Ремонт раздаточной коробки мтз 82 своими руками

Обновлено: 08.07.2024

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

Стал плохо включаться передний мост на мтз 82, опытным путем определил что это раздатка мозги парит. Разобрал и обнаружил внутри кусок железяки, не совсем понимаю природу его происхождения, это остаток шайбы, или она такой была отродясь?

  • МТЗ 80 МТЗ 82 МТЗ 50
  • Welger ap61 ap73 730 ПРФ-145
  • Wirax z069-1 КДН210
  • ГВК-6
  • 2ПТС-4

. Подскажите кто сможет, заблуждаюсь я или это у меня какая то мания.

Всем с праздником)))

Такая ситуация, давно лежит раздатка мтз, отец при жизни положил, говорит новая почти, трактор год откатался, потом что то работать она перестала, купили на работу новую, а эту он утилизировал.

В общем, разобрал я , посмотрел - все вроде как и на месте, в сама баклуша как то странно на валу люфтит, потому мне и показалось, что там быть должны роликовые игольчатые подшипники. Просмотрел бумажный каталог 1985 года, 1997, в интернете пару и так и не нашел, в итоге там этих подшипников. Подскажите кто сможет, заблуждаюсь я или это у меня какая то мания?

Да, под номером 30 обозначен "ролик", но на самом деле там стоят роликовые подшипники 2 штуки. Хотел купить новые, но в магазине они были в пластиковом сипараторе и ролики там через значительное расстояние между собой, родные же без сепоратра один возле другого, поэтому оставил старые.Это на новом МТЗ, на старых не знаю. И у меня эта "баклуша" имела ещё продольный люфт, устранил его немного подложив шайб исли не ошибаюсь от предохранительной муфты промопоры МТЗ.

Разбирать узлы и отдельные механизмы при ремонте МТЗ-80 рекомендуется только при необходимости. Нарушается притирка деталей, что сокращает срок их службы. После разборки и сборки изнашивание узлов ускоряется. Конструкция тракторов позволяет менять узлы без демонтажа укрупненных механизмов. Новые детали ставят, если интенсивный износ предыдущих элементов нарушает функционирование узла и ведет к его разрушению.

Ремонт трактора Беларус

Люфт раздатки: ремонт своими руками

Перемещение со временем стойки, крепящей тягу регулирования редуктора, относительно остова на небольшую величину ведет к увеличению зазора между полом и упором больше 5 мм. Неисправность появляется при износе дорожек шестереночных пазов, роликов, ведущей муфтовой обоймы. На боках роликов возникают выступы и грани.

Чтобы не пропустить люфт раздаточной коробки МТЗ, нужно тестировать подшипники через 3 тыс. часов работы. Установка ремонтных комплектов устраняет износ, заклинивание обойм и шестеренок. Осевой зазор выверяется, и гайка на окончании резьбы шестерни затягивается. Диагностируются подшипники переходной крышки, для чего ее открывают.

При демонтаже редуктора вымеряют размер посадочного места, выявляют дефектность деталей. Для удовлетворительной работы в момент блокировки передвижения муфты тяговый упор должен входить в верхний стоечный паз. В противном случае тягу удлиняют, добиваясь свободного состояния упора в нижнем проходе стойки.

Рулевая колонка

Расшатывание руля во время работы мотора говорит о выработке узлов механизма, тяг, пальцев, увеличении промежутков в сцеплении. Ремонт рулевого управления МТЗ начинается с проверки состояния. Затем делают:

  • устранение просветов между деталями;
  • замену элементов;
  • регулировку узла.

Рулевое управление МТЗ

Если сила на ободе баранки после измерения оказывается больше 40-50 Н, то нужна регулировка гидроусилителя. Для этого выполняют следующие действия:

  • снимают корпусную крышку для ремонта рулевой колонки МТЗ-80;
  • щупом прослеживают просвет между упором и элементом рейки;
  • зазор системы блокирования и планки убирают уплотнением фланца датчика упора;
  • промежутки в сцеплении убирают сдвигом втулки при отвернутом винте стопора, получая легкое вращение.

Внезапные рывки при развороте трактора МТЗ-80 свидетельствуют о слабом крепеже золотника и колебании колесных направляющих.

Неисправность гидроусилителя возникает при истирании зубчатой планки, нарушении целостности предохранительного клапана, выработке плунжеров, стирании золотников, гильз. Для оценки работы, замены деталей демонтируют и рассортировывают по элементам гидроусилитель руля МТЗ. Тестирование делают на испытательном оборудовании для настройки рабочих параметров после сборки отремонтированного ГУРа. Чтобы снять узел, выполняют действия в таком порядке:

  • сливают масло и выкручивают гайку оси;
  • проверяют при обратной сборке силу затяжки, совпадение контрольных отметок оси, планки и сектора;
  • регулируют расположение вращающегося вала в вертикальной плоскости.

ГУР МТЗ инспектируют на стенде, выверяют движение руля при фиксировании вертикальной оси, промежуток составляет 5-6˚. При давлении силой 5 МПа исследуют гидроусилитель, водяной насос, напряжение на руле не должно превышать 50 Н.

Дозатора

Разбирают коробку гидрораспределителя, для этого демонтируют регулировочные рычаги, пыльники и мягкие уплотнители. После съема золотников заменяют износившиеся подшипники. Убирают червяк и на его место ставят ось дозатора, механизм автоматического отмеривания крепят к планке с помощью болтов. После проверки помпы монтируют дозаторный насос в систему гидравлического усилителя.

Гидрораспределитель

Неисправность дозатора, если не работают приборы, вызывается поломкой управляющей системы. Об этом судят по следующим показателям:

  1. Разбалансированность переднего моста возникает из-за смещения оси вала или появления просветов в агрегатных узлах или в управляющей тяге. Иногда причиной становится маленький объем масла в дозирующем устройстве или лишний воздух в гидравлике.
  2. Самостоятельное изменение позиции рулевого колеса бывает при неправильной фиксации золотника в механизме насоса. Это случается, если пружина сломана и масло поступает только на один цилиндр.
  3. Отсутствие упора на повороте или его ненадежная фиксация объясняется недостатком объема жидкости в дозаторе или истиранием прокладок цилиндров, ответственных за поворот.
  4. Разворот колеса в другую сторону при использовании руля бывает в случае несоответствия в соединении дозаторного насоса и автомобильных гидроцилиндров. Получается односторонняя подача масла и усиление правой или левой стороны.

Генератор

Иногда при рекомендуемой частоте оборотов коленвала отражается высокая сила зарядного тока. Причиной может быть:

  • изменение натяжения ремней или обрыв проводки в контуре обводки питания или возбуждения;
  • отсутствие хорошего контакта соединительных проводов из-за окисления;
  • замыкание на корпус генератора стартерной обмотки;
  • пробой диодных контактов выпрямителя с обратной или прямой полярностью;
  • короткое замыкание аккумулятора.

Генератор трактора МТЗ

Стук или другой шум в агрегате возникает из-за разбалтывания посадочных мест шариков или трещин в подшипниках. Работу преобразователя проверяют при подключении нагрузки с эффективной частотой оборотов коленвала. Используют вольтамперметр, постепенно увеличивая нагрузочный ток. Полученное напряжение должно быть более 12,5 В. Порядок действий:

  1. снимают заднюю крышку и механизм интеграла;
  2. высвобождают катушечные выводы и контакты выпрямителя на панели;
  3. проверяют присутствие замыкания (вспыхивает испытательная лампа).

Генератор меняют, если нарушены витки обмотки и неисправны диоды. Агрегат проверяют и без нагрузки, сравнивая показатели напряжения под нагрузкой и без нее. Первое значение также не должно быть меньше 12,5 В.

Распределитель

О правильной функции распределителя говорит отсутствие потеков масла. Неисправность возникает из-за плохого прилегания предохранительного, перепускного клапана или выработки золотников. Для диагностики контрольного давления вынимают распределительные заглушки и подключают поступательный рукав к подъемной полости, а слив подсоединяют к месту опускания.

Ручку одного из золотников ставят на подъем, масло проходит через контрольное устройство. О рабочем состоянии распределителя говорит соответствие объема пропускаемой массы и заявленной в документах насоса. Процесс происходит при номинальной частоте оборотов коленвала. При обнаружении утечек недостаточно поменять один перепускной клапан, т. к. стирается элемент неравномерно и его герметичность не гарантируется.

Для определения работоспособности возвратного автомата золотников замеряют давление в сливной магистрали, оно должно быть 12,4-13,5 МПа. Отличие от нормы говорит о необходимости ремонта распределителя на стенде или о его замене.

Схема распределителя

Проверяют давление при включении предохранительного клапана, оно должно соответствовать 15,4-16,1 МПа. Настройку делают, не убирая распределителя, регулированием контргайки и крепежного винта.

Бортовая

Если выходят из строя элементы дифференциала или блокировочного механизма передней бортовой системы, то слышится шум в корпусе, заклинивает колеса, нагреваются подшипники в стакане главной передачи, а в использованном масле из корпуса присутствует много металлических вкраплений. Это говорит об износе подшипника главной шестеренки дифференциала.

Для выявления причин неисправности ПВМ (переднего ведущего моста) выполняют следующие действия:

  • машину приподнимают за передний мост на подставках;
  • поворачивая с помощью ломика главную шестерню, обследуют элементы дифференциала;
  • корректируют боковой промежуток прокладками;
  • заменяют неисправные детали.

После ремонта корректируют фланцевые подшипники, фиксируют стойку измерения на обшивке. Показания индикатора проверяют при передвижении фланца до упора.

Промежутка

Во время работы искривляются диски сцепления, стачиваются накладки, царапины на поверхности нажимного диска появляются из-за касания к заклепкам. Неполадки проявляются следующими признаками:

  • возникают незнакомые звуки и стук, свист;
  • трудное переключение передачи;
  • при увеличении тяги пробуксовывает сцепление.

Починка промежутки

В руководстве по эксплуатации говорится, что регулировка сцепления не по правилам ведет к постоянному движению подшипника, перегреванию, вытеканию масла, обгоранию нажимных рычагов. При несоответствии толщины диска минимальным показателям накладки заменяют рабочими или ставят новую деталь в сборе.

При разборке сцепления проверяют установку прокладок, утапливают заклепки, диагностируют нажимной диск.

Его шлифуют при необходимости, убирая следы износа. После сборки делают наладку отводки тормоза.

Блокировка

Система применяется для защиты от последующего включения стартера после начала работы мотора. Если на щитке не тухнет лампа после вступления в работу двигателя, то не работает блокировочное реле. Чтобы элементы маховика и детали стартера не пришли в негодность, проверяют функционирование реле:

Ремонт подвесного

Предохранительную муфту настраивают и тестируют боковой люфт в подшипниках карданного вала МТЗ-80. Неравномерное вращение оси объясняется неправильной балансировкой. Нагрузка на трансмиссию машины повышается. Игольчатые подшипники быстро изнашиваются, чаще из-за плохой смазки. Для покрытия автолом подшипников прокручивают вручную вал. Проверяют состояние соединительных фланцев и болтов.

Разобранный подвесной

Муфту регулируют на передачу момента кручения, добиваясь показателей 55-60 кгс/м. Делают это затягиванием гайки хвостовика оси поросенка — проводника кручения, соединяющего коробку раздачи и кардан переднего моста.

Динамическую сбалансированность кардана можно нарушить, если его разборку делать без особой необходимости. Во время ремонта промежуточной опоры МТЗ при замене трубы с шарнирными вилками последующий дисбаланс не должен быть выше 20 г/см.

При неисправности вала отбора мощности заедает управляющий рычаг, проблематично синхронизировать привод или сделать его независимым. Причиной становится дефект пружинного стакана или выработка переключательной муфты. Демонтируют механизм и осторожно разбирают стакан:

  • рукоять управления осью переводят в позицию, совмещающую отверстия с пазами в мостах сзади и спереди;
  • закручивают в отверстия винт установки;
  • контргайку ослабляют, а болт затягивают в рычаг переключательного вала до упора;
  • стопорящий болт крепят в отверстие пружинного стакана;
  • вручную держат стакан, а регулировочный винт выкручивают, обращая внимание на прочное соединение стакана с коробкой;
  • демонтируют стакан в комплекте, выкручивают стопорящий винт, помогают прижимать струбциной;
  • меняют неисправные элементы.

Обратную сборку производят с использованием пресса.

Тормоза

Об износе тормозных дисковых накладок, неправильной настройке управляющего механизма говорит занос трактора при нажатии на акселератор для остановки или продленный ход педали. Проверяют полный ход тормозных педалей, он должен быть 7-9 см и одинаковым. Отступление от рекомендуемых параметров ведет к следующей регулировке:

  • ослабляют контргайку;
  • настраивают ход, закручивая или отвинчивая регулировочный болт в вилке.

Замена тормозных колодок

Работу тормозов прослеживают в движении по длине отпечатков шин при резкой остановке. Обращают внимание на одновременность срабатывания правого и левого устройств. Если регулировка тормозного механизма не дает положительных показателей проверки, то конструкцию снимают и ремонтируют. Для демонтажа вначале убирают тормозной кран, кронштейн кабины, включающую тягу ВОМ и муфту блокировки. Накладки меняют после выработки их до толщины 11 мм в сборе или при высоте диска 10,8 мм.

Навеска

Если подключенный агрегат медленно поднимается, перегревается масло в гидросистеме из-за его протечки, то обращают внимание на сочленение распределительного седла с перепускным клапаном. Неисправность второго приспособления возникает по причине негерметичности в соединении его с золотником.

Второй причиной неполадок в работе навески МТЗ становится поврежденный насос давления, допускающий внутренние протечки. На неправильную работу влияет стертость шестеренок, износ корпуса, резиновых прокладок и втулок. Порядок работ для устранения причины:

  • выявляют состояние систем при вывешивании подключенного агрегата на ¾ хода штока;
  • демонтируют магистральное запорное устройство;
  • проверяют промежуток между крышкой и головкой штока, включают таймер.

При весе прицепа 0,5 т за полчаса усадка не должна превышать 25 мм. Для выявления протечек масла в паре золотников прицеп приподнимают, распределительную рукоять ставят в нейтральную позицию. Ручка силового регулятора находится в выключенном положении. После приготовлений замеряют размер по штоку линейкой. Повторное измерение проводят через минуту. При нормальной работе разница не обнаруживается.

Капитальный ремонт двигателя

Двигатель в комплекте демонтируют с трактора для замены или ремонта. При обследовании выявляют трещины в цилиндровом блоке, стучащие звуки двух видов подшипников, просвет между вкладышем и валом, превышающий допустимые пределы. Ремонт делают с текущими исправлениями или с капитальной заменой. Вид реставрации зависит от исследования состояния поршней, цилиндровых пальцев, использованных гильз, вкладышей и прокладок шатуна. Порядок работ:

  • после снятия поддона картера, устройства масляного насоса, механизма маслопровода, защитных крышек тестируют вид шейки коленвала — овальность, износ;
  • если шейка в нормальном виде, то снимают цилиндровые головки и демонтируют поршни в комплекте с шатунами;
  • замеряют диаметр подшипникового отверстия в сборе с прокладками при затянутой крышке.

Различие в толщине шейки и отверстии шарика не должно быть больше 0,3 мм.

Головки

В головке цилиндрового блока возникают дефекты поверхности разъема или износ внутренностей фасок и мест посадки клапанов, втулок. В соединениях клапанов выявляются трещины, а в местах посадки стаканов или уплотнителей форсунок прослеживается нагар.

Изменение формы тарелок клапана видно без съема головки по выпиранию. В тракторе МТЗ-82 поворачивают коленный вал до раскрытия отверстия клапана для определения износа кулачков рабочего вала. Недостаточное перемещение клапана требует замены распредвала.

При увеличении смещения головки от плоскости, при разрывах в седле или искривлении тарелки сверх допуска меняют головку. Прогар, стирание раковин на фасках убирают шлифованием контрольных поверхностей. Направляющую цангу меняют при расслабленной посадке из-за выработки, другую подгоняют с учетом диаметра снаружи и запрессовывают прочно в головку. Тарелки седла протирают к клапану с применением пасты, состоящей из масла и микропорошка.

Топливной аппаратуры

При неисправностях этой системы не работает пускач, дизель не набирает мощность или функционирует неустойчиво, с дымными выхлопами. Нарушение поступления топлива объясняется воздушными пробками в головке насоса, фильтрах или топливопроводах. Иногда неправильная подача смеси случается при износе плунжерных пар, форсуночных распылителей, плохой регулировке насоса или неверной его установке.

Регулировка топливной аппаратуры

В руководстве по ремонту МТЗ говорится, что неполное прогорание горючего бывает по причине нерегулярности вспышек в системе цилиндров, переизбытка или недостатка воздуха. Для испытания работопригодности форсунок мотор переводят в режим с наиболее слышимыми перебоями. После расслабления крепления шлангов к штуцерам частота должна измениться. Если нет, форсунка нерабочая.

Необходимое время впрыскивания регулируют винтом затягивания форсунки. Если показатель не настраивается, значит, в корпусе распылительного механизма заедает игла. Выливание охлаждающей жидкости говорит о нарушении прокладок стакана и разрывах в цилиндровой головке. Для извлечения стакана на нем формируют резьбу внутри стенок.

Работу топливного насоса проверяют при создании противоположного давления на выходе. Шланг дросселя для подачи соединяют с напорным штуцером, а сливной рукав — с гидравлической емкостью. Коленвалу мотора придают эффективную частоту оборотов. Давление в другом векторе создают дроссельной рукояткой, замеряют объем использованного масла. Результаты сравнивают с техническими характеристиками.

Для восстановления функциональности иногда достаточно замены прокладок, обработанных машинным маслом. В насосах меняют манжеты подвижного механизма и платиков. Чтобы повысить давление, высверливают колодцы и места под манжеты. Для контроля ремонта используют специальные стенды, на них фиксируют и исследуют возникающие импульсы.

Трансмиссия трактора МТЗ 82 с полным приводом ходовой части, отличается в своём составе редуктором, обеспечивающим дополнительное распределение крутящего момента для привода переднего моста. Узел присоединён своим корпусом к правому люку картера КПП трактора и именуется раздаточной коробкой. Механизм может подавать мощность на ПВМ в автоматическом и принудительном режимах с возможностью полного отключения привода переднего моста.

трансмиссия


Привод переднего моста МТЗ 82

Устройство раздатки

Узел выполнен в отдельном чугунном корпусе в виде одноступенчатого редуктора с цилиндрическими шестернями и обгонной муфтой. Привод механизм получает от вторичного вала коробки передач через промежуточную шестерню, установленную на оси в перегородке КПП. Смазка механизма осуществляется разбрызгиванием масла с общей ёмкости трансмиссии трактора.

раздатка МТЗ 82 в сборе

В состав механизма входит:

  • вал, вращающийся на двух шарикоподшипниках
  • обгонная роликовая муфта свободного хода одностороннего действия, состоящая из наружной и внутренней обойм
  • зубчатая муфта со скользящим блоком для выбора режима работы ПВМ
  • механизм управления, позволяющий отключать — включать и блокировать муфту свободного хода

Обгонная муфта

Наружная обойма 5, являясь ведущей частью муфты, своим внешним зубчатым венцом постоянно находится в зацеплении с промежуточной шестернёй 12 в КПП и получает вращение на всех передачах. Обойма опирается на два подшипника 7 установленных на наружном диаметре ведомой части 6 муфты, которая, в свою очередь, вращается независимо на валу 8 раздаточной коробки, опираясь на латунную втулку. Таким образом, обе обоймы в разблокированном состоянии вращаются независимо друг от друга. В восьми профильных пазах 10 ведущей части муфты находятся блокирующие ролики со штифтами 9 и пружинами 11, которые заперты пробками. Для соединения с зубчатым блоком 2 при переключении режимов работы ПВМ ведущая и ведомая части муфты имеют внутренние зубчатые венцы.



схема устройства раздаточной коробки

  • на валу со стороны фланцевого хвостовика установлен шарикоподшипник 306К5
  • на валу обратной стороны узла — шарикоподшипник 305А
  • пара одинаковых шариковых подшипников между ведомой и ведущей частями обгонного механизма – 115К5
  • пара роликовых конических подшипников 7306А на оси вращения промежуточной шестерни привода раздатки в КПП

обгонный механизм в сборе

Муфта переключения режимов

Зубчатая муфта представляет собой единый скользящий по шлицам вала зубчатый блок с одноимёнными наружными зубчатыми венцами для взаимодействия с ведомой и ведущей обоймами обгонной муфты. Выбором положения блока определяется режим работы переднего моста. Механизм управления представляет собой систему тяг от рычага управления связанных с осью в корпусе узла, которая передвигает вилку, взаимодействующую через кольцевую выточку в зубчатом блоке.



Зубчатый блок раздатки

Для справки! Раздаточная коробка МТЗ 52 отличается от узла трактора МТЗ 82 отсутствием режима отключения муфты свободного хода. Раздатку МТЗ 82 можно устанавливать на 52-й – наоборот, не рекомендуется.

Раздаточная коробка трактора МТЗ-82


Передний ведущий мост приводится от коробки передач через раздаточную коробку трактора МТЗ-82 и последовательно соединенные промежуточный карданный вал, промежуточную опору с предохранительной муфтой и передний карданный вал. Оба вала взаимозаменяемы.

Раздаточная коробка (раздатка) служит для передачи крутящего момента от коробки передач к переднему ведущему мосту.

С ее помощью осуществляется автоматическое или принудительное включение и выключение переднего моста. Передаточное число раздаточной коробки 0,866.

Раздаточная коробка (рис. 9) представляет собой одноступенчатый шестеренный редуктор с роликовой муфтой свободного хода одностороннего действия и механизмом, который может отключать, включать и блокировать муфту свободного хода.

Расположена раздатка МТЗ-82 в отдельном корпусе 14, который устанавливается на двух штифтах и крепится болтами к люку коробки передач с правой стороны.


Рис.9. Раздаточная коробка МТЗ-82

Шестерня 10 раздаточной коробки трактора находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней 1, которая смонтирована на оси 4 в отсеке коробки передач, и, в свою очередь, постоянно соединена с шестерней 3 вторичного вала коробки передач.

Благодаря этому шестерня 10 раздатка МТЗ-82 на всех передачах синхронно подключает в работу передний ведущий мост, когда срабатывает муфта свободного хода или когда она принудительно блокируется трактористом.

Шестерня 10 выполнена как одно целое с наружной ведущей обоймой муфты свободного хода и внутренним зубчатым венцом для принудительной блокировки.

В профильных пазах этой шестерни расположено восемь заклинивающих роликов 9, подпружиненных штифтами 8. Штифты 8 и пружины 7 вставлены в сверления шестерни и запираются в них пробками.

Внутренняя ведомая обойма 6 муфты свободного хода установлена на валу 16 раздатки трактора МТЗ-82 на латунной втулке и может вращаться относительно вала.

В обойме 6 сделан внутренний венец, при помощи которого она может соединяться с зубчатой муфтой 11, посаженной подвижно на шлицы вала 16.

Наружная шестерня 10 может проворачиваться относительно внутренней обоймы 6 на подшипниках 17.

Передаточные числа переднего и заднего мостов и радиусы качения шин трактора подобраны так, что при отсутствии буксования задних колес шестерня 10 с наружной обоймой муфт свободного хода вращается примерно на 5% медленнее, получая вращение от коробки передач, чем внутренняя обойма 6, получающая вращение от привода передних колес.

При таком движении трактора передние колеса работают в ведомом режиме, ролики 9 расклинены и не препятствуют независимому вращению шестерни 10 и обоймы 6.

Когда задние колеса начинают пробуксовывать, частота вращения передних колес и привода замедляется, соответственно уменьшаются обороты обоймы 6.

При равенстве оборотов шестерни 10 и обоймы 6 ролики заклиниваются, объединяя в одно целое шестерню 10 и обойму 6, и тем самым автоматически подключают передний мост в ведущий режим работы.

Режим работы с автоматическим включением переднего моста МТЗ-82 является основным. Принудительное включение переднего моста используется в случае необходимости при движении задним ходом, а также в условиях длительной и непрерывной работы переднего моста при большом буксовании трактора, например на пахоте и сплошной культивации, для разгрузки и повышения срока службы муфты свободного хода.

В этом случае зубчатая муфта 11 вводится в зацепление с внутренними зубьями шестерни 10 и блокирует муфту свободного хода, жестко соединяя шестерню 10 с валом 16.

Если передний мост включен принудительно, то действие тормозов задних колес распространяется и на передние.

Поэтому для повышения эффективности торможения и безопасности можно использовать принудительное включение переднего моста при работе на скользких дорогах и крутых склонах.

На сухих дорогах, особенно при транспортных переездах с машинами, навешенными сзади, нужно обязательно отключать передний мост. Это снизит износ шин и расход топлива, а также повысит срок службы муфты свободного хода и привода.

Управляется раздаточная коробка МТЗ-82 зубчатой муфтой 11, которая, перемещаясь с помощью вилки 13 на шлицах вала 16, может занимать три фиксированных положения: муфта свободного хода отключена (рис. 10, а), включена (рис. 10, б), заблокирована (рис.10, в).

Управление зубчатой муфтой осуществляется тягой 21 (см. рис.9), рукоятка которой выведена в кабину.

Усилие от тяги передается наружному рычагу, закрепленному с помощью штифта на поворотном валике. Внутренний рычаг, приваренный к валику, поворачивает вилку 13, которая заходит в кольцевой паз зубчатой муфты 11 и перемещает ее в требуемое положение.


Рис.10. Управление раздаточной коробкой МТЗ-82

а - муфта свободного хода отключена; б - муфта свободного хода включена; в - муфта свободного хода заблокирована.

Тяга 21 фиксируется также в трех положениях упором 19, приваренным к тяге, и стойкой 20, снабженной тремя пазами, куда заходит упор тяги.

Установка упора 19 в верхний паз стойки 20 соответствует принудительной блокировке муфты свободного хода, а в нижний - ее отключение.

Техническое обслуживание раздаточной коробки МТЗ-82

Масляная ванна раздаточной коробки - общая с коробкой передач, и операции технического обслуживания по смазке коробки выполняются одновременно со смазкой трансмиссии.

Следует учитывать, что при температурах ниже +5°С нужно обязательно менять смазку на зимние сорта, так как при вязких маслах срабатывание автоматического включения затрудняется.

Несрабатывание автоматического включения раздатки МТЗ-82 вызывается засорением беговых дорожек профильных пазов шестерни 10 продуктами износа деталей и окисления масла, зависанием или усадкой пружин 7, заеданием штифтов 8 в отверстиях шестерен.

В последнем случае усилия пружины оказываются недостаточными для поджатия штифта и заклинивающего ролика 9.

Причиной неисправности раздатки может быть также износ роликов, беговых дорожек шестерни 10 и ведомой обоймы 6. Наиболее изношенными обычно бывают ролики.

На их цилиндрических поверхностях появляются грани. Такие ролики бракуют и на их место устанавливают ремонтные ролики с увеличенным диаметром.

Ролики номинального размера имеют диаметр 15, а ремонтные - 15,15 мм. Увеличенный диаметр ремонтных роликов компенсирует износы заклинивающих поверхностей шестерни 10 и обоймы 6.

Роликовые конические подшипники 2 промежуточной шестерни раздаточной коробки МТЗ-82 регулируют затяжкой гайки 5.

Для доступа к гайке 5 нужно снять верхнюю крышку коробки передач. Учитывая это, следует не забывать о проверке состояния подшипников промежуточной шестерни при регулировке подшипников вторичного вала коробки передач, для доступа к которым также требуется демонтаж верхней крышки коробки передач.

Стойка 20, фиксирующая положение тяги 21 управления, закреплена на полике кабины, который при деформации амортизаторов кабины может вместе с кабиной в небольших пределах перемещаться относительно остова трактора.

Это может повлиять на управление раздаткой МТЗ-82. Поэтому нужно периодически проверять положение тяги относительно стойки 20.

Для нормальной работы раздаточной коробки при заблокированной муфте свободного хода (см. рис. 10. в) упор 19 тяги должен заходить в верхний паз стойки 20.

Если этого не происходит, то тягу нужно удлинить при помощи резьбовой муфты 18 так, чтобы при отключенной муфте (см. рис. 10, а) упор 19 располагался свободно (без натяга) в нижнем пазу стойки 20.

Читайте также: