Ремонт биметаллических радиаторов отопления своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Ремонт радиаторов отопления

Сама работа ремонта не сложная, главное тут - провести подготовительные работы и запастись необходимым строительным инструментом. Одним из главнейших инструментов при замене радиаторов отопления является радиаторный ключ.

Также следует приобрести дополнительно резиновые прокладки, так как использовать старые не рекомендуется.

Если планируется ремонт чугунной батареи еще советского времени, то большая вероятность замены ниппелей. Поиск нового ниппеля для старой модели батареи - довольно проблематичный процесс, тем более важно покупать ниппель с минимальным износом и в удовлетворительном состоянии.

Помимо этого, необходимо купить универсальные метчики, новую заглушку и футорку. Даже при наличии старой заглушки, ее желательно заменить, так как при откручивании большая вероятность повреждения резьбы.

Обратите внимание на совместимость запасной части с определенным типом радиаторной батареи. На данном этапе желательно провести консультацию с с профессионалами.

Ремонт радиаторов отопления

Типовая классификация

При замене радиаторной батареи, обратите внимание на тепловую мощность и давление непосредственно в радиаторе. При недостаточном уровне тепловой мощности, замененная батарея толку не даст - в комнате все равно будет холодный воздух.

В обратном случае - есть риск дополнительных трат на приобретение дополнительных элементов установки системы, хотя сама работа установки не очень эффективная.

Обеспечить рациональное распределение тепла по всей комнате возможно только лишь при правильном расположении количества секций радиатора. Для каждой отдельной комнаты - свои параметры установки секций, нет универсального метода для всех помещений. На данном этапе работ желательно проконсультироваться со специалистом и решить, сколько именно секций Вам необходимо приобрести в комнату.

Радиаторы можно классифицировать на несколько типов:
1. Чугунный.
Обладает хорошими сроками эксплуатации, но при желании автоматизации температуры, реализация такой идеи может получиться достаточно трудной. Чугунная батарея - классический вариант, имеющий на сегодняшний день большой дизайнерский ассортимент на строительном рынке.

2. Стальной.
Широкой популярностью пользуется не только благодаря низкой цене, но также и благодаря хорошей теплоотдаче. Также отметим, что стальной радиатор обладает большим количество типоразмеров и хорошо подвергается регулировке комнатного термостатата.

3. Алюминиевый секционный.
Пользуется небольшим спросом, потому как находится в ценовом диапазоне между чугунным и стальным. Алюминиевая батарея сочетает в себе преимущества и недостатки чугунного радиатора и стального, а качество изготовления алюминиевой батареи зависит от качества исходного материала.

4. Биметаллический секционный.
Условно можно расположить его между алюминиевым и стальным радиатором. Изготавливается из стали, которая обворачивается в защитную алюминиевую этикетку. выпускаются для возведения многоэтажек, где по трубам идет подача большого давления. Применение в частном доме либо на дачном участке не выгодно с экономической точки зрения.

Способы очистки

Работы по очистке радиаторов можно классифицировать на 2 типа: контактная очистка и бесконтактная.

В первом случае следует протирать изделие при помощи щетки с длинной ручкой, влажной либо сухой тряпкой. Не редко к радиатору сразу же поставляется специальный комплект с различными средствами по уходу за ним.

Внимательно следите за тем, чтобы исключить использование средств, которые могут содержать в себе абразивы. После уборки нужно тщательно вытереть насухо изделие.

В бесконтактной очистке используется распылить. Пульвелизатор нужно заполнить раствором (вода и шампунь) либо при помощи раствора из хозяйственного мыла. Далее под напором воды грязь собьется и уберется пыль с радиатора. По окончанию работ нужно также протереть изделие сухой тряпкой.

Ремонт радиаторов отопления

Вода: выливать или оставить?

Как показывает статистика, по завершению работ отопительного сезона для профилактики сливается вода из пункта центрального отопления и не заполнять его 2-3 месяца. В результате этого, биметаллический радиатор существенно подвергается процессам разрушения и коррозии металла.

Для решения проблемы следует после отопительного сезона провести полное перекрытие вентилей на прямой подводке и обратной подводке, а также открыть отводчик воздуха. После этого радиатор продолжит быть наполненным водой, а все избыточное давление моментально стравится при помощи воздухоотводчика.

Ближе к отопительному сезону вентили снова открываются, а воздухоотводичк - закрывается. Чтобы улучшить циркуляцию теплового носителя желательно промывать радиатор раз в 1,5-2 года. Самостоятельно данным процессом заниматься не рекомендуется, лучше обратитесь за помощью к квалифицированному специалисту.

Обычно помимо общих документов на радиатор (цена, описание, гарантийный талон) производитель также должен предоставить Вам и буклет, который содержит советы по уходу за конкретной радиаторной установкой.

Покраска отопительного радиатора

На сегодняшний день существует огромное количество типов отопительных систем. При этом поставщики постоянно работают над выпуском новых моделей, в которых используются современные технологические решение. Другими словами - качество продукции и эксплуатационные возможности существенно улучшаются.

Не секрет, что за радиаторной батареей необходим тщательный уход. При использовании чугунных радиаторов, Вам придется периодически заниматься его покраской. Для этого следует приобрести краску со специальной добавкой, которая позволит ей справляться с необходимой температурой и сохранять первичный цвет.

Ремонт радиаторов отопления

Комната, в которой планируется размещение чугунного радиатора, должна быть оснащена хорошей системой проветривания. А при покраске желательно одевать защитные очки, а на руки - резиновые перчатки.

Для покраски биметаллического либо алюминиевого радиатора не нужно использовать краску, которая может повышать их тепловую отдачу. Также не желательно закрывать данную отопительную систему различными экранами либо навешивать на них пористый увлажнитель.

Среди основных элементов отопительных конструкций значатся радиаторы, которые, нагреваясь, обогревают помещения. Приборы, произведенные из чугуна, которые предназначены для теплоснабжения квартир и домов, могут прослужить несколько десятков лет. Но нет ничего вечного, это касается, в том числе и данного материала для изготовления радиаторов. По истечению определенного срока эксплуатации наступает время, когда требуется выполнить ремонт батарей отопления своими руками. Причиной может стать протечка, ухудшение качества теплоотдачи, облупившаяся краска и т.д.

ремонт батареи отопления

Ремонт заключается не только в покраске батарей отопления. Нередко требуется заменить часть батареи, которую невозможно реставрировать, добавить или убрать одну или несколько секций, поменять трубу подачи или обратки и прочее. Если не произвести комплексный ремонт батареи отопления, то восстановить эффективный обогрев в помещении вряд ли удастся.

При наличии навыков строительных работ можно обойтись собственными силами. Правда, для проведения ремонтных работ иногда требуется сварочный аппарат.

Устранение течи батареи отопления


Радиаторы отопления, как показывает практика, протекать начинают в самый пик отопительного сезона, когда в них находится горячий теплоноситель. По причине образования течи, в комнате появляется лужа, а соответственно в помещении повышается влажность. Но отключить батарею таким образом, чтобы отремонтировать поврежденный участок, возможно лишь в собственном доме.

как отремонтировать батарею отопления

В многоэтажном доме вариант устранения щели зависит от ее места расположения. На горячих секциях устранять протечку достаточно проблематично, но возможно (прочитайте: "Устранение течи в системе отопления, герметизация соединений").

Существует несколько способов, как можно произвести ремонт отопительных батарей:

  1. В случае, когда чугунный отопительный прибор протекает на стыках, берут медицинский бинт, смачивают в эпоксидном клее и плотно наматывают в месте, которое подтекает. Когда клейкая лента высыхает, она становится очень прочной и ее можно выкрасить в цвет радиатора. Отремонтированный таким образом участок продержится пару лет (прочитайте также: "Правильная покраска труб отопления, как именно и какой краской лучше красить").
  2. Устраняют протечки в батарее на стыке при помощи специально изготовленных для этих целей хомутов, которые продаются в строительных магазинах. Это изделие (см.фото) представляет собой металлическое кольцо, имеющее прорезиненные пластины, которые между собой стягивают двумя болтами. Хомут прикладывают на место течи и потом затягивают болты (прочитайте также: "Как устранить течь трубы отопления, если она протекает"). В продаже имеется продукция с разными размерами и диаметрами, подходящая для разных приборов.
  3. При невозможности реализации первых двух способов, место течи можно прикрыть небольшим кусочком плотной резины, вырезанным из медицинского жгута или велосипедной камеры. Но подобный хомут является временной мерой и в дальнейшем требуется переделка.
  4. Небольшое отверстие в батарее можно устранить, если использовать холодную сварку. Она представляет собой химическое соединение, имеющее вид небольших пластинок и напоминающее по консистенции детский пластилин. Кусочек сварки разминают в руках, пока не образуется однородная масса. После этого его приклеивают к поврежденному месту на приборе. Чугунные отверстия прекрасно заклеят герметики (полимерный или порошковый), способные выдерживать большие температуры и не испаряться.
  • хомуты соответствующего размера;
  • бинт медицинский;
  • эпоксидный клей;
  • резиновые жгуты;
  • клей-герметик;
  • холодную сварку для батарей.

Ремонт батареи отопления своими руками на видео:

Реставрация старых радиаторов из чугуна


Реставрацию старых батарей осуществляют накануне отопительного сезона. Возможность прорыва труб и радиаторов в холодное время года проверяют путем испытания отопительной системы. Радиатор, встроенный в нишу, должен находиться на расстоянии от стены, иначе реставрацию делать будет сложнее.

ремонт радиаторов отопления своими руками

До того, как отремонтировать батарею отопления, следует приготовить инструменты и материалы:

  • разводной сантехнический ключ № 2, 3;
  • ключ для радиаторов под ниппель 5/4 (когда батарея старая), под ниппель 1 (если радиатор современный);
  • мел;
  • стальная труба длиной 50-70 сантиметров, помогающая проворачивать ключ.

До начала работ по ключу при помощи мела выполняют круговую отметку. Для этого следует совместить рабочую часть ключа и ниппель, который нужно открутить и нанести пометку на торце секции. Необходимо подложить упор под ключ, под его свободный край, и таким образом удастся избежать прогибов. После окончания подготовки батареи к разборке начинают откручивать секции, сдвигая резьбу с места.

Параллельные ниппели поочередно прокручивают на ширину 5-7 миллиметров между соседними секциями. Ремонт батареи отопления своими руками или ее реставрацию лучше выполнять с напарником, чтобы радиатор был зафиксирован в нужном положении.
Таким способом меняют секции не только в чугунных изделиях, но и в алюминиевых и биметаллических приборах.

Нередко старые радиаторы из чугуна с трудом поддаются механическим воздействиям, поскольку секции проржавели. В таком случае места соединения в месте расположения ниппеля прогревают автогеном вдоль параллельных стыков круговыми движениями. После завершения нагрева откручивают футорки. Когда замена секций радиатора завершена, его помещают на прежнее место.

Покраска и ремонт батарей отопления

Когда чугунные изделия не протекают и эффективно обогревают помещение, но краска на приборах облупилась, то потребуется их перекрасить, поскольку такие конструкции из чугуна подвергаются коррозии, результатом чего будут течи.

Чтобы покрасить батарею из чугуна потребуются:

  • строительный фен (или растворитель);
  • щетка, наждачная бумага;
  • антикоррозийное покрытие;
  • грунт по металлу;
  • краска;
  • кисти и прочее.

ремонт батареи отопления своими руками

Для нанесения краски используют кисти. Батарею следует прокрасить полностью, для чего подойдут валики, губки, распылители (детальнее: "Чем и какой краской покрасить батареи отопления"). Начинают покраску радиаторов отопления с внутренних поверхностей, а затем приводят в порядок наружную часть.

Ремонт батарей отопления своими руками по правилам

Среди основных элементов отопительных конструкций значатся радиаторы, которые, нагреваясь, обогревают помещения. Приборы, произведенные из чугуна, которые предназначены для теплоснабжения квартир и домов, могут прослужить несколько десятков лет. Но нет ничего вечного, это касается, в том числе и данного материала для изготовления радиаторов. По истечению определенного срока эксплуатации наступает время, когда требуется выполнить ремонт батарей отопления своими руками. Причиной может стать протечка, ухудшение качества теплоотдачи, облупившаяся краска и т.д.

ремонт батареи отопления

Ремонт заключается не только в покраске батарей отопления. Нередко требуется заменить часть батареи, которую невозможно реставрировать, добавить или убрать одну или несколько секций, поменять трубу подачи или обратки и прочее. Если не произвести комплексный ремонт батареи отопления, то восстановить эффективный обогрев в помещении вряд ли удастся.

При наличии навыков строительных работ можно обойтись собственными силами. Правда, для проведения ремонтных работ иногда требуется сварочный аппарат.

Устранение течи батареи отопления


Радиаторы отопления, как показывает практика, протекать начинают в самый пик отопительного сезона, когда в них находится горячий теплоноситель. По причине образования течи, в комнате появляется лужа, а соответственно в помещении повышается влажность. Но отключить батарею таким образом, чтобы отремонтировать поврежденный участок, возможно лишь в собственном доме.

как отремонтировать батарею отопления

В многоэтажном доме вариант устранения щели зависит от ее места расположения. На горячих секциях устранять протечку достаточно проблематично, но возможно (прочитайте: "Устранение течи в системе отопления, герметизация соединений").

Существует несколько способов, как можно произвести ремонт отопительных батарей:

  1. В случае, когда чугунный отопительный прибор протекает на стыках, берут медицинский бинт, смачивают в эпоксидном клее и плотно наматывают в месте, которое подтекает. Когда клейкая лента высыхает, она становится очень прочной и ее можно выкрасить в цвет радиатора. Отремонтированный таким образом участок продержится пару лет (прочитайте также: "Правильная покраска труб отопления, как именно и какой краской лучше красить").
  2. Устраняют протечки в батарее на стыке при помощи специально изготовленных для этих целей хомутов, которые продаются в строительных магазинах. Это изделие (см.фото) представляет собой металлическое кольцо, имеющее прорезиненные пластины, которые между собой стягивают двумя болтами. Хомут прикладывают на место течи и потом затягивают болты (прочитайте также: "Как устранить течь трубы отопления, если она протекает"). В продаже имеется продукция с разными размерами и диаметрами, подходящая для разных приборов.
  3. При невозможности реализации первых двух способов, место течи можно прикрыть небольшим кусочком плотной резины, вырезанным из медицинского жгута или велосипедной камеры. Но подобный хомут является временной мерой и в дальнейшем требуется переделка.
  4. Небольшое отверстие в батарее можно устранить, если использовать холодную сварку. Она представляет собой химическое соединение, имеющее вид небольших пластинок и напоминающее по консистенции детский пластилин. Кусочек сварки разминают в руках, пока не образуется однородная масса. После этого его приклеивают к поврежденному месту на приборе. Чугунные отверстия прекрасно заклеят герметики (полимерный или порошковый), способные выдерживать большие температуры и не испаряться.
  • хомуты соответствующего размера;
  • бинт медицинский;
  • эпоксидный клей;
  • резиновые жгуты;
  • клей-герметик;
  • холодную сварку для батарей.

Ремонт батареи отопления своими руками на видео:

Реставрация старых радиаторов из чугуна


Реставрацию старых батарей осуществляют накануне отопительного сезона. Возможность прорыва труб и радиаторов в холодное время года проверяют путем испытания отопительной системы. Радиатор, встроенный в нишу, должен находиться на расстоянии от стены, иначе реставрацию делать будет сложнее.

ремонт радиаторов отопления своими руками

До того, как отремонтировать батарею отопления, следует приготовить инструменты и материалы:

  • разводной сантехнический ключ № 2, 3;
  • ключ для радиаторов под ниппель 5/4 (когда батарея старая), под ниппель 1 (если радиатор современный);
  • мел;
  • стальная труба длиной 50-70 сантиметров, помогающая проворачивать ключ.

До начала работ по ключу при помощи мела выполняют круговую отметку. Для этого следует совместить рабочую часть ключа и ниппель, который нужно открутить и нанести пометку на торце секции. Необходимо подложить упор под ключ, под его свободный край, и таким образом удастся избежать прогибов. После окончания подготовки батареи к разборке начинают откручивать секции, сдвигая резьбу с места.

Параллельные ниппели поочередно прокручивают на ширину 5-7 миллиметров между соседними секциями. Ремонт батареи отопления своими руками или ее реставрацию лучше выполнять с напарником, чтобы радиатор был зафиксирован в нужном положении.
Таким способом меняют секции не только в чугунных изделиях, но и в алюминиевых и биметаллических приборах.

Нередко старые радиаторы из чугуна с трудом поддаются механическим воздействиям, поскольку секции проржавели. В таком случае места соединения в месте расположения ниппеля прогревают автогеном вдоль параллельных стыков круговыми движениями. После завершения нагрева откручивают футорки. Когда замена секций радиатора завершена, его помещают на прежнее место.

Покраска и ремонт батарей отопления

Когда чугунные изделия не протекают и эффективно обогревают помещение, но краска на приборах облупилась, то потребуется их перекрасить, поскольку такие конструкции из чугуна подвергаются коррозии, результатом чего будут течи.

Чтобы покрасить батарею из чугуна потребуются:

  • строительный фен (или растворитель);
  • щетка, наждачная бумага;
  • антикоррозийное покрытие;
  • грунт по металлу;
  • краска;
  • кисти и прочее.

ремонт батареи отопления своими руками

Для нанесения краски используют кисти. Батарею следует прокрасить полностью, для чего подойдут валики, губки, распылители (детальнее: "Чем и какой краской покрасить батареи отопления"). Начинают покраску радиаторов отопления с внутренних поверхностей, а затем приводят в порядок наружную часть.



Любой ремонт без привлечения специалистов – это хлопотное и неприятное занятие, требующее как финансовых расходов, так и вложения в него времени.

Ремонт биметаллических радиаторов своими руками можно произвести быстро и без проблем при соблюдении трех условий: придерживаться последовательности действий, иметь необходимые для этого инструменты и Суметь самостоятельно определить причину поломки.

Зная, как разобрать биметаллические радиаторы, остальную работу будет проделать несложно. Их можно паять, заклеивать трещины и промывать, как и другие секционные конструкции, например, из чугуна, стали или алюминия.

Устройство батарей из биметалла

Уникальность этого вида обогревателей в их устройстве. Объединение двух видов металлов в одной конструкции – это возможность взять лучшее у каждого из них, замещая при этом их слабые стороны.

В продаже встречаются:

Таким образом, сочетание двух таких разных металлов создало прочную и надежную конструкцию, хотя теплоотдача у нее чуть ниже, чем у алюминиевых аналогов.

  • Сочетание сердечника из меди с алюминиевым верхом – это настоящий прорыв, так как эти металлы нельзя даже держать рядом, однако вместе они создают устройство с самой высокой теплоотдачей. Разделение меди и алюминия обеспечивает их долговечность и прочность всей конструкции.
  • Полу биметаллические радиаторы оснащены только вертикальными стальными коллекторами, тогда как горизонтальные выполнены из алюминия. Они стоят дешевле, но менее долговечны, хотя прочность и теплоотдача у них на высоком уровне.

Вот как устроен биметаллический радиатор отопления. Если такая надежная конструкция вышла из строя, значит, при ее установке были допущены ошибки.



Пробуждение спящего литий-ионный аккумулятора

Литий-ионные аккумуляторы содержат защитную схему, которая защищает батарею от аварийных ситуаций при чрезмерной разрядке. Переход в спящий режим может происходить при хранении литий-ионной упаковки в разряженном состоянии в течение любого периода времени, когда саморазряд постепенно истощает оставшийся заряд. В зависимости от производителя цепь защиты Li-иона отключается между 2,2 и 2,9 V, и нужно знать, как провести ремонт аккумулятора ноутбука в этом случае.

Ремонт радиаторов

Boost применяет небольшой зарядный ток для активации схемы защиты. Если правильное напряжение ячейки может быть достигнуто, зарядное устройство начинает нормальную зарядку. Если хранение литиево-ионных батарей представляет явную неопределенность, то производители рекомендуют держать их в состоянии заряда 40-50 %. Но в то же время предупреждают о возможной потере устройства из-за чрезмерного разряда. Между этими критериями существует широкая полоса действий, и если пользователь в чем-то сомневается, лучше хранить батарею с более высоким зарядом и в прохладном месте.

Основные причины неисправности

Прежде чем приступать к ремонту радиатора, следует разобраться с причиной, вызвавшей неисправность. Как показывает практика, основных поводов для поломки биметаллической батареи несколько:

Производить ремонт биметаллических радиаторов отопления в отопительный сезон можно только при проявлении следующих признаков:

  • Батарея не греет или нагревается только в одной части.
  • На стыках соединений или в самой батарее появилась течь.
  • Сильные шумы и треск в системе отопления.

Если видимых причин того, почему не греют биметаллические радиаторы, нет, то следует вызвать мастеров, которые при помощи специальных приборов обнаружат поломку. Только если установлена причина плохой работы батареи, можно приступать к ее демонтажу и ремонту.




Профилактика течи в отопительной системе

Чтобы не затопить соседей и не делать повторного ремонта, рекомендуется иметь все необходимое для экстренного устранения протечки под рукой. Любой легкий ремонт начинаются с подготовки инструмента:

После временного устранения проблемы все равно потребуется капитальная реставрация чугунного прибора.

Обратите внимание! Под батареей не всегда видна лужица. Иногда разгерметизацию секций можно обнаружить только по повышенной влажности в отдельной комнате.

Хорошо, если есть навык накладывания хомутов на небольшую трещину в трубах или в местах соединения. Для этого потребуется перекрыть подачу теплоносителя в квартире или отдельной комнате и заблокировать место разгерметизации.


Холодная сварка — быстрая помощь для устранения небольшой течи в батарее

После выполнения простейших манипуляций по обработке стыка и наложения хомута можно возобновить подачу горячей воды. Рекомендуется проверить, нет ли завоздушивания (открыть воздуховыпускной клапан при небходимости). Все этапы доступны для самостоятельного выполнения. Но это временная мера, не стоит откладывать замену изношенных радиаторов на неопределенный срок.

Как промыть батареи

Ни одна, даже самая надежная система отопления не застрахована от поломок. Трудно ожидать, что при том качестве теплоносителя, который есть в городской теплосети, радиаторы будет безупречно работать годами. Как правило, первым признаком того, почему биметаллические радиаторы плохо греют, является их засорение.

Выполняя последовательно все действия, любой новичок справится с такой простой работой, как чистка батарей. Сложнее, если они дали течь, которую устранять придется либо путем пайки, либо клеем, либо холодной сваркой.

Что отличает нашу компанию от других

Можно назвать несколько причин, которые заставляют людей обращаться именно к нам:

  • большой опыт наших мастеров – мы умеем выполнять все сантехнические работы без исключений;
    обязательность – взявшись за работу, мы доводим её до конца;
    ответственность – мы отвечаем за качество своей работы;
    умеренные цены – мы не завышаем цен, чтобы наши услуги были доступны всем;
    оперативность – свою работу мы делаем не только качественно, но и быстро;
    вежливость – наши диспетчеры уважают своих клиентов, они вежливо и подробно ответят на все ваши вопросы, заданные по телефону;
    предварительная договоренность – о любых сантехнических работах у вас дома вы можете договориться с нами заранее, наши специалисты проведут их в удобное для вас время.

Выбирая нашу компанию, вы можете быть уверены, что все работы будут выполнены качественно и в необходимый срок.

Ремонт трещин в батареи из биметалла

Трещина на биметаллическом радиаторе – это крайне неприятное событие, так как ремонт изделий из алюминия всегда сопровождаются сложностью.

Главное, что потребуется мастеру, так это флюс, при помощи которого можно решить проблему с появлением оксидной пленки. Специальные средства для пайки алюминия можно купить в магазине, а можно приготовить самостоятельно.

После того, как вопрос по устранению окиси был решен, можно производить обычную пайку, применив в качестве припоя железно-канифольную смесь.

Такой способ оправдает себя в случае небольшой трещинки или дырочки. Когда требуется срочный ремонт, то в качестве временного решения проблемы можно применить эпоксидный клей. Принцип холодной сварки считается одним из лучших способов устранения трещин и дырок в алюминиевых изделиях, и биметаллический радиатор не исключение. Средства для проведения этой работы продаются в магазинах стройматериалов.

Как показывает практика, если секция биметаллического радиатора пострадала сильно, то легче заменить ее новой, чем пытаться починить и бояться, что в любой момент произойдет новая протечка.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

Таким образом, ремонт биметаллических радиаторов дело несложное, если придерживаться последовательности действий.

Чем заклеить чугунную батарею отопления? — Справочник оконного гуру

Как починить батарею отопления?

Порой случаются такие ситуации, когда незамедлительно требуется ремонт радиаторов отопления. Что делать в таком случае? Бежать и звать специалистов или пытаться что-то сделать самостоятельно? Постараемся разобраться.

Ремонт радиаторов отопления

Ремонт алюминиевого радиатора отопления методом пайки

В некоторых случаях, поврежденные участки алюминиевого радиатора необходимо запаять. При наличии навыков работы с паяльником, осуществить подобный ремонт несложно. Однако учтите, что алюминий и его сплавы плохо поддаются пайке, поэтому осуществлять подобную работу нужно крайне аккуратно. Итак:

  • подготовьте поверхность для пайки и нанесите на нее железно-канифольный флюс;
  • нагретым паяльником протрите поврежденную зону;
  • когда канифоль растечется по поверхности, введите оловянно-свинцовый припой с примесью железных опилок.


Запаянный алюминиевый радиатор рекомендуется заново окрасить. Для этого:

  1. Сотрите старый слой краски специальной смывкой.
  2. Тщательно обработайте радиатор наждачной бумагой.
  3. Термостойкую краску или эмаль нанесите ровным слоем сверху вниз. Если радиатор секционный, начните покраску с участков между секциями. Учтите, что при покраске радиатор должен быть холодным.

Способы очистки

Работы по очистке радиаторов можно классифицировать на 2 типа: контактная очистка и бесконтактная.

В первом случае следует протирать изделие при помощи щетки с длинной ручкой, влажной либо сухой тряпкой. Не редко к радиатору сразу же поставляется специальный комплект с различными средствами по уходу за ним.

Внимательно следите за тем, чтобы исключить использование средств, которые могут содержать в себе абразивы. После уборки нужно тщательно вытереть насухо изделие.

В бесконтактной очистке используется распылить. Пульвелизатор нужно заполнить раствором (вода и шампунь) либо при помощи раствора из хозяйственного мыла. Далее под напором воды грязь собьется и уберется пыль с радиатора. По окончанию работ нужно также протереть изделие сухой тряпкой.

Потребность разборки батарей отопления может возникнуть в каждом доме. Если одна из секций дала течь, то ее требуется заменить или убрать. Добавлять дополнительные ребра приходится, когда имеющееся не прогревают помещение до нужной температуры. А если во время отопительного сезона в квартире становится жарко, нужно убрать лишние секции. Подобные задачи решаются с помощью профессионалов, но если финансовое состояние оставляет желать лучшего, придется узнавать, как разобрать радиатор отопления своими руками. Это позволит сэкономить и получить полезный опыт.

Как разобрать радиатор отопления своими руками

Как разобрать радиатор отопления своими руками

Конструкции радиаторов отопления

При возникновении поломки отопительного элемента, особенно в холодное время года, его необходимо немедленно отремонтировать или заменить. Возможна ли разборка радиатора, зависит от типа его конструкции. Довольно часто в квартирах устанавливают неразборные виды радиаторов, которые восстановлению не подлежат. В таком случае лучше сразу приобрести новую батарею. Но есть и разборные модели, которые можно демонтировать для замены поврежденного элемента и установить назад.

Изделия делятся на два основных вида:

  1. Секционные батареи, собранные из нескольких одинаковых секций, надежно соединенных между собой. В каждой из них есть канал, по которому циркулирует вода, а ребра, излучающие тепло обогревают помещение. Секционные батареи являются наиболее популярными, поскольку стоимость таких радиаторов ниже. При возникновении поломки, достаточно заменить только поврежденную секцию, а при необходимости всегда можно добавить или убрать ребра.

Секционные батареи отопления

Секционные батареи отопления

  1. Монолитные изделия представляют собой одну цельную конструкцию, которая не имеет отдельных секций. По внешним признакам эти радиаторы могут напоминать секционные аналоги, но отличия между ними очевидны. В монолитных устройствах нет соединительных стыков, за счет чего они способны выдерживать большее давление. От этого и сроки безотказной работы этих конструкции почти в два раза больше, чем у секционных. Но в случае протечки монолитное устройство придется менять полностью. В секционных изделиях достаточно будет заменить поврежденный элемент.

Биметаллический монолитный радиатор

Биметаллический монолитный радиатор

Подготовка к разборке

На этом этапе нужно приготовить все необходимые инструменты и демонтировать батарею с места крепления. Для работы, в зависимости от вида и состояния радиатора, могут понадобиться такие инструменты:

  • радиаторный (ниппельный) ключ;
  • разводной ключ или набор гаечных ключей с разными размерами головок;
  • автоген или болгарка;
  • строительный фен;
  • молоток, кувалда;
  • зубило.

Инструменты для разборки батарей отопления

Инструменты для разборки батарей отопления

Ниппельный ключ

После подготовки инструментов, необходимо обустроить место для разборки радиатора. Подойдет пол или прочный стол. Нужно учитывать то, что из батареи будет вытекать грязная вода, и не забыть подстелить под нее непромокаемую ткань.

Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий

Чтобы отсоединить радиатор от системы и снять его с места крепления, необходимо выполнить следующее:

  1. Остановить циркуляцию воды и сбросить давление.
  2. Если батарея отопления горячая, нужно подождать пока она остынет, а затем отсоединить от системы. Для этого нужно открутить соединительные муфты на входе и выходе.
  3. Отодвинуть муфту от радиатора по трубе снять устройство с кронштейнов.
  4. Слить оставшуюся воду и положить изделие на место разборки лицевой стороной вверх.
  5. Вытянуть и сразу промыть фильтр, чтобы загрязнения на нем не засохли.

Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий

Разборка биметаллических и алюминиевых секционных изделий

На следующем этапе радиатор разбирается на отдельные секции. Чтобы избежать повреждений во время работы, необходимо разобраться в какую сторону нужно крутить ниппель-гайку. Этот элемент представляет собой кольцеобразную гайку с внешней резьбой и пазами внутри с обеих сторон. При этом на одной гайке есть и правая и левая резьба. Если ее откручивать, то соседние секции батареи будут равномерно раздвигаться, а при закручивании – стягиваться.

Ниппель-гайка

Важно! Если ниппель-гайку крутить не в ту сторону, можно легко сорвать резьбу и на ней и на батарее отопления.

Установка ниппель-гайки

Определившись с направлением резьбы, вставьте ниппельный ключ в радиатор и продвиньте к нужной гайке. Сделать это помогут насечки на инструменте. Когда он будет находиться в пазах, вставьте в отверстие с другой его стороны рычаг. Чтобы сдвинуть гайку с места потребуется приложить усилие. Позовите помощника, чтобы он зафиксировал радиатор на одном месте.

Ремонт биметаллических радиаторов

Ремонт биметаллических радиаторов

Когда гайка продвинется на половину оборота, переходите на другую сторону, чтобы открутить вторую, и выполните такие же действия. Убедившись, что обе гайки вращаются без прикладывания большой физической силы, постепенно откручивайте то одну, то другую сторону, продвигаясь на 5-7 мм.

Прокладка между секциями радиатора

Прокладка между секциями радиатора

После разъединения заберите металлические прокладки, которые были между секциями. Если они находятся в хорошем состоянии, то их можно будет установить назад при сборке, если в плохом, то используйте их в качестве образца для покупки новых. Силиконовые прокладки нужно менять обязательно.

Разборка чугунного радиатора

Чугунная батарея отопления

Чугунная батарея отопления

Чугунные изделия, как правило, стоят в квартирах по несколько десятков лет. В связи с этим во многих случая разобрать их не повредив невозможно. Чтобы снять батарею с места крепления, раскрутите сгоны на входе и выходе. Если это сделать не получилось, ее придется срезать болгаркой или автогеном. После демонтажа изделие промывается и укладывается на ровную поверхность.

Срезаем старую батарею болгаркой

Срезаем старую батарею болгаркой

За долгие годы эксплуатации стыки между секциями, ниппель-гайки и другие отдельные элементы прикипают друг к другу. За счет этого разборка требует применения большей физической силы, чем во время работы с новыми радиаторами отопления. Если гайка не откручивается, воспользуйтесь инструментом для нагрева мест соединения. Когда прикипевшие участки разогреются, их будет проще разъединить.

Совет: для нагрева можно использовать строительный фен, автоген или паяльную лампу.

Если пазы, предназначенные для фиксации ключа в соединяющих гайках, разъела ржавчина, разобрать изделие не получится. Эффективным способом убрать поврежденную секцию является механическое разбивание с применением кувалды, но в таком случае есть большой риск повредить всю конструкцию. Можно также попробовать распилить батарею в местах стыков болгаркой или ножовкой по металлу.

Разбираем старую батарею

Разбираем старую батарею

После отделения поврежденной секции от всей конструкции попробуйте выбить ниппель-гайки при помощи молотка и зубила. Чтобы работать было легче, привлеките помощника. Только своими руками снять и разобрать радиатор может не получиться, так как чугунные изделия очень тяжелые. Одна секция весит около 7,5 кг. Соответственно, батарея в 10 секций потянет на 75 кг.

Схема разборки чугунных радиаторов отоплений.

Схема разборки чугунных радиаторов отоплений.

Если понять, как разобрать радиатор отопления своими руками, это можно сделать быстро и без каких-либо негативных последствий. Главное, запастись необходимыми инструментами и знаниями. В случае со старыми батареями могут возникнуть проблемы. Но если повезет, то снять нужные секции получится. В противном случае придется покупать новый отопительный элемент.

Популярные статьи


Геолокация по номеру телефона — как определить бесплатно. Как узнать местоположение мобильного по номеру

Читайте также: