Ремонт электровелосипеда своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Техобслуживание электровелосипеда по большей части включает те же операции, что и ТО обычного велосипеда. Электрокомпоненты в уходе не требовательны, поэтому хлопот не доставляют. В отличие от транспорта с двигателями внутреннего сгорания, электробайки не требуют замены масла, свечей зажигания, воздушных фильтров и подобных им расходников. У них меньше компонентов, поэтому и ТО электровелосипедов происходит проще и с меньшими затратами.

Обслуживанием велосипеда на электротяге можно заниматься самостоятельно или с привлечением специалистов веломастерской. Львиная доля операций по уходу за электробайком – предельно просты, но это не уменьшает их значимость. Чтобы поддерживать e-bike в исправном состоянии и продлить срок службы его узлов, не стоит пренебрегать регулярным техническим обслуживанием вашего двухколесного друга!

Первым делом – регулярная очистка и смазка

Для поддержания работоспособности электровелосипеда и в целях экономии на ремонте необходимо регулярно очищать его от загрязнений. Частота очистки зависит от условий эксплуатации байка: стиля езды, погодных условий, дальности и частоты поездок. В идеале рекомендуется чистить e-bike после каждого выезда, а при поездках каждый день или через день – еженедельно.

Электронные компоненты недопустимо мыть под напором воды или на мойках под давлением. Иначе возникает риск повреждения изоляции, проникновения воды внутрь электронных узлов, короткого замыкания и сбоя в работе. Аккумуляторные батареи вообще нужно держать вдали от влаги. Остальные узлы следует чистить тщательно, но мягко. Достаточно удалить со всех поверхностей грязь и осевшую пыль, а затем протереть их досуха.

В процессе очистки параллельно проверяется состояние компонентов электровелосипеда: затяг болтов, отсутствие трещин, повреждений, ржавчины, покоробленной краски на деталях и других признаков износа. При появлении подозрений и сомнений в полной исправности электровелосипеда его обслуживание стоит поручить специалистам веломастерской.

После очистки рекомендуется смазать рычаги, цепь, тросы, переключатель передач и дать деталям подсохнуть в течение нескольких часов. Цепь рекомендуется смазывать раз в месяц, педали – несколько раз в месяц. Чистый байк со свежей смазкой будет ехать быстрее и тише.

Настройка велосипеда

В процессе обслуживания электрического велосипеда выполняются работы по установке наклона тормозного рычага, настройке седла и руля. Для этого фиксирующий болт захватывают правильным шестигранным ключом, поворачивают против часовой стрелки и меняют положение настраиваемого элемента. После настройки болт зажимается обратно на то же количество оборотов, на которое он был отпущен. Ранее мы уже писали о том, как правильно настроить седло на электровелосипеде.

Устранение и профилактика прокола колеса

В случае прокола колеса нужно отыскать предмет, проколовший камеру. В противном случае после замены камеры оставшийся в шине осколок или гвоздь может снова стать причиной прокола.

В целях профилактики прокола шин используются следующие технологии:

  1. Под наружный протектор помещается жесткий слой кевлара или полиуретана. Этот метод широко применяют производители велосипедных шин, а некоторые из них даже дают 100% гарантию от проколов.
  2. Для снижения скорости спуска шин при проколе – между шиной и камерой помещается герметик. Если шина будет проколота, он заполнит отверстие и замедлит снижение давления. При использовании герметика увеличивается масса шин, но такое решение актуально для горных байков.

ТО и ремонт электровелосипеда

Техосмотр велосипеда с двигателем официально требуется только для мощных моделей, по классу приравниваемых к мопедам или мотоциклам. Для электровелосипедов с мощностью мотора 250 Вт техосмотр не требуется. Но в поддержании исправного состояния транспорта заинтересованы сами владельцы.

Поэтому при появлении посторонних шумов и других неполадок нужно незамедлительно искать и устранять их причину. Иначе в перспективе вместо техобслуживания придется делать дорогостоящий ремонт. Также важно контролировать степень износа тормозных колодок и тросов, цепи, протектора шин и других комплектующих.


Снятие колеса.
Задние гайки под ключ на 19, а не 15 как у всех велов.
Снятие гаек, шайбочек, усилителей, натяжителей и прочей ерунды. Колесо не вытаскивается. Пока не сдул камеру, не смог вытащить колесо.

Разборка мотора.
Вообще для разборки велика нужны и звездочки и шестигранники. Ну еще отвертка PH2, ключики и прочие популярные инструменты.
Откручиваем винты под звездочку, поддеваю крышку кухонным ножом в щель, пока жена не видит. Потом отвертку в щель, чуть оттянул крышку, держится только на магнитах, но очень сильно.

Вкручиваю три шпильки, равномерно оттягиваю гайками крышку. Снял с верхней крышкой. Стянул крышку. Внутри мозги и 6 полевиков. 6 датчиков холла, расположенные на 180 градусов, работают с кольцевым магнитом, расположенным на левой крышке.




Мотор разобран.


Было 3 провода, нужно 3 старых +5 на холлы +3 фазы силовые. Было 3 нужно 11, проблема. Канал под кабеля в оси не резиновый, сверлить и увеличивать канал не решение — ослабнет ось. Протянул шввп 3*0,75+8 мгтф. Все в каптон, кембрики.

Датчики холла решено ставить в прорези ротора. Самодельным дремелем сделаны пропилы под датчики, датчики вклеены на эпоксидную смолу. Форма пазов под датчик не позволяет им вылететь и попасть в магниты.


Датчики установлены на 120 градусов. Ноги датчиков в термоусадку, снова эпоксидная смола сверху, кембрики, спайка плюсов и минусов холлов.

Верхняя плата с электроникой не садится, еще доработка корпуса дремелем. Села.

Сборка колеса, изоляция и укладка проводов. Колесо готово.

Контроллер.
Разобрал контроллер, 6 полевиков и микросхема о 28 ногах.

Полевики SSF7509, N-канал, 75В, 6,5 mOhm, 80A.
Микросхема D79F7027. Находил мануал на похожую, но в другом корпусе, видимо это специализированный контроллер бесщеточных двигателей. Термопаста есть, собрано не плохо.
Обрезал лишние провода, собрал. Изготовил пластину для крепления контроллера. Закрепил между седлом и багажником.


Общая сборка и проверка
Все собрано, кабеля подрезаны по длине и упакованы в разрезную гофру.
Провод на газ — провод от мыши, протянут в раме.

Контроллер может работать с датчиками холла и без. Ток контроллера до 20А. При превышении тока контроллер выключает нагрузку, нужно скинуть ручку газа в ноль и заново можно ехать. Например если затормозить колесо тормозом при электротяге (концевиков на ручках тормозов нет) то контроллер отключает колесо.
На холостом без нагрузки на максимальном газу (52 км/ч на дисплее) ток на контроллер 0,92А без датчиков холла и 2,6 с датчиками. Максимальная скорость велосипеда по ровному асфальту без помощи педалей составила 35 км/час, не ограничена электроникой, просто не хватает мощности. При такой скорости ток с датчиками около 10А, без датчиков около 17А.
Контроллер практически не греется, позволяет трогаться с нулевой скорости без педалей. Позволяет подключать систему PAS -помощь педалей, датчики тормоза высокого и низкого уровня. Есть функция противоугонки — при активации велосипед активно сопротивляется качению, подавая энергию на колесо в противофазе кручению, чтоб не укатили.

Что в итоге? Велосипед едет, проехал для испытаний около 40 км. Велосипед тяжел для города, особенно для езды по тротуарам (перед 8 кг + зад 20 кг). Другой характер езды, если на своем велосипеде, который легче в два раза, я понижал передачу и разгонялся, то тут даешь полный газ и разгоняешься с педалями, до 30-35 разгон довольно энергичный. Перед каждым съездом-заездом на бордюр (пандусы-трамплины сделали почти везде) нужно оттормозиться до 5-10 км/ч, потом заново разгон с электротягой. На своем я проезжаю эти места на 25-30 без проблем. Для этого велосипеда бордюр в 5 см уже большая проблема, я думал что пробью заднюю камеру, хотя давление в камере 4кг. На моем до 20 см не проблема, может и больше.
За городом и по хорошей дорожке лучше ехать на электровеле, можно дать неполный газ и чуть крутить педали, ехать 25-30 км-ч не напрягаясь. Можно 35 на электротяге. Максимум я разогнал его до 44 с педалями.
Приборная панель велосипеда работает в штатном режиме, показывает все параметры, управляет светом. Китайский контроллер толкает колесо. Все довольны, они друг другу почти не мешают.

Плюсы
+ Дешево
+ Он работает!
+ Работает как с датчиками холла так и без них
+ Куча функций, противоугонка, ограничитель скорости, куча нераспаянных функций.

Минусы
— Нет инструкции
— Не все разъемы в комплекте, пришлось докупать.



Сообщить модераторам


Информация

Расскажите про особенности эксплуатации электровелосипеда в дождь. Что делать с мотор-колесом если в него попала вода (много воды).












Сообщить модераторам


Информация

Высушить (вылить воду), заменить подшипники (или заново набить смазкой (например ШРУСом).
Ржавчину можно смыть с помощью WD-40.
Еще может потребуется поменять холлы. (но это редкость!)



2











Сообщить модераторам


Информация

Как вообще туда вода попала? После того как сделаете все по списку nicomunet123, надо также устранить дефект. Загерметизировать моторколесо.












Сообщить модераторам


Информация

Как вообще туда вода попала? После того как сделаете все по списку nicomunet123, надо также устранить дефект.

Как вообще туда вода попала? После того как сделаете все по списку nicomunet123, надо также устранить дефект. Загерметизировать моторколесо.




1









Сообщить модераторам


Информация

Мотор то какого типа директ драйв? Лучше аккуратно насухо вытереть, если DD проверить подшипники на предмет попадания воды т.е. их целостность . Как правило подшипники стоят закрытые и если намеренно в воде не катались то вода не должна по идеи попасть. Обработать лучше думаю каким нить средством от ржавчины типа цинкарь. Лаком и краской не получиться зазор очень маленький будет задевать и отвалится лак точно










Сообщить модераторам


Информация

Друзья, кто бы что не говорил и какие бы экшены не демонстрировал с катанием под дождем,будьте уверены что это чревато. Ни раз на форуме уже поднимались темы почти насчет всего электротранспорта и большинство советов сводились к тому, что электротранспорт и дождь это две не совместимые вещи. В вашем же случае конечно нужно высушить, а далее уже устранять проблемы по мере их возникновения, после попадания большого количества воды.












Сообщить модераторам


Информация

Друзья, кто бы что не говорил и какие бы экшены не демонстрировал с катанием под дождем,будьте уверены что.

Друзья, кто бы что не говорил и какие бы экшены не демонстрировал с катанием под дождем,будьте уверены что это чревато. Ни раз на форуме уже поднимались темы почти насчет всего электротранспорта и большинство советов сводились к тому, что электротранспорт и дождь это две не совместимые вещи. В вашем же случае конечно нужно высушить, а далее уже устранять проблемы по мере их возникновения, после попадания большого количества воды.

Мотор-колесо электровелосипеда по своему принципу работы и устройства — довольно простой двигатель, однако, его ремонт или ревизия требуют определенных навыков и подробной инструкции по разборке. Принцип работы такого электровелосипеда очень прост: питание подается на катушки, те вращаются в магнитном поле, создавая необходимую тягу.

Мотор колесо

Одной из распространенных проблем с мотор-колесом являются изношенные (переломленные) или закороченные провода в точке, где они выходят из оси мотора. Если провода находятся в натянутом состоянии или скручиваются при движении, острые края оси мотора — ступицы могут прорезать или полностью разорвать изоляцию провода.

Принцип работы мотор-колеса

Мотор-колесо для электровелосипеда, как и любой другой мотор подобного типа, состоит из двух основных частей. Первая часть представляет собой ось, окруженную неподвижным кольцом из медных катушек, называемым статором. Вторая часть — это корпус, в который входит ось, у него есть возможность свободно вращаться. Этот корпус (основная часть мотора заднего колеса) окружен кольцом сильных магнитов, параллельно которым расположено кольцо катушек, соединенных с осью.

Инструкция разборки пошагово

Провода фаз, обеспечивающие питание двигателя, и более тонкие провода датчиков, которые возвращаются к контроллеру, размещены в толстом изолированном кабеле, который проходит через отверстие в оси к внутренней части статора. Чтобы получить доступ к внутренней части двигателя, вам необходимо снять статор с заднего колеса и, при необходимости (опять же зависит от конкретной модели), снять крышку, чтобы можно было получить доступ к области внутри катушек.

Шаг 1. Снимите болты крепления статора

Статор мотор-колеса

Статор удерживается на корпусе заднего колеса с помощью кольца болтов с шестигранной головкой. Крестовая отвертка с подходящей насадкой (битой) легко справится с данной задачей, но болты могут быть закручены очень туго, особенно, если вы разбираете колесо в первый раз. После того, как болты откручены, сложите их в небольшую коробку или пластиковый пакет, чтобы не потерять эти мелкие детали.

Шаг 2. Достаньте статор

Снимите узел тормозного барабана и вытолкните статор. Сначала лучше снять узел тормозного барабана с другой стороны колеса. Барабанный тормоз имеет различные способы крепления. Снимите гайку и шайбу с конца оси, а узел барабанного тормоза, включая крышку, рычаг и тормозные колодки, должен просто соскользнуть с оси в таком полном сборе.

Мотор колесо в разобранном виде

После того, как статор удален, в нижней части вы увидите провода, подключенные к датчику холостого хода, встроенные в боковую стенку устройства.

Шаг 3. Снимите крышку статора

Данный шаг необходим только в том случае, если вы собрались выполнить ремонт фазных проводов или более тонкой проводки. Если вы не планируете выполнять какие-либо манипуляции с проводами колеса электровелосипеда, то можно пропустить данные рекомендации по снятию крышки со статора. Обычно данная процедура нужна для мотор-колеса от электровелосипеда на 1000 Вт.

Единственное, что удерживает пластину крышки статора, это трение между ним и подшипником осей, однако, оно очень плотно прилегает и зачастую не может быть легко удалено без специального оборудования. Для проталкивания оси можно использовать центробежный съемник нужного размера или гидравлический пресс, в то время как пластина крышки надежно зафиксирована в тисках или другом креплении.

Данная процедура довольно сложна, и чтобы не повредить сам статор и не получить травму, лучше обратиться в ближайшую мастерскую, например, по ремонту автомобилей или даже шиномонтаж. И там и там обязательно есть гидравлический пресс и опытные техники, обученные работе с данным оборудованием. Это значительно сэкономит вам время и силы.

Внутренняя часть статора

После снятия крышки вы получите доступ к внутренней части статора, где видно как кабель выходит из оси на другой стороне пластины, короткие провода с избыточной фазой покрыты нейлоном (такая оплетка характерна именно для фазных проводов) и связаны сзади. Помните: устройство мотор-колеса электровелосипеда довольно простое, но требует базовых знаний в области электротехники.

После того, как вы получите доступ к этой части, то сможете сделать любой ремонт поврежденных проводов или даже заменить более тонкие фазовые провода, которые изначально поставляются с некоторыми моделями двигателями-колесами для электровелосипедов, на более толстую проводку, способную выдержать большую мощность.

Шаг 4. Повторная сборка

Крышка статора

Несмотря на то, что крышка статора довольно сложно извлекается, ее обычно намного легче вернуть на место, чем вытянуть. Самый простой способ надежно зафиксировать крышку, не повредив ее, — это использовать небольшой деревянный молоток. После легких постукиваний по всей поверхности пластина должна встать на свое изначальное место над подшипником.

Возврат статора на место

Что касается возвращения статора в колесо, на этом этапе нужно быть максимально осторожным. Статор располагается глубоко в колесе (а точнее в самом его центре), и когда вы начнете его опускать, магниты, расположенные в корпусе, начнут его притягивать с огромной силой. Поэтому берегите пальцы рук и помните о простых мерах безопасности — толстые перчатки смогут немного погасить удар по пальцам, но лучше этого не допускать.

Возврат статора на место

Вам необходимо иметь в виду, что статор должен быть правильно выровнен таким образом, чтобы все отверстия в устройстве соответствовали тем, которые находятся в корпусе. Если сразу не удалось попасть, то придется удалить и снова переустановить, пока он не будет правильно выровнен. Тут могут помочь самодельные направляющие, выполненные из электродов, тонких стальных прутиков или даже нескольких небольших отверток. По таким нехитрым направляющим статор легко соскользнет в корпус и займет там необходимое положение.

Как только статор установлен на свое исходное место, необходимо зафиксировать его болтами, затягивая их по диагонали, и относительно противоположной стороны друг от друга. То есть ставим два болта один напротив другого, затягиваем, смещаемся на одно отверстие и опять ставим 2 болта напротив друг друга и т.д.

Если вы столкнулись в интернете с описанием разборки подобной модели, но имеющей другое название, то может возникнуть вопрос: чем велогибрид отличается от вашего электровелосипеда. Электровелосипед — это, как следует из названия, обычный велосипед с мотором. Велогибрид — это целостная система, изначально ориентированная на работу с мотором, другими словами — это комплекс, в котором учтена каждая мелочь.

Читайте также: