Примеры как сделать поведение дошкольника осмысленным и осознанным

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Автор: Кудратова Елена Николаевна

Организация: МБОУ ЦО №27

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется исходными позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий: для всестороннего развития и др. Эти исходные позиции придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и всему педагогическому процессу в целом.

Особенности формирования поведения дошкольников исследовали психологи С. Г. Якобсон и В. Г. Щур, М. И. Тимошенко, Я. 3. Неверович педагоги П.А. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Первичные этические представления, как показывают исследования Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Т. Е. Конникова и др., возникают у детей при переходе от раннего детства к дошкольному. Ребенок начинает обращаться к нравственной регуляции поступков других людей, а затем и своих собственных.

Воспитание ребенка в детском саду и в семье — это единый неразрывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив детского сада. Родителям принадлежит первостепенное место в формировании личности ребенка, но в то же время ребенок значительную часть времени проводит в детском саду, имеющем огромное значение для его воспитания. Общественная жизнь, явления в ней происходящие, постоянно корректируют содержание воспитания дошкольников. Именно поэтому конкретная разработка технологий управления поведением дошкольников всегда будет оставаться актуальной проблемой.

Произвольное поведение ребенка— поведение мысленное, инициативное и надситуативное. Осмысленность означает, что ребенок осознает себя источником поведения.

Умение управлять собой дается с болышим трудом дошкольникам. Дети в этом возрасте отличаются ситуативностью поведения, жесткой зависимостью от воспринимаемой ситуации. Ребенок действует не своей воле, а по принуждению окружающих вещей и обстоятельств. Именно поэтому, а вовсе не из вредности и непослушания, дети, прекрасно понимая речь взрослых, не всегда выполняют то, о чем их просят. Все дело в том, что речь не сразу становится для детей регулятором поведения.

Желая как можно быстрее развить в ребенке способность управлять своим поведением, взрослые нередко прибегают к малоэффективным средства читают нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности; дают массу инструкций, убив этим его самостоятельность; наказывают за малейшую провинность. Но излишняя строгость, принуждение, контроль и запреты, даже если и приводят к послушанию, очень вредны для развития личности ребенка.

Приказами и наказаниями можно добиться подчинения, но нельзя научить управлять своим поведением. Произвольность - важнейшее качество личности, которое только и может обеспечить целенаправленность, организованность, самодисциплину, воспитывается в иных условиях, другими способами. Поэтому в работе с дошкольниками, направленной на профилактику и коррекцию неконструктивного поведения, предпочтительны не прямые методы ( наказания, запреты, нравоучения), а косвенные, и прежде всего - игра.

Большинство детей постепенно накапливают опыт произвольного поведения. Наблюдая за такими детьми, мы видим, что они, во-первых, понимают, почему и для чего выполняют те или иные действия, поступают так, а не иначе. Во-вторых, дети сами активно стремятся соблюдать нормы и правила поведения, причем как можно лучше, не ожидая приказаний, проявляя инициативу и творчество. В-третьих, они умеют не только выбирать правильное поведение, но и придерживаться его до конца, несмотря на трудности, а также и тех ситуациях, когда отсутствует контроль со стороны взрослых или сверстников.

Типичными формами неконструктивного поведения дошкольников, как правило, являются:

  • импульсивное,
  • демонстративное,
  • протестное,
  • агрессивное,
  • недисциплинированное,
  • конформное,
  • симптоматическое поведение .

Конформное поведение означает, что детям, свойственна повышенная склонность следовать чужому мнению или стилю поведения. Однако дошкольника до 5 лет еще нельзя назвать конформистом. На этом возрастном этапе завис ребенка от внешних воздействий оправдана и естественна.

Качества личности, противоположные конформности это самостоятельность и независимость. Однако, в своем крайнем выражении и они приводят к неконструктивному — демонстративному поведению. Признаками такого поведения будет стремление ребенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом.

Формы протестного поведения детей это негативизм, упрямство, строптивость. В определенном возрасте, как правило, в два с половиной — три года (кризис трехлетнего возраста), подобные нежелательные изменения в поведении ребенка свидетельствуют о вполне нормальном, конструктивном формировании личности: о стремлении к самостоятельности, об исследовании ее границ. Если подобные проявления у ребенка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения.

Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Недисциплинированное поведение детей, как уже рассмотренные типы неконструктивного поведения, может быть следствием неблагоприятного воздействия как внешних, так и внутренних факторов, также их сочетания. Например, в результате ошибочного воспитания или его отсутствия ребенок ведет себя недисциплинированно просто потому, что не знает определенных правил, норм поведения с которыми следует соотносить свои поступки.

Однако чаще недисциплинированные дети прекрасно осведомлены о правилах поведения. Все дело в том, что знание, и даже понимание правил, не всегда обеспечивают его выполнение. Словесное воспроизведение ребенком правила также не гарантирует руководства им в практическои деятельности. В своих высказываниях и суждениях ребенок может основываться на заученных правилах и нормах, а поступать вопреки им. Достаточно часто нарушают дисциплину, допускают ошибки и те дети, которые знают правила, имеют некоторый опыт дисциплинированного поведения и даже стараются вести себя как можно лучше. Неудачи этих детей обусловлены пока еще слабо развитой способностью к саморегуляции и самоконтролю, заключающейся в умении соотносить свои действия с правилами, продумывать их последовательность, корректировать в соответствии с обстоятельствами и уже имеющимся опытом поведения в аналогичных ситуациях.

Любое нарушение поведения может быть квалифицировано как симпотматическое. Например, агрессивное поведение, драки со сверстниками-это своеобразное замещение недостающей близости с родителями. Подобное поведение квалифицируется как симпотматическое.

Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия:

Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на две

группы: методы изменения деятельности детей и методы изменения отношения к ребенку.

Первая группа — методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности; изменение содержания деятельности; изменение смысла деятельности.

Введение новых, дополнителъных видов деятельности. Прежде всего, это те виды деятельности, которые прежде либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно полно. Например художественно-творческая деятельность в различных видах искусства.

Наконец, в творческой деятельности, как ни в какой другой (учебной, трудовой), более естественно возникают и развиваются важные качества ребенка (произвольность и саморегуляция), необходимые для достижения желаемой цели — создать рисунок, сочинить сказку, исполнить песню и др., и заслужить внимание взрослых. В арттерапии используются такие жанры искусства, как музыка, литература, живопись, театр и др.

Музыка или музыкотерапия (музыкальное сочинительство, музыкальные импровизации, слушание музыки, ритмические движения под музыку)-эффективное средство развития личности ребенка, коррекции его поведения. Особенно благотворно музыка влияет на детей, имеющих различные нейродинамические расстройства. С помощью музыки (музыкального ритма), считал В.М.Бехтерев, можно установить равновесие и деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормошить заторможенных, урегулировать их поведение .

Музыку можно использовать как основной, ведущий коррекционный фактор, так и дополнять музыкальным сопровождением некоторые коррекционные занятия (например, рисование) для усиления его воздействия, повышения эффективности. Это достигается за счет цобуждающего, увлекающего и вдохновляющего воздействия музыки на ребенка.

Литература, или библиотерапия имеет свои возможности для становления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся недостатков. Литературные произведения (сказки, былины, басни и др.)воспринимаются ребенком не как вымысел, фантазия, а как особая реальность.

Выбирая литературные произведения для библиотерапии (из детской литературы), необходимо учитывать следующее: доступность языка изложения; понятность героя книги ребенку; максимальное сходство ситуации произведения с актуальной жизненной си унцией ребенка.

В процессе чтения, слушания литературного произведения, сопереживая литературным персонажам, дети учатся понимать не только чувства, поведение, поступки героев художественных произведений; но свои собственные, получают представление о возможных способах поведения; имеют возможности не только проявить личные эмоции, но и сравнить с эмоциями других детей. То есть усиливается способность ребенка анализировать и, следовательно, контролировать свои эмоциональные реакции, свое поведение.

Рисование, рисуночная терапия.

Участие ребенка в изобразительной деятельности в рамках коррекционной работы направлено не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь ему преодолеть недостатки в поведении, научиться управлять им. Поэтому интересен не столько рисунок, его содержание и качество исполнения, сколько особенности поведения ребенка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение или трансформация ее на протяжении рисования; последовательность выполнения отдельных частей рисунка, собственная оценка рисунка.

Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания, могут вызвать ряд изменений во внутренней жизни ребенка, его поведении.

Помимо собственно рисования в коррекционных целях целесообразно использовать игры и упражнения с изобразительным материалом. Дети экспериментируют с красками, бумагой, пластилином, мелом. Необходимо иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним. Поэтому, грамотно подбирая изобразительный материал к каждому занятию, можно управлять активностью ребенка. Например, с импульсивными детьми не рекомендуется использовать краски, пластилин, глину, то есть материалы, которые стимулируют неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры — материалы, задающие организованную, структурированную деятельность.

В дошкольном возрасте дети преимущественно слушают чтение взрослых и пересказывают услышанное. На примере работы со сказкой детям можно предложить индивидуальное или коллективное придумывание продолжения известной сказки; рисование по мотивам сказки, иллюстрации к сказкам; разыгрывание (инсценирование) сказки, эпизодов сказки с помощью кукол (куклотерапия).

Привлекательность сказки для коррекции неконструктивного поведения детей заключается в следующем:

- в сказках отсутствуют прямые нравоучения и назидания;

Личный, пример взрослого и сверстника. Взрослый, его поведение (слова, чувства, поступки) — эталон, образец, объект подражания для ребенка. Взрослые должны реализовывать произвольное, тщательно одобряемое поведение как в общении с детьми, так и друг с другом. Для старшего дошкольника примером, наряду со взрослым, становится и сверстник. Поэтому иногда целесообразно не указывать ребенку-нарушителю на его плохое поведение, а обратить внимание на сверстника, который ведет себя хорошо или справился с некоторыми недостатками своего поведения. Этим взрослый косвенно подчеркивает, что не плохое поведение, а хорошее заслуживает внимания и одобрения воспитателя.

Изменения (повышение) статуса ребенка в коллектиее.

Например, несмотря на постоянное неконструктивное поведение, на ребенка возлагается ответственное поручение. Оно может быть разовое — помочь воспитателю приготовить пособия к занятиям, или постоянное. Изменение статуса закономерно вынуждает ребенка изменить свое поведение (в соотнесении с возложенными на него обязанностями и требованиями ситуации).

Педагогическая поддержка — это определенная акция взрослого, воспринимаемая ребенком как награда за социально одобряемое, произвольное поведение, за попытку преодолеть неконструктивное поведение. Используя метод педагогической поддержки, взрослые отказываются на время от негативной, критической оценки личности ребенка, его поведения, неуспешных действий, поощряют инициативу и желание ребенка соблюдать правила поведения .

Итак, для коррекции неконструктивного поведения детей имеется система специфических и иеспецифических методов. Используя специфические методы, осуществляют коррекционное воздеиствие на недостатки в поведении ребенка непосредственно. Неспецифические методы направляют коррекцией и воздеиствие косвенно (опосредованно) на личность ребенка в целом, на содержание и смысл его деятельности, на характер отношений со взрослыми и сверстниками.

Специфические методы коррекции неконструктивного поведения — это упражнение и наказание.

Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на две группы: методы изменения деятельности детей и методы изменения отношения к ребенку. Первая группа — методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности; изменение содержания деятельности; изменение смысла деятельности: художественно-творческая деятельность в различных видах искусства (арттерапия, музыка или музыкотерапия, литература, или библиотерапия, рисование и рисуночная терапия, сказочная куклотерапия).

Игровые технологии коррекции поведения детей

Психотехнические освобождающие игры и игровые упражнения подготавливают ребенка с агрессивным поведением к участию в режиссерской игре.

В режиссерской игре, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера, содержатся исключительные возможности для выявления личностных особенностей ребенка с агрессивным поведением, а также для решения значимых для ребенка затруднений непосредственно в игре.

Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свою точку зрения с другими возможными, свое поведение — с поступками других людей.

Одно из главных преимуществ народной игры — влияние игровых персонажей. Причем, так называемые, отрицательные герой не вызывают

страха у застенчивых и робких детей, а их нравственные недостатки и благовидные поступки легко осознаются. В целом, народная игра усваивается

дошкольниками естественно, без морализаторского диктата со стороны педагога, что и позволяет детям исподволь, незаметно для себя, приобретать

навыки саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения[4].

Наряду с народными играми, подобная универсальность (эффективность в коррекции различных вариантов неконструктивного поведения) свойственна сюжетно-ролевым, режиссерским и образно-ролевым играм.

Если педагог знает коррекционно-развивающие ресурсы каждого типа игр, располагает точной информацией о причинах неконструктивного поведения ребенка, то он может, например, таким образом ставить акценты в сюжетно-ролевой игре, что она будет эффективна не только для воспитанников с демонстративным поведением, но и для импульсивных, недисциплинированных, агрессивных детей.

Если педагог чувствует оптимальный уровень каждого ребенка на данном этапе коррекционно-развивающего процесса, можно усложнять правила. Используя игру в работе по коррекции неконструктивного поведения детей, взрослому необходимо соблюдать определенную логику, позволяющую эффективно организовать коррекционно-развивающий процесс.

Итак, процесс психолого-педагогической коррекции конструктивного поведения дошкольников будет успешным, если педагог создаст такие условия, в которых систематическое и планомерное обращение к игровым технологиям, другим методам не нарушит естественной логики жизни детей в детском саду. Для этого в режиме дня необходимо определить место игровых технологий в коррекционно-развивающей работе.

В соответствии с этим в работе с детьми можно использовать следующие приемы.

1. Речевое общение, включенное в деятельность.

Использование данного приема преследует три основные задачи:

Требования правильного или полного ответа могут привести к распаду действий ребенка. Задача взрослого состоит в том, чтобы своими вопросами подчеркнуть и выделить эти действия, придать им осознанный характер.

2. Планирование игровой деятельности.

Взрослый с несколькими детьми заранее составляет план будущей совместной игры: распределяет роли, определяет порядок действий, обязанности каждого персонажа, промежуточные и конечные этапы игры. При этом воспитатель не диктует свои решения, не навязывает свои планы, а постоянно советуется с детьми.

Подробно обсудив и определив план предстоящей игры и порядок действий для каждого персонажа, воспитатель вместе с детьми начинает разыгрывать сюжет. Он следит за тем, чтобы дети не слишком отклонялись от намеченного плана.

После игры взрослый разговаривает с каждым участником и спрашивает, во что он играл, что делал во время игры, что ему больше всего понравилось. Особенно подробно взрослый интересуется тем персонажем, роль которого выполнял ребенок, его рассказом о собственных действиях и об их соответствии намеченному плану.

В конце дня воспитатель спрашивает ребенка о событиях минувшего дня, просит рассказать что-нибудь интересное, предлагает вспомнить, почему он плакал или смеялся, что ему запомнилось на прогулке. Беседуя с ребенком, взрослый задает ему наводящие и уточняющие вопросы, пытается наполнить субъективным содержанием общие для всех режимные моменты.

Подобные беседы нужно проводить регулярно, в них могут участвовать несколько детей. По окончании беседы лучше предупредить детей, что завтра мы опять будем говорить о том, что с ними случится за это время, чтобы они старались запомнить все интересное, что с ними происходит. Дети обычно с нетерпением ждут встречи со взрослым и хотят поговорить с ним.

Вовлекая детей в совместную деятельность и помогая им открыть ее смысл и средства, взрослый обращает их внимание на то, что они делают, и тем самым способствует осознанию и пониманию своего поведения. Под влиянием занятий со взрослым действия и желания детей становятся предметом их осознания. Они уже могут формулировать свои желания, рассказать, как и что они делали. [3; 48]

Важную роль в таких занятиях играет эмоциональный контакт ребенка с воспитателем: его внимание и доброжелательность, увлекательность и эмоциональная насыщенность организованных им игр и занятий. Однако в тех случаях, когда общение со взрослым сводится только к эмоциональным контактам, оно не приводит к осознанию детьми своих действий. Главным условием осознанности и целенаправленности их действий является речевое общение со взрослым. Осознанность действий вытекает не из готовых речевых формулировок взрослого, а из совместного речевого опосредования собственных состояний детей, их желаний, средств и способов действий.

Произвольность — это центральное новообразование, характерное для дошкольного возраста. Оно означает способность управления собственными действиями и их контроль.

Особенности произвольности и осознанности в дошкольном возрасте

Среди всех достижений в области психического развития ребенка в дошкольном возрасте выделяют как главное произвольность. Основная отличительная черта произвольного и волевого действия представлена его осознанностью.

Для того чтобы выявить способность ребенка к осознанию его действий можно проводить с ним специальные беседы. Они должны, с одной стороны, быть тесно связаны с конкретными действиями ребенка, а с другой, должны позволять ему посмотреть на них со стороны, отнеся к себе и своим действиям.

Анализируя ответы детей, необходимо выявить следующие варианты:

Готовые работы на аналогичную тему

Помощь ребенку в осознании поведения

Самое эффективное средство осознания поведения и овладения им в дошкольном возрасте представлено игрой с правилом. Именно здесь ребенок начинает соотносить свое поведение с образцом, заданным в правиле. В этом процессе он задумывается, правильно ли действует.

В рамках игр с правилами средство осознания своего поведения (правило) чаще всего задает взрослый или кто-то другой (тот, кто это правило предлагает). Наряду с этим, очевидным является то, что осознание собственного поведения не способно ограничиться выполнением инструкций и правил. Это характерно даже для тех случаев, когда они присваиваются ребенком и представляют собой средство организации его действий.

Проявление осознанности действий, прежде всего, происходит в свободной, ненормированной жизни ребенка:

  • сознательная постановка целей,
  • осознание собственных состояний и намерений,
  • выработка отношения к окружающей действительности и др.

Все эти действия должны совершаться самим человеком, а не задаваться кем-то другим извне. При этом возникает естественный вопрос, каким образом происходит появление способности сознательной постановки цели и действия в соответствии с ней? Ясно, что данная способность предполагает в первую очередь осознание своих целей (что хочет человек) и собственного поведения (что и как он для этого делает). Таким образом, для нее необходим определенный уровень развития самосознания.

Исследования показали, что старшие дошкольники при некоторых условиях могут осознавать свое поведение, включая его цели, мотивы и средства. Тем не менее, эта способность присуща далеко не для всех детей 5–6 лет, имея существенные личные отличия.

Формирование способности к осознанию своих желаний и действий

Центральное значение в становлении осознанности поведения ребенка должно принадлежать речи и речевому общению со взрослыми. Важнейшая функция речи заключается в том, что она представляет собой средство для преодоления актуальной, воспринимаемой ситуации. Она призвана связывать действия ребенка во времени, благодаря чему появляется возможность планировать собственное поведение.

Потребность в формулировании своих намерений для ребенка становится толчком к осознанию ситуации и собственных действий в ней. Речь здесь способна выступать в качестве фактора, способного мобилизовать детский опыт. Решающая роль речи как средства овладения собственным поведением доказана фактами из патологии речи.

Например, в случае афазии (расстройство или утрата речи) в полной мере происходит утрата способности к произвольному действию: конкретные ситуации целиком овладевают действиями больного, а планирование и организация собственных действий во времени становятся невозможными.

Таким образом, воздействие речи на развитие сознания и произвольного поведения не только в ранних, но и в более поздних возрастах ученые считают очевидным. Наряду с этим, практическая экспериментальная и педагогическая работа с детьми показала, что многие из них, достаточно хорошо владеющие коммуникативной речью (то есть те, кто много и свободно говорит), далеко не во всех случаях могут осознавать, контролировать и тем более планировать свои действия.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Воспитатель: Никитенко Светлана Анатольевна.

В современной жизни нам нередко приходиться сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к другому человеку, неумением контролировать свои поступки и разрешать с возникающие споры.

Люди соприкасаются друг с другом в самых разнообразных социальных, нравственных, психологических ситуациях. Вступают во взаимодействие непохожие, иногда просто противоположные взгляды, вкусы, темпераменты, характеры. Совершенно очевидно, что невоспитанность, незнание психологических механизмов общения, неумение даже отдельных членов общества вести себя среди других людей, уважать, щадить и беречь друг друга в условиях повседневного, обыденного, будничного общения приводит к большим социальным издержкам. Причина здесь в том, что мы недооцениваем воспитание культуры поведения.

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и современных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в ребёнка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью.

Следует отметить, что рациональное воспитание культуры поведения дошкольников, не затрагивающее эмоции ребёнка, никогда не приведёт к желаемому результату. Поэтому эта работа должна включать не только задачи по передаче детям моральных знаний и обучение культурным манерам, но и задачи по формированию психологических особенностей и механизмов, которые позволяют противостоять искушению нарушить норму.

Цель: формирование осознанного отношения к общепринятым правилам культуры поведения.

Прививать детям культурно – гигиенические навыки; формировать умение применять их в изменяющихся ( не стандартизованных) условиях.

Воспитывать правильное отношение к культурно – гигиеническим процедурам, самостоятельность и ответственность за качество выполняемых действий.

Знакомит детей с нормами и правилами общения, основываясь на уважении и доброжелательности.

Обогащать словарь вежливости

Формировать привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам; умение содержать в порядке место своей деятельности.

Формировать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку.

Воспитывать любовь к природе, родному краю, состродание ко всему живому.

Содержание работы включает в себя следующие компоненты:

Культурно – гигиенические навыки (необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви, а также навыки культуры еды)

Культура общения выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми, сверстниками, использование соответствующего словарного запаса и форм обращения, культура речи, вежливое поведение в общественных местах, быту).

Культура деятельности (поведение ребёнка на занятиях, в игре, во время выполнения трудовых поручений, в природе).

Работа по формированию осознанного отношения к правилам культуры поведения начинается с младшей группы.

Подбор художественной литературы, соответствующей поставленным задачам.

В средней группе игры – занятия и игры – инсценировки по – прежнему сопровождает сказочный персонаж Добрейка.

- Обр.А.Н.Толстого «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка;

В старшем дошкольном возрасте продолжаю воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом, воспитываю самостоятельность и ответственность за качество выполняемых действий. Так же необходимо продолжать работу по воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми. Развивать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, у девочек – скромность, умение с благодарностью относится к оказанной помощи и знакам внимания мальчиков. Развивать умение ограничивать свои желания и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру. Воспитывать бережное отношение к природе, сострадание ко всему живому. Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста- этические беседы, чтение художественной литературы.

Этические беседы на темы:

- Мальчики и девочки;

- Гостям всегда рады:

- мы идём в гости;

- мы принимаем гостей;

- Грубость и драка;

- Правила поведения на улице;

- Правила поведения в природе;

- Привычки хорошие и плохие;

- Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, честности

Воспитание культуры поведения предусматривает обязательную связь с воспитанием в семье, координацию усилий педагога и родителей.

В основу плана работы с родителями был положен семинар – практикум

В результате проведённой работы, я отметила следующие результаты:

- дети стали бережнее относятся к личным вещам и к предметам общего пользования;

- поведение стало более сдержанным, играют дружно, научились сдерживать агрессивные реакции;

Previous
Next
Play
Pause

Методические рекомендации. Пути формирования произвольного поведения у детей дошкольного возраста

Актуальность. Для педагогов и родителей является естественным желание видеть детей любознательными, сообразительными, умными. Однако нередки случаи, когда у ребёнка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, проблемы. Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников трудностями в обучении, недостаточность развития произвольного поведения, недоразвития волевых функций, сложность в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми. Недоразвитие произвольности, импульсивность, неуправляемость поведения в настоящее время признаётся одной из основных причин школьной неуспеваемости.

Большое значение игре в развитии произвольного поведения придавали такие исследователи как И.Г. Гирченко, А.Ф. Жичкина и другие. Они отмечали влияние игры на становление поведения детей, развитие у них речи и познавательных функций. Д. Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения – это возникновение произвольных действий и поступков.

Итак, важнейшими качествами личности человека являются воля и произвольность. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности, позволяют ставить цели и добиваться своего. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребёнок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чьё поведение копирует ребёнок. Основной чертой произвольного поведения является его осознанность, то есть умение управлять им сознательно, по своей воле, знать, что, как и зачем нужно делать. Процесс становления произвольного поведения заключается в преодолении побудительной силы ситуативных воздействий и стереотипных реакций, в становлении способности самостоятельно определять свои действия и управлять ими.

Методические рекомендации могут быть использованы студентами при подготовке к педагогической практике, воспитателями дошкольного учреждения в работе по формированию у дошкольников произвольного поведения, а также родителям детей, по развитию волевых качеств .

Диагностика произвольного поведения у детей.

Прежде чем начать работу над формированием произвольного поведения у старших дошкольников, необходимо провести тщательное исследование уровня его сформированности у детей.

Детям предлагается выполнить ряд заданий, после выполнения которых подсчитывается балл для каждого ребенка. Конкретное количество баллов показывает уровень сформированности произвольного поведения у каждого дошкольника.

Цель: определить уровень упорства и целеустремленности в структуре монотонной деятельности, то есть сформированность произвольного поведения.

Полученные результаты сравниваются со стандартными оценками уровней:

16 – 20 баллов – высокий уровень;

9 –15 баллов – средний уровень;

8 и менее баллов низкий уровень.

111

Цель: изучение произвольного поведения. Определение уровней сформированности произвольного поведения.

При обработке результатов учитывается время, которое смог выдержать каждый ребенок, не открыв глаза (время ожидания), и количество подглядываний каждого ребенка. Затем подсчитывается, какое количество детей выдерживает 3 минуты, затем 2 и 1 минуту. Также подсчитывается количество подглядываний по группе.

Полученные результаты сравниваются со стандартными оценками уровней:

Высокий уровень – ребенок ни разу не подглядывал, и время ожидания составило более трех минут.

Средний уровень – 1– 2 подглядывания, а время ожидания от 2 до 3 минут.

Низкий уровень – более 3 подглядываний, время ожидания менее 2 минут.

Цель: изучение выполнения детьми игровых правил. Определение уровней сформированности произвольного поведения.

Методика предусматривает выявление уровней выполнения детьми правил в подвижной игре согласно 5-ти показателям: 1) способы управления собой, чередование игровых действий двух видов (активные движения и торможение), выполняют все правила игры, умеют оценивать выполнение правил.

Каждый положительный показатель оценивался 1 баллом, отрицательный – 0 баллов.

5 баллов – высокий уровень.

3 – 4 балла – средний уровень.

2 балла и менее – низкий уровень.

Система работы по формированию произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

Итак, на развитие произвольности поведения оказывают влияние все виды деятельности ребенка, но ведущее место принадлежит игре. Ниже составлена система игр и упражнений с целью формирования у старших дошкольников следующих волевых качеств: дисциплинированности, самостоятельности, настойчивости, выдержки, решительности, упорства, ответственности, то есть составляющих произвольного поведения. В каждой игре добиваются от детей умения ограничивать свои желания; преодолевать препятствия; подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения; в своих поступках следовать положительному примеру.

Приступая к подбору игр для формирования у дошкольников волевых качеств, произвольности поведения, необходимо руководствоваться следующим: игры должны проводиться по правилам или с правилами; в них должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в игре должна ставиться цель – выиграть (то есть, это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).

Воля и произвольность являются разными по своему содержанию психологическими образованиями. Развитие воли связанно со становлением и оформлением мотивационной сферы ребенка, развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредованности своего поведения.

Пути формирования воли и произвольности различны и предполагают разное участие взрослого. Произвольность поддается тренировке, обучению, которое заключается в усвоении средств овладения своим поведением. Важнейшим условием развития произвольности в дошкольном возрасте является организация самостоятельной осмысленной деятельности ребёнка.

Развитию произвольного поведения также способствуют подвижные и дидактические игры, чтение детской и художественной литературы, физическая активность, труд, а также общение со сверстниками и взрослыми, особенно родителями. Одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими .

Учитывая подражательный характер действий ребенка, немаловажным фактором формирования волевых качеств является личный пример родителей, воспитателей и других лиц, имеющих влияние на него. Вряд ли можно сформировать навыки волевого поведения у человека, не имевшего перед собой ни одного положительного примера в преодолении трудностей и достижении поставленной цели. Поэтому те люди, которых ребенок любит, уважает, кем он восхищается, обязательно будут примером для растущего, впечатлительного человечка, а он, считая себя взрослым или мечтая им стать, будет копировать поведение окружающих взрослых. Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни.

Игры на развитие волевых качеств

Цель: развитие наблюдательности, умение контролировать свои двигательные и эмоциональные реакции.

Ведущий прячет (ставит или кладёт где-либо на видном месте) в комнате какой-то небольшой предмет (игрушку из киндер-сюрприза, например), который игроки будут искать. Они могут повсюду ходить и заглядывать во все углы, но открывать шкафы не нужно, так как он лежит на видном месте. Тот, кто найдет игрушку, дол­жен сохранить свою находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, ни на­меками. Он просто должен сесть и молча наблюдать, как остальные продолжают поиск. Тот, кто первым найдет спрятанную игрушку, в следующий раз прячет её.

Цель: учить детей в некоторых ситуациях сдерживать свою чрезмерную активность и подвижность, воспитывать выдержку, волю. Лучше, если игроков будет несколько. Все выстраиваются в одну линию и по сигналу начинают очень медленно двигаться вперёд (заранее оговорить, до какого ориентира – например, до стола, до дивана, до скамейки и т.п.) Самое интересное, что победителем считается тот, кто придёт к финишу последним! Если игрок – только один, то можно использовать секундомер, чтобы отмечать, улучшается ли, и насколько, от игры к игре, его результат.

Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Варианты: Выбираются 2 лисы.

Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.

Цель: Учить детей перепрыгивать, развивать ловкость.

Указания. Коза считается пойманной, если волк коснулся ее в тот момент, когда она перепрыгивала ров, или если она попала в ров ногой. Для усложнения игры можно выбрать 2 волков.

Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:

Что сидишь под водой?

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку.

Круг останавливается. Водяной встает и с закрытыми глазами подходит к одному из играющих. Его задача – определить кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной отгадывает имя игрока, то они меняются ролями и игра продолжается.

Цель: Развивать у детей внимание, ловкость, воображение. Упражнять в быстрой ориентировке в пространстве.

По краям площадки чертятся контуры ракет. Общее количество мест в ракетах должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:

Ждут нас быстрые ракеты На такую полетим!

Для прогулок по планетам. Но в игре один секрет:

На какую захотим, Опоздавшим места нет.

С последними словами дети отпускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места в ракетах, остаются на космодроме, а те, кто сидит в ракетах, поочередно рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется. Во время полета вместо рассказа об увиденном, детям предлагается выполнять различные упражнения, задания, связанные с выходом в космос, и другое.

Цель: Развивать у детей такие качества, как выдержка, сосредоточенность, самоконтроль, необходимых для становления произвольного поведения.

Если свет зажегся красный, значит двигаться . (опасно).

Желтый свет – предупрежденье –

Жди сигнала для. (движенья).

Нацелили детей на точное выполнение правил игры. Они заключались в следующем: когда показывается зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте, когда желтый – хлопают в ладоши, а когда красный – стоят неподвижно. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад (выбывает из игры). Правила игры повторяют 2 раза. В игре сигналы меняются неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры остаётся на месте больше участников.

Цель :Развивать умение ребенка действовать по правилу, что способствовать развитию произвольного внимания, произвольной памяти и произвольной регуляции деятельности.

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Ты хочешь остаться еще на один год в детском саду?

5. Ты любишь гулять?

6. Ты любишь играть?

7. Ты хочешь учиться?

8. Ты любишь болеть?

9. Ты хочешь играть в прятки?

10. Тебе нравится чистить зубы?

11. Ты хорошо рисуешь?

12. Ты умеешь собирать матрешку?

Использование творческой игры на занятиях по развитию речи способствуют не только обогащению словарного запаса детей, но и расширяют их кругозор, несут в себе огромный эмоциональный заряд, воспитывают качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, волевые качества. В результате дети все более подстраивают своё поведение к требуемым действиям.

Воля ребенка 3–7 лет еще очень слаба. Вместо выдержки, самообладания и настойчивости, которыми обычно характеризуется воля взрослого человека, у дошкольника мы наблюдаем неустойчивость желаний, в своей деятельности он часто теряет цель, которую перед собой поставил. Чаще всего чувства, а не размышления являются стимулом поступков ребенка. Многие действия ребенка носят подражательный характер – это тоже связано со слабостью воли. Позднее дети начинают копировать жесты взрослых, их интонации, манеру говорить. Дошкольник подражает поступкам взрослого, его поведению. Поэтому недаром так много говорят о решающей роли примера поведения взрослых. Один из основных факторов в воспитании воли – режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает малыша к порядку, организованности, дисциплине. Безоговорочное выполнение требований взрослых, строгое выполнение режимных моментов – хорошее средство воспитания воли.

Одним из приемов, помогающих ребенку осознать свою жизнь во времени, может стать планирование и подведение итогов дня. Воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Капризы, общий негативизм, который проявляется в упрямстве, ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания. Как правило, упрямство имеет избирательный характер – оно направлено главным образом к родителям. По отношению к другим детям упрямство проявляется редко. Ранние формы детского негативизма возникают, когда взрослые слишком опекают ребенка, когда дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определенным требованиям и правилам поведения. Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему должен указывать их взрослый. Давая ребёнку указание, нужно объяснять ему в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях.

Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он рисует, лепит, конструирует и, особенно, когда выполняет трудовые поручения взрослых. Если вы хотите воспитывать у ребенка трудолюбие, настойчивость и аккуратность, помните, что ваши призывы, нравоучения и положительные примеры скорее всего не подействуют. Позаботьтесь лучше о том, чтобы смысл действий ребенка оказался бы совершенно ясным для него, а результат – желанным и привлекательным, чтобы ребенок отчетливо представлял, для чего (или для кого) он что-то делает.

Очень полезны беседы с дошкольником о его настроении, о его действиях и отношениях с другими людьми. В таких беседах взрослый как бы выводит ребенка за пределы конкретной ситуации и помогает ему осознать себя.

Выделяют основные направления в развитии воли дошкольника, на которые следует обратить родителям особое внимание. Это развитие целенаправленности действий, определение соотношения между целью действий и их мотивом и возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий. Следует похвалить ребенка за проявленное волевое усилие, помощи при затруднении, при неудаче – выразить уверенность в конечном успехе, помочь добиться его. Ведь в формировании целенаправленности он очень важен. Развитию воли способствуют разные виды деятельности дошкольника и прежде всего – игровая. Каждая игра требует выполнения правил, которые имеются не только в подвижных, дидактических, но и ролевых играх. Подчинение им вырабатывает у детей выдержку, терпение, самостоятельность, настойчивость, самоограничение и другие волевые качества.

Прекрасные возможности для развития воли содержит в себе трудовая и бытовая деятельность. В процессе этих видов деятельности ребёнок учится осознавать цель планировать свои действия, запоминать их последовательность (например, уборка комнаты, уход за цветами и так далее), преодолевать трудности. Ценно, что трудовые обязанности (которые нужно постепенно усложнять) дают возможность не эпизодически, а систематически, регулярно упражнять волю ребёнка. Родители развивают волю ребёнка и когда формируют у него культурно-гигиенические навыки, культуру поведения в обществе взрослых и детей, когда помогают овладеть ребёнку ездой на велосипеде, катанием на коньках, лыжах. Развитие воли нельзя отрывать от нравственного воспитания ребёнка, овладения им нормами поведения. Ведь важно, ради каких целей, под влиянием каких мотивов совершается волевое действие.

Многое в нашей жизни происходит по правилам, которые сначала бессознательно, а потом и сознательно усваивает ребенок. Поэтому сознательное действие по правилу означает, что ребенок не только знает, что и как нужно делать, но и хочет все делать правильно. Но сначала правила усваиваются бессознательно.

Итак, развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего воспитания и обучения ребёнка. Никакое систематическое обучение и воспитание невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям воспитателя и родителей, требованиям воспитательной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание.

Рекомендации для родителей по развитию волевых качеств у детей дошкольного возраста.

1. Внимательно следить за тем, как ребенок проявляет самостоятельность, замечать и всячески поддерживать любые ее признаки.

3. Самостоятельность ребенка особенно следует приветствовать тогда, когда ребенок старается что-либо сделать как можно лучше, проявляя при этом инициативу и настойчивость, желание и готовность преодолевать препятствия. Поощрение должно иметь место даже в том случае, если ребенок старался что-либо сделать сам, но у него не получилось. Главное состоит в том, чтобы в сознании самого ребенка получаемые им поощрения ассоциировались именно со старанием, а не только и не столько с высокой оценкой взрослыми его способностей.

4. В практике педагогического общения с ребенком поощрения должны доминировать над наказаниями, что в свою очередь играет важную роль в развитии его волевых качеств. Такая практика общения создает благоприятные условия для укрепления мотива к достижению успехов, связанного с волей.

5. Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении.

6. Направлять, помогать в достижении цели.

7. Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.

8. Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и других видах деятельности.

9. Учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.

10. Спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять).

Читайте также: