаторы фильтра блока питания. По питанию ±26В я поставил 10000 и 4700 мкф и по питанию ±31В по 4700 мкф в плечо. Так же заменяем диоды на КД 213. (Эти и далее в статье номиналы деталей не являются рекомендательными, так как они использовались те, что под рукой, т.е дома). Попутно меняем провода, идущие с трансформатора к плате блока питания на провода с бОльшим сечением. Учитывая мощность усилителя я ограничился сечением 0,75 мм 2 .
Шунтируем пленкой. Убираем тонюсенькую перемычку на силовом трансформаторе (выв. 6-6*) на два отдельных провода с каждой катушки до общей точки платы блока питания.




Далее вешаем конденсатор параллельно первичной обмотке сетевого питания 0,047 мкф х 630 В. Тем самым немного избавляемся от помех от сети.


Теперь мы имеем нормальный блок питания. А это почти половина дороги к успеху.

↑ 2. Питание микросхем платы входов

На плате входов U2 ампутируем умножитель напряжения (переменка 16 В в пост. 38 В). Он нам ни к чему. У нас есть свои +31 В в блоке питания. Удаляем С7, VD1, VD2. Напряжение +31 В через имеющийся предохранитель сразу подаем на С10.


↑ 3. Питание микросхем предварительного усилителя

В предварительном усилителе U5 УНЧ-П напряжение питания микросхем К157УД2 проседало при проигрывании звука с 13 В до 9 В! А это не есть хорошо! Меняем С37, С38 на свежие, параллельно им вешаем стабилитроны на 15 В, шунтируем их пленкой. Токоограничивающие резисторы R47 и R48 меняем на резисторы 1,1 кОм мощностью 1 Вт. Теперь и тут порядок!


↑ 4. Выходные разъемы

Меняем выходные разъемы. Немного поработаем дрелью и напильником. Удаляем входной сетевой разъем, ставим держатель сетевого предохранителя. В результате получаем это:



↑ 5. Борьба с фоном



Это нам мало дало, но для профилактики не помешает.
В ходе производимых работ было замечено, что фон увеличивается, когда подносишь руку к шлейфу, соединяющему плату входов с предварительным усилителем. Ага! Попался красавчик!
Отпаиваем провода со входа предварительного и… тишина. Точно он! Поможет только массовая экранизация!
Можно было бы пустить отдельными экранированными проводами, но я поступил иначе.
Снимаем фишку со шлейфа.



Находим кусок экранированного кабеля, снимаем с него оплетку, формуем ее, конец пропаиваем, чтобы не разбиралась.



Теперь аккуратно просовываем в нее наш шлейф. Опять формуем по шлейфу. Ставим взад фишку. Получилась вот такая змея.


Экранную оплетку изолируем. Лучше одеть сверху термоусадочную трубку и усадить. Соединение с общим проводом делаем только с одной стороны – со стороны приемника сигнала.
Ставим шлейф на место. Включаем. Фон самоубился! Есть немно-о-о-жечко, еле слышно при повороте ручки регулятора громкости на максимум, но это ничто по сравнению с тем фонищем, что был!

↑ 6. Оконечный усилитель

В ходе работ работоспособность усилителя проверялась после каждого изменения. Но, все не то. Не устраивал меня звук. Вялый какой то. И басов нет. Только пердежЪ какой-то. Меряем токи покоя поканально: 26 мА и 30 мА.
Тут меня осенило. Вот кто меня не пускает! В оконечнике прибалты впаяли токовыравнивающие датчики тока R32, R33, R38, R39 = 1 Ом 0,5 Вт.



Для моих колонок, имеющих сопротивление 4 Ом, дополнительных два ома явно избыточны! Тут нам помогут белые кирпичи от наших желтолицых братьев! Меняем на 0.22 Ом 5 Вт.


По ходу действия заменил деревянные транзисторы П308 (VT7, VT10) явно не процветающие своими характеристиками (особенно током – 30 мА) на то, что было дома — 2N5551, отобранные попарно для каждого канала. Выводы, правда, пришлось перегнуть — поменять местами базу с коллектором.

Аудиоусилитель Радиотехника У-101. Возвращение к жизни

Теперь ток покоя! Нормально выставить ток покоя не удавалось из за припавших пылью, состарившихся подстроечных резисторов. Здесь мне помогли мои любимые многооборотники СП5-2. Ноги им пришлось удлинить из отсидевших отлежавших свой срок резисторов МЛТ-1 редковостребуемого номинала.



↑ 7. Установка предохранителей по шинам питания ±26 Вольт


↑ 8. Пытка


↑ Итого

Увидел на авито в продаже этот образец, цена смешная, 1000 р, принес домой почистил, о чудо, даже пломбы заводские целые. Посмотрел на цену, слегка при уел, 225 рублей, 2! зарплаты моей мамы учителя.
Вспомнилось детство, колонки S-90 ).






поздравляю, ты выиграл в лотерею, в таком состоянии такая вещь стоит намного дороже
p.s. вроде 5 фото уже есть )

присоединяюсь насчет конденсаторов, и в усилителе мощности тоже ))) а то фонить будет и хрипеть дюже.

Согласен, сам на Радиотехнике работал много лет назад и дипломную писал по усилку, но более новее модель. У этих усилков извечная проблема кондёры и защита выходного каскада, надо нагружать столько сколько прописано в паспорте.

У меня такой же был с S-90
"Атас! Эй, веселей рабочий класс. Атас! Танцуйте мальчики, любите девочек."

Не поверите, аналогично! Но конденсаторы в блоке питания заменил (стало щелкать реле), поставил даже большей емкости, вроде даже звук получше стал. Еще вскрыл реле и переодически приходится чистить ему контакты. Слушаю на С-50В. С 1989 года. Охренеть, уже 26 лет!
А на мониторе трудится Техникс


А можешь рассказать как это называется и где скачать? Себе бы с удовольствием установил такую красоту. Я про Тechnics на мониторе у тебя. :)

Глянь вот тут.
Но, как я понял, он играет на прицепленном к компу аппарате Техникс.
Хотя, может и ошибаюсь.

Помню как мелкими заходили в магазин и исходили на слюну видя такое чудо техники! В комплекте вся "Радиотехника" тянула за 1000 рублей.
Позеленил!

[QUOTE=Chasm,1.02.2015 - 14:17] У меня такой же был с S-90
"Атас! Эй, веселей рабочий класс. Атас! Танцуйте мальчики, любите девочек."

Я имел ее сидя я имел ее лежа, и на голове я имел ее тоже) Мальчишник.

Хорошо сохранился, однако. По кондерам - поддерживаю, если К50-6 - менять.
У меня с ним такой аппарат был:

Звук родом из CCCР

усилок с декой и сейчас стоит и работает, были желающие перекупить, но нет, этот звук из юности не продаётся(ну и да, с паяльником нужно на ты, да и лентопротяжка проблемы подкидывает, так в этом то по моему вся соль, не как сейчас-воткнул, поиграло, сдохло, сервис-центр,эээх молодые не поймут)

Как завлекательно огоньки мигали в индикаторе. У меня мафон, тюнер, и 90ки. Все пашет. Колонки за городом, тюнер у отца. Мафон где то в чулане лежит. )))


Ух ты! У меня вот такой был, и конечно пара S-90. всё сгорело в пожаре. (

Кумир - 001 , циферка 0 в те времена обозначала то, что нынче называется Hi-Fi :)


Цитата
Посмотрел на цену, слегка при уел, 225 рублей, 2! зарплаты моей мамы учителя.

Странно, при нынешней средней ~25к зарплате по стране никого айфуны не удивляют, а тут надо же.

У моих родителей такая система (усилок-тюнер-выдвижная дека) дома до сих пор стоит в связке с декой МАЯК. Колонки S-60. )))

любой старенький компьютер порвет его как тузик грелку. но смак то совсем не в том.


Отец всегда увлекался аппаратурой и в детстве сверстники мне завидовали, так как когда родители были на работе, слушал музыку так что стены гудели от басов, где мое детство

Вот такая была аппаратура, кое что осталась до сих пор!


У меня был Маяк-233. Как я его ценил и одновременно ненавидел! Вот же реальный гроб убогий! Минимум функций - максимум веса, шума,размера и энергопотребления. Однокассетная дека(спасибо хоть с записью), 9.5 кг, размером с небольшой чемодан. Двигатель никогда не выключается - обязательно отключать от сети. На новый год работал - надо было следить чтобы отключили. Грелся как батарея. По инструкции не больше 4 часов непрерывной работы. Мощность 4 ватта! Он гудел с соизмеримой громкостью. Кнопки срабатывал со звуком выстрела. Через год начинали вылетать при самой бережной эксплуатации. Дизайн убогий, детали как будто вручную нарезаны. Одна радость -индикаторы красивые.

Выбора у меня особого не было и я носился с ним как с писаной торбой. Пылинки сдувал, движок смазывал, в ремонт таскал гарантийный 2 раза, головку протирал,менял, кнопки демпфировал, пассик менял, но любви так и не случилось. Не мог я принять все его технические и конструктивные недостатки. Каждый раз хотелось набить морду тем уродам, которые его разрабатывали и производили. Даже тогда было понятно как убого он создан изначально. В журнале Радио владельцы-страдальцы обменивались советами как его доработать напильником. Такой вот форум раз в месяц. Была там схема как заставить двигатель не крутиться вхолостую не успел я это реализовать как обзавелся микро системой JVC. Вот её я с благодарностью вспоминаю до сих пор.
И тихий он был, тихий для такого гроба.
Вот в усилках Radiotehnika не было электромотора от троллейбуса и кнопки были тихие и дизайн и характеристики отличные. Я бы и сейчас не отказался.

Еще за 400! рублей купил вот такую радиолу. Отвез пока в деревню, состояние на твердую четверку 1972 год.





101 Радиотехника живёт на дачке.

А вот на счёт Веги, 120-я таки вполне нормальная. Работает у меня без проблем.

я всегда эррегировал на подобную технику, но родители меня не баловали и поэтому бегал к другу. Он что называется был "ебанутым" на всю голову и очень любил музыку. Так вот он сменял свой проигрватель СиДи Текникс на эту штуковину (на фото) говорил что это всем усилителям усилитель, а я не понимал как японца можно поменять на это ламповое "чудовище"
Дело было в середине 90-х и СиДи для меня было чем-то космическим, а тут мы опять с ним слушали кассеты


Цитата (васявасин @ 1.02.2015 - 14:52)
Так вот он сменял свой проигрватель СиДи Текникс на эту штуковину (на фото) говорил что это всем усилителям усилитель, а я не понимал как японца можно поменять на это ламповое чудовище

Это Бриг, он не ламповый, хотя один из лучших советский усилков:


Звук родом из CCCР

Добавлю. И он совсем не чудовище, а очень стильная штучка до сих пор. Кстати текниксы визуально особоине отличались












МЗЧ с малыми нелинейными искажениями

Основные технические характеристики:

  • Номинальная выходная мощность на нагрузке 8 Ом, Вт … 25
  • Коэффициент гармоник, %, не более ……………….. 0,003
  • Скорость нарастания выходного напряжения , В/мкс …. не менее 40
  • Номинальное входное напряжение, В ……………….. 0,7

УМЗЧ состоит из двухкаскадного усилителя напряжения (ОУ DA1, DA2) и собственно усилителя мощности (VT1-VT4). Каскады на ОУ DA1, DA2 питаются от идентичных источников, образованных элементами VD1, VD2, R6, R7, С6, С7 и VD3, VD4, R14, R15, С13, С14. Средние точки этих источников питания соединены с низкоомным делителем напряжения R5R12R20, подключенным к выходу УМЗЧ, чем обеспечивается подача отслеживающих потенциалов в каскады усилителя напряжения. Цепи R16C8 и R19C10 фильтруют напряжения, питающие первые каскады, от порождаемых сигналом нелинейных пульсаций в цепях питания выходного каскада.

Я. М. Когут, Львовская обл.

Для замены модуля УНЧ-50-8 выбран УМЗЧ с малыми нелинейными искажениями [2]. Его основные технические характеристики:

номинальная выходная мощность на нагрузке сопротивлением 8 Ом, 25 Вт; коэффициент гармоник в диапазоне частот 20-20000 Гц 0,03% (0,3% у УНЧ-50-8); скорость нарастания выходного напряжения 40 В/мкс.

Первую плату делают длиной 240 мм и на ней размещают один усилитель напряжения и два оконечных каскада. Другой усилитель напряжения размещают на второй плате.

При работе переделанного усилителя на звуковые колонки с НЧ головками типа 10ГД-30 или 25ГД-26 на большой громкости слышны характерные щелчки. Это происходит из-за недостаточной жесткости колпачков, закрывающих магнитные зазоры головок. Следует заменить колпачки на более жесткие. У исходного усилителя значительно хуже быстродействие, поэтому щелчков не наблюдалось.

РАДIОАМАТОР №10, 2001г.

Метки: [ звук, усилитель ]

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

О производителе

усилитель радиотехника

стерео усилитель радиотехника


Модернизация — радиотехника у-101 (глобальная переделка предварительного усилителя)

Serg Yelchin:

Молодец парень! Большинство резистор от конденсатора не отличат, только мп3 вконтакте слушать умеют

народ усь радиотехника 7101 искажения на оба канала хрипит, это заметно когда звук тихий, при добавлении громкости искажения почти исчезают. Электролиты заменил сухие, питание в норме на пред и конечный усилитель. Селектор входов точнее 3 микросхемы мертвые, подключаю через гнёзда запись что на лицевой панели

ужас а не пайка

Адрияно Чилинтано:

Когда-то в 2000е годы ставил какие-то операционники фирмы моторола в пульт электроника пм-01 вместо этих уд-2,звук остался тот-же,а вот шумов стало намного меньше! Жалко что уже и невспомню маркировку,однако давно это было!

andre201124:

Стесняюсь спросить, но всё-таки ..а зачем так глобально перебирать предусилитель? Что в старом было не так ?Цель переделки я понимаю… естественно самые лучшие побуждения… сделать качественней, проще ,лучше, быстрее… что в вашем случае, конкретно дала переделка этой платы? Какие результаты? Какие были произведены замеры? форма сигналов замеряна с помощью осциллографа на входе ,на выходе? Шумы ?Вот интересен подход к делу с конкретными и четкими цифрами… Что замеряли Вы? Сможете поделиться данными?….

нет смысла менять ОУ, там всё по уму сделано..

ФЕДЯ Денисюк:

интересно на сколько упала громкость по усилению после замены 157УД2 ? хоть 157 неудачный оу но он имеет мощное усиление еденичного сигнала чем 5532 …из дешовых более подошел бы JRC 4580 усиление почти как у 157…

Геннадий formagruz:

Черный СеменовскийБАТ:

Способный парнишка, молодец, есть косяки но опыт придет обязательно если не бросишь паять)))

А может уровень ВЧ вырос из-за того, что ты там кучу конденсаторов и резисторов выкинул? )) И так ли уж было необходимо это наращивание ВЧ, что пришлось курочить весьма неплохой аппарат?

Денис Домбровский:

Разместите полную схему этой переделки

SuperFryman1:

Вопрос:А зачем?Чем не устроили родные микрухи.Показания АЧХ, где улучшения?

виктор петров:

прошу помощи. если остались блоки унч50-8 познего выпуска , или от радиотехники у 7101 стере отпишитесь. усь сдыхает хочу сделать.

5532 это плохой опер. Это на будущее. Было дело я как-то ставил его вместо 157УД2, но переходник имел выводы не более 7мм, а не косички по 3см. Кроме этого — удаление, втупую, каскадов усиления темброблока несёт в себе ухудшение параметров. Это просто нужно понимать, а не в слепую верить.

Внешний вид и дизайн

усилитель радиотехника у 101 стерео схема

Вес и габариты

усилитель радиотехник у 101 стерео

Технические характеристики проигрывателя Radiotehnika ЭП-101.

Частота вращения диска 33,33 и 45,11 об/мин.

Коэффициент детонации 0,15%.

Относительный уровень рокота со взвешивающим фильтром -55 дБ. Уровень электрического фона -54 дБ.

Прижимная сила звукоснимателя 15 ±3 мН.

Рабочий диапазон частот 31,5…16000 Гц.

Переходное затухание между каналами на частотах: 315 Гц — 15 дБ, 1000 Гц — 20 дБ, 10000 Гц — 6 дБ.

Потребляемая мощность 25 Вт.

Габариты ЭП — 430×330х160 мм.

Технические характеристики усилителя

усилитель радиотехника у 101

Качественный ремонт усилителя Радиотехника У-7101С

Конструирование усилителей звуковой частоты — довольно актуальная задача, несмотря на широкий ассортимент предложений подобной техники от солидных и менее известных фирм. Подтверждением этому является проведение ежегодных выставок по этой тематике.



Высокие технические характеристики представленных на этих выставках аппаратов, выполненных на различных, порой весьма экзотических радиокомпонентах, затрудняют предпочтение какого-либо экспоната в связи с тем, что на субъективные оценки, как правило, влияют и различные акустические системы. Субъективное восприятие в значительной степени нивелирует элементную базу радиокомпонентов и схем этих устройств, но предпочтительность применения в них современных высококачественных полупроводниковых приборов очевидна.

Однако в настоящее время у населения ещё имеется некоторый ассортимент усилительных устройств, произведённых во времена СССР, с достойными для того времени эксплуатационными характеристиками. Нынешняя доступность современных компонентов позволяет при их применении устранить “узкие места” в этих изделиях и даёт возможность модернизировать аппаратуру с более высоким качеством.

Следует отметить, что замена отдельных элементов в аппаратуре малоэффективна. Более рационально производить модернизацию блоками или узлами с известными характеристиками. Такой подход, используемый в компьютерной технике, позволяет провести быстрое сравнение (на слух) предполагаемых изменений и сделать выводы об их целесообразности без рассмотрения и оценки графиков, осциллограмм и технических характеристик.



Естественно, что сравниваемые блоки должны быть предварительно налажены. Исходя из этой концепции, был выполнен ремонт усилителя “Радиотехника У-7101С”, который на сегодня представляет собой весьма удачный аппарат для модернизации [1]. Он является модификацией усилителя “Радиотехника У-101 С”, выпускавшегося ранее. Основные изменения при его модификации были произведены в темброблоке, где из трёх микросхем К157УД2 была оставлена лишь одна и оксидные конденсаторы в цепи прохождения сигнала были заменены плёночными; это положительно сказалось на качестве звука.

Вполне приемлемый внешний вид и наличие ряда необходимых узлов являются основой для достижения более успешного результата. При модернизации изначально не планировались значительные доработки “железа” и экстремистские решения с целью получения выходной мощности в сотни ватт. Этот усилитель — для дома, где вполне достаточно мощности до 40…50 Вт на канал при работе с АС чувствительностью 85…86 дБ/Вт/м.

По современным меркам, технические характеристики этого усилителя (номинальная выходная мощность — 2×20 Вт, коэффициент гармоник — 0,3 %) очень скромны, причём существенную роль в этом играет выходной каскад. Попытки улучшить работу усилителя предпринимались и ранее [2]. Не вступая в полемику с автором этих предложений, хочу заметить, что применение в выходном каскаде комплементарной пары КТ805/КТ837 не является оптимальным решением.



Согласно техническим данным, транзисторы КТ837 имеют граничную частоту коэффициента передачи тока в схеме с общим эмиттером около 1 МГц. Выпущенные позже транзисторы КТ818, КТ819 были чуть лучше и имели этот параметр несколько выше — 3 МГц. Поэтому замена пары КТ805/КТ837 на КТ818/КТ819 не приводила к существенному улучшению качества, что впоследствии и отмечалось этим автором.

Значительно улучшить характеристики усилителя мощности в аппарате можно, реализовав схему и конструкцию УМЗЧ SymAsym5 2 [3]. В этом случае декларируются следующие параметры усилителя: выходная мощность — до 60 Вт, коэффициент гармоник — до 0,002 % при соответствующем напряжении питания и нагрузке. Современные полупроводниковые приборы, схемотехника с применением двух дифференциальных каскадов и оптимальная разводка проводников печатной платы позволяют получить наиболее качественные результаты в блоке УМЗЧ.

На рис. 1 приведена схема этого блока УМЗЧ. Печатная плата и фото смонтированной платы приведены в первоисточнике [3]. Желающим повторить конструкцию рекомендую заглянуть на сайт разработчика; там, помимо рекомендаций по применяемым компонентам, их типам и возможным заменам, имеется ряд других сведений, полезных при изготовлении блока. В частности, можно рекомендовать в нагрузке входного каскада подобрать резисторы R4, R5 с разбросом сопротивления ±1 %.

Размеры печатной платы (рис. 2) допускают возможность установки на место каждого из заменяемых блоков U4 и U7 [1]. Крепление плат в аппарате осуществлено с помощью имеющихся кронштейнов.



При налаживании изготовленных плат нового УМЗЧ была учтена острота установки тока покоя мощных транзисторов. Поэтому в качестве подстроечного резистора R17 применён отечественный СП5-2. Плату защиты U6 устанавливают на своё штатное место через резьбовые стойки высотой 20 мм.

Для проверки качества работы было проведено контрольное прослушивание нового УМЗЧ в сравнении с исходным блоком усилителя, отключённым от соответствующих разъёмов. Отмечено существенно более предпочтительное и естественное звучание, особенно в высокочастотной части спектра.

Для реализации более полного потенциала модернизации были изменены схема и конструкция блока питания усилителя. Значительно увеличены ёмкости блокировочных конденсаторов на платах УМЗЧ и в самом блоке питания, внесены изменения в питание остальных блоков усилителя. Это позволило получить заметную прибавку выходной мощности и существенно снизить фон переменного тока и помехи.

Схема модернизированного блока питания приведена на рис. 3. Ёмкость оксидных конденсаторов выпрямителя набрана из нескольких имеющихся в наличии (С6—С13). Ёмкость металло-плёночных конденсаторов С5 и С14 (13мкФ) также составлена из двух параллельно включённых конденсаторов К73-11 ёмкостью 6,8 мкФ на 160 В.

При модернизации усилителя “платы входов” блок U1 (УПЗ-15) оставлен без изменений. Это сделано для возможности проведения его слухового сравнения с внешним предусилителем- корректором магнитного звукоснимателя ЭПУ. Наличие двух входных разъёмов в усилителе позволяет достаточно оперативно это сделать.

Темброблок усилителя дополнительно экранирован сверху и снизу металлическими пластинами. Схема его питания выполнена с использованием стабилитронов Д814Д вместо делителей, образованных резисторами R31n R32. Сигнальные цепи от его выхода до входа усилителя мощности выполнены экранированным проводом.



Разводка общего провода в усилительных устройствах — достаточно серьезная задача. Если набрать в поисковой системе Интернета фразу “разводка земли в усилителе”, можно убедиться в актуальности этой темы. В предлагаемом мною варианте модернизации задача облегчается тем, что в изготовленной плате выпрямителей и фильтров все общие провода, подходящие к ней, соединяют в одной точке (геометрический центр платы), а на остальных платах все соединения общего провода остаются без изменений.

Наводки от проводов, идущих от сетевого выключателя до трансформатора, были минимизированы. Для этого изготовлен новый кабель из свитых проводов сечением 0,75 мм, на который надеты экранная оплётка и трубка ПВХ. Оплётка соединена с корпусом возле сетевого трансформатора. Аналогично выполнен и второй участок кабеля — от выключателя до сетевого разъёма. Для защиты от импульсных помех на сетевых выводах трансформатора установлен конденсатор 0,1 мкФ на 630 В. Выключатель питания усилителя ПКН41-1 заменён импортным аналогичного назначения и конструкции, с коротким рабочим ходом.



Применённая в темброблоке усилителя микросхема К157УД2 — казалось бы, устаревший ОУ. В связи с этим мной проведены контрольные прослушивания при замене её популярными микросхемами ОУ NE5532 и ОРА2132, используемыми в аудиоаппаратуре. Результаты сравнения не показали каких-либо преимуществ их применения, а чувствительность к сетевым помехам оказалась выше.

Возможно, это было связано со способом проведения испытаний, при которых в темброблоке со стороны печати отсекался один из ОУ К157УД2, а сравниваемый подключался к соответствующим площадкам платы короткими проводками. Поэтому было решено не заменять прежнюю микросхему. На рис. 7 приведён общий вид на монтаж модернизированного варианта усилителя.

  • Интересные факты про автомобили16.06.2020
  • АС кабель: достойно, но без изоляции.09.06.2020
  • Что такое автоматическое включение резерва07.06.2020
  • Усилитель Зуева18.05.2015
  • Расчет радиатора для КРЕНки03.12.2017
  • Устройство для восстановления Fuse байтов в ATtiny231329.10.2016

Работа с посторонними шумами

усилитель радиотехника характеристики

Схема усилителя и его ремонтопригодность

схема усилителя радиотехника









Оконечный усилитель

Теперь ток покоя!

Сравнение с другими усилителями

Читайте также: