Регулятор дворников своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

Такой регулятор, на копеечном таймере, используется у меня с электродвигателем от дворников ВАЗ. Регулирует от нуля до максимального значения. Полевик практически не греется, но на всякий случай поставил его на маленький радиатор. В инкубаторе может использоваться для поворота лотков, регулирования оборотов вентиляторов и т. п.

Этот регулятор может хорошо пригодиться тем, кто хочет поворачивать лотки моторчиком от стеклоочистителя ВАЗ с помощью КШМ (кривошипно-шатунного механизма). У него число оборотов выходного вала великовато для КШМ. При попытке снизить обороты путем подключения последовательно мотору гасящего резистора или транзистора в линейном режиме, приводит к тому, что момент на валу падает настолько, что в неблагоприятном случае не хватает силенок, чтобы сдвинуть лотки. С ШИМ регулятором момент на валу, при снижении оборотов, остается достаточно высоким для нормального поворота лотков.

Спасибо за схему!
Печатной платы нет готовой?

Печатки не было изначально, собирал на монтажке, да и не для инкубатора, а для сварочного полуавтомата (протяжка сварочной проволоки). Пол года уже работает, полет нормальный.

Печатки не было изначально

Печатки не было изначально

схема

Вот практически практически идентичная схема с печаткой.
Отличный, могу сказать регулятор. Я тоже его ставлю на переворот. Только моторчик с червячным редуктором не от дворников а от стеклоподъемников. Этот ШИМ - позволил снизить обороты КШМ до 1 оборота - за 15 секунд. И действительно привод остается тяговитым. Не так как с регулировкой по напряжению.

печатка

Печатки не было изначально, собирал на монтажке, да и не для инкубатора, а для сварочного полуавтомата (протяжка сварочной проволоки). Пол года уже работает, полет нормальный.

Спасибо собрал по вашей схеме на П/А работает нормально протяжка двигатель от ВАЗ классика только в нём надо одну щётку от соединить от корпуса .а то транзистор выходной горить .У меня плюс полуавтомата на аппарате .Успехов и всего хорошего.

д. Ака, Барвинок, каким образом в ваших схемах можно реализовать реверс двигателя стеклоочистителя ВАЗ?

Какой смысл к ним обращаться, если один 1 год 8 мес. не в сети, а другой 3 года 2 мес. не заходит на форум?

Да, действительно, есть такое, сразу не заметил. Значит буду искать ответ на других форумах.

Значит буду искать ответ на других форумах.

И здесь тоже можно найти ответ. Главное правильно сформулировать вопрос.

VladimirIv пишет:

Значит буду искать ответ на других форумах.

И здесь тоже можно найти ответ. Главное правильно сформулировать вопрос.

ОК. Попытаюсь сформулировать правильно вопрос. В наличии двигатель с редуктором от авто ГАЗ 53, представляющий ротор с обмоткой и щетками. Вместо статора обычные постоянные магниты. Специально был выбран для возможности создания реверсивного движения с помощью реле времени с 12-вольт. МКУ 48 на выходе, имеющем 2 мощные контактных группы, которые через каждые 2 часа после подачи сигнала с микросхемы переключали реле и соответственно меняли полярность подачи напряжения на двигатель. Этим и осуществлялся реверс двигателя и переворот лотков до срабатывания концевика. Все бы ничего, но очень быстро происходит поворот лотков. Яйца, конечно, не вылетали, но все же нежелательно.
Задача. Как в рассмотренных выше схемах реализовать реверс двигателя стеклоочистителя?

Осень… И одновременно с этой “чудесной” порой года приходит проблема, над которой явно не заморачивались конструкторы и инженеры классических моделей автомобилей ВАЗ. Уже была рассмотрена “сезонная доработка”, которой рассматривался вопрос некоторого улучшения отопителя ВАЗ, и относилась эта статья именно к классическому семейству автомобилей ВАЗ.

Доработка дворников для ВАЗ 2101, 2107, 2106

Для семейства автомобилей ВАЗ доработка дворников тоже является довольно нужной задачей, а причин несколько:

Существенно позволяет повысить комфорт водителя. Повышает безопасность движения в дождливую погоду. Увеличивает время износа лобового стекла.

Немного добавили конкретики в преимущества доработки дворников.

ВНИМАНИЕ. Перед началом роботы, обязательно убедитесь, что на Вашем автомобиле стоит реле от ВАЗ 2107! С реле от ВАЗ 2101 – не работает!

Доработать реле стеклоочистителей

Следует начать с того, для чего это вообще нужно. В сильный дождь, дворники ВАЗ 2101 – 2107 справляются на отлично, обеспечивая достаточно приличную скорость движения. Но, если дождь противно моросит, сотни тысяч водителей “классики” проклинают завод за то, что нельзя подобрать нужную частоту работы дворников.

В итоге, получается что стеклоочистители трутся по сухому стеклу довольно длительное время, и ничего хорошего в этом нет. Чтобы нейтрализовать это неприятное явление, приходится выключать и включать дворники вручную.

Найдутся и такие, кто скажут, что в этом нет никаких сложностей – выключилвключил, да, можно согласится, но стоит Вам проехать хотя бы сотню километров, как Ваше мнение поменяется.

Схема регулировки дворников автомобилей ВАЗ 2101 – 2107

Настало время для перехода непосредственно к реализации хитрого замысла.

  • Для начала необходимо демонтировать реле, которое отвечает за паузу между взмахами стеклоочистителей. Располагается оно в салоне, рядом с ручкой открывания капота.
  • Реле крепится к кузову парой винтов, провода соединяются с помощью обыкновенной соединительной колодки. Демонтируем его и разбираем. Думаю что рассказывать, как его разобрать, будет лишним, Вы все поймете, просто взяв реле в руки и внимательно осмотрев.
  • После разборки Вы обнаружите плату, на этой плате нам нужен всего один маленький элемент – это резистор, он изображен на рисунке:

Доработка дворников для ВАЗ 2101, 2107, 2106

  • Далее последует немного теории. Сопротивление родного резистора – 62 кОм, это дает эму возможность удерживать интервал, примерно равный 4-м секундам. Теперь важная информация. Этот резистор оптимально заменить резистором с в половину меньшим номиналом. Он будет определять нижний порог частоты взмахов и равняться будет приблизительно 2-м секундам. Последовательно припаиваем переменный резистор к постоянному. Номинал сопротивления переменного резистора лежит в диапазоне от 100кОм до 500кОм.

Не стоит брать больше! Затем необходимо осуществить припайку двойного провода, один к плате вместо ножки резистора, второй непосредственно к резистору.

Доработка дворников для ВАЗ 2101, 2107, 2106

Доработка дворников для ВАЗ 2101, 2107, 2106

  • Производим сборку реле, которое склеиваем с помощью любого имеющегося клея. Можно даже не склеивать, но для стабильной работы реле так будет лучше.

Доработка дворников для ВАЗ 2101, 2107, 2106

  • К проводу с обратной стороны припаиваем переменный резистор, одним проводом к центральной ножке, вторым к любой из боковых. Вот что получаем:

Доработка дворников для ВАЗ 2101, 2107, 2106

7. Следующим шагом – устанавливаем реле обратно в наш автомобиль, монтируем его на старое место. Место под переменный резистор – любое на Ваше усмотрение.

Доработка дворников для ВАЗ 2101, 2107, 2106

Немного о номинале резисторов. В данном примере устанавливались:

Переменный – 100 Ком.

Постоянный – 45 Ком.

Номинальная мощность резисторов не имеет значения, были взяты резисторы по 0,25 Вт. При этих параметрах регулируется от 2 до 10 сек.

Стеклоочиститель с регулируемой паузой подключается параллельно, к контактам конечного выключателя стеклоочистителя. В том случае если регулятор паузы выключен, контакты выключателя SA1 разомкнуты, и стеклоочиститель работает в штатном режиме.

принципиальная схема стеклоочистителя с паузой

В тот момент, когда происходит замыкание контактов выключателя SA1, конденсатор C1 быстро заряжается через электродвигатель привода стеклоочистителя ( кстати он же и защищает контакты конечного выключателя от подгорания). А вот конденсатор C2 наоборот, заряжается медленнее, через соединенные последовательно резисторы R4 и R5. Когда напряжение на нем достигнет определенной величины, то откроются транзисторы VT2 и VT1, напряжение поступит на управляющий электрод тиристора VD1, после чего последний откроется. Собственно открытие тиристора и приводит электродвигатель стеклоочистителя в движение.

После нескольких оборотов электродвигателя, контакты конечного выключателя замкнутся, и произойдет разряд обоих конденсаторов (C1 и C2). Схема вернется в исходное состояние.

После завершения полного хода щеток, концевой выключатель разомкнется и двигатель стеклоочистителя остановится. Конденсаторы C1 и C2 опять начнут заряжаться и цикл работы повториться.

О деталях. Транзистор VT1 можно заменить любым аналогичным обладающим p-n-p проводимостью, а транзистор VT2 на любой, но с проводимостью p-n-p. Тиристор VD1 используется типа КУ202 с любым буквенным индексом.

Переменный резистор R4 с выключателем, типа СП3-10бМ, СП3-12к. Лучше всего выбрать его из группы А, так как в этом случае длительность паузы будет регулироваться линейно. В качестве постоянных были применены резисторы типа МЛТ, ОМЛТ, МТ. Конденсаторы C1, C2 типа К50-6, К50-16 с рабочим напряжением не ниже 16 В.

О регулировке. Длина паузы, как было сказано ранее, регулируется от 5 до 60 секунд. Однако в случае необходимости, минимальную длительность можно изменить, подобрав резистор R5, а максимальную — изменяя величину переменного резистора R4.

Современные автомобили оборудованы стеклоочистителем, который может работать в непрерывном и пульсирующем режиме движения щеток. Второй режим очень удобен при моросящем дожде и слабом снеге, но автомобили ранних выпусков и некоторые современные модели, например “Москвич-2140”, не имеют пульсирующего режима, что создает определенные неудобства при их эксплуатации.

Предлагаемое устройство позволяет получить регулируемый пульсирующий режим работы стеклоочистителя. В отличие от ранее опубликованных устройств, применяющих дополнительные выключатели и электромагнитные реле, этот регулятор рассчитан на использование штатного переключателя режимов работы стеклоочистителя и является бесконтактным. Подключение схемы к переключателю не изменяет существующих режимов работы щеток (быстрый, медленный), а только задает паузу между тактами этих режимов. Пауза задается переменным резистором, ручка которого выведена на лицевую панель приборов.

Устройство, схема которого приведена на рис. 1, состоит из тиристорного ключа VS1, генератора импульсов на однопереходном транзисторе VT2 с элементами С2, R5—R8, блока первоначального включения тиристора — VT1, С1, VD2, R1—R4, элементов защиты схемы от ЭДС самоиндукции — диода VD1 и конденсатора С3.

Работает устройство следующим образом. В исходном состоянии переключатель SA1 выключен, прибор обесточен, контакт SF1 разомкнут, конденсатор С1 заряжен до напряжения бортовой сети, цепь зарядки С1 следующая: +12 В, обмотка возбуждения (OB), C1, VD2, R1, общая шина.

При включении переключателя SA1 замыкаются его контакты 1, 3, подавая напряжение питания и одновременно подключая заряженный конденсатор С1 к переходу база — эмиттер транзистора VT1, который открывается на время разрядки этого конденсатора и включает тиристор VS1. Электродвигатель стеклоочистителя включается, замыкает свой контакт SF1, механически связанный с ним, и одновременно шунтирует цепь питания генератора и тиристора, последний закрывается, а двигатель остается включенным с помощью контакта SF1.

После двойного хода щеток контакт SF1 размыкается и двигатель отключается. С этого момента устройство вновь получает питание через обмотку двигателя и обмотку возбуждения. Конденсатор С2 генератора начинает заряжаться через резисторы R7 и R8, а конденсатор С1 и его цепь зарядки с диодом VD2 зашунтированы контактами 1, 3 переключателя, транзистор VT1 закрыт. При достижении порогового напряжения на конденсаторе С2 транзистор VT2 открывается, открывает тириcтор, и цикл повторяется. Время зарядки конденсаторa C2 в основном определяется сопротивлением переменного резистора R7. Когда сопротивление резистора R7 минимально, то время зарядки мало — стеклоочиститель работает непрерывно. При максимальном сопротивлении резистора время зарядки конденсатора С2 максимально—стеклоочиститель совершает цикл за 15 с. Изменением сопротивления резистора R7 устанавливают желаемый режим работы стеклоочистителя в интервале 0. 15с.

После выключения переключателя SA1 размыкаются контакты 1, 3 и конденсатор С1 заряжается до напряжения бортовой сети, при повторном включении переключателя транзистор VT1 вновь включит тиристор.

Таким образом, первый такт работы щеток всегда будет происходить сразу же после включения переключателя, второй и последующие — будут повторяться в зависимости от положения движка переменного резистора R7 на данный момент. Введение в схему транзистора VT1 с перечисленными выше элементами позволило однократно включать тиристор независимо от положения движка переменного резистора R7 при каждом очередном включении переключателя режима. При включении переключателя SA1 во второе положение (контакты 2, 3 замкнуты) — режим быстрого движения щеток — все процессы включения двигателя, формирования паузы и его отключения аналогичны описанным.

Подключение схемы - четырехпроводное. Клеммы 3, 4 устройства подключаются в разрыв общего провода (а) переключателя (см. схему), клемма 2 — вывод конденсатора С1 — к контакту 1 переключателя — малая скорость электродвигателя, клемма 1 — к шине питания +12 В.

Все элементы размещены на печатной плате, помещены в пластмассовый корпус и закреплены на переменном резисторе R7, являющемся одновременно элементом крепления устройства на приборном щитке.

В устройстве применены резисторы МЛТ, переменный резистор СП-1, конденсаторы: С2, СЗ— К50-6, С1— МБМ; диоды — VD1 — Д223, VD2 — КД105Б.

Установка тиристора на радиатор не обязательна. Устройство не критично к замене полупроводниковых элементов.

Приведенная схема позволяет плавно изменять частоту, с которой происходит "качание” щеток стеклоочистителя. Во время дождя это более удобно для водителя, чем несколько фиксированных значений частоты.

Микросхема DA1 работает в режиме автогенератора и управляет полевым ключем ѴТ1 (подойдет любой Р-канальный MOSFET транзистор на максимальный ток не менее 10 А).

Схема регулятора для управления стеклоочистителем

Рис. 1. Схема регулятора для управления стеклоочистителем.

Транзистор открывается при низком уровне напряжения на выходе таймера. Резистором R2 (он устанавливается на передней панели автомобиля) можно изменять частоту работы стеклоочистителя в диапазоне от 2 до 15 с. Включатель SA1 позволяет соединить моторчик от щеток напрямую с питанием.

Варианты схем регуляторов для электродвигателя автомобильного стеклоочистителя

Рис. 2. Варианты схем регуляторов для электродвигателя автомобильного стеклоочистителя.

Еще две схемы аналогичного назначения приведены на рис. 2. В первом варианте (а) [Л43] для включения электромоторчика привода механизма, обеспечивающего движение щеток, используется реле К1 на рабочее напряжение 12 В с сопротивлением обмотки не менее 120 Ом.

Во второй схеме (б) для включения стеклоочистителя применен легко доступный мощный биполярный транзистор. Показанное включение таймера обеспечивает непрерывную работу стеклоочистителя в течение примерно 3 с (два цикла работы щеток — время зависит от величины R3). Паузу между циклами можно регулировать в пределах 0,5-20 с при помощи резистора R2.

Читайте также: