Ремонт генератора 3701 своими руками

Обновлено: 03.07.2024

Генератор трактора преобразовывает механическую вращательную в электрическую энергию и обеспечивает питанием электрооборудование машины, включая подзарядку пусковых аккумуляторных батарей с напряжением 12 или 24 вольт. Трактора МТЗ 80(82) ранних модификаций укомплектовывались самовозбуждаемыми трёхфазными генераторами переменного тока Г304, Г305 и Г306 советского производства с выдаваемым напряжением 14 вольта мощностью 400 Вт. Дополнительные буквы в аббревиатуре модификаций, вышеуказанных генераторов, означают различие обмоточных данных статора и имеют аналогичную унифицированную конструкцию с одинаковыми техническими характеристиками. Г 304 и Г305 в своём составе имели две неподвижные обмотки возбуждения для генерации энергии при левом и правом вращении, Г 306 с одной обмоткой возбуждения только для правого вращения. Более современная версия тракторных генераторов имеет аналогичную конструкцию с маркировкой 46.3701.

генератор


тракторный генератор

Модели генераторов для МТЗ-82

В состав электрической системы входили несколько модификаций генераторов:

  1. На технике выпуска до конца II квартала 1975 г. использовался агрегат модификации Г304-Д1, оборудованный реле-регулятором РР362-Б. Генератор отличается расположением коммутационных клемм на задней части корпуса.
  2. Со второй половины 1975 г. (по некоторым данным — с начала 1976 г.) стал использоваться узел модели Г306, работавший в паре с регулятором напряжения РР362-Б.
  3. В 80-е гг. стал использоваться агрегат модификации Г309, отличающийся повышенной мощностью и увеличенным ресурсом деталей. На части машин применялся 700-ваттный генератор Г464, который был вытеснен изделием Г964 (и его модификациями), имеющим мощность 1000 Вт.
  4. С начала 2000-х гг. был внедрен узел модели АТ 1150.04.1 (или аналог с заводским номером 9695.3701-1), имеющий увеличенную на 11% отдачу и усовершенствованный корректор напряжения. На тракторах с кондиционером и дизельным мотором Д-245 используется агрегат 9702.3701, способный вырабатывать ток до 100 А (мощность составляет 1400 Вт).


Конструкция и принцип работы

Агрегат крепится на боковой части картера двигателя на поворотном основании, верхняя точка фиксации позволяет регулировать натяжение приводного ремня. Крутящий момент передается от шкива, закрепленного на носке коленчатого вала при помощи сегментной шпонки. Ремень также вращает помпу жидкостной системы охлаждения, при обрыве привода или заклинивании ротора генератора дальнейшая эксплуатация трактора невозможна. В торцевых крышках корпуса выполнены фасонные каналы для подачи воздуха и стока воды, попадающей во внутренние полости изделия.


Электрическая машина состоит из статора, внутри которого установлен неподвижный пакет листов, отштампованных из электротехнической стали, на котором имеются медные обмотки. Катушки образуют фазы, внутри которых элементы замкнуты последовательно, сами фазы объединены по схеме треугольника. Внутри статора на шарикоподшипниках смонтирован вал ротора, на ось напрессован пакет пластин из стали. Опоры закреплены в съемных крышках. На носке вала предусмотрена штампованная крыльчатка, обеспечивающая охлаждение оборудования.

Шариковые подшипники оборудованы резиновыми защитными крышками, не позволяющими воде вымывать смазку. В конструкции оборудования предусмотрены катушки возбуждения, расположенные по торцам статора. В момент начала работы на обмотки подается напряжение от батареи, позволяющее вывести генератор в рабочий режим.

Смонтированный внутри кожуха установки блок выпрямителя оборудован металлическим корпусом, обеспечивающим охлаждение полупроводниковых диодов в процессе работы.

Если на тракторе отсутствует аккумулятор (дизель запускается при помощи бензинового стартера ПД-10), то необходимо перевести генератор из режима независимого возбуждения в состояние параллельного возбуждения. Для этого необходимо кратковременно (на 1 секунду) подключить к обмоткам возбуждения источник постоянного тока напряжением 12 В. Положительный кабель прикладывается к клемме Ш, а отрицательный — к выводу М. Процедура обеспечивает намагничивание деталей конструкции, что позволяет вывести генератор в рабочий режим без внешнего воздействия.

После запуска двигателя ротор начинает вращаться, наводя магнитное поле в выступах статора, которое изменяется от минимума до максимума в зависимости от положения подвижного ротора. Создаваемые пульсации позволяют наводить в обмотках статора переменный 3-фазный ток, который затем выпрямляется полупроводниковым блоком. Уровень напряжения корректируется отдельным реле, в котором предусмотрен переключатель сезонов работы (в зимнее время генерируемое напряжение выше, что обеспечивает подзарядку батареи с охлажденным электролитом).



Схема подключения генератора

Схема подключения генератора к бортовой сети трактора не зависит от модели оборудования.

В конструкции предусмотрены 3 или 4 выхода:

  • точка В или + применяется для коммутации положительного провода от батареи;
  • колодка М подключается к отрицательному полюсу АКБ;
  • разъем Д (используется на новых модификациях) проходит через прибор индикации зарядки и замок зажигания к положительному выходу аккумулятора;
  • штекер Ш выводится на корпус трактора (отрицательный полюс);
  • точка W встречается на части генераторов, подключается к тахометру.

Описание процесса

Генератор крепится на двигателе, затем производится регулировка натяжения ремня, после чего затягивается верхний болт фиксации. Проводка подсоединяется к выводам, расположенным на задней части агрегата, в соответствии с электрической схемой трактора. При ошибочной коммутации генератор не заработает, при повороте ключа в замке должна загореться красная лампа отсутствия зарядки. После пуска мотора индикатор автоматически отключается, указывая на корректную работу системы зарядки батареи.


Проверка обмотки

Тест обмотки производится при выключенном моторе и отсоединенных от генератора кабелях. Для тестирования необходимы контрольная лампочка и заряженный аккумулятор на 12 В. Для проверки катушек возбуждения следует подать отрицательное питание на колодку М, а положительный штекер батареи замкнуть через лампу с разъемом Ш. При исправной катушке происходит падение силы тока в цепи, лампа горит тускло.

Полный накал указывает на пробой между обмотками и кожухом генератора, а отсутствие свечения сигнализирует об обрыве катушки.

Дополнительные тесты, позволяющие проверить обмотку статора и выпрямитель:

  1. Подать отрицательный сигнал на точку М, а положительный полюс соединить выводом В, включив в цепь контрольную лампу. При нормальном состоянии индикатор не горит, при повреждении диодов или пробое положительного выхода на корпус электрической машины лампа включится.
  2. Подать отрицательное питание на любой контакт переменного тока (перед выпрямителем), а положительный провод замкнуть на колодку В через контрольную лампочку. Если выпрямитель исправен, то лампа не включится, при пробое диодов прямой полярности — загорится.
  3. Подключить положительный вывод к разъемам переменного тока, а отрицательный соединить с выводом М. Если лампа горит, то необходима замена диодов обратной полярности. Также наблюдается замыкание между обмоткой статора и корпусом генератора.

Похожие посты

Почему нет зарядки на акб на мтз 80?

  • Автор: Андрей Монастырёв
  • 26 октября 2019

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста. Почему нет зарядки на акб на мтз 80? Гена рабочий, разрядку показывает, массу выключаешь, лампочка работает что гена рабочий и ток идёт на лампочку. Что на малых или на больших оборотах нету, амперметр показывает меньше 0, уже всё перепробывали всяко разно, всеравно нету. Подскажите что ещё делать как и куда.

Посоветуйте поршневую на ямз 236м.

  • Автор: Максим Бурцев
  • 17 октября 2019


Всем привет. Посоветуйте поршневую на ямз 236м. Все спасибки

Поставили на мтз 80 двигатель д 243 вместо д 240 руль тяжело крутит, что может быть?

  • Автор: Александр Брыков
  • 14 октября 2019

Подскажите пожалуйста поставили на мтз 80 двигатель д 243 вместо д 240 руль тяжело крутит

МТЗ 80 КУН поднимает держит, но вилы сами по себе опрокидываются

  • Автор: Батырхан Сила
  • 29 августа 2019


Привет трактористы такая беда мтз 80 с куном вчера поехали за сеном грузить кун поднимает держит но вилы сами по себе опракидываються ну или вилы выворачивает а вот 2 дня назад сено копнили на поле всё ок, цилиндры не держут поменяли распред новый р80-3/4-222 такая же хрень а вот кун идеально держит может месяцами держать но вилы всё равно выворачивает цилиндры перебратые месяца 2 назад перебрали поставили другие уже не падает но бля когда стягиваешь вилы он закусить как то и не может их вывернуть опракинуть рычаг автоматом на нейтраль выбивает Нш 32 новый .Заранье спасибо понимаб может ситуация не донеслась к вам но надесь поймёте

На МТЗ 80 не могу поймать дорогу. Стоит самовар. Как его отрегулировать?

  • Автор: Михаил Мирошкин
  • 16 августа 2019

Привет всем. У меня вот такая проблема. На МТЗ 80 не могу поймать дорогу. Стоит самовар. Как его отрегулировать?

Есть ли разница сухого отсека МТЗ 50, 52 между МТЗ 80 или 82?

  • Автор: Альберт Навкаев
  • 05 августа 2019

Подскажите есть ли разница сухого отсека мтз 50,52 между мтз 80,82? Заранее всем спасибо!

Мтз-80 ломает лапку сцепления

Такая проблема мтз-80 ломает лапку сцепления перебрал 3 недели снова сломало в чем причина не пойму может кто сталкивался с этой причиной

Как повернуть сидение на мтз 80?

Доброй ночи.у меня мтз 80 экскаватор.с новой кабиной.Я не могу понять как мне перевернуть сиденье чтоб Ковшом капать?оно у меня на половину только поворачивается и все.И ещё вопрос как опускаются где ковш две лапы находиться для более устойчивости?Сильно не смейтесь трактор по наследству перешёл инфы про мои 2 вопроса нет не где.

Где находятся полукольца коленвала?

  • Автор: Руслан Валиахметов
  • 10 июля 2019

Подскажите полукольца коленвала спереди или сзади на мтз 80?

Подскажите, как быть?

  • Автор: Николай Стафоркин
  • 10 июля 2019

Мужики, здорово. Я к Вам за советом. На МТЗ 80 замучился ремонтировать форсунки. Неделя-две и опять дым в трубу не влазит, когда на холостом постоит, и соляря в поддон. Фильтра меняю, головка новая, поршневая тоже, насос тоже с ремонта. Всю голову уже сломал. Может кто сталкивался, подскажите, пожалуйста.

Характеристики генератора

Основные технические параметры генераторов приведены в таблице.

ПараметрГ304-Д1Г309АТ 1150.04.1
Мощность, Вт25010001150
Рабочее напряжение, В121414
Допустимая нагрузка, А297082
Частота вращения при номинальной мощности, об/мин360045003000

ТО устройства на МТЗ

В процессе эксплуатации на генераторе оседают частицы масла и пыль, которые следует удалять чистой ветошью. Если грязь набилась во внутренние полости оборудования, то узел необходимо снять для разборки и чистки ветошью, смоченной бензином. Не допускается образование слоя окислов на клеммах или разрушение изоляции проводов бортовой сети трактора.

При пуске мотора должна гаснуть контрольная лампа (на части тракторов допускается мигание индикатора на холостом режиме, при повышении частоты до 1400 об/мин лампочка отключается).

Не допускается эксплуатация оборудования с поврежденными шкивом или крыльчаткой вентилятора. Рекомендуется периодически проверять и регулировать натяжение ремня (стрела прогиба 30 мм при нагрузке 3 кг). Чрезмерно натянутый привод перегружает подшипники ротора. По причине износа элементов нарушается нормальный зазор между вращающимся узлом и статором. Трещины или надрывы на ремне приводят к проскальзыванию привода.

Обслуживание электросхемы

Техническое обслуживание схемы трактора можно проводить своими руками или же с помощью электрика. Главное, чтобы это происходило регулярно, проверялись все клеммы и крепления. При необходимости надо провести очистку нужных деталей от грязи и пыли.

Стартер требует чистки каждые 3000 часов использования. Для этого нужно выполнить следующие действия:

  • провести демонтаж стартера;
  • удалить грязь;
  • снять кожух, который выполняет защитные функции;
  • провести проверку щеточно-коллекторного узла.

Потом стартер надо снова собрать и проверить изоляцию на проводах, соединения на штепселях, целостность проводов.

Частые неполадки и их диагностика

Если после пуска мотора не гаснет контрольный индикатор, то необходимо проверить состояние и натяжение ремня. Затем следует осмотреть точки соединения проводки с клеммами на наличие окисления элементов. Если работоспособность не восстановилась, нужно проверить обмотки при помощи контрольной лампы. Дополнительное тестирование производится при помощи вольтметра на номинальном режиме работы дизеля. Напряжение на выходах не должно падать ниже 12,5 В при коммутации внешней нагрузки (например, фар головного света и габаритов).

Равномерный посторонний шум при работе оборудования возникает из-за ослабевания затяжки гайки шкива или износа шариковых подшипников. Для проверки необходимо снять ремень, рукой проверить плотность посадки шкива и прокрутить ротор. Металлические стуки или рывки указывают на износ опор и контакт между пластинами ротора и статора. При дальнейшей эксплуатации произойдет необратимое повреждение деталей.

Гайка затягивается ключом. Если в шкиве разбито посадочное отверстие, то необходимо установить новую деталь. Подшипники стягиваются с помощью винтового съемника, одновременно производится диагностика деталей генератора.

В статье описаны основные дефекты генераторов на МТЗ-82, просим читателей оставлять свои отзывы с описанием поломок и способов устранения неисправностей.

Проверяем обмотку ротора

Частой неисправностью автомобильного генератора является замыкание обмоток. Это может случиться в результате резкого скачка напряжения, попадания воды, износа щеток и др. Так как проверить генератор мультиметром на предмет целостности его обмоток можно, лишь получив полный доступ к ним, потребуется демонтаж всего узла. Описывать этот процесс мы не будем, так как у разных автомобилей он отличается. До того как проверить снятый генератор на работоспособность обмотки ротора, его, естественно необходимо разобрать.

Читать дальше: Знаки пдд с пояснениями

После извлечения ротора находим на его валу контактные кольца. Их всего два. Включив мультиметр в режиме омметра, подсоединяем его щупы к этим кольцам. Прибор должен выдать сопротивление в пределах 2-5 Ом. Это нормальные показатели для исправного ротора. Более высокое сопротивление свидетельствует о плохом контакте между кольцами. В обратном случае, когда показания прибора приближаются к нулю, скорее всего, имеет место межвитковое замыкание.

Снимаем ремень генератора, полностью отворачиваем гайку крепления генератора к натяжной планке


Вынимаем генератор вверх…


Вынимаем болт.

Разъединяем генератор и кронштейн.

Отсоединяем провод от регулятора напряжения.


Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления регулятора напряжения и щеткодержателя.


Снимаем регулятор напряжения с щеткодержателем.

Не погните крыльчатку!

Снимаем с вала шайбу,

…половинки шкива,


…распорную шайбу,…

Поддеваем отверткой и снимаем сегментную шпонку,

…под которой расположена шайба без шпоночного паза.

Снимаем клемму и, отвернув крестообразной отверткой винт, демонтируем конденсатор.

Остро заточенной чертилкой или краской помечаем взаимное расположение крышек и статора для последующей сборки.

Вынимаем болты.

Снимаем переднюю крышку.


Снимаем пластину с винтами.

Выпрессовываем старый и запрессовываем новый подшипник подходящим отрезком трубы, передавая усилие только на наружное кольцо.

На валу ротора расположено упорное кольцо.

Наворачиваем на резьбу вала гайку, зажимаем ее в тиски и рывком снимаем заднюю крышку со статором.


При затруднении в снятии ротора постукиваем по его торцу выколоткой из мягкого металла через окно регулятора напряжения.


Разъединяем ротор и статор.


Подшипник демонтируем съемником, а новый напрессовываем подходящим отрезком трубы, передавая усилие через внутреннее кольцо.


Поддеваем отверткой и снимаем статор.


Снимаем выпрямительный блок.

Вынимаем из выпрямительного блока контактный болт.

Из задней крышки вынимаем три винта крепления выпрямительного блока и концов обмоток статора (под ними расположены изоляторы).


Ремонт генератора, один из наиболее встречающихся видов ремонта современных автомобилей, особенно отечественного производства. Можно уже не говорить про старые автомобили, так как ремонт генератора своими руками там обыденное дело.

Если генератор не исправен, а это видно по работе автомобиля и по очень частой разрядки АКБ. При этом можно сразу обратиться в автосервис, особенно если необходимо проводить ремонт генераторов ниссан или других иномарок, но можно и выяснить причину самому и при этом хорошо сэкономить. Для того, как провести диагностику генератора прочитайте статью, как проверить генератор автомобиля.

Можно ли самостоятельно отремонтировать генератор

Те, кто уже не одноразово проводили ремонт генератора своими руками, уже набили и руку и приобрели бесценный опыт, для них разобрать генератор и выяснить причину поломки не составляет особого труда.

Уход за генератором

ремонт генератора своими руками

Самое главное необходимо понимать, что за генератором, как и за всеми узлами автомобиля, необходимо следить, и своевременно его обслуживать. Своевременно менять щетки, не допускать попадания большого количества пыли и грязи, уже не говориться про воду. Следить за правильной натяжкой клинового ремня генератора, чтобы он не был ни ослаблен, ни перетянут.

Проверять техническое состояние генератора рекомендуется через каждые 15 000 км. пробега. Обычно при правильном уходе за генератором он может прослужить до 160 000 км. пробега и ремонт генератора своими руками просто не понадобится, вы просто его замените и все.

Но чтобы генератор автомобиля так долго прослужил, необходимо научится его правильно обслуживать, и без разборки генератора здесь не обойтись.

Порядок разборки генератора

Если вы хотите проводить ремонт генератора своими руками, то следует научиться правильно разбирать генератор.

Естественно, что каждая модель генератора может разбираться по-разному, особенно генераторы от иномарок, но все же алгоритм действий во всех случаях практически одинаковый.

Первым делом необходимо очистить генератор от пыли, а по необходимости даже продуть сжатым воздухом.

Далее снимаются щетки генератора одновременно с щеткодержателем, для этого необходимо окрутить только одни винт.

Сразу же проверьте состояние щеток и щеткодержателя. Если щетки выступают менее чем на 0,5 см из щеткодержателя, то они подлежать немедленной замене.

Так же при снятии щеткодержателя обратите внимание на состоянии гнезда, где он крепится. Обычно, в гнезде содержится много угольной пыли, которая смешана с маслом, удалите все это тряпочкой.

При необходимости, если Вы хотите полностью разобрать генератор , снимите его шкив. Для этого вам понадобится специальное приспособление 67.7823.9504


но перед снятием не забудьте открутить гайку, с помощью который данный шкив крепится.

В приспособлении 67.7823.9504 имеется специальный захват, который выполнен в виде 2-х металлических полуколец, его и необходимо использовать для снятия шкива генератора.

Но данную работу лучше отдать специалисту, так как она требует определенной сноровки, да и приспособление 67.7823.9504 для многих, кто хочет проводить ремонт генератора своими руками, что-то невообразимое и не понятное.


Далее отсоединяем заднюю крышку, которая расположена со стороны контактных колец от крышки со стороны привода генератора, и одновременно с этим снимаем статор, выпрямительный блок и ротор, вал которого находится в подшипнике крышки со стороны привода генератора.

Далее в разборе генератора автомобиля ничего сложного нет, отсоединяем провода от статора, и от выпрямительного блока, извлекаем данный блок.

Сборка генератора

При сборке генератора, которая происходит в обратной последовательности, необходимо использовать специальный калибр, в котором предусмотрено два диаметра с обоих сторон, 12 и 22 миллиметров.


Он применяется для того, чтобы не допустить несоосность отверстий в крышках генератора, которая не должна превышать 0,4 миллиметра.

Так же гайку шкива генератора необходимо затягивать с определенным моментом силы 38,4–88 Ньютонов на метр.

Форс мажор в ходе ремонта

В ходе ремонта генератора может быть потребоваться замена подшипников ротора генератора или замену реле лампы контроля заряда АКБ, которое включает и выключает контрольную лампу, расположенную в панели приборов.

Как правило, данное реле находится под капотом с правой стороны над передним колесом.

Так же можно самому заменить генератор автомобиля. Но проведения сложных работ по замене основных и сложных узлов, таких как статора, ротора, подшипников, необходимо выполнять в специализированных мастерских.

И в данном случае ремонт генератора своими руками подвластен только настоящим мастерам этого дела.


  • 1. Крышка генератора со стороны контактных колец;
  • 2. Болт крепления выпрямительного блока;
  • 3. Контактные кольца;
  • 4. Шариковый подшипник вала ротора со стороны контактных колец;
  • 5. Конденсатор 2,2 мкф-120% для подавления радиопомех;
  • 6. Вал ротора;
  • 7. Провод общего вывода дополнительных диодов;
  • 8. Зажим "30" генератора для подключения потребителей;
  • 9. Штекер "61" генератора (общий вывод дополнительных диодов);
  • 10. Провод вывода "Б" регулятора напряжения;
  • 11. Щетка, соединенная с выводом "В" регулятора напряжения;
  • 12. Регулятор напряжения;
  • 13. Щетка, соединенная с выводом "Ш" регулятора напряжения;
  • 14. Шпилька для крепления генератора к натяжному устройству;
  • 15. Крышка генератора со стороны контактных колец;
  • 16. Крыльчатка вентилятора со шкивом привода генератора;
  • 17. Полюсный наконечник ротора;
  • 18. Шайбы крепления подшипника;
  • 19. Дистанционное кольцо;
  • 20. Шариковый подшипник вала ротора со стороны привода;
  • 21. Стальная втулка:
  • 22. Обмотка ротора (обмотка возбуждения);
  • 23. Сердечник статора;
  • 24. Обмотка статора;
  • 25. Выпрямительный блок;
  • 26. Стяжной болт генератора;
  • 27. Буферная втулка;
  • 28. Втулка;
  • 29. Поджимная втулка;
  • 30. Отрицательный диод;
  • 31. Изолирующая пластина:
  • 32. Фазный вывод обмотки статора;
  • 33. Положительный диод:
  • 34. Дополнительный диод;
  • 35. Держатель положительных диодов;
  • 36. Изолирующие втулки;
  • 37. Держатель отрицательных диодов;
  • 38. Генератор;
  • 39. Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи;
  • 40. Вольтметр;
  • 41. Монтажный блок;
  • 42. Дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт;
  • 43. Выключатель зажигания;
  • 44. Аккумуляторная батарея.

Трехфазный генератор переменного тока типа 37.3701 со встроенным выпрямительным блоком и микроэлектронным регулятором напряжения применяется на автомобилях ВАЗ-2108, -2109. Он служит для питания потребителей электрическим током и для зарядки аккумуляторной батареи. Максимальная сила тока отдачи генератора (при 13 В и 5000 об/мин) составляет 55 А, а пределы регулируемого напряжения 14,1 + 0,5 В. Основные части генератора: ротор, статор, крышка 1 с выпрямительным блоком 25, крышка 15 с подшипником 20, шкив с вентилятором 16 и щеткодержатель с регулятором напряжения 12. Крышки и статор стянуты в единое целое четырьмя стяжными болтами 26. Ротор генератора представляет собой вращающийся электромагнит. Стальные клювообразные полюсные наконечники 17 и втулка 21, напрессованные на вал 6 ротора, образуют сердечник электромагнита. Между полюсными наконечниками в пластмассовом каркасе находится обмотка 22 ротора, называемая обмоткой возбуждения. Ток в обмотку подводится через медные контактные кольца 3, к которым припаяны выводы обмотки. Вал ротора вращается в двух шариковых подшипниках 4 и 20, установленных в крышках 1 и 15. Подшипники закрытого типа. Смазки, заложенной в них при изготовлении, достаточно на весь срок службы генератора. Задний подшипник 4 напрессован на вал ротора, а его наружная обойма поджимается резиновым кольцом, помещенным в канавку крышки. Передний подшипник 20 запрессован в крышку 15 и для надежности зажат между двумя стальными шайбами 18, стянутыми четырьмя винтами. Концы винтов раскернены. Внутренняя обойма этого подшипника, вместе с дистанционным кольцом 19, зажата гайкой крепления шкива между ступицей шкива и ступенькой вала. Статор генератора состоит из сердечника 23 с обмоткой 24. Сердечник набран из пластин электротехнической стали, соединенных в четырех местах электросваркой. В пазах сердечника уложена трехфазная обмотка статора, концы которой соединены в звезду без вывода нулевой точки. Выпрямитель, преобразующий переменный ток генератора в постоянный, выполнен в виде выпрямительного блока 25. Он представляет собой две алюминиевые пластины с запрессованными в них шестью диодами типа ВА-20 полупроводниковыми приборами, пропускающими ток только в одном направлении. Для упрощения конструкции выпрямителя применены диоды разной полярности "положительные" и "отрицательные". У положительных диодов на корпусе создается "плюс" выпрямленного напряжения, а у отрицательных "минус". Положительные диоды запрессованы в пластину 35 выпрямительного блока, а отрицательные - в пластину 37. Выпрямительный блок крепится к крышке 1 тремя болтами 2, изолированными вместе с пластиной 35 положительных диодов от крышки пластмассовыми втулками. Гайками болтов 2 одновременно зажимаются выводы диодов и обмотки статора. С пластиной 35 соединен зажим "30" (8) генератора, являющийся выводом "плюс" выпрямителя. Выводом "минус" является масса генератора. На пластине 35 выпрямительного блока установлены также и три дополнительных диода 34. Напряжение, снимаемое с этих диодов, идет для питания обмотки возбуждения 22 и схемы контроля исправности генератора с помощью контрольной лампы 39 разряда аккумуляторной батареи. Напряжение генератора регулируется микроэлектронным бесконтактным регулятором напряжения 12, закрепленным винтом на крышке 1. Это неразборный и нерегулируемый узел и в нем полностью отсутствуют какие- либо электромагнитные реле с контактами. Замыкание или размыкание цепи питания обмотки возбуждения генератора происходит за счет открытия или закрытия мощного выходного транзистора в регуляторе в зависимости от величины управляющего напряжения на выходе "Б" регулятора. В паз регулятора напряжения вставляется пластмассовый щеткодержатель с двумя щетками 11 и 13, через которые питается обмотка возбуждения генератора. Щетка И соединена с выводом "В" регулятора напряжения, а щетка 13 с выводом "Ш" Этот вывод находится на внутренней стороне регулятора и не маркируется на его корпусе. Работа генератора. При включении зажигания замыкаются контакты "15/1" и "30/1" выключателя зажигания, затем контакты "30" и "87" реле зажигания (на рисунке не показано), и через обмотку возбуждения генератора начинает протекать ток, замыкающийся по пути: "плюс" аккумуляторной батареи зажим "30" генератора 38 монтажный блок 41 контакты "30" и "87" реле зажигания предохранитель "5" монтажного блока дополнительные резисторы 42 и по параллельной цепи через лампу 39 вывод "61" генератора вывод "В" регулятора 12 напряжения обмотка 22 возбуждения вывод "Ш", выходной транзистор регулятора напряжения "масса". Контрольная лампа 39 разряда аккумуляторной батареи горит, сигнализируя о том, что обмотка возбуждения питается от аккумуляторной батареи. Протекающий по обмотке возбуждения ток создает вокруг полюсов ротора магнитный поток. После пуска двигателя ротор генератора вращается, и под каждым зубцом статора проходит то южный, то северный полюс ротора. Поэтому магнитный поток, проходящий через зубцы статора, меняется по величине и направлению. Этот переменный магнитный поток пересекает витки обмотки статора и создает в ней электродвижущую силу Переменное напряжение и ток, индуктированные в обмотке статора, выпрямляются выпрямительным блоком и для питания потребителей используется уже выпрямленный постоянный ток, снимаемый с зажима "30" генератора. Одновременно с общего вывода дополнительных диодов 34 снимается выпрямленное напряжение для питания обмотки возбуждения генератора. У работающего исправного генератора напряжение на зажиме "30" и на общем выводе дополнительных диодов (штекер "61") одинаковы. Поэтому ток через контрольную лампу 39 не протекает, и она не горит. В этом случае обмотка возбуждения генератора питается от выпрямителя на трех дополнительных диодах, а аккумуляторная батарея заряжается генератором. Если контрольная лампа 39 горит, то это указывает на неисправность генератора, на то, что он либо вообще не дает напряжения, либо оно ниже напряжения аккумуляторной батареи. В этом случае напряжение на штекере "61" (напряжение генератора) ниже напряжений на зажиме "30" (напряжение аккумуляторной батареи). Поэтому в цепи между ними протекает ток, проходящий через контрольную лампу, и она горит. С увеличением частоты вращения ротора напряжение генератора повышается. Когда оно начинает превышать уровень 13,6 - 14,6 В, то выходной транзистор в регуляторе напряжения 12 запирается, и ток через обмотку возбуждения прерывается. Напряжение генератора падает, транзистор в регуляторе отпирается и снова пропускает ток через обмотку возбуждения. Чем выше частота вращения ротора генератора, тем больше время запертого состояния транзистора в регуляторе, следовательно, тем сильнее снижается напряжение генератора. Описанный процесс запирания и отпирания регулятора происходит с высокой частотой. Поэтому колебания напряжения на выходе генератора незаметны и практически можно считать его постоянным, поддерживаемым на уровне 13,6 - 14,6 В.



Детали генератора 37.3701
1 – конденсатор; 2 – регулятор напряжения в сборе с щеткодержателем; 3 – колодка вывода дополнительных диодов; 4 – изолирующие втулки; 5 – выпрямительный блок; 6 – контактный болт; 7 – статор; 8 – ротор; 9 – дистанционная втулка; 10 – внутренняя шайба крепления подшипника; 11 – крышка со стороны привода; 12 – шкив; 13 – наружная шайба крепления подшипника; 14 – стяжной болт; 15 – передний шарикоподшипник ротора; 16 – втулка; 17 – крышка со стороны контактных колец; 18 – буферная втулка; 19 – поджимная втулка



Схема подключения генератора 37.3701 в автомобиле ИЖ-2126 "Орбита" и модиф.
1 - аккумуляторная батарея; 2 - генератор; 3 - блок предохранителей и реле; 4 - выключатель зажигания; 5 - вольтметр



Схема подключения генератора 37.3701 в автомобиле ВАЗ-2108 и модиф.
1 - генератор; 2 - отрицательный диод; 3 - дополнительный диод; 4 - положительный диод; 5 - контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи; 6 - комбинация приборов; 7 - вольтметр; 8 - монтажный блок; 9 - дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт; 10 - реле зажигания; 11 - выключатель зажигания; 12 - аккумуляторная батарея; 13 - конденсатор; 14 - обмотка ротора; 15 - регулятор напряжения



Схема подключения генератора 37.3701 в автомобиле ВАЗ-2105 и модиф.
1 – аккумуляторная батарея; 2 – отрицательный диод; 3 – дополнительный диод; 4 – генератор; 5 – положительный диод; 6 – обмотка статора; 7 – регулятор напряжения; 8 – обмотка ротора; 9 – конденсатор; 10 – монтажный блок; 11 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи в комбинации приборов; 12 – вольтметр; 13 – реле зажигания ; 14 – выключатель зажигания

Читайте также: