Ремонт настенных часов на батарейках своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 18.09.2024

Пособие для начинающего мастера

Часовые приборы можно классифицировать по-разному: по принципу действия, по устройству колебательной системы, наконец, по назначению.

По принципу действия часовые механизмы могут быть механическими, электронно-механическими или электронными. Используемые в устройстве часов колебательные системы (баланс, маятник, кварцевый генератор, камертон и др.) зависят от способа применения и предназначения часов. Так, например, маятниковые часы могут работать только в том случае, если маятник подвешен вертикально, то есть часы должны быть неподвижны. Это напольные, настенные или (в редких случаях) настольные часы. Балансовая колебательная система, в отличие от маятниковой, не боится перемещений механизма, поэтому она используется в основном в наручных или карманных часах.

Механические часы, помимо этого, могут подразделяться по типу применяемого двигателя: гиревого или пружинного. Самые простейшие по конструкции — это настенные маятниковые часы с гиревым двигателем, такие, например, как часы с кукушкой.

Механические часы, кроме основного механизма, могут располагать еще и различными дополнительными устройствами. Например, в крупногабаритных часах это может быть бой, календарное или сигнальное устройство; в наручных часах — автоматический подзавод пружины, секундомер, сигнальное или календарное устройство и т. д.

Электронно-механические часы могут быть как наручными, так и стационарными (настольными или настенными). Электронные и электронно-механические часы также могут быть снабжены дополнительными устройствами.

Книга посвящена в основном ремонту самых распространенных часов — наручных и будильников.

В механических часах таковыми являются: двигатель, основная колесная система, колебательная система или регулятор, спуск или ход, стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок.

Источником энергии в часах является двигатель.

Он может быть пружинным или гиревым. Заведенный двигатель запасает энергию, а затем через колесную систему передает ее регулятору и стрелочному механизму. Основная колесная система состоит из зубчатых колес (секундного, промежуточного, центрального), передающих энергию от двигателя через спуск на регулятор и стрелочный механизм. Регулятор управляет раскручиванием пружины (или распусканием гири). Спуск, являющийся промежуточным узлом, периодически освобождает зубчатую передачу в колесной системе и передает энергию пружины регулятору. Стрелочный механизм состоит из системы зубчатых колес (переводные, вексельное, часовое) и передает стрелкам движение от основной колесной системы.

Механизм завода пружины и перевода стрелок состоит из заводного вала, барабанного и заводного колеса и системы рычагов. Основание часового механизма — платина, одна из сторон которой называется мостовой, а другая — циферблатной. На мостовой стороне располагаются: двигатель, основная колесная система (или ангренаж), анкерное колесо, анкерная вилка, баланс-спираль, механизм автоподзавода у часов, располагающих такой системой, а на циферблатной — стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок и календарный механизм, если таковой предусмотрен.

Заводная головка навинчена на заводной вал.

При вращении головки, т. е. при заводе часов, вал тоже вращается, передавая движение на заводное колесо и далее — на барабанное колесо, надетое на вал барабана. На нем крепится внутренний виток заводной пружины, и при вращении колеса пружина накручивается на вал. Когда заведенная пружина начинает раскручиваться, то вращение барабана передается на центральное колесо. Центральное колесо, в свою очередь, вращает колесо промежуточное, а оно — секундное, приводящее в движение секундную стрелку. Затем с секундного колеса движение передается на анкерное колесо, поддерживающее колебания баланса. Наконец, через вексельное колесо движение передается часовому колесу с часовой стрелкой.

Для ремонта часов в домашних условиях вам пригодятся: лупа, несколько отверток с диаметром лезвий от 0,6 до 2 мм, 2–3 пинцета, набор ключей, плоскогубцы, кусачки, напильники, игла, нож, штангенциркуль, приспособления для чистки и смазки (масленка, щетки, резиновая груша и др.). Бензин для смазки можно наливать в обыкновенный чайный стакан, только необходимо плотно закрывать его. В качестве щеток для чистки деталей можно использовать старые зубные щетки.

Глава 1. Ремонт механических часов

Поскольку довольно часто причиной остановки часов является загрязненность механизма, высыхание масла, проникновение влаги внутрь корпуса часов и т. д., то иногда бывает достаточно просто разобрать часы, при этом промыв или смазав их механизм. Перед разборкой часов изучите прилагаемую схему (рис. 1).

Ремонт часов своими руками. Пособие для начинающего мастера - _01.jpg

Рис. 1. Кинематическая и принципиальная схема механизма часов:

2 — ролик двойной;

4 — камень сквозной;

5 и 6—калош накладной и импульсный;

8 — штифты ограничительные;

9 — вилка анкерная;

10 — ось анкерной вилки;

11 и 12—полеты входная и выходная;

14 — колодка спирали;

15 и 16 — штифты регулировочного градусника;

17 — колесо анкерное;

18 — камень сквозной;

19 — триб анкерного колеса;

20 — колесо секундное;

21 — триб секундного колеса;

22 — стрелка секундная;

23 — колесо промежуточное;

24 — триб промежуточного колеса;

25 — колесо центральное;

26 — триб центрального колеса;

28 — пружина заводная;

29 — вал барабана;

30 — накладка мечевидная;

31 — колесо барабанное;

33 — пружина собачки;

34 — муфта кулачковая;

35 — колесо заводное;

36 — триб заводной;

37 — вал заводной;

38 — рычаг переводной;

39 — пружина переводного рычага (фиксатор);

40 — рычаг заводной;

41 — пружина заводного рычага;

42 и 43 — колеса переводные;

44 — колесо вексельное;

45 — триб вексельного колеса;

46 — колесо часовое;

47 — стрелка часовая;

48 — стрелка минутная;

49 — триб минутной стрелки (минутник)

Разборка проводится в следующей последовательности:

— Снять заднюю крышку корпуса (удобнее всего подцепить ее ножом; некоторые крышки откручиваются). Как правило, такие неисправности, как лопнувшая пружина, сломанные или погнутые колеса, разболтавшиеся винты, видны сразу же.

— Если при беглом осмотре все выглядит целым, следует вынуть механизм из корпуса. Для этого сначала надо спустить заводную пружину; делается это так: заводной головкой собачка отводится в крайнее положение (момент завода) и придерживается пинцетом, а заводная головка в это время осторожно вращается пальцами. Затем извлекается заводной вал. Для этого надо установить его в положение перевода стрелок и ослабить винт переводного рычага. Потом механизм вынимается из корпуса и заводной вал опять становится на место. В некоторых моделях корпус часов устроен так, что механизм можно вытащить и без снятия заводного вала.

Настенные электро-механические часы Янтарь родом из 80х. В данном случае это самый простой вариант без боя в простом (хотя с претензией на дизайн) пластиковом корпусе.


Частотозадающим элементом механизма является пружинный маятник, а раскачкой занимается генератор с парой катушек. Это определяет не самую высокую точность. Питание от одного элемента 373 (он же тип D).

К сожалению, спустя 30+ лет механизмы часов такого типа и возраста обычно находятся в плачевном состоянии - точность часов плохая, батарейка кончается быстро, могут просто встать. Виной этому и отсутствие обслуживания и банальный износ. Конечно можно механизм слегка освежить, но обычно детали требуют не только смазки, но и чистки, что в домашних условиях не всем подойдет. Просто залив часового масла в разные места обычно спасает не на долго, если вообще что-то меняет. Кроме того, обилие советского пластика из 80х в механизме вызывает определенное сомнение в итоге этого предприятия.

Радикальное средство - замена механизма. Современные механизмы гораздо компактнее и обычно имеют кварцевую стабилизацию и питание от одного элемента AA. Что важно, обычно механизм на замену оказывается практически бесшумным! Правда теперь механизм будет уже практически полностью пластиковым и не аутентичным советским, а китайским.

В первую очередь необходим это демонтаж старого механизма - делать это надо аккуратно. Циферблат со старым механизмом надо отвернуть от внешнего корпуса и вынуть из него, стрелки просто туго насажены на валы - их надо снять. Механизм притянут к циферблату латунной гайкой - она находится с лицевой стороны под стрелками. Гайка эта не всегда поддается - если так, то лучше орудовать со стороны механизма (если конечно он вам не дорог как память) - можно применить бормашину и отрезные круги. Новый механизм имеет похожее крепление, однако его длина меньше, поэтому резинку под механизм всего скорее не получится поставить - я предлагаю демпфировать наклейкой полоски изоленты. Механизм не должен проворачиваться, но особо с затяжкой не увлекайтесь. Еще мы лишаемся родного крепежа на стену (в версии где крепеж непосредственно над механизмом) - есть подменные механизмы с петелькой, однако мне такой вариант не очень нравится - и часы не пушинка, и не известно хватит ли той петельки до вашего гвоздя в стене. Как вариант, предлагаю закрепить между винтами крепления к внешнему корпусу проволоку и из нее делать подвес.

Есть положительный момент - всего скорее удастся сохранить родные стрелки - для минутной и часовой посадочные совпадают. Наш секундный вал тоньше, но при желании посадочное отверстие можно разжать - держаться будет. Впрочем, можно попробовать подобрать механизм с похожими ажурными стрелками, правда их длину придется уточнить.

Важный момент в установке стрелок - правильно их синхронизировать, то есть когда минутная смотрит на 30 минут, часовая должна показывать на половину любого часа.

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

Команда контент-менеджеров wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Благодаря технологическим достижениям, были созданы эффективные и простые в уходе настенные часы. В настоящее время шире всего в продаже представлены кварцевые часы. Для отсчета времени в них используются небольшие кристаллы кварца и электрический ток. За такими часами очень просто ухаживать, поэтому от вас обычно требуется лишь заменить батарейку, когда часы останавливаются. Если же проблема заключается не в батарейке, в первую очередь необходимо убедиться в том, что отсчитывающее время стрелки не цепляются за другие элементы часов. В целом же, будет быстрее и дешевле полностью заменить сломанный часовой механизм (который отмеряет время), чем пытаться починить его.

Изображение с названием Maintain a Battery Powered Quartz Wall Clock Step 1

Откройте батарейный отсек. Батарейный отсек можно найти на задней стенке часов. Этот отсек расположен на небольшой коробочке с часовым механизмом. Воспользуйтесь отверткой, чтобы вскрыть защелку на крышке батарейного отсека или открутить удерживающий ее винт. [1] X Источник информации

Изображение с названием Maintain a Battery Powered Quartz Wall Clock Step 2

Выньте старую батарейку. Подцепите один из концов батарейки пальцами. После этого ее можно будет легко вынуть из отсека. Выбросьте разрядившуюся батарейку. [2] X Источник информации

Изображение с названием Maintain a Battery Powered Quartz Wall Clock Step 3

Очистите контакты батарейного отсека. Удалите с контактов любые осыпающиеся следы коррозии металла. Для очищения контактов воспользуйтесь влажной ватной палочкой. [3] X Источник информации

Изображение с названием Maintain a Battery Powered Quartz Wall Clock Step 4

Вытрите контакты насухо. Чистой тряпочкой или бумажным полотенцем осторожно вытрите контакты. Очень важно, чтобы они были сухими, когда в часы будет вставлена новая батарейка. Если у вас нет чистой сухой тряпочки, дайте контактам самостоятельно высохнуть. [4] X Источник информации

Изображение с названием Maintain a Battery Powered Quartz Wall Clock Step 5

Вставьте новую батарейку. Прочитайте указания на батарейном отсеке часов относительно того, какая батарейка им требуется. Обязательно правильно расположите плюс и минус батарейки – именно так, как это указано на батарейном отсеке. [5] X Источник информации

В качестве примера мы рассмотрим механизм настольных электронно-механических часов с кварцевым резонатором (рис. 10).

1 — элемент питания;

3 — гайки крепления редуктора;

5 — стопорное устройство;

6 — винты крепления шагового двигателя;

7 — триб шагового двигателя;

8 — винты крепления катушки;

9 — двигатель шаговый;

10 — колесо вексельное;

12 — колесо часовое;

14 — вал переводной;

15 — колесо центральное;

17 и 19 — колеса промежуточные первое и второе;

18 — мост передний;

20 — колесо секундное;

21 — блок электронный;

22 — винты крепления электронного блока

Механизм состоит из шагового двигателя, основной колесной системы, элемента питания и электронного блока.

Кварцевый генератор часов начинает работать при подключении элементов питания к электронному блоку. Для преобразования электрической энергии в механическую служит шаговый двигатель (9). С триба (7) через первое промежуточное колесо (17) вращение передается на секундное колесо (20). На оси секундного колеса находится секундная стрелка. Для того чтобы привести в движение минутную стрелку, вращение передается дальше, через второе промежуточное колесо (19) и центральное колесо (15), на втулке которого и закреплена минутная стрелка.

Движение с центрального колеса передается на вексельное колесо (10), а оттуда — на часовое колесо (12). Узел центрального колеса снабжен специальным устройством, которое позволяет скоординировать показания минутной и часовой стрелок. Для установки точного времени и перевода минутной и часовой стрелок используется переводной вал (14).

Для установки секундной стрелки на точное время используется устройство стопорения секундной стрелки (5).

Снимите кожух и вытащите элемент питания и клеммы.

Снимите электронный блок (21); для этого надо, во-первых, отвернуть два винта (22) крепления электронного блока, чтобы отсоединить его от колонок панели (13) и моста (4); во-вторых, отсоединить электрический разъем.

Снимите шаговый двигатель (9); для этого надо отвернуть два винта (6) крепления шагового двигателя к колонкам панели.

Отверните две гайки (3) крепления редуктора.

Снимите задний мост (4), секундное колесо (20), первое (17) и второе (19) промежуточные колеса.

Снимите устройство стопорения секундной стрелки (5), передний мост (18), центральное колесо (15), вексельное колесо (10), часовое колесо (12).

Снимите пружину (16) и переводной вал (14).

Снимите колонки (11), для чего отверните две гайки крепления колонок к лицевой стороне панели.

При необходимости разберите шаговый двигатель. Для этого надо снять узел ротора шагового двигателя, отвернуть два винта крепления катушки и снять ее. После разборки все детали шагового двигателя и редуктора, кроме катушки, надо промыть в бензине. Для промывания оси ротора двигателя нужно снять катушки и ротор, а само промывание проводить при собранных магнитопроводах.

Основной неисправностью шагового двигателя, как правило, бывает обрыв провода катушки. Ремонт при этом возможен только в том случае, если оборвался внешний конец провода. Процедура ремонта следующая: лак катушки растворите с помощью амилацетата около оборванного конца так, чтобы хватило длины вытянуть провод. Затем паяльником удалите остатки провода с клеммы. Сделайте вокруг этой клеммы 2–3 витка и припаяйте провод заново.

Смочите щетку в смеси спирта с бензином и очистите место пайки, а затем покройте его лаком.

Наиболее часто встречающиеся неисправности электронного блока часов — это отказ интегральной микросхемы и кварцевого резонатора. Эти узлы лучше всего заменить.

Дефекты основной колесной системы исправляются так же, как и в механических часах.

Сборка и регулировка механизма часов

Установите две колонки (11). На правую колонку наденьте пружину (16) и зафиксируйте ее положение штифтом подставки. Затем поставьте на эту же колонку передний мост (18); отгиб пружины должен входить в паз моста.

Первое промежуточное колесо (17) вставьте в отверстие моста трибом вверх. На ось секундного колеса (20) наденьте шайбу и сферическую пружину и также вставьте секундное колесо в отверстие моста.

Слегка приподняв секундное колесо, установите второе промежуточное колесо (19) и стопорное устройство.

Установите задний мост и заверните две гайки.

Положите на задний мост узел основной колесной системы. Минутное колесо поставьте на трубку переднего моста, а переводной вал (14) закрепите в отверстиях переднего и заднего мостов.

Читайте также: