Ремонт диска сцепления своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Упорный выжимной подшипник сцепления мотоциклов М-72 и К-750, у которого на дорожках качения наконечника стержня и ползуна. Имеются даже небольшие участки выкрошенного металла, требуется заменить новым.

В случае если запасного подшипника в наличии не имеется, можно заменять шарики в сепараторе новыми, а дорожки качения ползуна и наконечники стержня следует прошлифовать.

Подготовка к разборке

Для того чтобы получить доступ к сцеплению, нужно снять заднее колесо, заднюю передачу и отъединить коробку передач от двигателя. Для этого требуется отвернуть скрепляющие их три гайки и один болт, головка которого расположена на передней части картера маховика под правым карбюратором.

Разборка

Для разборки нужно отвернуть шесть винтов, скрепляющих упорный диск с пальцами маховика. Следует помнить, что винты затянуты очень туго, а их головки законтрены. При отвертывании винтов необходимо пользоваться большой отверткой, чтобы не повредить прорези на головках.

разборка сцепления

Порядок разборки:
- выбить с помощью отвертки и молотка выступы из прорезей винтов;
- вывернуть два болта, расположенных друг против друга, и на их место завернуть два вспомогательных болта 1 (картинка), при этом упорный диск освободится от давления пружин и будет облегчена дальнейшая разборка;
- вывернуть остальные четыре винта;
- вывернуть вспомогательные болты;
- снять все диски и пружины.

Ремонт сцепления своими руками

Ремонт сцепления

Ремонт после разборки - осматривают его детали и при необходимости заменяют. Пружины сцепления не должны отличаться одна от другой по своей высоте более чем на 2,5 мм. Если сильно изношены или повреждены фрикционные накладки ведомых дисков, их следует заменить (переклепка накладок). Переклепка может производиться с применением приспособления 2 или оправок 3 (картинка) в таком порядке:
- выколотить бородком заклепки и удалить ранее установленные негодные накладки;
- наложить новые накладки 1 на диск так, чтобы зенковки отверстий обеих накладок были снаружи;
- вставлять поочередно в отверстия пустотелые заклепки 4 и развести концы их керном 5, ударяя по нему молотком 6, при этом головки заклепок должны утопать в зенковках не менее чем на 1—1,5 мм.

Сборка

Сборка выполняется в обратной последовательности. В процессе необходимо сцентрировать ведомые диски, так как в противном случае первичный вал коробки передач не войдет в шлицевые отверстия и коробку передач не удастся соединить с двигателем. После центрирования завертывают два вспомогательных болта до тех пор, пока упорный диск не упрется в пальцы маховика. Затем завертывают четыре винта, а после удаления вспомогательных болтов — остальные два винта. После этого необходимо законтрить.

Буксует сцепление ВАЗ

В большинстве случаев ремонт сцепления является достаточно сложной задачей, для выполнения которой может понадобиться помощь специалистов. Проводить данное мероприятие самостоятельно не рекомендуется, в том случае если вы не обладаете необходимыми знаниями конструкции и опытом. В зависимости от проблемы ремонтные работы могут занять всего несколько минут. В самых сложных ситуациях понадобятся помощник, специальное место или подъемник для быстрого доступа под машину. Ниже поговорим о том, какие бывают симптомы выхода из строя системы сцепления и варианты их устранения.

Ремонт сцепления

Основные поломки и их устранение

Пробуксовка сцепления при переключении передач. Пробуксовка сцепления больше всего проявляется при подъеме в горку или на разгоне. Явными признаками возникновения неполадок является специфический запах и значительное увеличение расхода бензина. В число наиболее частых причин данной проблемы входят:

Загрязнение фрикционных накладок ВД или маховика. Эти поверхности подвержены так называемому замасливанию. Отложения можно легко удалить с помощью спирта или бензина, после процедуры поверхности необходимо протереть насухо. Причина замасливания может заключаться в образовании течи через коробку передач или сальники.

Износ или деформация фрикционных накладок ВД, которая повышается при значительных температурах, превышающих допустимую норму.

Привод сцепления также может быть причиной пробуксовки. Механизм может заедать или иметь повреждения. Для устранения необходимо выполнить ремонт или замену детали.

Основные поломки сцепления

Частичное включение сцепления. Основные симптомы проявляются при переключении передач. Для переключения передних скоростей нужно дополнительное усилие, включение задней передачи сопровождается нехарактерными шумами. При этом коробка передач находится в работоспособном состоянии, без каких-либо неполадок.

Некорректная регулировка привода, как правило, исправляется регулировкой троса сцепления, в самых сложных случаях, заменой вилки сцепления.

Заедание троса. При обнаружении деформаций деталь заменяется, если таковых нет, трос нужно просто смазать.

Повреждение, выработка фрикционных накладок, недостаточно прочное заклепочное соединение или торцевое биение ВД свыше 0,05 мм. Исправление поломки возможно только методом замены диска новым аналогом.

Износ НД либо маховика. Эти неполадки распространены у водителей, которые не проводят своевременную диагностику узлов и механизмов машины. Маховик рекомендуется заменить. При обнаружении деформации нажимного диска, вместо него также следует установить новый узел.

Деформация НД или износ лепестков пружины исправляются установкой нового кожуха вместе с нажимным диском.

Залипание ступиц. Одна из причин частичного включения сцепления может скрываться в заедании ступиц ВД на шлицах вала КПП. Детали необходимо очистить от загрязнений. Незначительные повреждения устраняются надфилем. В самых критичных случаях требуется замена первичного вала КПП либо диска.

Рывки в начале движения

Рывки в начале движения

Заедание троса. Для ликвидации неисправности достаточно обработать трос смазкой. В случае обнаружения деформаций, заменить его.

Сбои в работе ступиц ВД на шлицах вала в результате залипания. Очистите все поверхности деталей, а мелкие механические повреждения отшлифуйте надфилем. В случае обнаружения значительных деформаций или повреждений, производится замена первичного вала и диска.

Деформации и/или слабая фиксация. Причиной рывков в начале движения машины может быть: деформация ВД, снижение прочности крепления накладок, значительная выработка или небольшие трещины на их поверхности. Помимо этого возможно деформация пластин ВД, поломка пружин гасителя или деформация ячеек под пружины. Устраняются все эти неполадки заменой поврежденных элементов новыми аналогами.

Деформации рабочих поверхностей маховика или НД. Для исправления рекомендуется произвести замену кожуха с диском или маховика. В случае критичного стояния обеих деталей, заменить все вышеописанные детали новыми аналогами.

Замасливание поверхности фрикционных накладок. Необходимо очистить загрязненные детали с помощью уайт-спирита или бензина. Также следует выявить и ликвидировать источник замасливания. Это может быть повреждение сальников или течь из КПП.

Посторонние шумы в процессе включения или выключения сцепления. Эти неполадки могут возникнуть при значительной усадке или деформации пружины гасителя либо при выработке на поверхности ячеек под пружины. Возможной причиной неисправности также может быть большая деформация ВД, недостаточное крепление накладок либо их износ. Для исправления замените диск.

Стук при отпускании сцепления возникает при износе, или разрушении подшипника. Данная проблема может сопровождаться течью смазки, в таких случаях требуется замена подшипника.

Ремонт сцепления ВАЗ-2107

Ремонт сцепления ВАЗ-2107

Для выполнения замены сцепления машину следует установить над смотровой ямой или воспользоваться эстакадой. Для выполнения всех этапов понадобиться типовой набор автомобильных инструментов. Перед тем как выполнить ремонт сцепления ВАЗ-2107, нужно отсоединить минусовую клемму от АБ.

Демонтируйте карданный вал. После этого разъедините контакты датчика заднего хода.

Снимите кожух, размещенный на головке блока цилиндров. Вслед за этим демонтируйте траверсу.

С помощью гаечного ключа открутите обе гайки крепления подушки КПП и снимите ее.

Затем нужно извлечь корзину с маховика. Монтировкой отодвиньте коробку в сторону. После этого уложите узел трансмиссии на приемную тубу. Используя монтировку (отвертку), зафиксируйте маховик, затем открутите болты на удерживающие корзину сцепления.

Открутив крепеж корзины, аккуратно отодвиньте ее монтировкой и достаньте диск. Вслед за этим можно демонтировать саму корзину.

Для замены новым аналогом выжимного подшипника, расположенного на вале КПП, снимите вилку. Сборка реализуется в обратном порядке.

Со временем накладки дисков сцепления и другие элементы трансмиссии, принимающие участие в передаче крутящего момента от двигателя к колесам, изнашиваются и требуют замены. Значение этих узлов автомобиля нельзя недооценивать, ведь они обеспечивают плавный ход и аккуратное торможение. Быстрый выход из строя часто связан с манерой вождения владельца машины. Любителям полихачить придется чаще обращаться в СТО для ремонта сцепления.


Как определить, что сцепление вышло из строя

О неисправности предупредят такие признаки:

  • увеличение или уменьшение хода педали;
  • появление рывков и ударов в трансмиссии при попытке плавно тронуться;
  • при нажатии на педаль возникает шум;
  • педаль западает;
  • подтекает жидкость из гидропривода сцепления;
  • присутствует запах подгоревших фрикционных прокладок;
  • транспортное средство с трудом заезжает под горку или уклон.

Опытный водитель сразу обратит внимание на пробуксовку дисков на высоких передачах. При обнаружении первых признаков неисправности сцепления нужно сразу же обратиться в сервисный центр. Если постоянно откладывать ремонт, в один прекрасный день машина просто не тронется с места и тогда без посторонней помощи не удастся добраться до СТО.

Почему сцепление выходит из строя: распространенные причины

Ремонт сцепления автомобиля

  • Первый этап – демонтаж коробки передач и кожуха в сборе с дисками. Для этого приподнимают переднюю часть транспортного средства и снимают передние колеса. Затем отсоединяют устройства и механизмы, подключенные к коробке передач.
  • Если на поверхности маховика, нажимного и ведомого диска есть трещины или другие дефекты, а фрикционные накладки изношены или замаслены – их необходимо заменить. Также проверяют заклепочные соединения кожуха. Если они ослаблены и имеют явные следы износа – диск сцепления меняют в сборе с кожухом.
  • Установка коробки передач.
  • Регулировка сцепления, настройка свободного хода педали.

Любая ошибка во время самостоятельной замены узлов машины приведет к дополнительным расходам, поэтому лучше сразу обратиться в автосервис. У мастеров в наличии есть все необходимые инструменты для замены и регулировки сцепления. К тому же, автосервисы выдают гарантию на выполненные работы.

Казалось бы просто меняешь диск и всё. Поначалу так думал и я. Но оказалось всё немного сложнее.

Рассмотрим некоторые нюансы:

1. После съёма коробки, и всего узла сцепления, необходимо провести дефектовку.

Обратите внимание на диск сцепления. Если у него неравномерный износ, например на краях он тоньше чем к середине, значит корзина и маховик также имеют неровную рабочую поверхность.

2. Я вообще замечал, что многие при замене сцепления игнорируют корзину и маховик.

Это грубая ошибка, если заменить только диск и ничего не делать с корзиной и маховиком, то площадь прижима будет неполноценной. Диск отъездит недолго и вы снова будете снимать коробку.

Поэтому при замене диска всегда берите комплект: корзина, выжимной подшипник, диск сцепления. Маховик стоит дорого и редко бывает в наличии, поэтому его можно отдать токарю на проточку. Но есть нюанс, если маховик имеет выступающую рабочую поверхность, то проточке подвергается нерабочая поверхность маховика , с неё снимают столько же сколько и с рабочей поверхности. Это делается для того, чтобы соблюсти прижим демпфера корзины.

Так маховик выглядит после проточки. Иногда приходится изготавливать новые направляющие корзины, если не удаётся вытащить старые.

Также если не удаётся подобрать комплект сцепления, то корзину можно тоже проточить без каких либо проблем.

В этом случае при соблюдении всех плоскостей сцепление вам прослужит очень долго.

Обязательно осмотрите корзину на равномерность выхода лепестков. Если в невыжатом положении лепестки стоят криво, то корзина непригодна для использования, демпфер не обеспечит нужный прижим. Также корзину нужно менять при износе лепестков от выжимного подшипника.

Если с лепестками всё хорошо, то перед установкой обязательно продуйте корзину внутри, чтобы отработавшие части диска не мешали её работе. Можно сделать это под прессом либо изготовив самодельное приспособление для выжима.

3. Всегда меняйте оба сальника (или как меня тут поправил гражданин инженер уплотнительные манжеты).

Один коренной и один на первичном валу коробки. Как правило, сальник первичного вала стоит в съёмной крышке, но иногда приходится раскидать половину коробки, чтобы его заменить. Такое у меня было с коробкой от полноприводного Rav-4 97-го года. Сальник запрессовывался с внутренней стороны корпуса. На жигулёвской коробке надо снять колокол для замены сальника.

Также обязательно переклеивайте заднюю крышку мотора и все заглушки, которые скрывает колокол коробки, а также крышки на коробке если есть. Поменять сцепление, и потом получить течь масла будет не очень. На некоторых моторах задняя крышка продаётся сразу с сальником. А например на субаровских моторах крышки нет из-за конструкции двигателя, зато есть несколько заглушек которые полюбому надо переклеить.

Читайте также: