Реле поворотов для светодиодных ламп своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Многие замечали как работает штатное реле поворотов : частота зависит от напряжения в бортовой сети, от нагрузки. А о переходе на светодиодные поворотники даже и речи нет.

Хочу предложить на ваш суд несколько схем, свободных от этого недостатка.

Разберем схемы №1 №2

Возможность работать с любой нагрузкой, будь то лампы поворотников мощностью до 50 ватт. Заменяет штатное путем прямой замены – потребуется лишь дополнительно подключиться к корпусу. Также превосходно работает с малой нагрузкой – установив такое реле поворотников можно безболезненно перейти впоследствии на светодиодные поворотники.

Схема №2 рекомендованна для работы в 6 вольтовых мотоциклах, несмотря на то что прекрасно работает и при 12 вольтах. Используется уже не падение напряжения на резисторе, а изменение напряжения на светодиоде во время его работы при номиналах резистора в пределах 680ом-1.6Ком.

С некоторой натяжкой можно сказать что схема №1 – для 12 вольтовых систем, схема №2 для 6 вольтовых.

Схема №3 расчитанна на более низкую нагрузку типа светодиодных поворотников, хотя транзистор способен выдержать общий ток потребления ламп штатных поворотников, он будет грется и при длительной работе потребуется ему теплоотвод. Проверенна схема при длительной работе на 15 ваттную нагрузку-две лампы в 5 и 10 ватт без теплоотвода. При работе двух 10 ваттных ламп через 3-4 минуты – сильный нагрев транзистора. Транзистор использовался биполярный, КТ973а – остальные детали-аналогичные схеме №1№2.

В последнее время стало применение светодиодных автомобильных ламп. Они более долговечные и потребляют меньше тока. Последнее как раз и влияет на работу реле поворотов, изменяя его частоту. Периодичность работы реле привязана к сопротивлению нагрузки, то есть к установленным лампам. При увеличении сопротивления нагрузки, что именно и происходит при перегорании или размыкании одной из ламп реле начинает срабатывать наиболее часто. Тот же самый эффект наблюдается и при установке светодиодов в указатели поворотов, так как их потребляемая мощность меньше, а это значит сопротивление значительно больше.

Изучив материал данной статьи, вы сможете доработать штатное реле указателей поворотов для светодиодов, чтобы оно срабатывало с нужной вам периодичностью.

Прежде всего немного о штатном реле. Реле указателей поворотов 3 контактное о котором пойдет речь устанавливается на автомобили начиная с ВАЗ 2108 по настоящее время, то есть на ВАЗ 2109, 2110, 2111, 2112, Ладу Приору, Ладу Калину, автомобили ГАЗ. Маркировка 495.3747-ХХ.

Доработка реле поворотов 495.3747

Для доработки реле необходимо будет вскрыть корпус. Для этого возьмите отвертку с плоским лезвием и снимите крышку корпуса оттягивая пластмассу защелок с двух противоположных сторон.

Доработка реле поворотов 495.3747

R3 — резистор ограничивающий ток на управляющую базу транзистора в микросхеме; R1 и С11 — именно эти радиоэлементы и отвечают за частоту выходного сигнала от ножки 3 микросхемы. От ножки 3 осуществляется питание обмоткой реле; Вывод 7 — тоже интересный вывод. Вывод контролирующий изменение сопротивления и соответственно напряжения на контакте 49 а. Именно он и дает команду микросхеме менять частоту при перегорании ламп. Микросхемы могут стоять не только указанные на схеме, но и например, КР1055ГП1Б и т.п. аналоги.

Теперь представляя функциональное назначение элементов реле, нетрудно определиться с мерами по сохранению частоты срабатывания указателей поворотов при изменении их внутреннего сопротивления, то есть например при установке светодиодов.

Возможно изменить номинал емкости, увеличить его в два раза (заменив на конденсатор 4,7 мкФ вместо 2,2 мкФ — на фото емкость увеличена за счет параллельного подключения дополнительного конденсатора к штатному), но при этом наблюдается некорректная работа аварийной сигнализации.

Доработка реле поворотов 495.3747

Она будет работать с частотой в два раза ниже. Вариант с изменением сопротивления тоже не совсем удачен. Так как фактически здесь придется эмпирическим путем подбирать резистор ограничивающий ток на вывод 4, тоже не совсем удачный вариант.

Схема включения реле поворотов 495.3747

Доработка реле поворотов 495.3747

Остается последний и пожалуй наилучший выход. Фактически убрать контроль за сопротивлением нагрузки. Разрезав фольгу на печатной плате (красная линия) идущую к выводу 7 микросхемы мы получим устойчивое по частоте срабатывание указателей поворотов.

После этой переделки резистор R2 нужно уменьшить до 60 — 200 Ом.

Доработка реле поворотов 495.3747

Единственным недостатком такой доработки реле для светодиодов будет отсутствие за контролем перегоревших светодиодов, так как мы убрали фактически зависимость частоты от сопротивления нагрузки.

собираюсь поставить себе светодиодные поворотники, светодиодную матрицу буду паять сам.
в нете прочитал что с обычным реле они очень быстро мигают, или горят, нужно электронное реле, нашёл пару схем но они какие то сомнительные.

подскажите схему реле поворотов, на котором можно будет самому регулировать частоту мигания, ну и чтобы работало безотказно, с возможностью подключения аварийки. рабочее напряжение 12В, но лучше чтобы был диапазон работы 9-15В.

советовать подключить резистор или лампу накаливания к светодиодам не надо, перехожу на светодиоды в целях энергопотребления.

Есть несколько вариантов:
1. Мультивибратор на рассыпухе (а обучалке на сайте есть). Главное в этом деле правильно транзисторы подобрать. Главный минус - громоздкость и возможный уход частоты (не сильно, но может быть заметно).
2. Мультивибратор на таймере 555 + плюс мощный MOSFET (МОП).
3. МК. Любой. ИМХО, наилучший вариант, т.к. можно зашить еще и защиты (токовые и контроль работоспособности), а так же нагрузить процессор еще каким-нибудь дополнительным полезным алгоритмом (ЖК-экран, температура, доп.контроль и т.д.)

JLCPCB, всего $2 за прототип печатной платы! Цвет - любой!

Есть несколько вариантов:
1. Мультивибратор на рассыпухе (а обучалке на сайте есть). Главное в этом деле правильно транзисторы подобрать. Главный минус - громоздкость и возможный уход частоты (не сильно, но может быть заметно).
2. Мультивибратор на таймере 555 + плюс мощный MOSFET (МОП).
3. МК. Любой. ИМХО, наилучший вариант, т.к. можно зашить еще и защиты (токовые и контроль работоспособности), а так же нагрузить процессор еще каким-нибудь дополнительным полезным алгоритмом (ЖК-экран, температура, доп.контроль и т.д.)

ну первые два варианта отпадают, а вот про третий давай подробнее

Сборка печатных плат от $30 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет

2Anode_Katode: не забываем, что машин следит за исправностью именно лампочек и начнет верещать при их отсутствии. О чем автор упоминал в начале.

Применение полупроводниковых приборов на основе карбида кремния (SiC) производства Wolfspeed в высокочастотном резонансном LLC‑преобразователе позволяет уменьшить на 50% массогабаритные показатели преобразователя и снизить на 30% потери мощности в магнитных компонентах. Максимальный КПД преобразователя с выходом 400 В/16 А на частоте 500 кГц при этом достигает 98,5%.

Компоненты и решения Littelfuse обеспечат надежную работу и долгий срок службы умных счетчиков электроэнергии, газо- и водоснабжения. Обширная номенклатура, включающая в себя герконы семейств MDCM-4, MDSR-10 и MDSM-10, твердотельные реле PLA19x, CPC1хxх и СPC5хxх, тиристоры SIDACtor®, диодные сборки, термисторы, MOSFET/SiC MOSFET, TVS-диоды, плавкие и самовосстанавливающиеся предохранители и другие компоненты, соответствует современным требованиям, что упрощает проектирование и сертификацию современных интеллектуальных счетчиков коммунальных услуг.


конечно, жду, просто то что в нете находил, не совсем подходит, у них у всех есть минусы, и не маленькие


вот пара вариантов которые я смотрел, наиболее удачные, посмотри, может на мысль толкнёт)))

Самое простое прикреплено. Отключаем контроль ламп. Последовательно с R1 цепляем выведенный на панель и все. С идеями вопроса нет. Вопрос в изгалятельстве.

Самое простое прикреплено. Отключаем контроль ламп. Последовательно с R1 цепляем выведенный на панель и все. С идеями вопроса нет. Вопрос в изгалятельстве.

это же тоже ждя ламп накаливания,

что цепляем? лампу накаливания? это не подходит, цель экономия электроэнергии, и контрольная лампа тоже будет светододная.

а что по третьему пункту? который выше, на микроконтролёре?

Это для чего угодно, т.к. отцепляется цепь контроля исправности ламп. Можно прицепить и светодиоды.
Последовательно с R1 соединить дополнительный резистор, который установить на панели.
Что хотим получить от мк?
_________________
Docendo discimus

Идея собственноручно спроектировать реле поворотов для светодиодов рано или поздно посещает большинство автолюбителей. Дело даже не в том, что устаревшие устройства довольно часто ломаются. Просто светодиоды дают намного больше возможностей при индикации поворотов, а доработка – довольно простая задача даже для автомобилиста-новичка.

Хотя монтаж светодиодов для обозначения поворотов имеет собственные недостатки (изменение угла рассеивания, чересчур резкое включение и др.), такие схемы имеют множество преимуществ.

Светодиодные реле поворотов на отечественные автомобили

Традиционно в автомобилях ГАЗ и ВАЗ реле можно найти на моторном щите, расположенном за приборной панелью. Устройство может быть аналоговым (231.3747) или цифровым (494.3747). Они ощутимо отличаются по размерам, их можно различить на глаз, но реле обычно маркируются. Доработка возможна только для цифрового варианта, поэтому в случае чего его нужно приобрести.

Первым делом нужно вскрыть корпус. Для этого нужно поддеть плоской отверткой защелки, находящиеся с обеих сторон крышки.

Реле в разобранном виде и требуемый чип (Рис. 1).

Реле в разобранном виде и требуемый чип

Далее можно попробовать несколько способов.

  1. Переломить дорожку на монтажной плате (просто вырезать её часть с помощью лезвия или канцелярского ножа). Для пущей надежности эту область лучше заизолировать с помощью маникюрного лака или любого другого состава. Привязка идет к 7 каналу. Это справедливо также для реле 495.3747. 494.3787…, как и практически для любого другого, основанного на микрочипе. Переделка схемы под светодиоды на них проходит аналогичным образом. Загвоздка только в том, чтобы правильно определить требуемый канал, его расположение разнится в зависимости от конкретной платы.
  2. Следующий способ имеет один недостаток – отсутствие индикации перегорания светодиодов при обозначении поворотов (они довольно надежны, так что это не страшно). На рис 1. зеленым выделен конденсатор, который отвечает за частоту генератора, к нему и применяется доработка. Чтобы светодиоды не мигали, а работали более плавно, эту частоту нужно уменьшить в 2 раза, а значит – увеличить вдвое емкость конденсатора (4,7 мкФ на 50 В или просто добавить ещё один исходного номинала).
  3. Установка дополнительных резисторов параллельно со светодиодами тоже поможет решить проблему. Загвоздка лишь в том, чтобы правильно подобрать их величину так, чтобы сопротивление имитировало нагрузку лампы. В среднем номинал резисторов подбирается из диапазона 2-2,5 кОм. Переделка происходит намного проще при наличии спец. оборудования, но величину сопротивления можно подобрать и экспериментальным путем.
  4. Можно также спаять светодиоды последовательно. Нагрузки от 5 светильников должно хватить для размыкания цепи. Такие схемы для поворотов встречаются довольно часто.

Реле поворотов своими руками

Доработка реле поворотов – занятие увлекательное, но довольно трудоемкое. Иногда намного проще собрать новое, ведь в целом требуется всего 3 детали. Главное, чтобы разъемы согласовались.

На ближайшем радиорынке нужно приобрести:

  • достаточно мощный полевой транзистор;
  • резистор;
  • мигающий светодиод (лучшие результаты показывают красные светодиоды).

Покупка всех 3-х элементов обойдется всего в пару долларов.

сзема реле поворотов

Естественно, при свете дня мощности одного диода явно недостаточно. Такая схема реле поворотов может использоваться для задания частоты мерцания. То есть реле поворота заменяется полностью, а мигать будет сам поворотник.

Поворотники для импортных авто

В большинстве своем зарубежные производители уже давно отказались от использования поворотников на обычных лампах. Поэтому доработка реле поворотов для светодиодов требуется лишь в случае его замены или же если планируется изменить принцип работы устройства.


Многим не приходится по душе такая переделка сигнального освещения, но приглядевшись, можно обнаружить такую систему в действии на одном из городских светофоров.

Вставить светодиоды в поворотник или изменить принцип работы существующего реле – не такая уж и сложная задача. Доработка схемы или создание новой не потребуют много затрат усилий и времени, зато авто будет подготовлено ко всем дорожным ситуациям.

Читайте также: