Ремонт 10гдш своими руками

Обновлено: 03.07.2024

"Большая громкость значения не имеет, хочется негромкого более-менее качественного звука. "

-многое зависит и от чувствительности АС: у меня на колонках с Визатонами при 2(двух!) ваттах громкость такая, что страшно становится!

"Сделать 1, 2 или 4 головы в одной АС?
Какие преимущества/недостатки последовательного соединения 2ух таких динамиков в одном объёме? Стоит ли это делать?"

- о бедности: вариант с 2(тем более с 4!) головками на колонку может обойтись дороже пары 4А-32(у нас на рынке - 700-900р.) или Визатонов(в АВС - 1400р.), а класс
двух последних намного выше, чем у 10ГДШ-х-х!
-преимущества такого соединения:
1)удваивается мощность
2)можно увеличить в 2 раза импеданс\фактор демпфирования
3)снижается в 1,4 раза Fs
4)несколько улучшается линейность
-основной недостаток не технический(хотя и таковых хватает), а философский -
из двух средненьких динамиков не сделать один хороший!

С уважением, Торопкин

Михаил, спасибо за пояснения.

Насчёт ЗЯ просто я думал что много объёма не бывает, чем больше - тем оптимальнее Для ЗЯ ГДШ на разных страницах приводятся объёмы литров 40-60, некоторые советуют 100-150

У нас (Украина, Одесса) достать новые головы российского производства наверное будет очень затруднительно.
В продаже навалом украинских 10ГДШ-1-4 (вернее новые их модификации 10ГДШ-102). Стоимость - 10$ за пару.

Ещё о двух головах в одном закрытом ящике:
запустил winISD:
поставил паспортные параметры ГДШ-10-1-4 (резонанс=40 Гц Vas=45л Q=0.8)
В случае "двухголовости" Fs вроде как не уменьшается а повышается. И увеличивается "горб" АЧХ в области НЧ.

Хотелось бы большей отдачи именно в области НЧ (вверху можно и пищалку поставить).

Так две или одну ?

"Ещё о двух головах в одном закрытом ящике:
запустил winISD:
поставил паспортные параметры ГДШ-10-1-4 (резонанс=40 Гц Vas=45л Q=0.8)
В случае "двухголовости" Fs вроде как не уменьшается а повышается. И увеличивается "горб" АЧХ в области НЧ. "

- у Вас мало параметров Т-С! Посмотрите: объем АС получился под 350л. а Qts=0,90.
- я специально сейчас проверил для пары Визатонов(у меня все параметры Т-С для них есть) - полный порядок, никаких горбов на АЧХ!
- еще момент:параметры лучше снять, т.к. у наших динамиков разброс бывает просто фантастическим!

Хотелось бы большей отдачи именно в области НЧ (вверху можно и пищалку поставить).

- 2гд-36 длинной осью - вертикально, через кондер 4мкФ(МБГЧ и т.п.)+резистор 3-7 Ом(все подбирать на слух).
- все динамики поднять повыше или:один 10гдш - вверх,
второй - вниз, 2гд-36 - между ними(все относительно геометрического центра).

Так две или одну ?

- две! И добавить ВЧ!
- но,имхо, лучше поискать 4А-32 - их полно было в кинотеатрах, дк и т.п.,знакомых поспрашивайте, дайте объявление в газете.

С уважением, Торопкин

спасибо большое за объяснения.
будем искать динамики и их мерять

наши ряды пополняются!

я видел приведённую ссылку
кстати там на фото у ГДШ чёрный подвес, у нас в продаже 10ГДШ все пароллоновые - жёлтенькие, говорят жёлтые лучше.

кстати - если не в курсе - есть в инете статья из украинского "радиоаматор" - автор Борщ.
в одном номере - АС с использованием 10ГДШ-1-4 в закрытом корпусе на 60 литров.

в другом номере - АС с использованием 10ГДШ-1-4 в фазоинверторе (ёмкость ящика не помню) + в маленьком корпусе две пищалки разнесённые под 120 град. - это на одну АС.

кстати 10ГДШ-1-4: у нас продаются новые модификации - 10ГДШ-102 и 102М. кажется есть ещё какие-то.
отличия от классического ГДШ - другая намотка катушки (модет ещё что-то).

я в магазинах видел несколько вариантов - одни идут с обычным дифузором, другие - с концентрическими полосками на нём, третьи - с синусом выгнутым (волнистым). и не понятно что из них лучше.
где-то читал что какие-то из них отличаются меньшей частотой резонанса, но к ним тогда обязательно пищалку.

вдогонку:
ещё есть вопрос

к примеру скажем ЗЯ оказался объёмом 100-130 л.

рекомендуемые размеры, расчитываемые по "золотому сечению" - это в итоге (относительно - на первый взгляд) невысокий, широкий и неглубокий ящик.

30 см х 30 см и на метра полтора высотой сделать - будет смотреться очень даже фаллически

и на сайтах известных проиводителей все напольные системы очень высокие, глубокие и узкие и со всякими золотыми сечениями совсем не вяжутся.

как вообще форма такого вытянутого параллелепипеда влияет за звук?
или не влияет вообще - и всё это ерунда (золотое сечение в ящике) - тогда делать любых размеров ящик, внутри облепить стенки войлоком и ватой и всё будет ОК?

Дорогие Ник и Владислав!

1)Нет ничего зазорного в использовании автомобильных динамиков!
Их отличие от бытовых в том, что в одном ряду с качеством звучания стоят
механическая прочность(вибрационная стойкость) и
влагозащищенность.
Если производителю удалось обеспечить два последних параметра без излишнего ущерба первому, то такой динамик вполне достоин работы в бытовых АС.
Конечно, надо долго выбирать!
2)"Золотое сечение" и "подобие фаллоса" - вопрос дизайна. Второе, кроме того, - "бессовестный фрейдизм".
Известно, что наилучшей формой корпуса АС(после труднореализуемой сферы) является неправильная трапеция*. В простейшем случае таковая получается при
некотором наклоне фронтальной (или тыловой) панели.

С уважением, Торопкин

*- в некоторых современных работах оспаривается влияние геометрии акустического оформления на характер звучания и параметры АС.
Имхо, следует придерживаться фундаментальной акустической науки, а не публикаций в отдельных изданиях.

2 Михаил Торопкин: Увы,кроме мех.прочности и влагостойкости есть еще одна проблема - автомобильные динамики практически все как один рассчитаны на Free-Air,то бишь на бесконечный экран,поэтому создать компактную систему с хорошей отдачей на низах на них "большой проблем",плюс весь инет небезосновательно твердит что автодинамики дороже всегда как раз из-за повышенных требований к ультрафиолето-влаго-вибро-стойкости. Хотя вот сколько ни лазил по магазинам да рынкам - ситуация как раз обратная,может из-за того что нет нормальных поставщиков фирменных динамиков для домашнего АС-строительства в Самаре. С другой стороны,многие мои друзья-самодельщики не раз оказывались в луже создавая громоподобных монстров с отдачей вплоть чуть ли не до 15Гц. Ну да,на графике все красяво очень,АЧХ просто загляденье,но для комнаты в городской квартире эти чудовища просто неприемлимы из-за ужасного бубнения. Я тут где-то писал,что недавно слушал АС,обычные от Маяка 232,что-ли,они на широкополосниках 10ГДШ,объем литров 20-25,просто чуть доделанные(задемпфированные корпуса). Они по паспорту от 63 играют,субъективно - гораздо ниже и очень даже качественно. Для комнаты 15м самое то.

З.Ы. Да,кстати - и форма ящика - кубик - с точки зрения науки у них самая гов. я.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Посмотрите на клиента. Можно в порядок привести?
6гд-6-25 с донорской акустики. Хотел установить на 25АС-309 вместо 3ГД-31. Понравилось как второй звучит, а этот видимо уже некто пытался ремонтировать - обильные следы клея на мембране. Катуха вроде целая.
Реально ли неопытному приклеить диффузор на катушку, что бы как надо получилось? Или проще сходить в магазин и купить за 750 руп. новый?

img_3777.jpg
img_3778.jpg

Я бы пробовал чинить, ну даже из интереса. От количества клея будет зависеть резонанс пищалки и звук, в итоге. А потом можно и новую прикупить, но лучше сразу две.
К стати, перематывал такую пищалку, больше не хочу.

Ну, вот сейчас вылезла еще одна проблема, даже в лупу не могу рассмотреть один конец катушки.
Видел где-то готовые катушки с диффузором продавали по 200 руб. вроде, так и доставка будет всяко разно. За пару вылезет под 600 руб. Все же дешевле, но как все это будет звучать непонятно. Однако придется в магазин идти за целым дином.

Лучше конечно новый, морока сэтим динамиком. У меня тоже есть единичные экземпляры, пару восстанавливать напряжно.

Искренне хочу попросить помощи .
Так как интересно и тем более есть возможность отремонтировать самому динамики хочу попросить Искренне Вашей помощи Форумчане .
У меня есть кубики в которых стоят динамики 10 ГДШ .
посыпались катушки, и хочу сам все сделать несколько раз уже переделывал но понимаю есть мелочи которые нужно знать и из-за этого добиваюсь плохого результата .
Когда я их купил они были перемотаны на 25 ВТ ​​(изначально они имели 15 ВТ) на сколько я знаю .

У меня такая просьба к посетителям форума .
кто знает каким диаметром провалки медной можно их перемотать на 25 ВТ, и основная проблема КОТОРАЯ количество витков БУДЕТ намотана, и какое расстояние должно быть от начала диффузора к центру катушки внутри магнита .

Извините за такие использовании слова, но все говорю не терминологически а так как понимаю это сам) :

Искренне благодарен за внимание .

Было-бы понятнее так- Какое сопротивление имела катушка ДО и После перемотки?
У 10ГДШ поролоновый подвес и если он ещё не осыпался, то и 10-ти реальных Ватт ему черезчур.

просьба ответитькоректно,и не подкалывать. Вы наверное такой мастер что имеете 40-ка летний стаж работы на заводе динамиков.
Искренне прошу помощи в людей которые могут реально помочь .

Скорее всего это автору поможет (читаем внимательно моточные данные):

10ГДШ-1-4 (10ГД-36К)

Назначение - применение в открытых выносных акустических системах бытовой радиоаппаратуры 2-й группы сложности в качестве среднечастотного звена при работе в помещениях. Использование: общепромышленное, экспортное. Головка громкоговорителя электродинамического типа, широкополосная, круглая, с неэкранированной магнитной цепью.Диффузодератель изготовлен штамповкой из стали. Диффузор конусный с тангенцияльным подвелом и пылезащптный колпачёк изготовлен из бумажной массы. Центрирующая шайба из готовлена из ткани с пропиткой.


Эффективный рабочий диапазон частот Гц 63 . 20000
Уровень характеристической чувствительности, не менее Дб 90
Неравномерность АЧХ Дб 16
Номинальное среднее звуковое давление Па 0,8
Полный коэффициент гармонических искажений при подведении мощности, соответствующей номинальному звуковому давлению , %,
ниже 1000 Гц 6
выше 1000 Гц 3
Номинальное электрическое сопротивление Ом 4
Предельная шумовая (паспортная) мощность Вт 10
Предельная долговременная мощность Вт 15
Предельная кратковременная мощность Вт 20
Частота основного резонанса Гц 40+-8
Полная добротность 0,8+-0,2
Габаритные размеры мм d200x87
Масса г 1200

Сведения о конструкции звуковой катушки


Марка провода Гц ПЭВЛ
Диаметр провода мм 0,18
Количество слоев намотки 2
Количество витков в 1-ом слое 33
Количество витков во 2-ом слое 30
Омическое сопротивление катушки Ом 3.6+-0.5
Высота звуковой катушки мм 22
Внутренний диаметр мм 25.7
Внешний диаметр , вместе с намоткой мм 26.8

10ГДШ-2-4 (10ГД-36Е)

Назначение - применение в открытых выносных акустических системах бытовой радиоаппаратуры 2-й группы сложности при работе в помещениях. Использование: общепромышленное, экспортное, тропическое. Головка громкоговорителя электродинамического типа, широкополосная, круглая, с неэкранированной магнитной цепью.Диффузодератель изготовлен методом литья под давлением из алюминиевого сплава. Диффузор и высокочастотный конус изготовлены из бумажной массы с пропиткой. Центрирующая шайба и подвес изготовлены из ткани с пропиткой.


Эффективный рабочий диапазон частот Гц 63 . 20000
Уровень характеристической чувствительности, не менее Дб 87,5
Рабочая мощность Вт 2
Неравномерность АЧХ Дб 14
Среднее стандартное звуковое давление Па 0,15
Полный коэффициент гармонических искажений при подведении мощности, соответствующей номинальному звуковому давлению , %,
ниже 1000 Гц 6
выше 1000 Гц 3
Номинальное электрическое сопротивление Ом 4
Предельная шумовая (паспортная) мощность Вт 10
Предельная долговременная мощность Вт 15
Предельная кратковременная мощность Вт 35
Частота основного резонанса Гц 40+-8
Полная добротность 1+-0,4
Габаритные размеры мм d200x82
Масса г 1200

Сведения о конструкции звуковой катушки


Марка провода Гц ПЭВЛ
Диаметр провода мм 0,18
Количество слоев намотки 2
Количество витков в 1-ом слое 33
Количество витков во 2-ом слое 30
Омическое сопротивление катушки Ом 3.6+-0.54
Высота звуковой катушки мм 22
Внутренний диаметр мм 25.7
Внешний диаметр , вместе с намоткой мм 26.8

Среди некоторых экспертов существует мнение.
Что многополосная акустика в СССР была так себе ,
а вот в деле создания широкополосных динамиков инженеры добились некоторых успехов.

Помню как однажды наткнулся в вк на статейку , с детальным разбором (разоблачением) всей советской акустики.
Которая заканчивалась словами ,что из всего этого многообразия,именно 10гдш ,и 4а32 есть что то более или менее достойное.

Мнение спорное , но имеет право на жизнь.

Из широкополосных , с 4гд35 я знаком давно и он по своему неплох ,но только с ламповыми усилками .
с транзисторными это серая радиоточка.
5гдш-1 и 5гдш-2 меня сильно разочаровал , он и с германиевым усилом не звучит даже.

А вот 10гдш я хотел послушать давно ,но не было возможности.

10гдш это советский шп динамик ,судя по всему выпускавшийся с 70х , и до конца 80х.
Ставился он в основном в колонки Маяк , Романтика , Нота и др.

Почитав про него в интернете сложилось мнение ,что это динамик с менее изысканным звуком чем 4гд35 , но с сильным басом и гораздо больше подходящий под поп музыку.

Ведь особенность 4гд35 ,да и наверное почти всех шп динамиков,даже современной Ноэма 150гдш и 4а32 в том,что такие динамики не умеют играть рок,поп и вообще какую либо сложную музыку, кроме вокала ,джаза и акустической гитарки.
Однако играют этот джаз и вокал (при наличии подходящего усилителя ) так душевно ,что многие гораздо более дорогие колонки не смогут повторить .

Ну и в общем 10гдш судя по отзывам смог выйти за рамки джаза , вокала и представлялся мне с чужих слов гораздо более универсальным динамиком.
Заточенным не только под лампу или германий ,и играющим нормально и с обычными усилами.

Иногда можно услышать мнение ,что это хорошая альтернатива советским двухполоскам типа с30 и Вега.

Хотя почему то эта тема слабо освещена на ютюбе , и 10гдш там в основном присутствует в видео с достаточно сложными и дорогими проектами самодельных колонок. Обыватели такое повторить не смогут ,им интересен готовый продукт.

А готовый продукт - это колонки Маяк ,Романтика . Как правило довольно большие полочники закрытого оформления, хотя бывали и с фазоинвертором как Нота.

Во времена СССР таких колонок, как Маяк и Романтика выпустили очень ,очень много.

Но так как у динамика 10гдш подвес ппу , то уже годам к 2000м он стал осыпаться и требовать замены.
В те года замену найти было сложно ,да и клеить подвес многие не умеют.
Поэтому предполагаю ,что большая часть тех миллионных тиражей таких колонок была просто выброшена на помойку ещё лет 20 назад.

И сейчас такие колонки и динамики встречаются не так уж и часто.

И вот я решил купить колонки на 10гдш , покупал с пересылом,и выбор был между Романтикой, и 10ас-203.
Я выбрал второе .так как 10ас-203 во первых симпатичней, во вторых выпускались ещё в 70е,в третий чуть крупнее .

И тут возникает один момент : 10гдш был двух поколений ,не считая мелких модернизаций.
Первое поколение 10гдш-1-4 (10гд-36К)
Второе поколение 10гдш-2-4 (10гд-36Е)

Внешне спереди они почти не отличаются, главное отличие сзади - это литая корзина у 36К и штампованная у 36Е

10гд-36К
Сама корзина на звук не влияет ,но помимо корзины у позднего 10гдш якобы более тяжёлый диффузор ,что негативно сказывается на звуке.

Во всяком случае в интернете есть статьи про то ,что поздний якобы звучит похуже.

И вот я выбрал 10ас-203 для того ,чтобы уж точно не ошибиться и купить колонки с ранней версией динамиков.
Ведь это самая ранняя модель акустики с 10гдш.

Но к сожалению оказалось ,что динамики там уже не родные а те самые поздние.
Поэтому буду рассказывать именно про них ,про 10гдш-2

10ас-203 - колонки закрытого типа ,без фазика и с 10гдш-2 они играют своеобразно.

Баса много ,но он немного гулкий , и на басах вроде как теряется остальной диапазон. Динамик видимо не может одновременно играть и нч долбёжку и сч ,из за чего средние становятся немного невнятными.

Высокие частоты довольно сиплые и грязноватые , похожи на вч колонок Комета.

В целом звучание с транзисторным усилителем несколько крикливое ,яркое и напоминает характер акустики для сцены и мероприятий.
Громко ,ярко ,но бестолково. Однако есть некоторый празднично танцевальный окрас.
Звук грубоват,грязноват.

Если же вытащить 10гдш-2 из корпуса и поставить в открытый ящик или щит (я поставил в корпуса колонок от Аккорд-201)
То басов получается заметно меньше ,но звук на мой взгляд становится более музыкальным, без излишнего гудения на басах ,и сч из за этого немного улучшаются.

Но как я и думал - все ширики любят ламповый звук ,в моём случае германиевый усилитель Аккорд . И 10гдш-2 не исключение.

Как бы не преподносили его как ширик,который способен нормально играть с транзисторными ,это всё равно не так.

с Аккордом он меняется почти до неузнаваемости , исчезает грубость и грязь , он становится немного мутным ,но мелодичным.
В звучании появляется душа и слушать становится интересно.

Хотя он и не превращается во что то очень классное ,но в таком виде звук гораздо приятней.
Причём и в закрытом ящике и в открытом.

Таким образом если рассматривать 10гдш-2 как альтернативу недорогим двухполоскам типа Вега, Кантата, Комета.
То я бы не сказал ,что он лучше, но и не особо хуже.

Он громче, басовитей, но звук с обычными усилками не ламповыми довольно грязный ,жёсткий и не интересный.

Хотя он звучит предпочтительней ,чем 25ас-128.
Трёхполоске 25ас-2 он тоже проигрывает.

Но если сравнивать с с30 ,то наверное колонки на 10гдш-2 будут не хуже.

Читайте также: