Ремонт газовой рейки своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Ознакомление с бытовым и производственным газовым оборудованием. Системами отопления и водоснабжения

Ремонт газоводяного узла

Ремонт газоводяного узла

Как любой механизм водяной блок в своей конструкции имеет изнашивающиеся детали. Когда они приходят в негодность, работа нагревателя ухудшается или прекращается совсем.

При возникшей неисправности, вполне по силам выполнить ремонт водяного узла газовой колонки самостоятельно, разобрав редуктор и заменив отработавшие своё расходные материалы. Для начала предлагаю разобраться в том, как собственноручно разобрать и отремонтировать водяной узел устройства проточного водонагревателя.

Назначение газоводяного узла

Независимо от сложности конструкции газовые колонки, применяемые для нагрева воды в домах, где нет ГВС (горячего водоснабжения), действуют по общему принципу. Проходящая через теплообменник вода нагревается газом, который подается на горелку при появлении тока жидкости через водяной узел и перекрывается при закрытии крана горячей воды.

Водяной узел – первый автоматически работающий блок газовой колонки на пути холодной воды.

Основная задача водяного блока – подача сигнала на включение или отключение газовому узлу, работающему с ним в паре, регулировка подачи газа к горелке и подачи воды в змеевик теплообменника (обеспечение нормальной работы колонки).

Благодаря оригинальному внутреннему устройству, при открытии крана горячей воды водяной редуктор подает сигнал:

  • к открытию газа при условии, что расход нагретой воды не ниже предусмотренного;
  • к прекращению подачи газа при перекрытии крана или недостаточном напоре горячей воды.

Чтобы не заниматься ремонтом в слепую, нужно понимать, как тот или иной узел работает. Для лучшего понимания назначения деталей и принципа работы, рассмотрим устройство водяного блока применяемой в быту газовой колонки. Сделаем это на примере одной из самых распространённых колонок – Нева.

Водяной редуктор в просторечии называют сердцем водяного узла. Корпус состоит из двух частей – основания и крышки, соединяемых винтами. В Неве корпус выполнен из латуни. В современных колонках корпуса редукторов выполняют также из силумина, полиамида или высокопрочного пластика.

К тому же в нижней части основания сделаны ревизионные отверстия для спуска воды, заглушенные винтами.

Основание имеет два патрубка. По вводному в лягушку поступает вода. С помощью накидной гайки патрубок присоединяется к трубе водопровода. Здесь же установлена уплотняющая прокладка, предохраняющая от утечек, и сеточка фильтра, защищающая внутренности лягушки от попадания с водой частиц мусора. Наличие фильтра продлевает жизнь мембране, особо чувствительной к присутствию мусора, действующего при потоке воды и движении мембраны подобно абразиву.

Выводной патрубок оснащён штуцером Вентури. С трубкой, по которой вода из редуктора идет к змеевику теплообменника, патрубок соединен накидной гайкой. Здесь также устанавливают уплотняющую прокладку. Над суженной частью штуцера Вентури в теле основания сделано перепускное отверстие, через которое вода из нижней полости регулятора через штуцер попадает в отделённую мембраной верхнюю полость – под крышку.

Газоводяной узел в разрезе

Крышка редуктора напоминает формой перевернутую чашу. В ее центре располагается канал для пропуска штока и установки втулки, снабженной гайкой. На нижнем конце штока (с внутренней стороны крышки) укреплен диск тарелки, контактирующей с мембраной (диафрагмой). Верхний конец штока механически передаёт сигнал клапану газового блока. Сбоку крышки имеется перепускной канал, оснащенный регулировочным винтом и шариком-замедлителем, выполненным из металла или пластика. Нижнее отверстие канала (при соединении половинок корпуса) совпадает с перепускным отверстием основания. Канал с шариком работают как шариковый клапан.

Между крышкой и основанием расположена мембрана – выполняющая главную функцию блока. Раньше мембраны изготавливали из резины. Из современных материалов лучшим является силикон. Встречаются также комбинированные – резино-металлические диафрагмы. Вдоль края мембранного диска располагаются отверстия для скрепляющих винтов, а также перепропускное отверстие.

Принцип действия штуцера Вентури

Чтобы детально понимать принцип действия лягушки, разбираемся с тем, как работают отдельные детали устройства. Начнем со штуцера Вентури. Он представляет собой трубчатый цилиндр, в канале которого сделано искусственное сужение. Сужение канала вызывает увеличение скорости потока и понижение давления в узком месте.

В результате возникает разница давлений жидкости:

  • перед сужением вода давит на стенки с большей силой;
  • в узком месте, где скорость течения максимальна, – давление понижено.

Там, где в штуцере давление при открытии крана минимально, начинается перепускной канал, через который вода из нижней полости лягушки попадает в верхнюю. При закрытом кране потока воды к змеевику нет. Разницы давлений в штуцере и перед ним – тоже. В обеих сообщающихся полостях редуктора давление одинаково. Мембрана занимает положение посредине.

Давление воды в нижней полости – величина постоянная, равная напору воды в водопроводе. Давление воды в верхней полости лягушки – величина переменная. Максимальное давление в ней, равное напору воды в водопроводе, достигается при закрытом кране горячей воды. При полностью открытом кране скорость течения в месте сужения штуцера максимальная. Давление в перепускном канале понижается до минимального, следом понижается давление воды в верхней полости редуктора.

При открытии крана горячей воды и появлении разницы давлений, мембрана, стремясь выгнуться вверх, давит с силой на тарелку, жестко закрепленную на штоке. Шток выдвигается наружу и передаёт усилие на клапан газового блока, отвечающий за включение подачи газа на горелку. Перепад давления достаточен для того, чтобы за счет площади мембраны сгенерировать необходимую силу, передать ее через тарелку штоку и преодолеть упругость пружины, установленной на штоке. При закрытии крана, поток воды в колонке прекращается, разница давлений исчезает. Мембрана возвращается в исходное

положение, переставая давить на шток. Пружина возвращает шток назад, и клапан газа закрывается.

Назначение шарика-замедлителя

Если снять и потрясти крышку водяного редуктора, можно услышать, как со стуком в нем перекатывается металлический шарик. Его можно увидеть, если открутить регулировочный винт. Маленькая стальная (или пластиковая) горошина при включении и выключении колонки катается вдоль перепускного канала, то частично перегораживая его просвет, то освобождая больше места для перетока воды.

Откатываясь в направлении винта при включении крана, шарик частично перегораживает собою просвет канала. Вода из верхней полости уходит замедленно, поэтому открытие газового клапана происходит плавно. При закрытии крана горошина смещается в обратном направлении, просвет быстро освобождается, а перепад давления устраняется. Поэтому выключение газовой колонки происходит быстро.

Таким способом плавное открытие газа и быстрое его перекрытие осуществляются также автоматически, поэтому канал с шариком еще называют шариковым клапаном. Регулируется плавность открытия газа при помощи регулировочного винта, спрятанного под завинчивающейся пробкой. Делается это в крайних случаях, так как обычно редуктор хорошо отрегулирован производителем.

О роли тарелки и штока

В сборе эти две детали похожи на грибок со шляпкой. Шток представляет собой металлический стержень, выдвигающийся при включении крана горячей воды в сторону газового блока.

На одном конце стержня крепится пластиковая тарелка, которую, изгибаясь, толкает мембрана, вторым концом шток нажимает на клапан газового узла, открывающий подачу газа к горелке.

Для предотвращения протечек воды в канал подачи газа и на платформу микровыключателя, в штоковые соединения устанавливают несколько сальников.

В современных моделях механизм управления газовым клапаном дублирован. Включение производится механически (нажатием штока на клапан) и при помощи микровыключателя. В последнем при отводе лапки (выдвигающимся штоком) производится замыкание и подаётся сигнал на открытие клапана

Байпас и другие новшества редукторов

В современных водонагревателях, например, бренда Электролюкс, можно встретить усовершенствования – байпас с регулятором протока воды. Это канал, параллельный трубке Вентури, поток воды через который регулируется.

При закрытии регулятором байпаса, вся вода идёт через штуцер, следовательно, перепад давлений максимальный, газ открывается на полную мощность. При открытии байпаса поток воды через трубку Вентури понижается, вместе с этим снижается перепад давления и газовый клапан приоткрывается меньше. Температура нагрева жидкости снижается.

В этих же колонках основание корпуса оснащено клапаном, который регулирует проток воды через лягушку (устройство обратной связи). Если в магистрали водопровода возрастет напор, клапан частично прикроется и откроется шире при снижении напора.

Ещё одним из защитных устройств водяного узла является предохранительный клапан, сбрасывающий давление и защищающий тем самым от разрыва трубы колонки. Он состоит из трубки, торец которой закрыт пробкой, а внутри находится подпружиненный (пружинкой, силу сжатия которой регулирует прижимной винтик) удерживающий клапан. Если наблюдается протечка в данном месте, прижимной винтик закручивают немного туже.

Подготовка к ремонту водяного узла

Часто, разобрав лягушку для установки новой мембраны, можно обнаружить, что кроме неё необходимо заменить одну или несколько прокладок разного диаметра. Поэтому к ремонту нужно приступать, купив заранее полный ремкомплект водяного узла, соответствующий модели вашей газовой колонки.

Также понадобятся два разводных газовых ключа. Они необходимы, чтобы при демонтаже и обратной установке во время накручивания фурнитуры (гибких шлангов или фитингов) не нанести повреждения штуцерам узла.

При приложении чрезмерных усилий в штуцерах возможно образование микротрещин, или скрытых трещин, которые снаружи не видны. Чтобы этого не произошло, на штуцерах сделаны шестигранные площадки, которые придерживаются от смещения одним из ключей. Вторым ключом прикручивают или откручивают фурнитуру.

Корпус водяного регулятора прочен, рассчитан на работу при большом напоре воды (расход до 3 м 3 /час). Деталей, которые могут прийти в негодность и стать причиной поломок газовой колонки, в водяном узле немного.

  • прорыв мембраны;
  • нарушение целостности пластиковой тарелки – мембрана не может подвинуть шток;
  • образование накипи на штоке, замедляющей движение стержня или приводящей к его заклиниванию, что происходит из-за протечки сальника;
  • разрушение шарика-замедлителя (очень редко, но случается), засорение канала, заклинивание шарика;
  • заполненность мусором сеточки фильтра, что понижает напор воды из-за перекрытия прохода;
  • попадание мусора в штуцер Вентури из-за чего понижается напор в кране горячей воды, колонка не работает;
  • износ прокладок, сальников – это причина протечек, приводящих к образованию накипи.

Большинство из этих неисправностей имеет характерные симптомы, которые можно выявить при внешнем осмотре.

Любые протечки требуют вмешательства, которое не следует на долго откладывать. Длительное воздействие воды окисляет контакты. В результате, микровыключатель становится неремонтоспособным, совершенно негодным.

Диагностика причин и устранение поломок

Большинство внутренних нарушений можно выявить уже при внешней диагностике, тестируя работу колонки. Внешние симптомы, свидетельствующие о нарушении работы лягушки, чаще всего указывают на непосредственного виновника. Лишь часть внешних проявлений может быть следствием разных причин, что выяснится после демонтажа водяного узла.

1. Маленький напор горячей воды

Если напор в горячей воды меньше, чем холодной, причиной может быть засор сеточки фильтра. Устраняется очисткой, не требующей разборки лягушки, однако, чаще эта причина – не единственная, поэтому разобрать ВУ следует, хотя бы с целью профилактики.

Еще одна причина – засор канала штуцера Вентури. В этом случае разбирают редуктор, вывинчивают и прочищают штуцер.

2. Колонка не включается

Еще одна причина – закисание штока. Устранение: редуктор разбирают, шток очищают от накипи, шлифуют и смазывают минеральным маслом, заменяют сальники.

Также среди возможных причин поломка тарелки. Без неё мембрана не способна сдвинуть шток. Устраняется заменой.

3. Включение колонки с задержкой

Если при открытии крана горячей воды колонка включается со значительной задержкой, виной этому может быть неправильная регулировка шарикового клапана (регулировочный винт излишне вывернут). Для исправления винт вворачивают, сделав несколько оборотов.

Еще причины: засорение перепускного канала или заклинивание шарика-замедлителя. Нужен разбор лягушки. Засор устраняют чисткой канала тонкой палочкой из дерева и промывкой. Шарик можно извлечь, если вывинтить пробку и регулировочный винт.

4. Колонка работает после закрытия крана

Если колонка после закрытия крана ещё некоторое время продолжает работать, а затем выключается, скорее всего причина кроется в неправильной регулировке плавности включения. Регулировочный винт нужно вывернуть, сделав несколько оборотов. Для регулировки плавности включения газа выкручивают пробку, затем с помощью отвёртки ввинчивают регулировочный винт на несколько оборотов для ускорения включения подачи газа, либо вывинчивают на несколько оборотов – для замедления.

Также причиной такой проблемы может быть залипание микровыключателя. От попадания протекающей воды его внутренние контакты деформируются и трескаются. Устройство заменяют новым. После замены микровыключателя колонку для тестирования включают на пару минут и выключают. Сама же течь – повод к демонтажу лягушки и ревизии сальников штока.

Еще одна причина – появление помехи свободному движению штока. Возможны два варианта: причина в конструкции газовой части или в неисправности водяного узла. В последнем случае шток может задерживаться образующейся накипью или не двигаться из-за поломки пружин. Редуктор разбирают, производят очистку и, при необходимости, – замену деталей.

Две последние неисправности (залипание штока и микровыключателя) могут привести к тяжким последствиям. Требуется немедленное устранение.

5. Водонагревателя не набирает мощность

Не достигается полная мощность водонагревателя, а при этом голубое пламя горелки вялое и при работе гаснет. Наиболее вероятная причина – прохудилась мембрана. Устраняется заменой.

6. При розжиге не слышно щелчков

Если (при фитильном запале горелки) жиклер очищен, но пламя танцует излишне далеко от краев горелки, его языки больше 3-5 см, значит, прорвалась диафрагма. Требуется разобрать узел и заменить мембрану.

7. Наблюдается протечка воды из редуктора

Основная причина – износ уплотняющих прокладок или сальников. Производят замену.

8. При включении воды шток бездействует

В некоторых моделях движение штока можно наблюдать визуально. Если шток при открытии крана горячей воды остается неподвижным или выдвигается не на всю длину, значит дело в прохудившейся мембране или в поломке тарелки, что выяснится при разборе лягушки.

Такую поломку устраняют заменой испорченной тарелки или мембраны. Перед разборкой узла желательно запастись новыми прокладками и сальниками.

Правила демонтажа и разборки редуктора

Независимо от того, какой модификации газовая колонка, перед началом ремонта или профилактического обслуживания отключите подачу на агрегат газа и холодной воды.

Для слива воды из системы открываем кран горячей воды, располагающийся ниже всех водоразборных устройств, запитанных от колонки. Под демонтируемый водяной узел помещаем широкую ёмкость (таз или ведро), куда будут сливаться остатки воды из редуктора.

Извлечение редуктора из колонки

Часто лягушку можно снять отдельно. Но в некоторых колонках сделать это невозможно, поэтому придётся демонтировать оба блока вместе. Есть модели проточных водонагревателей, в которых для того, чтобы получить доступ ко внутренностям лягушки, совсем не обязательно демонтировать её, – достаточно снять крышку.

После этого, выкрутив саморезы, снимаем переднюю панель. Обратите внимание, что цифровое табло на передней панели присоединено с помощью разъёмных клемм к электронным устройствам колонки. Поэтому, выдвинув панель на себя, разъединяем клеммы и только после этого убираем панель окончательно.

Далее процесс извлечения водяного узла рассмотрим в следующей фото-подборке.

Разборка водяного регулятора

Освободив лягушку, и слив из нее последнюю воду, отвинчиваем крышку. Часто винты бывают закисшими. Для облегчения работы и чтобы не сорвать шлицы, применяем спецсредство WD-40. Вывернув винты, снимаем крышку, удаляем мембрану и осматриваем состояние внутри.

Пришедшие в негодность детали заменяем, очищаем и промываем внутренности (поверхности, каналы, при необходимости – очищаем корпус снаружи), устанавливаем детали на место и собираем лягушку в обратном порядке.

Обратная сборка лягушки

Особо важно правильно установить диафрагму. Перепускное отверстие должно точно совпадать с одноименными отверстиями крышки и основания. Если канал, соединяющий полости основания и крышки, будет перекрыт, колонка работать не будет.

Установив крышку на основание, закручиваем винты. Собранный редуктор устанавливаем на место (также в обратном порядке), не забывая про уплотнительные прокладки на патрубках и на соединении водогазового узла с платформой ножки газовой горелки.

Тестирование отремонтированного узла

После установки отремонтированной лягушки, проверяем работу водяной части без подключения газа, открыв кран горячей воды.

  • не появились ли на соединениях капли;
  • одинаков ли расход при включении горячей и холодной воды по отдельности;
  • щелкает ли запальное устройство горелки;
  • нормально ли движется шток при открытии и закрытии крана.

Если не все идет как надо, стоит перепроверить свою работу. Впрочем, иногда причина может крыться не только в водяном узле.

Только после того, как смонтированная лягушка выдержала тестирование, можно подавать газ на колонку. Но не стоит забывать о правилах безопасности при использовании колонки. А при появлении запаха газа следует немедленно перекрыть его подачу, устроить проветривание и вызвать газовиков.

Вывод

В целом, устройство любого водяного блока бытовой газовой колонки довольно надежно разработано и выполнено. Если установка была произведена правильно, и профилактические осмотры со своевременной заменой расходных материалов проводятся регулярно, то проблемы с эксплуатацией колонок случаются не часто. Чтобы отремонтировать водяной узел нагревателя, не всегда нужен специалист. Многие виды работ можно выполнить самостоятельно


Реечный рулевой механизм с интегрированной системой гидроусилителя рулевого управления или, проще говоря, рейка с гидроусилителем – это то, ремонта чего надеется избежать хозяин любого подержанного автомобиля. Иногда при первых признаках неисправности вроде гудения насоса, стука рейки или подтекания жидкости машину и вовсе предпочитают продать, чтобы не связываться с дорогостоящим ремонтом. Если помните, мы уже описывали процесс замены рейки в сборе – но это самый простой вариант при условии неограниченного финансирования. Если же стоимость рейки становится причиной резкого выброса адреналина ввиду ее ценника, то прибегают к ее ремонту. Сегодня мы рассмотрим полный процесс ремонта рулевого механизма с гидроусилителем от момента попадания его в приемку (отдел приема) до момента передачи отремонтированного изделия заказчику, а попутно выясним, насколько это сложная операция, и почему она столь недешева.

Рейки с ГУР: как устроены и какими бывают

П о сути своей все реечные рулевые механизмы с гидроусилителем одинаковы. Однако при более подробном изучении можно выделить некоторые нюансы. Например, насечка зубьев на штоке рулевого механизма может быть прямой, под углом и с переменным шагом зубьев. Достоинства и недостатки каждого из вариантов в рамках этого материала рассматривать не будем.

Итак, принцип действия, как мы уже выяснили, один: шток перемещается во втулках, установленных в корпусе рулевого механизма, и уплотняется сальниками. Также существуют реечные механизмы с треугольным валом, как его называют мастера. Правда, одним и чуть ли не единственным из его достоинств можно назвать лишь возможность более раннего определения износа. В остальном он имеет только недостатки, самым существенным из которых является невозможность замены втулки и сальника штока без снятия поршня гидроусилителя (к этому мы еще вернемся ниже).

Шток рулевого механизма, независимо от исполнения, поджимается специальным упором, с помощью которого регулируется зазор в зацеплении. Вал ведущей шестерни рулевого механизма представляет собой единое целое с золотником. Золотник – это специальный перепускной клапан, который в зависимости от того, в какую сторону вы крутите руль, перенаправляет поток рабочей жидкости в полость справа или слева от поршня, смонтированного на штоке рулевого механизма, помогая тем самым вам во вращении руля. Поршень этот двигается внутри цилиндра, который является частью корпуса всего рулевого механизма.

Отдельно стоит упомянуть о вентиляции внутри рулевого механизма. Дело в том, что пыльники довольно плотно прижимаются к рулевым тягам и корпусу рулевого механизма, а потому при перемещении штока в одном из пыльников может создаться разрежение, что, в свою очередь, чревато ускоренным износом самого пыльника или, что еще хуже, подсосом пыли или грязи снаружи в корпус. Конструкторских решений данной проблемы существует три: вентиляционные каналы в штоке рулевого механизма, вентиляционные каналы в корпусе рулевого механизма, соединенные трубкой, и вентиляционные каналы в пыльниках, которые также соединены трубкой.

Последний подход, надо признать, самый ненадежный. Если трубку сорвет или повредится пыльник в месте подсоединения, рулевой механизм сразу же наполнится водой и грязью, что незамедлительно приведет вас туда, где побывали мы, чтобы создать данный материал.

Насосы ГУР

Прежде чем перейти к нюансам эксплуатации и поломок, стоит отдельно упомянуть один из наиболее дорогостоящих элементов ГУР – его насос. Существует два типа насосов, отличающихся по типу привода – с приводом от коленчатого вала двигателя и с приводом от электродвигателя. Сегодня мы рассматриваем насос в первом исполнении.

Устроен он довольно просто: две плиты, в которых вырезаны каналы забора и подачи рабочей жидкости, накрывают статорное кольцо с эллипсоидным профилем, внутри которого вращается ротор с лопатками.

Благодаря центробежной силе лопатки при вращении выдвигаются из своих пазов, в результате чего происходит забор жидкости. Продвигаясь далее по поверхности статора, лопатка перемещается внутрь паза и выталкивает жидкость под давлением в канал и далее в систему. Регулируется давление с помощью специального клапана.

Все это помещено в корпус, сверху которого установлен расширительный бачок, хотя зачастую он может быть смонтирован и отдельно от насоса.

С чего все начинается?

Начинается все, как правило, с жалоб клиента на стук или утечку рабочей жидкости. Другим, менее распространенным поводом обращения в сервис может быть резко потяжелевшее рулевое колесо и повышенный люфт руля. Ну а уже после обращения алгоритм действий вполне стандартен.

Прежде всего машина отправляется на подъемник, где проходит диагностика.

0

Опытный мастер без снятия определяет, рейка это или все же какой-то элемент ходовой части. Если причиной беспокойства все же является рейка, то ее демонтируют и отправляют в цех мойки и очистки.

В этом же цеху установлена пескоструйная машина, благодаря которой корпус рулевого механизма можно привести в почти идеальное состояние.

Почему почти? Потому что в идеальное состояние (можно сказать, первозданное) его могут привести в покрасочном цеху, если того пожелает заказчик.

Предварительно

Как только рулевой механизм оказывается в руках мастера, он устанавливает его на специальный диагностический стенд.

16

Установив, подсоединяет к нему шланги, по которым течет та же рабочая жидкость, что и на автомобиле (и которую, как мы помним, надо еще и изредка менять). Имитируя работу механизма на автомобиле, мастер проверяет его на наличие утечек, а также рабочее и максимальное давление в системе. По последним параметрам определяется техническое состояние золотникового клапана.

Диагностика и ремонт

Теперь рассмотрим все по порядку, от элемента к элементу, чтобы потом собрать для себя полную картину масштаба трагедии ремонта простого на первый взгляд механизма. Начнем с видимого: это корпус рулевого механизма и золотник.

На самом первом этапе, когда еще ничего не демонтировано, корпус можно только осмотреть и проверить на наличие явных дефектов или повреждений – например, трещин. Потом, когда механизм отправляют на разборку с целью восстановления и ремонта, проводят более детальную дефектовку корпуса. Она, в свою очередь, может выявить царапины на внутренней поверхности цилиндра.

34

Причиной царапин могут быть частички пыли, попавшие через порвавшийся или неплотно усаженный пыльник. Также пыли и грязи рулевой механизм может набрать через оборванную вентиляционную трубку, соединяющую пыльники.

Найденную трещину – небольшую и в не очень ответственном месте корпуса – может, еще и заварят, но если повреждение более существенное, то скорее всего вам посоветуют заменить корпус. Ну а царапины или коррозию на зеркале цилиндра удаляют шлифовкой.

Если корпус золотникового клапана является неотъемлемой частью корпуса рулевого механизма, то проверяют и его внутреннюю поверхность.

Часто на внутренней стороне контактной поверхности образовывается выборка (выемка), ведь уплотнительные кольца на золотнике все-таки тефлоновые. Из-за этой выборки золотник может подклинивать и, как следствие, руль будет вращаться с ощутимыми рывками – или же вовсе усилие при вращении вправо будет отличаться от усилия при вращении влево. Лечится этот недуг расточкой и гильзовкой: внутреннюю поверхность цилиндра растачивают до определенного диаметра и запрессовывают новую деталь из латуни с нужным внутренним диаметром и уже просверленными отверстиями под каналы.

Сам золотник тяжело привести в негодность, но вот его уплотнительные кольца могут наделать беды. На одном из фото видно, как кольцо расслоилось.

11

Тефлоновые кольца как элемент, в принципе, заменяются без проблем.

20

Однако от производителя к производителю конструкции могут быть разными, и золотник вместе со своим корпусом может быть отдельной деталью. Более того – отдельной неремонтируемой деталью. В этом случае возможна только замена в сборе.

26

Шток рейки – один из наиболее информативных элементов рулевого механизма в плане определения недугов без разборки.

21

Тут все логично и просто: если что-то случилось с зубьями – появится стук или закусывания, если разбилась втулка – тоже стук, износились сальники – утечка. Поэтому первое, что делает мастер, если рейка поступила с жалобой на стук – затягивает оную в тисках. Далее, вращая вал ведущей шестерни одной рукой, второй рукой через инструмент прикладывает к штоку усилие, как бы проворачивая его.

38

Таким образом определяют люфт в зубчатом зацеплении. В исправном рулевом механизме этого люфта быть не должно. В нашем случае люфт был, причем на всем ходе штока. Чтобы точнее понять, в чем дело, мастер подтянул регулировочную гайку упора штока, уменьшив тем самым зазор в зацеплении. Если при этом люфт пропал, значит можно еще покататься. На подопытном же механизме люфт пропал, но не на всем ходу. Из-за этого мастер посоветует отдать рейку в ремонт – однако владелец, конечно, может и отказаться, решив, что на данный момент это не очень критично.

Далее, выдвинув шток в крайнее правое положение, мастер проверил износ боковой втулки. Действо довольно простое: одной рукой берешься за корпус и прикладываешь большой палец к штоку, второй рукой пытаешься качать этот самый шток, а под приложенным пальцем при этом явно ощущается биение. Хотя быть его, разумеется, не должно. В таком случае необходимо извлекать из корпуса шток рулевой рейки вместе с сальниками, втулками и отправлять на ремонт.

У самого штока может быть несколько дефектов: износ зубьев, износ уплотнительного кольца поршня, износ рабочей поверхности штока или коррозия, а также износ боковой втулки.

В принципе все дефекты можно устранить, кроме чрезмерного износа зубьев или сколов на них. Кольца и втулки заменяются, при необходимости даже с поршнями.

19

40

При этом уменьшение диаметра вала после шлифовки не беда, так как существуют сальники ремонтных размеров.

45

После снятия штока проверяют и упор. Его контактная часть имеет пластиковую втулку, которая может износиться – тогда упор придется заменить. Бывает, что и сам упор ломается из-за подклинивания и перекоса.

Ну а теперь, как и обещали, поговорим о треугольных штоках. Их называют так, потому что с торца шток действительно треугольный – правда, только в зубчатой его части. Неудобство заключается в том, что один сальник со втулкой мы можем заменить без проблем, а вот второй сальник и втулку – никак, потому что сальник круглый.

44

Поэтому, чтобы выполнить столь простое действие, необходимо отдать шток в токарный цех: там аккуратно срежут поршень, заменят то, что нужно заменить, и так же аккуратно поставят поршень на место и обкаткой закрепят на штоке. Как и ожидалось, по закону Мерфи у нас в ремонтируемом ГУР именно треугольный шток.

Еще пару слов по сальникам: это расходный материал, потому на производстве его в избытке.

Уже было указано, что существуют сальники первого, а иногда и второго ремонтных размеров. Это хорошая новость для клиентов, так как восстановление вала все же дешевле его замены.

Еще один важный и интересный нюанс – взаимозаменяемость штоков. Иногда, если того требуют обстоятельства или возникает острая нужда, мастера прибегают к небольшим хитростям. Например, бывает так, что штоки есть в большом количестве только на праворульную модификацию очень популярной у нас модели. И если насечка зубьев на штоке прямая, то проблем со взаимозаменяемостью нет. Если же косая – пиши пропало и готовься к растратам.

Переходим к насосу гидроусилителя. Его неисправность можно определить еще на работающем автомобиле. Он может гудеть постоянно, при изменении числа оборотов или в крайнем положении рулевого колеса. Последнее – скорее не неисправность, а взывание к благоразумию, так как удерживание руля в данном положении более 20 секунд может быть чревато неприятными последствиями.

После демонтажа с автомобиля, не разбирая, насос можно проверить на специальном стенде, в который заложены изначально эталонные параметры технически исправных насосов.

По разным причинам иногда у собственников авто появляется необходимость демонтажа автомобильной газовой установки. Но в ходе процесса снятия могут возникнуть неожиданные нюансы. Тем более если система ставилась не самостоятельно.

Газобаллонное оборудование четвёртой версии имеет более сложную конструкцию по сравнению с предыдущими модификациями. Поэтому в данной статье мы расскажем, как снять ГБО 4 поколения своими руками правильно.

Как правило, если оборудование не оформлено, основными причинами могут являться:

  1. Подготовка транспорта к постановке на учёт в ГИБДД.
  2. Государственный техосмотр машины.

Также существует и другой повод:

  • Замена газового оборудование на новое или следующего поколения.
  • Ремонт автомобиля или газовой системы.
  • Для продажи авто без установки.

Не всегда эти основания требуют полного или частичного удаления компонентов. Однако в статье будет описан полный цикл снятия газобаллонного оснащения и возврат авто к своим заводским параметрам, где каждый может применить информацию по своей ситуации.

Инструкция по демонтажу

Если решение демонтировать газовое оборудование принято, весь процесс можно разделить на несколько частей.

Но независимо от того какая будет последовательность в первую очередь надо принять меры безопасности. В частности:

  1. израсходовать газ в баллоне или стравить его (как сделать это правильно, можно узнать из );
  2. перекрыть подачу топлива из баллона, закрутив вентиль мультиклапана;
  3. спустить остатки газа, открутив расходную магистраль от редуктора-испарителя либо мультиклапана;
  4. выпустить газ из , сняв его со штуцера рампы газовых инжекторов или редуктора.

При этом важно исключить наличие открытого огня и источников воспламенения.

Затем найти подъёмник или смотровую яму. Обязательно снять клемму/ы АКБ

Электрическая часть

Итак, первым делом необходимо снять разъёмы со следующих деталей:

  • катушка электроклапана блока запорной арматуры на баллоне и (при наличии);
  • бензиновые и газовые форсунки;
  • мап-сенсор;
  • газовый клапан редуктора (может быть выносной);
  • (если имеется);
  • ЭБУ оборудования (электронный блок управления);
  • датчик температуры газа на редукторе.

Убедившись, что лямбда регулирование задействовано в работе ГБО, аккуратно снять изоляцию в месте разрыва провода (чёрного цвета) датчика кислорода. Отрезать провод (как правило, коричнево-фиолетовый) и заизолировать соединение в обратном порядке.

Сигнальный провод датчика кислорода

Также отсоединить плюсовой (красный) провод от замка зажигания или он может быть припаян к питающему проводу первой бензиновой форсунки.

Самая важная часть при демонтаже – это отключение проводки от бензиновых форсунок. Здесь есть два способа:

При выборе второго способа, нужно также обратиться к схеме подключения. Тут необходимо отрезать по два провода на каждой форсунке, припаянных в разрыв сигнального штатного. Один однотонный направлен к блоку управления двигателем, второй с полоской идёт к газовому контроллеру.

После чего спаиваем сигнальный провод бензиновой форсунки. Изолируем места пайки и одеваем фишки на инжекторы.

В салоне автомобиля снимаем разъём и демонтируем кнопку выбора топлива и зуммер.

Теперь можно аккуратно снять все кабеля, заранее освободив их от стяжек и хомутов. Также демонтировать контроллер газового оборудования и вариатор.

Механическая часть

В этой части, следует обратить внимание на демонтаж редуктора-испарителя. Так как его обогрев подключен к радиатору отопителя салона, чтобы минимизировать потери охлаждающей жидкости, лучше всего пережать подающий патрубок печки зажимами, перед тройником и после.

Демонтаж тройника и патрубков редуктора

Затем открутить хомуты, вынуть тройник и на его место установить трубку/переходник подходящего диаметра (желательно металлический). При этом нужно подставить ёмкость, т.к из шлангов испарителя выльются остатки тосола/антифриза. Ту же процедуру произвести с обраткой.

  • трубку с фильтром тонкой очистки и мап сенсором;
  • вакуумную трубку от сенсора к впускному коллектору;
  • редуктор и шланги;
  • газовую рейку с форсунками;
  • (под днищем автомобиля);
  • заправочную трубку;
  • ВЗУ с кронштейном (заправочный клапан);
  • газовый баллон.

После чего надо аккуратно выкрутить штуцера из впускного коллектора и заглушить отверстия. Заглушки можно изготовить из болтов с подходящей резьбой. При этом обрезать их до минимальной длины, чтобы не перекрыть впускной тракт. На резьбу желательно нанести герметизирующий фиксатор.

Если вакуумная трубка подключена путём врезки, следует поступить аналогичным способом.

Как снять ГБО — инструкция

ВАЖНО! Перед началом работы убедитесь в том, что вблизи нет источников открытого пламени, обеспечьте хорошую вентиляцию, и помните о технике безопасности во время работы с легковоспламеняющимися жидкостями и газами.

  1. Прежде всего, избавляемся от остатков газа. То есть, как вы понимаете, демонтировать газовое оборудование, когда у вас полный бак газа — глупо. Поэтому постарайтесь использовать весь газ до тех пор, пока мотор не переключится на бензин.
  2. Снимаем клеммы с АКБ.
  3. Далее, перекрываем подачу газа, перекрыв запорный вентиль на мультиклапане.
  4. Отсоединяем расходную магистраль от редуктора или мультиклапана и стравливаем остатки газа.
  5. Завоздушиваем все газовые магистрали, путем раскручивания штуцеров, остатки газа выйдут и дальнейшая работа будет безопасной.
  6. Отключаем питание катушки электроклапана, датчики, блок запорной арматуры, питание форсунок, мап-сенсора, газового клапана, вариатор УОЗ, “мозгов”, провод от катушки зажигания, кислородного датчика.
  7. Наиболее ответственной процедурой во время демонтажа газобаллонного оборудования, считается отключение питания бензиновых форсунок. Выполнить это можно либо полностью заменив старую проводку, либо разобраться в проводке и убрать лишнее. Чтобы ничего не нарушить и не отрезать лишнее нужна схема подключения.
  8. В салоне следует демонтировать кнопку переключения газ/бензин, а также убрать всю “газовую” проводку.
  9. Далее следует демонтаж самих узлов, то есть физическое удаление ГБО с авто. Снимаем редуктор-испаритель, здесь важно все сделать аккуратно, чтобы потратить минимум антифриза, который его охлаждает. Заблаговременно передавите патрубок, который подает ОЖ в редуктор и подготовьте тряпки и посуду на всякий случай. Глушим и соединяем патрубки, используя переходники и сгоны.
  10. Снимаем топливные магистрали, фильтр тонкой очистки, вакуумную трубку, редуктор, шланги, а также форсунки, рейку и шланги. Демонтируем ВЗУ и подводящие магистрали, а также снимаем газовый баллон.
  11. Выкрутите штуцера из впускного коллектора, а отверстия заглушите. Как глушить — каждый решает для себя сам, это могут быть болты подходящего диаметра, аргонная или холодная сварка.

Демонтаж ГБО: порядок действий

Уверены, услуги автосервиса
для демонтажа ГБО вам понадобятся точно. Порядок демонтажа ГБО:

  • стравливание газа с магистралей, редуктора, баллона;
  • отсоединение магистралей от баллона, снятие крепежей баллона к раме автомобиля, демонтаж баллона с мультиклапаном и заправочного шланга. Отверстие под горловину можно закрыть заглушкой;
  • отсоединение магистрали от редуктора, их аккуратное изъятие со стороны багажного отсека;
  • демонтаж редуктора, электронного блока управления, датчиков, тосольных рукавов. Замена патрубков системы охлаждения, поскольку тройник на месте врезки заглушить не получится;
  • снятие форсунок и заглушка отверстий под форсунки во впускном коллекторе.

Это общая процедура полного демонтажа ГБО, но мы рекомендуем подъехать в автосервис Харькова
, где вас или убедят в том, что оборудование лучше оставить, или заменят его на новое, или просто отсоединят магистрали и отключат узлы оборудования. Вдруг вы снова решите вернуться к ГБО. В среднем
демонтаж ГБО 2 поколения
составляет буквально 2-3 часа,
демонтаж ГБО 4 поколения
— максимум 4 часа. Бывают случаи, когда установщик идет навстречу клиенту и снимает оборудование бесплатно при условии установки нового ГБО, но обычно
цена демонтажа ГБО
составляет около трети от стоимости работ по установке.

Устанавливая итальянские системы PRIDE by AEB, вы можете быть уверены в том, что снимать ГБО придется только тогда, когда оно полностью отработает свой ресурс или морально устареет. В этих комплектах решена такая проблема, как большой расход газа ГБО

(+5-7% к расходу бензина — это максимум, для этого оборудования), исключена проблема превышения температуры в цилиндрах. Это оптимальные по своей стоимости комплекты, которые обеспечены всем необходимым функционалом.

Лучшее СТО для установки газа на авто

PRIDE by AEB — KOSTA GAS. Ведь это не только официальный представитель AEB в Украине, но и сервис по
ремонту и обслуживанию ГБО
, где работают настоящие профессионалы. Приезжайте убедиться в этом сами!

Газобаллонное оборудование (далее ГБО) на автомобили устанавливается в специализированных центрах за отдельную плату. Демонтаж ГБО стоит дешевле установки и занимает намного меньше времени. Избавление от оборудования может быть полным или частичным. При полном отключении потребуется переделка, чтобы восстановить полное жидкотопливное обеспечение системы питания авто.

Газобаллонное оборудование устанавливают с целью экономии на топливе, так как цена на газ ниже цены бензина. После установки можно в полной мере оценить только спустя некоторое время – по истечении периода тестовой эксплуатации. Опираясь на опыт других водителей, выделяют основные преимущества и недостатки такого оборудования. Плюсы:

  • стоит намного дешевле других альтернативных вариантов топлива;
  • экономия используемого топлива;
  • возможность параллельного использования газа и бензина;
  • двигатель дольше работает без необходимости технического обслуживания;
  • выхлопные газы намного меньше загрязняют окружающую среду;
  • современная система ГБО проста в эксплуатации;
  • утечка газа не так опасна, как утечка бензинового топлива.

Есть и минусы, и их довольно много:

  • снижается мощность машины, особенно это заметно на момент разгона;
  • необходима установка внештатного оборудования за свой счет;
  • регулярное платное техобслуживание оборудования;
  • запуск зимой осуществляется на бензине;
  • лишение свободного места в багажнике легковой машины;
  • увеличение веса транспортного средства;
  • сложности в обслуживании бензиновой системы;
  • запрет на остановку в подземных паркингах;
  • ГБО можно устанавливать только в лицензированных центрах;
  • изменения в конструкции автомобиля нужно регистрировать;
  • не все хотят покупать автомобиль с такой системой;
  • газозаправочных станций намного меньше, чем бензиновых.

Однозначно нельзя сказать, стоит использовать газ как вид топлива или оставаться приверженцем стандартной системы. Решение необходимо принимать на основе функциональности автомобиля и места его наиболее частой эксплуатации – нерегулярные поездки по городу или частые дальние поездки на дальние расстояния по трассе.








Снятие ГБО самостоятельно

Долго думал, взвешивал плюсы и минусы, и таки решился снять ГБО. Хочу попробовать сделать это самостоятельно. Опыта по ГБО нету вообще, только общее представление, и для начала наметил себе такой план:

1. Под капотом находится что то типа редуктора, который подает газ в воздушный тракт, насколько я понимаю, его можно просто снять и заглушить дырку в патрубке. Правильно ?

2. С баллоном вроде ясно, просто снимается и все.

3. Газопровод от баллона к “хрени под капотом” тоже ампутируется.

4. Переключение бензин/газ выполняется кнопкой из салона, значит тут задействована какая-то электрика. Вопрос: где находится шняга, которая перекрывает бензиновый топливопровод ? И как оно вообще работает ?

5. В техпаспорте стоит отметка о ГБО, и если я его сниму – нужно ли менять техпаспорт ?

Спецы по ГБО, прокомментируйте пожалуйста, верно ли я мыслю, и какие “подводные камни” могут встретиться при снятии ГБО ?

Уточнение – машинка 1992 года рождения, а ГБО толи 1го толи 2го поколения.

Долго думал, взвешивал плюсы и минусы, и таки решился снять ГБО. Хочу попробовать сделать это самостоятельно. Опыта по ГБО нету вообще, только общее представление, и для начала наметил себе такой план:

1. Под капотом находится что то типа редуктора, который подает газ в воздушный тракт, насколько я понимаю, его можно просто снять и заглушить дырку в патрубке. Правильно ?

2. С баллоном вроде ясно, просто снимается и все.

3. Газопровод от баллона к “хрени под капотом” тоже ампутируется.

4. Переключение бензин/газ выполняется кнопкой из салона, значит тут задействована какая-то электрика. Вопрос: где находится шняга, которая перекрывает бензиновый топливопровод ? И как оно вообще работает ?

5. В техпаспорте стоит отметка о ГБО, и если я его сниму – нужно ли менять техпаспорт ?

Спецы по ГБО, прокомментируйте пожалуйста, верно ли я мыслю, и какие “подводные камни” могут встретиться при снятии ГБО ?

Уточнение – машинка 1992 года рождения, а ГБО толи 1го толи 2го поколения.

Машина инжектор или карбюратор?

есть ли газовые форсунки?

Машина инжектор или карбюратор?

есть ли газовые форсунки?

Бак закрутить и всё можно снимать. С трубки немного попрёт и всё.

Топливопровод не перекрывается. Форсунки запитаны через комп газовый. Увидишь возле каждой форсунки как провод перекушен и и припаяны другой (который в газ-комп идёт). Надо обратно припаять родной провод из косички к проводу форсунки.

Если не секрет, какие минусы Вы нашли в ГБО, которые привели к такому решению?

Да нет особых минусов, просто ситуация так сложилась, что мне сейчас надо добраться к лючку бензобака к бензонасосу, а для этого надо снимать баллон и даже раму под баллон. его довольно неудобно установили в салоне. Кроме того, я его в последнее время не использую, катаюсь на бензе, и так подумал – а на фига оно мне надо. А раз не надо, значит снимаем

Есть ли альтернатива дорогостоящей замене узла из-за его течи или стуков? Разбираемся в основных неисправностях и оригинальных приемах ремонта рулевых механизмов.

Еще не так давно автопроизводители допускали ремонт механизмов, продавали оригинальные запчасти и разрабатывали технологии восстановления. Однако позже лавочку прикрыли, мотивируя это угрозой безопасности. Хотя в конструкцию и технологии изготовления рулевых реек никаких принципиальных изменений не внесли. Благо, альтернатива дорогостоящей замене узла из-за его течи или стуков всё еще есть. При квалифицированном подходе рейки успешно ремонтируют без какой-либо угрозы безопасности.

ПАЛКИ В КОЛЕСА

Сальники в рулевом механизме бывают двух типов. Силовые манжеты уплотняют рейку — они рассчитаны на работу под высоким давлением: до 150–200 бар. Уплотнитель рулевого вала — обычный сальник, выдерживающий давление раз в десять меньше.

Сальники в рулевом механизме бывают двух типов. Силовые манжеты уплотняют рейку — они рассчитаны на работу под высоким давлением: до 150–200 бар. Уплотнитель рулевого вала — обычный сальник, выдерживающий давление раз в десять меньше.

Примерно в 2005 году почти все автопроизводители резко изменили свою политику — рулевые рейки были объявлены неремонтопригодными. Продажу оригинальных запчастей и доступ к информации о технологии восстановления узлов прикрыли. Однако это не поставило крест на индустрии ремонта. Для большинства автомобилей рулевые механизмы делают крупные сторонние производители, например ZF. Поэтому остались доступными оригинальные запчасти и техническая информация. Кроме того, никто не отменял унификацию. Зачастую на свежие модели одного автопроизводителя подходят запчасти от других машин начала 2000‑х годов. Кроме того, есть производители, специализирующиеся на тех же сальниках и втулках. По их каталогам нетрудно подобрать запчасть необходимого типа и размера — номинального или ремонтного. Так что пока можно починить практически любую рейку.

Скрытая угроза

Настоящий бич всех рулевых реечных механизмов — коррозия. Причиной ее становится в основном неквалифицированное обслуживание. Часто при замене рулевых тяг сервисмены фиксируют их пыльники универсальными пластиковыми хомутами — это гораздо проще, чем мучиться с установкой штатных, металлических. Но пластиковый хомут, как его ни затягивай, не обеспечивает полной герметичности пыльника, которая имеет решающее значение для здоровья механизма.

При работе рейки пыльники рулевых тяг поочередно сжимаются и разжимаются, благодаря чему возникает движение воздуха внутри узла. Без такой вентиляции каждый пыльник чрезмерно деформируется, а это чревато их повреждением. Для циркуляции воздуха большинство производителей делают проточки различных типов на зубчатой рейке. Если установлены пластиковые хомуты, один из пыльников подсасывает теплый воздух из подкапотного пространства, а другой выпускает его обратно. При прохождении через рулевой механизм воздух активно остывает (ведь узел стоит на подрамнике близко к земле) — образуется конденсат. Достаточно полугода, чтобы рейка начала ржаветь.

Вот такие глубокие борозды в алюминиевом картере вытачивают фторопластовые кольца распределителя. Тот случай, когда теория мягкого взаимодействия материалов в корне противоречит жесткой практике.

Вот такие глубокие борозды в алюминиевом картере вытачивают фторопластовые кольца распределителя. Тот случай, когда теория мягкого взаимодействия материалов в корне противоречит жесткой практике.

Коррозия рулевого вала дает знать о себе раньше на рулевых механизмах с гидроусилителем. Из-за работы по шероховатой поверхности начинают быстро изнашиваться и течь сальники. На рулевых рейках с электромеханическим усилителем распознать начало болезни сложнее. Когда дело дойдет до ощутимых неисправностей — стуков и люфтов, коррозия уже успеет нанести зубчатой рейке непоправимый вред. В запущенных случаях она поражает зубья, которые не подлежат ремонту. Зубья имеют сложный профиль и высокую поверхностную закалку, и правильно восстановить их после любой механической обработки практически невозможно.

С коррозией остальных поверхностей рейки борются тремя методами: шлифовкой, стачиванием под ремонтный диаметр и завтуливанием. Шлифовку делают, когда ржавчина поверхностная и суммарное уменьшение диаметра рейки не превышает 0,1 мм. При этом используют запчасти (сальники и опорную втулку) номинального размера. С таким увеличением зазора течей и стуков не будет.

При более глубокой коррозии допустимо безболезненно стачивать зубчатую рейку не более чем на 0,5 мм. Такова рекомендация большинства производителей. Эти детали обычно закалены на глубину около 1,5 мм. Ведь они должны надежно работать под давлением масла до 150 бар. При столь значительном уменьшении диаметра используют запчасти ремонтного размера. Сальники подбирают по каталогам, а втулки иногда приходится изготавливать.

Иногда насос гидроусилителя неожиданно отказывает — без видимых причин и посторонних звуков. Вероятная причина — залипание расходного клапана в крайнем положении из-за попадания частиц грязи. Его можно растормошить, причем не вынимая из корпуса, и насос будет исправно служить дальше.

Иногда насос гидроусилителя неожиданно отказывает — без видимых причин и посторонних звуков. Вероятная причина — залипание расходного клапана в крайнем положении из-за попадания частиц грязи. Его можно растормошить, причем не вынимая из корпуса, и насос будет исправно служить дальше.

А вот любопытная технология для искоренения более суровой ржавчины. Зубчатую рейку протачивают и, используя специальный компаунд, напрессовывают трубу из нержавейки — этот материал обладает достаточной прочностью. Затем рейку вновь протачивают и полируют под номинальный диаметр. Технология сложна и имеет много подводных камней.

Бывает, из-за конструктивных особенностей корродирует входной рулевой вал рейки. Обычно вал расположен под углом около 45º, и в месте, где он проходит через моторный щит, образуется подобие чашки. На многих машинах в нее постоянно попадает вода с улицы, из-за чего вал начинает ржаветь. Коррозия доходит до сальника, вызывая его преждевременный износ. Гидравлические рейки возвестят об этом течью, а электромеханические опять-таки молчат до последнего. Лечение аналогичное: вал протачивают и под новый диаметр подбирают ремонтный сальник. Глубина обработки не имеет принципиального значения, ведь для изготовления этой детали не применяют металл с особыми механическими свойствами. Впрочем, редко когда снимают больше 1 мм.

Читайте также: