Ремонт lipo аккумуляторов своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Восстановление и вторичное использование li-ion и li-pol акк

Восстановление и вторичное использование li-ion и li-pol акк

Доброе утро всем!
Решил я как-то восстановить свою убитую батарею от ноута Acer Aspire 5230, ёмкостью 4400 мАч. Она состоит из шести li-ion элементов (последовательно три секции по два элемента в паралель). Ёмкость каждого отдельного элемента 2200 мАч. В нете много разной противоречивой инфы на тему реанимации данных аккумов. Решил выбрать наиболее правдоподобную и немного её доработал. Суть заключается в зарядке аккума импульсным током (через мощный контроллер. ) в "экстремальном" режиме, т.е. величиной тока в 1.5 - 2С (С - ёмкость аккума) при принудительном охлаждении! Я обдувал холодным воздухом (Т= 5*С). Зарядку продолжал до тех пор, пока контроллер сам не отключит питание. Затем следует выполнить быструю разрядку аккума. Ток разряда - 1-1.2С.
Данные процедуры я проводил по 4 раза с каждым элементом и в итоге ёмкость четырех элементов возросла в среднем на 40 - 50%
Остальные два элемента напрочь отказывались брать ток. И напряжения на них соответственно не было. Благо, что сразу не выбросил! Потом через пару дней наткнулся на статейку в инете, где рассказывается о подобных случаях. Дело в том, что в 90% таких случаев сработала защита внутри элемента. Защита представляет собой алюминиевую мембрану, которая при увеличении температуры и соответственно давления внутри аккума деформируется и размыкает цепь!
Для "оживления" этих двух элементов пришлось спилить выступ на положительном электроде. Через полученное отверстие с помощью спички очень аккуратно надавливаем на мембрану (чтобы не повредить её). Проверяем напряжение. У меня сразу тестер показал 3.9В. Если напряжение отсутствует - повторяем процедуру со спичкой. После вышеописанной зарядки/разрядки этих двух элементов, их емкость стала выше процентов на 10-15 остальных четырех элементов.
Вывод: Литиевые батареи (даже те, которые не показывают напряжения) все-же можно частично восстановить!

Право не знаю, литиевые элементы очень здорово самовоспламеняются, и тушить их бесполезно. Стоит ли рисковать? Не зря там защиты установлены

БАРС писал(а): Право не знаю, литиевые элементы очень здорово самовоспламеняются, и тушить их бесполезно. Стоит ли рисковать? Не зря там защиты установлены

Если честно, то я не представляю что с этими батареями делать нужно, чтобы они воспламенились! Разве что гвоздем пробить! Я с ними работаю довольно длительное время и успел поставить множество экспериментов (скорее краш-тестов) над ними. Ну если Вы накоротко замкнете пару батарей (литиевых), ёмкостью ампер-часов так 10-15, то скорее всего ничего хорошего с этого не выйдет!
А если с умом с ними работать, то можете не беспокоиться!
У меня один раз замкнуло 4х1800 мАч и в таком состоянии простояло несколько минут. То кроме раскаленного до красна провода и убитых аккумов ничегострашного не произошло..

Тут только на свой страх и риск.

Доброе утро. Вчера подфартило достать 3 ли-пол аккума в идеальном состоянии (2 на 2800 мАч и 1 на 2000 мАч.) Было бы все отлично, но часто встречал статейки, в которых категорически запрещается параллельное включение разных по ёмкости литиевых аккумов. Облазил несколько сайтов производителей и выяснил, что при наличии в каждой АКБ родного контроллера - параллельное подключение допустимо! Только сперва потенциалы выровнять нужно.
Теперь собственно вопрос: На какой шимке можно сделать повышающий (или понижающий) преобразователь с максимальным КПД?

Тут дело даже не столько в конкретной микрухе, сколько в технологии. Микруху лучше брать на полевиках (CMOS) - меньше собственное потребление, и лучше синхронник.
Из тех, с которыми я ковырялся, можно взять HIP6004.
А LM2576 - она же древняя вроде, как и MC-шка. Щас вместо неё есть 2596.

Форум моделистов


RickHustle



Просмотр Профиля

Слышал где-то что вздувшиеся банки лития модно аккуратно прокалывать, выпускать из них раздувающий их газ, загерметизировать дырочку и эксплуатировать дальше.

Кто пробовал сей метод? Какие впечатления? Стоит ли игра свеч, улучшается ли токоотдача вздутых банок до того состояния когда они были не вздутыми?

Интересуют так же технические вопросы: в каком месте лучше всего делать отверстие (сбоку? сверху? между плоскостями банок?), чем лучше потом отверстие герметизировать? Пока планирую циакрином.


EVIL



Просмотр Профиля

Слышал где-то что вздувшиеся банки лития модно аккуратно прокалывать, выпускать из них раздувающий их газ, загерметизировать дырочку и эксплуатировать дальше.

Кто пробовал сей метод? Какие впечатления? Стоит ли игра свеч, улучшается ли токоотдача вздутых банок до того состояния когда они были не вздутыми?

Интересуют так же технические вопросы: в каком месте лучше всего делать отверстие (сбоку? сверху? между плоскостями банок?), чем лучше потом отверстие герметизировать? Пока планирую циакрином.

Не тратьте зря время - это либо труп или дайте батарее полежать 2-3 месяца. Она вернётся в своё нормальное состояние, но той ёмкости и токоотдачи не будет. Вздувшаяся полимерка говорит о превышении разрядного тока, чего она не любит. За 6 полётов на импеллерном Ан 72 я угробил 4х баночную полимерку 2500мА/Ч. Сейчас половина этой батареи (2банки) летает на 2,5м. Як 54 в качестве источника бортового питания. А вообще вздутые батареи со временем перестают брать заряд. Если проколоть оболочку полимерки, то загерметизировать её уже не удастся - какой-то компонент испаряется даже через липкую сторону скотча и полимерный электролит быстро (2недели и меньше) приходит в негодность. Циакрин к сожалению не клеит оболочку полимерки( ну во всяком случае из того, что попадало мне в руки). Полимерка очень чувствительна к разрядному току. Если не превышать 10С то никаких вздутий не будет и батареи хватит на год. Ну если в день 2-3 полёта.


RickHustle



Просмотр Профиля

Не тратьте зря время - это либо труп или дайте батарее полежать 2-3 месяца. Она вернётся в своё нормальное состояние, но той ёмкости и токоотдачи не будет. Вздувшаяся полимерка говорит о превышении разрядного тока, чего она не любит.

Почему-то на практике все начавшие вздуваться полежавшие месяц-два батарейки при дальней экплатации показывают что умерли практически полностью.

Если не превышать 10С то никаких вздутий не будет и батареи хватит на год. Ну если в день 2-3 полёта.


Alex54



Просмотр Профиля

А у меня пара акк. 2200 16C3S слегка раздуваются после каждого вылета, через пару часов опять приходят в норму. Причем никакой перегрузки по току нет, все расчитано с запасом. И так уже десяток циклов прошло. Незнаю сколько еще проживут .


RickHustle



Просмотр Профиля

А у меня пара акк. 2200 16C3S слегка раздуваются после каждого вылета, через пару часов опять приходят в норму. Причем никакой перегрузки по току нет, все расчитано с запасом. И так уже десяток циклов прошло. Незнаю сколько еще проживут .


С вышеописаным поведением и у меня есть - старенький DualSky, года 2.5 где-то ему, а эти надулись и не слегка и чем больше лежат тем больше надуваются. Токоотдача стала слабая, здорово просаживаются по напряжению под нагрузкой.


Alex54



Просмотр Профиля

Есть мысль поставить бортовой ваттметр. Можно будет контролировать максимальные параметры и реальную токоотдачу. Да и подбор винтов будет уже происходить по обьективным параметрам.


RickHustle



Просмотр Профиля

Есть мысль поставить бортовой ваттметр. Можно будет контролировать максимальные параметры и реальную токоотдачу. Да и подбор винтов будет уже происходить по обьективным параметрам.


kretov



Просмотр Профиля


EVIL



Просмотр Профиля

Почему-то на практике все начавшие вздуваться полежавшие месяц-два батарейки при дальней экплатации показывают что умерли практически полностью.
Да? А если у меня аккумулятор заявленый 22С и вертолёт которому 10С маловато будет даже на висение?

Значит в батарее произошли какие-то необратимые изменения и она - труп . Бывает. Во втором случае придётся поставить батарею большей ёмкости, чтобы разрядный ток не превышал 10С. У меня на Ти-Рэксе 450 стоит полимерка 2100мА/Ч. Мне пришлось сделать более тяжёлый киль для восстановления центровки. Насчёт 22С не верьте это ток короткого замыкания делёный на 2. Батарея выдержит его в течение 12 секунд. Это же не а123.


RickHustle



Просмотр Профиля

Насчёт 22С не верьте это ток короткого замыкания делёный на 2. Батарея выдержит его в течение 12 секунд. Это же не а123.


Производители специально часто на аккумуляторах указывают два параметра - к примеру: 20С - при длительном разряде и 50С в перегрузках и указывают сколько секунд могут быть перегрузки.
И качественные аккумуляторы используемые при таких токах живут долго и счастливо. Примером тому служат проф. пилотажки F3A


EVIL



Просмотр Профиля

Производители специально часто на аккумуляторах указывают два параметра - к примеру: 20С - при длительном разряде и 50С в перегрузках и указывают сколько секунд могут быть перегрузки.
И качественные аккумуляторы используемые при таких токах живут долго и счастливо. Примером тому служат проф. пилотажки F3A

Первый раз вижу такие цыфры , может мои знания устарели или я полный дебил, но практика показывает, что на стандартных полимерках ( Дуалскай;Пилотаж; Гиперион и т.п.) превышение разрядного тока свыше 10С вызывает сначала разбалансировку банок, а затем смерть переразряжаемых банок. При этом количество циклов может быть и менее 50 . Более того, на самой батарейке написано, какой ток не следует превышать. И ещё пишут либо предельный ток разряда в течение 12 сек.,либо этот ток обозначают ххС. Может быть для профессорских пилотажек существуют профессорские батарейки? Я ни разу не видел


RickHustle



Просмотр Профиля


Pett



Просмотр Профиля

Это точно. батарейки бывают разные.. и я думаю не нужно всех под одну гребёнку чесать..
А цифровыми надписями на Ли-По сборках разных производителей можно наверно кого угодно запутать Видемо некоторые производители не стесняются слегка приувеличивать возможности своих аккумов. но не все такие. так что пожалуй остаётся только опытным путём выявлять какие аккумы действительно подходят для поставленных задач.. и им отдавать предпочтения. Ну и конечно опытом коллег по использованию разных аккумов для разных задач тоже не стоит пренебрегать
Если бы аккумы могли держать продолжительную нагрузку только 10С . то 3Д полёт вертушки 600 класса на сборке 6S 5000 ма/ч был бы невозможен. ну или аккумы при этом выходили бы из строй очень быстро.
На таких вертиках используются моторчики обычно не менее 2000 ватт(или даже более). а это не менее 90 ампер, а-то и больше. что там в пиках я вообще молчу . Ветрик при этом выжигает такой аккум менее чем за 5 минут. однако аккумы служат. и по 50. и по более циклов.
Я сам лично пока только учился использовал самодельную сборку 4200 ма/ч 6S 2P где была заявлена рабочая нагрузка 10С и максимальная 16С .. это 42 и 68 ампер. на вертике с мотором 75 ампер. И этого вполне хватало для висения и полётов кругами. и только когда я стал требовать от вертика что-то болшее аккум скончался. хотя возможно просто время его пришло. к тому моменту он отработал почти 50 циклов. Идаже после этого было выявленно что аккум умер не полностю. а только на половину. он был снова разобран и те банки которые не умерли. используются до сих пор


EVIL



Просмотр Профиля

50 циклов - это мало . Обычно фирмы гарантируют сохранение ёмкости батареи, её способность токоотдачи в течении 50 циклов при нормальном и меньшем разрядном токе. При меньшем разрядном токе, количество циклов увеличивается . Т.е. после 50 циклов батарея остаётся рабочей , но её ёмкость снижается к этому моменту примерно на 15% . Во всяком случае так заявляют производители.


Pett



Просмотр Профиля

Согласен. 50 циклов это маловато Но бывает что разчитывать и на эту цифру.. это большой оптимизм
При "экстримальном" использовании аккумов. т.е. на грани их возможности. потеря ёмкости 15-20% равносильна гибели аккума . Ибо если новый аккум отдаёт 100 ампер, модель потребляет 100 ампер. к пятидесяти циклам(причём постепенно) аккум уже будет отдавать 80-85 ампер. но модель по прежнему будет просить 100. -аккуму конец!
Конечно это грустно. но летать-то как-то надо


EVIL



Просмотр Профиля

Наверное А123, придумали для вертолётных экстремальщиков. Всё-таки на самолёте, я никогда, ни на что не променяю полимерку. Даже на ядерный миниреактор .


RickHustle



Просмотр Профиля

Наверное А123, придумали для вертолётных экстремальщиков. Всё-таки на самолёте, я никогда, ни на что не променяю полимерку. Даже на ядерный миниреактор .


И очень зря. На SebArt Katana 30E ставил 5S A123 и не нарадовался. Самолёт получился с сумашедшей тягой и с возможностью на двух паках летать практически непрерывно.


EVIL



Просмотр Профиля

Просто, как ни крути, всё упирается в вес . Борьба за вес идёт на граммы, а тут . Вес одной банки полимерки 2100мА/Ч=55. 65г.( причём , чем больше допустимый разрядный ток, тем тяжелее банки), А123 2250мА/Ч= 65. 80г., причем доступнее более тяжёлые образцы, т.к. лёгких постоянно нет в наличии , плюс А123 нужно упаковывать на 1 банку больше, т.к. напряжение полимерки=3,7В на банку, А123 =3,3В на банку. Т.е. вместо 4-х баночной полимерки, нужно 5-ти баночную А123 . Да, можно поставить А123, такого же веса, получить гигантскую отдачу тока , но получить малое полётное время - ведь оно напрямую зависит от разрядного тока . Может быть и хорошо, что "овощные" полимерки нельзя разряжать током больше 10С - полётное время будет от 6 до 10 мин . (смотря сколько висеть на винте). А можно 20мин. летать нормально. Во всяком случае, для моделей-копий, я не вижу альтернативы полимеркам.


RickHustle



Просмотр Профиля


Всё упирается не в вес, а в нагрузку на крыло. Используйте крылья с бОльшей площадью типа как в Себиных самолётах и живите счастливо.
Для полукопий согласен- не вариант, они и так перетяжелённые всегда.


EVIL



Просмотр Профиля

В том-то и дело - нам пилотажек не надо - грузовик подавай. А вы видели крылышки современных грузовых самолётов? Без слёз не взглянешь .

1. Самый популярный способ восстановить Li pol аккумулятор - это использовать лабораторный источник напряжения. Всё дело в том, что аккумуляторы упомянутого типа в состоянии разряда способны потреблять очень большие токи, а лабораторный источник питания способен выдавать мощность в режиме работы ограничения по току. В случае если ток не ограничивать, то он вызывает разрушение химической структуры самих аккумуляторов. Какой же ток выставить на источники питания? Рекомендуемый ток ток заряда ~ 0,1 - 0.5 С , где С - ёмкость аккумулятора. В случае, если Вам ёмкость аккумулятора неизвестна , то я бы не советовал превышать ток величиной 0,1-0,3 Ампера.

2 - ой способ для восстановления аккумулятора.

Второй способ менее научный, но более доступный. Если у Вас имеются два аккумулятора одинаковой ёмкости из которых один заряженный, а другой ниже порога разряженного состояния, то соединив их параллельно вы сможете вернуть второй к жизни. Что произойдёт ? На заряженном аккумуляторе напряжение упадёт, а на разряженном вырастет. Как только на разряженном аккумуляторе напряжение станет 3 Вольта и выше - его можно подключать к микросхеме зарядного устройства.

Данный способ основан на способности Li Pol аккумуляторов отдавать ток величенной до 2C и обратная способности принимать большие токи в состоянии глубокого разряда. Что было бы если бы я подключил зарядную микросхему при напряжении >3Вольт? В нашем случае она бы начала греться и могла бы сгореть, а если бы мы увеличили зарядный ток заменив резистор, то могли бы довести аккумулятор до разрушения.

3. Какой дешевый контроллер заряда аккумуляторов использую я?

Для того, чтобы зарядить аккумулятор после его восстановления, мы будем использовать микросхему заряда аккумуляторов tp4056, которая стоит от 60 до 120 рублей. Российская промышленность не выпускает чего-то подобного, при этом нельзя сказать что для производства подобных микросхем требуются какие-то критические технологии. Если верить новостям, то через несколько лет в России будут свои Li ion и Li Pol аккумуляторы, а вот контроллеры для их эксплуатации вряд ли.

Какие функции выполняет эта микросхема и почему без неё не обойтись.

Аккумуляторы упомянутого типа заряжаются током, а их порядок заряда лучше всего объясняет график представленный ниже.

Как видно из графика, при заряде данных аккумуляторов необходимо ограничивать ток. По этой причине мы не можем использовать для зарядки аккумуляторов обычный адаптер на 4,2 Вольта. При глубоком разряде аккумулятора рекомендуется начинать его заряд с 0,1 С, где С - это ёмкость аккумулятора. В нашей микросхеме ток заряда задаётся токоограничивающим резистором и в процессе зарядки ток не изменяется. Это значит, что с этой микросхемой использовать Fast Charge у Вас не получится.

В итоге, не беря во внимание некоторые аспекты, например, отсутствие таймера заряда и долгое время зарядки моих аккумуляторов, данная микросхема меня устраивает для домашнего применения. Я использую готовый модуль на этой микросхеме который можно увидеть на видео, единственное что я на нём доделаю - это добавлю NTC.

Терморезистор должен отключить элемент питания при достижении критической температуры, но в варианте модуля за 80 рублей он не предусмотрен.

Восстановление аккумуляторов (NiMH LiIon LiPo) с помощью зарядного устройства IMax B6

Часто при использовании современных электронных средств развлечения и связи (мобильных телефонов, планшетов и ноутбуков) возникает необходимость в восстановлении автономности работы устройства, тоесть его аккумуляторной батареи.

Внимание. Все способы восстановления и прочих манипуляций Вы производите на свой страх и риск, соблюдайте технику безопасности и относитесь к данному делу со всей серьезностью. Помните, производители всегда рекомендуют делать замену вышедшего из строя аккумулятора. При проведении манипуляций по зарядке-разрядке следите за температурой аккумулятора, не давайте ему перегреваться. Есть сведения, что перегрев литиевых аккумуляторов может привести к его взрыву. Все нижеизложенное опробовано лично мной методом проб и ошибок.

Перед началом восстановления аккумулятора внимательно осмотрите его на предмет вытекания электролита, вздутия, коррозии, повреждения или других дефектов. Если что-либо из этого обнаружено обязательно произведите замену.

Восстановление никелевых NiMH аккумуляторов с помощью IMax B6.

В процессе циклирования никелевых аккумуляторов нужно обратить внимание на количество принимаемых mAh (миллиампер часов), если от цикла к циклу их максимальное количество не увеличивается, то аккумулятор можно отправлять в утиль.

Пример: Берем старую NiMH аккумуляторную батарею KNB-29N от переносной радиостанции емкостью 1500mAh и напряжением 7.2V , которую штатное зарядное устройство заряжает очень быстро. Полученного при этом заряда не хватает даже для включения радиостанции.

  • Подключаем к АКБ к Imax B6, настраиваем ток заряда 0.1A ”NiMH CHARGE Man CURRENT 0.1A”

Заряд аккумулятора NiMH током 0.1A

  • Режим разряда 0.2A с автоматической регуляцией напряжения “NiMH DISCHARGE 0.2A AUTO”.

Разряд аккумулятора NiMH током 0.2A

  • Выбираем и настраиваем режим “циклирования” – “NiMH CYCLE DCHG>CHG 3″ (режим циклирования, разряд-заряд, количество циклов 3).

Режим циклирования, разряд-заряд, количество циклов 3

После проведения всех процедур АКБ была восстановлена до состояние 1222 mAh с учетом что паспортная емкость новой не намного больше (1500mAh). На фото показан только последний цикл, приходилось выключать Imax B6 поскольку оставлять без присмотра заряжающееся аккумуляторы категорически не советую, времени заняло около двух суток.


Восстановление литий-ионных LiIon аккумуляторов 18650 с помощью IMax B6.

Для возвращения к жизни данного типа аккумуляторов подключаем его к Imax’у выбираем режим зарядки для 1 элемента, тип LiIon, ток заряда 0,5A.

Восстановление литиевых LiIon LiPo аккумуляторов планшетов с помощью Imax B6.

Восстановление LiIon аккумуляторов ноутбуков с помощью IMax B6

Читайте также: